Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Методика изучения произведений фольклора в 5 классе Полькина Светлана Николаевна

Методика изучения произведений фольклора в 5 классе
<
Методика изучения произведений фольклора в 5 классе Методика изучения произведений фольклора в 5 классе Методика изучения произведений фольклора в 5 классе Методика изучения произведений фольклора в 5 классе Методика изучения произведений фольклора в 5 классе Методика изучения произведений фольклора в 5 классе Методика изучения произведений фольклора в 5 классе Методика изучения произведений фольклора в 5 классе Методика изучения произведений фольклора в 5 классе Методика изучения произведений фольклора в 5 классе Методика изучения произведений фольклора в 5 классе Методика изучения произведений фольклора в 5 классе
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Полькина Светлана Николаевна. Методика изучения произведений фольклора в 5 классе : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Москва, 2000 208 c. РГБ ОД, 61:00-13/659-1

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретические основы изучения произведений фольклора в 5 классе 10

1. История и современное состояние изучения фольклора в школе 10

2. Поэтика произведений фольклора как литературоведческая и методическая проблема 22

2.1. Поэтика былин 22

2.2. Жанровое своеобразие сказок 32

2.3. Специфика народного театра 51

2.4. Загадки, пословицы и поговорки как жанры фольклора 60

2.5. Система жанров русского фольклора 70

Глава II. Методика изучения произведений фольклора в 5 классе 79

1. Особенности читательского типа детей 10-11 лет 79

2. Изучение произведений фольклора основного курса литературы в 5 классе 90

3. Изучение фольклора родного края 122

Заключение 154

Библиография 157

Приложения

Введение к работе

Основной задачей современного литературного образования является освоение учащимися духовных ценностей, развитие художественно-эстетического вкуса и творческого потенциала школьников, формирование их нравственных позиций. Устное народное творчество является богатейшим материалом для постижения богатства национальной культуры и нравственных ценностей, воплощенных в искусстве слова. В фольклорных произведениях разных жанров учащимся раскрываются особенности миропонимания и эстетики, древнее поэтическое мышление народа.

Предлагаемый программами для 5 класса круг произведений русского фольклора достаточно широк (сказки, былины, народная кукольная комедия, малые жанры: пословицы, поговорки, загадки) и соответствует психолого-возрастным особенностям учащихся. Хотя это первый этап литературного образования школьников, с которого начинается освоение литературы как самостоятельного предмета, уже здесь важно залолшть основы изучения теории литературы, опираясь на знания устного народного творчества, полученные учащимися в младших классах.

Изучение фольклора как художественной системы, представленной разными жанрами, разработка методики, основывающейся на специфических особенностях произведений словесного народного искусства (в отличие от литературных произведений) определила проблему исследования.

Специфика фольклорных жанров представлена в литературоведческих трудах В.П.Аникина, А.М.Астаховой, П.Г.Богатырева, Н.М.Ведерниковой, А.Н.Веселовского, В.Е.Гусева, Н.П.Колпаковой, И.М.Колесниковой, Н.И.Кравцова, С.Г.Лазутина, Е.М.Мелетинского, В.В.Митрофановой, Э.В.Померанцевой, А.А.Потебни, В.Я.Проппа,

4 Б.Н.Путилова, Н.И.Рошияну, Б.А.Рыбакова, В.К.Соколова, П.Д.Ухова и

др.

В названных трудах рассматриваются отличительные особенности жанров, их история, современное состояние, поэтика.

Вопросам изучения фольклорных произведений разных жанров в школьном курсе литературы посвящены работы В.П.Аникина, Т.С.Весе-ловой, И.С.Збарского, Т.С.Зепаловой, В.Я.Коровиной, Ю.Г.Круглова, Т.Ф.Курдюмовой, Н.Я. Мещеряковой, В.ППолухиной, М.А.Рыбниковой, М.А.Снежневской и др.

