Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Современная русская литература в литературоведческой и методической науке в свете проблемы литературной преемственности 12
1.1. Современная литература в литературоведческой науке: вопросы периодизации и художественной дифференциации 12
1.2. Виды преемственных связей и формы их реализации в современной литературе 37
1.3. Проблема литературной преемственности в школьном историко-литературном курсе выпускного класса (анализ программ, учебников и методических пособий) 59
1.4. Критерии отбора произведений современной литературы для школьного изучения и особенности их восприятия учащимися 75
Выводы по первой главе 98
Глава II. Модель изучения современной русской литературы в 11 классе профильной школы на основе литературной преемственности 100
2.1. Пути реализации преемственных связей в процессе изучения современной литературы в школе 100
2.2. Планирование уроков современной русской литературы 111
2.3. Содержание и структура вступительной обзорной лекции учителя 129
2.4. Методика межтекстового анализа на уроках изучения произведений современной литературы 142
2.5. Взаимосвязь урочной и внеклассной работы (организация и проведение читательской конференции) 206
2.6. Оценка уровня эффективности разработанной методической модели (контрольный эксперимент) 217
Выводы по второй главе 224
Заключение 226
Библиография
- Современная литература в литературоведческой науке: вопросы периодизации и художественной дифференциации
- Проблема литературной преемственности в школьном историко-литературном курсе выпускного класса (анализ программ, учебников и методических пособий)
- Пути реализации преемственных связей в процессе изучения современной литературы в школе
Введение к работе
За последние годы в связи с серьезными процессами, происходящими в системе литературного образования, существенным образом изменилась ситуация, связанная с изучением современной литературы. Период острых споров и дискуссий, порождаемых самим фактом присутствия в стенах школы явления еще не устоявшегося, завершился формальным закреплением в тексте государственного образовательного стандарта статуса современной литературы как учебного материала, подлежащего обязательному изучению.
Включение современной литературы в общую канву историко-литературного курса старших классов, изменение приоритетов на общеобразовательном и профильном уровне (перенос акцентов с обзорного на текстуальное изучение) потребовало соотнесения нового материала с общей концепцией курса, уточнения методики проведения занятий, определения методологии анализа, соответствующего характеру современного литературного процесса.
Современная литература развивается в тесной связи с мировой художественной традицией. Ее игровой характер, оригинальный спектр формальных приемов сочетаются с приверженностью традиционным формам этики и эстетики классической русской и мировой литературы и культуры, с ориентацией на универсальные духовные ценности. На современном этапе наблюдается творческое переосмысление многих традиционных для русской литературы проблем и тем, возрождение прерванных традиций, наследование принципов и приемов художественного творчества писателей-классиков. Сегодня одновременно сосуществуют различные художественные системы, реализм развивается в сложном переплетении с натурализмом, модернизмом, сентиментализмом. Многие современные течения имеют исторические корни.
Современные произведения содержат рассчитанный на эрудированного читателя диалог с русской литературой предшествующих эпох. В них присутствует огромное количество цитатного материала из классики, в пародический оборот вводятся стилистические штампы, травестированию подвергаются жанры. Выявление в тексте «языков культуры» является
4 важнейшим условием постижения его смысла. Не имея в читательском
арсенале определенного ключа, «культурного кода» позволяющего
«считывать» поток литературных ассоциаций, произведения современных
авторов невозможно полноценно интерпретировать.
Характер отечественной литературы современного периода, открытой прошлому и другим культурам, естественно вовлекает в сферу рассмотрения произведения и творчество писателей разных эпох и литератур. В этой связи наиболее продуктивным в школьном курсе, адекватным специфике современной литературы и максимально учитывающим особенности литературного развития старшеклассников является принцип актуализации преемственных связей.
Изучение явлений и фактов современного литературного процесса в их соотнесенности с литературой предшествующих эпох знакомит учащихся с одним из важнейших свойств литературы этого периода. Характеризуясь включенностью в парадигму культуры, диалогом со множеством художественных текстов, интертекстуальностью современная литература требует от читателя активизации ассоциативного мышления, сотворчества и эрудиции.
«Контекстное» изучение современной литературы актуализирует запас историко-культурных знаний старшеклассников. На этапе, когда изучен программный корпус классических текстов, требующий системного осмысления, современная литература, тесно связанная с предшествующим литературным опытом школьников, предоставляет большие возможности для самых широких историко-литературных ассоциаций.
