Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Методика изучения лирики в пятом классе якутской школы (На материале произведений Ф. И. Тютчева и А. А. Фета) Бессонова Валентина Прокопьевна

Методика изучения лирики в пятом классе якутской школы (На материале произведений Ф. И. Тютчева и А. А. Фета)
<
Методика изучения лирики в пятом классе якутской школы (На материале произведений Ф. И. Тютчева и А. А. Фета) Методика изучения лирики в пятом классе якутской школы (На материале произведений Ф. И. Тютчева и А. А. Фета) Методика изучения лирики в пятом классе якутской школы (На материале произведений Ф. И. Тютчева и А. А. Фета) Методика изучения лирики в пятом классе якутской школы (На материале произведений Ф. И. Тютчева и А. А. Фета) Методика изучения лирики в пятом классе якутской школы (На материале произведений Ф. И. Тютчева и А. А. Фета) Методика изучения лирики в пятом классе якутской школы (На материале произведений Ф. И. Тютчева и А. А. Фета) Методика изучения лирики в пятом классе якутской школы (На материале произведений Ф. И. Тютчева и А. А. Фета) Методика изучения лирики в пятом классе якутской школы (На материале произведений Ф. И. Тютчева и А. А. Фета) Методика изучения лирики в пятом классе якутской школы (На материале произведений Ф. И. Тютчева и А. А. Фета) Методика изучения лирики в пятом классе якутской школы (На материале произведений Ф. И. Тютчева и А. А. Фета) Методика изучения лирики в пятом классе якутской школы (На материале произведений Ф. И. Тютчева и А. А. Фета) Методика изучения лирики в пятом классе якутской школы (На материале произведений Ф. И. Тютчева и А. А. Фета)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бессонова Валентина Прокопьевна. Методика изучения лирики в пятом классе якутской школы (На материале произведений Ф. И. Тютчева и А. А. Фета) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Якутск, 2003 162 c. РГБ ОД, 61:04-13/310-0

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Методологические основы изучения лирики в пятом классе.

1.1. Актуальные проблемы современного литературного образования в национальной школе 10

1.2. Особенности восприятия лирики якутскими учащимися 22

1.3. Жанрово-стилистические особенности лирики в школьном изучении 38

1.4. Методическое обеспечение курса русской литературы в пятом классе 54

Глава 2. Литературоведческие и методические основы изучения лирики Ф.И. Тютчева и А.А. Фета.

2.1. Раскрытие внутреннего мира человека в лирике Ф.И. Тютчева 70

2.2. «Запечатленное мгновение» в поэзии А.А. Фета 83

2.3. Методическое освещение лирики Ф.И. Тютчева и А.А. Фета 97

Глава 3. Методика изучения лирики Ф.И. Тютчева и А.А. Фета в пятом классе якутской школы (материалы эксперимента) 106

3.1. Меж предметные связи при изучении лирики Ф.И. Тютчева 109

3.2. Уроки внеклассного чтения. «Вечерняя природа» в лирике А.А.Фета и якутского поэта И.Е. Слепцова (Арбиты) 127

3.3. Образ березы в русской и якутской лирике (стихотворения о березе А.А.Фета, С.Есенина, якутского поэта С. Капитонова и живопись русских художников 138

ЗАКЛЮЧЕНИЕ... 145

БИБЛИОГРАФИЯ 148

Введение к работе

Актуальность исследования. Литературное развитие читателя-школьника - одна из ключевых проблем, к которым обращается современная методическая наука в стремлении по-новому осмыслить вопросы преподавания русской литературы в школе. Различные способы решения этой проблемы находят отражение в современных программах и учебниках. Среди разнообразных жанров литературы, изучаемых в школе, лирика является наиболее трудным. Это связано прежде всего с открыто эмоциональным отношением автора к высказываемому, сжатостью поэтической мысли и чувства. Метафоричность поэтического слова, частое несовпадение образа и понятия вызывают затруднения школьников при чтении стихов. Решение этих вопросов изучения особенно важно вести, начиная с 5 класса. Именно в этот период, когда наиболее велика эмоциональная отзывчивость, когда совершенствующиеся мышление и речь нуждаются в ярком, лаконичном, образном слове, создаются основы читательской культуры, происходит формирование интереса к поэзии.

