Содержание к диссертации
Введение
Глава 1 .Научно-теоретические основы методики преподавания русской литературы в 5-11-х классах школ Удмуртской Республики с использованием смежного вида искусства -музыки
1.1. Проблемы взаимодействия литературы и музыки на уроках словесности
1.2.Психолого-педагогические условия изучения литературы с 34 использованием смежного вида искусства - музыки в школах Удмуртской Республики
1.3.Роль искусства в воспитании учащихся удмуртской школы 46
1 АМетодические проблемы преподавания русской литературы в 5-11 классах школ Удмуртской Республики с использованием смежного вида искусства-музыки
Глава 2. Методы изучения русской литературы с использованием музыки в 5-11 классах школ Удмуртской Республики
2.1 . Содержание гуманитарного образования: традиции и перспективы 87
2.2. Организация и основные этапы опытно-экспериментальной работы по изучению русской литературы в удмуртской школе с использованием смежного вида искусства-музыки 2.3. Содержание опытно-экспериментальной работы 126
2.4.Результаты опытно-экспериментальной работы 166
Заключение 175
Библиографический список использованной литературы 179
Приложения 200
- Проблемы взаимодействия литературы и музыки на уроках словесности
- Содержание гуманитарного образования: традиции и перспективы
- Организация и основные этапы опытно-экспериментальной работы по изучению русской литературы в удмуртской школе с использованием смежного вида искусства-музыки 2.3. Содержание опытно-экспериментальной работы
Введение к работе
Актуальность исследования
Обновление школьного курса литературы в наши дни связано с процессами гуманизации образования, вариативностью уровней учебного материала и профильной его дифференциацией. В связи с утверждением проекта нового стандарта литературного образования (2004 г.) перед учителями- словесниками и методистами поставлены сложные задачи: повышение эффективности уроков литературы, активизация творческих, интеллектуальных способностей учащихся, повышение их культуры, расширение и обогащение знаний, формирование эстетических чувств, нравственных ориентиров.
Возросшие требования к гуманитарному образованию в современных социокультурных условиях выявили необходимость модернизации содержания предмета литература, а также обусловили поиск новых педагогических технологий преподавания этой дисциплины.
Как один из ведущих учебных предметов общеобразовательной школы, литература связана с целым рядом других учебных дисциплин, а в национальной школе и с литературами народов России и других стран. Вооружая школьников широкими познаниями мира и человека, литература вступает во взаимодействие с историей, обществознанием, изобразительным искусством, музыкой... . На сегодняшний момент межпредметные связи школьных дисциплин и литературные взаимосвязи становятся основными условиями осуществления комплексного подхода в обучении. Установление органических взаимосвязей литературы и музыки не только обогащает и углубляет знания по обоим предметам, но и расширяет общеэстетический кругозор школьников, повышает интерес к изучаемым предметам.
Анализ состояния преподавания литературы в общеобразовательной школе позволяет актуализировать важную проблему взаимосвязанного изучения предметов гуманитарно-эстетического цикла (литературы и музыки). Данная проблема видится нам наиболее сложной и недостаточно изученной. Необходимость ее решения побуждает к поиску путей формирования утонченно-грамотных читателей, способных к глубокому, осознанному и самостоятельному восприятию, пониманию и интерпретации литературного произведения.
В свете современной культурной ситуации мы наблюдаем среди молодежи явно одностороннее увлечение эстрадной музыкой и в силу того-отрицание классического наследия, являемся свидетелями организации неформальных групп и объединений. Общество волнует тревожные проблемы современной жизни: алкоголизм, потребительские настроения, наркомания, суицид, терроризм.
Современный школьник оказывается в сложном положении, не только из-за объема обрушившейся на него информации. Сегодня совершенно очевидно несовпадение нравственных уроков отечественной классики и сформировавшихся исподволь искаженных представлений о духовности, патриотизме, этике.
