Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Методика изучения произведений И. С. Тургенева с учетом их жанра в 5-8 классах средней школы Стрижекурова Жанна Игоревна

Методика изучения произведений И. С. Тургенева с учетом их жанра в 5-8 классах средней школы
<
Методика изучения произведений И. С. Тургенева с учетом их жанра в 5-8 классах средней школы Методика изучения произведений И. С. Тургенева с учетом их жанра в 5-8 классах средней школы Методика изучения произведений И. С. Тургенева с учетом их жанра в 5-8 классах средней школы Методика изучения произведений И. С. Тургенева с учетом их жанра в 5-8 классах средней школы Методика изучения произведений И. С. Тургенева с учетом их жанра в 5-8 классах средней школы Методика изучения произведений И. С. Тургенева с учетом их жанра в 5-8 классах средней школы Методика изучения произведений И. С. Тургенева с учетом их жанра в 5-8 классах средней школы Методика изучения произведений И. С. Тургенева с учетом их жанра в 5-8 классах средней школы Методика изучения произведений И. С. Тургенева с учетом их жанра в 5-8 классах средней школы
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Стрижекурова Жанна Игоревна. Методика изучения произведений И. С. Тургенева с учетом их жанра в 5-8 классах средней школы : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Москва, 1999 193 c. РГБ ОД, 61:99-13/270-8

Содержание к диссертации

Введение

I. ВЛИЯНИЕ ЖАНРОВЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА ЕГО ВОСПРИЯТИЕ ЧИТАТЕЛЯМИ И НА МЕТОДИКУ АНАЛИЗА В ШКОЛЕ 15

1 . Проблема жанра в литературоведении 15

2 .Изучение художественных произведений в аспекте жанра 21

3. Возрастные особенности учащихся 5-8 классов и восприятие школьни ками произведений И.С. Тургенева 33

II. ОСОБЕННОСТИ АНАЛИЗА РАССКАЗОВ И.С. ТУРГЕНЕВА С УЧЕТОМ ИХ ЖАНРОВО ГО СВОЕОБРАЗИЯ В 5 - 7 КЛАССАХ 60

1. Типологические черты рассказа как жанра и особенности тургеневского рассказа 61

2. Вопросы изучения рассказов И, С. Тургенева с учетом их жанровой специфики 77

III. ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЖАНРЕ ПОВЕСТИ - ИСПОВЕДИ В ПРОЦЕССЕ ЕЕ ИЗУЧЕНИЯ В 8 КЛАССЕ ( И.СТУРГЕНЕВ "АСЯ" ) 106

1. Повесть И.С.Тургенева "Ася" в русской критике, современном литературоведении и методике преподавания литературы 107

.Восприятие повести "Ася" восьмиклассниками 111

53. Влияние жанровых особенностей повести "Ася" на методику ее анализа в 8 классе 118

IV. ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОБЛЕМАТИКИ ПОВЕСТИ "АСЯ" И "СТИХОТВОРЕНИЙ В ПРОЗЕ И.С. ТУРГЕНЕВА, СПЕЦИФИКА ЖАНРА 155

1. История изучения "Стихотворений в прозе" И.С.Тургенева в дореволюционном и современном литературоведении 155

2.Анализ "Стихотворений в прозе", обусловленный их жанровыми особенностями 157

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 172

БИБЛИОГРАФИЯ 175

Введение к работе

Содержание произведений русской классики многогранно, отличается глу биной проблем, напряженностью исканий нравственных идеалов, разносторон ностью изображения жизни, художественным своеобразием. Само обращение к вопросам изучения и интерпретации русской классической литературы является актуальной научно-методической проблемой. Изучение в школе произведений И.С.Тургенева таит неисчерпаемые возможности для формирования духовного мира учащихся, культуры их чувств, благородства мыслей. Выдающийся русский *: * общественный деятель Анатолий Федорович Кони писал в очерке "Памяти Тургенева": "Тургенев в своих творениях напоминает мне готический храм, глубоко заложенные в землю стены которого стремятся вверх, чаруя взор своими цветными лучистыми окнами, изящными пролетами и кружевной резь- „ бой и, переходя в стройные башни, смело поднимаются в ясное небо, в небо воз- вышенных стремлений, благородства мысли и чувства, в небо нравственного идеала."[126, с. 125]. Эти замечательные слова наиболее верно передают неповторимость творческой манеры великого писателя, его стремление раскрыть богатство, благородство души человека.

