Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Изучение поэтики лирики Б. Л. Пастернака и ее интерпретация школьниками на уроках литературы в 11 классе средней школы Лукашенко Александра Викторовна

Изучение поэтики лирики Б. Л. Пастернака и ее интерпретация школьниками на уроках литературы в 11 классе средней школы
<
Изучение поэтики лирики Б. Л. Пастернака и ее интерпретация школьниками на уроках литературы в 11 классе средней школы Изучение поэтики лирики Б. Л. Пастернака и ее интерпретация школьниками на уроках литературы в 11 классе средней школы Изучение поэтики лирики Б. Л. Пастернака и ее интерпретация школьниками на уроках литературы в 11 классе средней школы Изучение поэтики лирики Б. Л. Пастернака и ее интерпретация школьниками на уроках литературы в 11 классе средней школы Изучение поэтики лирики Б. Л. Пастернака и ее интерпретация школьниками на уроках литературы в 11 классе средней школы Изучение поэтики лирики Б. Л. Пастернака и ее интерпретация школьниками на уроках литературы в 11 классе средней школы Изучение поэтики лирики Б. Л. Пастернака и ее интерпретация школьниками на уроках литературы в 11 классе средней школы Изучение поэтики лирики Б. Л. Пастернака и ее интерпретация школьниками на уроках литературы в 11 классе средней школы Изучение поэтики лирики Б. Л. Пастернака и ее интерпретация школьниками на уроках литературы в 11 классе средней школы
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Лукашенко Александра Викторовна. Изучение поэтики лирики Б. Л. Пастернака и ее интерпретация школьниками на уроках литературы в 11 классе средней школы : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Южно-Сахалинск, 2004 199 c. РГБ ОД, 61:05-13/577

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I Теоретические основы изучения поэзии Б. Л. Пастернака в школе

1.1. Особенности поэтики лирики Б. Л. Пастернака в трудах литературоведов и методистов 11

1.2. Анализ поэтики художественного произведения и его интерпретация в школе как актуальная проблема современной теории и методики обучения литературы 28

1.3. Особенности восприятия лирики Б. Л. Пастернака современными школьниками 50

ГЛАВА II Лирика Б. Л. Пастернака в системе литературного образования одиннадцатиклассников

2.1. Урочные занятия с одиннадцатиклассниками по постижению поэтики и интерпретации лирики Б. Л. Пастернака 74

2.2. Внеурочные занятия со старшеклассниками по постижению поэтики и интерпретации лирики Б. Л. Пастернака 121

2.3. Результаты опытно-экспериментального обучения 157

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 175'

БИБЛИОГРАФИЯ 177

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Проблема изучения поэтики художественного произведения и его интерпретация на уроках литературы относится к числу актуальных в современной методической науке. Одной из приоритетных задач педагогики является воспитание квалифицированного читателя. Это предполагает умение интерпретировать художественное произведение, как на интуитивном уровне, так и с опорой на школьный анализ. Интерпретация как результат комплексного подхода дает школьникам наиболее адекватную картину замысла автора и способа его реализации.

Обновление школьного литературного образования сегодня требует поиска новых подходов к обучению литературе. В своей работе мы опирались на точку зрения О. Ю. Богдановой, которая неоднократно указывает на «необходимость совершенствования школьного литературоведения на основе целостного изучения поэтики художественного текста, знания читательского восприятия, психологии, мотивации его деятельности»1.

В поисках новых путей изучения литературы в школе важное место занимает лирика как особый род словесного искусства, отражающий внутренний мир человека. Современная теория и практика изучения лирических произведений нашла отражение в трудах таких филологов и ученых-методистов, как В. В. Голубков, М. А. Рыбникова, М. Г. Ахметзянов, Р. В. Банчуков, Г. И. Беленький, О. Ю. Богданова, Б. А. Буяльский, Г. А. Гуковский, И. С. Збарский, Г. Н. Ионии, Е. В. Карсалова, Д. А. Клумбите, Н. И. Кудряшев, Т. Ф. Курдюмова, А. Г. Кутузов, А. М. Лисовский, А. А. Липаев, Б. С Локшина, КХ М Медведев, Н. Я. Мещерякова, Н. Д. Молдавская, К. М. Нартов, Я. Г. Нестурх, 3. Я. Рез, Н. Н. Светловская, 3. С. Смелкова, EL А. Станчек, Л. В. Тодоров, Р. Р. Майман, М. Б. Успенский, И. Д. Хмарский, М. В. Черкезова,, Р. В. Якименко и др.