Сохраняется опасность «замены гуманитарного образования технократическим», когда «во главу угла ставится не воспитание личности, а изготовление винтика для государственной машины» (266.-С.25-27). Скорее всего «критическая ситуация в школьном изучении литературы сложилась не потому, что слаба методическая наука и дурны учебники, а потому, что законы, открытые методической наукой, не используются» (160.-С.21-24). Полная смена социальных и нравственных ориентиров в обществе сломала точки опоры в сознании подрастающего поколения. Отброшенная идеология страны социализма незамедлительно образовала вакуумы, которые потворствуют разрушению личности, и их, эти пробелы, пытаются заполнить либо религиозной проповедью, либо националистической пропагандой. Первая не имеет пока особого успеха. Вторая же довольно активно реализует агрессию, всегда появляющуюся при отсутствии высоких целей жизни.
Другая причина кризиса - уход от гуманистической культуры, вытеснение художественной культуры из школы. В русской культуре литература всегда занимала ведущее место. Однако век телевидения и других СМИ существенно изменили ситуацию.
Вместе с тем жизнь не отменяет нравственных требований к школе. XXI век открылся прямым и жестоким столкновением цивилизации и варварства. Терроризм не внешняя, а внутренняя опасность цивилизованных стран. Мы постоянно сталкиваемся с актами вандализма, немотивированных убийств, жестоких пыток, перед которыми бледнеют изобретения инквизиции. События, развернувшиеся 1 сентября 2004 г. в Северной Осетии, потрясли весь мир. Жертвами терракта оказались ни в чем неповинные дети.
Выход из кризисной ситуации, очевидно, состоит в выравнивании духовно-интеллектуального уровня развития людей в современном обществе, в сугубо внутреннем, а не только информационном приобщении каждого человека к основам мировой культуры. Между тем, проблема состоит в том, что дистанция между самим феноменом культуры и современным человеком продолжает увеличиваться. Поэтому
гуманитарное образование в современной школе приобретает роль спасательного круга, который культура бросает в водоворот современных конфликтов, раздирающих общество.
Оно помогает растущему человеку обрести ценностные ориентации, найти противоядие хаосу в гармонии, избавиться от агрессии в любви. Однако для того, чтобы это произошло, необходимы стройные программы, ориентированные на возраст ученика, развивающие его творческую активность; учебники, способные увлечь школьника; и учителя, дающие не только поток информации, но и помогающие ученикам личностно освоить ее.
Оттого сегодня как никогда возросла роль изучения курса литературы в школе. Этот предмет призван помочь в формировании ценностных ориентации ученика, его личностного отношения к Родине, общественному долгу, труду, семье, религии, любви, искусству, природе, себе самому. Несомненно, с приоритетным изучением курса словесности в учебной сфере ярко проступает вектор гуманитарных ориентиров в образовании в целом. И в этой связи сопоставление литературного произведения и его художественных интерпретаций в музыке может стать важным направлением школьной работы по литературе. Именно взаимосвязанное изучение литературы и музыки вносит между субъектами образования (учитель, ученик, содержание учебных дисциплин) диалогичный характер. Диалогичность - методологическая основа всего современного гуманитарного знания.
Уроки словесности, проводимые с использованием смежных видов искусства (литературы и музыки), направлены на преодоление «безликого удушающего однообразия» (Илина Р.У.) в преподавании и обладают огромными потенциальными возможностями для реализации идей педагогики сотрудничества, демократизации педагогического процесса, создания благоприятных условий для общения. Приобщая учащихся с помощью музыки к прекрасному, мы формируем нравственно-эстетический гуманистический идеал всесторонне развитой личности, учим видеть, чувствовать, понимать, творить красоту, развиваем художественный вкус, образное мышление.
Из самой ситуации возникает необходимость совершенствования методики проведения нестандартных форм уроков (в частности на основе синтеза литературы и музыки). Особенно важно это в удмуртской школе, чтобы повысить интерес учащихся к предметам эстетического цикла, помочь им расширить и углубить знания по литературе и музыке, сформировать интеллект выпускников сельских школ, чтобы воспитать в учащихся готовность к волевой, целеустремленной и продуктивной жизни. Все это определяет актуальность избранной темы исследования.
