Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Методика изучения художественных произведений английских поэтов-романтиков XIX века с учетом специфики жанра (Девятые кл. шк. гуманитар. профиля) Гай Мария Витальевна

Методика изучения художественных произведений английских поэтов-романтиков XIX века с учетом специфики жанра (Девятые кл. шк. гуманитар. профиля)
<
Методика изучения художественных произведений английских поэтов-романтиков XIX века с учетом специфики жанра (Девятые кл. шк. гуманитар. профиля) Методика изучения художественных произведений английских поэтов-романтиков XIX века с учетом специфики жанра (Девятые кл. шк. гуманитар. профиля) Методика изучения художественных произведений английских поэтов-романтиков XIX века с учетом специфики жанра (Девятые кл. шк. гуманитар. профиля) Методика изучения художественных произведений английских поэтов-романтиков XIX века с учетом специфики жанра (Девятые кл. шк. гуманитар. профиля) Методика изучения художественных произведений английских поэтов-романтиков XIX века с учетом специфики жанра (Девятые кл. шк. гуманитар. профиля) Методика изучения художественных произведений английских поэтов-романтиков XIX века с учетом специфики жанра (Девятые кл. шк. гуманитар. профиля) Методика изучения художественных произведений английских поэтов-романтиков XIX века с учетом специфики жанра (Девятые кл. шк. гуманитар. профиля) Методика изучения художественных произведений английских поэтов-романтиков XIX века с учетом специфики жанра (Девятые кл. шк. гуманитар. профиля) Методика изучения художественных произведений английских поэтов-романтиков XIX века с учетом специфики жанра (Девятые кл. шк. гуманитар. профиля)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Гай Мария Витальевна. Методика изучения художественных произведений английских поэтов-романтиков XIX века с учетом специфики жанра (Девятые кл. шк. гуманитар. профиля) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Москва, 1998 195 c. РГБ ОД, 61:99-13/4-7

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОЙ РОМАНТИЧЕСКОЙ ПОЭЗИИ В ШКОЛЕ

1.1. Литературоведение об английских поэтах XIX века как о романтиках 13-32

1.2. Анализ программ, учебных и методических пособий в свете избранной проблемы 32-60

ГЛАВА 2 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ О ЖАНРАХ РОМАНТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ АНГЛИЙСКИХ ПОЭТОВ XIX ВЕКА

2.1. Восприятие и анализ художественных произведений поэтов-романтиков XIX века учащимися 9-х классов с учетом специфики жанра 61-79

2.2. Представления учащихся о жанровых особенностях творчества английских поэтов-романтиков 79=107

ГЛАВА 3. ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА АНГЛИЙСКИХ ПОЭТОВ-РОМАНТИКОВ В ДЕВЯТЫХ КЛАССАХ

3.1. Знакомство учащихся с английскими поэтам и-лей к нотами и обогащение понятия о романтизме ( В. Вордсворт, Р. Саути, СТ. Кольридж) 108-125

3.2.Формирование представлений школьников о трансформации жаира оды (творчество Дж, Китса) 125-135

3.3.Осознание старшеклассниками специфики баллад В. Скотта Ш-150

3.4.Обобщение знаний учащихся о жанровых особенностях лиро-эпических поэм Дж. Г. Байрона 150-162

3.5.Работа по авторской программе как итог обучающего эксперимента в школах гуманитарного профиля 162-176

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 177-178

БИБЛИОГРАФИЯ 179-195

Введение к работе

В процессе литературного образования в школе

осуществляется общекультурное и художественное развитие старшеклассников, формируется интерес к мировой литературе и другим видам искусства. Зарубежная литература всегда занимала определенное место в школьных программах, методических исследованиях, однако проблемы, связанные с изучением зарубежной литературы в школе, во многом остаются нерешенными, и требуют внимания исследователей.

Очевидна необходимость концептуально и реалистично ставить вопросы изучения мировой литературы в школе. Особую роль в системе образования в последнее десятилетие играют школы гуманитарного профиля, ориентированные на углубленное изучение литературы. Большое внимание в них уделяется мировому историко-литературному процессу, в том числе и романтизму, как одному из значительных художественных направлений. Развивая у учащихся представления о романтизме, учитель обращается к английской поэзии.