Проведение параллелей по ряду общих для современной и классической литературы тем, проблем, образов, мотивов формирует у школьников представление о целостности и взаимосвязанности историко-литературного процесса. Такой подход позволяет увидеть в современной литературе не изолированное явление, существующее независимо от художественных традиций русской литературы, а результат эволюции словесного творчества предшествующих эпох.
5 Изучение современной литературы в аспекте преемственности
соответствует возрастному и литературному развитию школьников. Для
учеников старшего школьного возраста становятся доступными систематизация
многих фактов, усвоенных в предшествующих классах, целостное
представление об историко-литературном процессе. Старшеклассники
стремятся проникнуть в сущность явлений, объяснить их взаимосвязи и
взаимозависимости. Мышление их отличается довольно высоким уровнем
обобщения и абстрагирования. Возрастное развитие учеников, вступивших в
«эпоху связей», осознания причин и следствий, позволяет обратиться к таким
формам постижения искусства слова, которые требуют соотнесения большого
количества фактов, их логического осмысления и систематизации, что ведет к
углублению представлений о процессе развития литературы.
Актуализация преемственных связей, таким образом, оказывается
наиболее плодотворным направлением работы в изучении современной
литературы. Между тем, в научной и методической литературе этот вопрос не
получил достаточно полного освещения. Те или иные аспекты указанной
проблемы представлены в работах современных ученых-методистов:
В.Г.Маранцмана, М.В.Черкезовой, С.А.Зинина, В.Ф.Чертова, Л.В.Тодорова,
А.И.Княжицкого, Н.А.Поповой, В.А.Рамзаевой. Пути реализации
преемственных связей в изучении современной литературы намечены в ряде
методических статей: Н.А.Архипенко, Л.Гневновой, О.О.Масловой,
Т.П.Малявиной и др. Различные аспекты интертекстуального изучения
современной . литературы представлены в литературоведческих трудах
Н.А.Кузьминой, М.Г.Павловца, И.С.Скоропановой, Н.А.Фатеевой,
Л.Г.Федоровой, В.Б.Катаева, В.В.Агеносова, статьях Ю.И.Левина,
О.А.Маркеловой, И.Н.Марутиной, С.Л.Страшнова, Е.И.Трофимовой и др.
Однако в целом вопросы актуализации преемственных связей в изучении
современной литературы не получили целенаправленного, последовательного и
системного рассмотрения как в методической науке, так и литературоведении.
Это определило актуальность темы и вызвало необходимость исследования
проблемы на теоретическом и опытно-экспериментальном уровне.
. ' 6
Объект исследования - процесс изучения современной русской литературы.в старшей школе.
Предмет исследования - методика изучения современной русской литературы в выпускном классе профильной школы с опорой на литературную преемственность.
Целью диссертационного исследования: является разработка научно обоснованной концепции изучения современной- русской литературы на основе творческого диалога с классикой.
Гипотеза исследования: Изучение современной русской литературы будет способствовать осознанию учащимисж преемственности литературных явлений; постижению внутренней целостности и взаимосвязанности историко-литературного процесса если:
- подходить к современной; литературе с учетом- наследуемых
современными авторами художественных традиций;
- дифференцировать современные литературные явления на основе
универсальных теоретико-литературных категорий;
- . изучать художественные- произведения современности- в их
соотнесенности с литературными явлениями ифактами предшествующих эпох;
использовать возможности межтекстового анализа как средства установления преемственных связей современной и классической'литературы;
активизировать сопоставительно-аналитические,. умения, учащихся? в работе с художественным-текстом.
Цель и гипотеза определили;задачи исследования:
исследовать состояние проблемы в.теории и практике массовой школы и определить степень результативности существующих путейv и способов; изучения современной литературы для решения поставленных задач;
выявить характерные для современной' литературы виды преемственных связей и формы их реализации;
- установить. состав категорий и; .' понятий, позволяющих
систематизировать литературу на современном этапе; '
- обосновать принятую, за основу периодизацию современной литературы;
- составить критерии отбора произведений современной литературы и на
их основе осуществить выбор художественного материала, подлежащего усвоению школьниками;
- определить методы и приемы работы, позволяющие сформировать у
учащихся представление о «диалоговом» характере современной словесности.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
Методы теоретического исследования: анализ философской, литературоведческой, социологической, методической, психолого-педагогической литературы в свете проблемы диссертационного исследования; а также общенаучные методы обобщения, систематизации, классификации, синтеза.
