Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Воспитание достоинства личности средствами литературы в старших классах общеобразовательной школы Семенов, Юрий Геннадьевич

Воспитание достоинства личности средствами литературы в старших классах общеобразовательной школы
<
Воспитание достоинства личности средствами литературы в старших классах общеобразовательной школы Воспитание достоинства личности средствами литературы в старших классах общеобразовательной школы Воспитание достоинства личности средствами литературы в старших классах общеобразовательной школы Воспитание достоинства личности средствами литературы в старших классах общеобразовательной школы Воспитание достоинства личности средствами литературы в старших классах общеобразовательной школы
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Семенов, Юрий Геннадьевич. Воспитание достоинства личности средствами литературы в старших классах общеобразовательной школы : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Семенов Юрий Геннадьевич; [Место защиты: Ин-т семьи и воспитания].- Москва, 2011.- 247 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-13/1419

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические подходы к воспитанию достоинства личности в процессе изучения литературы

1. Развитие представлений о достоинстве личности как социально-педагогическом феномене в философии и художественной литературе 18 - 43

2. Психолого-педагогические основания воспитания достоинства личности у школьников юношеского возраста 44 - 63

3. Воспитательный потенциал литературы и теоретические подходы к его реализации в старших классах общеобразовательной школы 63-78

Глава 2. Организационно-методические условия процесса воспитания достоинства личности средствами литературы в старших классах общеобразовательной школы

1. Содержание процесса воспитания достоинства личности у старшеклассников средствами литературы и подходы его реализации 79-91

2. Методическое обеспечение процесса воспитания у старшеклассников достоинства личности в процессе изучения литературы 91 - 141

3. Результаты опытно-экспериментального изучения организационно-методических условий воспитания у старшеклассников достоинства личности средствами литературы 141 - 156

Заключение 156-161

Библиография 162- 187

Приложение 189-247

Введение к работе

Актуальность исследования обусловлена потребностью педагогической науки и практики в разработке общепедагогических основ и технологий, обеспечивающих реализацию воспитательного потенциала образовательного процесса, новых методов и механизмов духовно-нравственного развития личности, адекватных современной социокультурной ситуации и формирующих уважение к достоинству человека как важнейшему нравственному качеству.

В традиции русской культуры достоинство человека понималось, прежде всего, как служение сверхличному началу. Изменения нравственных ориентиров в обществе в целом, в мире детства в особенности, характеризуются примитивизацией сознания, ростом агрессивности и других негативных личностных проявлений, что актуализирует необходимость усиления воспитательного компонента учебного процесса, создания современных методик и технологий предметного образования. Воспитательный потенциал литературы заслуживает специального рассмотрения, так как идеалы русской литературы, художественные образы, воплощенные в литературных героях и раскрывающие нравственную позицию писателей, играют важную роль в формировании достоинства личности как стержневого качества, определяющего отношение человека к миру и самому себе.

В основополагающих документах, определяющих государственную политику в области детства, отражена направленность модернизации образования на формирование у подрастающих поколений гражданской позиции, правового самосознания, духовности, культуры, нравственных ценностей, инициативности, самостоятельности, толерантности, готовности к продуктивной самореализации в социальном творчестве (Конституция Российской Федерации – ст. 21, Послание Президента РФ Федеральному собранию от 30.11.2010, Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», Государственная программа патриотического воспитания граждан Российской Федерации, и др.), поэтому необходимо выявление условий и средств формирования ценностной базы детей и молодежи, их моральных установок и ориентаций, развивающих качества нравственной личности, среди которых «достоинство» определяется представлением о ее самоценности.

Введение новых федеральных государственных стандартов усиливает актуальность повышения воспитательного потенциала содержания образования. Очевидна своевременность разработки новых технологий, которые позволяли бы полноценно реализовывать воспитательный потенциал учебных предметов в решении современных задач духовно-нравственного развития старшеклассников.

Применительно к юношескому возрасту актуализируются проблемы подготовки учащихся к жизненному самоопределению, формирования нравственных убеждений, ценностных ориентаций, среди которых особое значение имеет «достоинство личности» как категория нравственного сознания, тесно связанная с такими свойствами личности, как честь, совесть, ответственность, обозначающая высокую значимость и ценность человека, признаваемую как им самим, так и его социальным окружением. «С одной стороны, сознание человеком собственного достоинства является формой самосознания и самоконтроля личности, на нем основывается требовательность человека к самому себе... С другой стороны, достоинство личности требует и от других людей уважения к ней, признания за человеком соответствующих прав и возможностей, высокой требовательности к нему». Чувство собственного достоинства, уважительное отношение к другой личности обеспечивает готовность старшеклассников к сотрудничеству, социальному партнерству, моральную устойчивость и позитивную социализацию. Категория «достоинство личности» определяет ее нравственную ценность, проявляющуюся в способности преодолевать эгоистические устремления, в способности к «самовольному, совершенно сознательному самопожертвованию всего себя в пользу всех», что, по словам Ф.М. Достоевского, является «признаком высочайшего развития личности, высочайшего ее могущества, высочайшего самообладания, высочайшей свободы собственной воли».

Актуальным является формирование у современных школьников убеждения в том, что достоинство личности – неотъемлемая характеристика культурного человека XXI века, а утверждение достоинства есть акт духовного рождения и процесс становления личности в мире природы, культуры, общественных отношений, межличностного общения и творческой деятельности. Особенно остро ощущается необходимость разработки педагогических средств, способствующих проявлению достоинства личности в ситуации нравственного выбора. Использование воспитательного потенциала отечественной литературы может стать одной из основных составляющих системы воспитания учащихся в процессе образования, развития у них нравственных установок, навыков социально ответственного поведения, формирования личностных и социальных компетенций.

Как показывает анализ современных исследований, интерес к проблеме духовно-нравственного воспитания учащихся в последнее десятилетие возрос. Активизируется научный интерес к проблемам воспитания (нравственного, гражданско-патриотического, эстетического и др.) на уроках литературы, к поиску подходов, обеспечивающих повышение воспитательного потенциала среднего общего образования (С.М.Гульянц, Л.М.Донченко, Н.И.Козлова, И.А.Макарова, Г.А.Обернихина, Л.Н.Танклаева, И.И.Шатилова, и др.); в том числе определенное внимание в исследованиях уделяется и проблеме воспитания достоинства личности (И.А. Абатнина, Г.В. Ботвинкин, Ю.Е. Зайцева, В.Я. Марченко, Е.В. Николайкова, Н.К. , И.В.Телегина, В.А. Удалов, О.И. Чуб и др.). Однако преобладают исследования феномена национального достоинства в контексте этнопедагогики и проблемы формирования чести и достоинства курсантов военных училищ как аспект военной подготовки.

