Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретические подходы к изучению алтайской прозы 70-90 годов XX века в 11 классе общеобразовательных школ Республики Алтай
1.1. История развития алтайской прозы и своеобразие произведений 70-90 годов XX века 13
1.2. Психолого-педагогические и методические подходы к изучению алтайской прозы в 11 классе 39
1.4. Современные концепции изучения литературы в школе 54
Глава 2. Методика изучения алтайской прозы 70-90 годов XX века в И классе
2.1. Анализ действующих программ, учебных и методических пособий 63
2.2. Состояние преподавания алтайской прозы и уровень знаний учащихся старших классов школ Республики Алтай 73
2.3. Система изучения прозы алтайских писателей с учетом этнокультурного потенциала и взаимосвязи с русской литературой последних лет 87
Глава 3. Опытно-экспериметальное обоснование методической системы изучения алтайской прозы в 11 классе общеобразовательных учреждений Республики Алтай
3.1. Проблемное изучение алтайской прозы 70-90-х годов XX века 108
3.2.Сравнительно-сопоставительный анализ современной алтайской и русской прозы 125
3.3.Использование этнокультурного комментария на уроках алтайской литературы 161
3.4. Обобщение результатов эксперимента 174
Заключение 185
- История развития алтайской прозы и своеобразие произведений 70-90 годов XX века
- Анализ действующих программ, учебных и методических пособий
- Проблемное изучение алтайской прозы 70-90-х годов XX века
Введение к работе
Актуальность исследования. В современном обществе на рубеже веков, когда рушатся традиционные и духовные ценности, снижается культурный уровень населения, происходит мировоззренческая дезориентация людей, особую остроту приобрела проблема сохранения «культурной памяти», воспитания духовно богатой личности.
В начале XXI века появилось поколение, не интересующееся родным языком и литературой, обычаями, историей и культурой народа, не осознающее свою национальную принадлежность, что в свою очередь привело к упадку духовности общества, к нивелировке нравственных человеческих качеств.
Тревога за будущее человечества, нации и народов заставила общество искать и создавать оптимальные условия для решения этой проблемы. В связи с этим последнее десятилетие ознаменовано всеобщим интересом к возрождению национального самосознания, сохранению культурного духовного наследия народа. Во многих республиках Российской Федерации разрабатываются концепции развития национальных школ, в которых ставится задача воспитания школьника как носителя и продолжателя культурно-духовных ценностей народа, формирования у подрастающего поколения гуманистических ценностных ориентации.
В проекте «Стандарта среднего (полного) общего образования по литературе» (март 2004) также четко прослеживается тенденция к изучению литературы как части культуры и «формирования гуманистического сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры».
В алтайской прозе 70-90 годов XX века (И.В.Шодоев, Л.В.Кокышев, А.О.Адаров, Э.МЛалкин, К.Ч.Толосов, Д.Б.Каинчин, Б.У.Укачин, А.Я.Ередеев, Д.Я.Маскина) ярко выражена направленность на решение нравственных, глобальных общечеловеческих проблем. Философская глубина, актуальность проблематики, усложнеЕшость художественных образов, вбирающих в себя фольклорно-мифологическую символику, -характерная черта прозы данного периода, которая в полной мере дает возможность реализации вышеуказанных целей стандарта основного общего образования по литературному образованию. Актуальность исследования обусловлена также и сложившейся ситуацией в общеобразовательных школах Республики Алтай при изучении родной литературы. Постижение произведений алтайской прозы 70-90 годов XX века осложняется рядом объективных обстоятельств: недостаточный интерес старшеклассников к чтению современных художественных произведений, в частности алтайской прозы; отсутствие у учащихся необходимых теоретических литературных знаний, слабое владение учащимися умениями и навыками анализировать художественный текст; отсутствие необходимых педагогических условий в общеобразовательных школах Республики Алтай (слабая оснащенность библиотек необходимой литературой; недостаточная литературоведческая и методическая осведомленность учителей-словесников; отсутствие методических разработок по современной литературе).
В поисках путей выхода из сложившейся ситуации возникла необходимость создания методической системы, целью которой является достижение наибольшей эффективности и реальной результативности процесса обучения алтайской литературе.
