Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Теоретические и методические основы изучения алтайского героического эпоса 11
1.1. Взгляды современных литературоведов, фольклористов, этнографов на происхождение и эволюцию алтайского героического эпоса 11
1.2. Этнокультурная направленность литературного образования 33
Методы и приемы изучения художественного текста 37
1.3. Воспитательный потенциал алтайского фольклора 40
Выводы по I главе 51
Глава II. Современное состояние изучения героического эпоса в.школах Республики Алтай 52
2.1. Состояние литературного образования в школах Республики Алтай 52
2.2. Анализ учебников и учебных пособий по алтайской литературе в аспекте темы исследования 58
2.3. Констатирующий эксперимент по состоянию изучения алтайского героического эпоса в школах Республики Алтай 64
Выводы по II главе. 75
Глава III. Изучение алтайского героического эпоса эпоса во взаимосвязи с эпическими сказаниями народов России 76
3.1. Комментированное чтение с элементами беседы при изучении эпоса «Оскус-Уул» с шорским эпосом «Ай Толай» в 5 классе 82
3.2. Различные формы самостоятельных работ учащихся 6 классов при сравнительно-сопоставительном изучении алтайского и бурятского эпоса 95
3.3. Краеведческая работа учащихся 7 класса при изучении при изучении алтайского и хакасского эпоса 110
3.4. Пересказ-анализ как один из эффективных приемов изучения алтайского эпоса «Козуйке» во взаимосвязи с казахским и татарским эпосом в 8 классе 135
3.5. Изучение героического эпоса "Маадай-Кара" в 9 классе 159
3.6. Результаты опытно-экспериментальной работы 186
Заключение 192
Библиография 194
- Взгляды современных литературоведов, фольклористов, этнографов на происхождение и эволюцию алтайского героического эпоса
- Состояние литературного образования в школах Республики Алтай
- Комментированное чтение с элементами беседы при изучении эпоса «Оскус-Уул» с шорским эпосом «Ай Толай» в 5 классе
Введение к работе
Современная школа требует новых подходов к реализации литературного образования на основе гуманистического принципа обучения. Пробудившееся национальное самосознание многочисленных народов России требует возрождения культурных ценностей далекого прошлого, так как в древней народной культуре заложены основы благородного отношения людей друг к другу, любви к отечеству, к миру родной природы.
Алтайский народ имеет древнюю культуру, свои обычаи, традиции, которые передаются из поколения в поколение устами народных сказителей эпических сказаний.
В проекте «Стандарта основного общего образования» (март 2004) по литературе четко прозвучала мысль об этнокультурной направленности литературного образования, о воспитании у школьников «гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры». В этом же документе подчеркивается особая роль в системе литературного образования изучения устного народного творчества как части общей культуры народа.
Выбрав темой исследования проблему изучения алтайского героического эпоса на уроках родной литературы в 5-9 классах школ Республики Алтай, мы в первую очередь ставили задачу реализации идеи этнокультурной направленности литературного образования. В законе «Об образовании» сказано, что ведущим принципом государственной политики является развитие национальных культур и национальных традиций. При этом нельзя забывать о такой важной цели уроков литературы, как обеспечение поэтапного усвоения культурных ценностей всех народов России.
Изучение героического эпоса на уроках родной литературы является духовной базой для формирования мировоззрения, воспитания гуманистических идеалов и нравственных критериев будущего гражданина своей родины.
В процессе изучения эпических сказаний ученики познают тайну жизни своих предков, их нравственные законы, духовные запросы, их философские, религиозные взгляды, которые создавались и эволюционировали на протяжении многих тысячелетий. Знакомство учащихся с эпическими сказаниями своего народа в сопоставлении с эпосом других народов России (русских, шорцев, хакасов, казахов, бурят), имеет огромное воспитательное значение, так как школьники познают забытые гуманистические традиции и начинают понимать, что народ тысячелетиями сохранял и передавал следующим поколениям духовную мудрость, народные традиции.
Идея этнокультурной направленности литературного образования находит свою реализацию при изучении героического эпоса народов России, в данном случае - героического эпоса алтайского народа.