Специально проблема воспитания достоинства личности средствами литературы не исследовалась. Поставленная научная проблема актуальна в связи с остротой противоречий, существующих в науке и практике: между общественной потребностью в человеке достойном, ответственном, человеке-гражданине и недостаточной сформированностью у школьников достоинства личности как ценностной ориентации; между воспитательным потенциалом отечественной литературы в формировании достоинства личности и его неполной реализацией на уроках литературы в средней общеобразовательной школе; между потребностью педагогической практики в технологиях формирования достоинства личности посредством реализации потенциала отечественной литературы и необходимостью обновления научно-методического обеспечения процесса воспитания нравственных и гражданских качеств личности на уроках литературы.

Необходимость разрешения данных противоречий обусловили выбор темы исследования «Воспитание достоинства личности средствами литературы в старших классах общеобразовательной школы».

Объект исследования: воспитание учащихся старших классов общеобразовательной школы средствами литературы.

Предмет исследования: воспитание достоинства личности старшеклассников в процессе изучения литературы.

Цель исследования: обосновать теоретические подходы к воспитанию достоинства личности в процессе изучения литературы в старших классах общеобразовательной школы и разработать его научно-методическое сопровождение.

Задачи исследования:

  1. Выявить сущностные характеристики понятия «достоинство личности» и подходы к его формированию у учащихся старших классов общеобразовательной школы в процессе изучения литературы

  2. Раскрыть воспитательный потенциал школьного курса отечественной литературы в формировании достоинства личности, определить принципы отбора содержания и способы его реализации в образовательном процессе.

  3. Разработать методы и технологии воспитания достоинства личности средствами отечественной литературы в учебной и внеурочной деятельности.

  4. Определить организационно-методические условия эффективного использования потенциала содержания отечественной литературы в воспитании достоинства личности у учащихся старших классов общеобразовательной школы.

Гипотеза исследования: процесс воспитания достоинства личности средствами литературы в старших классах общеобразовательной школы становится более эффективным, если реализуется воспитательный потенциал курсов отечественной литературы, что предполагает:

– системную реализацию культурологического, аксиологического, деятельностного и возрастного подходов к воспитанию старшеклассников в процессе изучения отечественной литературы, направленную на формирование у них представлений о достоинстве личности как о духовной ценности, характеристике нравственного человека; развитие способности к самоутверждению в соответствии с представлениями о ценности личности – как своей собственной, так и другого человека, способности к поступку, к действию не только во имя личных интересов, но и интересов общества;

– целенаправленный отбор содержания уроков по отечественной литературе, обеспечивающий ориентацию учебного процесса на воспитание у школьников достоинства личности в совокупности его мировоззренческого, мотивационного и деятельностного компонентов, стимулирование их к самовоспитанию на основе художественных образцов отечественной литературы, реализации чувства собственного достоинства и уважительного отношения к личности во взаимодействии с окружающими;

– методическое обеспечение процесса воспитания достоинства личности средствами литературы, соответствующее возрастным особенностям учащихся; построение учебно-воспитательного процесса в атмосфере сотрудничества, взаимоуважения субъектов воспитания, самореализации и самовоспитания старшеклассников; обеспечивающее непрерывность воспитательного воздействия литературы на формирование достоинства личности.

Методологической основой исследования являются общенаучные и педагогические методологические принципы научности, системности, культуросообразности, непрерывности воспитания в системе образования, вариативности форм и методов воспитания, интегративности, проблемности, связи теории и практики воспитания, целостности учебно-воспитательного процесса; идеи отечественных философов, педагогов, психологов о духовно-нравственном воспитании юношества, значении нравственного воспитания в формировании мировоззрения и ценностных ориентаций личности; философские положения о человеке как продукте и творце социальной и духовной, экзистенциальной жизни; положения социальной психологии о становлении личности в онтогенезе как особой форме проявления социального развития; положения социальной педагогики, психологии и теории воспитания о закономерностях становления личностной позиции школьника, формировании социального опыта, гражданской позиции и готовности к жизненному самоопределению; целостности педагогического процесса, обусловленности целей образования воспитательными ценностями и идеалами.

Теоретической базой исследования являются труды отечественных философов и педагогов о феномене духовно-нравственного воспитания; его философско-педагогических основах и идеалах, проблемах смысла жизни и человеческого достоинства (В.Г.Белинский, Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, Н.А.Добролюбов, В.В.Зеньковский, И.А.Ильин, П.Ф. Каптерев, Л.П.Карсавин, И.В.Киреевский, В.О.Ключевский, В.И.Лещинский, М.В.Ломоносов, Н.И.Пирогов, А.Н.Радищев, П.Г.Редкин, В.В. Розанов, В.Н.Сорока-Росинский, В.Я.Стоюнин, В.А.Сухомлинский, Л.Н.Толстой, В.С.Соловьев, С.Н.Трубецкой, К.Д.Ушинский, А.С.Хомяков и др.).

Исследование опирается на работы, отражающие государственную политику в области воспитания подрастающего поколения (Н.Д.Никандров, С.В.Дармодехин, Г.Н.Филонов). Теоретические подходы к изучению процесса воспитания у старшеклассников достоинства личности разрабатывались на основе исследований процесса воспитания в России конца ХХ – начала ХХI вв., теоретико-методологических работ в области духовно-нравственного, гражданского воспитания (Е.В.Бондаревская, А.К.Быков, И.В.Вагнер, А.Я.Данилюк, В.А.Караковский, А.М.Кондаков, Б.Т.Лихачев, Т.Н.Любан, И.В.Метлик, Л.И.Новикова, Р.М. Рогова, Н.Л.Селиванова, А.И.Шемшурина).

Возрастные аспекты воспитания достоинства у старшеклассников разрабатывались на основании концепций Л.С.Выготского, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, И.В.Дубровиной, И.С.Кона, А.Н.Леонтьева, Д.И.Фельдштейна, Д.Б.Эльконина; теории развития и саморазвития личности (А.Г.Асмолов, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, К.К.Платонов и др.); аксиологических концепций (В.П.Бездухов, Л.И.Титаренко, С.Л.Франк и др.). Общетеоретическое значение для изучения проблемы исследования имели труды в области философии образования и методологии педагогической науки С.И.Архангельского, Ю.К.Бабанского, Н.И.Болдырева, С.И.Гессена, В.И.Журавлева, В.И.Загвязинского, В.К.Кириллова, В.В.Краевского, И.Я.Лернера, В.Г.Максимова, В.И.Михеева, М.Н.Скаткина, Н.Ф.Талызиной и др.

