Содержание к диссертации
Введение 3
Глава 1. Влияние исторически сложившихся традиций народного искусства Таджикистана на общее художественное образование школьни ков
Выводы по главе первой 36
Глава 2. Основные формирующие факты национально-художественной традиции
Выводы по главе второй 65
Глава 3. Совершенствование методов обучения в процессе применения национально - художественных традиций на уроках изобразительного искусства
Выводы по главе третьей
Глава 4. Экспериментальное исследование для формирования навыков усвоения национально -художественных традиций у учащихся V-VI-VII классов в процессе уроков изобразительного искусства 92
Выводы по главе четвёртой 131
Заключение 133
Список использованной литературы 138
Приложения 152
Введение к работе
Рядом учёных было убедительно доказано, что таджики являются одним из древнейших народов, обитавших на территории Средней Азии. На протяжении тысячелетий они вели оседлый образ жизни, занимались главным образом земледелием и населяли большинство обширных областей и равнин данного региона. (См.: 52, 57, 58, 65, 115,143 ит.д.).
Из этих высказываний замечательных знатоков истории выясняется, что только такой длительный период истории обитания, постоянно оседлого образа жизни безусловно станет первостепенной причиной формирования богатого опыта и сформированных навыков по различным направлениям трудовой деятельности народа, в которых он развивается и совершенствуется.
В результате применения и тщательного отбора широкого разнообразия веками выработанных способов и средств формируется наиболее устойчивый практический опыт и система навыков, которые несомненно приобретают статус традиционных форм и видов вещей.
Любое народное произведение независимо от его назначения содержит в своей структуре множество традиционных отпечатков; как по форме, так и по другим аспектам.
Как и другие народные произведения, современное таджикское ремесло всех видов, безусловно базировалось на основе своих народных конфигураций - то есть оно развивалось на почве народного опыта. Отсюда каждый из них в отдельности воплощает множество канонизированных правил, приёмов и способов обработки своих форм и видов, выработанных на опыте многих поколений мастеров, который корнями уходит в глубину древности. Одним из важнейших его аспектов мы по праву называем художественную традицию.
Художественная традиция в таджикском искусстве, особенно в декоративно-оформительской сфере, играет самую существенную роль. Она охватывает эмоционально-поэтическую и художественно-выразительную сторону народного искусства.
Проблема сохранения, приобщения и всестороннего изучения этого уникального народно-художественного творения никак не оставляет равнодушными и безразличными самые широкие круги общества, учёных разных профессий, и в частности, методистов-педагогов.
Исследование с точки зрения методики и использование результатов как средств художественно-эстетического воспитания школьников, внедрение их в общеобразовательную программу ИЗО как важнейшего фактора обучения народной художественной культуре приобретает следующее значение:
- во-первых, это способствуют глубокому освоению народного искусства, раскрывает основные его корни, уточняет многие его явления и раскрывает неразгаданные тайны;
- во-вторых, - на основе приобретения знаний и умений по народному искусству, безусловно, пробуждается интерес учащихся к художественному творчеству по различным направлениям деятельности, особенно к тому, что выражает дух национального характера;
в-третьих, применение художественных традиций в различных сферах трудовой деятельности школьников выступает сейчас как одна из важнейших основ для оптимального развития национальной культуры таджикского народа;
- и в четвёртых, систематическое изучение традиционных аспектов народного искусства помогает раскрывать творческую возможность учащихся, осуществляет психологическую и практическую подготовку учащихся к трудовой деятельности, к созданию произведений народного искусства. і
В последнее время создавались достаточно положительные условия для мощного подъёма национального самосознания многих народов, в том числе встал вопрос и о восстановлении культуры и возрождения искусства таджиков.
Исходя из этого, в настоящее время ведется ещё более интенсивное изучение различных аспектов таджикского народного искусства, которые вызывают всё возрастающее внимание учёных разных специальностей.
Превосходное, богатое, многообразное культурное наследие народов Средней Азии, в том числе и таджикского, не случайно в прошлом и настоящем стало объектом интенсивного научного исследования широкого круга учёных - специалистов разных профессий, экспедиций и соответствующих исследовательских учреждений. К разнообразному художественному наследию ещё во второй половине XIX века проявили интерес и русские художники:
В.Верещагин, Н.Е.Симаков, Ф.А.Федченко, С.М.Дудин, писатель и художник Н.Н.Карамзин и ряд других. (58, с. 13-1 5).