Жизненные судьбы любимых Тургеневым героев и героинь складывались, как правило, драматично. Но никогда не гасла в его произведениях вера в торжество добра и света, М.Е.Салтыков -Щедрин, восхищенный романом "Дворянское гнездо", писал: "Да, и что можно сказать о всех вообще произведениях Тургенева? То ли, что после их прочтения легко дышится, легко верится, тепло чувствуется? Что ощущаешь явственно, как нравственный уровень в тебе ! поднимается, что мысленно благословляешь и любишь автора?"[192, с. 13]. Про- изведения, проникнутые такими светлыми чувствами, не могут не интересовать современного читателя. При изучении Тургенева, продолжившего традиции Пушкина и Гоголя, воспринявшего опыт русской реалистической литературы, большое внимание следует уделить нравственно-эстетическим проблемам, авторскому пониманию человеческого призвания, отношению к людям, к миру.

Именно эти общечеловеческие вопросы начинают волновать учащихся средних классов. Среди работ, посвященных творчеству И.С. Тургенева нами анализиро вались работы Н.В.Богословского, Н.Л.Бродского, Г.А.Бялого, Г.Э.Винниковой, В.М.Головко, Л.П.Лотмана, В.М.Марковича,

Г.Б.Курляндской, Ю.В.Лебедева, П.Г.Пустовойта, В.М.Фишера, А.Г.Цейтлина» СЕ.Шаталова и др.

К изучению произведений Тургенева с учетом их жанра в средних классах побудила нас обратиться потребность современной школы в создании целостной, методически проверенной и обоснованной системы уроков, посвященных писателю. Анализу особенностей тургеневского романа как жанра в старших классах уделялось внимание в методических трудах В.В.Голубкова, Т.Г.Браже, О.Ю.Богдановой, М.М-Жданова, Т.Ф.Курдюмовой, М.Г.Качурина, А.К.Киселева, Н.И.Нестеровой и др. В методических пособиях и статьях, посвященных разбору произведений писателя в средних классах (Н.В.Тиммерманис, А.П.Валагина, Л.М.Семановой, И.В.Калининой, О.Н.Харитоновой и др.), проблема жанровой специфики специально не рассматривалась.

Вопрос об изучении тургеневского рассказа, повести, стихотворений в прозе в аспекте жанрового подхода не решен, хотя без овладения базовыми, фундаментальными принципами и приемами постижения художественной природы произведения переход к курсу на историко-литературной основе в 10-11 классах является скачкообразным и неподготовленным. Необходимость разработки методики изучения произведений с учетом их жанровых особенностей в средних классах определила проблему исследования. Анализ в аспекте жанра обеспечит целостность, системность изучения литературных произведений в школе.

Произведения, отобранные современными программами по литературе для средних классов, дают возможность привлечь внимание учащихся к волнующим их нравственным проблемам, расширить жизненные впечатления, способствовать формированию их художественного вкуса, поэтому первейшая задача учителя русского языка и литературы - заронить в душах учеников живой интерес к творчеству Тургенева. В 5-ом классе для чтения и изучения рекомендуются рассказы "Муму", из "Записок охотника" ("Бежин луг" и другие). В 7-ом классе предлагаются рассказы "Бирюк", "Бурмистр", "Певцы" и стихотворения в прозе "Русский язык", "Близнецы", "Два богача", "Порог", "Воробей", "Как хороши, как свежи были розы..." (отчасти по выбору учителя и учащихся). В 8-ом классе изучается повесть И.С.Тургенева "Ася", одно из самых задушевных и лиричных созданий писателя, во многом отвечающее личностным потребностям восьмиклассников, вступающих в период взросления с наступлением ранней юности. Учащиеся постепенно входят в мир, созданный Тургеневым, об этом свидетельствует жанровый отбор произведений. От малых жанров: рассказа, стихотворений в прозе- к повести "Ася" и - к романам "Рудин", "Отцы и дети" в старших классах.