1 Богданова О.Ю. Проблемы и перспективы изучения поэтики художественного произведения на уроках лите» ратуры // Поэтика художественного текста на уроках литературы: Сборник статей / Отв. ред. О. Ю. Богданова. - М.: МПГУ им В. И. Ленина, 1997. - С. 9.

В связи с тем, что лирика Б. Л. Пастернака представляет собой сложное литературное явление и трудна для восприятия, становится очевидным поиск новых аспектов школьного анализа.

Недостаточная научно-методическая разработанность вопросов изучения поэтики лирики Б. Л. Пастернака и ее интерпретация на уроках литературы, определяют важность избранной темы исследования.

Названные проблемы всегда находились в поле зрения ученых. В XIX веке возникли работы Ф. И. Буслаева, В. И. Водовозова, В. Я. Стоюнина, отличавшиеся обстоятельностью и глубиной подхода к решению поставленных задач. В XX веке продолжают появляться авторитетные труды Н..М. Соколова, В. В. Голубкова, М. А. Рыбниковой, Н. О. Корст, 3. Я. Рез, А. М. Лисовского, В. П. Медведева. В конце XX века изучение поэтики художественного произведения было выделено в качестве отдельной научной проблемы в исследованиях О. Ю. Богдановой, С. А. Зинина, С. А. Леонова, А. А. Маныкина, Н. Ю. Маны-шевой, И. В. Сосновской, В. Ф. Чертова и др.

Вопросы поэтического языка в разное время привлекали внимание таких ученых, как Б. Я. Бухштаб, В. В. Виноградов, Г. О. Винокур, Л. Я. Гинзбург, М. М. Гиршман, В. М. Жирмунский, И. И. Ковтунова, Ю. М. Лотман, А. А. Потебня, Б. В. Томашевский, КХ Н. Тынянов, Л. В. Щерба, Б. М. Эйхенбаум и др.

Актуальность диссертации во многом объясняется необходимостью определения условий, позволяющих углубить связь между восприятием лирики Б. Л. Пастернака и интерпретацией его текстов.

Проблема интерпретации нашла детальное изучение в трудах философов и литературоведов (Р. Барт, Л. Винттенштейн, А. К. Долинин, Я. Мукаржов-ский, А. И. Новиков, М. Хайдеггер и др.), так и ученых-методистов (Л. Р. Без-менова, С. А. Зинин, Г. Н. Ионин, С. А. Леонов, Р. Р. Майман, В. Г. Маранцман, Е. Н. Рощина и др.).

Создание научно обоснованной системы изучения лирики Б. Л. Пастернака не возможно без учета эстетических и психологических основ восприятия

искусства, возрастных особенностей школьников, особенностей понимания и интерпретации лирики учащимися- Изучение поставленных задач потребовало обращение к работам В. Ф. Асмуса, М. М. Бахтина, П. IL Блонского, Ю. Ю. Борева, JL С. Выготского, Б, В. Кондакова, П. М. Якобсона и др.

Диссертация выполнялась в русле традиций, сложившихся в литературоведении и пастернаковедении (В. Н. Альфонсов, В. Ф. Асмус, В. С. Баевский, Б. М- Гаспаров, М. Л. Гаспаров, Л. Я. Гинзбург, Вяч. Вс. Иванов, К. О' Коннор, Д. С. Лихачев, Ю. М. Лотман, Т. И. Меркулова, JL А. Озеров, Е- Б. Пастернак, Е. В. Пастернак, 3. С. Паперный, А. Д. Синявский, И. IL Смирнов, К. О. Таранов-ский, Е. Фарьшо, Л. Флейшман, И. В. Фоменко, Т. Н. Фроловская, Р. Якобсон и

ДР)-

Названные исследования определили качественный выбор содержания

обучения, направленности, инструментария анализа, научно обоснованных подходов к постановке изучения поэтики лирики Б. Л. Пастернака и ее интерпретации в 11 классе средней школы.