Следует отметить, что во многих исследованиях и учебных пособиях жанры русского фольклора в целях определения их специфики прежде всего разграничиваются и тем самым как бы отрываются один от другого.

Однако в науке о фольклоре осознана важность рассмотрения состава народно-поэтических жанров как системы. Особенности существования и функционирования системы жанров, в которой все типы произведений находятся в сложных и своеобразных отношениях и взаимодействиях исследовались в трудах А.М.Астаховой, П.В.Владимирова, Е.Н.Елеонской, И.М.Колесницкой, Н.П.Колпаковой Н.И.Кравцова, С.Г.Лазутина, Р.С.Липец, В.В.Митрофановой, В.И.Чичерова и др.

Разработанные литературоведением научные основы изучения фольклорных жанров недостаточно целенаправленно и последовательно реализуются в практике современного преподавания литературы. На основе проведенного в школах г. Оренбурга и Оренбургской области анкетирования 100 учителей-словесников было выявлено, что 85% из них преимущественное внимание уделяют проблеме идейного содержания и отдельным чертам характера героев эпических произведений, в то время как восприятие формы и художественного языка остается вне поля зрения учителя и учащихся. Проблемы художественного единства фольклорных

5 произведений различных жанров, особенностей поэтики являются важнейшими для школьного литературного образования.

Исследование современного состояния вопроса привело нас к выводу, что подход к изучению фольклора как особой художественной системы, представленной различными жанрами, постижение специфики художественных средств и эстетических основ народного мировоззрения и культуры в произведениях устного народного творчества могут быть выдвинуты в число актуальных задач современной методической науки.

Потребность в решении указанных проблем и недостаточное их освещение в методической литературе обусловили выбор темы и актуальность нашего исследования.

Цель исследования - разработать, научно обосновать и экспериментально проверить эффективность методики изучения фольклора в 5 классе.

Объектом исследования является процесс изучения произведений фольклора разных жанров, рекомендованных программами по литературе для 5 класса.

Предмет исследования - методика изучения произведений различных фольклорных жанров как элементов единой художественной системы в 5 классе общеобразовательной школы.

В ходе исследования была выдвинута и проверялась следующая гипотеза:

методика изучения произведений фольклора в 5 классе будет эффективной и может стать базой для формирования квалифицированного читателя, способного к восприятию идейно-художественного богатства устного народного творчества, если:

- обеспечено усвоение учащимися понятий и сведений о фольклоре как художественной системе, акцентирующее внимание учащихся на вопросах специфики поэтики фольклорных произведений;

- разработан комплекс методов, приемов, средств обучения,
помогающий в освоении учащимися основных особенностей, специфики
произведений фольклора разных жанров, в котором учитывается
восприятие фольклора школьниками, их психология и читательские
интересы;

отработаны читательские умения в ходе уроков внеклассного чтения и факультатива, направленные на реализацию литературоведческих знаний в практической деятельности учащихся;

учащиеся получат элементарные представления о фольклоре как синтетическом виде искусства, в котором соединяются элементы различных его видов (музыкального, театрального и др.);

- знание фольклорных произведений обобщается и творчески
применяется в устной и письменной речи школьников.

Для достижения цели исследования и проверки выдвинутой гипотезы необходимо было решить следующие задачи:

1) провести анализ литературоведческой и методической литературы
с целью уточнения теоретических подходов к освоению фольклора как
единой художественной системы, включающей произведения разных
жанров устного народного творчества в их взаимосвязи и взаимо
действии;

  1. рассмотреть состояние проблемы на разных этапах развития школы и в практике школьного изучения фольклорных произведений на современном этапе;

  2. выявить основные психолого-педагогические и методические предпосылки понимания учащимися специфики фольклора;

  1. разработать научно обоснованную методику изучения фольклорных произведений в 5 классе;

  2. осуществить опытно-экспериментальную проверку предлагаемой методики и разработать методические рекомендации для учителей-словесников.

