Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Выразительное чтение и его место в методической литературе 17
1. Выразительное чтение как важное качество чтения. Задачи выразительного чтения 17-24
2. Роль выразительного чтения в трудах русских методистов 24-40
3. Место выразительного чтения в методических материалах советских методистов 40-64
Глава II. Метод, способ и средства выразительного чтения в процессе уроков родного языка 64
1. Текст для чтения, принципы выбора, методика и этапы работы 64-73
2. Знакомство с текстом и его анализ 73-94
3. Особенности художественных произведений и способы выразительного чтения 94-99
4. Роль знаков препинания, ударности и технических средств обучения при выразительном чтении 123-129
а) Магнитофон в процессе изучения выразительного чтения 129-130
б) Звук и изображение в обучении выразительного чтения школьников 132-137
Заключение 138-145
Библиография 145-160
- Выразительное чтение как важное качество чтения. Задачи выразительного чтения
- Место выразительного чтения в методических материалах советских методистов
- Особенности художественных произведений и способы выразительного чтения
- Звук и изображение в обучении выразительного чтения школьников
Введение к работе
Актуальность темы исследования. Художественная литература занимает особое место в воспитании подрастающего поколения. Через неё человечество знакомится со своим богатым историческим, культурным наследием. Художественные произведения пишутся для воспитания, воспитание же определяет судьбу человека. Поэтому в процессе начального обучения (первые 4 класса общеобразовательной школы) роль детских художественных произведений, особенно детской литературы, чрезвычайно велика, т.к. детям младшего школьного возраста более понятен чистый, образный, грамотный язык литературы. К тому же замечено, что в период начального обучения, когда навыки чтения у младших школьников ещё слабы, им больше нравится слушать, и слушать не всякое чтение, а чтение ясное, эмоционально насыщенное, другими словами – выразительное чтение.
К сожалению, в таджикской педагогической науке выразительному чтению в начальных классах уделялось недостаточное внимание, не привлекался богатый материал таджикской классической и современной литературы. Напротив, русские учёные-методисты, начиная с ХIХ века поняли роль и значение выразительного чтения. Много работ выдающихся русских педагогов посвящены этой проблеме. Задача педагогической науки современного независимого Таджикистана заполнить этот пробел, разработать пути усвоения лучших образцов классической и современной таджикской литературы учащимися младших классов.
Одним из плодотворных и действенных путей усвоения литературы в младших классах является выразительное чтение. Оно, являясь составной частью чтения вообще, занимает особое место среди других видов чтения (правильного, быстрого, сознательного и т.д.). Как заметила учёный-методист Т.Ф.Завадская, выразительное чтение является искусством художественного слова в школьных условиях. Овладение искусством выразительного чтения или выразительного изложения мысли - не очень лёгкое дело. Оно связано с понятиями, которые относятся к литературоведению (поэзия, проза, размер, метафора, иносказание, описание, сравнение, гипербола и т.д.); языкознанию (пробел, пауза, знаки препинания, тон, ударение, интерпретация, синоним, антоним, словообразование и т.п.); психологии (смысловое ударение, возраст, состояние персонажей произведения и т.п.) и искусству слова.
Из-за того, что содержание, форма и способы изучения выразительного чтения имеют различные грани и примыкают к практическому литературоведению, пособиям по языку и психологии, то обучение продуктивно в условиях общего изучения родного языка. В этих условиях объектом изучения становятся различные виды чтения, формируется качество чтения на общих материалах одного учебника - «Родного языка». Таким образом, выбранная нами для исследования тема «Выразительное чтение и его роль в развитии речи у школьников начальных классов» актуальна и весьма своевременна.
Степень разработанности проблемы. Изучение трудов учёных-литературоведов и учёных-методистов показало, что выразительное чтение и его художественная ценность находятся в центре внимания исследователей, педагогов и мастеров художественного слова. Некоторые аспекты этой проблемы освещены в учебниках, методических пособиях и научных трудах таджикских ученых-методистов - А.Эшанджанова, М.Казиджанова, Н.Маъсуми, М.Лутфуллаева, С.Наимбоева, Ф.Шарифзода, С.Шербоева, С.Неъматова, Э.Шарипова, Ф.Икрамовой, И.Абдуллаева.
Однако, проблема методики выразительного чтения и в особенности его роль в развитии литературной речи школьников начальных классов, не была специально исследована с привлечением огромного фактического материала для 1-4 классов, на основе анализа богатого опыта ученых-методистов других стран, особенно русских. Поэтому темой своего исследования мы выбрали «Выразительное чтение и его роль в развитии речи школьников младших классов».
Объектом исследования является процесс обучения чтению вообще и выразительному чтению в частности, при изучении родного языка.
Предметом исследования послужили учебники «Родного языка» для 1, 2, 3 и 4 классов, некоторые художественные произведения, особенно произведения для детей, также учебный процесс по обучению выразительному чтению учащихся вышеназванных классов.
Цель исследования заключается в разработке и научном обосновании методических основ, повышающих эффективность обучения выразительному чтению, а в целом, в повышении уровня грамотности учащихся начальных классов общеобразовательной школы.