Степень разработанности проблемы. В алтайском литературоведении, в трудах литературоведов З.С.Казагачевой, С.С.Каташа, Н.М.Киндиковой, Г.В.Кондакова, С.С.Суразакова, Т.С.Тюхтенева, Р.А.Палкиной, Э.П.Чининой, Л.Я.Якимовой в различных аспектах исследованы вопросы развития и своеобразия алтайской прозы. Становление современной алтайской прозы, специфика изображения народного характера исследуются в работах Р.А.Палкиной; к проблеме изучения литературы народов России как основы познания культуры многонационального государства обращались С.К.Бирюкова, Р.З.Хайруллин; вопросы диалога культур в процессе анализа художественного текста раскрыты в трудах М.В.Черкезовой; этнокультурная направленность литературного образования освещена в исследованиях В.В.Гогоберизде, И.Х. Майоровой, К.М.Нартова; роль теоретико-литературных знаний в процессе изучения художественной прозы в условиях национальных школ отражена в работах Н.Н.Вербовой и А.М.Каторовой; проблема типологии анализа художественного текста разработана Т.Г.Браже, И.А.Подругиной, М.П.Жигаловой. Большой вклад в методику изучения современной прозы внесли методисты русской школы. Так, проблеме первоначального восприятия художественной прозы и путей ее изучения посвящены труды О.Ю.Богдановой, Н.Г.Демидовой, С.А. Леонова; использование принципа общности и национального своеобразия русской и родной литератур, приемы сравнительно-сопоставительного изучения отражены в работах: М.А.Ахметзянова, С.К.Бирюковой, Д.А.Клумбите, И.Х.Майоровой, Р.З.Хайруллина, М.В.Черкезовой. К проблеме изучения алтайской литературы в аспекте средства познания культуры алтайского и других народов обращены диссертационные исследования Т.В.Метреевой, В.М.Сортыяковой, выполненные в ФНГУ «Институт национальных проблем образования».
Несмотря на значимость и широту проведенных исследований, в них не затронуты проблемы преподавания алтайской прозы 70-90 годов XX века в старших классах.
В связи с вышесказанным, можно отметить ряд противоречий:
- между необходимостью серьезного осмысления произведений алтайских писателей (70-90 годы XX века), характеризующихся актуальностью нравственной проблематики, сложностью художественной системы, и слабостью аналитических умений старшеклассников;
- между необходимостью реализации богатого этнокультурного потенциала алтайской прозы 70-90 годов XX века в школе и отсутствием современных методических моделей, пригодных для использования в учебно-воспитательном процессе;
- между необходимостью формирования этнического и общероссийского сознания через постижение родной литературы и отсутствием у школьников мотивации к чтению и осмыслению прозаических произведений 70-90 годов XX века;
Объектом исследования является процесс изучения современной алтайской прозы 70-90 годов XX века в 11 классе в общеобразовательной алтайской школе.
Предметом исследования является методика изучения алтайской прозы 70-90 годов XX века с учетом ее этнокультурного потенциала в 11 классе.
Цель исследования - научное обоснование и разработка методики изучения алтайской прозы 70-90 годов XX в. в 11 классе Республики Алтай.
Гипотеза исследования: изучение современной алтайской прозы в 11 классе будет эффективным, если:
- преподавание будет осуществляться на основе культурологического подхода, который обеспечит необходимые условия для усвоения нравственной, общечеловеческой проблематики и раскрытия этнокультурного потенциала произведений алтайской прозы 70-90 годов XX века;
- в рамках культурологического подхода в систему изучения произведений алтайской прозы 70-90 годов XX века вводится проблемное обучение с опорой на этнокультурное комментирование и сопоставительный анализ алтайской и русской современной прозы;
- при изучении художественного своеобразия произведений учитываются особенности национальной ментальности и этно-эстетические, культурные традиции алтайцев;
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить состояние изучения современной алтайской прозы в школе 70-90 годов XX века, глубину использования этнокультурного потенциала в процессе преподавания алтайской литературы в 11 классе и уровень взаимосвязанного изучения с русской литературой;
- разработать систему изучения современной алтайской литературы в старших классах с учетом этнокультурного и воспитательного потенциала произведений и дать ей научно-методическое обоснование;
- определить основные методы и приемы работы, которые обеспечат в процессе изучения современной алтайской литературы наиболее оптимальные способы усвоения художественного произведения старшеклассниками;
- научно обосновать и проверить эффективность предложенной методики.
