Введение к работе
Проблема и актуальность исследования. В предмете «Изобразительное искусство» в школе за многие годы определились цели и задачи, принципы, содержание обучения, которые раскрываются в программах, учебниках, методических пособиях Г.В. Беды, СЕ. Игнатьева, А.В. Карлсона, Е.С. Кон-дахчана, B.C. Кузина, СП. Ломова, Н.Н. Ростовцева, Е.В. Шорохова и др. Методике обучения изобразительному искусству посвящены труды Г.Г. Виноградовой, СП. Ломова, Л.Г. Минец (рисование с натуры), B.C. Бадаева, В.П. Егорова, А.С Хворостова, Т.Я. Шпикаловой, (декоративное рисование), А.Д. Алехина, Н.Н. Волкова, Н.В. Краснова, Г.И.Орловского (беседы об искусстве), Р.И. Коргузаловой, А.А. Милюкова, Н.М. Сокольниковой, Е.В. Шорохова (рисование на темы) и др.
В целях повышения качества обучения изобразительному искусству в начальных классах проделали большую работу ученые СЕ. Игнатьев, Ю.Ф.Катханова, В.И. Козлов, Т.С. Комарова, Е.И. Коротеева, B.C. Кузин, СП. Ломов, Н.Н. Ростовцев, Н.М. Сокольникова, Е.В. Шорохов, Т.Я. Шпи-калова и др. Однако в сельских школах не хватает учителей, изобразительное искусство в младших классах зачастую ведут неспециалисты. Посещение уроков в школах станиц Краснодарского края (Саратовской, Бакинской, Первомайской, Приреченской, Лесной Сказки), анализ изобразительной деятельности учащихся 1 - 4 классов показали, что большинство детей на уроках не получают даже элементарных навыков рисования.
Возникает противоречие между выдвигаемыми в пятом классе задачами обучения изобразительному искусству и низким уровнем подготовленности школьников. Л.С Выготский и М.А. Данилов отмечали, что это противоречие препятствует реализации целей и задач всего обучения. Часто на практике это противоречие вообще не берется во внимание, что ведет к нарушению дидактических принципов научности, систематичности и последовательности обучения.
Для повышения наглядности обучения, познавательной и творческой активности учащихся на уроках изобразительного искусства рекомендуется применять педагогический рисунок, методика работы над которым раскрывается в трудах А.В. Карлсона, B.C. Кузина, Н.Н. Ростовцева, А.Е. Терентье-ва и др. Как показывает проводившееся нами анкетирование среди учителей изобразительного искусства сельских школ, педагогический рисунок используется ими редко, многие преподаватели просто не владеют им. Учителя, которые пользуются этим приемом, отмечают, что школьникам показываемые наглядно построения представляются сложными, а некоторым - невыполнимыми.
. Сельские школы, как правило, недостаточно оснащены оборудованием, наглядными пособиями, муляжами, что также негативно отражается на качестве обучения на всех видах занятий. Учителя изобразительного искусства вынуждены сами находить или создавать материальные средства обучения. Практика показывает, что для реализации принципа наглядности обучения этого явно недостаточно.
По традиционной структуре плана урока учащимся в пятом классе предоставляется основная часть времени урока на самостоятельную работу (25-30 мин.). Как показывает практика, недостаточно подготовленные учащиеся при самостоятельном рисовании с натуры не проявляют познавательной активности. Краткий наглядный инструктаж в начале урока не уберегает их от механического «срисовывания» натуры. В свое время П.П. Чистяков, сталкиваясь с этой проблемой, выражал опасение, что в будущем в школах бездумное рисование с натуры может стать повсеместным. Нерешенность этой проблемы на практике ведет к нарушению принципа активности и сознательности обучения.