Решение проблемы изучения произведений алтайского фольклора как источника познания культуры алтайского народа в педагогических условиях Республики Алтай осложняется по ряду объективных причин:
- неразработанность содержания и структуры национально-регионального (этнокультурного) компонента в школьном курсе алтайской литературы;
- недостаточность исследований методического характера в аспекте взаимосвязанного изучения русской и родной литератур;
- отсутствие разработанной системы изучения алтайской литературы с учетом принципа этнокультурной направленности литературного образования;
- ограниченность средств массовой информации в плане культурове-дения;
— слабая оснащенность школьных библиотек литературой народов России;
— отсутствие необходимых педагогических условий для проведения творческих и самостоятельных работ во внеклассной и внешкольной деятельности учащихся.
Возникает противоречие между необходимостью использования этнокультурного потенциала алтайского фольклора для литературного образования и духовного развития личности и отсутствием разработанных методических моделей, пригодных для использования в учебно-воспитательном процессе.
Указанные трудности и противоречия привели к необходимости коррекции содержания предмета «Алтайская литература», потребовали определения новых методических путей изучения алтайской литературы, суть которых состоит в сравнительно-сопоставительном изучении алтайского фольклора и устного народного творчества других народов России.
Объект исследования - процесс поэтапного изучения алтайского героического эпоса в школах Республики Алтай.
Предмет исследования - методика сравнительно-сопоставительного изучения алтайского героического эпоса и героических сказаний других народов (казахов, сибирских татар, хакасов, шорцев).
Цель исследования - создание эффективной методической системы поэтапного изучения алтайского героического эпоса с учетом принципов этнокультурной направленности литературного образования и взаимосвязи литератур.
Гипотеза исследования - изучение алтайского героического эпоса и фольклора других народов России будет способствовать реализации идеи этнокультурной направленности литературного образования, если:
— изучение эпических сказаний тюркских народов будет осуществляться на основе сравнительно-сопоставительного анализа тематики, сюже та, образной системы, жанровых особенностей и художественно-изобразительных средств;
— в процессе изучения героического эпоса значительное внимание будет уделяться быту, культуре, обычаям того или иного народа, а также философским, религиозным воззрениям древних народов России, национальному своеобразию духовной культуры;
- привлечение материалов литературного краеведения в процессе самостоятельных творческих работ будет проводиться систематически на всех этапах изучения эпических сказаний;
Для реализации цели исследования и проверки выдвинутой гипотезы необходимо было решить следующие задачи:
1.Осмыслить работы педагогов, психологов, методистов, литературоведов, фольклористов и этнографов как прошлого, так и настоящего времени, выявить психолого-педагогические и методические принципы построения эффективной системы изучения эпических героических сказаний.
2. Разработать методическую систему изучения алтайского эпоса на основе привлечения материалов литературного краеведения, межпредметных связей, а также взаимосвязи с различными видами искусства;
3. Определить специфическую роль этнокультурной направленности изучения героического эпоса в процессе анализа художественного текста героических сказаний и работы над культуроведческой лексикой эпоса.
Для реализации поставленных задач использовались следующие методы:
— теоретические (изучение и анализ трудов по фольклористике, литературоведению, методике, педагогике, психологии, этнографии в аспекте темы исследования; анализ программ, учебников и учебных пособий по алтайской литературе);
- эмпирические (проведение бесед, анкетирование учащихся и учителей экспериментальных школ; наблюдение за ходом классных и внеклас сных занятий; анализ устных и письменных ответов учащихся; проведение констатирующего, обучающего и контрольного экспериментов).
Методологической основой исследования являются научные концепции отечественных ученых-фольклористов о жанре героического эпоса К.С. Аникина, Е.В. Баранниковой, А.Н. Веселовского, В.М. Жирмунского, Е.М. Мелетинского, А.И. Никифорова, Э.В. Померанцевой, В.Я. Проппа, С.С. Суразакова; психологов Б.Г. Ананьева, П.С. Выготского, А.А. Леонтьева, А.К. Маркова; педагогов о гуманизации и гуманитаризации системы образования Ш.А. Амоношвили, Е.Н. Ильина, В.А. Сухомлинского, В.М. Шаталова, нацеленные на воспитание гармоничной, всесторонне развитой личности; методистов М.Г. Ахметзянова, И.Х. Майоровой, М.В. Черкезовой, К.М. Нартова, Л.А. Шеймана в области взаимосвязанного изучения литературы и диалога культур; в области этнокультурной направленности литературного образования С.К. Бирюковой, Н.Н. Вербовой, Р.З. Хайруллина.
