Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Теоретические основы изучения модернистских направлений конца XIX - начала XX века в средней школе.
1.1. Понятие о литературном направлении и концепция модернизма в литературоведении с. 8
1.2. Психолого-педагогические особенности формирования представлений о модернистских направлениях рубежа XIX-XX веков в 11 классе. с. 35
1.3.Проблема формирования понятий о литературном направлении в методике преподавания литературы. Основные принципы изучения модернизма в средней школе. История-вопроса. 45
1.4. Анализ программ и учебных пособий в свете избранной проблемы. с. 56
1.5. Констатирующий эксперимент и его результаты. Основные направления работы по преодолению трудностей в школьном изучении модернизма. Выводы по I главе ...... с. 70
Глава II. Методика формирования представлений о символизме, акмеизме, футуризме в 11 классе.
2.1. Формирование первоначального понятия о модернизме при изучении темы "Серебряный век русской поэзии" с. 81
2.2. Развитие представлений учащихся о символизме, акмеизме, футуризме на уроке-семинаре "Смотр поэтических школ" с. 106
2.3. Углубление понятия о символизме в процессе изучения ранней лирики А. А. Блока с. 119
2.4. Обобщение представлений одиннадцатиклассников об акмеизме на уроке "Акмеизм и поэзия Н.Гумилева".... с. 135
2.5. Обогащение знаний учащихся о футуризме на материале изучения поэзии раннего В. В. Маяковского с. 150
2.6. Итоги обучающего эксперимента.
Выводы по II главе с. 158
Заключение с. 169
Библиография с. 171
- Понятие о литературном направлении и концепция модернизма в литературоведении
- Психолого-педагогические особенности формирования представлений о модернистских направлениях рубежа XIX-XX веков в 11 классе.
- Формирование первоначального понятия о модернизме при изучении темы "Серебряный век русской поэзии"
Введение к работе
Актуальность исследования. На современном этапе развития общества, когда массовая культура активно вторгается в духовную сферу личности школьника, приоритетной задачей литературного образования становится формирование мировоззрения и эстетического вкуса учащихся. Особое значение в реализации данной задачи имеет такой компонент литературного образования учащихся, как формирование представлений о модернистских направлениях конца Х1Х-начала XX века, а также изучение соответствующих теоретико-литературных понятий.
В последние годы значительно возрос интерес к модернизму. Появилось множество публикаций отечественных и зарубежных исследователей, в которых модернизм рассматривается как одно из ведущих художественных движений, во многом определившее развитие культуры в XX веке. Понятие о модернизме и модернистских направлениях рубежа XIX-XX веков - символизме, акмеизме, футуризме - вошло в школьные программы по литературе, поэтому возникает необходимость в методическом осмыслении данной проблемы. Изучение русской литературы конца Х1Х-начала XX века с учетом новой научной концепции модернизма подводит учащихся к пониманию закономерностей развития историко-литературного процесса, способствует пробуждению интереса старшеклассников не только к поэзии, но и к философии художественного творчества. Нравственно-философские искания мо- . дернистов, их внимание к духовному миру личности отвечает потребности одиннадцатиклассников в осмыслении глубинных процессов, происходящих в мире и человеке. Модернизм конца Х1Х-начала XX века абсолютизировал формальную сторону поэтического творчества, создавая произведения, многие из которых можно считать эталоном эстетического совершенства. Поэтому поэзия модернизма, пронизанная идеей об огромных возможностях человеческого духа, вовлеченного в процесс творчества, становится важным компонентом формирования мировоззрения и эстетического вкуса старшеклассников.
Вопрос о формировании теоретико-литературных понятий у учащихся -одна из давних и спорных проблем методики преподавания литературы. Большой вклад в разработку данной проблемы внесли В. Я. Стоюнин," В. И. Водовозов, В. П.Острогорский, А.И.Незелёнов, Н.М.Соколов, В.В.Голубков, М.А.Рыбникова, Н.И.Прокофьев, Н.И.Громов.