В ходе работы мы акцентировали внимание на особенностях поэтики английских поэтов-романтиков, которые раскрыты в трудах литературоведов (М.П. Алексеев, В.В. Ванслов, Н.Я. Дьяконова, Е.И. Клименко, Н.П. Михальская, Н.Г. Иеупокоева, Б.И. Пуришев, Н.А. Соловьева, СВ. Тураев и другие).

Процесс ознакомления учащихся с богатствами классической мировой литературы на уроках литературы требует исследования, учитывающего возможности выбора концепций, содержания и различных форм работы с учащимися - уроков, факультативов, семинаров, кружковых занятий, эффективной системы самостоятельного чтения,

В методике преподавания литературы различным аспектам изучения зарубежной литературы посвящены работы ученых второй

половины XIX - начала XX вв.: В.И. Бодовозова, В.Я. Стоюнина,

В.П. Острогорского, Ц.П. Балтадока, К.П. Петрова, В.М. Фишера, А.Д. Алферова. Их научные труды доказали необходимость включения в курс отечественной словесности переводов отдельных произведений зарубежной литературы. В методической науке были намечены направления идейно-нравственного воспитания старшеклассников средствами зарубежной литературы, которые содержат определение сущности нравственных понятий в процессе изучения творческой биографии зарубежного писателя; формирование и углубление идейно-нравственных убеждений через осознание нравственной позиции писателя; развитие навыков самостоятельной оценки идейно-нравственной сущности художественного произведения.

Анализу круга чтения учащимися иностранной классики и особенностям ее восприятия посвящены работы современных ученых: О.Ю. Богдановой, Т.Г. Браже, А.В. Дановского, Е.Н. Колокол ыдева, Т.Ф. Курдюмовой, С. А. Леонова, В,Г. Mapai-щмана, К.М. Нартова, З.Я. Рез, З.С. Смелковой, Л.В. Тодорова, М.В. Черкезовой и других. В центре их внимания стояли четыре взаимосвязанные проблемы; объем знаний по зарубежной литературе, развитие на материале изучения зарубежной литературы самостоятельности мышления учащихся, нравственное воздействие произведений прогрессивных зарубежных писателей на учащихся, взаимосвязь изучения в общем курсе русской и зарубежной литературы.

Изучению произведений зарубежных классиков на уроках внеклассного чтения и факультативных занятиях уделяли внимание литературоведы Н.П. Михальская, А.А. Тахо-Годи, СВ. Тураев, И.О. Шайтанов, являющиеся авторами современных учебников, хрестоматий и пособий для учащихся средней школы. Особым аспектом исследований явились межнациональные связи и

взаимосвязанное изучение отечественной и зарубежной литератур в средней школе (К.М. Мартов).

Изучение зарубежной литературы в средней школе в методической науке претерпело много изменений: от обзорного на уроках по мировой литературе ( конец ХїХ - начало XX вв.) до выделения в отдельный курс в ряде школ гуманитарного профиля. В таких школах зарубежная литература оформлена как самостоятельная учебная дисциплина, однако требует углубленной научно-методической разработки: определении концепции курса, целей и задач, содержания, методики.

Школы гуманитарного профиля ориентированы на углубленное изучение мировой литературы. Учащиеся старших классов изучают литературный процесс в его диалектике. Возможности школ с углубленным изучением гуманитарных предметов, в том числе и мирового литературного процесса, позволяют познакомить учащихся с шедеврами зарубежной классики от античности и до наших дней.

В методической науке ставились вопросы о типологии, об особенностях художественного метода, стиля, о специфике образа героя романтических произведений ( Е.С. Барова, Л.В. Даиовский, НА. Кольчикова, Е.С. Ромаиичева ). Специально вопрос об изучении лирических произведений европейского романтизма на уроках литературы в старших классах средней школы в науке не ставился.