Стихотворения о природе являются благотворным материалом для постижения богатства национальной культуры и нравственных ценностей, воплощенных в искусстве слова. Предлагаемые программами лирические произведениях Ф.И.Тютчева и А.А.Фета отражают мысли и чувства авторов, имеют своеобразную художественную форму, ритм, цветопись, в них раскрываются особенности миропонимания и эстетики, своеобразие поэтического мышления и отношения человека к окружающему миру. Произведения Ф.И. Тютчева и А.А. Фета долгое время считались трудны для восприятия подростками и не включались в школьную программу.

Научное изучение лирических произведений Ф.И. Тютчева
(И.С. Аксаков, М.Л. Гаспаров, В.Н. Касаткина, К.Д. Пигарев) и А.А. Фета
(Д.Д. Благой, А.А. Блок, Б.Я. Бухштаб, А.В. Дружинин, Е.А. Маймин,

Н.П. Сухова, А.В. Чичерин, Б.М.Эйхенбаум и др.) нашло отражение в трудах

литературоведов разных поколений. В названных исследованиях рассматриваются особенности поэтики лирических произведений выдающихся художников слова конца XIX века.

Вопросы изучения лирики Ф.И. Тютчева и А.А. Фета освещаются в методической литературе для русской (И.И. Аркин, Т.Е. Беньковская, Е.В. Карсалова, Т.Ф. Курдюмова, Е.Е. Маркина и др.) и национальной (М.Г. Ахметзянов, Н.Н. Вербовая, М.В. Черкезова и др.) школы.

В исследованиях методистов отмечаются трудности восприятия
учащимися произведений Ф.И. Тютчева и А.А. Фета, связанные с
особенностями стиля и языка лирики поэтов, специфическими ассоциациями
художественных образов, абстрактностью, метафоричностью, которые
сложны для восприятия учеников не только национальной, но и русской
школы. В национальной школе (в данном случае якутской) при изучении
творчества поэтов необходимо учитывать этнопсихологические особенности
восприятия, понимания нерусскими учащимися неродной литературы. Эта
проблема нашла отражение в трудах якутских исследователей

(У.А. Винокурова, Д.А. Данилов, А.Г. Новиков, А.П. Оконешникова,

СМ. Петрова, Б.Н. Попов).

Проведенное в школах Республики Саха/Якутия/ анкетирование учителей-словесников выявило «болевые» точки при изучении поэтических произведений Ф.И. Тютчева и А.А. Фета как показывает практика, преимущественное внимание на уроках изучения лирики уделяется лишь выразительному чтению (58%). В связи с недостаточным количеством часов, отводимых программой на изучение лирических произведений, нет времени на более углубленное их изучение.

Анализ научно-методической литературы по исследуемой нами проблеме выявил такие вопросы, которые до сих пор остаются не разработанными в практике обучения восприятию и изучению лирики Ф.И. Тютчева и А.А. Фета в 5 классе якутской школы: имеют ли пятиклассники представление о лирике

как о роде литературы; какие затруднения испытывают в процессе восприятия и анализа лирических произведений; как организовать изучение лирики, решая одновременно задачи литературного, языкового, речевого развития учащихся.

Исследование современного состояния вопроса привело нас к выводу, что подходы к изучению лирики Ф.И.Тютчева и А.А.Фета в пятом классе якутской школы как особого образно-специфического мира, формирующего навыки читательского мастерства и развивающего духовно-нравственные качества учеников, могут быть выдвинуты в число актуальных задач современной методической науки.

Потребность в решении указанных проблем и недостаточное их освещение в методической литературе обусловили выбор темы и актуальность нашего исследования.

Цель исследования: научно обосновать, разработать и экспериментально проверить методику изучения стихотворений Ф.И. Тютчева и А.А. Фета в 5

классе якутской школы, способствующую формированию интереса к чтению и

умений развитию литературных*'и духовно-нравственных качеств через постоянное

внимание к вопросам содержания и формы лирического произведения.