В современной методической науке разработаны такие аспекты интересующей нас проблемы, как: общие принципы и этапы формирования понятий о литературном направлении (Г.И.Беленький, А. В. Дановский, С.А.Леонов, В.Г.Маранцман, М.А.Снежневская), взаимосвязь процесса формирования теоретико-литературных понятий и развития мышления учащихся (О.Ю.Богданова), активизация познавательных интересов учащихся в процессе формирования теоретико-литературных знаний (З.Я.Рез, Р. И, Альбет-кова, Л. А.Мурач, Н.М.Кочкин), влияние теоретико-литературных знаний о литературном направлении на восприятие и анализ, художественного текста (О.Ю.Богданова, А.В.Дановский, Н.А.Демидова, А.Д.Жижина, С.А.Зинин, Е.В.Карсалова, Е.Н.Колокольцев, Э.А.Красновский, С.А.Леонов, Е.С.Рома-ничева и др.).
Вместе с тем недостаточно разработаны теоретические основы изучения модернистских направлений (символизма, акмеизма, футуризма) в школьном курсе, необходимо продолжать поиск эффективных методов, приемов, форм работы, направленной на формирование представлений о модернизме, определить виды и структуру уроков, посвященных модернистской поэзии конца Х1Х-начала XX века. Требует дальнейшего исследования вопрос о влиянии теоретико-литературных знаний о модернистских направлениях рубежа ХІХ-ХХ веков на восприятие учащимися выпускного класса поэзии И.Анненского, В.Брюсова, К.Бальмонта, Н.Гумилева, А.Ахматовой, И.Северянина и других поэтов "серебряного века", на совершенствование анализа художественного текста. Потребность современной школы в создании теоретически обоснованной модели формирования представлений о модернистских направлениях конца Х1Х-начала XX века у учащихся 11 класса средней школы обусловила выбор темы исследования и его актуальность.
Цель исследования - разработать теоретико-методические- основы формирования представлений о модернистских направлениях конца Х1Х-на-чала XX века в 11 классе.
Объектом исследования является процесс формирования теоретико-литературных понятий в старших классах средней школы.
Предмет исследования - методика формирования представлений о модернистских направлениях конца Х1Х-начала XX века (символизм, акмеизм, футуризм) в 11 классе.
Гипотеза - работа по формированию у учащихся представлений о символизме, акмеизме и футуризме будет эффективной, если:
- поэзия символистов, акмеистов, футуристов рассматривается с учетом специфики модернизма;
- осуществляется поэтапность в работе по формированию представлений о модернистских направлениях конца Х1Х-начала XX века, сопоставление с традициями русской классики XIX века (романтическая поэзия В.А.Жуковского, философская лирика Ф.И.Тютчева, теория "чистого искусства", импрессионистическая лирика А.А.Фета);
- доминирует деятельностный принцип обучения при разработке форм и приемов проведения занятий;
- учитываются особенности интеллекта и эмоциональной сферы личности одиннадцатиклассников, необходимые для восприятия модернистской поэзии.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы необходимо было решить следующие задачи:
1. Изучить труды по литературоведению, философии, эстетике с целью создания на их основе теоретической концепции модернизма применительно к школьному литературному образованию.
2. Провести анализ психолого-дидактической, педагогической и методической литературы, чтобы определить критерии сформированности представлений о модернистских направлениях конца Х1Х-начала XX века в 11 классе.
3. Разработать и экспериментально проверить методическую систему формирования у учащихся представлений о модернистских направлениях рубежа XIX-XX веков.
Поставленные задачи мы решали с помощью следующих методов исследования:
теоретический анализ психолого-педагогической философской, литературоведческой и методической литературы по проблеме исследования;
изучение и анализ школьных программ и учебников для старшеклассников; наблюдение за состоянием вопроса изучения модернизма в современной школе;
анкетирование и тестирование учащихся, беседы с учителями, анализ ответов учащихся;
педагогический эксперимент (констатирующий срез, опытное обучение, контрольный срез);
качественно-количественный анализ данных. Исследование проводилось в три этапа:
На первом этапе (1992-1995 гг.) осуществлялось изучение философских, литературоведческих, искусствоведческих, психологических, дидактических и методических источников, проводилось наблюдение за деятельностью учителей и учащихся на уроках изучения модернистской поэзии; анкетирование и беседа с учителями и учащимися, установление уровня сформированности представлений учащихся о модернистских направлениях конца Х1Х-начала XX века.