Недостаточно разработана проблема углубленного преподавания литературы в школах гуманитарного профиля, изучения старшеклассниками романтизма как литературного направления и художественного метода и в связи с этим обогащением знаний о жанрово-родовой специфики романтических произведений

Избранная тема исследовав не актуальна, так как ее решение способствует формированию у учащихся школ

гуманитарного профиля целостного представления о мировом историко-культурном процессе в аспекте " диалога культур '\ осознанию ими жанрово-родовой специфики романтических произведений зарубежной классики, обобщению знаний о взаимосвязи русской и зарубежной литератур, что отвечает требованиям, предъявляемым к литературному развитию выпускников.

Объектом исследования является процесс восприятия и
изучения художественных произведений английских поэтов-
романтиков ХГХ века учащимися девятых классов школ
гуманитарного профиля.

Предмет исследовании - методическая система изучения лирических произведении Дж. Г. Байрона, В. Скотта, Дж. Китса, поэтов-лей к истов в их жанрово-родовой специфике, поэтики и эстетики романтизма в целом.

Концепция исследований заключается в следующем: изучение художественных произведений английских поэтов-романтиков XIX века в школах гуманитарного профиля требует целостного подхода, который заключается в осознании учащимися главных признаков романтизма как литературного направления с учетом жанрово-родовой специфики романтической лирики.

Гипотеза диссертации сложилась в процессе теоретического осмысления проблемы, научно-экспериментальной и практической работы соискателя в качестве учителя литературы в VHI-X классах школы Ks 520 с лицейскими классами Юго-Западного округа г. Москвы и в IX классах школы К» І71 Центрального округа г, Москвы, а также экспериментальной работы в VIII-IX классах школы № ИЗО с лицейскими классами Западного округа г. Москвы.

Гннотеза исследовании: методика изучения художественных произведений английских поэтов-романтиков XIX века в школах гуманитарного профиля будет эффективной, если:

ш в процессе чтения, анализа и интерпретации художественных текстов будут учитываться особенности восприятия художественных произведений учащимися школ гуманитарного профиля;

а будет осуществлен отбор романтических произведений с учетом их художественной значимости и возрастных особенностей школьников;

а художественные произведения английских поэтов-романтиков будут изучаться с учетом их жанрово-родовых особенностей, поэтики и эстетики романтизма.;

н в основу занятий в качестве одного из ведущих принципов будет положен принцип "диалога культур", способствующий расширению представлений учащихся старших классов о мировом литературном процессе.

Для достижения цели и проверки гипотезы необходимо было решить следующие задачи:

- изучить работы по теории и истории литературы, философии,
педагогике, психологии, теории методики обучения литературе,
имеющие непосредственное отношение к проблеме исследования;

обосновать возможность изучения художественных произведений английских поэтов-романтиков XIX века с учетом специфики жанра и эстетики романтизма;

- разработать и экспериментально проверить методическую
модель системного изучения английской романтической поэзии в
девятом, классе школ гуманитарного профиля.

При создании гипотезы и модели изучения английских поэтов XIX века, а также опытно-экспериментальной проверки результатов исследования применялись следующие методы:

Ш метод теоретического исследования (изучение философской, л итературо вед ческой, психологической, педагогической литературы) для обоснования теоретических и практических положений диссертации;

ш анализ действующих программ и учебников по литературе для постановки в них вопроса об изучении творчества английских поэтов-ром антиков;

Ш метод наблюдения (беседы с учителями и учащимися, анкетирование учителей и учащихся, изучение контрольных и экзаменационных сочинений, письменных и устных ответов учащихся),

Ш экспериментально-опытная работа,, обобщение собственного опыта и систематизация опыта учителей, проверка основных выводов в школе.

Исследование проводилось к три этапа.

На оервом этане изучалась литература по проблеме диссертации (1993-1994 гг.).

Второ! этак (1994-1996 гг.) - экспериментальная работа; проведение констатирующего эксперимента, который проводился в школах г. Москвы: в VIII-X классах учителями Кадатко М.А., Тарасевич СР., Карповой С.С. школы Ш 520 с лицейскими классами Юго-Западного округа, в VIII-DC классах учителями Александровой Н.В., Кузнецовой Н.Г. школы № 171 Центрального округа и в V0I-IX классах учителями Шелестовой СХС, Цнбизовой Р.Л. школы ,№ ИЗО Западного округа с лицейскими классами; теоретическое осмысление экспериментальных данных, уточнение гипотезы.