Цель исследования - разработать и научно обосновать методику изучения лирики Б. Л. Пастернака в 11 классе средней школы, учитывающую особенности поэтики, способствующую углублению восприятия стихотворений поэта на основе создания старшеклассниками личностно окрашенной модели произведения (интерпретации).

Объект диссертационного исследования - лирические произведения Б. Л. Пастернака в выпускном классе.

Предмет диссертационного исследования - методика изучения лирики Б. Л. Пастернака с точки зрения особенностей ее поэтики и способов интерпретации стихотворений школьниками.

В ходе данного исследования нами была выдвинута следующая гипотеза: изучение лирических произведений Б. Л. Пастернака в 11 классе средней школы будет наиболее эффективным, повысит уровень восприятия поэтических текстов, если:

- лирика Б. Л. Пастернака в процессе изучения будет рассмотрена с учетом особенностей поэтики, специфики восприятия и понимания учащимися выпускного класса;

учитываются возрастные и интеллектуальные возможности одиннадцатиклассников в выборе направления работы и форм уроков; уровень восприятия ими лирических произведений;

формы организации учебно-воспитательного процесса помогут вызвать интерес к лирике Б. Л. Пастернака, стимулировать исследовательскую деятельность старшеклассников;

- главное внимание при изучении лирики поэта будет уделяться специфи
ческим чертам поэтики и способам интерпретации его текстов.

Цель исследования и выдвинутая гипотеза обусловили необходимость постановки и решения следующих задач:

изучить психолого-дидактическую и методическую литературу с целью изучения опыта анализа поэтики лирических произведений и их интерпретации на уроках литературы в старших классах;

с учетом трудов по философии, эстетике, литературоведению, психологии, лингвистике раскрыть содержание понятий «поэтика» и «интерпретация» в применении к изучению поэзии Б. Л. Пастернака в 11 классе средней школы;

выявить условия, методы и приемы анализа лирического текста, способствующие постижению своеобразия поэтики лирики Б. Л. Пастернака и созданию школьниками интерпретаций на тексты поэта;

установить уровень подготовленности школьников к изучению сложной в плане поэтики лирики Б. Л. Пастернака;

теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность обучения анализу поэтических текстов Б. Л. Пастернака в 11 классе средней школы по предложенной нами системе работы, обобщить результаты.

При решении поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

теоретический анализ психолого-педагогической, методической, литературоведческой и философской литературы по проблеме исследования;

изучение и анализ школьных программ; учебников для одиннадцатиклассников; анкетирование и беседы с учителями, библиотекарями, учениками, обработка результатов анкетирования учащимися школ г. Южно-Сахалинска (проанализировано 284 анкет), анализ письменных работ (проанализировано 282 работы);

анализ уроков по исследуемой работе;

* изучение результатов литературно-творческой деятельности уча-

щихся;

педагогический эксперимент (констатирующий срез, опытное обу
чение).

качественно-количественный анализ данных.
Методологической основой исследования являются труды по филосо
фии, эстетике, литературоведению, психологии, педагогике, методике литера-

ф туры, в которых рассматриваются вопросы поэтики Б. JL Пастернака, проблемы

художественного восприятия, понимания и интерпретации лирики, изучения лирики в школе.

Исследование проводилось в три этапа:

Первый этап (2001-2002 гг.) - изучение философских, педагогических,
психологических, литературоведческих работ, наблюдение за деятельностью
учащихся на уроках по изучению поэтики лирики Б. Л. Пастернака и ее
интерпретации, констатирующий эксперимент в 11 классах средних школ № 3,
< № 16, № 21, № 22 г. Южно-Сахалинска (цель эксперимента - выявление отно-

шения к лирике Б. Л. Пастернака старшеклассников, уровень ее восприятия ими), разработана гипотеза исследования.

Второй этап (2002-2003 гг.) - проведение обучающего эксперимента диссертантом и учителями в школах № 3, № 16, № 21, № 22 г. Южно-Сахалинска, № 1 г. Холмска, № 2 г. Долинска (учителя - Т. Н. Исаченко, М. В. Хасанова, Н. И. Бых, О. А. Абраменкова, М. А. Покровская, Д. Н. Фролова). Цель эксперимента - проверка разработанной методики изучения лирики Б. Л. Пастернака.