Методологической основой исследования являются работы о развитии и становлении алтайской прозы (С.С.Суразаков, З.С.Казагачева, С.С.Каташ, Р.А.Палкина, Н.М.Киндикова); труды по культурологии и литературоведению (М.М.Бахтин, Ю.М.Лотман, В.С.Библер, М.Бубер, С.С.Аверинцев); труды и положения о воспитательном воздействии литературы (В.И.Водовозов, В.Я.Стоюнин, А.П.Острогорский, Ц.Л. Балталон, М.А. Рыбникова и В.В.Голубков); современные концепции культурологической направленности изучения литературы в школе (С.К.Бирюкова, О.Ю.Богданова, Н.Н.Вербовая, С.А.Леонов, К.М.Нартов, М.В.Черкезова).
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования:
- теоретические (изучение и анализ литературоведческой, культурологической, психолого-педагогической и методической литературы, анализ действующих программ и учебно-методических пособий); - эмпирические (метод педагогического наблюдения, изучение и общение педагогического опыта, организация, проведение и обработка данных педагогического эксперимента, полученных на разных его этапах, в ходе опросов, бесед, анкетирования, при проведении итоговых работ в рамках исследования; обобщение результатов эксперимента). Экспериментальная база исследования: общеобразовательные школы Республики Алтай (школа № 7 г. Горно-Алтайска, Ябоганская средняя школа, Козульская средняя школа Усть-Канского района). В опытно-экспериментальной работе приняло участие 253 учащихся, более 50 учителей алтайского языка и литературы.
Организация и этапы исследования: Исследование проводилось в три этапа:
Первый этап (2002-2003 гг.) - изучение литературы по теме исследования; были определены предмет, объект, цель и задачи исследования, изучалась литература по проблеме, разрабатывалась концепция исследования, проводился констатирующий эксперимент.
Второй этап (2003-2004гг.) - разработка основных положений исследования и методики изучения современной алтайской прозы 70-90 годов XX века в 11 классе в культурологическом аспекте; подготовка материалов для опытно-экспериментальной проверки и проведение эксперимента в 11 классах общеобразовательных школ Республики Алтай.
Третий этап (2004 - 2005 гг.) - анализ и обобщение полученных в ходе экспериментальной работы данных, подведение итогов и уточнение выводов, оформление текста диссертации.
Научная новизна исследования:
- научно обоснована методическая система изучения современной алтайской прозы в 11 классе общеобразовательных учреждений Республики Алтай;
- определены основные пути, методы, приемы и формы работы, обеспечивающие развитие умений учащихся анализировать текст и закрепление литературных знаний;
- реализован культурологический подход при проблемном изучении и сравнительно-сопоставительном анализе родной и русской литератур;
- определено содержание этнокультурных комментариев к произведениям алтайских писателей 70-90 годов XX века.
Теоретическое значение исследования заключается в том, что:
- выявлен этнокультурный и воспитательный потенциал современной алтайской прозы; разработаны методические пути его использования при обучении и воспитании старшеклассников;
- определены принципы изучения алтайской прозы 70-90 годов XX века в 11 классе;
- уточнены образовательные и воспитательные цели этнокультурного комментирования при изучении современной алтайской прозы;
Практическая значимость исследования заключается в том, что:
- разработана методическая система изучения алтайской прозы 70-90 годов XX века на основе культурологического подхода;
- даны разработки уроков по проблемному изучению прозаических произведений Д.Б.Каинчина и Б.У.Укачина и по сравнительно-сопоставительному анализу повести «Дорога отцов» Д.Б.Каинчина и «Живи и помни» В.Г.Распутина;
- подготовлен этнокультурный комментарий к произведениям алтайской современной прозы;
- разработаны методические рекомендации и программа факультатива по изучению творчества Д.Б.Каинчина для учителей общеобразовательных школ Республики Алтай.
Результаты исследования могут быть использованы в практике преподавания алтайской литературы в общеобразовательных школах, лицеях, гимназиях, а также при проведении лекций, практических занятий по методике преподавания алтайской литературы в вузах и на курсах повышения квалификации учителей.