Произведения И.С.Тургенева, рекомендованные для средних классов, вызывают определенные трудности в их изучении, требуют разнообразия в построении уроков, в организации самостоятельной работы учащихся. Суть нашей концепции заключается в следующем: анализ произведений должен строиться с учетом их жанра, что дает возможность создать систему в изучении творчества писателя. Во-первых, жанровая специфика обусловливает план и логику анализа, во-вторых, анализ в аспекте жанра является необходимым условием проникновения в идейно-художественную структуру произведения, осмысления авторской концепции. "Чем яснее учитель поставит вопрос о специфике жанра, - писал академик В.В.Голубков, - тем более отчетливо будет построен анализ, тем продуктивнее он будет для литературного и эстетического развития учащихся, не говоря уже о том, что внимание к жанру внесет разнообразие в уроки по литературе и усилит интерес учащихся к ним."[63, с.154]. Постижение"законов жанра" вооружает школьников навыками анализа произведения в единстве содержания и формы, поэтому так важно теоретическое и практическое решение вопроса учета жанровой специфики художественного произведения при изучении Тургенева в средних классах общеобразовательной школы.

В ХІХ-ХХ вв. вопросу о жанровой принадлежности анализируемого произведения в средней школе уделяли внимание в своих трудах известные методисты і и словесники: Ф.И.Буслаев, А.Д.Галахов, В.И.Водовозов, В.Я.Стоюнин, і В.П-Скопин, В.П.Острогорский, В.В.Сиповский, В.В.Голубков, М.А.Рыбникова | и другие авторы учебных и методических пособий. Основные положения данной проблемы, освещенные в работах ученых, нашли отражение в исследованиях методистов второй половины XX века. Мысль о необходимости формирования понятия о жанрах выражали Н.О.Корст и Н.И.Кудряшев, о воспитании у учащихся "чувства жанра" писал В.А.Никольский, научить школьников улавливать "сигналы жанра" считает очень важным М.Г.Качурин. На зависимость восприятия и анализа произведений от их жанровых особенностей указывали ведущие психологи, литературоведы и методисты (П.М.Якобсон, О.И Никифорова, Б.С.Мейлах, А.М.Докусов, А.М.Левидов, О.Ю.Богданова, Р.Ф.Брандесов, В.Г.Маранцман). О.И.Никифорова писала: "Ориентировка в жанре и в общем характере произведения создает настрой на определенное отношение к произведению и в известной мере определяет способ восприятия произведения и воссоздание его образов". [179, с.21].

Формированию у учащихся теоретико-литературных понятий в процессе анализа произведений с учетом жанра уделялось внимание в работах Г. И. Беленького, А.В.Дановского, М.А.Снежневской. Разрабатывалась теоретическая проблема изучения художественных произведений в их родовой специфике: драмы (Н.А.Демидова, Т.С.Зепалова, Я.Г.Нестурх), лирики (З.Я.Рез, Л.В.Тодоров, Р.Д.Мадер, В.П.Медведев, Е.В.Карсалова, А.М.Лисовский), эпоса (Г.А.Гуковский, Е.А.Маймин, О.Ю.Богданова, Е.В.Жирова, АА.Маныкина). Проблема анализа художеств енного текста с учетом своеобразия рода и жанра -одна из важнейших для современного школьного образования; по"жанровому принципу" строятся программы по литературе под редакцией А.Г.Кутузова для средних общеобразовательных заведений. Изучение современного состояния вопроса привело нас к выводу, что жанровый аспект может быть выдвинут в современной методической науке в число ее актуальных задач.