В ходе научного исследования была выдвинута следующая гипотеза: формирование умений и навыков выразительного чтения как важного фактора развития речи школьников начальных классов будет более эффективным, если:
1) осуществить систематическую и планомерную организацию и проведения уроков выразительного чтения;
2) добиться методически правильной разработки и реализации плана работы по выразительному чтению, в том числе, соблюдение закономерностей расстановки логических пауз и смысловых интонаций;
3) обучение построить на личностно-ориентированном, коммуникативном и социокультурном подходах;
4) унифицировать объем и содержание изучаемых текстов художественной литературы (проза, поэзия) в соответствии с требованиями государственного стандарта и учебной программы.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить нижеследующие задачи:
1. Изучить и принять к руководству государственные и правительственные документы Республики Таджикистан, труды русских и таджикских учёных-методистов и педагогов;
2. Проанализировать учебные программы, учебники по родному языку для начальных классов;
3. Организовать и провести учебные опыты: а) определить, понять и показать до какой степени доступны образцы классической и современной художественной литературы и насколько они отвечают воспитательным требованиям, предъявляемым к обучению в начальных классах; б) обучить способам и средствам выразительного чтения художественных произведений; в) выявить значение художественных произведений в формировании литературной речи у учащихся младшего возраста; г) выработать теоретико-практические основы и способы применения средств выразительного чтения в начальных классах.
Методологическую основу исследования составили современная теория психологии и педагогики о познавательных возможностях школьников младшего возраста, теоретические положения искусства чтения. При написании работы мы опирались на закон Республики Таджикистан «Об образовании», Концепцию национальной школы, Национальную концепцию об образовании в Таджикистане, Национальную концепцию воспитания Республики Таджикистан. В основном, за теоретическую основу исследования нами взята хорошо разработанная современная теория обучения выразительному чтению. Мы опирались на труды известнейших учёных-педагогов К.Д.Ушинского, А.Н.Леонтьева, П.И.Зинченко, Л.И.Ботович, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдовой, М.А.Менчинской, П.П.Блонского, Н.А.Рыбниковой, Б.Г.Ананьевой и т.д. Имеются также научно-методические публикации ученых-методистов Таджикистана, в частности А.Эшанджанова, М.Казиджанова, Н.Маъсуми, М.Лутфуллаева, С.Шербоева, С.Неъматова, И.Х.Каримовой, Ф.Шарифзода, В.Гусейнова, Ф.Икрамовой, Э.Шарипова, С.Аминова, С.Наимбоева и др.
Для решения поставленных задач использованы следующие методы исследования:
-
обобщение передового опыта учителей;
-
изучение методического наследия в области преподавания таджикского языка и литературы в начальной школе;
-
опытное, специально-организованное обучение, или эксперимент, с целью проверки эффективности тех или иных способов и средств чтения;
-
наблюдения над самостоятельным чтением и творческой работой учащихся на уроках таджикского языка;
-
анализ результатов творческой деятельности учащихся: чтение, устные пересказы.
Научная новизна исследования заключается в том, что в Республике Таджикистан впервые проблема выразительного чтения как одного из важнейших качеств чтения стала предметом монографического исследования, которое доказывает:
- выразительное чтение в начальных классах имеет большое познавательное и воспитательное значение, в нём отражена вся совокупность других форм чтения;
- особенность выразительного чтения характеризуется правильным и осознанным использованием различных средств художественного изображения, грамматических, логических и психологических пауз;
- выразительное чтение оказывает положительное влияние на правильность и стройность изложения мыслей и образность речи.
Практическая значимость исследования состоит в том, что
а) результаты его могут быть использованы на практике учителями начальных классов;
б) при проведении специальных курсов, семинаров, посвященных методике преподавания родного языка в начальных классах, выводы исследования могут быть использованы консультантами и лекторами;
г) результаты данной работы могут быть использованы составителями программ начального образования, авторами учебников по родному языку.
На защиту выносится нижеследующее:
- теоретическое и практическое обоснование выразительного чтения, которое способствует повышению интереса к познанию, воспитанию любознательности и формированию речи у учеников младших классов;
- в неразрывной связи с особенностями художественной литературы определение текстов для чтения и компонентов выразительного чтения исходя из особенностей художественной литературы;
- выявление наиболее рациональных методики средств воздействия выразительного чтения художественных произведений и научно-популярных статей на младших школьников.
Этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа.
I этап (2001-2003 гг.) изучение и сбор необходимого литературоведческого, педагогического, психологического и учебно-методического материала. На этом этапе были проведены беседы с учителями и школьниками младших классов, проанализированы более 216 уроков.
II этап (2004-2006 гг.) проведение предварительных учебных проверок и определение характерных недостатков чтения художественных произведений на уроке.
III этап (2007-2009 гг.) - продолжение учебных проверок, постановка опытов и, одновременно, подведение итогов проделанной работы.
Базой организации и проведения экспериментальных и контрольных работ явились школы №№ 24,88 (г.Душанбе), гимназия «Кафолат» (г.Душанбе), школы №№55, 70 (район Рудаки), №35 (г.Вахдат).
