Содержание к диссертации
Введение
Анализ художественных произведении в стзіини.х клзссях национальной школы 10
1.1.Взгляды КРИТИКОВ к литературоведов на проблему анализа художе
ственного текста 10
1.2 Методисты ПРОШЛОГО и настоящего о ПУТЯХ, методах и приемах
анализа xvложествеиного текста 17
1.3. Анализ программ и учебников по РУССКОЙ литературе в аспекте темы исследования 34
1.4. Научно-методические основы анализа прозаических произведений в
старших классах национальной школы 41
Глава Г Г Методика изучения русской прозы XX века в классах
2 1 Комментированное чтение как один из методов анализа (А.И. КУПРИН «Гранатовый браслет») 74
2 2 Анализ «вслед за автором» (И.А Бунин «Господин из Сан-Франциско») 99
2.3. Композиционный анализ повести «Собачье сердце» М. А.Булгакова 112
2.4. Анализ системы художественных образов при изучении рассказа А.И. Солженицына -Матрешін двор» Ї 32
2.5. Проблемный анализ рассказа В.Ф. Тендрякова «Хлеб для собаки» 159
2.6. Результаты "эксперимента 180
Заключение 186
Библиография.... 189
Приложения 195
Введение к работе
Современный этап литературного образования в общеобразовательной школе России характеризуется повышенным вниманием к духовно нравственному и эстетическому развитию учащихся, к созданию более эффек тивной методики изучения литературы, основанной на принципах диалога культур и взаимосвязи литератур (русской, родной и мировой). В конце 90-х годов XX в. произошли существенные изменения в содержании литературного образования, которое постепенно становится вариативным, созданы новые учебники и программы для средних и старших классов.
Особенно существенные изменения произошли в системе литературного образования в школах национальных регионов. Этому способствовала новая концепция литературного образования для школ с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения в 12-летней школе.
В проекте вышеназванной концепции отмечается, «что курс литературы в
XI-XII классах выделяет основные, ключевые проблемы русской литературы,
1 предлагает нсторико-генетический, историко-функциональный и сравнитель щ но-типологическшЧ подходы к изучению вершинных произведений русской ли тературы, их различную интерпретацию, философские и культуроведческие обобщения» .
Все вышесказанное позволило нам взяться за разработку проблемы изучения прозы XX века в XI классе школ Кабардино-Балкарской республики.
В 2000 году национальные регионы получили новую программу по литературе, разработанную коллективом научных сотрудников Института нацио нальных проблем образования Минобразования России и Центра филологиче ского образования ИОСО РАО (под редакцией MB. Черкезовой). Впервые для
Литература в школе. 2000 №4. С 62-65. монографического изучения в XI классе предложены произведения таких выдающихся писателей XX в., как А. И. Куприн, И. А. Бунин, М. А. Булгаков, А. И. Солженицын, В. Ф. Тендряков. С учетом того, что в произведениях этих пи сателей рассматриваются проблемы, созвучные актуальным вопросам нашего времени (человек и общество, формирование нравственных жизненных позиций, идеалов и т. д.), мы решили раскрыть методику изучения русской прозы XX в. на этих произведениях.
Проблема изучения прозаических произведений малой и средней формы разработана методистами русской общеобразовательной школы достаточно подробно (В. И. Водовозов, В. Е. Стоюнин, В. П. Острогорский, В. В, Голуб ков, М. А. Рыбникова, Т. Г. Браже, Г. И. Беленький, О. Ю. Богданова, В. Я. Коровина, Т. Ф. Курдюмова и др.).
Много для решения этой проблемы сделано методистами национальных школ (М. Г. Ахметзянов, М. М. Абдувалиева, С. К. Бирюкова, Н. Н. Вербовая, С. "Г. Забадаев, А. А. Ли паев, И. X. Майорова, К. В. Мальцева, К. М. Нартов, Г. А. Обернихина, Н. Г. Осак, Н. С. Русина, 3. С. Смелкова, Л. В. Тодоров, Р. 3. Хайруллин, М. В. Черкезова, Л. А. Шейман и др.).
Однако до сих пор остается недостаточно решенной проблема специфики изучения русской прозы в старших классах школ тех национальных регионов, где учащиеся недостаточно владеют русским языком и слабо воспринимают инонациональную культуру, отраженную в художественном произведении.
В условиях Кабардино-Балкарской республики есть богатый опыт отдельных учителей-словесников (Т. И. Гедгафова, А. Л. Гилястанова, В. М. Вар-квасова) в области анализа прозаических произведений малой эпической формы с учетом их жанровой специфики, с опорой на краеведение, на близкие им аналогичные явления родной литературы, но, к сожалению, их опыт не полу чил систематизации и широкого освещения в печати.
В связи с этим назрела необходимость разработки научных основ изучения прозы XX века с позиции современных подходов к анализу художественного текста. В этом проявляется актуальность избранной нами темы.
Объект исследования - изучение русской прозы XX века в аспекте формирования духовно-нравственного потенциала личности человека в школах Кабардино-Балкарской республики.
Предмет исследования - методика изучения прозаических произведений малой и средней формы в школах Кабардино-Балкарской республики в аспекте формирования духовно-нравственного потенциала личности и в их жанровой специфике с позиций диалога культур и взаимосвязи литератур.