Достоверность результатов исследования обеспечена методологической обоснованностью исходных теоретических положений, применением совокупности методов, адекватных проблеме, цели, объекту, предмету и задачам исследования; результатами эксперимента, свидетельствующими об эффективности предлагаемой методики изучения алтайской прозы 70-90 годов XX века, длительностью педагогического эксперимента, корректностью обработки его результатов
Апробация материалов исследования осуществлялась в процессе опытного и экспериментального обучения в общеобразовательных школах Республики Алтай (школа № 7 г. Горно-Алтайска, Ябоганская средняя школа, Козульская средняя школа), в выступлениях с докладами на ежегодных внутривузовских научно-практических конференциях (Горно-Алтайск, 2002-2005 гг.), на республиканской научно-практической конференции «Гуманизация образования в Республике Алтай: направления, опыт, перспективы (Горно-Алтайск, 2004)», на международной научной конференции «Этногенез и цивилизационные перспективы в образовании России» (Новосибирск, 18-17 марта, 2004 г.), на научном региональном семинаре «Тюркоязычные литературы Сибири: проблемы художественного перевода» (Горно-Алтайск, 2004). Результаты исследования докладывались на заседаниях кафедры алтайского языка и литературы Горно-Алтайского государственного университета, а также отражены в 5 публикациях.
На защиту выносятся следующие положения:
- важным условием повышения эффективности изучения алтайской прозы в 11 классе является культурологический подход к организации обучения, в рамках которого осуществляется проблемное изучение литературного материала с привлечением этнокультурного комментирования и сравнительно-сопоставительного анализа произведений алтайской и русской литератур;
- проблемное изучение на уроках алтайской литературы позволяет выявить нравственно-этическую основу, концептуальный уровень произведения, а также развить важнейшие аналитические умения старшеклассников;
использование в процессе обучения этнокультурного комментирования способствует раскрытию философского пласта произведений, художественной символики, повышает уровень усвоения литературного материала, способствует закреплению знаний о традициях и культуре алтайцев, стимулирует интерес к чтению.
- сравнительно-сопоставительное изучение современной алтайской и русской прозы способствует выявлению общенациональных, общечеловеческих основ разных литератур, воспитанию духовно богатой личности.
Структура диссертации определяется логикой исследования и поставленными задачами. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы (210 наименований, 24 цитируемой художественной литературы), двух приложений. Общий объем текста 214 страниц.
Во введении обосновывается выбор темы исследования, ее актуальность, определяется предмет и объект исследования, формулируются цели и задачи, характеризуются методы исследования, формулируется гипотеза, раскрываются научная новизна и практическая значимость, описываются этапы работы, излагаются основные положения, выносимые на защиту.
В первой главе «Теоретические подходы к изучению алтайской прозы 70-90 годов XX века в 11 классе общеобразовательных школ Республики Алтай» рассматривается история развития алтайской прозы, своеобразие прозаических произведений алтайских писателей 70-90 годов XX века, педагогические, методические и психологические основы изучения алтайской прозы и современные подходы к изучению литературы в школе.
Во второй главе «Методика изучения алтайской прозы 70-90 годов XX века в 11 классе» анализируются программы, учебники и хрестоматии, методические пособия для учителей по алтайской литературе, состояние преподавания алтайской прозы в 11 классе, приводятся результаты констатирующего эксперимента, описывается методическая система изучения алтайской прозы 70-90 годов XX века в 11 классе.
В третьей главе «Опытно-экспериментальное обоснование методики изучения алтайской прозы 70-90 годов XX в 11 классе» представлены материалы экспериментальных уроков, разработанных на основе предлагаемой методической системы, дается описание обучающего и контрольного экспериментов.
В заключении сформулированы выводы, сделанные на основе анализа и обобщения результатов исследования.
В приложениях представлены тест, предложенный во время контрольного эксперимента, и программа факультатива по изучению творчества Д.Б.Каинчина.
История развития алтайской прозы и своеобразие произведений 70-90 годов XX века
Становление алтайской прозы непосредственно связано с историей зарождения, формирования и эволюцией письменной алтайской литературы. История алтайской литературы дает возможность проследить, как возникают и проявляются новые подходы к усвоению национально-художественных традиций, как отражается национальное сознание в художественном мире писателей.
В настоящее время в алтайском литературоведении в различных аспектах исследованы вопросы истории алтайской литературы.