Эти художники делали с натуры этюды и зарисовки, они оставили богатый изобразительный материал, имевший отношение к различным аспектам народного искусства, и в частности, к художественным традициям.
В.В.Верещагину посчастливилось посетить Среднюю Азию дважды в 1867-1868 г.г. и в 1869-1870 г.г. Огромное впечатление, произведённое на него искусством народов Средней Азии, привело художника к созданию Туркестанской .серии картин. Среди этих работ художника - изображения реальных архитектурных памятников: Медресе Шир-Дар на картине "Торжествуют", дворик дворца "Как-Сарой" на картине "Представляют трофеи". Очень чётко выписаны на его полотнах и отдельные элементы, например: орнамент резной двери на картине "Двери Тамерлана" (1871 1872 г.г.) и у двери мечети (1872 г.). На этих и ряде других Туркестанских картин В.В.Верещагина можно наблюдать чёткие фиксации одежды народов Средней Азии, которые непосредственно относятся к отражению традиционной формы. (86,ил. На с. 36-47-48-60-61-64-65).
Вот что пишет Л.М.Дёмин, анализируя серии туркестанских картин художника "Это была обширная коллекция национальных типажей, бытовых сценок, архитектурных памятников, среднеазиатских пейзажей. В ней чувствуется ... большая строгость и точность рисунка, тщательность в прорисовке каждой детали, передаче светотени и т.п." (54, с. 71).
История культуры народов Востока не оставляла равнодушными зарубежных учёных и путешественников. Подобные пристрастия наблюдались и среди зарубежных исследователей, в результате чего появилось достаточное количество научных трудов, отражающих различные аспекты и традиционные черты народной художественной культуры, архитектуры и искусства Средней Азии. Среди них следует отметить следующих авторов: француза Саладена Хенри, немцев Эриса Дица и А.Ф.Миддендорфа.
Саладен Хенри занимался проблемами изучения "мусульманского искусства" и основных его течений. Однако сам вопрос существования исламского искусства является в настоящее время весьма спорным. По этому поводу В.Л.Воронина писала, что "нет и не могло быть "мусульманского искусства" или "мусульманской архитектуры как целостного художественного явления" (42, с. 157).
Другие учёные, П.Станькова и И.Пехар, поддерживая мнение В.Л.Ворониной, добавляли сами по поводу этой проблемы, что "у ислама не было своих художественных традиций, поэтому искусство в покорённых странах сознательно ориентировалось на местные традиции". Они, доказывая своё мнение, в качестве примера приводят точные факты: "При дворах халифов в Дамаске, а позднее в Багдаде, работают византийские и персидские художники в том стиле, которому они ранее научились" (132, с.68).
Большой вклад внесли в изучение народной одежды Средней Азии такие учёные, как О.А.Сухарева, Е.М.Пещерева, З.А.Широкова, Н.Н.Ершов А.Б.Исаева и др.
Именно одна из частей таджикского костюма, а именно женские головные уборы, рассматривалась З.А.Широковым; автор справедливо заметил, что головной убор - не только составная часть народного костюма, но он один из наиболее интересных элементов "национального костюма, в котором часто сохраняются своеобразные традиционные формы" (154; с, 182).
Многие аспекты архитектуры и жилища народов Средней Азии рассматривались в трудах В.Л.Ворониной, она считается большим специалистом и знатоком среднеазиатского зодчества. Учёная также уделяла внимание некоторым древним традиционным сторонам этого творения и посвятила этим проблемам целиком книгу и статью. Автор очень верно отметила, что каждые отдельные постройки независимо от их назначения сооружались по правилам народных строительных приёмов. "Даже самые скромные жилища - пишет В.Л.Воронина -следовали архитектурным традициям и давали благодарный материал для изучения" (46, с. 11).