Методы эмпирического исследования. Педагогические: наблюдение за педагогическим процессом, анализ занятий учителей-словесников, беседы с учениками и учителями, анализ устных ответов и письменных работ обучающихся, результатов их творческой деятельности. Экспериментальные: проведение констатирующего среза и экспериментальное обучение с целью проверки эффективности предложенной методической системы. Статистические: количественный и качественный анализ результатов экспериментальной работы. Социологические: анкетирование учителей и учащихся, письменный и устный опрос.
Теоретическую базу исследования составили труды по философии истории КЯсперса, И.Г.Гердера, Г.В.Ф.Гегеля, М.Вебера, Р.Арона, М.Блока и др., философские теории постсовременности Ж.Ф.Лиотара, П.Козловского и др., позволившие научно обосновать границы современной эпохи в историческом процессе, выделить показатели смены исторических эпох. В работе использовались также теории интертекста западных постструктуралистов Р.Барта, Ю.Кристевой.
Труды отечественных литературоведов, исследующих современный литературный процесс: В.В.Агеносова, М.И.Громовой, Т.М.Колядич, М.Ю.Звягиной, Б.С.Бугрова, О.В.Богдановой, В.А.Чалмаева, И.О.Шайтанова,
8 М.Н.Липовецкого, Н.Л.Лейдермана, В.Н.Курицына, М.Н.Эпштейна,
И.И.Ильина, И.Е.Васильева, И.Є.Скоропановой, Г.Л.Нефагиной,
Н.Б.Маньковской, С.И.Тиминой, К.Д.Гордович, С.Я.Гончаровой-Грабовской,
И.К.Сушилиной, МіА.Черняк - составили литературоведческую, основу
диссертационного исследования. Важной составляющей теоретической части
исследования.являются работы А.С.Бушмина, Г.А.Гуковского, Ю.НЛъшянова,
М.М.Бахтина, посвященные проблеме преемственности литературных явлений;
исследования Р.В.Коминой,. Е.Ю.Сидорова, Ю.Б.Борева; Ю:Єуровцева в
области стилевых течений.
Исходной базой для разработки методической концепции исследования
послужили работы С.А.Зинина, посвященные вопросам реализации
внутрипредметных связей в изучении школьного историко-литературного
курса, а также Ю.И.Лыссого, Е.Д.Жировой, посвященные той же проблеме;
исследования, раскрывающие методику сопоставительного анализа в изучении
литературы (Н:А.Соболева; М.К.Енисеева, Г.А.Ермаковой), принципы
интертекстуального анализа (И.П.Смирнова), вопросы изучения: стиля писателя^
в школе (Н.Я;Мещеряковой,. Н.А.Демидовой). В диссертации, учтены
методические исследования, посвященные" изучению новейшей литературы в
школьном; курсе, в частности работы И;В;Каленовой^ И.Б^Нимаевой,.
ВїА.Рамзаевой, С.С.Орищенко. .
Предметом авторского внимания;'являлись также научные труды,
содержащие психолого-педагогические аспекты изучения художественного
произведения в школе: исследования по проблемам восприятия
художественной; литературы известных психологов: О.И.Никифоровой,
Л.И.Беляевощ Л.Г.Жабицкой, П.М.Якобсона; и ученых-методистов:
Н.И.Кудряшева,. Н.Д.Молдавской, Н.0;Корста, О.ЮїБргдановой,
В;Г.Маранцмана; работы, посвященные вопросам психологии читательской деятельности (Ю.У.Фохт-Бабушкина), особенностям юношеского, возраста: Л.И.Божович, Д.Б.Эльконина, И:С.Кона и др.