Среди литературоведческих работ по теории литературы, касающихся вопроса жанра, анализировались учебные пособия для студентов-филологов и специальные труды по избранной проблеме (Б.В.Томашевский, Ю.Н.Тынянов, М.М.Бахтин, В.В.Кожинов, Г.Н.Поспелов, Л.И.Тимофеев, Д.С.Лихачев, Н.П.Утехин, Л.В.Чернец, М.МХиршман, И.Ф.Волков, В.Е.Хализев и др.).

Считаем возможным выделить следующие аспекты заявленной темы исследования: 1) выявление специфики тургеневского рассказа, тургеневской повести и стихотворений в прозе с опорой на литературоведческие труды; 2) следование принципу постепенности в формировании у школьников представлений об особенностях жанра изучаемых произведений; 3) влияние жанровых особенностей литературного произведения на восприятие его читателями и методику анализа его в школе, характер и последовательность разбора; 4) поиски приемов и форм организации занятий, способствующих воспитанию вдумчивого читателя, чувствующего "законы жанра"; 5) обогащение теоретико-литературных знаний учащихся в процессе анализа произведений Тургенева, предложенных программами для средних классов.

Потребность в решении указанных проблем и недостаточное их освещение в методической литературе обусловили выбор темы и актуальность нашего исследования.

Цель исследования - разработать, научно обосновать и экспериментально проверить методическую систему изучения произведений И.С.Тургенева с учетом их жанра в средних классах общеобразовательной школы.

Объектом исследования является процесс изучения произведений И.С.Тургенева (рассказа, повести, стихотворений в прозе) в 5-8 классах средней школы.

Предметом исследования является использование жанрового подхода в создании целостной методической системы по изучению произведений И.С.Тургенева в средних классах.

В ходе исследования была выдвинута следующая гипотеза: анализ литературных произведений в средних классах будет эффективным и будет способствовать проникновению в идейно-художественную структуру произведения, осмыслению авторской концепции, раскрытию своеобразия поэтики писателя, если: целенаправленно и последовательно учитывать специфику жанра, особен-ности восприятия произведений разных жанров, психологию и сферу читательских интересов школьников в зависимости от этапов их литературного развития; суммировать представления учащихся о разных жанрах и особенностях художественной манеры того или иного писателя после изучения конкретных литературных произведений; углублять знания учащихся о художественной форме литературного произведения, о типологических и исторически изменчивых жанровых признаках, постепенно усложняя учебный материал и осуществляя строгий отбор теорети- « ко-литературных понятий, связанных с жанром; направлять школьников на постижение "законов жанра", развивая у них "чувство жанра" и тем самым способствуя грамотному глубокому анализу произведений; совершенствовать процесс изучения литературы в ее жанровом многообразии последовательным ознакомлением учащихся со смежными видами искусства (живопись, музыка, театр и др.) для обогащения духовного мира школьников и более глубокого усвоения ими нравственно-эстетического потенциала художественных произведений. 1 Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы ис-

, следования необходимо было решить следующие задачи:

1) провести анализ литературоведческой и методической литературы с целью уточнения содержания понятий "жанр", "рассказ", "повесть", "стихотворения в прозе" и поиска подходов к проблеме жанровой специфики произведения в школьном литературном образовании; выявить особенности психологической организации читателя-подростка и специфику восприятия учащимися средних классов произведений Тургенева разных жанров; определить своеобразие тургеневской повествовательной манеры и разработать систему уроков по анализу рассказов "Записок охотника", "Муму", повести "Ася" и "Стихотворений в прозе" в 5-8 классах с учетом их жанровой специфики; разработать систему самостоятельных заданий, проблемных вопросов, которые ориентировали бы учащихся в жанре и обеспечивали динамику в понимании ими жанровой специфики анализируемых произведений;

5) обосновать значение произведений И.С.Тургенева для нравственно- эстеического воспитания школьников;

6) теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность разработанной системы уроков по изучению произведений И.С. Тургенева с учетом жанра в плане выявления ее практической значимости для современной школы.