Третий этап (2003-2004 гг.) - анализ, обобщение и систематизация полученных данных, оформление работы.

Научная новизна и теоретическая значимость заключается в следующем:

выявлены основные черты поэтики лирики Б. Л. Пастернака, яв
ляющиеся фундаментом школьного изучения творчества поэта;

теоретически обоснована и экспериментально проверена методика изучения поэтических текстов Б. Л. Пастернака с учетом возрастных и интеллектуальных возможностей выпускников;

выявлены основные аспекты содержания, реализуемые в методических рекомендациях по проведению системы уроков и выполнению заданий творческого характера, направленные на создание личностно окрашенной модели произведения (интерпретации);

разработаны формы уроков (урок-мастерская, урок-исследование, урок-практикум, урок-литературно-музыкальная композиция, урок-семинар, урок-литературно-художественная гостиная и др.), способствующие совершенствованию процесса изучения лирики Б. Л. Пастернака. При изучении лирики Б. Л. Пастернака в урочной и внеурочной работе, доказана целесообразность обращения к особенностям поэтики его произведений на основе их глубокой интерпретации, что позволяет комплексно решать задачи литературного образования и нравственно-эстетического воспитания школьников.

Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности их использования в общих курсах по методике преподавания ли-

тературы, в специальных курсах, посвященных изучению поэтики и интерпретации лирического текста, в применении на практике теоретически обоснованных и экспериментально проверенных методических рекомендациях по изучению лирики Б. JL Пастернака. Материалы диссертации могут быть использованы на курсах повышения квалификации учителей.

Достоверность результатов обеспечивается тем, что работа опирается на современные исследования и достижения литературоведения, педагогики, психологии, теории и методики обучения литературе, данные констатирующего, обучающего и контрольного экспериментов, проводившихся диссертантом и учителями литературы г. Южно-Сахалинска. Результаты работы оценивались на основе данных анкетирования, бесед с учителями и учащимися, письменных ответов и творческих работ выпускников средних школ.

Апробация основных положений исследования проведена через освещение рассматриваемых диссертантом проблем в научных работах, опубликованных с 2001 по 2004 гг. С ходом и результатами исследования автор диссертации неоднократно знакомил научную общественность, выступая на научно-методических семинарах кафедры русской и зарубежной литературы СахГУ, аспирантском объединении ЮСПК СаХГУ (2001-2004), на научно-методических семинарах кафедры методики преподавания литературы ЮСПК СахГУ в 2002-2004 гг., на заседании кафедры русской и зарубежной литературы СахГУ (2004 гг.). Материалы исследования публиковались в научных периодических изданиях («Филологический журнал») и сборниках научных трудов и работах учебно-методического характера («Маймановские чтения», «Проблемы филологического образования в средней и высшей школе: X Го-лубковские чтения» и др.).

Методические рекомендации внедрены в практику школ №3, № 16, № 21, № 22 г. Южно-Сахалинска № 1 г. Холмска, № 2 г. Долинска и получили положительную оценку со стороны учителей. Материалы исследования внедрены в

курс лекций, практических занятий, спецкурс по методике преподавания литературы ЮСПК СахГУ.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Главное внимание при изучении лирики Б. Л. Пастернака должно уделяться особенностям поэтики и созданию школьниками интерпретации стихотворений поэта, что позволяет углубить восприятие поэтического текста.

  2. Изучение лирики Б. Л. Пастернака с точки зрения особенностей ее поэтики и способов интерпретации стихотворений школьниками пробуждает интерес старшеклассников не только к лирике поэта, но и лирики вообще, как одного из родов литературы и имеет большое значение в нравственно-эстетическом воспитании школьников.

  3. Совершенствованию изучения лирики Б. Л. Пастернака способствует разработанная автором система форм работы, выполнение заданий творческого характера, построенных в соответствии с возрастными и интеллектуальными возможностями одиннадцатиклассников, вызывающих у них интерес к чтению стихотворений поэта.