Третий этак (1996-1998 гг.) - завершение экспериментального исследования, корректировка и уточнение отдельных результатов обучающего эксперимента; начало работы по внедрению теоретико-экспериментальных результатов исследования, оформление тексга диссертации.

Научиш шовшиа исследований состоит в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке методики изучения художественных произведений английских поэтов-романтиков XIX века с учетом особенностей их жанрово-родового своеобразия и особенностей восприятия этих произведений учащимися девятых классов школ гуманитарного профиля; в разработке методической системы, направленной на развитие понятия о романтизме и углубление интереса к романтической поэзии.

Практическая! значимость исследования: предложены проверенные в ходе экспериментальной работы методические рекомендации к проведению занятий по изучению английской романтической поэзии в девятых классах школ гуманитарного профиля. Материалы исследования могут- быть использованы при проведении лекций по методике преподавания литературы, при проведении спецкурсов и спецсеминаров, посвященных проблеме изучения зарубежной литературы в средней школе.

Достоверность результатов исследования обеспечивается тем, что мы опираемся на достижения литературоведения, педагогики, психологии, философии, теории и методики обучения литературе. Разработанные автором методические рекомендации к изучению английской романтической поэзии были положительно оценены учителями-словесниками ряда московских школ. Выводы делались на основе анализа устных и письменных работ учащихся, результатов анкетирования и бесед с учителями и школьниками.

Апробация материалов исследования осуществлялась в течение 1994-1998 гг. в ходе проведения экспериментальной работы в V1K-X классах школ г. Москвы, на конференциях учителей-словесников Юго-Западного окружного управления Московского комитета Образования (1994,1995,1996 гг.). Материалы диссертации докладывались на " Голубковских чтениях " (1997, 1998 гг.), на конференции УГПИ в 1997 г., в докладах на аспирантском объединении и заседаниях кафедры методики преподавания литературы МПГУ.

На защиту выкосится следующие шшвжеквш: {.Теоретической основой изучения английской романтической поэзии XIX века в старших классах школ гуманитарного профиля является принцип " диалога культур "4 позволяющий говорить о русской и зарубежной литературе как неотъемлемых составляющих мирового литературного процесса.

2. Чтение, анализ, интерпретация текстов художественных
произведений английских поэтов-романтиков XIX века с учетом их
жанрово-родовых особенностей формирует целостное представление
учащихся о поэтике и эстетике романтизма.

3. Введение в старших классах средней школы
нетрадиционных форм проведения урока (спецкурсы, лекции,
семинары) способствует созданию положительной мотивации при
углубленном изучении мировой литературы.

Диссертация представляет собой изложение теоретических основ, процесса и результатов проведенного исследования. Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Во введение обосновывается актуальность избранной темы, определяется проблема, гипотеза, цель и задачи исследования, характеризуется структура диссертации.

В нервой главе изложены научно-методические основы изучения творчества английских поэтов-романтиков, представлен краткий обзор методики преподавания английской поэзии конца XIX - начали XX веков.

Во второй главе рассмотрены психолого-педагогические основы формирования представлений учащихся 9-х классов о романтических произведениях с учетом специфики жанра.

Е третьей главе представлена, методика изучения художественных произведений английских поэтов-романтиков XIX века в школах гуманитарного профиля в их жанрово-родовой специфике: изучение творчества поэтов-лейкистов ( В. Вордсворта, СТ. Кольриджа, Р.Саути), романтических од ( на примере творчества Дж. Китса), баллад В. Скотта, лиро-эпических поэм Дж. Г Ёайрона.

Литературоведение об английских поэтах XIX века как о романтиках

Художественный мир литературы XIX века - зарубежной и русской - предлагается рассматривать как классический, образцовый. XIX век породил разлад между идеалом и действительностью: порождал, с одной стороны, жажду совершенства, романтическую мечту о благородстве, красоте, справедливости, а с другой -погруженность литературы в глубины духа, одержимость страданиями, интерес к ночной стороне души, тягу к бессознательному, интимному.