Отличительные черты таджикского деревянного искусства отмечает МА.Рузиев в работе, увидевшей свет в 1976г., в которой обобщается богатый материал конца XIX - XX вв., собранный им во время искусствоведческих экспедиций в различные города и сёла Таджикистана и Узбекистана. Здесь автор отмечает недостаточную изученность в этой области таджикского народного прикладного искусства: "...изучение таджикского народного искусства деревообработки должно и может быть преодолено исследователями более подробно как на юге, так и на севере Таджикистана и в некоторых районах Узбекистана, населённых таджиками" (125, с,4).
Эволюция таджикского орнамента до недавнего времени оставалась вне научных исследований. Этот пробел был восполнен совсем недавно - в 1988г., когда данная тема стала предметом докторской диссертации М.А.Рузиева (ст. 126). Исследователь, обосновывая актуальность избранной темы, пишет об отношении к народному наследию, что нужно "бережное отношение к памятникам архитектуры и декоративно-прикладного искусства, к талантам прошлого и настоящего, возрождение прогрессивных черт художественных традиций" (126, с. 1).
Теоретические поиски и методические разработки проблемы эстетического воспитания учащихся средствами народного искусства нашли своё научное обоснование, положение и развитие в работах таких видных учёных как Н.Н.Ростовцев, В.С.Кузин, Е.В. Шорохов, А.С.Хворостов, Т.Я.Шпикалова и ряд др. Особенно большой вклад в изучение народного искусства на уроках Изо искусства и определение его значения в художественно-эстетическом воспитании учащихся внесла исследователь Т.Я. Шпикалова. (155, 156,157, 158, 159, 160, 161, 162, 163, 164, 165 и т.д.)
Проблемы использования различных традиционных видов в целях эстетического воспитания в процессе преподавания изобразительного искусства, в кружках и на факультативных занятиях были затронуты исследователями Б.М.Аглаевой, В.А.Берадуменой, Ю.К.Беджанова, В.Г.Смирновой, И.А.Еремовой и т.д.
Важнейшее особенности национального изобразительного искусства показал Р.Я.Хасанов в своей монографии. Обращая внимание на культурное наследие, исследователь, в частности, пишет, что "в культурном наследии каждого народа сохранились демократическое идейное содержание, народные традиции, нормы народной морали, ценные педагогические мысли" (146, с.5).
Определённую значимость для обучения школьников средствами таджикского прикладного искусства имеют работы А.М.Аглаева (см.З), Е.Н.Хижняка (см. 146-149), Я.А.Савзонова (см. 127), которые прилагают методические разработки и демонстрируют их роль и значение в системе художественного воспитания подрастающего поколения.
Таким образом, более чем за столетие изучения истории различных аспектов таджикского народного искусства был достигнут ряд интересных результатов;
1. Введён в научный оборот обширный материал по истории таджикского народного искусства по его различным отраслям.
2. Была установлена классификация видов орнаментального искусства таджикского народа.
3. Выявлено семантическое значение ряда элементов таджикского орнамента.
Вместе с тем, более чем за 30 лет интенсивного исследования народного искусства как средства эстетического воспитания также были достигнуты большие успехи и немаловажные результаты. Анализ специальной литературы, ряда методика-педагогических исследований выявил, что в педагогической науке также остаются ещё такие нерешённые вопросы, как применение художественной традиции на уроках изобразительного искусства. Дело в том, что традиция не получила оценки как важный аспект национальной художественной культуры, его ключевой основы.
Обобщая, можно сказать, что изучение отдельных аспектов на родного искусства требует от учителя средней школы комплексного подхода. Комплексным объяснением мы передаём ученикам всесторонние знания по народному искусству, раскрываем все черты национального произведения и ещё проявляем в сознании учащихся первые признаки традиционных приёмов, одновременно утверждая устойчивость художественных традиций народа. На наш взгляд, это один из первых путей применения художественной традиции на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе.
Актуальность темы. Большинство вопросов, связанных с различными проблемами таджикского народного искусства, особенно за последние годы, чрезвычайно возросло. Не случайно народное искусство являлось объектом изучения историков, этнографов, археологов, архитекторов, искусствоведов и других специалистов.