Методы исследования: теоретический анализ педагогической, психологической и философской литературы, диссертационных работ по проблеме исследования, анализ образовательных программ, методических разработок по проблеме воспитания учащихся средствами литературы, анализ федерального государственного образовательного стандарта по литературе, обобщение опыта воспитательной деятельности учителей литературы и реализации воспитательного потенциала литературы во внеурочное время; методы эмпирического исследования, включая педагогическое наблюдение, беседу, анкетирование, опрос, опытно-экспериментальную работу, авторские методики по воспитанию достоинства личности на уроках литературы (интегративное использование методов развития критического мышления через чтение и письмо, сравнительные характеристики героев и др.).

Этапы исследования. Исследование проводилось в четыре этапа:

Первый этап (2005 – 2007 гг.) Анализ философской, психолого-педагогической литературы по проблемам воспитания старшеклассников, практики воспитания учащихся на уроках литературы. Изучение теоретико-методологических подходов к реализации воспитательного потенциала литературы в воспитании школьников. Определение цели исследования, разработка понятийного и научного аппарата, программы исследования.

Второй этап (2007 – 2008 гг.) Изучение состояния воспитания старшеклассников средствами литературы, анализ содержания образовательных курсов отечественной литературы и условий реализации их воспитательного потенциала. Анализ современных исследований по проблемам воспитания старшеклассников средствами литературы и воспитания достоинства личности. Проведение констатирующего эксперимента и разработка программы формирующего эксперимента.

Третий этап (2008 – 2009 гг.) Конструирование и апробация в экспериментальных условиях модели процесса воспитания у старшеклассников достоинства личности на уроках литературы, разработка и апробация системы уроков литературы, принципов отбора содержания образовательного процесса и технологий его реализации, методик воспитания у учащихся достоинства личности средствами литературы, дидактических материалов.

Четвертый этап (2009 – 2011 гг.). Обобщение результатов теоретического исследования и экспериментальной работы, определение организационно-методических условий результативности воспитания достоинства у старшекласссников средствами литературы; уточнение основных теоретических положений, оформление материалов диссертационного исследования.

Экспериментальная база исследования: ГОУ СОШ № 594 г. Москвы, ГОУ СОШ № 916 г. Москвы, Центр образования № 1861 г. Москвы (всего в формирующем эксперименте было задействовано 130 учащихся и 47 педагогов). Проверка отдельных методик и содержательных модулей разработанных программ осуществлялась также в МОУ «Лицей» г. Лесосибирска и Железногорской санаторно-лесной школе Красноярского края; в Красноярском краевом институте повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. В отдельных видах экспериментальной деятельности было задействовано более 910 учащихся и 70 педагогов.

Научная новизна исследования.

Раскрыта социально-педагогическая сущность «достоинства личности» как нравственной ценности и личностной характеристики; определены мировоззренческая, мотивационная и деятельностная составляющие понятия. Показано, что идеал достойного существования человека раскрывается в его способности к отождествлению с общностью и соответствии его поступков моральным критериям; главным подтверждением человеческого достоинства является способность стать нужным «другому», вне зависимости от его национальной и сословной принадлежности.

Выявлен воспитательный потенциал курса отечественной литературы в формировании достоинства личности, реализующийся через содержание, демонстрирующее образцы достойного поведения; постановку воспитательных целей; отбор методик и технологий, обеспечивающих воспитательный эффект.

Разработаны принципы отбора содержания и способы его реализации в учебном процессе, способствующие расширению опыта социальных отношений, мотивации, принятию нравственных ценностей. Это принципы: соответствия содержания урока стандартам образования, целям и задачам обучения и воспитания; целостности воспитательного процесса, воспитания достоинства личности в процессе обучения и внеурочной деятельности; вариативности форм и методов воспитания с учётом возрастных и личностных особенностей учащихся; формирования социального опыта и его интериоризации через социально-значимую деятельность; моделирования ситуаций нравственного выбора.

Определены организационно-методические условия эффективной реализации потенциала содержания отечественной литературы в воспитании достоинства личности у учащихся старших классов общеобразовательной школы в целостном педагогическом процессе. К ним отнесены: создание атмосферы сотрудничества, обеспечение взаимоуважения субъектов воспитания, наличие пространства самореализации, педагогическая поддержка и сопровождение самовоспитания на всех этапах деятельности учащихся – от целеполагания до самоанализа; обеспечение непрерывности воспитательного процесса и социального партнерства. Обоснованы методические подходы к формированию достоинства личности у старшеклассников с учетом осмысления понятия «достоинство личности» для процессов их самоопределения и самореализации, выбора новых смыслов в деятельности, освоения нравственных, гражданских, патриотических ценностей.

Теоретическая значимость исследования.

Теоретико-методологическое значение имеет сформированное в результате исследования представление об особом потенциале курсов отечественной литературы в процессе воспитания достоинства личности у старшеклассников и применении совокупности социокультурного, деятельностного, интегративного и возрастного подходов к его реализации. Показано, что особый воспитательный потенциал курсов отечественной литературы заключается в их влиянии на формирование у старшеклассников духовно-нравственных ценностей, уважения к личности другого человека, чувства собственного достоинства, мотивации к самовоспитанию и предоставлении художественных образов произведений отечественной литературы как основы формирования личностного идеала.

Рассмотрение понятия «достоинства личности» как нравственной ценности и фундаментальной личностной характеристики, связанных с традиционными национальными ценностями русской культуры и отечественной литературы, способствует теоретическому осмыслению воспитательного воздействия литературы на мировоззрение современных школьников, определению стратегии развития школьного гуманитарного образования и перспектив построения новой парадигмы воспитания в общеобразовательной школе.

Вклад в теорию воспитания вносят сформулированные в диссертации представления о содержании процесса воспитания достоинства личности у старшеклассников на уроках литературы и обоснование подходов к его реализации с учетом возрастных особенностей учащихся старших классов общеобразовательной школы. Показано, что содержание процесса воспитания достоинства личности у старшеклассников средствами отечественной литературы основывается на определении воспитательных целей, предполагает эмоционально насыщенную совместную деятельность педагогов и учащихся, которая направлена на формирование у старшеклассников нравственных ценностей, стремления к самосовершенствованию на основе воспринятых идеалов, расширение нравственного опыта, осмысление нравственных основ межличностных отношений.