Экспериментальная база исследования: 5-9 классы Мухор-Тархатинской, Кош-Агачской, Бельтирской средних школ Кош-Агачского района Республики Алтай. Всего в эксперименте участвовало 379 учащихся.
Этапы исследования:
Исследование проводилось в три этапа с 2001 по 2004г.
Первый этап (2001-2002гг.) - изучение и анализ литературы по фольклору, литературоведению, психологии и педагогике, теории и методике литературы, этнографии; проведение констатирующего эксперимента с целью проверки знаний учащихся и выявления трудностей изучения героического эпоса.
Второй этап (2002-2003 гг.) - анализ результатов констатирующего эксперимента, разработка методики изучения алтайского героического эпоса с опорой на принцип этнокультурной направленности литературного образования на уроках родной литературы, проведение обучающего эксперимента;
Третий этап (2003-2004 гг.) - анализ и обработка данных, полученных в ходе обучающего эксперимента, внедрение разработанной методики изучения алтайского героического эпоса с учетом этнокультурой направленности.
Обобщались, систематизировались результаты работы, велась работа над текстом диссертации.
Новизна исследования заключается в следующем:
- определена последовательность изучения алтайских героических сказаний в 5-9 классах с учетом возрастных особенностей учащихся и специфики педагогических условий школ Республики Алтай.
- реализован этнокультурный подход при сравнительно-сопоставительном анализе эпических сказаний разных народов;
- проведен отбор текстов эпических сказаний алтайцев, шорцев, хакасов, казахов, башкир для сравнительно-сопоставительного изучения в 5-9 классах.
Теоретическая значимость исследования:
- дано научное обоснование методики поэтапного изучения алтайского героического эпоса во взаимосвязи с фольклором других народов;
- разработаны методические принципы использования сравнительно-сопоставительного подхода к изучению алтайского фольклора в школе;
- определены методы, приемы и формы работы, эффективные при реализации принципа этнокультурной направленности литературного образования.
Практическая значимость исследования состоит в том, что:
- разработана методическая система изучения героического эпоса в 5-9 классах (основная школа) с опорой на взаимосвязь алтайской и других литератур народов России и краеведения.
- разработана система уроков по взаимосвязанному изучению героического эпоса тюркских народов;
- разработаны и созданы методические рекомендации по использованию культуроведческих словарей с целью выработки у школьников умений и навыков работы с лексикой, имеющей этнокультурную направленность.
Результаты исследования могут быть использованы при разработке программ, учебников для школ Республики Алтай, а также при разработке содержания лекций по методике алтайской литературы в педагогических вузах.
Достоверность результатов исследования обусловлена методологической ориентацией на ведущие концепции отечественной педагогики и методики преподавания литературы, использованием методов, соответствующих поставленным целям и задачам, положительными результатами проведенного эксперимента.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе обучающего эксперимента в Мухор-Тархатинской, Кош-Агачской, Бельтирской средних школах Кош-Агачского района Республики Алтай. По теме диссертации опубликованы 3 работы.
На защиту выносятся следующие положения:
- опора на этнокультурный принцип литературного образования в процессе изучения алтайского героического эпоса способствует усвоению знаний о традициях и культуре разных народов, литературных знаний, а также формированию национального самосознания и патриотических взглядов учащихся;
- сравнительно-сопоставительный анализ эпических сказаний различных тюркских народов должен осуществляться с учетом их нравственных, эстетических, философских и религиозных традиций.
- использование широкого спектра самостоятельных творческих заданий в урочной и внеклассной работе по изучению эпических сказаний оптимизируют усвоение фольклорного текста и способствует воспитанию у школьников самостоятельных взглядов и суждений.
Взгляды современных литературоведов, фольклористов, этнографов на происхождение и эволюцию алтайского героического эпоса
Вершиной устного поэтического творчества алтайцев является - «кай чорчок» - героический эпос. Алтайский героический эпос - самый крупный и основной жанр фольклора алтайцев. Алтайские героические сказания - это обширные по ширине стихотворной структуры произведения героико-эпического содержания, исполняемые признанными талантливыми кайчи — сказителями как правило, под аккомпонент алтайского музыкального (щипкового) инструмента «топшуур» посредством горлового пения или без музыкального сопровождения речитативом.