Таким образом, актуальность нашего исследования определяется двумя фактами: во-первых, теоретико-практической значимостью поиска межпредметных связей в педагогике и методике; во-вторых, недостаточной разработанностью проблемы интегрированного изучения литературы с использованием музыки в удмуртской школе. Возникает необходимость поиска подходов, форм и приемов решения проблемы, теоретико-практического обоснования модели изучения литературы с использованием смежных видов искусства. Проблема привлечения на урок литературы музыки видится в достаточной степени актуальной и важной еще и в силу того, что она связана с дополнительными усилиями в приобщении ученика к культурологическому содержанию произведений, принадлежащих к разным видам искусства.
Актуальность проблемы, ее практическая значимость обусловили выбор темы научного исследования «Методика преподавания русской литературы в 5-11-х классах школ Удмуртской Республики с использованием смежного вида искусства - музыки». Степень разработанности проблемы.
Проблеме изучения содержания гуманитарных дисциплин, в том числе литературы, уделялось большое внимание как в общей педагогике (Ю.К. Бабанский, М.Н. Кузьмин, И.Я. Лернер), так и в методике преподавания русской литературы (Л.С. Айзерман, О.Ю. Богданова, В.Г. Маранцман, В.А. Никольский, М.А. Рыбникова). К проблеме изучения русской литературы как средству познания культуры народа обращались в методике преподавания русской литературы в школе с русским (неродным) языком обучения Н.Н.Вербовая, С.К.Бирюкова, В.А.Лимерова, И.Х. Майорова, Н.А.Мальцева, К.М. Нартов, Н.С.Русина, Р.З. Хайруллин, М.В. Черкезова и др.
Опора на принципы общности и национального своеобразия русской и удмуртской литератур, русской культуры и национальной этнокультуры (С.Т.Арекеева, З.А.Богомолова, Ф.К.Ермаков, А.Н.Уваров и др.) позволяет обогатить учебный процесс выявлением не только сходства или национального своеобразия изучаемых литератур, но и наполнить его более широким этнокультурным содержанием. Проблеме межпредметных связей гуманитарного цикла в школе посвящены работы дидактов и методистов Т.Г. Браже, Г.И. Беленького, А.Я. Данилюк, Н.В.Лекомцевой, С.А. Леонова, В.Г. Маранцмана, Н.С. Русиной и др., в которых осуществляется не только пересмотр содержания уроков литературы, но и поиски активного включения учащихся в совместное творчество.
Однако остается очевидным тот факт, что вопросы использования на уроках смежных видов искусства (литературы и музыки) в современной школе являются ещё недостаточно разработанными и ждут своего исследования. В ряде работ (Ю.Г. Ельцов, Н.М. Машенко, И.Г. Ревес, Н.М. Свирина, Ю.В.Серебрякова, Е.А. Тюрина, И.И. Чернова, И.Л. Шолпо и др.) представлен опыт использования литературных параллелей в общеобразовательном процессе. Но указанные источники не решают проблему межпредметных связей в её целостности и системности.
В педагогических условиях Удмуртии эта задача осложняется рядом объективных причин и наталкивается на следующие трудности:
- неразработанность содержания и структуры национально-регионального (этнокультурного) компонента в школьном курсе русской литературы;
- отсутствие детально разработанной методики изучения русской литературы с учетом принципа этнокультурной направленности и использования смежных видов искусства (литературы и музыки) в поликультурном регионе Удмуртии;
- слабая оснащенность школьных библиотек необходимой методической литературой;
- отсутствие фонотек и современных ТСО в сельских школах. Возникают противоречия:
- между возможностью использования уникального этнокультурного потенциала удмуртского народа для литературного образования и развития личности и отсутствием разработанных моделей его применения при изучении русской литературы в 5-11 классах;
- между традиционными подходами к преподаванию литературы и необходимостью создания новой системы, которая обеспечивала бы возможность эмоционально-образного постижения литературных произведений;
- между существующими авторитарными формами педагогических взаимоотношений преподавателя и учащегося и необходимостью создания подлинно демократических отношений в практике школьного образования с помощью использования смежных видов искусства (литературы и музыки).
Указанные трудности и противоречия привели к необходимости коррекции содержания предмета «Русская литература», потребовали выявления новых методических подходов к изучению литературы в удмуртской школе, суть которых состоит в использовании межпредметных связей.