Сформулированные принципы отбора содержания литературного материала, обоснование методов эффективной реализации воспитательного потенциала отечественной литературы в процессе формирования достоинства личности у старшеклассников вносят определенный вклад в развитие теории и методики воспитания. Теоретическое значение имеет характеристика показателей (мировоззренческие, мотивационные и деятельностные) сформированности у учащихся представлений о достоинстве личности и его проявлении в практике взаимодействия учащегося со сверстниками и взрослыми.

Практическая значимость исследования заключается в создании научно-методического обеспечения процесса воспитания достоинства личности у старшеклассников на уроках литературы. Разработаны и применены в практике: авторские системы уроков, ориентированные на воспитание у старшеклассников достоинства личности; методические рекомендации «Воспитание у старшеклассников уважения к достоинству личности в процессе изучения отечественной литературы»; планы-проспекты внеклассных мероприятий, содержательные модули для факультативных курсов по отечественной литературе и дидактические материалы. Разработанное научно-методическое обеспечение может использоваться учителями литературы для создания вариативных программ, содержательных модулей, планов-конспектов уроков, проектирования моделей воспитания достоинства у старшеклассников в процессе изучения ими литературы, а также классными руководителями, организаторами воспитательного процесса в образовательном учреждении, педагогами дополнительного образования во внеурочной работе со старшеклассниками. В системе профессионального образования могут быть применены разработанные диссертантом содержательные модули программы подготовки учителей литературы к воспитательной деятельности.

Достоверность результатов обеспечивалась методологической обоснованностью и непротиворечивостью исходных положений исследования, применением совокупности методов исследования, адекватных его цели, задачам и логике изучения проблемы, репрезентативностью опытно-экспериментальных данных, сопоставлением полученных результатов с личным педагогическим опытом диссертанта (преподавания литературы, методического обеспечения и организации процесса воспитания старшеклассников на уроках литературы).

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе выступлений автора на I Всероссийской научно-практической конференции «Современное образование в условиях реформирования: инновации и перспективы» (Красноярск, Сибирское отделение РАО, 2010 г.); Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции преподавателей, молодых ученых, педагогов-практиков «Содержание филологического образования в период детства» (Екатеринбург, Уральский государственный педагогический университет, 2010 г.); Международной научно-практической конференции «Развивающие технологии в общем и специальном образовании» (Коломна, КГПИ, 2009 г.); Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти Д.М. Гришина «Духовно-нравственные традиции в современном семейном и общественном воспитании» (Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2007 г.); 18-й конференции молодых ученых «Развитие воспитания и социализации детей в Российской Федерации: тенденции, противоречия, приоритеты» (Москва, Институт семьи и воспитания РАО, 2010.); 17-й конференции молодых ученых «Воспитание детей в современной России» (Москва, Институт семьи и воспитания РАО, 2009 г.). Под непосредственным руководством автора апробировано и внедрено в практику научно-методическое обеспечение процесса воспитания достоинства личности у старшеклассников средствами литературы: в школах №№ 594, 916, 1861 г. Москвы, на семинарах для учителей литературы в Москве, Московской области и Красноярском крае.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Достоинство является духовной ценностью, так как оно основано на сущностной человеческой потребности в самоуважении и уважении со стороны других. Процесс воспитания достоинства личности ориентирован на развитие ценностных отношений субъектов воспитания на основе их диалогического взаимодействия, взаимопринятия и взаимоуважения. Освоение старшекласссниками понятия «достоинство личности» как духовной ценности способствует активному проявлению ими субъектной позиции, избирательному и осознанному отношению к действительности, при котором школьники руководствуются бескорыстным эмоциональным стремлением, потребностями, превышающими утилитарные, прагматические соображения пользы, жизненной необходимости или выгоды. Идеалы достойной личности, воспринятые школьниками в ходе диалогического взаимодействия с педагогом, позволяют им выстроить многообразные отношения с окружающим миром, сверстниками, взрослыми. Ценностное отношение к достоинству личности проявляется как в деятельности, так и имеет потенциальную силу, которая может и не осознаваться школьником и не проявляться в активной деятельности, представляя собой опережающую мотивацию, направленную на идеал.

  2. Воспитательный потенциал уроков в формировании достоинства заключается в возможности представления учащимся моделей достойного поведения, примеров действий человека в ситуации нравственного выбора, образцов, достойных подражания, способствуя таким образом нравственному личностному росту. Достоинство человека в литературе рассматривается как проявление духовной силы для защиты внутренней свободы человека от негативных воздействий окружающего мира. Осмысление старшеклассниками достоинства личности дает возможность с учетом художественного своеобразия конкретных произведений сделать зримым не всегда осознаваемое школьником; обеспечивает развитие способности к рефлексии и идентификации; формирует самооценку личности.

  3. Содержание процесса воспитания достоинства личности у старшеклассников средствами литературы заключается в эмоционально насыщенной совместной деятельности педагогов и учащихся по изучению литературных произведений, которая направлена на освоение гуманистических ценностей, расширение нравственного опыта, развитие стремления к самосовершенствованию. Эффективность воспитания достоинства личности у старшеклассников средствами литературы обеспечивается системным применением культурологического, аксиологического, возрастного и деятельностного подходов к воспитанию старшеклассников в процессе обучения; раскрытием идей, тем и проблем, определяющих содержание понятия «достоинства личности»; акцентированием воспитательной направленности тематического планирования, содержания и структуры урока; формулированием системы проблемных вопросов, стимулирующих активность познавательной деятельности по осмыслению проблемы достоинства личности.

  4. Успешное решение задач воспитания достоинства личности у старшеклассников обеспечивается целенаправленным отбором содержания уроков литературы, позволяющим на материале литературных произведений раскрывать ценностные позиции и нравственные мотивы поступков героев, формировать у учащихся личностные идеалы, эмпатию; расширять их опыт нравственных отношений; стимулировать их к самовоспитанию; моделировать ситуации нравственного выбора. В процессе воспитания достоинства личности возрастает роль личности учителя. Педагог содействует процессу осмысления школьниками себя в окружающем мире, осознанию причастности к культуре, другим людям, всему человечеству.