Апробация результатов исследования.
Результаты исследования были представлены диссертантом на заседании лаборатории начального образования Института педагогических наук Таджикистана, на республиканской конференции учителей начальных классов (октябрь 2002 г.), на научно-практической конференции учителей города Душанбе (ноябрь 2002 г.), семинарах Центра переподготовки Республиканского института повышения квалификации учителей (2004, 2005, 2007, 2008, 2009 гг.), также в опубликованных статьях.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.
Выразительное чтение как важное качество чтения. Задачи выразительного чтения
Программа начальных классов предлагает обучить детей младшего школьного возраста четырем свойствам чтения: правильности, быстроте, сознательности и выразительности чтения. По нашему мнению, будет ошибкой считать одну ступень чтения, обладающей превосходством над другой. Все эти качества представляют собой критерии, которых должны достичь школьники младшего возраста за четыре года обучения. И эти свойства тесно связаны одно с другим. Например, не прочитав слово правильно, нельзя понять его смысл, значения, не поняв смысла, невозможно его прочитать выразительно. Также скорость чтения оказывает воздействие на другие свойства, и это влияние может быть положительным или отрицательным.
Во всяком случае, на наш взгляд, на выразительное чтение необходимо обратить больше внимания, потому что оно олицетворяет другие свойства чтения. Роль выразительного чтения «как искусства художественного слова в условиях школы» в развитии познавательной деятельности младших школьников, духовном воспитании, раскрытии способности слушать и услышать, формировании литературной речи весьма велика. Подчёркивается, что текст любого содержания должен быть прочитан выразительно.
Однако нужно признать, что выразительное чтение больше относится к художественным произведениям, потому что жизнь во всём своём богатстве и разноцветье отражается в художественной литературе. Писатель, раскрыв мир бытия, помогает читателю увидеть недостатки и красоту реальной, существующей жизни и дело читателя подражать ей или ненавидеть её. Недаром Н.Г.Чернышевский назвал литературу «книгой жизни», отметив особо её духовную ценность. Художественная литература, оказывая на чувства читателя глубокое воздействие, приводит его в волнение, в возбужденное состояние, становится фактором получения удовольствия, содействует пониманию истины, окружающей среды и формирует мировоззрение. Познавательное значение художественной литературы в школе чрезвычайно велико? Нужно подчеркнуть, что никакие достижения и успехи сами по себе не даются в руки. Поэтому к ним надо идти постоянно, упорядоченно и мастерски.
Одна из форм понимания художественной литературы для детей - это умение слушать манеру чтения и рассказа учителя.
М.А.Рыбникова считает, что «выразительное чтение является основой конкретной формы наглядного изучения литературы».
Выразительное чтение - это претворение в жизнь содержания произведений художественной литературы в форме ораторской речи. Выразительное чтение художественного произведения, затем нахождение в устной речи средств, при помощи которых можно правильно, ясно и в соответствии с предусмотренным замыслом писателя понять идеи и чувства, изложенные в его произведении. Таким воздействующим средством является интонация.
Интонация — это совокупность общих элементов звуковой речи, наиболее важными из них являются ударение, скорость, плавность речи, пауза, высота голоса. Эти элементы сотрудничают друг с другом, поддерживают друг друга, и все вместе становятся выразителем содержания произведения, идейной «силой» и чувствами его, а также в этот момент конкретно целью, которую создали читатель - оратор.
Учащиеся, прослушав выразительное чтение, находят возможность понять настоящую сущность произведения, внутренний мир героя, его поведение, действия, сомнения, предположения и другие вопросы. И в большинстве случаев это те самые сомнения и вопросы, которые имеются у учеников младшего возраста и на которые они хотят услышать ответы взрослых и учителей, наставников.
Понятно, что во время чтения учителя громким голосом учащиеся следуют ему и правильное произношение находят в процессе комментирования текста. Читающий не может оставаться равнодушным к той вещи, которую читает. Особенность выразительного чтения мастер художественного слова Н.И.Комаровская так объясняет: «Читающий-одного защищает, других считает виновными, то показывает мощь и величие, то подлость и низость участников события» (75, 132). Оратор силой своего мастерства и силой своей декламации ведёт за собой (слушателей), посредством художественного слова оказывает воздействие на них, пробуждает бескорыстные, чистые чувства, приводит в волнение, у слушателей появляется желание наказать виновных и защитить слабых, беззащитных от врагов. Эту силу воздействия живого слова учитель должен использовать в своей работе, в процессе урока и вне его.
Выразительное чтение еще больше закрепляет понятие детей о том, что устная речь бывает действенной, красивой, приятной тональности.
Один из видов художественного слова, который в процессе работы с детьми всесторонне используется учителем - это рассказ, повествование. Рассказывать или повествовать является ценным дидактическим методом, которым учитель в большинстве случаев пользуется при изложении содержания художественных произведений, научно-популярных и информационных сообщений о различных сферах науки или о текущих событиях жизни, взятых из газет, радио или телевидения, кино и других средств информации.