На втором этапе (1995-1997 гг.) разрабатывался и проводился обучающий эксперимент в 11 классах школ г.Москвы: средней школе N 1828 (учителя - И.Н.Главинская, Б.Ф.Борисов) школе N 540 с гимназическими классами (учителя - Т.Е.Кузнецова, Н.Ю.Соловьева) и физико-математического лицея N 1523 при МИФИ (учителя - О.Ю.Биткина, Е.В.Михайлова, А.А.Миронова).
На третьем этапе (1997-1999 гг.) проводился анализ, обобщение и систематизация полученных данных, оформление работы.
Научная новизна исследования заключается в следующем: разработаны теоретические основы и методика изучения модернизма как литературного движения с учетом последних исследований в литературоведении, философии и эстетике, выявлены критерии сформированное™ представлений о модернистских направлениях конца Х1Х-начала XX века, определены принципы и этапы формирования у учащихся представлений о символизме, акмеизме, футуризме, включая пропедевтический этап (9-Ю классы) и уроки в 11 классе, теоретически обоснованы формы, методы, приемы занятий, посвященных изучению поэзии модернизма.
Практическая значимость исследования состоит в том, что. автором предложены теоретически обоснованные и проверенные в ходе экспериментальной работы методические рекомендации по формированию у учащихся представлений о модернистских направлениях конца Х1Х-начала XX века в 11 классе. Материалы могут быть использованы "на уроках литературы в старших классах, при чтении лекций по методике преподавания литературы, на курсах повышения квалификации учителей-словесников, при создании научно-методических комплексов для старших классов.
Достоверность результатов исследования подтверждается теоретической обоснованностью исходных положений и путей исследования, целенаправленным использованием данных литературоведения, психологии, • педагогики, методики преподавания литературы; изучением и обобщением имеющегося опыта, объемом поискового и обучающего экспериментов; анализом результатов обучения.
Апробация материалов исследования осуществлялась на конференции в МПГУ (Голубковские чтения 1998 г.), на заседаниях кафедры методики преподавания литературы (1998-1999 г.), аспирантских объединениях (1996-1999 гг.).
Методические рекомендации внедрены в практику школ N 540, 1828, 1523 и получили положительную оценку со стороны учителей.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Теоретической основой формирования представлений о модернист- .. ских направлениях конца Х1Х-начала XX века является концепция- преемственности литературного процесса, что позволяет рассматривать романтизм, классический реализм и модернизм в их взаимодействии, а также модернизм как закономерный этап в процессе изучения теоретико-литературных понятий.
2. Создание методической модели, включающей в себя пропедевтический этап (9-10 классы) формирования представлений о модернизме (романтическая поэзия В.А.Жуковского, философская лирика Ф.Ж.Тютчева,теория "чистого искусства", импрессионистическая лирика А.А.Фета) способствует эффективности изучения поэтики модернизма конца Х1Х-начала XX века в 11 классе.
3. Изучение философско-эстетических принципов символизма, акмеизма, футуризма совершенствует умение учащихся анализировать и интерпретировать художественный текст с учетом особенностей поэтики модернизма.
4. Применение активных форм обучения (лекция, семинар, диспут, уроки с использованием функционально-ролевой игры) способствует созданию у учащихся положительной мотивации при формировании представлений о модернистских направлениях рубежа XIX-XX веков.
Понятие о литературном направлении и концепция модернизма в литературоведении
Б.Г.Реизов справедливо писал:"Понятие литературного направления -одно из самых неразработанных и самых употребительных в литературоведении. Что мы имеем в виду, произнося слова "классицизм", "романтизм", "реализм", "натурализм", "символизм"? Группу писателей, работавших в определенный отрезок времени? Классовую идеологию, художественное качество произведения? Историческую ценность данной школы или эстетики, сумму литературных примеров, психологию писателя? Каково содержание и объем понятия литературного направления вообще и каждого литературного направления в частности?