5. Эффективность реализации воспитательного потенциала уроков литературы в формировании достоинства личности у старшеклассников достигается в результате: а) применения соответствующих их возрастным особенностям методов (тематические циклы уроков, диспуты и дискуссии о проявлениях чувства собственного достоинства и уважения к личности другого человека; сравнительные характеристики; литературные диалоги и вечера; литературная гостиная и др.; применение эвристических и исследовательских форм, методов, приемов урочной и внеурочной деятельности: уроков-семинаров, практикумов, интегрированных и обобщающих уроков, написание сочинений и рефератов, экскурсионный метод, информационные технологии (создание презентаций и публикаций) способствуют выработке достоинства личности как ценностной ориентации); б) построения учебно-воспитательного процесса, которое обеспечивает формирование атмосферы сотрудничества, взаимоуважения субъектов воспитания, пространства самореализации старшеклассников, педагогическую поддержку их самовоспитания; непрерывность воспитательного воздействия литературы на развитие личности учащихся старших классов общеобразовательной школы; в) непрерывного повышения готовности учителей литературы к воспитательной деятельности, разработке вариативных модулей образовательного процесса, позволяющих реализовать потенциал содержания курсов отечественной литературы в воспитании достоинства личности у старшеклассников.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

Во введении обосновывается актуальность исследования; определяются его цель, объект, предмет, задачи, гипотеза, методы; раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость; приводятся положения, выносимые на защиту, способы апробации и внедрения результатов.

В первой главе «Теоретические подходы к воспитанию достоинства личности в процессе изучения литературы» дано философско-педагогическое обоснование достоинства личности как предмета воспитания; раскрыты психолого-педагогические основы воспитания достоинства личности у школьников юношеского возраста; охарактеризован воспитательный потенциал литературы и обоснованы теоретические подходы к его реализации в средней общеобразовательной школе.

Во второй главе «Организационно-методические условия процесса воспитания достоинства личности средствами литературы в старших классах общеобразовательной школы» изложены результаты опытно-экспериментальной работы, принципы отбора содержания образовательных курсов по отечественной литературе, способствующего воспитанию у старшеклассников достоинства личности и технологии его реализации; условия результативности воспитания у старшеклассников достоинства личности на уроках литературы.

В заключении подведены общие итоги исследования, сформулированы основные выводы. Библиография содержит 306 наименований. В приложении приводится методический инструментарий исследования (анкеты, планы-конспекты уроков, образцы сочинений учащихся и др.).

Психолого-педагогические основания воспитания достоинства личности у школьников юношеского возраста

Ранняя юность - это начало установления подлинной социально-психологической независимости молодого человека во всех поведенческих сферах, включая независимость в моральных суждениях, политических взглядах и поступках. Это и своеобразный переворот в психологии юноши, связанный с осознанием многих, недоступных еще подростку, противоречий в жизни: между нормами морали, утверждаемыми людьми, и их поступками; между идеалами и реальностью; между способностями, возможностями и признанием людей; между социальными ценностями и реальной прозой жизни. Молодой человек начинает осознавать ответственность за свою судьбу и судьбу близких для него людей, адаптироваться к жизни, принимая «социальные нормы, роли и формы поведения, не всегда соответствующие,актуальным его внутренним установкам в данный момент времени и в данной ситуации. В этот период перестраиваются все прежние отношения юноши к миру и самому себе, развиваются процессы самосознания и самоопределения, приводящие к формированию той жизненной- позиции, с которой он начинает свою самостоятельную взрослую жизнь [171]. В психологическом плане рассматриваемый возраст исключительно сложен и противоречив, его характеризуют как переломный, переходный, критический.

Среди психолого-педагогических доминант юношей следует выделить и такие психофизиологические характеристики, как акселерация (разрыв между физическим и социальным созреванием), самоанализ, самосозерцание, самоутверждение, широта интересов, ориентация на будущее, гиперкритицизм, потребность быть понятым, тревожность. Завершается физическое развитие организма, заканчивается половое созревание, умственные способности также в основном сформированы, поэтому в дальнейшем они только совершенствуются, продолжается процесс развития самосознания. Человек начинает действовать, реализуя свои жизненные планы, причем ответственность при этом неизмеримо возрастает, а любая ошибка может вести за собой существенные последствия. В ранней юности определяются познавательные и профессиональные интересы, потребность в труде, способность строить жизненные планы, общественная активность. Этот напряженный период формирования.нравственного сознания, выработки ценностных ориентации- и идеалов устойчивого мировоззрения; гражданских качеств личности характеризуется преодолением свойственной предшествующим этапам онтогенеза зависимости от взрослых и утверждением самостоятельности личности.Ответственные и сложные задачи; стоящие перед индивидом в юношеском возрасте, чПри неблагоприятных общественных или; микросоциальных условиях могут приводить к острым1 психологическим; конфликтам: и глубоким переживаниям;, ю кризисному протеканию юности [ІГГ4, 206, 217, . 159]. Поэтому так важношменно5вэтот сложный период снизить все возможные рискиt развития личности, формируя. у молодого человека положит тельный опыт отношения; к, окружающей действительности, развивая»его эмоциональную, нравственную и ценностную сферу.

Проблема формирования способности к осознанию;ценности личности, ее нравственных качеств независимо от положения; человека в обществе, от его политических, религиозных ш прочих взглядов, убеждения; в. равенстве всех людей перед нравственными законами;.в самостоятельности человека, его способности контролировать, свое поведение, отвечать за свои поступки и помыслы (все это и является характеристиками достоинства) — проблема нравственного развития личности в целом. Поэтому, решая задачи по формированию-достоинства личности, невозможно не учитывать открытые в психологической науке законы развития личности.

В отечественной и западной психологии рассматривались проблемы нравственного развития:с учетом глубинных личностных процессов и социальных воздействий; когда нравственность .является важным способом социальной регуляции, выступает как общественная форма- отношений; между людьми. Візападной психологии наиболее важными в области нравственного развития личности являются исследования, выполненные в рамках когнитивной психологии. Традиционный когнитивный подход акцентирует внимание на когнитивных аспектах морального сознания; моральное мышление, моральные суждения выступают здесь мерилом нравственного развития. Одно из направлений данного подхода определяется К. Гиллиганом как нормативный когнитивный подход. «Чистое знание» о моральных нормах и моральное мышление рассматриваются как прямое руководство к действию. Сознательный выбор той или иной альтернативы при моральном поступке предполагает ориентацию субъекта деятельности на внутреннюю иерархическую систему ценностей. Но опора только на когнитивные составляющие морального сознания без учета личностных смыслов и иерархии мотивов деятельности человека не позволяет достаточно 1точно интерпретировать его поведение. В рамках этого направления выделились два основополагающих принципа-ценности, которые используются при принятии решения, — принцип справедливости (Л. Колберг) и принцип заботы (К. Гиллиган)» [247, с. 308 — 314].