При достижении названных цели и задач исследования мы опирались на труды по психологии о восприятии искусства (С.Л.Рубинштейн, Л.С.Выготский, А.А.Леонтьев, О.И.Никифорова, П.М.Якобсон ), о механизмах воздействия художественного произведения на читательское восприятие и процессе сотворчества читателя (реципиента) с писателем (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.М.Левидов, Г.А.Гуковский, Б.С.Мейлах), о периодах развития и формировании личности (А.Валлон, Л.С.Выготский, П.М.Якобсон, В.В.Давыдов, И.С.Кон).

В решении поставленных задач были использованы следующие методы исследования: - метод теоретического исследования (изучения психологической, литературоведческой, педагогической и методической литературы для обоснования теоретических и практических направлений диссертации; анализ действующих про- грамм для выяснения постановки в них вопроса об изучении произведений И.С.Тургенева с учетом их жанровой природы). метод наблюдения (наблюдение за современным состоянием вопроса об изучении произведений И.С.Тургенева в средних классах; изучение письменных и устных ответов учащихся на поставленные вопросы, их сочинений); экспериментально-опытная работа по рекомендуемой методике велась в средних школах №№ 112, 285 (Ж.И.Стрижекурова), 288 (Е.Е.Бенина), 53 (А.А.Клитенник), 1274 (79 спец, О.В.Ремова, Ю.Д.Тильман), 1253 (23 спец., Т.А.Новикова), гимназии № 67 (Е.Л.Горбачева) города Москвы с 1993 по 1998 г. и дала положительные результаты.

Исследование проводилось в несколько этапов. На первом этапе (1993-1995 гг.) осуществлялся выбор проблемы, ее теоретическое обоснование, определение аспектов исследования, изучение философских, психологических, литературоведческих, дидактических и методических работ; осуществлялось наблюдение за деятельностью учителей и учащихся на уроках анализа произведений Тургенева, проводились беседы с учителями и школьниками по избранной нами теме исследования. На втором этапе, констатирующем (1994-1995 гг.) устанавливался уровень знаний учащихся о специфике жанров художественных произведений; об особенностях тургеневской повествовательной манеры при изучении рассказов ("Муму", рассказы "Записок охотника"), повести ("Ася") и "Стихотворений в прозе". На третьем этапе (1995-1997гг.) разрабатывались и проводились поисковый и обучающий эксперименты; проверялась эффективность методической системы уроков по изучению произведений И.С.Тургенева в средних классах школ г. Москвы, доступность предлагаемых вопросов и заданий, прочность формирующихся знаний о жанровой специфике произведений и своеобразии тургеневской прозы. На четвертом этапе (1997-1998 гг.) проверялась правильность сделанных выводов, корректировались выбранные нами пути анализа и методические рекомендации по изучению произведений Тургенева с учетом их жанра в средних классах.

Научная новизна исследования заключается в следующем: теоретически обоснована и экспериментально проверена методика углубленного изучения произведений И.С.Тургенева в аспекте жанра с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся средних классов;

Проблема жанра в литературоведении

В качестве литературоведческого термина, обозначающего поэтический род и вид, понятие "жанр" появляется во Франции в 16 веке. Примерно с этого же времени возникает интерес к его поэтике, попытки создания стройной классификации жанровых разновидностей. Некоторые подходы к проблеме жанра намечены уже в поэтике Аристотеля. С позиций классицизма давали истолкование жанру Буало, Готшид, Сумароков. Они рассматривали роды и жанры как категории неизменные и внеисторические. "Поэтика" Буало не потеряла своей актуальности и по сей день. В частности, большое значение в развитии теории литературы до сих пор имеет учет творческого фактора при создании произведения того или иного жанра, о котором писал и Буало, считая талант писателя движущей силой, влекущей его к какому-то определенному жанру [29]. Об особенностях античного эпоса говорили Лессинг, Шлегель, Шеллинг, Гегель. "Внеисторизм" был присущ и романтической эстетике. Так, например, Шеллинг исходил из учения об искусстве, как о "синтетическом" понятии, которое заключает в себе все жанры.