Специфика изучаемого материала обусловила необходимость обращения к социальным проблемам. В область научных интересов- вошли исследования
9 социологов литературы: Л.Д.Гудкова, Б.В.Дубина, А.И.Рейтблата, З.Леффлер и
др. Автором привлечены таюке статьи современных критиков, связанные с
проблематикой исследования: А.Агеева, Л.А.Аннинского, А.Н.Архангельского,
П.В.Басинского, Д.П.Дмитриева, М.А.Золотоносова, А.Зорина, Н.Б.Ивановой,
С.П.Костырко, А.С.Немзера, М.С.Ремизовой, И.Б.Роднянской, К.А.Степаняна,
С.И.Чупринина.
Исследование носило теоретико-экспериментальный характер и проводилось в несколько этапов:
На первом этапе (2000-2002 гг.) изучалось состояние вопроса в теории и школьной практике, анализировалась научно-методическая литература, проводился констатирующий эксперимент, намечались цель и гипотеза исследования, разрабатывалась экспериментальная методика.
На втором этапе (2002-2004 гг.) проводился обучающий эксперимент в выпускных классах гуманитарного профиля, включающий в себя реализацию разработанной учебной модели.
На третьем этапе (2005-2008 гг.) анализировались, систематизировались и обобщались результаты, полученные в ходе обучающего эксперимента, подводились итоги работы, и оформлялась диссертация.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
теоретически разработана, концептуально обоснована и практически апробирована модель изучения современной литературы, основывающаяся на установлении преемственных связей с русской и мировой классической литературой;
предложена и экспериментально проверена система приемов и форм обучения, обеспечивающая эффективное усвоение школьниками современной литературы; определен круг подлежащих изучению теоретико-литературных понятий;
- с учетом особенностей социокультурной ситуации, современных
образовательных тенденций и специфики современной литературы
сформулированы критерии отбора художественных произведений
современности для использования их в учебном процессе; предложен
10 рекомендательный список произведений современной литературы для
самостоятельного чтения школьников;
- показаны возможности использования форм внеклассной работы для расширения представлений учащихся о современной русской литературе; обозначены направления самостоятельной учебной деятельности школьников на пути освоения ими идейно-эстетического своеобразия современной словесности.
Теоретическое значение исследования: собран и систематизирован теоретический материал, характеризующий картину литературного движения рубежа XX - XXI вв.; определена периодизация современной литературы, объективно соответствующая ходу литературного развития; описаны и систематизированы виды преемственных связей и формы их реализации на уроках изучения современной литературы; обоснован тип анализа художественных произведений, целесообразный и эффективный для изучения современной литературы в выпускном классе; исследован материал историко-культурного характера и определен объем сведений из смежных дисциплин, необходимый школьникам для понимания специфики современной литературной ситуации.
Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы в разработке соответствующего раздела учебных программ, учебников и методических пособий; в практике преподавания литературы общеобразовательной и профильной школы; на занятиях факультативного курса по современной русской литературе в старших классах; в организации курсов повышения квалификации педагогических кадров; могут представлять интерес для студентов филологических факультетов педагогических вузов.
Апробация материалов исследования осуществлялась на заседаниях кафедры методики преподавания литературы Ml И У, в выступлениях на Голубковских чтениях (Москва, 2003, 2004, 2005), на совещаниях в методических кабинетах образовательных учреждений г. Балашова Саратовской области, работающих по экспериментальной методике (гимназия им. Ю.А.Гарнаева, учителя: Жогова В.П., Ефимова Л.А., Тверитина Л.А.; СОШ
№ 5, учителя: Петрова Г.Н., Щедрова И.В.; СОШ № 7, учитель Савченко Е.Н.), а также в процессе учебно-педагогической деятельности автора: преподавание литературы в гимназии им. Ю.А.Гарнаева г. Балашова Саратовской области. Основные положения диссертации содержатся в опубликованных работах. На защиту выносятся следующие положения:
1. Основу изучения современной литературы в рамках историко-
литературного курса выпускного класса составляют преемственные связи с
русской классической и мировой литературой и культурой, что соответствует
природе современной литературной реальности и способствует постижению
литературного процесса как целостного, внутренне единого и взаимосвязанного
историко-культурного феномена.
Важнейшим принципом отбора содержания учебного материала в изучении современной литературы является принцип литературных связей и параллелей, в соответствии с которым отбираются художественные явления современности, находящиеся в отношениях связи и взаимодействия с предшествующей литературной традицией.
Организующим началом в построении системы уроков выступают эстетические категории и понятия, относимые к разряду универсальных (род, жанр, стиль, стилевое течение). Указанные категории позволяют проследить динамику развития литературы на современном этапе и вместе с тем представляют область широких литературных обобщений.