Объект исследования: процесс изучения лирики в 5 классе якутской школы.

Предмет исследования: методика изучения лирических произведений Ф.И. Тютчева и А.А. Фета в 5 классе якутской школы в сопоставлении с родной литературой.

Гипотеза исследования: изучение лирических произведений

Ф.И. Тютчева и А.А. Фета в 5 классе якутской школы будет

эффективным, если:

разработать методику изучения лирических произведений Ф.И. Тютчева и А.А. Фета в 5 классе якутской школы, помогающую

в освоении учащимися основных особенностей лирических

произведений; дифференцированно подходить к изучению жанровой специфики

лирических произведений;

учитывать особенности восприятия якутскими учащимися лирики;

активизировать методы и приемы работы, способствующие

осмыслению учащимися духовно-нравственных ценностей,

воплощенных в творении художника; проводить целенаправленную работу по сопоставлению лирических

произведений русской и родной литературы в процессе изучения

стихотворений Ф.И. Тютчева и А.А. Фета. В соответствии с целью, предметом и гипотезой сформулированы

следующие задачи: провести анализ философской, психолого-педагогической,

литературоведческой и методической литературы в аспекте

исследования; выявить уровень знания якутскими школьниками стихотворений

Ф.И. Тютчева и А.А. Фета и определить факторы, способствующие

эффективному их изучению; разработать и экспериментально проверить методику изучения

лирики Ф.И. Тютчева и А.А. Фета в сопоставлении с родной

литературой в 5 классе якутской школы.

Методологическую основу исследования составляют положения о

развитии мышления (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, A.M. Левидов,

о А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн)|Гпсихологических особенностях восприятия

художественной литературы (В.Ф. Асмус, Л.И. Божович, Л.С. Выготский,

О.И. Никифорова, П.М. Якобсон); работы литературоведов

(Л.Я. Гинзбург, Л.Н. Гумилев, М.С. Каган, Л.И. Тимофеев, В.Е. Хализев,

М.Б. Храпченко); исследования жизни и творчества Ф.И. Тютчева

(И.С. Аксаков, В.Н.Касаткина, Л.И.Никольский, К.В.Пигарев, Н.П.Сухова и др.) и А.А. Фета (Ю.И. Айхенвальд, Д.Д. Благой, В.П. Боткин, М.Л. Гаспаров, А.В. Дружинин, Л.А. Озеров, Е.М. Маймин, А.В. Чичерин, Б.М. Эйхенбаум и др.); проблемы соотношения эмоциональных и логических начал в школьном изучении литературных произведений (А.С. Дегожская, Г.Н. Ионин, Е.Н. Колокольцев, Н.О. Корст, Н.И. Кудряшев, Н.Д. Молдавская, С.А. Смирнов, Т.В. Чирковская); методика изучения лирики в русской (Я.С. Билинкис, Г.А. Гуковский, A.M. Лисовский, В.П. Медведев, З.Я. Рез.) и в национальной школе (М.Г. Ахметзянов, С.К. Бирюкова, Н.Н. Вербовая, Д.А. Клумбите, Г.А. Обернихина, Л.В. Тодоров, М.В. Черкезова, Л.А. Шейман и др.).

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались следующие методы исследования:

- теоретический (изучение, анализ философской, психолого-
педагогической, литературоведческой, методической литературы по проблеме
исследования);

- эмпирический (опытно-экспериментальная проверка разработанной
методики, наблюдение за учебным процессом, анкетирование,
методы статистической обработки: количественный и качественный
анализ результатов эксперимента).

Исследование проводилось в три этапа:

1 этап (1999-2000г.г.). Изучение и анализ методической,
литературоведческой, психолого-педагогической литературы по проблеме
исследования; определение основных направлений исследования.

2 этап (2000-2001г.г.). Проведение констатирующего эксперимента,
определение рабочей гипотезы, целей и задач исследования;

3 этап (2001-2003г.г.). Осуществление обучающего эксперимента, анализ,
обработка, обобщение и систематизация результатов опытно-
экспериментальной работы, оформление диссертации.