Эти вопросы далеко не всегда ставились с достаточной отчетливостью, а ответы часто давались произвольно." (191, с. 231).
В.М. Жирмунский ввел в литературоведческий обиход понятие "тип творчества". Он считал, что существуют два противоположных друг другу типа поэтического творчества - классический и романтический, которые сложились на протяжении многих веков истории поэтического искусства за индивидуальным многообразием поэтических форм. Таким образом, литературное направление (например, французский классицизм XVII и XVIII веков и романтизм начала XX века) являются "частным, исторически обусловленным примером этого типологического противоположения". (79,0.134). Тип творчества - понятие вневременное, а литературное направление "представляет из себя живой индивидуальный факт, объединенный единством жизненного импульса; основы его лежат в области сверхэстетической и проявляются одновременно в различных сферах духовной культуры". Литературное направление - историческое явление в его индивидуальном богатстве и своеобразии.
В работах Г.Н.Поспелова литературные течения - это преломление в творчестве поэтов и писателей определенных общественных взглядов, а направления - это писательские группировки, возникающие на основе общности эстетических воззрений и определенных программ художественной деятельности, выраженных в манифестах, трактатах, лозунгах.
Л.И. Тимофеев утверждал, что "направление" и "тип творчества" (романтический и реалистический) - более общие понятия, в отличие от художественного метода, который представляет собой "строго исторически обусловленные и единые для ряда близких друг другу писателей творческие принципы, выражающиеся в общей трактовке основных проблем, которые возникают перед искусством. В этом смысле понятие направления будет пересекаться с понятием литературного течения, литературной школы". (242, с.103)
Литературное течение - единство основных идейно-художественных особенностей, обнаружившихся в определенный исторический период в творчестве ряда писателей, близких друг другу по своей идеологии и жизненному опыту, по своему художественному методу. Л.И. Тимофеев считает, что понятие "литературное течение" помогает охватить чрезвычайно широкий круг жизненных вопросов, затронутых в творчестве ряда писателей в определенный исторический период, дать еще более широкую картину жизни данного периода. Оно дает более широкие перспективы для выяснения места и значения, которые занимают не только произведение в стиле писателя, но и самый стиль писателя в данном течении. Особо ученый подчеркивает то, что литературное течение - понятие строго историческое, в общей форме оно исторически неповторимо.
Г.Л. Абрамович, придерживаясь взглядов Л.И, Тимофеева, определяет направление в узком смысле слова как "конкретно-исторический метод той или иной эпохи", в широком смысле - как "направление развития, складывающееся на протяжении ряда эпох (т.е. романтическое и реалистическое", (1, с. 278).
"Ценность того или иного художественного направления, метода, течения определяется их способностью выявлять подлинные закономерности жизни, открывать перспективы ее развития, способствующие силе и красоте выражения идейно-художественного содержания", - пишет Г.Л. Абрамович. Справедливость этого утверждения вызывает у нас сомнение: если основным мерилом ценности художественного направления считать его способность выявлять "подлинные закономерности жизни" (каковы, кстати, критерии подлинности?), то как же тогда оценивать модернистские направления, в которых преобладало эстетическое начало?
Б.Г. Реизов в содержательной работе "История и теория литературы" посвящает отдельный очерк вопросу о литературном направлении. Ученый пишет о том, что в литературоведении преобладают два подхода - типологический и историко-функциональный. При типологическом подходе прослеживается тенденция рассматривать литературное направление "под. знаком вечности", вне конкретно-исторических условий, определять литературное направление рядом психологических признаков, распространять его на все или многие эпохи литературного развития. Б.Г. Реизов справедливо утверждает, что "психологические определения реальных, исторических литературных направлений неизбежно приводят к абсурду. Распределять каждое творчество или произведение на лоскуты "направлений" - по главам и страницам, мы уничтожим самое понятие литературного направления и сведем его к теме". (191, с. 238).
Психолого-педагогические особенности формирования представлений о модернистских направлениях рубежа XIX-XX веков в 11 классе
Разрабатывать определенную модель формирования у учащихся теоретико-литературных знаний невозможно без учета психологии старшеклассника, особенностей его мышления, восприятия, интеллекта, эмоциональной сферы. С целью изучения этих аспектов мы обратились к трудам по психологии, педагогике, дидактике.