Ведущая роль в методике изучения художественных произведений современности принадлежит межтекстовому сравнительно-сопоставительному анализу. Эффективным компонентом разбора следует признать также интертекстуальный анализ, возможности которого способствуют адекватному постижению авторской позиции и идейно-художественного смысла современного произведения.
Разнообразные формы внеклассной работы позволяют расширить представления школьников о сущности и специфике современного периода литературного развития, углубляют восприятие историко-литературного процесса в его внутреннем единстве и взаимосвязанности.
Современная литература в литературоведческой науке: вопросы периодизации и художественной дифференциации
Изучение современной литературы в школе осложняет ряд объективных причин, связанных с недостаточной изученностью или окончательной нерешенностью тех или иных вопросов в литературоведческой науке. Необходимость внести ясность по ряду таких вопросов обусловила обращение к некоторым из них в нашем исследовании. Прежде всего - это вопрос о периодизации, имеющий большое значение в школьном курсе. В науке о литературе проблема хронологии современных литературных явлений стоит особенно остро и не имеет однозначного решения. Главную сложность составляет попытка установить нижнюю границу современности.
В трактовке О.В.Богдановой [30] современная литература охватывает довольно большой временной промежуток - с конца 1950-х годов. В этом периоде выделяются два этапа: с конца 1950-х до середины 1980-х, и с середины 1980-х до конца 1990-х. Специфика первого этапа заключается в существовании тематических направлений, своеобразный толчок развитию которым дало появление в послевоенной литературе «нового» героя (человека «обыкновенного», «негероического»). Особенностью второго этапа является распространение постмодернистских тенденций.
В концепции Н.Л.Лейдермана, М.Н.Липовецкого [132] современная литература также охватывает полувековой «отрезок» времени. Пятьдесят лет развития русской литературы исследователи делят на три периода: «оттепель» (середина 50-х — конец 60-х гг.), «застой» (начало 70-х - середина 80-х гг.) и постсоветский период (середина 80-х - конец 90-х гг.). Хронологический отрезок с середины 1950-х годов до конца 1990-х авторы рассматривают как крупный исторический этап, сущность которого состояла в развитии кризиса тоталитарного общества и лежащей в его основе коммунистической идеологии.
Л.И.Вуколов [48] считает современной послевоенную российскую литературу (последние пятьдесят лет XX века). Послевоенная литература, считает исследователь, стала «менее революционной», «писатели, отказавшись от формулировок соцреализма, писали о том, чем живет человек, именно отдельный человек, а не народ-победитель» [48, с. 16 ].
С точки зрения И.А.Биккуловой [26], понятие «современная» не устанавливает каких-либо конкретных хронометрических рамок. Современность в литературе обозначает определенную эпоху, причем ее продолжительность может быть различна в зависимости от особенностей литературного процесса, места и исторического времени. И все же, начало и конец эпохи, именуемой в литературе современностью, исследователь обозначает: 60 - 90-е годы. Именно в этих границах можно проследить жанрово-стилевую и общественно-политическую эволюцию литературы.
Авторский коллектив учебного пособия «Русская литература XX века» Л.П.Кременцов, Л.Ф.Алексеева, Н.М.Малыгина [212] современную словесность определяют последним тридцатилетием XX века (1970 - 1990-е гг.), различая в нем три периода: советский (до 1985 г.), перестроечный (1985 - 1991), и постсоветский (с 1992 г.). Последние тридцать лет, по мнению исследователей, оказались совершенно непохожими на предшествующее время: в стране произошли принципиальные общественно-политические и экономические изменения, литература изменила форму и условия бытования (появились произведения, отвергающие установки социалистического реализма, возник андеграунда, зародился самиздат и т.д.).
С.П.Белокурова, С.В.Друговейко [25] считают, что линейное развитие литературного процесса сделалось достоянием прошлого в конце 80-х - начале 90-х годов XX века. Именно тогда русская литература пережила «головокружительный взлет».