Особенности поэтики лирики Б. Л. Пастернака в трудах литературоведов и методистов

«Дар вечной молодости», «индивидуум», «одинокий», «пылкий», «странный», «дух молодости», «созерцатель», «искатель», «культура», «талант», «подчинен искусству», «оторван от повседневности», «стихи и речь», «непонятен», «не совсем понятен», «блестящ», «интуитивное понимание жизни» и т. д. - преобладающие слова, характеризующие личность и творчество Б. Л. Пастернака, взятые из множества откликов о поэте. Ряд таких определений характерик

Осмысление поэзии Б. Л. Пастернака критикой, философией, литературоведением, искусствоведением является основой методического исследования, фундаментом школьного изучения литературы. Литературная критика и научные исследования является ценным для методики материалом, который помогает спрогнозировать характер восприятия, корректирует первичное восприятие ученика, формирует его оценочное суждение, провоцирует его на внимательное изучение лирики Б. Л. Пастернака и осмысления особенностей поэтики его творчества.

Различные по направлению исследования по лирике Б. Л. Пастернака представлены в современном отечественном и зарубежном литературоведении работами В. Н. Альфонсова, А. К Архангельского, В.Ф. Асмуса, В. С. Баевско-го, Б. М. Гаспарова, Л. Я. Гинзбург, А. К. Жолковского, Вяч.Вс. Иванова, Н. Ивановой, Д. С. Лихачева, Ю. М. Лотмана, Т. И. Меркуловой, Л. А. Озерова, 3. С. Паперного, Е. Б. Пастернака, Е. В. Пастернак, А. Д. Синявского, И. IL Смирнова, Т. Н. Фроловской, И. В. Фоменко и др. [4; 6; 8; 10; 12; 14; 54; 57; 59; 61; 81; 89; 127; 130; 145; 175; 217; 218; 246; 247].

К вопросам изучения лирики Б. Л. Пастернака обращались также западные критики, как К. Барнс, X. Бирнбаум, Г. Гиффорд, Д. Гроссман, Д. Деви, Р. Деринг, П. А. Енсен, IX Леви, Г. Де Маллак, Д. Малмстад, Э. Моссман, К, О Коннор, М. Окутюрье, О. Раевская-Хьюз, Дж. Риви, Л. Рудова, К. О. Таранов-ский, Р.Д. Б. Томпсон, Е. Фарыно, Л. Флейшман, Р. Хьюз, Р. О. Якобсон и др. [75; 133; 207; 225; 226; 241; 240; 242; 243; 244; 245; 269; 270].

Работы этих ученых, определившие характер и направление современного пастернаковедения, важны для методического исследования в качестве теоретической базы, на которой основывается качественный выбор содержания обучения, направленности, инструментария анализа, научно-обоснованных подходов к приемам активизации углубления читательского восприятия при изучении лирики Б. Л. Пастернака и определении ее места в культурном контексте эпохи.

Обзор ограничен рассмотрением актуальных, зачастую спорных вопросов пастернаковедения, касающихся тех сторон лирики Пастернака, которые определяют неповторимое своеобразие ее поэтики, закономерности и характер восприятия.

В работе не рассматривается подробно биографический путь Б. JL Пастернака. Сведения о жизни поэта обстоятельно изложены в монографии Е. Б. Пастернака (175] и в ряде других.публикаіі,ий [14; 51; 91; 99; 169; 171; 174; 178; 241; 242; 243; 245].

На фоне необычайно пестрой «поэтической картины» времени поэзия Б. Л. Пастернака обращала на себя внимание парадоксальностью и новизной. Так, необычность поэзии нового дарования Брюсов увидел в сочетании эмоционального отношения к миру и рассудочности, «интеллигентности», которая с точки зрения критика, «иногда обескрыливает поэзию Пастернака, толкает его к антипоэтической рефлексии, превращает иные стихи в философские рассуждения» [29, 371].

Серьезные критические материалы на поэзию Пастернака появляются в 20-е годы на страницах литературно-художественных изданий различной направленности. Это сменовские журналы «Россия» и «Русский современник», известные своей антибольшевистской направленностью, центральные журналы «Красная новь» и «Печать и революция», ультралевый журнал РАПП «На литературном посту».

В это время на страницах этих журналов разворачивается дискуссия о поэзии Б. Л. Пастернака и начинается освещение центральных вопросов его творчества.