В этой области существуют также и малые педагогические исследования, которые стремились привлечь народное искусство на уроках ИЗО как важное средство эстетического воспитания. Однако, как выясняется из историографической части, педагогическое исследование не в состоянии охватить в полном объёме все отрасли таджикского народного искусства и не в силах раскрыть все особенности, в том числе и его художественные традиции. Существующие педагогические работы, затрагивая художественные традиции, не старались раскрыть семантическое значение таджикского народного искусства, с тем, чтобы обучать ему детей. Потому что народное искусство - это система совокупности знаков в стилизованной форме, несущих свои определённые смысловые нагрузки.
Отсюда выясняется, что до настоящего времени не имеется специального исследования, затрагивающего проблемы систематического обучения учащихся художественным традициям народного искусства в целях совершенствования эстетической подготовки школьников в духе национальной культуры. Хотя в некоторых работах (см: Б.Л.Аглаева, В.Л.Берадумена, Ю.К.Беджанова, Д.Г.Смирнова и т.д.) косвенно затрагивались проблемы художественной традиции. Но эти работы ещё недостаточны для обучения и освоения всех особенностей народного искусства.
Целью исследования является изучение отдельных сторон народного искусства, различных сфер творческий деятельности таджикских мастеров с точки зрения выявления его художественно-традиционных решений и особенностей, поиск и обоснование наиболее оптимальных путей осуществления результатов экспериментальной работы на уроках ИЗО в V-VI-VII классах Северного Таджикистана.
Объектом исследования является процесс урока изобразительного искусства, организованного на различных материалах народного искусства, имеющих традиционные художественные характеры, в V-VI-VII классах.
Предмет исследования - наиболее оптимальные пути и методы введения в преподавание произведений народного искусства, способствующих освоению его художественных традиций школьниками.
Гипотеза исследования. Наиболее эффективные результаты обучения учащихся с применением национально-художественных традиций таджикского искусства будут более успешными, если:
в содержание обучения систематически на всех видах занятий включать сведения о типах национальных художественных традиций (бытовые, обрядовые, религиозные, культурные и художественные): - с первых дней занятий по ИЗО интенсифицировать обучение художественным традициям, на каждом уроке ставить перед учащимися задачу выявления и освоения признаков художественных традиций, добиваясь их решения;
- в каждом виде занятий принимать комплексный подход к избранному объекту, раскрывать утилитарную, магическо-религиозную роль творчества;
- дать учащимся определённый багаж теоретических знаний о худо - жественнои традиции и связанных с нею вопросах: изучить практически разнообразные подходы к созданию народного произведения, освоить основные приёмы и методы художественно-традиционного изображения орнаментально—декоративных форм и раскрыть их сюжетно- семантическую задачу;
в процессе самостоятельной работы учащимся наряду с традиционными методами обучения использовать приёмы комментирования;
В соответствии с проблемой, целью и гипотезой исследования были определены следующие конкретные задачи:
- изучить влияние исторически сложившихся традиций народного искусства Таджикистана на общее художественное образование школьников;
- проанализировать основные формирующие факты национально художественных традиций;
- разработать и апробировать методику освоения художественных традиций на уроках ИЗО;
- обосновать и экспериментально проверить процесс формирования национально-художественных традиций у учащихся на уроках изобразительного искусства.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
анализ философской, психолога—педагогической, методической литературы, научных исследований по различным направлениям народного искусства, разным профессиям: историка-этнографическое, архитектурное, археологическое; привлекались также данные искусствоведения:
- анализ действующих и экспериментальных программ по ИЗО;
- изучение и обобщение передового педагогического опыта;
- анализ и выбор наиболее существенных предметов народного творчества, отражающих гармонию художественных традиций таджикского изобразительного искусства;
- последовательная и поэтапная организация уроков ИЗО по направлениям народного творчества (беседы, экскурсии, рисование по памяти и с натуры);
наблюдение за процессом усвоения школьниками основных критериев и правил художественных традиций;
- анализ всех видов работ учащихся по избранному направлению;
- педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий).
Методика исследования главным образом строилась на следующих принципах:
- на реально существующих объектах народного творчества, имеющих художественно-традиционные основы;
- охвате различных направлений произведений народного искусства с учётом взаимодополнений видов занятий по ИЗО в целях обеспечения перехода от малого к большому, от простого к сложному:
- выполнении домашних работ, направленных на пробуждение и повышение интереса к национальному искусству с целью закрепления полученных навыков, развития способности, саморегуляции и самоконтроля учеников.