На уроках изобразительного искусства в сельских школах зачастую возникает парадоксальная ситуация - пятиклассники еще не владеют элементарными изобразительными навыками, а им предлагается самостоятельно творить, создавать по воображению сложные композиции. В этом случае нарушается принцип доступности и посильности обучения. Отметим, что наглядность (фотографии, репродукции и т.п.) учащиеся воспринимают как объект для копирования. Л.С. Выготский, B.C. Кузин, Н.Н. Ростовцев отмечают, что в этом возрасте школьника уже не устраивают рисунки, выполненные лишь бы как. Начиная с пятого класса, у многих учащихся из-за недостатка изобразительных навыков вообще пропадает интерес к изобразительной деятельности. В свете вышеизложенного становится очевидной актуальность исследования.
Цель исследования - решение обозначенной проблемы развития творческих способностей учащихся 5-6 классов на уроках изобразительного искусства в сельской школе.
Объект исследования - процесс обучения изобразительному искусству учащихся 5-6 классов в сельской школе.
Предмет исследования - методы, приемы, средства обучения, способствующие повышению познавательной и творческой активности учащихся 5-6 классов на уроках изобразительного искусства в сельской школе.
Задачи исследования:
- изучить общедидактические труды, типовые программы изобразительного искусства, диссертационные исследования, публикации, касающиеся вопросов развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства в школе;
выяснить условия, специфику, основные трудности в обучении изобразительному искусству в 5 - 6 классах посредством анкетирования, бесед с учащимися и преподавателями сельских школ;
обозначить методы, приемы, средства активизации познавательной и творческой деятельности учащихся 5-6 классов на уроках изобразительного искусства в сельской школе;
смоделировать и теоретически обосновать методическую систему развития творческих способностей учащихся 5-6 классов на уроках изобразительного искусства в сельской школе;
составить авторскую программу «Изобразительное искусство в сельской школе, 5-6 классы»;
разработать и теоретически обосновать комплекс методов, приемов обучения, ориентированный на обучение изобразительному искусству в сельской школе;
выпустить авторские методические пособия по педагогическому рисунку геометральным методом, адресованные учителям изобразительного искусства;
определить критерии оценок учебных и творческих работ учащихся экспериментальных и контрольных классов;
экспериментально проверить методическую систему и ее составляющие на уроках изобразительного искусства в сельских школах.
Гипотеза исследования - познавательная и творческая активность, интерес к изобразительной деятельности учащихся 5-6 классов в сельских школах значительно повысятся, если в процессе обучения изобразительному искусству применять методическую систему, включающую в себя:
авторскую программу «Изобразительное искусство в сельской школе, 5-6 классы»;
комплекс методов, приемов обучения;
авторские методические пособия по педагогическому рисунку геометральным методом.
Методы исследования:
а) сравнительный анализ типовых программ «Изобразительное искусст
во 5 - 8 классы»;
б) социолого-педагогические измерения: наблюдения, беседы, анкетиро
вание;
в) анализ результатов изобразительной деятельности школьников;
г) педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и кон
трольный).
Организация и этапы исследования
Исследование осуществлялось поэтапно с 2001 по 2009 гг. Экспериментальная работа проводилась в школе №6 ст. Саратовской в 5 - 6 классах. В эксперименте принимали участие сельские школы Краснодарского края (№ 8 ст. Бакинской, № 10 ст. Первомайской, № 17 пос. Лесная Сказка), Ставропольского края, Новосибирской области, Карачаево-Черкесской Республики.
На первом этапе (2001 - 2004 гг.) выявлялась и обосновывалась проблема исследования, изучалась теоретико-методическая литература по теме исследования, осуществлялось наблюдение за ходом обучения изобразительному искусству учащихся 4-5 классов в сельских школах Краснодарского края. Для выявления состояния проблемы на практике проводился констатирующий эксперимент. Определялся начальный уровень сформированности изобразительных навыков и творческих способностей у школьников контрольных и экспериментальных классов, для чего собирался наглядный материал по теме исследования, проводились контрольные задания (рисование с натуры, рисование на темы), анкетирование учащихся.
Разрабатывались:
модель методической системы развития творческих способностей учащихся 5-6 классов на уроках изобразительного искусства в сельской школе;
авторская программа «Изобразительное искусство в сельской школе, 5-6 классы»;
комплекс методов, приемов обучения изобразительному искусству;
авторское пособие по педагогическому рисунку геометральным методом (ПРГМ).