Методологической основой исследования являются основные положения философии о всеобщей связи, взаимообусловленности, развитии и целостности явлений и процессов, концепции личностио-деятельностиого подхода, теории непрерывного образования, современные исследования по проблемам специфики литературы как искусства.

В соответствии с поставленными задачами и методологией в исследовании использовались общепринятые методы педагогического исследования: теоретический анализ литературоведческой, психолого-педагогической, методической литературы, анализ программ, учебных и методических пособий по литературе, педагогический эксперимент, наблюдение, анкетирование, статистическая обработка материалов исследования.

Опытно-экспериментальное исследование осуществлялось в три этапа:

На первом этапе (1995 - 1996 г.г.) изучались литературоведческие, эстетические, педагогические и психологические труды, выступающие в качестве теоретической основы данной работы; были определены основные положения и сформулирована гипотеза исследования.

На втором этапе (1996 -1997 г.г.) проводились серии констатирующих срезовых работ, разрабатывалась методика изучения фолышорных произведений в 5 классе, позволяющая осмыслить фольклор как художественную систему, существующую и в настоящее время.

На третьем этапе (1997 - 1998) осуществлялся обучающий эксперимент, систематизировались и анализировались результаты, полученные в ходе проведенного эксперимента.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- определен целесообразный объем и выявлена последовательность введения теоретических сведений и понятий о фольклоре как художественной системе, дополняющих программный материал 5 класса;

разработан комплекс методов, приемов, средств обучения, вопросов и заданий, учитывающий освоение учащимися жанровой специфики фольклорных произведений как отдельных элементов художественной системы в связи с возрастными и индивидуальными особенностями школьников;

раскрыта взаимосвязь произведений фольклора с другими видами искусств при изучении устного народного творчества на уроках литературы в 5 классе;

разработан литературно-краеведческий курс по фольклору родного края и методика его использования при изучении материала основного курса литературы в 5 классе.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработана методика изучения произведений фольклора, представляющих систему жанров устного народного творчества, в 5 классе общеобразовательной школы; предлагаемые теоретические выводы и методические рекомендации могут быть использованы в практике преподавания литературы в школе; при разработке учебных пособий по литературе; при проведении спецкурсов и спецсеминаров, посвященных изучению фольклора в педагогических учебных заведениях.

В ходе опытно-экспериментального исследования ряд рекомендаций, изложенных в диссертации, реализован на уроках литературы в школах г. Оренбурга и Оренбургской области.

Апробация материалов исследования осуществлялась в 5-х классах школ № 24, 44 (учитель Е.Н. Гусар, №32 (учитель Н.В.Ворошилова) г.Оренбурга, школы № 6 г. Сорочинска (учитель Л.А.Круглова), Красно-октябрьской школы Октябрьского района Оренбургской области (учитель Т.Н.Черкасова); в ходе городских и областных семинаров, на курсах повышения квалификации учителей русского языка и литературы в Оренбургском областном ИПКРО. Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры филологии Академии повышения квали-

9 фикации и переподготовки работников образования, определили содержание выступлений диссертанта на научно-практической конференции «Русский язык и литература в современной школе» в Москве (1999), Всероссийской научно-практической конференции «Два века с Пушкиным» (1999), научно-практической конференции «80 лет высшему образованию Оренбуржья» (1999) в Оренбурге.

История и современное состояние изучения фольклора в школе

Фольклор стал изучаться в школе со второй половины 19 века.

Передовые педагоги того времени (Ф.И.Буслаев, В.И.Водовозов, А.Г.Галахов, А.И.Кирпичников, А.И.Незеленов, Л.И.Поливанов, В.П.Ско-пин, В.Я.Стоюнин, КД.Ушинский и др.) рассматривали фольклор как важную часть в курсе литературы, способную пробудить гуманные чувства и общественную активность школьников.

Большинство методистов и учителей в изучении фольклора видели путь к познанию народного мировоззрения.