Между повествованием или рассказом и выразительным чтением много общего. Во время выразительного чтения художественных произведений оратор стремится пересказать их содержание, учитывая идею произведения, близко к цели автора. В процессе рассказа он сохраняет стиль писателя и композицию его произведения. Ради того, чтобы произведение как можно больше было понятно слушателям и чтобы они воспринимали его с удовольствием, чтец использует совокупность всех средств воздействия, в основном звуковые, в какой-то степени рифму и намёки. Такие же требования ставятся перед человеком, пересказывающим содержание художественного произведения.
Основным принципом выразительного чтения является понимание идеи и содержания произведения самим чтецом. Поэтому при подготовке учителя к чтению художественного произведения, он внимательно должен изучить его, запомнить его содержание, для себя прояснить, какую идею оно содержит и в чём его актуальность, своевременность и ценность, о каком явлении жизни ведётся речь. И обязательно должен заранее решить для себя, в какой форме он будет рассказывать или читать произведение.
Для того, чтобы чтение произведения было правдивым, необходимо ясно уяснить свою задачу (воспитание и обучение). В ; процессе повествования о содержании и задачах произведения, можно подчеркнуть упомянутый момент. Только на основе ясного и очевидного понимания материала, заинтересованности в идее, композиции и логике, цепи повествующих событий можно достичь цели. Для того, чтобы чтение и пересказ содержания были успешными, учителю необходимо поработать над своим языком, его богатством и ясностью. Беседовать с читателями бесцветным, не живым языком, значит вызвать в них грусть, скуку и даже скрытую ненависть к теме произведения, как утверждает опыт семей. Насколько много учитель будет работать над языком своего повествования, настолько его речь станет лучше, более содержательной, чёткой и понятной и настолько быстрее освободится от скованности, беспомощности, безразличия и бесцветности в своём пересказе.
Выразительное чтение и пересказ, изложение содержания произведения обогащают речь учителя, усиливают ту эмоциональность, которая необходима при общении с детьми. Ведь оратор или чтец имеют дело с устной звуковой речью. Мастерство устной речи приходит при посредстве специальных упражнений, которые делают голос красивее и звучнее, устанавливают дыхание, учат способам произношения. К этим упражнениям необходимо повторно возвращаться и если нужно, то перед каждым уроком. Так же, как человеку, имеющему дело с музыкой, нужны специальные упражнения, чтобы развивать технику игры на музыкальном инструменте. Для учителя также необходимо постоянно заниматься подготовительными упражнениями по технике ораторствования. Занятия выразительным чтением и пересказ требуют от любого человека выдержки, терпения, твёрдости и постоянства. Мастерство выразительного чтения легко и быстро не достигается, особенно при самостоятельных занятиях. В этом случае особое значение имеет степень самоконтроля.
Место выразительного чтения в методических материалах советских методистов
Методисты советской эпохи, опираясь на методические взгляды методистов прошлого, развивали теорию выразительного чтения.
Была проделана большая работа по пропаганде выразительного чтения на опыте школ. В некоторых учебных кругах выразительное чтение было выделено в отдельную дисциплину, даже были подготовлены под неё программы. Быстро развивалось использование выразительного чтения на уроках литературы, что очень помогло в составлении программ по «чтению про себя». Среди учителей появились настоящие мастера выразительного чтения, почти профессиональные чтецы. Примером такого педагога может служить учитель женской гимназии №1 г. Москвы М.А.Рыбникова. Она проводила постоянные занятия по выразительному чтению не только на уроках, но организовала кружок, деятельность которого всецело была посвящена выразительному чтению. К сожалению, не во всех школах и гимназиях работа по выразительному чтению была поставлена так широко.
После Октябрьской революции, в первые годы советской власти основная задача учреждений образования была нацелена на повышение массовой грамотности и культуры населения. В связи с этой задачей большое внимание уделялось культуре устной речи, пламенным пропагандистом которой считается первый народный комиссар образования А.В.Луначарский. В Петрограде и Москве были открыты два высших специальных учебных заведения, в которых перед массами выступали артисты и литераторы.
Позднее, в 20-30-ые годы, художественное чтение развивалось как самостоятельный вид искусства. В его прогрессе весьма неоценимую роль сыграли три несравненных мастера художественного чтения, каждый из которых имел собственную школу искусства чтения. Один из них -А.Я.Закушняк своё искусство считал продолжением традиций народных сказителей и рассказчиков. «Новые и новые факты убеждали меня, - говорил Закушняк, - в могучем воздействии звучащего слова (не ораторского искусства, не театра, а именно литературы в живой речи) на массового слушателя» (60, 81). Свои выступления он называл «Вечера рассказов», и так пересказывал текст, что его в соответствии с современной терминологией можно назвать художественным чтением прозаического произведения, потому что текст пересказывался не в свободном изложении, а он его заучивал наизусть и декламировал. Искусство В.Н.Яхонтова было совершенно другим, и он своё искусство называл «театром одного актёра». Обычно Яхонтов выступал со специально подготовленной композицией, в которую, кроме стихов, вводил художественную прозу, статьи из газет и документы. Всему этому материалу он придавал единый художественный вид. В выступлениях Яхонтова важную роль играли мимика, движения рук, поза. В своих выступлениях этот артист использовал некоторые аксессуары: костюмы, мебель и вещи, например, палку. Выступления Яхонтова были достойны сцены, т.е. театрального представления, но от обычного спектакля они отличались своей интеллектуальной насыщенностью.