На втором этапе (2004 - 2006 гг.) проводился формирующий этап эксперимента на базе школы №6 ст. Саратовской г. Горячий Ключ. В эксперименте было задействовано 264 испытуемых - школьников десяти 5-6 классов, из них экспериментальные классы составили 108 учеников четырех экспериментальных классов и 156 учеников шести контрольных классов. Целью формирующего этапа эксперимента было выявление педагогической эффективности применения методической системы и ее составляющих на уроках изобразительного искусства в сельской школе.
Выпущено и разослано в общеобразовательные школы авторское методическое пособие по педагогическому рисунку «Поэтапное рисование животных геометральным методом на основе пропорционирования».
На третьем этапе (2006 - 2009 гг.) проводился контрольный эксперимент в школе №6 ст. Саратовской, а также в сельских школах Краснодарского края (№ 8 ст. Бакинской, № 10 ст. Первомайской, № 17 пос. Лесная Сказка), Ставропольского края, Новосибирской области, Карачаево-Черкесской
Республики, обобщался полученный экспериментальный материал. Цель контрольного этапа эксперимента - дополнительная проверка разработанной методической системы в других сельских школах. На данном этапе осуществлялся анализ результатов исследования, формулировались выводы диссертационной работы, проводилось оформление материалов исследования. Зарегистрировано и издано авторское мультимедийное пособие «Медиатека педагогического опыта. Изобразительное искусство. Портрет. Мужской и женский портрет в фас: 5 класс».
Информационную базу исследования составили официальные документы в виде законов, информационных писем Министерства образования РФ; аттестационные ведомости, программы и учебные планы, научные источники в виде данных и сведений из книг, журнальных статей, научных докладов, материалов научных конференций; методические разработки педагогов-художников.
Теоретико-методологическую базу исследования составили:
- основные положения развивающего обучения (М.П. Барболин,
Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, Е.Н. Кабанова-Миллер,
Г.С. Костюк, А.Н. Леонтьев, Н.А. Менчинская, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Талы
зина, И.С. -Якиманская и др.);
научные труды отечественных специалистов дидактики (Ю.К. Бабан-ский, Л.С. Выготский, М.А. Данилов, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, И.Я Лернер, М.И. Махмутов, П.И. Пидкасистый, М.Н. Скаткин, В.А. Черкасов и др.);
исследования, раскрывающие национальное своеобразие отечественной сельской школы (Д.М. Бердяев, Г.Н. Волков, М.П. Гурьянова, В.И. Козлов, С.Н. Новиков, Г.Ф. Суворова, В.К. Шаповалов, A.M. Цирульников и др.);
- труды современных ученых, художников-педагогов (Г.В. Беда,
Л.Б. Ермолаева-Томина, СЕ. Игнатьев, Т.С. Комарова, B.C. Кузин, СП. Ло
мов, Н.Н. Ростовцев, Н.М. Сокольникова, Е.В. Шорохов и др.).
База исследования: школа № 6, ст. Саратовская. В формирующем этапе эксперимента участвовало 264 школьника 5-6 классов, из них 108 учащихся четырех экспериментальных классов. В контрольном этапе эксперимента участвовало 256 школьников, из них 106 учащихся экспериментальных классов. Всего в эксперименте участвовало 520 детей школы №6 ст. Саратовской. В контрольном этапе эксперимента принимали участие сельские школы Краснодарского края (№ 8 ст. Бакинской, № 10 ст. Первомайской, № 17 пос. Лесная Сказка), Ставропольского края, Новосибирской области, Карачаево-Черкесской Республики.
Достоверность результатов проведенной работы обеспечивается:
а) целостным системным подходом к решению проблемы;
б) методологической обоснованностью исходных позиций, теоретиче
ских положений, основу которых составили труды по психологии, педагоги
ке, теории и методике обучения изобразительному искусству в школе;
в) использованием методов исследования, адекватных цели, задачам
и предмету;
г) организацией, проведением, результативностью педагогического экс
перимента;
д) согласованностью теоретических положений и выводов проведенного
эксперимента;
е) апробированием материалов исследования на Всероссийских научно-
практических конференциях, Фестивале педагогических идей 2006 г. «От
крытый урок», публикацией на сайте Фестиваля, на компакт-диске и в сбор
нике тезисов.