Опытное обучение проводилось на базе Политехнической национальной школы №2 г.Якутска. По разработанной методике экспериментальное исследование проводилось в Амгинской средней школе №2, Чакырской средней школе Амгинского улуса, в Черквхской экспериментальной школе-лаборатории Таттинского улуса республики.

Исследование апробировалось в ходе проведения эксперимента в 5 классах якутских школ, на научно-практических конференциях (Якутск, ЯГУ, 2000, 2001), на республиканских семинарах учителей-словесников (Якутск, 2002, 2003), на международной конференции «Короленко и Якутия» (2003), в процессе учебно-педагогической деятельности на практических занятиях для студентов, во время педагогической практики на филологическом факультете ЯГУ.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

разработана методика изучения лирики Ф.И. Тютчева и А.А. Фета в 5 классе якутской школы на основе сопоставления с родной литературой;

определены наиболее эффективные пути, методы и приемы изучения лирических произведений Ф.И. Тютчева и А.А. Фета;

раскрыта взаимосвязь лирических произведений с другими видами искусства при изучении стихотворений Ф.И. Тютчева и А.А. Фета в 5 классе якутской школы.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что предложена теоретически обоснованная и экспериментально проверенная методика изучения лирики Ф.И. Тютчева и А.А. Фета в 5 классе якутской школы в сопоставлении с лирикой якутских поэтов, учитывающая особенности восприятия школьниками-якутами инонациональной литературы. Практические материалы исследования могут быть использованы учителями литературы в школе, методистами при разработке программ и учебников, составлении различных заданий для индивидуальной и внеклассной работы, повышающих интерес к поэзии и творческие способности учащихся, могут

быть учтены на практических и семинарских занятиях в педагогических учебных заведениях.

Достоверность и обоснованность научных положений, результатов и выводов, сформулированных в диссертации, обеспечиваются: 1) совокупностью теоретических положений, полученных в результате исследования современных достижений философии, эстетики, психологии, педагогики, литературоведения, методики литературы, которые положены в основу разработанной нами методики изучения лирики в пятом классе якутской школы; 2) результатами опытно-экспериментальной проверки теоретических положений диссертации; 3) внедрением в практику учебно-методических материалов.

На защиту выносятся следующие положения:

Изучение лирики Ф.И.Тютчева и А.А.Фета в пятом классе якутской
школы целесообразно строить с учетом возрастных особенностей и
специфики восприятия учащимися-якутами инонациональной
литературы;

Анализ лирических произведений основывается на специфических особенностях лирики, на постижении поэтического слова и образа во взаимосвязи с другими видами искусств;

Осмысление лирики Ф.И. Тютчева и А.А. Фета в 5 классе якутской школы возможно, если в процессе анализа текста делается акцент на роль и место духовных начал в формировании личности человека;

Обращение при изучении произведений Ф.И. Тютчева и А.А. Фета к творчеству якутских поэтов открывает широкие возможности для совершенствования процесса изучения лирики русских поэтов XIX в., повышает интерес к чтению, способствует умению сопоставлять, находить общее и различное, национально своеобразное.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии.

Актуальные проблемы современного литературного образования в национальной школе

Современный этап развития науки, искусства и образования предполагает обновление педагогических форм и методов, применяемых в средней школе, более глубокий подход к индивидуальным особенностям личности школьника, к ее развитию. Изменения связаны, прежде всего, со значительным ускорением темпов развития общества. Следствием такого ускорения является то обстоятельство, что существенные перемены в мире происходят быстрее по сравнению с продолжительностью школьного образования. Социальная мобильность человека в быстро меняющемся обществе становится значимым фактором самореализации личности. Цель образования заключается в том, чтобы отстоять и обогатить абсолютную ценность - гуманистическое образование, обеспечивающее развитие свободной творческой личности, духовной и национальной самобытности каждого народа. «Литература как часть культуры является тем предметом, который в наибольшей степени помогает школьникам не только приобщиться к миру прекрасного, осознать общечеловеческие ценности, но и понять ее в целостности и системности. Для практического осуществления этой проблемы необходимо обновление литературного образования, что связано с реализацией его основополагающих принципов: системное, преемственное, перспективное изучение творчества того или иного писателя, с учетом национально-регионального компонента, активное использование материалов литературного краеведения, взаимосвязанное изучение русской, родной, зарубежной литератур, а также обращение к литературе малочисленных народов, использование лучших традиций этнопедагогики, этнопсихологии, этнофилософии».[129; 4] Исходя из этого, целью и содержанием литературного образования является повышение интереса к литературе, формирование вдумчивого читателя, способного видеть и слышать текст, умеющего создавать свою интерпретацию текста. Данные психологических исследований позволяют сделать выводы, что восприятие художественного текста предполагает развитие образного и логического мышления. Без повышения теоретической образованности трудно решить задачи эстетического, нравственного и эмоционального воздействия литературы на школьников, обогатить приемы работы над текстом. [22; 104].