В.Я.Стоюнин считал фольклор средством приобщения учащихся к духовной жизни народа. Он писал: "В наше время особенно выявилось сознание в необходимости сблизиться с народом, откуда, конечно, вытекает первая потребность узнать этот народ" (238. с. 170).

Уже в первом издании его пособия «О преподавании русской литературы» народной словесности отводилось несколько отдельных глав. Видя в фольклорных произведениях отражение жизни, дум и чаяний народа, он придавал большое воспитательное значение этому разделу в историко-литературном курсе.

Такова же позиция К.Д.Упшнского: "Вводя дитя в народный язык, мы вводим его в мир народного чувства, в область народного духа" (252, с.260).

В учебных книгах К.Д.Упшнского, и особенно в «Родном слове», представлена большая часть жанров русского фольклора: загадки, пословицы, поговорки, сказки, анекдоты, календарно-обрядовые песни, необрядовые лирические песни, былины и исторические песни, предания, детские песни, прибаутки, потешки и др. Педагог, имея продуманную концепцию введения ребенка в народную культуру, предполагал знакомство не критическое, а непосредственное приобщение к народной национальной культуре и ее языку. Дети бессознательно откликаются на красоту и богатство фантазии, моральные отношения, национальный характер представлений, оценок, реакций.

Фольклорный образ в учебниках К.Д.Упшнского обладал особой ассоциативностью. Он не воспринимался только лишь в границах данного произведения, но связывался с тем, что узнал ребенок по поводу тех же образов в других произведениях, от взрослых. Еще более значительна ассоциативность народно-поэтических образов в связи с тем, что они вводят в круг отношений к людям, природе, быту, труду, сложившийся в русской народной культуре. Поскольку фольклорный образ, затрагивая мир культурных представлений и эмоциональных откликов, формирует еще и не до конца проясненные устремления, он способствует формированию доминанты всей последующей деятельности воспитуемого.

Таким образом, в большей мере решались воспитательные задачи, уделялось внимание непосредственному восприятию фольклора. Эстетическая же природа фольклора в целом не изучалась.

Эстетическое образование учащихся осуществлялось лишь при работе над такими особенностями формы народных произведений, как поэтический слог, своеобразие языковых норм.

Такие педагоги, как В.П.Скопин, В.И.Водовозов придавали значение непосредственному воздействию народной поэзии на чувства учащихся, раскрывали особенности народного слога. Однако не удавалось найти средства, способствующие целостному восприятию фолышорных произведений школьниками. В связи с этим разные линии в анализе не были направлены в единое русло.

В 60-е годы 19 века происходило развитие методики как науки и активное становление фольклороведения как части филологии. Основные идеи сформировавшегося в эти годы направления, называемого "мифологической школой" (Ф.И.Буслаев, А.Н.Афанасьев, О.Ф.Миллер), нашли отражение в практике преподавания литературы в школе. Теория «мифологов» была воспринята как научная платформа, придающая уроку образовательную ценность.

На рубеже веков в школьном изучении устного народного творчества сформировались новые направления, связанные с активизацией деятельности школьников. Значительный вклад в методику изучения фольклора в школе внесли педагоги 20 века (А.Д.Алферов, Ю.Н.Верещагин, М.А.Рыбникова, П.Н.Сакулин, В.Д.Саводник, В.В.Си-повский, Б.М. и Ю.М.Соколовы и др.). Была осознана необходимость эмоционального переживания фольклорного произведения учащимися. Появились сторонники таких форм знакомства с фольклором, как этнографические экскурсии, собирание фольклора самими учащимися. Такую позицию занимали А.Суворовский, В.Данилов, И.Мелехинский и др.

Поэтика былин

Былина - один из видов народной песенной эпической поэзии.

Вопрос о происхождении былин является предметом дискуссий. Л.Н.Майков, рассмотрев исторические реалии русских былин (134), пришел к выводу, что русский эпос как жанр создан в эпоху Киевской Руси и последующие столетия до монгольского нашествия.