Цель исследования: разработка методической системы изучения русской литературы в школах с русским (неродным) языком обучения с использованием смежного вида искусства - музыки, способствующей формированию гуманистических идеалов, становлению личности гражданина и обеспечивающей качественное образование.
Объект исследования: процесс изучения русской литературы с использованием смежного вида искусства - музыки в удмуртской школе.
Предмет исследования: методика изучения русской литературы с использованием смежного вида искусства - музыки.
В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой
обучение и литературное развитие школьников (восприятие, понимание, интерпретация) в процессе изучения литературы с использованием смежного вида искусства - музыки в общеобразовательной удмуртской школе будет осуществляться эффективнее, если преподавателем:
- в качестве одного из важнейших средств воспитания иобразованиянаряду с литературой будет применяться другой вид смежного искусства - музыка;
- учитываться психолого-педагогические и методические принципы использования межпредметных связей литературы и музыки;
- регулярно использоваться сравнительно-сопоставительные подходы в анализе художественного текста и осуществляться принцип этнокультурной направленности литературного образования.
Для реализации поставленной цели и в соответствии с выдвинутой гипотезой необходимо было решить следующие задачи:
- установить степень разработанности исследуемой проблемы в психолого-педагогической, литературоведческой, искусствоведческой, и методической литературе и раскрыть на этой основе сущность, принципы межпредметных связей литературы и музыки в педагогической практике;
- выявить наиболее приемлемые в учебном процессе виды связи литературы и музыки;
- скорректировать программу по русской литературе для учащихся 5-11 классов школ Удмуртской Республики с целью реализации возможностей проведения уроков литературы с использованием смежного вида искусства - музыки, способствующей эстетическому развитию школьников;
- сформировать дополнительные знания в области музыки, литературоведческой терминологии и умения, способствующие
восприятию, пониманию и интерпретации литературного и музыкального произведений;
- выявить художественные произведения в курсе русской литературы, при изучении которых актуализация вопросов межкультурных связей наиболее продуктивна;
- теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность предлагаемой системы использования в учебном процессе межпредметных связей литературы и музыки в общеобразовательной удмуртской школе. Методологической основой диссертационного исследования являются психолого-педагогические (И.Э. Бекешкина, А.В. Бодаков, Л.С. Выготский, А.В. Захарова, И.С. Кон, Б.Т. Лихачев, Б.М. Теплов), искусствоведческие (Б.В. Асафьев, В.А. Васина-Гроссман, Д.Б. Кабалевский, Б.А. Кац, Е.А. Ручьевская) и методические (Г.И. Беленький, О.Ю. Богданова, Е.Н. Колокольцев, Т.Ф.Курдюмова, Н.М.Свирина) идеи, отражающие процесс взаимосвязанного изучения литературы и музыки. Мы также опираемся на сформулированные учеными (В.М. Ванюшева, М.Н.Кузьмина, С.К. Семениной, М.В. Черкезовой) принципы диалога культур.
Для решения поставленных задач, проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования:
- теоретические (изучение и анализ трудов по философии, педагогике, психологии, культурологии, литературоведению, этнографии, этнопсихологии, этнопедагогике, по методике преподавания литературы в аспекте исследуемой проблемы; существующих программ, учебников и методических пособий по литературе и музыке; нормативных документов);
- эмпирические (изучение и обобщение собственного педагогического опыта и методических подходов других учителей-словесников к исследуемой проблеме; наблюдение за учащимися в процессе опытно-экспериментальной работы; беседы с учителями и учащимися, анкетирование; анализ календарно-тематических планов, устных и письменных ответов учащихся; сопоставление сведений, полученных в ходе опытно-экспериментальной работы и анализ ее результатов).
Экспериментальной базой исследования явились Старокаксинская, Большесибинская и Александровская средние общеобразовательные школы Можгинского района Удмуртской Республики. Экспериментом были охвачены учащиеся 5-11 классов, всего 265 человек.
Организация и этапы исследования Исследование проводилось с 1994 по 2004 гг. в четыре этапа.