К.Д.Гордович [61] к современной относит литературу последнего десятилетия (1985 - 1995 гг.). Исследователь выделяет периоды в литературном развитии последних лет: 1985 - 1989 гг., 1990 - 1995 гг., объясняя их напряженностью общественной жизни, и кардинальными изменениями в культуре и искусстве. С.Ф.Дмитренко [68] под современной русской литературой понимает период ее развития, начинающийся с середины 80-х гг. и до настоящего времени. В этот период словесность «обрела свободу от цензурных стеснений и право на печать, получила возможность быть только литературой, а не чем-то иным» [68, с.5].
В.В.Агеносов, А.В.Леденев [209] считают 1985 год началом нового этапа в общественно-политической жизни страны, резко изменившим условия развития литературы и искусства. Кардинальные перемены в политической организации общества, утверждение атмосферы гласности определили развитие литературы в конце 80-х — 90-е годы.
По мнению Л.А.Аннинского, современная русская литература, «начавшаяся с перестройки (1985 год), заканчивается с расстрелом парламента (1993), после чего начинается тот этап, который мы имеем сейчас в качестве современного, не зная еще, как его окрестить по существу» [12, с. 24].
Г.Л.Нефагина [179] под современной понимает литературу с 1986 года до начала второго тысячелетия, выделяя в ее развитии два этапа: 1986 — 1991 гг. и 1990-е - начало. 2000-х. Исследователь связывает развитие литературы с общественно-политической обстановкой. 1986 год - старт кардинальных" изменений в обществе и, вместе с тем, перелом в литературном процессе, связанный с началом публикаций возвращенной литературы. После 1991 года произошла дифференциация литературы, ярче всего выраженная стилевой динамикой. Литература этого периода представляет собой разнообразие эстетических подходов и жанровых решений.
Точкой отсчета нового времени, в котором живет постсоветское общество, А.Генис считает августовские события 1991-го года, связанные и с переворотом в русской литературе: «Неудавшийся переворот стал удавшимся. После августа нельзя было ни писать, ни читать по-старому. Победа демократов обернулась поражением той культурной модели, которая несколько поколений господствовала над одной шестой частью суши. Русская культура совершила прорыв в современность» [53].
Связывает развитие литературы с общественными процессами Ю.И.Минералов [162], полагающий, что новый самостоятельный период литературного развития обозначился в. начале 90-х. Именно тогда, после распада СССР, прекратилось развитие советской литературы.,
А.С.Немзер под «новейшей словесностью» понимает литературу последних лет (а именно 90-х), «существовавшую и существующую в принципиально новом контексте - на свободе» [176, с. 199]. «Освободившуюся-литературу» А.С.Немзер отделяет от литературы предыдущего «перестроечного» - периода, культурная политика которого имела.. «ярко выраженный компенсаторный характер» [176; с. 206].
Проблема литературной преемственности в школьном историко-литературном курсе выпускного класса (анализ программ, учебников и методических пособий)
Специфика занятий по современной литературе в школе заключается в том, что они не могут иметь твердо зафиксированного содержания, так как предметом их являются развивающиеся, движущиеся явления современного литературного процесса в наиболее ярких его проявлениях в области прозы, поэзии, драматургии и литературной критики. Вследствие этого в учебных программах раздел, содержащий сведения о современном периоде развития литературы, содержательно неоднороден. Прежде всего это выражается в отсутствии единых подходов к определению хронологических границ современной словесности. В составе существующей учебно-методической литературы обозначилось три варианта периодизации современной литературы: 50-90-е гг. (учебник под редакцией В.П.Журавлева [210], программа Т.Ф.Курдюмовой [198]), 60-90-е гг. (программы А.И.Княжицкого [195] и Г.И.Беленького [200]), 80-90-е гг. (учебник под редакцией В.В.Агеносова [209], программа С.А.Зинина - В.А.Чалмаева [86]). В ряде программ (В.Г.Маранцмана [197], В.Я.Коровиной [196]) отсутствует конкретизация хронологических границ - при необходимости используются формулировки: «Литература на современном этапе», «Литература последних десятилетий». Принимая во внимание, что учебные программы и школьные учебники адаптируют достижения литературоведческой науки, становится понятным, что существующие несоответствия являются следствием отсутствия в литературоведении общепризнанной периодизации.