Л. Колберг разработал когнитивно-эволюционный подход к нравственному развитию детей, в основе которого - идея Ж. Пиаже «о существовании тесной взаимосвязи между стадиями умственного развития и этапами нравственного становления- ребенка. Ж. Пиаже выделил две ступени в нравственных суждениях детей, заключив на этой основе о существовании двух типов морали: а) гетерономной морали, связанной с воздействием на ребенка мира взрослых и б) автономной демократической морали, основанной на взаимном сотрудничестве ребенка и окружающего мира» [247].

Концепции Ж. Пиаже и Л. Колберга содержат ряд общих черт: «рассмотрение процесса формирования нравственности у детей как последовательного движения по восходящим ступеням; представление об этих ступенях как о качественно неоднородных образованиях; раскрытие зависимости нравственной эволюции детей от их умственного развития; обоснование постепенного перехода, а затем полной замены нижестоящей ступени вышестоящей» [247]. Однако Ж. Пиаже полагал, что моральная зрелость у ребенка достигается приблизительно в возрасте двенадцати лет, одновременно с возникновением независимых умозаключений, а Л. Колберг считал, что моральная зрелость в полном объеме может быть достигнута только взрослыми, да и то лишь немногими.

Учеными были определены условия, приводящие к моральной зрелости: «принятие субъектом на себя моральной ответственности; моральное содержание деятельности (то, насколько она делает необходимым принятие моральной ответственности за собственное поведение и поведение других)» [247].

Для нашей работы особую ценность представляет их идея, суть которой в том, что, если детей постоянно вводить в область суждений на моральные темы на ступень выше их собственных, то они проникаются этими суждениями, они становятся для них привлекательными, и это становится стимулом к развитию следующей ступени их морального сознания.

Л. Колберг и его последователи пришли к очень важным выводам, касающимся нравственного развития детей: «1. Развитие нравственных суждений детей поддается воздействию со стороны взрослых, Бітом числе педагогов. Движение от одной ступени к другой, более высокой, естественным путем происходит в течение нескольких лет, но этот процесс может быть ускорен. 2. При благоприятных условиях нравственное развитие детей принимает необратимый характер, т.е. моральная деградация становится невозможной. 3. Эффективный нравственный рост детей обеспечивается рядом обстоятельств: наличием ситуаций морального выбора, сменой социальных ролей, использованием на практике приобретенных морально-этических знаний и нравственных убеждений» [247].

Воспитательный потенциал литературы и теоретические подходы к его реализации в старших классах общеобразовательной школы

B процессе модернизации российского образования особое значение придается духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения, органической составляющей которого является воспитание у школьников достоинства личности. В письме Минобразования России № 13-51-28/13 от 02.04.2002 «О повышений воспитательного потенциала образовательного процесса» отмечается, что филологическое образование обладает особым потенциалом в.духовно-нравственном воспитании школьников, развитии их моральных качеств; предметы этого цикла предоставляют учащимся образцы нравственного поведения, духовной культуры личности. Воспитание на уроках литературы, наряду с обучением, является одной из важнейших составляющих образовательного процесса в целом. Они, дополняя друг друга, служат единой цели: целостному развитию личности школьника.

В; центре внимания отечественной классики всегда был, есть и будет человек, его духовная и социальная сущность; литература содержит совокупность знаний о человеке, его предназначении и роли в жизни общества, отношении к окружающему миру, его деятельности, мыслях и чувствах, нравственных и эстетических идеалах;, литература влияет на поведение человека, на его мировоззрение, особенно в том возрасте, когда он- формируется .и складывается как личность. Педагог-словесник имеет уникальную возможность активно влиять на развитие детей силою художественного слова лучших образцов литературы, создавать представление о идеале. Близость к реалиям жизни, духовная свобода и воспитание твердых нравственных принципов — основные ценностные ориентиры в преподавании литературы.

Воспитательный потенциал литературы определяется: во-первых, це-леполаганием, в котором в качестве приоритета утверждается сформирован-ность определенных отношений, к изображаемому (воспитание), необходимость вооружения способами деятельности в, виде умений и навыков (развитие). Во-вторых, , определением содержания;, наиболее способствующего осуществлению воспитательных целей урока, составленным на основе научно-методологических подходов; в-третьих, выбором методов, приемов; технологий - классических и инновационных, — несущих свою долю влияния на личность учащегося; с учетом специфики литературного материала, учебных групп, личности педагога, требований, предъявляемых обществом.

Воспитательный потенциал литературы заключается в-разитии эмоционального мира школ ьника поскольку любое художественное произведение воздействует на эмоциональную сферу человека; вг воспитании всестороннего восприятия реальности, так как в книгах отражается действительность, позволяющая читателю соотносить с собой и своей жизнью сюжеты и образы, что во многом способствует самовоспитанию; в развитии способности познания мира посредством литературно-художественного текста. Содержание литературных- произведений становится: воспитывающим только при условии свободного общения на уроке, осуществления, учителем личностно ориентированного подхода к каждому ученику.

В наше сложное время; характеризующееся «девальвацией» нравственг ных ценностей, именно литература может многое сделать в плане личностного формирования школьников. Она, воздействуя на ребенка силой художественных образов, дает ему не только информацию о мире, но и наслаждение от са 65 мого процесса чтения, развивает его воображение, этические, нравственные представления. По мысли Е.Н. Ильина, «сверхзадача» урока литературы - «помочь подростку поверить в свои силы, разбудить в нем лучшие качества личности, подвести к высотам гуманизма и гражданственности» [236, с. 178].

Итак, литература как составная часть учебно-воспитательного процесса, ориентированного на формирование нравственной личности, имеет особое значение в силу своего влияния на эмоциональную сферу личности. Однако необходимо провести отбор содержания и методов обучения, так как литературные произведения разных авторов имеют и разные возможности в плане воспитания у старшеклассников достоинства личности. Соответственно, не каждая тема и не каждый урок позволяют обеспечить такую направленность.

В качестве принципов отбора содержания, способствующих расширению опыта социальных отношений, мотивации, принятию нравственных ценностей, определим следующие: соответствие содержания урока стандартам образования, целям и задачам обучения и воспитания; целостность воспитательного процесса, направленного на воспитание достоинства личности в процессе обучения и внеурочной деятельности; вариативность форм и методов воспитания с учётом возрастных и личностных особенностей учащихся; формирование социального опыта и его интериоризация через социально-значимую деятельность; моделирование ситуаций нравственного выбора.