В психологии возраст 15-17 лет определяется как юношеский. И. С. Кон отмечает у юношей значительное развитие теоретической мысли. Старшеклассники чаще и настойчивее задают вопрос "почему?" и высказывают сомнения в достаточности и обоснованности предлагаемых объяснений. Мыслительная деятельность юношей более активна и самостоятельна. Если подростки ценят внешнюю занимательность, то старшеклассникам интересно то, что требует самостоятельного обдумывания.
Для них характерна тяга к обобщениям, поиск общих принципов и законов, стоящих за частными фактами. Развитие абстрактно-логического мышления знаменует появление не только нового интеллектуального качества, но и соответствующей потребности. Ребята готовы часами спорить об отвлеченных предметах, о которых они ничего не знают. Но эти отвлеченные рассуждения так же необходимы и полезны, как бесконечные "почему" дошкольника. Это новая стадия развития интеллекта, когда абстрактная возможность кажется интереснее и важнее деятельности, и изобретение, а потом разрушение "универсальных" законов и теорий становится любимейшей умственной игрой. И.С. Кон утверждает, что отвлеченно-философская направленность юношеского мышления связана не только с формально-логическими операциями, но и с особенностями эмоционального мира ранней юности. Юношеский возраст по сравнению с подростковым характеризуется большей дифференцированностью эмоциональных реакций и способов выражения эмоционального состояния, а также повышением самоконтроля и саморегуляции.
Развитие интеллекта тесно связано с развитием творческих способностей, предполагающим не просто усвоение информации, а проявление интеллектуальной инициативы и созданием чего-то нового. И.С.Кон считает, что самостоятельность старшего школьника в процессе обучения не только улучшит его непосредственные результаты, но и окажет благотворное влияние на умственные способности и черты личности.
Вместе с тем, подчеркивает ученый, широта интеллектуальных интересов часто сочетается в ранней юности с разбросанностью, отсутствием системы и метода. Многие юноши склонны преувеличивать уровень своих знаний и умственных возможностей.
В книге "Психология старшеклассника" И.С.Кон делает следующий вывод: "Юношеский возраст характеризует не просто увеличение объема знаний, но и громадное расширение умственного кругозора старшеклассника, появление у него теоретических интересов и потребности свести многообразие конкретных фактов к немногим общим регулятивным принципам." (95, с.130)
Н.С.Лейтес среди особенностей старшего школьного возраста выделяет:
- решительный сдвиг в активности теоретической мысли;
- склонность к обобщению, теоретизированию, к понятийным построениям, оперирование абстрактными понятиями;
- интерес к самостоятельному обсуждению самых различных проблем;
- повышенная эмоциональность;
- нередко переоценка собственной личности.
Н.С.Лейтес считает, что у юношей особое отношение к выдающимся людям, "обострение интереса к личности окружающих людей заметно сказывается и на отношение к литературным персонажам" (110, с.95).
Е.А.Шумилин, говоря о направленности личности старшего школьника, отмечает, что "в ранней юности направленность личности, основная ее установка состоит прежде всего в самоопределении, в выборе человеком своего жизненного пути" (268, с.13). Далее исследователь делает весьма опорный, с нашей точки зрения, вьвод: старшеклассники ориентированы на физико-математические дисциплины.
За 10 лет работы диссертанта в Физико-математическом лицее при МИФИ (пятнадцать 11 классов и два 10 класса) часто встречались ученики, отдававшие предпочтение гуманитарным предметам - и это. в физико-математической школе і
Не вызывают сомнения такие утверждения Е.А.Шумилина:
- наступление взрослости характеризуется глубоким интересом юношей и девушек к собственной психической жизни и психике других людей, т.е. рефлексией;
- повышается самостоятельность старших школьников;
- среди черт личности старшеклассника - уязвимость, чуткость, нетерпимость к фальши.