Первый этап (1994 - 1997 гг.) - обзор и изучение психолого-педагогических, литературоведческих, искусствоведческих, методических трудов по исследуемой проблеме; выработка цели, задач и гипотезы исследования; определение методов и приемов экспериментального обучения; разработка диагностических заданий, подбор дидактического материала.
Второй этап (1998 - 1999 гг.) - анализ действующих программ и учебников; проведение констатирующего эксперимента в опорных школах; корректировка программы сопряженного изучения литературы и музыки а также с привлечением произведений удмуртских авторов; подготовка материала для опытного обучения (система заданий, конспекты уроков, подбор музыкальных фрагментов).
Третий этап (2000 - 2003 гг.) - проведение уроков русской литературы с использованием музыки по откорректированной программе в опорных удмуртских школах; обработка диагностических данных по итогам экспериментального обучения.
Четвертый этап (2004 г.) - теоретическое осмысление полученных результатов; оформление текста диссертации; выступления на конференциях; публикация методических рекомендаций по исследуемой проблеме.
Научная новизна исследования состоит в том, что: осуществлен отбор художественных произведений для курса русской литературы, при изучении которых наиболее продуктивна актуализация межпредметных связей словесного искусства с музыкой; научно обоснован и реализован на практике механизм использования музыки в процессе преподавания русской литературы с целью создания объединяющей учащихся эмоционально-образной атмосферы на уроке; определены научно-методические принципы корректировки содержания действующей программы по русской литературе в 5 - 11 классах школ Удмуртской Республики.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что: дан анализ научных исследований по психологии, педагогике и методике обучения русской литературе с опорой на музыкальные произведения; обоснованы теоретические подходы к проблеме обучения русской литературе учащихся - удмуртов с привлечением музыки; разработана методика использования межпредметных связей на уроках литературы в школах с русским (неродным) языком обучения.
Практическая значимость исследования заключается в том, что: разработана методическая модель изучения русской литературы в удмуртских общеобразовательных учреждениях с использованием межпредметных связей (литература и музыка); экспериментально опробована система уроков на основе взаимодействия русской, удмуртской, мировой литературы и музыкальных произведений русских, удмуртских и зарубежных композиторов; даны методические рекомендации для учителей по использованию литературно-музыкальных параллелей на уроках русской литературы по 5 темам (с 5-7), по 2 темам (с 8-9) и по 9 темам (с 10-11 классы); - на основе действующей программы по русской литературе (автор Т.Ф.
Курдюмова) разработан новый вариант программы для учащихся удмуртов 5-11 классов с использованием музыкальных сочинений;
Результаты исследования могут быть использованы учителями школ, лицеев, гимназий при подготовке к урокам литературы и во внеурочной работе; педагогами училищ, техникумов, вузов; методистами при разработке учебно-методических пособий и программ; применены в системе повышения квалификации работников образования.
Достоверность результатов исследования подтверждается методологической обоснованностью исходных теоретических положений; целенаправленным использованием литературоведческих, искусствоведческих, педагогических и методических данных; позитивными результатами проведенного эксперимента; опорой на собственную практику работы, а также на педагогический опыт учителей-словесников средних общеобразовательных школ Можгинского района Удмуртской Республики.
Апробация результатов исследования. Материалы исследования обсуждались на Международной научно-практической конференции «VII Короленковские чтения», посвященной 125-летию пребывания писателя в г. Глазове (г.Глазов, 2004), на республиканской научно-практической конференции словесников-русистов «Проблемы филологического образования в национальной школе» (г.Ижевск, 2004), на заседаниях кафедр филологии, методики преподавания удмуртского языка и литературы ИПКиПРО УР, кафедры удмуртской литературы и литературы народов России УдГУ (г.Ижевск), на научно-практической конференции Всеудмуртской ассоциации «Удмурт кенеш» («Пути реализации концепции развития национального образования» (г.Можга, 2001), на региональной педагогической конференции «Язык и общество» (ИПКиПРО УР, 2004), на семинарах словесников общеобразовательных удмуртских школ Можгинского района УР (1999-2003) на семинарских занятиях студентов филиала ГОУВПО «Удмуртский государственный университет» в г. Можга. По теме диссертации опубликовано 3 статьи.