Анализ поэтики художественного произведения и его интерпретация в школе как актуальная проблема современной теории и методики обучения литературы

Отправным положением данного исследования является то, что изучение непростой для восприятия поэтики лирических произведений Б. Л. Пастернака невозможно без учета методических подходов к изучению поэтики, особенностей интерпретации художественных произведений в школе. Глубокое убеждение в том, что лирика Б. Л. Пастернака предполагает у учителя наличие определенной школы ее восприятия и знаний ее специфики, приводит к необходимости проблемного изложения и осмысления обсуждаемых в литературоведении и методики вопросов поэтики и интерпретации художественного произведения.

Интерес к поэтическому слову известен издревле. У академика А. Н. Ве-селовский» [38] в ряде исследований по исторической поэтике находим верное суждение о том, что человек древнего общества в силу отсутствия абстрактного мышления воспринимал мир в виде образов, проводя параллель между природой и самим собой. Природные явления обожествлялись, как к живым существам. Именно здесь, в глубокой древности, скрываются корни поэтического искусства.

Несмотря на изменения, которые претерпевал поэтический язык, на все времена сохранилось его воздействие на читателя, слушателя. Почему это происходит? Поэтическому слову присуща образность, которая дает ему преимущество над всеми «безобразными» словами, поскольку у образного слова две функции напротив одной - сообщения и воздействия / эстетическая /.

Человека притягивает то, что находит отклик в его душе, пробуждает его лучшие качества, позволяет вернуться в мир прошлого и устремиться к мечтам, в будущее. Всем этим, без сомнения, обладает поэтическое слово. Отсюда интерес читателей, в их числе и исследователей, к языку образов, к тому же еще необычному, эмоциональному.

В самом общем смысле термином «поэтика» обозначается раздел теории литературы, изучающий структуру литературного произведения и систему эстетических средств, в нем используемых [26, 1046].

В «Литературной энциклопедии терминов и понятий» под словом «поэтика» подразумевается «наука о системе средств выражения в литературных произведениях, одна из старейших дисциплин литературоведения» [126, 786]. В исследовании отмечается два смысла поэтики: «расширенное...совпадение слова поэтики с теорией литературы» и «суженное... совпадение с одной из областей теоретической поэтики» [126, 786]. Далее указывается, « как область теории литературы, поэтика изучает специфику литературных родов и жанров, течений и направлений, стилей и методов, исследует законы внутренней связи и соотношения различных уровней художественного целого... Поэтика может быть определена и как наука о художественном использовании средств языка» [126, 786]. В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова [163, 574] обозначены такие варианты понятия поэтики: теория литературы; учение о поэтическом творчестве; часть теории литературы, изучающая строение художественных произведений и используемые в них эстетические средства; поэтическая манера, свойственная данному направлению, эпохе [163, 574].

Термин «поэтика» был введен Аристотелем. Проблемы эстетики и поэтики рассматривали в своих трудах Н. Буало, Г. Э. Лессинг, И. В. Гете, Ф. Шиллер и др. Большой вклад в развитие поэтического языка и науку внесли российские мыслители и стихотворцы В. К. Тредиаковский и М. В. Ломоносов.

Необходимо отметить, что уже в XVIII веке наметился интерес к вопросам поэтики в литературном образовании школьников. В начале XVIII веке в России и на Украине возникает ряд школьных «пиитик» для обучения и красноречия. Значительную роль в развитии научной поэтики в России сыграли М. В. Ломоносов и В. К. Тредиаковский, а в начале ХГХ века - А. X. Востоков. Серьезные материалы на изучение вопросов поэтики в школьном литературном образовании появляются в XIX веке. Это работы Ф. И. Буслаева, В. И. Водовозова, В. Я. Стоюнина [32; 47].

Как отмечает методист С. В. Королева: «В дореволюционной школе на уроках словесности предполагалось особое внимание уделять языку художественной литературы. При анализе лирических произведений методисты-словесники прошлого в центр ставили вопросы композиции и языка, в особенности это нашло отражение в методике логико-стилистического изучения литературных произведений, предлагавшейся Л. И. Поливановым, К. А. Козьминым и другими педагогами второй половины ХІХ-ХХ века» [109, 3]. Во второй половине XIX века в России поэтика оформляется как научная дисциплина.