Три основных принципа классификации литературных жанров выделяет Аристотель. "Искусства подражательные,- по его мнению,- отличаются друг от друга в трех отношениях: или тем, в чем совершается подражание, или тем, чему подражают, или тем, как подражают, что не всегда одинаково"[10, с. 45]. Переводя на язык привычной для нас терминологии, под этим подразумевается разделение жанров по особенностям содержания, формы и способу подражания.

Впервые распределил жанры по литературным родам Гегель, извлекая принципы деления поэзии на роды "из общего понятия художественного изоб-ражения"[250, с.27]. В его "Эстетике,- по мнению современного литературоведа Л.В.Чернец, занимающейся проблемами типологии и поэтики литературных жанров,- находит свое обоснование перекрестная по отношению к родовому делению литературы" жанровая классификация. При противопоставлении им эпопеи и романа заметно стремление группировать жанры "по повторяющимся особенностям их проблематики, или по типу жанрового содержания", что "способствовало выявлению литературной преемственности" (разрядка Л.В.Чернец),- пишет исследовательница.[262, с.23] Понимая огромное значение жанрового содержания, Гегель, тем не менее, рассматривал его в отрыве от художественной формы.

Большую роль вопросу определения жанров художественной литературы в их историческом развитии уделял в своей литературно-научной деятельности В.Г.Белинский. Как и Гегель, он считает жанр формой выражения миросозерцания художника. Однако, в противовес формалистической поэтике классицизма и неверным подходам к термину в романтической эстетике, Белинский исходит не из отвлеченного деления поэзии на роды и жанры, а из исторического и реалистического понимания эволюции данных литературных явлений, их взаимопереходности и взаимовлияния, расширения границ искусства и появления новых жанров. Лиризм- это общая черта и для драмы, и для эпоса, и для лирики, а "трагедия может быть и в повести, и в романе, и в поэме, и в них же может быть комедия, -пишет ученый. - Тут разница в форме, а не в идее."[19, с.64]

Главным теоретиком сравнительно-исторического литературоведения А.Н.Веселовским, была выдвинута идея исторической поэтики, сущность которой понималась им как "эволюция поэтического сознания и его форм".[39, С.352]. Его методологическая концепция заключалась в необходимости изучать художественное произведение во всем многообразии литературных связей и взаимовлияний между литературно-художественными явлениями разных стран и народов. Большое внимание в теории Веселовского уделялось аспекту генетической обусловленности поэтических родов и видов.

Представителями "формальной школы" жанр понимался как сочетание, "конгломерат приемов", определенная формальная структура произведения. Стремление к определению существующих типов структур, создание их классификации вносило в исследования ученых некоторую описательность. Таким образом построены работы Б.В.Томащевского [244], В.Б.Шкловского. [274] Плодотворным было изучение Ю.Н.Тыняновым "эволюции" жанров.[249] Рамки формалистической схемы, однако, ограничивали талантливых исследователей. Во главу угла формалистами ставилась идея исторической точности в определении литературных явлений, но поскольку устойчивости жанров, преемственности в их развитии они не уделяли должного внимания, то и понятию " жанр", с их точки зрения, не могло быть дано "статической" формулировки.