Литературные произведения интересны и поучительны в том случае, когда в них правдиво изображены люди с ик поисками смысла жизни, истины, добра и справедливости, с их мыслями и эмоциями. Недаром М Горький назвал литературу " человековедением ". Разнообразна деятельность людей, богат и обширен их духовный, эмоциональный мир. Поэтому содержание художественной литературы многогранно и многосторонне. Писатель, раскрывая духовный мир своих героев, воспроизводит и те обстоятельства, в которых формируются их характеры, рисует целостную картину жизни людей той или иной исторической эпохи.

Художественный метод - это система принципов отбора, оценки и воспроизведения действительности. Художник вовсе не обязательно осознает свой художественный метод, его принципы надо реконструировать на основе концепции мира, человека и искусства. Но неправильно идентифицировать эту концепцию и художественный метод (89,С.З).

В литературоведении существуют различные точки зрения на соотношение понятий " направление w и u художественный метод вплоть до полной идентификации этих понятий. С точки зрения историко-теоретического подхода, направление - ведущая категория, характеризующая реальный литературно-художественный процесс. Соотношение литературоведческих понятий " направление " и " метод " методологически соотносим с диалектикой философских категорий " явление " и " сущность " Охарактеризовать метод -значит определить принципы отбора, оценки и воспроизведения действительности прежде всего применительно к герою и конфликту. Охарактеризовать направление - значит дать представление о том, какие писатели реализовали в своем творчестве определенный художественный метод, дать пространственно-временную характеристику литературным явлениям, раскрыть генезис, этапы развития, взаимосвязи с другими направлениями, выделить течения, школы и т.д.

С этой точки зрения, романтизм представляется одним из самых значительных направлений в мировой культуре, особенно интенсивно развивавшихся в конце XVШ - первой половине XIX века в странах Европы и в Северной Америке.

Отдельные романтические тенденции существовали на протяжении столетий. Не случайно романтики часто ссылались на средневековое искусство, на искусство барокко как на своего рода прообраз романтизма. Непосредственным предшественником романтического искусства, уже во многом с ним сходным, был предромантизм. Он возникает почти одновременно с Просвещением как оппозиция просветительскому рационалистическому духу. Предромантики не создали законченной художественной системы, а лишь наметили её, поэтому предромантизм не стал особым направлением в художественной культуре Европы и Америки. Это переходное явление, в котором все черты расісрьіваются в динамике и становлении. Отсутствием законченности;, завершенности в пред романтизме объясняется, почему исследователи так настороженно относятся к термину st пред романтизм " или вовсе его отвергают.

В последние годы в отечественной литературной науке., с целью преодоления излишней жесткости и схематизма в периодизации литературных эпох, большое внимание стали уделять исследованию переходных явлений, в том числе - предромантизма. О нем спорят. Но безусловно то, что в литературе XVIII века многое предваряет романтическое мироощущение, ведет в будущее. Это особенно справедливо по отношению к Англии, где впервые наступает и разочарование в них. Пафос преобразования общества в духе законов Разума уступает место желанию удалиться от общества, создать для себя отчужденный и замкнутый мир.

Прсдромантазм получил особо яркое выражение в Англии XVIII века, где раньше, чем в других странах, обозначились противоречия буржуазного строя. В 1756 г. здесь появляется первая " трагедия рока " - " Дуглас " Д. Хоума, в 1765 г. - первый ьь готический роман " - " Замок Отранто" X, Уолггола, за которым последовали романы Бекфорда, Люьиса. Во Франции предромантизм появился в произведениях Ж.Казота, также написавшего " готический роман " - " Влюбленный дьявол " (1772), в творчестве Г. Пиксекура., Л.Ш. Кенье Ж.Г.А, Кювелье де Три - авторов множества мелодрам. Можно говорить не только об отдельных произведениях или целых жанрах, в складывающейся системе которых сказался предромантизм, но и об определенных тенденциях, ставших заметным явлением е искусстве XVIII века.

Восприятие и анализ художественных произведений поэтов-романтиков XIX века учащимися 9-х классов с учетом специфики жанра

Художественная литература как одно из высших проявлений человеческого духа, как источник постижения мира и самопознания способствует становлению личности, формированию ее характера нравственных ориентиров. Художественная литература удовлетворяет потребности человека в осмыслении жизни, потребность в прекрасном и одновременно объединяет людей разных времен, народов, культур. Произведения художественной литературы входят в жизнь ребенка задолго до поступления в школу и обычно существуют независимо и параллельно от нее. В этом принципиальное отличие литературы и других дисциплин эстетического цикла от большинства предметов школьной программы.