Литература как учебная дисциплина является одной из ведущих в системе гуманитарного образования. Среди целей и задач литературного образования на первый план сегодня выдвигаются: привитие любви к чтению, повышение читательской культуры учащихся, осмысление ими общечеловеческих и национально-культурных ценностей, воплощенных в художественных произведениях, формирование на этой основе высокой нравственности, эстетического вкуса, культуры речи и общения. Основой литературы как учебного предмета в 5 классе является чтение и изучение художественных произведений, выступающих в своей неповторимой эстетической и нравственной ценности для читателя. Чтение и истолкование художественных произведений требует овладения теоретико-литературными понятиями, определенными знаниями по истории литературы, стилистике, которые включаются в содержание предмета.

Пятый класс - это особый этап литературного образования школьников. Учащиеся пятых классов, переходя из начальной школы в среднее звено, приступают к изучению новой дисциплины, которой не было в начальных классах. Основные образовательно-воспитательные задачи 5-7 классов в области литературы - расширить и углубить жизненный и художественный опыт учащихся, ввести их в художественный мир произведения, поднимая восприятие школьников от наивно-реалистического до художественно-эстетического. Иными словами, формировать читательскую культуру учащихся, непосредственно и опосредованно воздействующую на их личные качества, в частности, на способность эмоционально воспринимать художественные ценности. Знакомясь с многообразием жизненного содержания литературы и форм его отображения, осознавая конфликты, жизненные ситуации, своеобразие характеров литературных героев, учащиеся формируют тот уровень начитанности и литературного развития, который станет базой для их самостоятельного чтения и продолжения образования в следующих классах. Расширяя сферу духовной жизни читателя, литература учит самостоятельности мысли, ибо в итоге каждый строит свой собственный образ как отражение образа авторского. Необходимое условие успешности изучения литературы, особенно в среднем звене школы, - овладение учащимися выразительным чтением, развитие умения в устном и письменном слове выражать свои чувства, свое понимание и оценку художественного произведения.

Литературное образование обязательно должно учитывать психологические особенности возраста, не должно предъявлять пятиклассникам требований, отвечать которым они не могут. «Наделенные эмоциональной активностью, силой переживания, целостностью впечатления, предметностью воображения, ученики в этом возрасте довольно объективны по отношению к смыслу событий, идее художественного произведения. Но у них отсутствует внимание к форме, интерес к авторской точке зрения на изображаемое, и это затрудняет логическую аргументацию впечатлений. Свое отношение, как к жизни, так и к искусству детям этого возраста легче передавать в образе, нежели в силлогизме», — пишет В.Г.Маранцман [105; 5]. Знакомство с теоретико-литературными понятиями, коллективное, совместное с учителем создание интерпретаций изучаемых произведений постепенно, шаг за шагом приближает ученика к тому, что он «сначала начинает осознавать систему предложенных ему рассуждений, а затем и свой собственный процесс мышления» [105; 109].

Среди многих проблем литературного образования одно из главных мест занимает восприятие читателем-школьником литературы. Восприятие литературного произведения - это сложный творческий процесс, опосредованный всем жизненным, эстетическим, читательским и эмоциональным опытом ученика. Соотнесенность процесса чтения и изучения литературы не раз отмечалась и в психологии (А.Н.Леонтьев, О.И.Никифорова, П.М.Якобсон и др.), и в методике (О.Ю.Богданова, В.В.Голубков, Н.О.Корст, М.Г.Маранцман, Н.Д.Молдавская,).