В соответствии с этими принципами мы, основываясь на сформировавшихся в общественном мнении представлениях о фундаментальных ценностях русской духовной культуры, очень внимательно подошли кх отбору содержания наших уроков и остановились на произведениях отечественной классики, которые изучаются в общеобразовательной школе, как обладающих наибольшим потенциалом для воспитания достоинства старшеклассников. (Планирование уроков, составленное нами по курсу литературы второй половины XIX века, представлено ниже.)

Особое внимание на уроках мы уделяем рассмотрению образов литературных героев в произведениях, так как с их [героев] помощью осуществляется связь между сегодняшними школьниками и предшествующими поколениями. Несомненно, что влияние литературных героев как положительных, так и отрицательных объясняется субъективным взглядом на них их создателей. Изображая разных персонажей, писатель интерпретирует их поведение в соответствии с моральными нормами, принятыми в обществе, побуждая читателя делать собственные выводы. И здесь очень многое зависит от личности автора, потому что только истинный талант может создать такого героя, который заставляет читателя размышлять, сравнивать его с живыми людьми, сопоставлять героев друг с другом.

Например, на уроках, посвященных характеристике героя, мы предлагаем школьникам вопросы для беседы по теме, начиная их чаще всего со слова «почему»: «Почему герой поступает именно так, а не иначе?» «Почему такие эмоции испытывает?», «Почему он говорит такие слова, а не другие, чем объясняется его реакция на слова (поступки и т.д.)?», «Почему автор так начинает рассказ о герое (само произведение, отдельную главу)?», «Почему экспозиция находится в том или ином месте произведения?» и т.п. Вопросы такого типа и поиск ответа на них позволяет школьникам понимать мотивы поведения персонажа, что в дальнейшем, в реальной жизни, поможет в похожей ситуации правильно воспринять и объяснить поведение других людей.

Методическое обеспечение процесса воспитания у старшеклассников достоинства личности в процессе изучения литературы

Содержание современных программ по литературе в средней общеобразовательной школе обладает значительным потенциалом для воспитания нравственной личности, так как отбор произведений для изучениям школе основывается на их высокой художественной ценности, гуманистической направленности, позитивном влиянии на личность. Однако в них далеко не всегда акцентируется внимание учителяна решении воспитательных задач урока, в том числе на воспитание и развитие нравственных качеств учащихся, среди которых достоинство личности занимает одно из ведущих мест. Для решения этих задач необходим целенаправленный отбор содержания учебного материала, предоставляющего учащимся образцы подлинной нравственности, духовности, патриотизма, гражданственности, примеров проявления достоинства личности.

Воспитательные возможности содержания учебного материала определялись в исследовании в соответствии с базовыми духовными ценностями русской культуры. В качестве таких базовых ценностей русской духовной культуры ученые традиционно выделяют [49]: приоритет духовного над материальным, смысложизненных ценностей над утилитарными; общинность, коллективизм, соборность, отрицательное отношение к индивидуализму, эгоизму, неприятие достижения своекорыстных целей за счёт других людей, народа, общества; открытость и терпимость к другим культурам, народам, сложившаяся сначала на почве мессианских настроений, а позже выразившаяся в открытости и терпимости к этносам, проживающим в России, к их культурам и религиям, а также к другим странам, с которыми Россия всегда стремилась сохранить мирные и доброжелательные отношения; ценность милосердия, сострадания, человеколюбия (гуманность, гуманизм в христианском понимании), как непосредственных нравственных выводов из христианского понимания любви, человека и должного отношения к людям, в том числе личным врагам. «Человеколюбие у наших предков проявлялось, прежде всего, в том, чтобы накормить голодного, напоить жаждущего, посетить заключённого в темнице. Благотворительность считалась нужной не столько для бедняка, сколько для благотворящих, для их нравственного здоровья» (Ключевский В.) [111].

На основе ценностей русской духовной культуры в отечественной литературе создавался идеальный образ человека (в древнерусской литературе он отражен, например, в таких образах, как Петр и Феврония; в русской литературе XIX века - это «милый сердцу идеал» Татьяна Ларина, образ «положительно прекрасного человека», «князя Христа» - князя Мышкина, образы праведников Н.С. Лескова [49]. В отечественной литературе XX века - в образах русской интеллигенции («Белая гвардия» М.А. Булгакова, «Доктор Живаго» Б.Л. Пастернака), героев, защищающих Отечества от врага («В окопах Сталинграда» В. Некрасов, «Убиты под Москвой», «Это мы, Господи» К. Воробьева, «Живые и мертвые» К. Симонова, «Обелиск» В. Быкова, «Живи и помни» В. Распутин и др), в образах праведников («Матренин двор» А.И. Солженицына), и др.).

В ходе исследования выявлялось представление о достоинстве личности в отечественной литературе, то особенное, что выделяет ее среди западноевропейской литературы и что должно быть донесено до сознания учащихся: в осознании человеком своего достоинства тесно взаимосвязаны и одинаково важны как самооценка, так и оценка Другого; прежде всего, человек судит себя собственным судом, а ценности и нравственные нормы, в том числе представление о достойном, формируются у индивида в процессе его становления как личности в социуме и культуре; оценка Другого, общественное мнение во многом формируют и его самооценку.

У старшеклассников формировалось представление о достоинстве личности как о важнейшей духовной ценности, категории нравственного сознания, интериоризация которой позволяет человеку совершать действия, превышающие инстинкт самосохранения, и основанную на нем потребность в безопасности. На уроках учащиеся приходили к выводу о том, что отечественная литература — это источник сверхличностных ценностей, человек у русских классиков всегда и при любых обстоятельствах стремится сохранить позитивный образ своего «Я», что является условием удовлетворения фундаментальной человеческой потребности в самоуважении.

Учащиеся осмысляли идею о том, что достоинство человека есть его способность к поступку, а именно к действию, достойный поступок определяется мерой культуры, усвоенной человеком в процессе его личностной самоидентификации и соотнесенности со сверхличностными ценностями. Поступок является средством, при помощи которого человек сохраняет свой позитивный образ. Достойный человек ищет правду и стремится к ней. Ценность человеческой личности, по мнению русских писателей, если она не одухотворена любовью и не направлена на служение добру, превращается в свою противоположность. Сила во зле разрушительна, а ценность человека предполагает созидание. Если духовная сила несет зло, в этом случае не может быть и речи об истинном человеческом достоинстве. Такое понимание достоинства личности свойственно русской культуре в целом и отечественной литературе в особенности, в нем отражается сущность достоинства как вечной воспитательной ценности, являющейся стержневым личностным образованием, определяющим мировоззрение и деятельность человека.