Учебные программы значительно разнятся и по составу персоналий и текстов, подлежащих изучению. В обязательном минимуме государственного образовательного стандарта список авторов и произведений последних десятилетий строго не определен; перечень писательских имен рассматривается как «открытый». Задача отбора текстов полностью относится к компетенции составителей авторских программ (или учителя). Обязательный минимум с этой целью предлагает руководствоваться общими критериями. Критерии специфические, предназначенные исключительно для отбора произведений современности, формулируют авторы учебных программ, исходя из образовательных задач и личных соображений о характере и направлениях развития современной словесности.
Опыт систематизации уроков изучения современной словесности в методической литературе также отличается разнообразием поисков и путей решения этой задачи. Обозначился ряд подходов к изучению современной литературы (параллельно рассмотрим принципы и приемы актуализации преемственных связей в изучении современной литературы).
Наибольшее распространение в школе получило обзорное изучение современной литературы. Обзорный путь изучения, как правило, лежит в основе учебных программ издания до 2000 г. Такой подход реализован и в программах под редакцией Т.Ф.Курдюмовой (2000), В.Я.Коровиной (2001), Г.И.Беленького (2000).
На обзор произведений последнего десятилетия программа под редакцией В.Я.Коровиной [196] отводит 5 часов учебного времени, и 3 часа на общий обзор литературы Русского зарубежья последних лет. Программа содержит персоналии современных поэтов и прозаиков (А.Битов, В.Маканин, С.Каледин, В.Пелевин, Т.Толстая и др.), на которые учитель может опираться в ходе лекции, однако обходит вопрос, на каких произведениях учителю следует преимущественно остановиться. Принцип «последовательного внимания к вопросам традиций и новаторства в русской литературе», особо заявленный в программе 11 класса и определивший отбор произведений («программа каждого курса (класса) включает в себя художественные произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и пр.)» [196, с.5]), по отношению к современной литературе не реализован.
В программе под редакцией Т.Ф.Курдюмовой [198] в обзоре литературы 50-90-х годов прослеживаются тенденции развития художественной публицистики, литературы постмодернизма и жестокого реализма. Авторы предлагают рассмотреть современную историческую (А.Солженицын, Д.Балашов, В.Пикуль) и мемуарную прозу. Систематизация реалистической литературы осуществляется в программе по тематическому принципу («произведения, утверждающие положительные идеалы», «авторы, отстаивающие бережное отношение к человеку, природе, талантливым и трудолюбивым людям, обустраивающим родную землю» [198, с. 132]). Преемственные связи в разделе «Литература 50-90-х годов» реализуются посредством «сквозного» обзора следующих тем: «новое осмысление военной темы», «поэзия, развивающаяся в русле традиций русской классики» (Н.Рубцов, Б.Слуцкий, Д.Самойлов). Проблеме литературных влияний уделяется внимание в ходе итоговых обобщений по курсу («Связи и зависимости литератур и культур народов мира в XX веке»). В целом же в программе, как и в предыдущей, литературные влияния и традиции не являются предметом специального рассмотрения.
В программе под редакцией Г.И.Беленького [200] значительный акцент сделан на формальной стороне современной словесности: в области поэзии характеризуются поиски новых форм, в области прозы - жанровое многообразие. Преемственность устанавливается на основе жанровых традиций, а также проблемно-тематической связи текстов. В обзоре современной прозы акцент делается на «утверждении общечеловеческих моральных ценностей» в произведениях современных писателей.
Пути реализации преемственных связей в процессе изучения современной литературы в школе
Включить уроки современной литературы в общую канву историко-литературного курса старших классов позволяет историко-эстетическгш принцип анализа литературных явлений, принятый современной методикой за основу построения курса литературы в старших классах. Историко-эстетический подход соотносится с целями филологического образования в средней школе (развитием способности «понимать историческую и эстетическую обусловленность литературного процесса», а также «совершенствованием умений анализа литературного произведения в его историко-литературной обусловленности» [251, с. 18]), и соответствует психолого-возрастным особенностям старшеклассников (для литературного развития школьников в это время становятся актуальными проблемы исторических и эстетических связей искусства и жизни, причинно-следственное рассмотрение художественных произведений и литературы определенной эпохи). В соответствии с избранным подходом знакомство школьников с современной литературой определялось следующей логикой: поэтика художественных произведений изучалась на уроках текстуального анализа, закономерности литературного процесса исследовались в обзоре.