Преподавателю-словеснику следует не просто учитывать в учебном процессе характер ученического восприятия, а стремиться активно на него воздействовать, используя для этого оптимальные варианты анализа литературного произведения. В этом вопросе много нерешенного, спорного, дискуссионного, а следовательно, велико поле деятельности любого методиста или учителя, заинтересовавшегося этой проблемой. Тем более, что вариативные программы по литературе ориентируют учителя на совершенствование содержания уроков, развитие у учащихся способности наслаждаться искусством, на обогащение их духовного мира, формирование нравственных идеалов.

Раскрытие внутреннего мира человека в лирике Ф.И. Тютчева

С произведениями Ф.И.Тютчева пятиклассники национальной школы встречаются в разделе «Мир природы в произведениях русских писателей и поэтов». В школьной программе по литературе произведения поэта изучаются с 1988-1989г.г. [75;55] Еще сравнительно недавно Тютчев представал в общественном сознании в качестве «поэта для немногих», создавшего глубокие по смыслу, но обращенные, главным образом, к узкому кругу ценителей «натурфилософские» стихотворения. К тому же в большинстве аналитических рассуждений о Тютчеве его творчество пытались истолковать прежде всего как своего рода поэтические переложения германской философии конца ХУ111 - начала Х1Хв., что бесспорно подтверждалось уже самим фактом столь долгой (1822 - 1837г.г.) дипломатической службы Тютчева в Германии. Однако едва ли есть смысл исходить из этого при уяснении своеобразия его творчества.

Ф.И.Тютчева отличает редчайшее чувство языка, и весьма примечательно, что на эту характерологическую черту Тютчева нередко обращали внимание сами художники слова, писатели и поэты: И.С.Тургенев, Л.Н.Толстой, А.А.Фет, Ап. Григорьев и др. «Он, - писал о Тютчеве П.Я.Вяземский, — пользовался и наслаждался жизнью и в высшей степени данным от Провидения человеку даром слова... Когда бы не бояться изысканности, то можно сказать о нем, что если он и не Златоуст, то был жемчужноуст. Какую драгоценную нить можно нанизать из слов, как бы бессознательно спадавших с его языка!» [132; 322].

Языковое чутье Ф.И. Тютчева тем более поражает, что поэт владел тремя языками, был носителем трех языковых видений мира. Хотя для дипломата и для светского человека его времени знание иностранного языка и было вполне естественным, однако удивительным представляется тот факт, что он всеми этими языками владел блестяще. Французская, немецкая и русская речь Тютчева отличалась особым изяществом, демонстрировала глубокое понимание им языковых тонкостей и нюансов. Так, Г. Гейне находит Тютчева «остроумным иностранцем» и отмечает беседы с ним, как полные напряжения, меткости, остроты [164;301], а по поводу политических статей Тютчева в иностранной печати не раз отмечалось, что их язык и стиль могли бы сделать честь любому выдающемуся французскому писателю.

«Каким же непостижимым откровением внутреннего духа далась ему та чистая, русская сладкозвучная, мерная речь, которою мы наслаждаемся в его поэзии? Каким образом там, в иноземной среде, мог создаться в нем русский поэт - одно из лучших украшений русской словесности? - восхищался И.С.Аксаков. - Чтобы возвести свое поэтическое, русское слово до такой степени красоты и силы, при чужеземной двадцатидвухлетней обстановке, когда поэту даже некому было поведать своих творений... для этого нужна была такая самобытность духовной природы, которой нельзя не дивиться» [5;85]. Это же отмечали и другие писатели, современники Ф.И.Тютчева. «Меня поразило, - писал Л.Н.Толстой, - как он, всю жизнь вращавшийся в придворных сферах, говоривший и писавший по-французски свободнее, чем по-русски, выражая мне свое одобрение по поводу моих «Севастопольских рассказов», особенно оценил какое-то выражение солдата; и эта чуткость к русскому языку меня в нем удивила чрезвычайно... Говорил по-французски лучше, чем по-русски, и вот такие стихи писал...» [164; 22].