В.А.Крутецкий утверждает, что среди трех видов мышления (предметно-действительного, наглядно-образного и абстрактного) у старшеклассников преобладает абстрактное мышление, т.е. мышление понятиями, лишенными непосредственной наглядности. Таким образом, мыслительная деятельность старших школьников характеризуется, по сравнению с подростковым возрастом, более высоким уровнем обобщения и абстрагирования, нарастает тенденция к причинному объяснению явлений, умением аргументированного суждения, делать глубокие выводы и обобщения, связывать изучаемое в систему. "Все это предпосылки формирования теоретического мышления, способного к познанию общих законов окружающего мира", - делает вывод В. А. Крутецкий. (104, с.227)
Формирование первоначального понятия о модернизме при изучении темы "Серебряный век русской поэзии"
Вводные занятия при изучении темы "Серебряный век русской поэзии" являются начальным этапом формирования представлений о модернистских направлениях рубежа ХІХ-ХХ веков.
Мы выделяем такие задачи начального этапа:
1. Охарактеризовать общее состояние эпохи рубежа ХІХ-ХХ веков. 6
2. Раскрыть понятия "человек fin de siecle", "модернизм", "декадентство", "серебряный век русской поэзии", "символизм", "акмеизм", "футуризм".
3. Выделить ведущие черты каждого модернистского направления.Формирование представлений о модернистских направлениях конца Х1Х-начала XX века - сложная методическая проблема, требующая обращения к активным формам обучения, таким, как лекция, семинар, диспут и т.д.
Методисты отмечают, что "лекция способна не только сообщать информацию, но, выстраивая систему знаний, убеждая, может формировать мировоззрение слушателей. Слово учителя вызывает эмоционально-эстетическое отношение, помогает становлению личности". (4, с.115)
Поскольку лекционный материал занимает большое место на начальном этапе формирования представлений о модернистских направлениях рубежа XIX-XX веков, а лекция сложна для восприятия даже старшеклассников, мы предложили ученикам заполнить небольшую анкету. Цель анкетирования - выяснить отношение одиннадцатиклассников к лекции как форме обучения;
- выявить причины, затрудняющие ее восприятие;
- узнать, какие аспекты лекционного материала могут заинтересовать ученика.
Вопросы анкеты:
1. Урок какого типа вы предпочитаете?
- лекция;
- семинар; .
- урок-беседа;
- диспут;
- другое.
2. Что затрудняет восприятие лекции по литературе?
- не интересна тема;
- интересна тема, но подобран однообразный и скучный материал;
- тяготит роль слушателя;
- трудно конспектировать лекцию;
- другое.
3. Что бы BaG заинтересовало на лекции по литературе?
- характеристика определенного этапа развития литературы;
- сведения из жизни писателя;
- обращение к творчеству писателя и анализ его произведений;
- сведения по теории литературы;
- другое.
Результаты анкетирования получились следующими:
1. Подавляющее большинство одиннадцатиклассников предпочитают диспут (67%), далее следует семинар (13%), 3-4 позицию делят урок-беседа и лекция (по 10%).
2. В оценке факторов, затрудняющих восприятие лекции, мнение учеников разделилось: "не интересна тема" (28%), "подобран скучный материал" (33%), "тяготит роль слушателя" (24%), "трудно конспектировать лекцию" (15%).
3. Большинству учеников н а лекции по литературе интересны сведения из жизни писателя (58%) и обращение к творчеству писателя (33%), характеристика какого-либо этапа развития литературы увлечет 5% учащихся, сведения по теории литературы хотели бы получить 4%.
На основе результатов анкетирования мы пришли к таким выводам:
1. Лекция должна активизировать познавательную деятельность учащихся. Учителю необходимо подумать, какие виды деятельности учеников применить при слушании лекции.
2. Теоретическая проблема сама по себе не вызывает заинтересованности старшеклассников. Поэтому на лекциях о модернизме мы- ставим проблему, способную вызвать интерес учеников:
"Почему в русской литературе, где были так сильны реалистические традиции, на рубеже XIX-XX веков возник модернизм, "одержал решительную и безоговорочную победу в поэзии", "стал властителем дум молодого поколения поэтов"? (Н.А.Богомолов)