Литература как школ ьны й предмет осознает себя по отношению к литературе как к области культуры. Литературное образование в школе призвано научить читать и воспринимать литературный текст как произведение искусства, искусства слова.

Поскольку главной целью школьного литературного образования признается чтение, изучение читательского опыта каждого ученика, авторы современных программ по литературе считают необходимым обратиться к непосредственному восприятию читателем художественного текста. Речь в данном случае идет об осознании и осмыслении читателем собственной: реакции на прочитанное произведение. Главным становится вопрос о том, как он, читатель, прочувствовал и понял это произведение. Таким образом, в сферу анализа включается рефлексия читателя, которая, в свою очередь, влечет за собой целую вереницу вопросов, обращенных непосредственно к тексту.

Именно на уроке литературы у ученика появляется возможность соотнести свое восприятие мира с восприятием одноклассников и учителя. Представление о собственной оценке соединяется с представлением о множественности и оправданности других мнений и оценок. Диалог на уроке призван научить не только грамотно говорить, но и слушать другого, соотносить свою позицию с позицией собеседника. При этом урок является ведущей частью всего комплекса обучения именно потому, что только в его рамках возможен подобный многоголосый диалог учителя и учеников. К учителю предъявляются иные требования: максимальное внимание к индивидуальным особенностям ученика, " владение методикой развития сильных сторон личности и выравнивания слабых " (22„СД10), умения встать на позицию учащегося,, понять его внутренний мир и увидеть перспективу движения личности.

Отрочество - пора духовного и физического расцвета человека. Период, когда особенно интенсивно формируется мировоззрение. Складывается система взглядов, убеждений. Нередко именно в юности приходит впервые чувство любви. Пора прилива внутренних сил, пора, когда у человека складываются критерии подхода к себе и к окружающей действительности, естественно, отражается на его отношении к искусству. " В отличие от подростка , который в значительной степени обращен на познание самого себя, своих переживаний, - пишет Л.И. Божович, - в отличие от младшего школьника, который целиком поглощен вниманием к внешнему миру, учащиеся старших классов школы стремятся познать этот внешний мир в целях нахождения в нем своего места. А также для того, чтобы получить опору для формирующихся у них взглядов и убеждений "( 22,С384).

Изучая художественные произведения, не следует забывать об их жанровых и стилевых особенностях. В изучении жанровых особенностей, так же как и в изучении всех других вопросов теории литературы, надо различать предварительные наблюдения и заключительные выводы, сопровождаемые определением данного понятия. Наблюдения учащихся над жанровыми признаками произведений проводятся на конкретном материале систематически во всех классах. Остановимся на " романтйчесіеш " жанрах, изучаемых в девятом классе средней школы: баллада, "" романтическая " ода, лиро-эпическая поэма.

Произведения поэтов-романтиков ХІХ века - это отражение художественного видения авторов, их представлений о добре и зле. Следовательно, изучение литературного текста через обязательный диалог с автором предполагает приобщение девятиклассника к художественной миру писателя, который неразрывно связан с эпохой, национальной и мировой культурой, определенной литературной традицией и всегда уникален. Содержание художественного произведения в каждом отдельном прочтении перевоплощается в индивидуальном восприятии и понимании девятиклассника, опирается на его воспроизведение. Поэтому в центре внимания авторов программ для школ гуманитарного профиля находится ученик и воспроизводимый им мир писателя. Только по-настоящему квалифицированный читатель может войти в этот мир, по-своему понять его закономерности и красоту.

Знакомство учащихся с английскими поэтам и-лей к нотами и обогащение понятия о романтизме ( В. Вордсворт, Р. Саути, СТ. Кольридж)

В поэзии успех английских романтиков не был мгновенным. Нередко историю создания сборника " Лирических баллад " отождествляют с рождением романтизма в Англии. " Произведения английских поэтов исполнены глубоких чувств и поэтических мыслей, выраженных языком честного простолюдина," - писал А.С. Пушкин (72,СЛ91).