Третьим мастером, сыгравшим большую роль в развитии художественного чтения, был В.К.Сережников, продолжатель искусства декламации, но в соответствии с требованием времени в новой форме хоровой, групповой декламации. Состав театра чтеца Сережникова, в отличие от театра одного актёра Яхонтова, был большим. Сам Сережников появление групповой декламации связывал с традициями, господствовавшими в дореволюционное время в сфере искусства. «Вся атмосфера предреволюционного периода была насыщена коллективистическими устремлениями», - вспоминает Сережников (177, 8). -Более того, идея дальше идеи «сводности, групповости», о которой упоминается в большинстве театральных произведений дореволюционных годов, не развилась. Успех Сережникова проявился в том, что он групповую декламацию связал с музыкой. Сережников групповую декламацию определил как искусство литературно-музыкальной декламации, основу которой составляла полифония.
Этот опыт разнообразного выразительного чтения должен был оказать влияние, и действительно, он оказал воздействие на выразительное чтение в школе. Передовые учителя принимали участие в выступлениях Закушняка, Яхонтова и Сережникова, изучали их манеру чтения и опыт в силу своих возможностей претворяли их в жизнь в своей школьной педагогической деятельности.
Школа в этот период находилась в состоянии организации и постоянных поисков. Несмотря на сложные и трудные условия, сущность и значение выразительного чтения были признаны советниками, методистами и руководством, определявшими основы новых трудовых школ. Сам труд понимался в широком смысле слова. Конечно, труд как метод обучения, особенно на первых ступенях новых школ, должен соответствовать мировоззрению учащихся. В широком смысле этого слова, с одной стороны, он вошел как единица в область художественного творчества и, с другой стороны, расширил самостоятельное свободное мышление учащихся в отношении учебного материала прошлого. Упоминая виды занятий, перечисляются знакомство с правилами дикции (произношения), основными методами ораторского искусства, выразительным чтением, пересказом, декламацией. Даже в период, когда существование литературы, как основного предмета в учебном плане школ находилось под сомнением, декламацию много использовали, потому что одновременно с ослаблением роли литературы усилились внеклассные и общественные работы. Учащиеся выступали с индивидуальной и групповой декламацией и драматическими постановками и инсценировками.
Решение ЦК ВКП (б) от 5 сентября 1931 г. о школе и руководстве школой после принятия новой школьной политики во многом изменило школу. Была восстановлена основная роль учителя в педагогическом процессе и урок был признан как основная форма обучения. В этот период социалистический реализм был признан основным течением в советской литературе и искусстве.
В журнале «Русский язык в школе» в 1931 году была напечатана статья В.Г.Артоболевского по методике выразительного чтения. Это, по сути, было обращение авторитетного, уважаемого педагога непосредственно к педагогам, и оно имело большое значение. Автор характеризует задачу так: «Я не ставил перед собой цель дать методическое руководство... Я говорю не о том, как учить чтению, а о том, что нужно знать о чтении... Поэтому я не ограничился кругом вопросов, связанных с выразительным чтением в узком смысле («логически выразительным»), которое наиболее соответствует задачам школьного обучения, но коснулся отчасти и специфических вопросов чтения, как искусства, которые имеют значение для педагога в кружковой работе и в его личной практике чтеца» (10, 1).
В одно и то же время с Артоболевским мы встречаем работы М.А.Рыбниковой, пытавшейся также дать ответы на методические вопросы выразительного чтения. Шестой раздел «Очерков о методике художественного чтения» даёт сведения о том, как, каким образом научить школьников выразительному чтению. Выразительное чтение М.А.Рыбникова считает не приёмом и не методом обучения, а искусством, при помощи которого педагог достигает основной цели - воспитания и подготовки молодёжи к жизни и творческому труду. Таким образом, мы можем считать, что она является продолжателем дела и традиций Ушинского, Острогорского и Сентюрина.
Опыт чтеца помог Рыбниковой ясно и достоверно решить проблемы по использованию выразительного чтения в процессе обучения русскому языку и литературе. Рыбникова рекомендует использовать выразительное чтение в докладах и открытых свободных уроках. Мысли и взгляды Рыбниковой о выразительном чтении по многим аспектам похожи на высказывания Озаровского, но она учитывает особенности школы советского периода и руководящие программы. С этой точки зрения её рекомендации близки к практике, что особенно важно для учителей, удобно в использовании. Весьма важны результат и выводы методиста из его теоретических выкладок. Она рекомендует учителям изучать труды Закушняка, Яхонтова и Журавлёва. Ясно, что Рыбникова выразительное чтение объясняет как художественное чтение. Это подтверждает и термин, использованный ею. Называя школьное чтение то выразительным, то художественным, она открыто считает эти два термина равнозначными.