Проблема развития прозы в алтайской литературе в комплексе с другими аспектами рассмотрены в трудах литературоведов: К.Ф.Антошина, Н.А.Баскакова, З.С.Казагачевой, С.С.Каташа, Н.М.Киндиковой, Г.В. Кондакова, Р.А. Палкиной, С.С.Суразакова, Т.С. Тюхтенева, Э.П. Чининой, Л.Я. Якимовой.
Непосредственно проблеме развития алтайской прозы XX века, в частности, становлению жанра романа в литературах народов Южной Сибири, посвящены исследования Р.А. Палкиной.
В настоящее время в истории алтайской литературы выделяются четыре основных этапа: 1. Древнетюркский; 2. Монголо-ойратский; 3. Литература второй половины XIX в. и начала XX в.; 4. Литература XX века, которая делится на периоды - 20-30гг., 40-50 гг., 60-90г.г.
Существует точка зрения Н.М. Киндиковой, что «в монгольский период алтайская литература существовала в устной форме, о чем свидетельствует фольклор алтайцев, созданный в этот период (XIII - XVIII вв.). Обнаруженные в XIII - XVIII веках монголо-ойратские тексты в силу сложившихся исторических условий написаны на основе «ясного письма». Анализ текстов с точки зрения литературной их принадлежности предпринимается лишь в последние годы» [85, 5], поэтому этот период не включен в школьные программы и учебные пособия.
У истоков алтайской литературы стоит древнетюркская литература -орхоно-енисейские памятники.
Баскаков Н.А. в работе «Алтайский фольклор и литература» пишет, что «... при изучении алтайской народной литературы, определении ее субстрата и анализа древнейших ее истоков и связи с устной и письменной литературой других народов исследователю необходимо использовать прежде всего все памятники устной и письменной литературы, относящиеся к древнетюркской эпохе VI, VII-XII веков и монгольской эпохе XIII-XVII в.в.» [14, 5].
После долгого периода, когда в силу исторических обстоятельств поэтическое творчество алтайцев существовало в устном виде, возрождение, вернее, зарождение алтайской литературы началось во второй половине XIX и начале XX веков. Алтайская литература в этот период представлена следующими писателями: М.В.Чевалков, И.М.Штыгашев, Г.И.Чорос-Гуркин. До 90-х годов XX века в литературе данного периода выделялось только имя М.В.Чевалкова, позднее, в конце XX века алтайские литературоведы начинают говорить о писателях, о которых, в силу обстоятельств, долгое время умалчивалось: И.М.Штыгашев и Г.И.Чорос-Гурнкин.
Излагая свою точку зрения на литературное развитие данного периода, литературовед Э.П. Чинина отмечает: «долгое время, в угоду определенным идеологическим представлениям, из историко-культурного наследия вычеркивались отдельные события, имена, произведения. Рассматривалось только творчество М.В. Чевалкова, да и то не в полном объеме и с замалчиванием существенных сторон его мировоззрения, при этом творчество ряда других ярких интересных писателей вообще не изучалось» [206, 7].
Новый виток в развитии самобытной алтайской литературы начался в 20-30 годы XX века. Этот период связан с установлением советской власти, становлением советской государственности по всей стране, в частности в Горном Алтае. В литературоведении 50-70 годов данный период рассматривается как время зарождения национальной литературы. Литературовед Р.А. Палкина отмечает: «в алтайской литературе еще до революции встречались первые опыты в прозе, в которых реалистически воспроизведены жизнь алтайского общества середины XIX века. Но традиций национальной прозы как таковой еще не было» [150, 8].
В 20-е годы начинается освоение жанров литературы. Становление жанра прозы шло от коротких зарисовок, юмористических и сатирических злободневных рассказов.
В 30-е годы в Горном Алтае, как и во всей стране, происходят большие общественные перемены. В литературе начинает утверждаться художественный метод социалистического реализма, который стал ведущим многие десятилетия в советской литературе, в том числе и в алтайской. С.Н. Тарбанакова пишет по этому поводу следующее: «В 1934 году первый Всесоюзный съезд писателей утвердил метод социалистического реализма и изменил ход, ориентиры, направление развития многих национальных литератур, в том числе и алтайской» [69, 87].
Анализ действующих программ, учебных и методических пособий
В последние годы большое значение приобретает литературное образование, целью которого в современных условиях становится формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений в контексте мировой культуры.