Большое значение для данного исследования имеют филологические исследования А.Н. Веселовского, В. В. Виноградова, М. М. Бахтина, В. М. Жирмунского, Ю. Н. Тынянова, Ю. М. Лотмана и др. [15; 38; 45; 79; 128; 233]. В них раскрывается сущность поэтики как научной дисциплины. Это дает возможность решить, какие значения имеет понятие «поэтика», предложенные филологами, и определить, какое из них является наиболее близким школьному преподаванию литературы. Поэтому остановимся на интересующих нас работах ученых-филологов.

Урочные занятия с одиннадцатиклассниками по постижению поэтики и интерпретации лирики Б. Л. Пастернака

В выпускном классе литературное развитие учеников проходит этап «связей», сопричастности читателя с миром художественного произведения, углубленного интереса к философским проблемам в произведении. Интеллектуальному постижению художественного мира сопутствует открытость чувств, подключается ассоциативное мышление (в частности, литературные ассоциации), активизируется воображение. Свойственное на данном этапе стремление к обобщению может сопровождаться отсутствием сосредоточенности на отдельном образе, недостаточно ясной его конкретизацией, что для восприятия лирики Б. Л. Пастернака имеет принципиальное значение.

В процессе аналитической работы с текстами лирических произведений Б. Л. Пастернака учащиеся опираются на знание теоретико-литературных понятий, а также на имеющиеся в их распоряжении исторические, архивные, мемуарные материалы. В конечном итоге анализ поэтики лирики Б. Л. Пастернака приводит к разработке вариантов прочтения произведений как целостного организма и тем самым в некоторой степени помогает созданию собственных интерпретаций.

Для диссертационного исследования конструктивное значение имеет позиция М. М. Бахтина, о диалогически личностном моменте освоения художественного произведения, выраженного в присутствии в самом процессе толкования как логически-понятийного, так и инонаучного начала, несовместимого с формализацией, свойственной точным наукам. Следовательно, анализ поэтики стихотворений Б. Л. Пастернака и их интерпретация, будучи самостоятельными способами осмысления, окажутся в тесной взаимосвязи и взаимопроникновении.

Полноценное восприятие, понимание и оценка лирических произведений Б. Л. Пастернака невозможны без истолкования. Поэтому на каждом этапе изучения лирики Б. Л. Пастернака мы рассматриваем анализ в сочетании с обучением интерпретации текста, что ведет к научной основе его восприятия и оценки, сохраняя субъективные начала учеников. Интерпретация текста, прежде всего направляется на углубленное понимание и раскрытие авторской позиции, философско-нравственное богатство, при этом интерпретируются художественно-поэтические компоненты произведения, их роль в постижении глубинного смысла лирики Б. Л. Пастернака.

Учащиеся 11 класса осваивают не набор разрозненных историко-литературных фактов, а учатся вступать в диалог с различными «голосами» отдельных лирических произведений, организуя в сознании многообразие художественных принципов и форм изображения мира и человека, чтобы быть ответственными собеседниками Б. Л. Пастернака.

Проанализировав работы литературоведов и методистов по поэзии Б. Л. Пастернака (см. 1.2. Лирика Пастернака и особенности ее поэтики в трудах литературоведов и методистов), состояние ее изучения в средней школе, мы пришли к выводу, что необходим поиск не просто форм отдельных уроков, тем изучения, видов анализа, а организация сочетания классной и внеурочной работы, выбор оптимальных методов для развития самостоятельности старшеклассников при изучении данного раздела программы по литературе. Поставленные цели решаются при выявлении специфических черт поэтики лирических произведений Б. Л. Пастернака в процессе изучения ее в школе, отборе лирических произведений с учетом их значимости и психологическими возможностями их постижения одиннадцатиклассниками. Учет этих факторов обеспечивает целостное представление учащихся о поэтике лирики Б. Л. Пастернака как о культурном феномене и позволяет рационально использовать учебное время.

Похожие диссертации на Изучение поэтики лирики Б. Л. Пастернака и ее интерпретация школьниками на уроках литературы в 11 классе средней школы