Результаты опытно-экспериментального изучения организационно-методических условий воспитания у старшеклассников достоинства личности средствами литературы

В программе литературного образования (10 — 11 классы) под редакцией В.Г. Маранцмана [210, с. 3] справедливо отмечается наличие специфики работы со старшеклассниками, так как они переживают период ранней юности. Учитывая особенности возрастного развития, необходимо помнить, что на данном, качественно новом этапе центральное место занимает проблема взаимоотношений личности и общества. На уроках литературы в это время актуальными становятся вопросы исторических и эстетических связей искусства и жизни, причинно-следственных связей в художественных произведениях определенной эпохи. Исходя из этого, авторы программы предлагают рассматривать курс литературы с точки зрения раскрытия-эпохи развития искусства, литературных направлений, что ведет к углублению представлений школьников о процессе развития литературы. Включение в перечень литературы для обзорного изучения или внеклассного чтения произведений так называемого второго ряда, а не классики, авторы объясняют тем, что по окончании школы ученик должен уметь отличать беллетристику от шедевра. Биографические данные о писателе, по их мнению, помогут выпускнику, с одной стороны, представить его сложный, подчас противоречивый идейно-нравственный облик, а с другой, воспринимать описываемые в произведениях события не только как образное отражение действительности, но и как проявление духовной жизни конкретного человека. В связи с тем, что чаще всего устойчивые ценностные ориентации личности определенно складываются именно в этот период взросления [210, с. 75], создатели программы очень подробно рассматривают все нюансы произведений, предназначенных для изучения в школе. В программе предлагаются различные виды работ, темы сочинений, дается поурочное планирование, обозначаются межпредметные связи. Однако, увлекшись путями реализации литературного образования, авторы, на наш взгляд, без достаточных на то оснований оставляют без внимания духовно-нравственный воспитательный аспект изучаемых шедевров отечественной и зарубежной классики. Предполагаем, что они исходили, из убеждения, что учитель, работающий в старших классах, уже обладает определенным опытом и сам расставит нужные акценты. Нам же представляется, что такое представление далеко не всегда совпадает с действительным положением дел, и потому отсутствие рекомендаций по данному вопросу обедняет программу и не позволяет молодому специалисту с первых шагов его педагогической деятельности определить и использовать все воспитательные возможности изучаемого произведения.

Учитель, определившись с программой, по которой он будет работать, должен решить, какие методы он будет использовать для решения поставленных на том или ином уроке задач.

Методы и приемы преподавания литературы в школе отличаются разнообразием, как и их классификации. Так, В.В. Голубков [57, с. 69] в качестве основных рассматривает три метода обучения литературе: лекционный, метод литературной беседы и метод самостоятельной работы. Каждый из этих методов предполагает определенные приемы: лекции - риторические вопросы, составление планов, элементы беседы; литературная беседа — проблемные вопросы, слово учителя, вводящее в тему беседы и завершающее ее; самостоятельная работа — работа над планом, помощь учителя по отбору ма 96 териала, например, для доклада. Заметим, что даже известные ученые-педагоги, к примеру, М.А. Рыбникова, нередко используют термин «методический прием» в значении «метод» [229].

В трудах М.Н. Скаткина [245] и И.Я. Лернера [134] обосновываются такие методы обучения, как метод проблемного обучения, репродуктивный, эвристический, исследовательский и др.

Несколько иной является классификация методов обучения литературе, созданная Н.И. Кудряшевым. В основу его системы методов обучения положена логика познавательной деятельности учащихся при направляющем руководстве учителя [124].

Современные методисты (М.Г. Качурин, А.Г. Кутузов, В.Г Маранцман, Г.Н. Ионин и др.) разрабатывают свои методы обучения, что объясняется новыми историческими реалиями, в которых формируется человек XXI века. Они связаны не только с «вторжением» [154] в преподавание литературы цифровых технологий, но и с повышением роли самостоятельности ученика в овладении знаниями, при этом, безусловно, переосмысливается роль учителя и подходы к методике преподавания предмета. Так, Г.Н. Ионин [92, с. 12 — 22] выстраивает классификацию методов обучения литературе, в основе которой характер совместной деятельности учителя и ученика в выборе спо-соба изучения литературы (метод художественной интерпретации, метод критико-публицистический, метод литературного поиска).

Однако ни одна из рассмотренных классификаций методов не лишена недостатков, что и объясняет возникновение тенденции по отказу от искусственного обособления методов в группы и выбору только тех методов, применение которых оптимально обеспечивает достижение результата. Специалисты переходят к простому их перечислению, раскрывая особенности их применения в различных условиях. Такой подход наименее логически уязвим, хотя и у него есть недостатки, поскольку «чистых» методов не бывает, а в учебной деятельности, взаимопроникая друг в друга, одновременно сочетаются несколько методов. Поэтому, выделяя какой-то из них, мы можем гово 97 рить лишь о доминировании его на данномэтапе обучения [199, с. 480].

Изучив существующие методические системы преподавания литературы в школе, мы разработали свой подход к использованию методов обучения, ставя перед собой цель — воспитание достоинства старшеклассников в процессе изучения ими литературы. Система методов, реализуемая в рамках нашего подхода и апробированная во время экспериментальной работы, включает в себя методы, наиболее оптимальные для воспитания у старшеклассников достоинства личности на уроках литературы в процессе изучения ими отечественной классики.

Одна из задач нашего исследования заключалась в создании научно-методического обеспечения процесса воспитания достоинства личности у старшеклассников на уроках литературы. В процессе ее решения нами были разработаны и применены в практике авторские системы уроков, ориентированные на воспитание у старшеклассников достоинства личности; методические рекомендации «Воспитание у старшеклассников уважения к достоинству личности в процессе изучения отечественной литературы»; планы-проспекты внеклассных мероприятий, содержательные модули для факультативных кур-сов по отечественной литературе и дидактические материалы.

Совокупность методов, апробированная во время экспериментальной работы, включает в себя методы, наиболее оптимальные для воспитания у старшеклассников достоинства личности на уроках литературы в процессе изучения ими отечественной классики: исследовательский, эвристический, репродуктивный, методы творческого чтения, проектов, незаконченного высказывания (предложения, сочинения), технологию РКМЧП и др.

Похожие диссертации на Воспитание достоинства личности средствами литературы в старших классах общеобразовательной школы