На защиту выносятся следующие положения: -1. Методика обучения русской литературе с использованием смежных видов искусства в удмуртской школе предполагает опору на три вида связи литературы и музыки, а именно: «музыкальные» страницы литературных произведений, литературное произведение в музыкальной интерпретации, связь литературного и музыкального произведений на образно-ассоциативном уровне.
2. В ходе изучения художественных литературных произведений с использованием смежного вида искусства - музыки - образовательный процесс должен быть расширен за счет введения культурологических сведений, что способствует углубленному восприятию, пониманию и интерпретации литературного произведения в целом.
3. Использование на уроках словесности различных интерпретаций литературных и музыкальных произведений и образов способствует лучшему пониманию художественных и музыкальных сочинений, выявлению их нравственно-этических основ.
4. Изучение литературы с использованием музыки активизирует творческую деятельность учащихся, помогает совершенствовать им устную и письменную речь.
Структура и объем диссертации. Диссертация (199 с.) включает в себя введение (13 с), две главы (71 с, 88 с), заключение (4 с), библиографический список использованной литературы (285 наименований), 5 приложений (44 с). Текст диссертации содержит 15 таблиц.
Проблемы взаимодействия литературы и музыки на уроках словесности
Проблемы взаимодействия литературы и музыки на уроках словесности Взаимодействие литературы и музыки имеет многовековую историю. Оно давно было предметом размышлений и исследований писателей, композиторов, исполнителей, историков литературы и музыки. И все же сама проблема до сих пор принадлежит к числу наименее изученных. «Далеко еще не все «белые пятна» в истории взаимовлияний музыки и литературы как составных частей духовной культуры заполнены и расшифрованы. Постоянный обмен между литературой и музыкой идеями, сюжетами, творческими устремлениями и принципами - вот содержание того процесса, который равно интересен и для музыканта, и для литератора, и для историка, и для теоретика культуры» (253.-С.З). Каждое искусство обладает своим специфическим материалом, его произведения - особой художественной формой. Основным компонентом литературы служит слово, музыки - особым образом организованный звук. Близость этих элементов подтверждается тем, что каждое слово обладает и значением, и звуковой оболочкой. Человеческая речь имеет окраску, интонацию, мелодику, которые влияют на восприятие ее смысла.
В древности наблюдался синкретизм песенно-поэтического творчества, который был лишь начальной ступенью эволюции литературы и музыки. В дальнейшем эти два самостоятельных искусства всегда стояли рядом, но развивались автономно, по собственным законам, складывавшимся на протяжении столетий. Наша речь и музыкальный язык отличны друг от друга: сходно, но не равнозначно их слуховое восприятие; близки, но не 4 адекватны речевая и музыкальная интонации; не совпадают словесный и музыкальный образы.
Идеи писателя, вложенные в уста героев его книги, в словесную передачу их поступков, в описание взаимоотношений людей, раскрываются благодаря опыту языковой и речевой практики народа, соотносятся с деятельностью нашего логико-понятийного аппарата. В значительной части музыкальных произведений выводы, обобщения выступают опосредованно. К их пониманию мы приходим через заключенный в звуках мир чувств. Академик Б.В. Асафьев утверждал, что «слово конкретно в мысли, а музыка конкретна в чувстве» (14.-С.24). Речь идет о преобладающих элементах. Нельзя отрицать экспрессию слова и содержательность музыки. Но эмоциональное начало в музыке выступает более непосредственно.
Взаимодополняемости этих искусств немало содействуют и их видовые отличия, их способность по-своему высвечивать разные грани . действительности и человеческой сущности при одновременном стремлении к целостному отображению мира. Выделяется несколько аспектов сравнительного изучения искусств: влияние музыки на литературу и наоборот, параллельное развитие искусств, структурные аналогии между ними, их эстетическая природа. Поэты обращались к музыке для того, чтобы осмыслить собственное искусство, углубить его познавательные или эмоциональные возможности, создать новые жанры, строфику, метрику, подобные темы, которые издавна
І существовали в музыке. В других случаях музыка помогала писателям трансформировать уже устоявшиеся жанры, создать некий синтез обоих искусств, чтобы усилить действенность драмы, комедии, сатиры.