Изучение творчества поэтов-лейкистов в 9 классе школ гуманитарного профиля связано с обогащением теоретико-литературного понятия " романтизм " на уроках зарубежной литературы. Вслед за установочной лекцией по теме : " Эстетика романтизма" следует система уроков по творчеству английских поэтов XIX века.

Вордсворт, Кольридж и Саути - английские поэты, объединенные под названием " озерная школа " , или " лейкисты " / от английского слова " lake " - озеро /. Некоторое время они жили в краю, который славился своими озерами, - Кэмберленде / Северная Англия /.

Анализ альтернативных программ по литературе для школ с углубленным изучением английского языка и школ гуманитарного профиля позволяет предложить следующую систему уроков по ознакомлению учащихся 9 класса с поэтами "озерной школы" в системе обогащения понятия о романтизме.

В результате проделанной работы учащиеся овладевают следующим историко-литературным материалом.

Взгляды поэтов на поэзию, на. место поэта в обществе и вообще в мире сформулированы в " Предисловии " ко второму изданию " Лирических баллад " / 1800 г. /. Так называется сборник стихотворений английских романтиков. Первый том стихотворений " был напечатан как эксперимент, который я / Вордсворт / надеялся, поможет установить, в какой мере, подвергнув метрической аранжировке подлинную речь людей, находящихся в состоянии явного возбуждения, можно передать характер их радости и ее степень, которые Поэт сознательно постарается воспроизвести " (73 ,СЛ 95 ). Именно Вордсворт, а вслед за ним и другие романтики, утверждают превосходство Воображения над Разумом, доказывают, что фантазия и интуиция помогают неизмеримо глубже постигнуть суть вещей и характеров, чем это может сделать любая наука, обобщая сухие и разрозненные факты. Так, доктрина воображения играла весьма важную роль и в эстетических теориях Кольриджа. Разрабатывая ее, поэт не только выступал против механического учения просветителей о сути творческого процесса, но и развивал характерные для романтиков идеи об органической форме произведения искусства, которые следует оценивать как нечто целое, органически единое, не подлежащее произвольному дроблению на части. Согласно Кольриджу, воображение прежде всего жизнедеятельно, ибо с его помощью художник творит произведения искусства. Функция воображения соответствует процессу созидания в природе, когда материя и форма сливаются воедино, наполняясь новой жизнью, а потому и произведение искусства подобно явлениям природы, живущим по собственным законам.

В начале учащиеся обращаются к неоконченному фрагменту "" Кубла Хан ", 1798 г,; изданный в 1816 г.5 русский перевод К. Бальмонта, 1908 г., представляет собой бредовое видение, вызванное по свидетельству самого поэта, действием опиума, к которому он пристрастился. Поэма не имеет продолжения. Незавершенность, незаконченность и фрагментарность ставят определенные трудности восприятия учеников при изучении данного произведения.

Рассматривая данное произведение в контексте литературы романтизма, учащимся необходимо представить систему доказательств, относящую фрагмент " Кубла Хан " к эпохе романтизма.

В своем доказательстве учитель может опираться на следующие факты: теоретико-литературное понятие " романтизм " предполагает обращение к внутреннему миру главного героя, его страданиям и одиночеству главного героя, вследствие чего он борется не только с невзгодами, но и со своими чувствами. Герой, а именно Кубла, построил чертог / в оригинале pleasure - dome decree -величественный купол - удовольствия , предписывающий что-то... /.

Кубла решает отгородить себя от мира / обносит все стеною, " десять тучных миль земли " отгораживают его от внешнего мира А Интересно , как меняется образ купола - удовольствия / в переводах -чертога / по ходу всего произведения : в дословном переводе -величественный, в процессе созидания и солнечный, отраженный тенью на воде . Данный принцип - противопоставление своего внутреннего духовного мира внешнему миру: противопоставление реального мира ирреальному, т.е. того, о чем мы мечтаем, тому, что есть на самом деле.

Похожие диссертации на Методика изучения художественных произведений английских поэтов-романтиков XIX века с учетом специфики жанра (Девятые кл. шк. гуманитар. профиля)