Основной опытно-разработанной экспериментальной базой явились средние школы № 6,15,17 города Худжанда, № 15,28,29, Бободжангафуровского № 30 - Канибадамского, №31, 6,9 Исфаринского районов Согдийской области. В экспериментальном исследовании было задействовано около 270 школьников.
Работа охватывает большой многолетний, кропотливый труд исследователя и представляет собой поэтапное осуществление.
Исходный этап исследования (1993-1996) охватывает три учебных года. За этот период было тщательно изучено состояние и положение данной проблемы, была установлена её обоснованность.В соответствии с этим с учащимися 5-6 и 7-х классов были , проведены ряд бесед по различным видам и свойствам таджикского искусства в целях выявления знаний учеников об особенностях родного искусства, в частности, его художественных традиций. На основе достоверного анализа действующей школьной учебной программы по обучению ИЗО искусству, была установлена её скудность и недостаточность, необходимость в переработке по отношению к изучению проблем народного искусства. Затем было определено точное направление исследования, исходя из которого проработаны последовательные этапы плана проведения эксперимента, строго ориентированные на формирование и развитие традиционно-художественных представлений учащихся.
Второй этап (1996-1 998) длился два года, будучи целиком посвященным исключительно экспериментальной работе.
Осуществлена и проверена гипотеза, определены и апробированы содержание и методы обучения, отобран дидактический материал, методы и приёмы, способствующие успешному обучению учащихся, была проведена специальная подготовка учителей по нашему плану.
В начале этого этапа была подготовлена к изданию
В начале этого этапа была подготовлена к изданию экспериментальная программа по ИЗО для общеобразовательной школы, которая состоит из пяти творческих разделов, в объёме 0,3 печ. листа, с учётом национальной художественной традиции.
Третий этап охватывает 1998-1999г.г., он носит чисто теоретический и обобщающий характер. В ходе этого этапа работа была завершена, в итоге получены результаты всех видов экспериментов, сделаны и обобщены конкретные выводы, осуществлён процесс упорядочения приобретённых данных. Кроме того ещё раз проведена контрольная проверка отдельных положений, выводов и выработаны педагогико-методические рекомендации и проведена систематизация литературного оформления диссертации.
Научная новизна исследования заключается в том , что на основе оптимального анализа разработанных научных источников экспериментальных данных в работе предпринимаются попытки внедрения усовершенствованных методических рекомендаций.
- дано обоснование необходимости изучения и освоения учащимися художественных традиций народного декоративно-прикладного искусства, в том числе художественно-композиционных особенностей в системе таджикского искусства;
- в научно-методическом обосновании путей формирования умений и навыков выполнения учащимися изделий декоративно-прикладного искусства.
Практическая значимость разработанного учебное методического комплекса (программа, пособие, методические рекомендации) состоит в том, что в нём раскрыты научно-обоснованные педагогические закономерности и объём знаний, которые помогают учителю обучать школьников одному из важных аспектов народного искусства - художественным традициям, осуществление которых в практических условиях подготовит учащихся к нравственному труду, поможет осуществлять эстетическое воспитание, содержание и выводы могут быть также использованы при атрибуции произведений в музейных собраниях во время экскурсий со стороны экскурсоводов, в практической деятельности народных мастеров, в практике при изучении истории и теории народного изобразительного искусства в педагогических вузах и других типах школ суверенной Республики Таджикистан.
Апробация работы и внедрение результатов - исследование осуществлялось также в ходе эксперимента, который проводился в различных школах городов и районов Согдийской области. Основные положения проведённого исследования обсуждались на заседаниях кафедры «Черчения начертательной геометрии и методики преподавания» и Учёного Совета художественно-графического факультета Худжандского Государственного Университета им. академика Б.Гафурова, при заслушивании полугодовых и годовых аспирантских отчётов, они также отражены в ряде публикаций исследователя. Автор выступала с докладами на международных научных, научно-методических конференциях, на теоретических семинарах преподавательского состава художественно-графического факультета Худжандского университета, на научно-теоретической конференции молодых учёных, аспирантов и специалистов Ленинабадской области.
Объём и структура работы определены предметом, целью и задачей исследования.
В соответствии с систематизацией общего замысла и логики диссертации состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографии и приложений.