Особенности художественных произведений и способы выразительного чтения
Ранее мы отмечали, что самой выделяющейся особенностью художественного произведения является образ, компоненты которого состоят из основы (почвы), конкретного описания, обобщённости описания, роли воображения. Однако, эти важные проблемы не являются задачами нашего исследования. Мы Ттлько подчеркнём, что «всё бытиё, состоящее из существ, растений, .событий, состояний, вещей и им подобных, является основой образа». Писатель, выбрав какую-то частность бытия, одевает её в «художественные одежды». Художественная одежда выражается средствами художественного изображения. Именно образ и художественная одежда (средства изображения) при соблюдении всех требований выразительного чтения находят дорогу к глазам и сердцам и оказывают чудодейственное воздействие, что М.А.Рыбникова так характеризует его: «Выразительное чтение - это та первая и основная форма конкретного, наглядного обучения литературе, которая для нас важнее всякой наглядности зрительного порядка. Мы не отрицаем наглядности зрительной, но самой природой звучащего слова определён основной метод проникновения слова в сознание — метод его выразительного произношения» (175, 388).
Даже методисты, действительно сделавшие предметом изучения на уроках языка методику выразительного чтения, признают, что выразительное чтение, в основном, полное своё воплощение нашло на уроках литературы. Так, Г.П.Фирсов пишет: «Разбор акцентной структуры предложения с учётом широкого контекста и эмоционального отношения говорящего к высказываемым мыслям должен проводиться главным образом на уроках литературы при работе над выразительным чтением того или иного художественного произведения (197, 100-101).
При чтении художественных произведений в какой-то степени выявляется воздействующая сила речи, её связь с состоянием и чувствами.
Представление - это сотворение нового образа, предложение — сознание, которые находят свое воплощение после материальных вещей или практической деятельности. В нашей области это основа образа или предложения, которые свое отражение находят в слове, звуковой речи. Без представления, воображения не существует никакого художественного творчества. Физиологической основой воображения, представления считается сотворение новых связей из тех мгновенных связей, которые уже существовали в прошлом опыте. Следовательно, насколько опыт богат, настолько больше возможностей для воображения. Наблюдение того, что существует в жизни, считается основным материалом воображения.
Таким образом, художественное чтение, которое выявляет некоторые элементы образа, особенности поэтического текста, создаёт образ, который мы имели в предшествующем опыте. Отсутствие необходимых элементов в памяти ищущего или слушающего затрудняет рождение образа.
В этом смысле необходимо помнить замечание К.С.Станиславского: «Не ушами, а глазами». Возрождение представлений расширяет личный опыт рассказчика и слушателя. Представления, которые имеют большое значение для организации и осуществления деятельности, сами формируются в различных видах деятельности, в том числе в художественном чтении.
«Читай с чувством», иногда бросает реплику учитель учащемуся и не, знает, что перед учеником ставит невыполнимую задачу и толкает его на ложный и лицемерный путь искусственной игры. Сфера чувств есть чувственное окружение, непосредственно, прямо управлять им невозможно.
Решающая роль в выполнении работ, противостоящих чувственным, принадлежит большим полушариям мозга. Здесь происходит соединение сведений, информации во внутренней среде организма с постоянной осведомленностью. Таким образом, чувства, как и другие психические процессы, упорядочивают центры в головном мозгу. Чувства человека выражаются в различных динамических действиях - движение, игра мимики, чувственные телодвижения, изменения голоса, речь.
Важнейшим элементом системы Станиславского считается «метод физической деятельности». Суть этого метода в том, что исполнитель практически правдиво и в соответствии с целью воплощает персонаж спектакля и обеспечивает необходимые условия для рождения чувства.
И в художественном чтении используется этот метод. Если чтец или рассказчик будет действовать при посредстве целенаправленного слова, он обязательно будет говорить «с чувством», т.е. будет способствовать его пробуждению. Основываясь на учении И.П.Павлова «о светлом пятне сознания» П.В.Симонов утверждает, что действие стимулирует не только сознательное мышление, но и подсознательное, в чём он видит преимущество в теории сценического искусства системы переживания перед системой представления. Должно быть ясно, сколь обедненной и схематизированной представляется картина внешнего выражения эмоции при подражательном воспроизведении её отдельных бросающихся в глаза признаков... Безвозвратно утрачиваются оттенки движений, мимики, интонаций, особенно органично и непосредственно связанные с вегетативными сдвигами в организме».
Тон речи. Большинство, говоря об искусстве совершенной речи, объясняют её как искусство тона. Действительно, существование множества тонов отличает выразительную речь от не ясной и не четкой речи.. Говорящий должен уметь свободно пользоваться не языковыми, но существенными с психологической стороны коммуникативными средствами выражения мысли, и прежде всего интонацией. Что такое интонация? По определению психологов, речевая интонация - звуковая система сложного звука: изменение основного тона, громкости, тембра, длительности. Кроме того, появляются перерывы звучания - паузы. Интонация выражает эмоционально-волевые отношения людей в процессе общения. Но при всей важности интонации нельзя её рассматривать как основу выразительности: интонация — производное. Она не только выражает эмоционально-волевые отношения людей, но и определяется ими.