Научная новизна результатов исследования заключается в том, что:
смоделирована, теоретически обоснована и экспериментально проверена методическая система развития творческих способностей учащихся 5-6 классов на уроках изобразительного искусства в сельской школе;
разработана авторская программа «Изобразительное искусство в сельской школе, 5-6 классы»;
предложен комплекс методов, приемов обучения, направленный на развитие творческих способностей учащихся 5-6 классов сельской школы;
изданы авторские методические пособия по педагогическому рисунку «Поэтапное рисование животных геометральным методом на основе пропор-ционирования», «Медиатека педагогического опыта. Изобразительное искусство. Портрет. Мужской и женский портрет в фас: 5 класс».
Теоретическая значимость результатов исследования проявляется в том, что:
внесен вклад в теорию и методику обучения и воспитания изобразительному искусству в 5 - 6 классах сельской школы;
решена значительная научно-педагогическая задача развития творческих способностей учащихся 5-6 классов на уроках изобразительного искусства в сельской школе;
уточнен понятийно-терминологический аппарат предмета исследования;
систематизированы и классифицированы на общедидактической основе методы и приемы обучения, применяемые на уроках изобразительного искусства в школах.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что предлагаемая методическая система и ее составляющие могут применяться на уроках изобразительного искусства в сельских школах и способствовать повышению познавательной и творческой активности, интереса учащихся 5-6 классов к изобразительной деятельности.
Авторские методические пособия по педагогическому рисунку «Поэтапное рисование животных геометральным методом на основе пропорциониро-вания», «Медиатека педагогического опыта. Изобразительное искусство. Портрет. Мужской и женский портрет в фас: 5 класс» могут быть полезны учителям изобразительного искусства общеобразовательных школ, студентам ПХГФ во время прохождения педагогической практики, специалистам на курсах повышения квалификации педагогов.
Результаты исследования могут использоваться при составлении кален-дарно-тематических планов по изобразительному искусству, учебно-методических пособий, практикумов.
Апробация и внедрение результатов исследования
Основные положения освещались в форме докладов на Всероссийских научно-практических конференциях:
«Проблемы и перспективы развития художественного и художественно-педагогического образования» (Краснодар, 2005, КубГУ);
«Актуальные вопросы многоуровневой подготовки художника-педагога» (Санкт-Петербург, 6-7 февраля 2007, РГПУ им. А.И. Герцена);
«Болонский процесс и сохранение традиций в художественно-педагогическом образовании» (Санкт-Петербург, 18-19 марта 2008, РГПУ им. А.И. Герцена).
Промежуточные и конечные результаты исследования прошли апробацию и внедрены в практику работы школ Краснодарского края (№3 г. Горячего Ключа, №6 ст. Саратовской, № 8 ст. Бакинской, № 10 ст. Первомайской, № 17 пос. Лесная Сказка), Ставропольского края, Новосибирской области, Карачаево-Черкесской Республики и др. Материалы исследования отражены в девяти научных публикациях.
На защиту выносится научно обоснованная и экспериментально проверенная методическая система развития творческих способностей учащихся 5-6 классов на уроках изобразительного искусства в сельской школе, включающая в себя:
авторскую программу «Изобразительное искусство в сельской школе, 5-6 классы»;
комплекс методов и приемов обучения;
авторские методические пособия по педагогическому рисунку геометральным методом.
Структура и объем диссертации
Диссертация (180 стр.) состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и приложения, в которое входит иллюстративный ряд (фото изобразительной деятельности испытуемых и т.п., календарно-тематический план «Изобразительное искусство в сельской школе, 5-6 классы»). В содержание диссертации входит 10 таблиц, 4 схемы, 3 диаграммы и 1 график.