Типологические черты рассказа как жанра и особенности тургеневского рассказа

В литературоведении до сих пор еще не выработано достаточно четких положений о специфике рассказа, несмотря на то, что данный жанр является одним из старейших и восходит своими корнями к самым истокам человеческой культуры: к устному народному творчеству и, в частности в России, к древнерусской "житийной" литературе. Одной из причин противоречивости суждений является то, что "своенравный рассказ нелегко загнать в жесткую рамку определения". [8, с.7] Некоторые исследователи и вовсе отказывались от попыток определить этот жанр. Однако без четких представлений о его особенностях, о принципах и законах его построения, о том, в чем отличие рассказа от романа, повести новеллы, очерка, невозможно перейти к анализу особенностей отдельно взятого произведения того или иного автора. И.А. Виноградов так говорит об этом: "...как всякая теория, - это вовсе не какая-то дерзость, это, увы, необходимость. Вопрос о сущности ... жанра можно решать с большей или меньшей глубиной и верностью, но обойти его никак нельзя. И чем яснее осознана эта необходимость, тем лучше".[132, с.19]

Общепринятым в литературоведении отличительным признаком рассказа как жанра является малый объем. Для него характерно изображение небольшого события, малый охват времени и пространства, немногочисленное количество действующих лиц. Можно сказать, что рассказ как малая форма эпического рода, в противоположность роману, стремится к сужению угла образа. В качественном отношении, по мнению многих исследователей и самих писателей, это самый трудный жанр. "Сплошь и рядом для небольшого рассказа нужно "поднять" большой материал, чтобы выбрать из него самое ценное. ... Запас материала должен быть гораздо больший, чем то количество его, которое понадобится для рассказа". [189, с.79-80] Глубокое содержание, заключенное в "малом жанре" и проявляющее особо рельефно типические явления действительности, отмечал еще В.П Белинский. Он писал, что в нем концентрируются такие события, такие "случаи, которых, так сказать, не хватило бы на драму, не стало бы на роман, но которые глубоки, которые в одном мгновении сосредото-чивают столько жизни, сколько не изжить ее и в века".[19, с.41] Таким образом, в рассказе "случай" играет роль некоей части, по которой восстанавливается целая обобщенная картина мира. Отсюда вытекает проблема художественной целостности рассказа, принципиально иной по сравнению с крупными жанрами. Задача писателя в этом случае состоит не только в правильной внутренней организации фрагмента, выхваченного им из реальной жизни, но и в нахождении места этого фрагмента в бесконечной системе мира. При этом идея рассказа вы веряется всеобщим смыслом бытия. Цельность достигается, с другой стороны, сосредоточенностью рассказа на одном или нескольких событиях, связанных с одним противоречием в жизни главного героя и раскрывающих его характер через один конфликт, одну проблему. Это особый тип организации повествования, при котором все его составные элементы направлены к одному центру. В.П.Скобелев в своей книге "Поэтика рассказа" называет такой тип "центростремительным", в отличие от "центробежного" (романа), где "движение осуществляется от некоего центра, с исходной позиции, вовне". В рассказе же, по его мнению, "движение с исходной позиции направляется во внутрь, к какому-то одному центру, содержащему в себе и кульминацию и итог: действие, таким образом, сводит их характеры и обстоятельства в одну точку, связывает их в один узел". [222, с. 45-46] (подчеркнуто нами - Ж.С.)

Кроме концентрации сюжетно-композиционного единства, хотелось бы отметить одноплановость речевого стиля в рассказе, что объясняется отнесенностью к одному субъекту восприятия, отражающему свое эпическое видение мира.

Мы не беремся в нашем исследовании дать универсальное определение жанра, тем более что такового просто не существует в нашем литературоведении. Попытки загнать рассказ в тесную формулу не увенчались успехом. Определение характерных жанровых особенностей - вот задача данного параграфа работы.