Под влиянием музыки вырастали целые литературные направления, заимствуя у музыки ее особые методы познания и выражения. Особенно ярко это видно на примере английского и немецкого романтизма, французского символизма и импрессионизма. Писатели, создавая новую литературную эстетику, позволяющую полнее отражать действительность и ее проблематику, пытались определить нравственные свойства и состояние души героев мерой их понимания музыки. Нередко литературные произведения пытались построить как переложение музыкального переживания на язык слов или выразить средствами своего искусства музыкальный восторг. Другие писатели мыслили свое творчество в понятиях музыкальной эстетики.
В начале XX века проблеме синтеза искусств были посвящены ряд работ С.Булича. Но первым придал этой проблеме эстетическое направление академик Б.В. Асафьев, он поднимает ряд важных проблем русского искусства, пытаясь дать ответ на вопрос, что искали и находили в творчестве того или иного поэта русские музыканты.
Исследование проблемы синтеза искусств ведется по многим направлениям. Одно из них - соотношение поэтического слова и музыки. К этой проблеме обращались искусствоведы и музыканты Б.В. Асафьев, В.А. Васина-Гроссман, Б.А. Кац, Р.И.Петрушанская, Е.А. Ручьевская, A.M. Сохор; литературоведы Ю.М. Лотман, Б.В. Томашевский, В.Е.Холшевников, Б.М. Эйхенбаум и др.
Содержание гуманитарного образования: традиции и перспективы
Организация экспериментальной проверки по результативности взаимосвязанного изучения литературы и музыки в общеобразовательной школе была определена в соответствии с целью и конкретными задачами исследования.
Цель эксперимента - опытная проверка выдвинутой гипотезы, лежащей в основе исследования в целом.
Цель конкретизировалась следующими задачами:
- провести констатирующий эксперимент для определения готовности школьников различных возрастных групп к изучению русской литературы с привлечением музыки;
- провести анализ существующих программ по литературе и скорректировать программу Т.Ф. Курдюмовой с целью введения музыкального материала и национально-регионального компонента в структуру уроков литературы в школе с русским (неродным) языком обучения;
- изучить и обобщить опыт учителей по реализации возможностей на уроках словесности синтеза смежных искусств (литературы и музыки) по традиционной (наиболее распространенной в Удмуртии) программе;
- определить сформированность базовых знаний, умений учащихся и с этой целью выявить исходный (стартовый) уровень литературного развития учащихся, исходный уровень их эстетической подготовки, а также уровень восприятия содержательно-эстетической наполненности литературных и музыкальных произведений;
- разработать программу эксперимента по изучению русской литературы в удмуртской школе с привлечением музыки;
- апробировать на практике модель уроков литературы с привлечением смежного вида искусства - музыки;
- проанализировать результаты взаимосвязанного изучения предметов гуманитарного цикла в удмуртской школе.
С этой целью для апробации были отобраны с 5 по 11-й класс общеобразовательной удмуртской школы экспериментальные и контрольные классы. Основное различие в подготовке классов определялось тем, что, во-первых, экспериментальные классы занимались по скорректированной нами программе по литературе, во-вторых, в них осуществлялась определенная работа по подготовке учащихся с целью более глубокого восприятия и усвоения литературы, приобщения учащихся к лучшим образцам мирового, русского, национального литературного- и музыкального наследия.
В контрольных классах осуществлялось традиционное обучение. В параллельных классах работали одни и те же учителя. Варьирующим объектом эксперимента были технологии образования, содержание и объем учебного материала. К неизменным относились одинаковые условия организации учебного процесса. Ход уроков и работа учащихся систематически фиксировались. Достаточный объем экспериментального материала создал условия для использования традиционных в педагогическом исследовании методов его обработки: создание таблиц и графиков (диагностики), определяющих исходный уровень, уровень качественного изменения знаний по диагностируемым критериям в течение всего времени опытно-экспериментальной работы и конечный уровень литературного образования учащихся.