Системообразующим для уроков изучения современной литературы являлся в нашей модели принцип актуализации преемственных связей. Его реализация осуществлялась на всех этапах организации учебной деятельности: 1. на этапе отбора: в принципах отбора содержания учебного материала; 2. на этапе планирования: в планировании системы уроков; 3. на этапе организации и осуществления учебной деятельности: в формах организации учебной деятельности (на уроке и во внеклассной работе, в обзоре и в ходе текстуального изучения), в принципах анализа (сравнительно-сопоставительный, интертекстуальный), способах и приемах изучения литературного материала (сравнение, сопоставление, поиск ассоциаций, проведение аналогий, противопоставление); 4. на этапе контроля: в тематике самостоятельных работ учащихся.
Структурным компонентом в созданной модели выступали эстетические категории и понятия, отражающие наиболее общие, универсальные связи историко-литературного процесса. Категориями, «обладающими архетипическим ядром», как было отмечено в 1.2, являются роды, стили и жанры. Указанные категории обеспечивают художественное взаимодействие разных эпох, преемственность традиций, и, вместе с тем, отражают специфику современной литературы, позволяют раскрыть основные закономерности ее развития на современном этапе (см. 1.1).
Для отбора стилевых течений мы ориентировались (учитывая принятый за основу методологический подход) на принципы историко-литературные и теоретико-литературные (эстетические). С точки зрения историко-литературной стилевые течения, предназначенные для изучения на основе текстуального анализа произведений, представляют основные этапы развития современной литературы, описанные нами в 1.1.
В прозе были отобраны следующие стилевые течения: условно-метафорическая литература, постмодернизм, и новый реализм, зародившийся в недрах постмодернизма и обогатившийся приемами постмодернистской поэтики (первый этап отмечен «обвальными» публикациями антиутопий, как разновидности условно-метафорической литературы; второй характеризуется повсеместным распространением постмодернизма; третий этап возрождает реалистические средства изображения действительности).
Современная поэзия также представлена нами в движении. В первый период поэзия, вышедшая из «зоны молчания», существовала в русле поэтических школ и групп. Находясь в андеграунде, поэты, ограниченные в своем праве высказаться и быть услышанными, привыкли создавать не только текст, но и среду - своего читателя. Они привыкли рассчитывать на резонанс узкого круга единомышленников. «Тусовочность была навязана этому поколению ... самим фактом вытесненности из литературы» (И.Шайтанов). Этот период в созданной нами модели представляют стилевые течения «концептуализм» (концептуалисты объединялись в группы «Задушевная беседа», «Альманах») и «метаметафоризм», или «метареализм» (метареалисты входили в группу с условным названием «Третье объединение»).
Второй период также характеризовался «кружковым, групповым сознанием». По инерции создавались поэтические группы, объединенные общей для всех эстетической программой. Это был наиболее короткий путь к читателю, уже привыкшему ко всякого рода театрализациям, шумным действам, акциям, устраиваемым современными поэтами (преимущественно концептуалистами). Привыкшие годами обходиться без услуг печатного станка, отвергнутые официальной словесностью поэты новой волны ответно отвергли ее, выработав такую форму представления своей поэзии. Этот период в нашей системе представляет оформившийся в 1988 году Орден куртуазных маньеристов (как поэтическая группа Орден просуществовал до 1995 года, в дальнейшем эта манера утратила эффект новизны и встречалась читателями прохладно; с 1996 года куртуазные маньеристы перешли в прозу). Маньеристы сумели создать оригинальный групповой имидж, Орден с аналогом средневековой иерархии, продолжить свои литературные устремления во внетекстовом измерении (на концертах, в телевыступлениях, во время постмодернистских акций и т.д.). Вместе с тем этот период характеризуется постепенным отходом от «кружкового сознания». На внешнем уровне поэты используют все те характерные приемы, которые свойственны эстетическим установкам той или иной поэтической группы, но внутренне их наполнение оказывается иным. Для представления этой тенденции развития современной поэзии на втором этапе мы выбрали стилевое течение «постконцептуализм», используемое теоретиками не как обозначение поэтической общности, а как сумма индивидуальных поэтических манер, характеризующихся отходом от концептуальной поэтики. «Критический сентиментализм» представляет одну из наиболее заметных стилевых манер, бытующую в рамках постконцептуализма.