Эта точка зрения долгое время разделялась многими учеными. И в настоящее время ее признали ряд исследователей (сторонники исторической школы). Так, Б.А.Рыбаков писал: «Былины как жанр возникают, очевидно, одновременно с русской государственностью» (202, с.44)

Однако большинство современных ученых придерживаются другой версии: эпос создавался задолго до образования государства.

В.Я.Пропп, обобщив свои наблюдения над эпосом различных народов (ненцев, чукчей, якутов, карелов, таджиков, узбеков, туркменов, казахов, киргизов и др.), пришел к выводу, что эпос восточных славян как особый вид народного творчества возник раньше, чем создалось государство (183, с.29-59). Ученый утверждал, что «сюжеты, в которых герой встречается с каким-нибудь чудовищем (Змей, Тугарин, Идолище и др.) или отправляется сватать невесту и иногда бьется с чудовищным противником (Потык, Иван Годинович), сюжеты, в которых он попадает в условия неземного мира (Садко в подводном царстве), сюжеты, в которых действуют женщины типа амазонок, с которыми он вступает в связь или на которых он женится «бой отца с сыном), и некоторые другие не могли быть созданы или выдуманы в условиях государственного быта. В Киевской Руси не мог возникнуть сюжет змееборства, это невозможно исторически». (188, с. 194)

Ошибка последователей исторической школы заключается в том, что они не учитывают жанровую природу и специфику эпоса, считая былину - преданием, которое создавалось непосредственно участниками событий. Б.А.Рыбаков считал: «Первой задачей является составление хронологической шкалы былинных сюжетов, исходя из допущения, что былины слагались по поводу реальных событий и реальных лиц». (203, с.141-161)

В.Я.Пропп, не соглашаясь с мыслью о том, что былина совершенно прямолинейно изображает действительность, писал: «Былина - не роман Толстого. Былина возникает на исторической почве, она ее отражает, но активное изображение текущей исторической действительности, текущих событий не входит в художественные задачи былины, не соответствует ее эстетике и поэтике». (188, с. 197-198)

Вопросы исторических соответствий, на наш взгляд, необходимо решать, учитывая поэтику жанра былин, и в ходе их изучения в школе.

Опыт построения целостной поэтики былины, исходя из понимания былины как художественного целого, сделал А.П.Скафтымов в своем исследовании «Поэтика и генезис былин». В книге Скафтымова заключены наблюдения над особенностями архитектоники героической былины: концентрирование всего построения былины вокруг ее главного героя, что «создает, с одной стороны, решительное преобладание динамики над элементами статистики» в повествовании (222, с. 83-84), с другой - вызывает задержку на эпизодах и деталях, способствующих выделению героя, - отсюда при общей стремительности рассказа имеются «звенья замедленного темпа» (222, с.90).

К концу 30-х годов относится первый опыт общей характеристики былины, учитывающей специфику самого жанра. Этот опыт принадлежит Н.П.Андрееву (6), который в научно-популярном очерке, предваряющем его антологию былинного эпоса, попытался связать все элементы былинной поэтики с основными жанровыми чертами былины. Таковыми он считал «героику», «эпичность» и «песеш-гость». С этими моментами Н.П.Андреев и связал главные особенности поэтики былины, выделенные его предшественниками. Выделение героического характера былин, рассмотрение их особого склада должно определить, по нашему мнению, основное содержание работы над былинами в пятом классе.

Героическим характером былины определяется его гиперболичность. В былинах весь изображенный мир гиперболичен: сами богатыри, события, предметный мир. Гиперболизированные описания используются часто при описании сражений богатырей, когда, например, он бьется палицей «в девяносто пуд» и когда, схватив врага за ноги, побивает сильное войско: «махнет направо - улица, махнет налево -переулочек». В былинах огромны размеры предметов: рост Святогора, расстояния, которые преодолевают богатыри на своих чудесных конях; огромны и враги, что позволяет подчеркнуть силу и смелость богатырей, вступающих с ними в борьбу.