Кай чорчок с древности исполнялся народными сказителями горловым пением, сопровождаемым щипковыми инструментами
Средний размер этих сказаний составляет 3-4 тыс. стихотворных строк, а по данным ученых-фольклористов, самое крупное из записанных алтайских сказаний составляет 8 тыс. стихотворных строк (2; 175).
Героический эпос алтайцев в стихотворной художественной форме отражает общественное сознание народа, его духовную культуру, мировоззрение, историческую память. В образном слове алтайских эпических сказаний представлена высшая форма развития устной поэзии алтайцев. В нем все зародыши многих видов народного искусства: музыки, пения, поэзии, театрального искусства, импровизации.
Исключительную важность алтайских героических сказаний для духовной жизни алтайцев подчеркивали все исследователи прошлого: и этнографы, и фольклористы, участвовавшие в экспедициях на территории Алтая и сделавшие первые зафиксированные образцы народного эпоса.
В научной литературе существуют разные точки зрения на определение жанра алтайских героических сказаний. Так, их называли «сказками» или «богатырскими сказками» - В. Вербицкий, Г.Н. Потанин, В.М. Жирмунский; А. Калачев, А.С. Орлов, А.Л. Коптелов - «былинами»; С.С. Суразаков — «героическими поэмами» или богатырскими сказаниями.
Эпос сводился к термину «сказка», видимо, в силу того, что алтайские сказания содержали внутри занимательные сюжеты, элементы вымысла, фантастики и изобиловали мифологическими образами. Общими для сказок и героических сказаний было наличие ярко выраженных положительных и отрицательных черт в основных героях, а также ярко подчеркнутое сопоставление их характеров.
Первые записи и публикации эпического наследия алтайцев начались с середины XIX века. У истоков этой работы были В.И. Вербицкий - один из авторов первой научной грамматики и первого словаря алтайского языка, и академик В.В. Радлов, издавший по собранным материалам труд «Образцы народной литературы тюркских племен, живущих в Южной Сибири и Дзун-гарской степи» (127; 419).
В трудах фольклористов, этнографов, культуроведов и литературоведов фольклор алтайцев наибольшую известность получил благодаря опубликованным материалам В.В. Радлова. Учитель немецкого и латинского языков в Барнаульском горном училище, он прожил на Алтае 12 лет, за это время основательно изучил алтайский язык, а также его различные диалекты, духовную и материальную культуру алтайских этнических групп.
В период летних каникул, совершая путешествия в глубь гор Алтая, Радлов собрал огромный материал, в котором были представлены все жанры фольклора алтайских этнических групп. Тексты на языке оригинала Радлов включил в первую часть своих знаменитых «Образцов народной литературы тюркских племен». Среди них было 10 сказаний: («Тектебей-Мерген», «Ка-ан-Пудей», «Ай-Каан», «Кан-Пудей эки Мооспыла ]уулашканы» и т.д.). Первый том «Образцов...» В.В. Радлова в собственном переводе на немецкий язык вышел в 1866 г. Это имело большое общественное значение, так как создавало условия для знакомства европейских фольклористов с алтайским героическим эпосом. Исключительная ценность этого труда, по мнению многих алтайских фольклористов, заключается в том, что произведения эпической классики алтайцев изданы с соблюдением всех научных требований к записи и публикациям.
Из более поздних интересна находка студента Санкт-Петербургского университета А. Калачева, совершившего поездку в труднодоступный район Горного Алтая Кош-Агач и записавшего там один из вариантов героического сказания «Алтай-Буучай», а затем по возвращении в Петербург опубликовавшего свой сокращенный перевод на русский язык в журнале «Живая старина» за 1896 г., предварив публикацию описаниями особенностей скази-тельского исполнения.
Состояние литературного образования в школах Республики Алтай
На рубеже XX—XXI столетий Республика Алтай стремится развивать свою образовательную систему на основе тех подходов, идей и технологий, которые наиболее полно отражают национальную и региональную специфику, культурно-исторические особенности общества. Педагогические условия современной алтайской системы общего и среднего образования требуют серьезного отношения и большой продуманности в ее реформировании.