В 90-е годы данная тенденция нашла отражение в концепциях национальных школ, основанных на принципах воспитания «этнической личности» как носителя культурно-духовных ценностей своего народа, обогащенных ценностями мировой культуры.
Анализ содержания действующих программ, учебных и методических пособий по алтайской литературе в аспекте исследуемой темы позволяет:
- показать степень отражения проблемы взаимосвязи литературы и ультуры, литературы и фольклора при изучении современной алтайской прозы в старших классах;
- выявить возможность взаимосвязанного изучения алтайской и русской литературы 70-90-х годов XX века в процессе школьного обучения родной литературе.
В настоящее время обучение алтайской литературе обеспечивается следующими программами: Программа по алтайской литературе для начальной школы (1-4 классы) - составители: М.А. Барантаева, Е.А. Мегедекова, К.К. Пиянтинова, Н.Б. Тайборина (1994); программа по алтайской литературе для средней школы (5-11 классы) - З.С. Казагачева, Н.М. Киндикова (1995)
Алтайская литература преподается на алтайском языке. Анализируемая программа по алтайской литературе для общеобразовательных школ (1995) является основным документом, определяющим содержание обучения алтайской литературе в национальной алтайской школе. Авторы программ по алтайской литературе, опираясь на основные положения «Концепции национальных школ РА», попытались создать целостную систему литературного образования, включающую в себя не только родную литературу, но и переводную русскую, тюркоязычную и зарубежную в их взаимосвязи.
Программы по алтайской литературе в 5-8 классах построены по концентрическому принципу, на хронологической основе: от фольклора и литературы прошлого к современности. Программа каждого класса состоит из четырех разделов: устное народное творчество, древнетюркская литература, алтайская литература, переводная литература (литература народов России, русская и зарубежная литература).
Курс 9-11 классов построен на историко-литературной основе: 9 класс - устное народное творчество, древнетюркская литература и алтайская литература середины XIX в. - начала XX века (Чевалков М.В., Штыгашев И.В., Гуркин Г.И.); 10 класс охватывает литературу 20-х, 30-х, 40-х годов и литературу начала 50-60 годов XX века; курс 11 класса включает в себя произведения писателей второй половины XX века.
Учащиеся IX - XI классов осваивают литературу в контексте историко-литературного процесса и культурной жизни современной эпохи.
Таким образом, основополагающими принципами построения программы являются: принцип преемственности - от фольклора к литературе, от доступного к сложному; принцип историзма, в основе которого лежит исторический подход в изучении произведений.
Проза 70-90 годов XX века представлена в 8 классе, а также в 11 классах.
В 8 классе учащиеся изучают следующие прозаические произведения: Б.У.Укачин «Закон тайги», А.Я.Ередеев «Дедушка Текийт», К.Ч. Телесов «Где та дорога?», Д.Б. Каинчин «Перед глазами Синяя скала», І.Я. Маскина «Племя Беркута», Н.И. Бельчекова «Синий волк». На наш взгляд, данные произведения очень удачно подобраны и позволяют раскрыть нравственные и духовные ориентиры алтайского народа, а также подготовить учащихся к пониманию произведений, изучаемых в 11 классе.
Повести «Закон тайги» и «Перед глазами Синяя скала», «Синий волк» объедены вокруг одной темы - взаимоотношения человека и природы.
В рассказе А.Я.Ередеева « Дедушка Текийт» раскрывается образ дедушки, отдавшего всего себя труду на благо людей. Работа над этим образом в 11 классе помогает глубже понять идею повести Д.Б.Каинчина «Как ездящий на Мухортом Каака побывал у Суркашей», в которой показана судьба труженика Кааки. Лейтмотив повествования данной повести - «Что останется после меня на земле?» является одним из основных. Для раскрытия основной темы перед изучением повести важна беседа о героях-тружениках, отдавших все силы на благоустройство жизни своих земляков, среди которых и дедушка Текийт. Также возможным путем разбора на заключительном этапе является сопоставление этих двух образов.
Проблемное изучение алтайской прозы 70-90-х годов XX века
В 11 классе при изучении алтайской прозы 70-90 годов XX века проблемное изучение помогает ученикам выйти к интерпретации текста и выявить нравственно-эстетические основы произведения.