Особенности читательского типа детей 10-11 лет

Знание особенностей восприятия литературных произведений учащимися определенного возраста предоставило возможность более целенаправленно и эффективно руководить процессом восприятия школьниками художественной литературы.

Соотнесенность процесса восприятия и анализа произведений искусства не раз отмечалась и в психологии, и в методике (исследования О.Ю.Богдановой, Л.С.Выготского, В.В.Голубкова, Н.О.Корста, Н.И.Кудряшева, В.Г.Маранцмана, Н.Д.Молдавской, О.И.Никифоровой, П.М.Якобсона и др.).

В настоящее время проблема восприятия литературы изучена в различных аспектах: основные особенности и этапы восприятия произведений различных жанров, возрастные особенности восприятия школьника, структура читательского восприятия, взаимосвязь восприятия и анализа художественного произведения (работы Л.И.Беленысой, М.М. Варшавской, Н.А.Демидовой, Л.Г.Жабицкой, И. С. 3 барского, Э.И.Ивановой, Е.В.Карсаловой, МХ.Качурина, А.М.Левидова, А.А.Леонтьева, В.Г.Маранцмана, О.И.Никифоровой, Г.А.Обернихииой, Т.Д.Полозовой, З.Я.Рез, Л.Н.Рожиной и др.).

Методика изучения фольклора в 5 классе разработана с учетом особенностей читательского типа учеников 10-11 лет.

В исследованиях ученых этот возрастной тип определен как переходный от детскогр к подростковому (234, с.36).

Существенные особенности читателей 10-11 лет раскрыты в исследованиях Л.И.Беленькой, Э.И.Ивановой, И.С.Збарского и др.

Л.И.Беленькой показано, что именно в 10-11-возрасте происходят существенные сдвиги в отношении ребенка к литературному произведению: несколько сужается диапазон читательских запросов, появляется избирательное отношение к литературным жанрам, меняются критерии оценки литературных произведений (27, с. 65-77).

Причина этих изменений, по мнению Л.И.Беленысой, кроется в особенностях социальной ситуации развития детей этого возраста.

В целом в этот период происходит преимущественное развитие интеллектуально-познавательных возможностей детей.

«Наивно-целостный» подход, свойственный предыдущему возрастному периоду, сменяется «наивно-аналитическим». Для десятилетних характерно выделять и оценивать отдельные стороны детали, свойства предмета или явления. Школьники этого возраста стремятся расширить круг представлений о действительности, обогатить свой жизненный опыт. Вместе с тем они стремятся объяснить суть факторов и явлений. В это же время фабула становится средством овладения художественным образом. Посредством нее читатели 10-11 лет постигают сюжет, художественную речь.

Фабульный способ освоения художественного образа ограничивает возможности целостного постижения литературного произведения. Герой для читателя исследуемого возраста не выступает как характер. Они уже тяготеют к объяснению действий героев, мотивируя их обычно нравственными достоинствами и недостатками, физической силой, храбростью или трусостью. Однако эта особенность проявляется в зависимости от жанра. Так, школьники легко принимают необязательность внешних мотивировок в сказочном и комическом жанрах.

Психологические коллизии в произведении, столкновения характеров читатели 10-11 лет еще не воспринимают. Они неосознанно стремятся к одногеройности повествования, литературный герой для детей этого возраста всегда или положительный или отрицательный.

В связи с этими особенностями восприятия читателей исследуемого возраста изучение фольклорных произведений, особенно былин, преданий, сказок и т.п., соответствует их возрастным возможностям.

Л.И.Рожина, исследуя психологию восприятия литературного героя школьниками, отметила, что они учитывают, соответствует или не соответствует поведение героя их собственным нормам и требованиям. (191, с.168) Это приводит к тому, что иногда поступки и качества героев оцениваются неправильно и вызывают неадекватное отношение со стороны школьников.

Похожие диссертации на Методика изучения произведений фольклора в 5 классе