Для достоверности результатов эксперимент проводился на базе одних и тех же классов. Применялся комплекс исследовательских методов, адекватных цели, задачам, объекту и предмету данного диссертационного исследования. Описываемый эксперимент проводился с 1994 по 2003 годы и проходил в несколько этапов.
Организация и основные этапы опытно-экспериментальной работы по изучению русской литературы в удмуртской школе с использованием смежного вида искусства-музыки 2.3. Содержание опытно-экспериментальной работы
Формирующий эксперимент преследовал цель: доказать экспериментальным путем, что изучение литературы с использованием смежного вида искусства - музыки способствует формированию дополнительных знаний и умений, что приводит к углубленному пониманию, восприятию и интерпретации художественного текста.
Программа формирующего эксперимента включала следующие разделы:
- определение этапов эксперимента;
- отбор теоретических сведений, тем, текстов, на основе которых будет проходить опытная проверка;
- определение места экспериментальных уроков в системе изучения литературной темы;
-отбор необходимого музыкального материала;
-выбор оптимальных приемов и методов работы;
-диагностика (мониторинг) результативности. В соответствии с тремя видами связи литературы и музыки ниже представлены фрагменты интегрированных уроков, в которых прослеживалось поэтапное формирование дополнительных знаний и умений учащихся. Слабое знание музыкальных терминов заставило нас обратиться к их рассредоточенному изучению на первом этапе формирующего эксперимента): В ходе экспресс-диагностики («текущего контроля») фиксировался уровень сформированности конкретного дополнительного умения.
Содержанием формирующего эксперимента стали произведения русской, зарубежной и удмуртской литературы, изучаемые в общеобразовательной удмуртской школе. Выбор содержания экспериментальных уроков основывался на принципиально важном для реализации основных задач условии: тексты литературных произведений предоставляли возможность для использования литературно-музыкальных параллелей.
В процессе учебной деятельности учащиеся сталкиваются с таким явлением, которое в психологии и педагогике называется переносом знаний и умений в новую ситуацию, на новый текст с целью их корректировки и закрепления. При этом диагностируется одно из действий ученика — применение, то есть умение использовать материал в стандартных и новых условиях. С этой целью мы изучаем текстуально отдельные произведения удмуртской литературы, представляющие возможности для выявления трех видов связи с музыкой. В качестве музыкального материала привлекаются произведения удмуртских композиторов.
Включенный в программу национально-региональный компонент позволил учащимся соприкоснуться с богатейшим культурным наследием удмуртского народа. Удмурты сумели проявить себя почти в каждом виде искусства. Все это составляет огромный пласт удмуртской культуры, способствует духовному развитию человека. Синтез искусств характерен и для удмуртской национальной культуры. Литературный текст воплощает мысли человека, музыка глубоко и тонко передает чувства и переживания человека, театрально-игровое действие передает представление человека об окружающем мире. Итак, мы можем говорить о единстве трех видов искусства.
Учащиеся имеют возможность соприкоснуться с произведениями разных жанров классиков удмуртской литературы, ощутить самобытность и многообразие национальной культуры.
При разработке экспериментальных уроков мы опирались на методические рекомендации Л.С. Айзермана (3,4,5), Г.И. Беленького (22, 23), О.Ю. Богдановой (28), Т.Г. Браже (34, 35), В.Г. Маранцмана (157-161), Н.М. Машенко (164-167), Б.Х. Пикалова (200), М.А. Рыбниковой (223), Н.А. Соболевой (235), Г.А. Финченко (254), Е.А. Финченко (253); обращались к исследованиям о роли музыки в жизни и творчестве отдельных поэтов и писателей: А.П. Ауэр (17), И. Бэлза (40), В.А. Васина-Гроссман (42-46), А.А.
Гозенпуд (66), Э. Захаров (92), Г.И. Иванов (98), Г.К. Иванов (99), Б.А. Кац (117), А.Л. Порфирьева (204), Б. Розенфельд (220), Т.А. Хапрова (255); учитывали опыт учителей, работающих в этом направлении: Ю.Г. Ельцов (81), Н.М. Свирина (226-229), И.И. Чернова (264), Е.В. Труфанова (243), Л.А. Шевченко (269).