ф.КГютчев был настоящим поэтом, «самым воздушным воплощением поэта, каким его рисует романтизм», поскольку именно романтическая традиция характеризуется отходом от классической концепции поэзии как ремесла [164; 309]. На основании многих свидетельств можно сказать, что Тютчев, как правило, не работал над стихами [132; 289]. Они творились в его душе сами собой, вследствие того, что «высказать себя душа сия хотела». Многие стихотворения Тютчева представляют собой именно результат непомерного творческого процесса, языковую деятельность в чистом виде, в ее первозданности. Однажды сочиненные, эти стихотворения больше не интересовали поэта, он к ним не возвращался. По свидетельству В.П. Мещерского, Тютчев не знал, что значит сочинять стихи; они создавались им в ту минуту, когда созвучием нужно было высказать мысль или чувства, наскоро он набрасывал их на клочке бумаги и затем позабывал о них, ронял на пол, а его жена подбирала за ним; или он вдруг импровизировал, а жена его записывала выливавшиеся из души его мысли и чувства в стихах» [45; 332].

Картина мира Тютчева отличается абстрактностью, отвлеченностью, отсутствием «вещной» конкретности, на что обращали внимание многие, писавшие о поэте. Так, в 1895г., сравнивая поэзию Тютчева и Фета, поэта, безусловно, во многом родственного по духу Тютчеву, один из критиков писал: «Стихи Фета - точно живопись масляными красками; стихотворения Тютчева - только наброски карандашом, но бесконечно тонкие и обдуманные, в которых каждый штрих говорит и дышит; в поэзии Фета слышен целый оркестр звуков; У Тютчева - одно фортепиано, но зато под рукой пианиста, равного по силе Шопену или Рубинштейну» [75; 176].

Стихотворения Тютчева обычно очень невелики: чаще всего они умещаются в пределах восьми, двенадцати и шестнадцати строк. Сравнительно редко встречаются у него стихотворения, превышающие этот объем, но зато можно указать немало тютчевских стихотворений, в которых насчитывается менее восьми строк. Тютчев является настоящим мастером четверостишия. В этом отношении из русских поэтов его, пожалуй, не с кем сравнивать. У современников Тютчева четверостишия, написанные ямбом или хореєм, носят по преимуществу эпиграмматический или альбомно-мадригальный характер. Тютчев намного превосходит каждого из них и по количеству имеющихся у него четверостиший, и по их значению в его творческом наследии.

Ритмическое многообразие тютчевского стиха во многом зависит от его исключительной насыщенности пиррихиями. В результате в стихотворениях, написанных двухсложными размерами - ямбом и хореем, преобладают трехударные и двухударные стопы. По наблюдению Б.В.Томашевского, в русском силлабо-тоническом стихе XVIII века пиррихий по преимуществу встречался на второй стопе, в русской поэзии XIX века, начиная с Пушкина, главным образом, на третьей [166; 256].

Меж предметные связи при изучении лирики Ф.И. Тютчева

Лирическим стихотворениям о природе Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной...», «Чародейкою Зимою...», «Весенняя гроза» по программе отводится три часа. На вводном уроке для того, чтобы подготовить учеников к восприятию стихотворения об осени, мы знакомим учащихся с жизнью и творчеством Ф.И. Тютчева.

Целями и задачами изучения лирики Ф.И. Тютчева являются приобщение школьников к нравственно-эстетическому миру искусства, пробуждение интереса к поэтическому произведению. С целью включения в процесс постижения произведения творческого потенциала учащихся, мы задаем опережающее домашнее задание: подобрать эпитеты для каждого времени года (весна, лето, осень, зима). Понятие «эпитет» ученики знают из учебника-хрестоматии 5 класса (авторы-составители М.Г. Ахметзянов, К.М. Нартов) и предыдущих уроков изучения лирики А.С. Пушкина.