Специфика рассказа в том и состоит, что это особый жанр повествования. Об этом верно пишет А.В.Огнев: "рассказ как жанр представляет собой малую форму эпической прозы со своим особым предметом изображения и со своим способом и специфическими средствами художественного освоения жизни".[184, с.5]

Повесть И.С.Тургенева "Ася" в русской критике, современном литературоведении и методике преподавания литературы

Повесть "Ася" - произведение, до сих пор не ставшее предметом специального монографического рассмотрения не только в методической литературе, но и в современном литературоведении. Поэтому с включением ее ("Аси") в школьную программу учитель сталкивается с некоторыми сложностями информативного характера. В данном параграфе нами делается попытка ознакомления учителя с отдельными работами о повести, которые могли бы помочь при изучении "Аси" в школе. Наиболее подробный анализ произведения представлен в книге Г.Б.КурляндскоЙ "Структура повести и романа Тургенева 1850-х го-дов"[139], где повести "Ася" посвящена отдельная глава исследования. В этой работе главное внимание отводится характеру главного героя, так как от его лица ведется повествование, н именно через призму его сознания мы воспринимаем других персонажей и окружающую природу. Подробно разбираются все пейзажные зарисовки повести, которые отражают психологические состояния г-на Н.Н.; поведение героя в последней сцене свидания с Асей. Кроме образа главного героя, автор рассматривает и других действующих лиц (Гагина и А сю), но менее подробно, не останавливаясь, например, на изменениях, происходящих в душе героини, но объясняя некоторые противоречия ее характера.

Исследование Г.Б.КурляндскоЙ - одна из немногих работ, посвященных отдельному рассмотрению повести Тургенева "Ася", поэтому она представляет ценность, тем более, что анализ повести не противоречит выбранному нами пути изучения произведения - "вслед за автором".

Еще две литературоведческие работы, которые могут помочь при разборе в школе "Аси", входят в сборник "И.С.Тургенев. Вопросы биографии и творчества", выпущенный Ленинградским отделением Академии наук СССР, институтом русской литературы.

Авторы первой статьи Р.Ю. Данилевский и Г.А. Тиме[80, с.80] обращают внимание на тему, которая до времени написания этой работы оставалась вне поля зрения тургеневедов. Это - тема Германии в творчестве писателя. Исследователи обращаются к двум повестям -"Ася" и "Вешние воды". Из произведений Тургенева 1850-х годов немецкая тема, по мнению авторов, с наибольшей полнотой представлена в повести "Лея". Поэтому в статье обращается внимание на связи произведения с немецкой литературой (Гейне, Гете и других поэтов и писателей), описания германского городка 3, на левом берегу Рейна" (VI, 200), роль второстепенных лиц, воплощающих тему немецкого народа. Данная работа дополняет во многом статью, рассмотренную нами выше, и помогает более глубокому анализу повести в школе.

Многие литературоведы отмечают, что тургеневский пейзаж выходит за рамки романтического пейзажа в географическом и филологическом отношении, так как писатель всегда дает точные названия местоположения происходящих событий, а также семейств растений и подвидов животных. Поэтому оказывается вполне возможным отыскать место действия и детали, описанные в повести "Ася". Этому посвящена работа немецкого исследователя К. Дорнахера, переведенная Г.Ю. Данилевским "Тургенев в Зинциге"[89, с.80-95]. На основе писем Тургенева, написанных во время пребывания в "Зинциге - небольшом городке в трех верстах от Рейна..." (письмо от 4 (16) июля 1857 года М.Н. Тол -стой), сохранившихся памятников, окрестностей города автор раскрывает реалистическую основу произведения. Описываемые в статье факты, события, детали, послужившие почвой для создания "Аси", могут быть включены в анализ повести.

Однако при использовании литературоведческих работ в ходе разбора художественных произведений в школе, не должен упускаться из виду принцип избирательности, лежащий в основе методики преподавания литературы в школе. Внимание учителя должно быть прежде всего обращено но то, что может заинтересовать учащихся.

Похожие диссертации на Методика изучения произведений И. С. Тургенева с учетом их жанра в 5-8 классах средней школы