Психология понимания чтения. Громкое чтение как устная речь, направлено на слушателя. Для понимания речи и чтения необходимо, чтобы слушатели поняли - что было сказано или прочитано. Слушатель поймёт тогда, если будет иметь определённые знания и необходимый опыт.
Различают два понимания: непосредственное и посредственное. Непосредственное понимание возникает сразу и сливается с восприятием. Это понимание, которое возникает при первом знакомстве с произведением.
Опосредственное понимание создаётся постепенно в результате ряда мыслительных операций. Оно должно идти от первоначального смутного, недифференцированного понимания к всё более ясному и дифференцированному. Это сложная аналитико-синтетическая деятельность, протекающая по-разному не только у разных людей, но и у одного и того же лица. Этот процесс происходит не только во время разбора произведения, но и позднее. При публичном исполнении произведения, в отдельных случаях он продолжается годами.
Для выразительного чтения в школе прямое понимание (восприятие), которое рождается при первом знакомстве с произведением, чрезвычайно важно, потому что здесь кроется ответ на вопрос: нравится или не нравится произведение. Уделяя серьёзное внимание первому знакомству, К.С.Станиславский подчеркивал, что первые представления «чисты, без неточностей», потому что они являются «ядром» будущего творчества.
Если представление от первого чтения было воспринято правильное, это огромный залог для будущих достижений. Этот важный момент, если будет упущен, он будет потерян безвозвратно, потому что для второго чтения и последующие неожиданные, непредвиденные моменты окажутся потерянными, что достаточно важно в области непроизвольного творчества. Исправить искаженное представление труднее по сравнению с созданным вначале.
Поэтому учителю предлагаются при первом чтении произведения или сам учитель должен читать или же создать условия учащимся прослушать чтение мастеров искусства, записанное на плёнку. Если учитель твердо уверен, что имеется ученик, который сможет хорошо прочитать текст, всё же не должен только на него (неё) надеяться.
Звук и изображение в обучении выразительного чтения школьников
Звук и изображение - относительно молодые помощники учителя, но в то же время незаменимые: слушатели и зрители знакомятся с художественными произведениями в исполнении профессиональных актёров и чтецов.
В.В.Маяковский - один из тех, кто первым высокого оценил возможности и значение микрофона и с пылкой удовлетворенностью и радостью читал свои стихи через микрофон. Микрофон сыграл чрезвычайно большую роль в пропаганде и агитации искусства воздействующего слова, в подготовке нескольких миллионов слушателей нашей страны, в развитии культуры речи. Роль микрофона весьма велика и в совершенствовании мастерства чтецов.
Общее понятие о стихотворном ритме даётся в VI классе, но уже четвероклассников нужно учить чувствовать настроение автора или лирического героя. Тут незаменимы хорошее чтение текста учителем, умело отобранные грамзаписи (например, «Бесы» А.С.Пушкина в исполнении А.Шварца и др.) и специальные магнитофильмы.
Работа над ритмом ведётся, разумеется, и при изучении прозы (прекрасный материал, например, описание степи из «Тараса Бульбы» Н.Гоголя и др.), не только стихотворный текст позволяет учащимся глубоко усвоить ритм и не путать ритм с темпом.
«Как видим, освоение многих литературных понятий просто невозможно без содействия искусства художественного слова. В свою очередь, анализ теоретических вопросов углубляет понимание текстов и делает чтение их более выразительным, более художественным, позволяет постичь и передать в чтении «союз волшебных звуков, чувств и дум» (4, 157).
В радиопередачах отражены различные проблемы истории, теории и практики искусства слова. Запись исполнения, рассказы мастеров и разделы книг помогают бросить взгляд на творческую лабораторию чтеца. Учитель языка и литературы вместе с учащимися (преимущественно с членами кружка) прослушивают программы этой серии и затем обсуждают. В некоторых школах такие программы записывают на магнитную ленту. Затем целиком или отрывками используют на уроках литературы, факультативных занятиях или кружках - студиях выразительного чтения.
Звуковая запись многих программ центрального радио хранится в фонотеке радиостудий областей. Тексты некоторых бесед вошли в книгу О.М.Итиной «Мы слушаем чтецов». Отдельные программы серии «Искусство чтеца» Общесоюзное вещание повторяет по просьбе слушателей. В литературную редакцию можно послать свои уроки, у них спросить, что нравится вам в искусстве художественной речи.
Телевизионные программы, в которых участвуют знаменитые мастера художественного слова, также помогают в более глубоком познании и-интересе искусства воздействующей литературы. На видеомагнитофонных лентах сохранились телефильмы, посвященные творчеству Д.Н.Журавлёва, И.В.Ильинского, И.Андронникова и др.
В памяти остались отдельные литературные концерты, на которых выступают с художественным чтением разные исполнители. Телевидение в современном обществе стало очень популярным, общедоступным. Учителя языка и литературы начальных классов к телевизионным программам обращаются, в основном, во время внеклассных работ и на специальных уроках. Эти программы используются в соответствии с целью и задачами выполняемых работ, в основном, практикуется общий или развивающий просмотр с последующим устным или письменным обсуждением.