В основу исследования была положена следующая гипотеза:
Изучение прозаических произведений XX в. (малой и средней формы) будет эффективным, если:
• в основу анализа художественного текста будут положены принципы диалога культур и взаимосвязи литератур;
• на всех этапах изучения произведения будут привлекаться различные активные методы и приемы работы, способствующие осмыслению учащимися духовно-нравственных ценностей, воплощенных в творении художника;
• в процессе анализа художественного произведения происходит опора на знания, полученные на уроках родной литературы и учитываются методы, приемы и формы работы над текстом, применяемые учителем родного языка и литературы;
• осуществляется тесная координация уроков литературы с факультативными занятиями, на которых происходит углубление знаний, умений и навыков анализа прозаического произведения, а также актуализация творческих способностей старшеклассников.
Целью данного исследования является научное обоснование методики изучения прозаических произведений малой и средней формы (рассказа и повести) в XI классе школ Кабардино-Балкарии, основанной на принципе диалога культур и взаимосвязи литератур. В соответствии с гипотезой и целью исследования нами были определены следующие задачи:
1. Выявить специфику восприятия русских прозаических произведений малой и средней формы учащимися XI класса и разработать методику анализа художественного текста, основанную на диалоге культур и взаимосвязи литератур.
2. Дать научное обоснование предлагаемым эффективным путям, методам и приемам анализа художественной прозы XX века в XI классе школ Кабардино-Балкарской республики.
3. Реализовать принцип взаимосвязи урочной системы с факультативными занятиями и уроками внеклассного чтения при решении методической про- блемы осмысления учащимися духов но-нравственных ценностей, воплощенных в прозе XX века.
При решении поставленных задач использовались следующие методы исследования:
• теоретический (изучение и анализ литературы по проблеме исследования: литературоведческой, философской, методической, психологической);
• социолого-педагогический (анализ действующих программ, учебников, учебных пособий с точки зрения наличия в них материала по исследуемой нами проблеме, изучение и обобщение педагогического опыта, анкетирование);
• статистический (количественный и качественный анализ результатов контрольных и творческих работ учащихся, докладов, рефератов старшеклассников, оценка их способностей использовать полученные знания и умения при анализе произведений художественной литературы в школьном курсе и самостоятельной читательской деятельности, анкетирование и опрос учащихся);
• экспериментальный (обучение с целью проверки эффективности предложенных методических рекомендаций). Обучающий эксперимент проводился в три этапа:
1 этап - контрольно-констатирующий эксперимент (1995-1997гг.) ,
2 этап - поисковый (вариативный) эксперимент (1998-1999гг.);
3 этап - обучающий эксперимент (1999-2000гг.). Научная новизна.
1. В диссертации разработана методическая система изучения русской прозы XX века в XI классе школ Кабардино-Балкарии, основанная на принципах диалога культур и взаимосвязи литератур, а также на принципе координации урочной системы с различными формами уроков внеклассного чтения и факультативными занятиями.
2. Экспериментально доказана необходимость взаимосвязей всех типов школьного анализа в процессе изучения произведения прозы малой формы, а также правомерность использования как традиционных, так и нетрадиционных путей изучения.
3. Выявлены наиболее эффективные пути, методы и приемы анализа художественного текста на разных этапах изучения.
4. Методика монографического изучения прозаических произведений малой и средней формы демонстрируется на художественных текстах, впервые включенных в новую программу по литературе для нерусских школ. Практическая значимость исследования заключается в том, что предложена научно обоснованная и экспериментально проверенная методическая система изучения русской прозы в XI классе нерусских школ Кабардино-Балкарской республики, основанная на принципах диалога культур и взаимосвязи литератур.
Анализ иллюстративного материала показан на изучении прозы А. Куприна, И. Бунина, М. Булгакова, А. Солженицына, В. Тендрякова,дан под углом выявления роли духовных начал в формировании личности человека, а также значения связи произведения с жизнью.
Апробация результатов исследования.
Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе констати рующего и формирующего экспериментов, в выступлениях перед учителями словесниками Кабардино-Балкарской республики.
Апробация проводилась в школах Чегемского и Шалушкинского районов (СШ № 1 п. Чегем; СШ №1,2 п. Шалушка).
Результаты исследования докладывались на научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава лингвистического института (г. Нальчик, 1998-1999 гг.), на республиканской научно-практической кон ференции («Молодой ученый 2000 г.» Нальчик, 2000 г.), на Всероссийской на
учно-практической конференции («Проблемы повышения качества и новые
технологии подготовки специалистов образования в системе классических
университетов»(Нальчик, 2000 г.).
Материалы исследования использовались при чтении лекции на республиканских и городских курсах повышения квалификации учителей русского языка и литературы ИПК Кабардино-Балкарии.
На защиту выносятся следующие положения:
1 1. Изучение прозаических произведений малой и средней формы на ос нове диалога культур, а также с учетом их жанровой специфики обеспечивает эффективный анализ художественного текста, вооружает учащихся навыками литературоведческого характера, способствует глубокому проникновению учащихся в идейное содержание произведения.
2. Использование в ходе изучения художественного текста различных активных путей, методов и приемов анализа (как традиционных, так и новых) способствует углублению литературных знаний старшеклассников, развитию их творческих способностей, а также актуализации их личностного восприятия художественного произведения.
3. Специфические условия изучения русской прозы XX века в нерусских школах Кабардино-Балкарии предполагают глубокий лингвистический и куль-туроведческиЙ анализ языка и стиля писателя на базе взаимосвязи с уроками русского языка, а также использования материалов литературного краеведения, взаимосвязи литератур и подробных комментариев историко-бытового и культурного характера.
4. Полноценное осмысление старшеклассниками значения анализируемого произведения невозможно, если в процессе анализа текста не делается акцент на роль и место духовных начал в формировании личности человека, на связь произведения с жизнью.