Главная цель образовательной реформы — вариативное обучение, образование по выбору. Важным шагом в модернизации образования стал переход школ на индивидуальные учебные планы на основе базисного плана. В настоящее время большинство школ в Республике Алтай в качестве самостоятельного учебного предмета изучают «Историю и культуру Горного Алтая».
Алтайцы - общее название своеобразного исторически сложившегося союза шести автохтонных тюркоязычных этносов (алтайцев, теленгитов, ту-баларов, кумандинцев, челканцев, телеутов). В силу географического расположения и горного ландшафта их исторической территории они на протяжении многих веков находились в состоянии этнической консервации, не испытывая ни территориальных перемещений, ни сменяемости уклада жизни; нетронутыми оставались их язык и самобытные традиции. Но история любого народа не есть бесконечная неподвижность. Горный Алтай расположен на стыке великих евразийских степей просторов Центральной Азии, и поэтому в культуру алтайских этносов, оказавшихся в окружении многообразия религиозных и мировоззренческих систем, органично вплетались иные этнокультурные элементы. Таким образом, к историческому обозримому периоду времени на Земле, ныне называемой Республикой Алтай, стали мирно сосуществовать приверженцы разных религий: шаманизма, буддизма, христиан-ства.(сначала в лице пришлых поселенцев-староверов и православных, а с середины XX в. - части алтайцев), ислама (казахской диаспоры).
Культура любого народа тысячелетиями связана с религией, поэтому в языке, во многих проявлениях духовной жизни алтайцев - при всех причудливых вплетениях, соприкосновениях с культурами других народов — рельефно выступали древнейшие черты собственно-религиозной системы-шаманизма (особенно в таких проявлениях как одухотворение всей природы) и буддизма в его более ранних формах и позднейших проявлениях. И все эти особенности ярко отразились в сюжетах, образах и художественно-изобразительных средствах героического эпоса. Этому жанру принадлежит величайшая роль в сохранении и передаче исторической памяти многих тюркоязычных народов, в эпическом наследии которых присутствует топоним Алтай как богатейший материал для лингвистов, фольклористов, этнографов, искусствоведов и других ученых (61; 348).
Поэтому создание национальной системы образования в республике рассматривается в тесном взаимодействии с историческим опытом, современным уровнем развития этноса, ведь у каждого народа свой менталитет, своя система образования. В настоящее время в республике значительно возрастает роль национальной школы, становление национального самосознания и пробуждение повышенного интереса к истории своего народа, языку, литературе, фольклору, народным традициям и обычаям. В настоящее время в системе образования республики функционируют 120 национальных школ, 98 национальных детских садов, 2 национальные гимназии, национальное отделение в Горно-Алтайском педколледже, алтайское отделение при филологическом отделении в Горно-Алтайском местном государственном университете.
За последние десять лет возросло количество общеобразовательных учреждений, занимающихся опытно-экспериментальной работой. С 1994 г. осуществлялась апробация моделей национальных школ посредством создания экспериментальных площадок: в Яконурской школе-гимназии - «Создание модели сельского комплекса детский сад — школа - гимназия на алтайской основе»; в школе № 4 г. Горно-Алтайска — «Создание модели русской национальной школы»; в Жана-Аульской средней школе - «Воспитание гражданина России в условиях казахской национальной школы»; в Теленгит-Сортогойской средней школе - «Развитие личности учащихся в условиях казахско-алтайской школы».
Кроме того, в республике проводится региональный эксперимент по теме: «Совершенствование структуры и содержания предмета национально-регионального компонента - истории Горного Алтая». Некоторые школы ведут эксперимент по углубленному изучению алтайского языка, по совершенствованию технологий обучения (Чепошская средняя школа).
Закон Российской Федерации «Об образовании» заложил необходимую правовую и нормативную базу для создания таких типов школ. В республике существует пять школ нового типа: республиканский классический лицей (РКЛ), Республиканская национальная гимназия имени В.К. Плакаса, лицей № 6, гимназия № 3, Яконурская гимназия.
Комментированное чтение с элементами беседы при изучении эпоса «Оскус-Уул» с шорским эпосом «Ай Толай» в 5 классе
Богатый красочный мир, изображенный в сказаниях, не только увлекает и завораживает школьников, но и позволяет им соприкоснуться с реальным миром Древнего Алтая и его национальным своеобразием. Чем сильнее творческое и воссоздающее воображение школьника, тем сильнее и активнее становится влияние этого памятника древней культуры на духовный мир.