На уроках и, конечно, в неурочные часы учителя показывают учащимся кинофильмы, в которых звучат голоса известных чтецов, а также авторские программы. Так, в фильмах, посвященных Маяковскому зафиксировано чтение стихов поэта в исполнении самого поэта и А.Гончарова, Ю.Мышкина и других мастеров художественного чтения.
Вот, к примеру, каков немой диафильм «Н.В.Гоголь - исполнитель своих произведений». Первый кадр показал облик Н.В.Гоголя и речь И.Панаева «Гоголь читает несравненно». На другом кадре гимназия в Нежинске и несколько слов о первом театральном опыте Гоголя. Затем на старом фоне запечатлено здание Александрийского театра Петербурга и Малого театра в Москве, на этом фоне звучат слова Гоголя «Это кафедра, стоя на которой, миру можно сказать много доброго» и «Театр - великая школа, его значение весьма глубоко; он тысячам людей за один раз преподаёт живой и полезный урок». Тут же учащиеся видят облик М.С.Щепкина и текст, с которым в 1943 году он впервые выступил перед широкой массой народа. «Я счастлив, что, наконец, у нас начали чтение произведений наших литераторов. Талантливые чтецы у нас должны появиться» (136, 83-84).
Другой кадр из театра продолжает предыдущую мысль: «Только талантливое чтение может установить понятное представление о писателях». Но, несомненно, необходимо, чтобы чтение произошло при содействии чтеца, который был бы в состоянии ясно определить все признаки того, что читает» (Н.Гоголь). Здесь, под вопросом «Сам Гоголь как читал?» появляются 8 отрывков, которые по порядку представляют воспоминания современников или оценочное изображение, стоя читающего Гоголя. Использованы рисунки Э.Дмитриева-Мамонова «Гоголь, читающий «Мёртвые души» (1839), картина М.Клодта «А.С.Пушкин у Н.В.Гоголя» (1887), картина П.Гиппера «Гоголь, Жуковский и Пушкин» (1910), гравюра с рисунка Табурина «Гоголь читает «Ревизора» артистам Малого театра» и офорт В.Даниловой и О.Дмитриева «Гоголь читает «Ревизора» 5 ноября 1851 г. в Москве» (1951). Под этими изображениями - подписи, свидетельствующие о том, что актёры и писатели любили слушать талантливое чтение Гоголя, а также слова самого драматурга из письма к Жуковскому (1837): «Поди я в актёры - я был бы обеспечен. Вы самим знаете, что я не был бы плохой актёр». Титры воспроизводят также три высказывания современников о том, что составляло особенность Гоголя-чтеца. И.Тургенев (о чтении «Ревизора»): «Гоголь поразил меня чрезвычайной простотой и сдержанностью манеры, какой-то важной и в то же время наивной искренностью, которой словно и дела нет - есть ли тут слушатели и что они думают... Казалось, Гоголь только и заботился о том, как бы вникнуть в предмет, для него самого новый и как бы вернее передать собственное впечатление» (136, 112).
В нашей школе сейчас, повышая эффективность урока, опираясь на впечатления жизни, принесенные учащимися в класс, мы обязаны более гибко видеозменять методику работы, мы должны использовать не только книги и тетради, но и радио, и патефон, и кино, и «волшебный фонарь» (136, 112). Этот призыв в наше время очень актуален. К большой радости, в республиканском радио и телевидении, особенно в телестудии «Бустан» хранятся записанные прекрасные голоса чтецов, подобных А.Маниязову, М.Вахидову, А.Ходжамкулову, Б.Рахманову, Ф.Гулямовой, С.Насибуллиной, Л.Бурхановой и другим. Учителя начальных классов и языка и литературы могут использовать их в процессе организации выразительного чтения художественных произведений.
Таким образом, исследование, проведённое в контрольных (опытных) классах подтвердило правильность, плодотворность метода, способов и средств изучения выразительного чтения. Оно показало, что соблюдение принципов выбора текстов для чтения и подготовительной работы играет важную роль. Особенно важна подготовительная работа, ибо это подготовка учащихся к чтению. То есть, до того, как учащийся начнёт читать, он сам уже подготовлен к этому. Что это означает? Прежде всего учащийся: а) себя должен представить на месте того персонажа, слова которого он будет читать; б) должен знать природу (натуру) и особенности того героя (лиса -хитрая, мошенница, ловкая; медведь - тяжёлый, спокойный, обстоятельный и выглядит очень наивным; лев - себялюбив, паникёр, сильный, решительный); в) важно и место происшествия, события (например, если лиса действует около деревни, то она осторожно и тихо действует, тихо говорит, но если всё происходит в степи, лесу и если она одна, то с другим персонажем разговаривает высокомерно, храбро и громко) или же, если событие происходит внутри дома, с целью не мешать другим, все должны говорить спокойно, тихо, если же действие происходит в лесу или степи, можно и прыгать; г) должен знать жанр и особенности произведения (сказка, стих, поэма). Всё это связано с самим произведением и его героями. Кроме всего этого, имеются проблемы, которые касаются стиля, средств и компонентов произведения, которые учащиеся должны воспроизвести.