На уроках изучения прозаических произведений алтайских писателей интерпретационная деятельность направляет учащихся к самостоятельному постижению смысла произведения, заложенных в нем вечных философских и нравственных ценностей. Мы обращаем внимание, прежде всего, на интерпретацию текста, направленную на раскрытие авторской позиции. При изучении произведения на основе проблемного метода желательно каждый урок начинать с обсуждения проблемы, через рассмотрение которой учащиеся выходят к анализу текста. Эффективным является формулирование проблемного вопроса с использованием цитаты из изучаемого художественного текста. При этом данная цитата должна выписываться на доске.
Так, к примеру, изучение рассказа Б.У.Укачина «Единственный сын» посредством проблемного анализа дает большие возможности для нравственного воспитания и литературного развития старшеклассников.
Рассказ изучается в рамках рассмотрения всего творчества Б.У. Укачина. При изучении творчества писателя большое количество часов отводится лирике писателя. Проза представлена несколькими рассказами, а также повестями «Горные духи», «До смерти еще далеко» или «Убить бы мне голод» - на выбор учителя. Всего изучению прозы писателя отводится шесть уроков.
Рассказ «Единственный сын» посвящен вечной теме преемственности поколений, «отцов» и «детей». Проблема отчужденности детей и одинокой старости родителей, на которой строится сюжет рассказа, приобрела тревожную остроту и злободневность в наше время.
Главное действующее лицо рассказа - Эмил Эдискинович Ботошев. Эмил Эдискинович - человек, достигший определенных высот в жизни.
Поддержкой и опорой в жизни Эмиля Эдискиновича была его мать. Чуть какие-то сложности - она оказывалась рядом. Так было и тогда, когда он провалил первый вступительный экзамен. Он послал телеграмму, и мать сразу приехала и уладила все. Так было на протяжении пяти лет, пока он учился. Затем Эмил стал работать инженером. Когда пришла пора жениться, он долго выбирал невесту и наконец встретил ее. Инга сразу понравилась Эмилю, его просто ошеломили ее огромные, непохожие на других глаза. Перед тем как жениться, Эмил говорит, что, как только они получат квартиру, он перевезет мать из деревни. Так и вышло, получили квартиру, привезли мать. Поначалу было все хорошо. Инга понравилась старой Эртечи. Ингу тоже устраивала свекровь, но...
Эртечи, мать Эмиля Эдискиновича, вырастила сына одна, после того как умер муж, она все силы отдала сыну и работе. Она - учитель с тридцатилетним стажем, уважаемый человек в деревне. Когда Эртечи переехала к сыну, стали к ней заходить односельчане - кого чаем угостит, кто и останется ночевать. «Для Эртечи гости - большая радость» [16]. Эртечи с открытой душой принимала гостей, своих земляков, ведь им негде остановиться, и не думала она, что снохе Инге это не нравиться.
Инга не выдержала и высказала все недовольства свекрови, с тех пор гости не приходили. Эртечи одной было горестно и одиноко, стала она ходить на площадь, общаться на улице с приезжими из села, а иногда их приводить домой, когда сына и снохи не было. Но и это узнала Инга...
После этого гостей совсем не стало. В последнее время бабушку стало одолевать одиночество. «Перекочевать в деревню, зажить самостоятельно. Только что скажут люди о детях, о ее единственном сыне?» - думала она.
Тогда она решила уговорить сына купить ей домик с садом. Купили ей домик недалеко от дома. Так и жила Эртечи, приходили к ней сын, сноха и внук. Но через некоторое время Эртечи заболела, некому стало за ней ухаживать. Эмиль Эдискинович с женой попросили студентку Тамару приглядывать за ней, но Эртечи становилось все хуже и хуже. Инга сразу отказалась ухаживать за свекровью и надоумила Эмиля Эдискиновича сдать мать в Дом престарелых.... Когда наступило прозрение, было уже поздно. Эртечи умерла в одиночестве. Ни обиды, ни одного слова укора. В памяти детей она остается терпимой и любящей матерью.
На изучение данного рассказа отводится два урока. Учащиеся заранее самостоятельно читают произведение. Для стимуляции чтения учитель заранее дает учащимся задание: «Как вы думаете, что означает слово долг? О каком долге идет речь в рассказе Б.У.Укачина «Единственный сын»?».