Воспитательное и познавательное значение героического эпоса также бесспорно, так как вся его идейная сила заложена в патриотических и гуманистических призывах к человеку. В этнографическом отношении эпос представляет своеобразную энциклопедию быта и нравов народа далекой исторической эпохи, когда человек был еще не способен создавать памятники письменной культуры.
Алтайский эпос представляет собой один из крупных жанров алтайского фольклора, отличающейся сюжетной законченностью и занимательностью. Все это предопределяет особую роль эпических сказаний в общей системе работы учителя алтайской литературы в 5 классе. Уроки по изучению героических сказаний будут интересными для учащихся и богатыми по содержанию в том случае, если учитель использует разнообразные формы и приемы работ, опирающиеся на жизненный опыт детей, которым уже знакомо содержание многочисленных сказок, легенд, преданий.
При изучении героического эпоса большая роль принадлежит различным формам уроков, предваряющих изучение художественного текста, такие формы уроков в средних классах обычно называются вводными, или вступительными, в старших классах ориентировочными. На вступительных занятиях методы и приемы работы определяются целью, а цель зависит как от специфики художественного материала, изучаемого на данном уроке, так и от требований программы, определяемой стандартом литературного образования на данном этапе обучения. Если не учитывать возрастную ступень литературного образования при проведении вступительных, вводных и ориентировочных уроков, то эффективность таких уроков сводится к нулю. Возрастная восприимчивость в данном случае фольклорного текста определяется многими факторами: необычностью слога эпических сказаний, загадочностью описания древних обрядов, обычаев, культовых привычек, а также своеобразием обрисовки действующих персонажей.
На начальной ступени изучения героического эпоса (имеется в виду 5 класс) работа должна проводиться с учетом знаний, полученных в начальной школе. Основные сюжеты фольклора, изучаемого в начальных классах, отличаются простотой, ясностью и в основном связаны с воспеванием победы эпических богатырей над злыми силами, причем обычно такие героические былины даются в авторском повествовательном переложении на доступном литературном языке, то есть лексика таких сказаний отличается приближенностью к современному литературному алтайскому языку. Однако это не значит, что на вступительных уроках учитель не должен проводить словарную работу. Словесник всегда должен помнить, что в классе сидят дети разной подготовленности, разного национального состава, а также разного психического склада характера. В отдаленных от центра селениях алтайцев обучаются дети многонационального состава: алтайцы, казахи, русские, кроме того, дети разных диалектных групп. То, что понятно и привычно исконным жителям Республики Алтай, зачастую бывает недоступно для понимания детям других диалектов. Задача учителя - добиться понимания школьниками, говорящими на диалектах алтайского языка, этнокультурной лексики и создать условия для ее активизации в устной и письменной речи.
Руководствуясь принципами этнокультурной направленности литературного образования, словесник на начальной стадии изучения героического эпоса «Оскус-Уул» в 5 классе должен сообщить пятиклассникам, что алтайцы, коренное население Республики Алтай, сформировалось на основе древ-нетюркских племен. Название племен должно быть выписано на доске или на отдельном плакате, с расстановкой ударения (уйгуры, огузы, кипчаки, те-лесы, майманы и др).
На вводном уроке в 5 классе учитель сообщает, что «Оскус Уул» - это небольшое эпическое сказание алтайцев по сравнению с другими эпосами алтайского народа, отражающее древнейший период жизни алтайского общества. Конечно, в 5 классе не стоит рассказывать о тотемистических, мифологических взглядах древних людей, этот материал дается в старших классах.
Но такой факт, что народы Алтая донесли до нашего времени в различных жанрах своего фольклора исключительно интересные образцы устного народного творчества, идущие из глубин веков и имеющие древнейшие истоки и традиции, будет непременным условием эффективных уроков.
На начальном этапе усвоения героических сказаний важно, чтобы учитель заранее продумывал отбор трудной культуроведческой лексики для ее толкования на уроке. Для подготовки к уроку учителю также необходимо работать с мифологическим словарем. Комментированное чтение будет неполноценным, если учитель не разъяснит те или иные мифологические имена и названия перед чтением.