Задания распределяются по группам: 1. Вспомнить стихотворения об осени и прочитать наизусть. 2. Нарисовать осень и рассказать о ней. 3. Подготовить для оформления класса газету об осени. Для подготовки газеты учитель помогает найти нужный материал, ученики выписали небольшие стихотворения об осени на вырезанные из бумаги листья деревьев и прикрепляют к газете, кто-то принес опавшие листья, которыми украшается класс и газета. Красиво оформленная газета радует детей и настраивает на творческую работу.

Класс на этом уроке наряден, как будто осень вошла в раздвинутые стены класса. На столе, стенах и окнах осенние листья. На доске репродукции картин с осенних пейзажей: В.Д. Поленов «Осень в Абрамцеве» и «Золотая осень»; И.И. Левитан «Золотая осень», «Слободка»; А.И. Куинджи «Осень»; И.С. Остроухов «Золотая осень».

Эпиграфом к уроку послужили слова В.А. Сухомлинского: «Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков, жаворонка в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волн и торжественную тишину ночи, - услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».

Для создания эмоционального настроя учитель предлагает посмотреть репродукции картин, вывешенные в классе, звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года». Ученикам предлагается вспомнить осень и ответить на вопрос: «Какое чувство вызывает у вас природа осенью?» Мы просим ребят подготовить рассказ о природе по картине И. Левитана «Золотая осень». Какое сочетание красок делает осень особенно яркой, нарядной? В этом задании нас интересует умение учеников видеть красоту окружающей природы и выражать словами свои мысли. Такое задание провели в начале урока и в конце изучения лирики о природе Ф.И. Тютчева и А.А. Фета. Наблюдается значительное повышение интереса школьников к слову, обогащается словарный запас и умение видеть гармонию природы.

Первое описание осеннего леса ученика Миши К. было простым и вполне обычным для пятиклассника: «Наступила осень. Все листья пожелтели. Улетели птицы в теплые края. Лес стал очень красивым. Когда идешь по лесу, то под ногами так мягко, потому что на земле много листьев и хвоинок». На последнем уроке Миша, отличавшийся активностью и восприимчивостью к словесному искусству, подготовил описание природы, которую он увидел: «Осенью природа преображается. Хотя серые облака все чаще закрывают небо, но деревья везде как будто осыпаны солнечными лучами. Ветер дунет, и листья начинают шептать и кружить в прозрачном воздухе. А потом они лягут на землю и будет снова тишина. Редко слышно, как пролетит черный ворон. Скоро наступит зима».

Учитель: Явления природы, смена времени года вызывает в нас разные чувства, то грустные, то веселые. Музыкант свои чувства выражает в музыке, например П.И. Чайковский создал свои картины о природе в произведении «Времена года» (звучит музыка «Осень»). Художник красками и кистью рисует природу. А поэты воздействуют на человека подобно музыке. Стихотворения вливаются в душу, воздействует на ум, чувства своим богатством, звуком, передают настроение поэта.

Часто настроение человека сравнивают с природными явлениями, погодой, а периоды жизни - со временами года. Например, есть такие сравнения «смеётся, как солнышко», «ходит мрачнее тучи», «голос журчит, как реченька». Многие из таких сравнений тебе знакомы из фольклора. Какие еще сравнения человека с природными явлениями вы знаете? /Слезы ручьями, громовой голос, ходит как грозовая туча, как солнечный зайчик/.

На доске: с каким временем года можно сравнить этапы жизни человека: Детство Молодость Зрелость Старость Внимательно подумайте и обоснуйте свой ответ. Подберите как можно больше эпитетов для каждого времени года: Зима Весна Лето Осень «Ф.И. Тютчев больше, чем все поэты, знал и верил, что природа жива, что она имеет душу и даже празднует с людьми воскресенье». «Только люди -кроты не видят и не слышат, живут в сем мире, как впотьмах» и не понимают, что в природе « есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык» [4; 58].

На вступительных уроках к каждой новой теме ученики совместно с учителем готовят небольшое выступление о жизни поэта, что способствует развитию познавательной деятельности, речи.

Похожие диссертации на Методика изучения лирики в пятом классе якутской школы (На материале произведений Ф. И. Тютчева и А. А. Фета)