Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Вклад ученых-энциклопедистов средневековой средней азии и ирана в развитие мировой науки 12
1.1. Краткий историко-политический обзор Средней Азии и Ирана в IX - XIII вв 14
1.2. Ученые-энциклопедисты IX-XIII вв 25
Выводы по первой главе 42
Глава 2. Проблемы воспитания личности на естественнонаучном материале в трудах учёных-энциклопедистов средневековой Средней Азии и Ирана 45
2.1. Воспитание как важный фактор в формировании личности на естественнонаучном материале 45
2.2. Проблемы, цели и средства воспитания в трудах учёных-энциклопедистов средневековой Средней Азии и Ирана 61
2.3. Вопросы взаимоотношения между учителем и учеником в трудах учёных-энциклопедистов Средней Азии и Ирана 71
2.4. Организация и результаты педагогического эксперимента 118
Выводы по второй главе 128
Заключение 135
Библиография 140
- Краткий историко-политический обзор Средней Азии и Ирана в IX - XIII вв
- Воспитание как важный фактор в формировании личности на естественнонаучном материале
- Проблемы, цели и средства воспитания в трудах учёных-энциклопедистов средневековой Средней Азии и Ирана
- Вопросы взаимоотношения между учителем и учеником в трудах учёных-энциклопедистов Средней Азии и Ирана
Введение к работе
Актуальность проблемы исследования обусловлена тем, что в истории мировой культуры Средней Азии и Ирану в средние века (IX - XIII вв.) принадлежит особое место. Этот регаон на протяжении ГХ-ХШ вв. бьш центром интенсивного развития культуры и науки. Литературно-поэтическое и философское наследие ученых названного периода изучено достаточно подробно. Однако этого нельзя сказать о естественнонаучном наследии этой эпохи.
Среди причин малоизученности естественнонаучного наследия народов Средней Азии и Хорасана в средние века следует выделить два момента: 1) многие средневековые трактаты, написанные на арабском и персидском (таджикском) языках, были утрачены и уничтожены в результате многочисленных войн и нашествий; 2) большую отрицательную роль сыграла некомпетентность востоковедов в области естествознания, а также энциклопедистов в области востоковедения.
В последние годы Правительство Республики Таджикистан уделяет особое внимание изучению и пропаганде жизни и деятельности мыслителей прошлых столетий с целью отдать дань уважения к их личностям, формировать у молодежи уважительное отношение к своим предкам, их научному наследию, приводящее к чувствам национальной гордости, патриотизму и интернационализму. Это очень благородное дело, лучшая традиция, ибо, как справедливо отмечает Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон, «народ, который может беречь свое прошлое и уважать наследие предков, имеет будущее».
Действительно, изучение и анализ, сохранение и умножение национальных традиций, целевое использование научного и духовного наследия предков составляют неотъемлемую часть современной педагогической науки. Эта наука находит поддержку во внутренней политике государства, о чем свидетельствуют слова Президента Республики Таджикистан: «Государство, которое мы строим, конечно, должно учитывать опыт создания государственности мировых цивилизованных стран и общепринятые демократические нормы, опираясь при этом на исторические, культурные, психологические традиции, духовные и нравственные ценности нашего народа»1.
В связи с этим перед образовательными учреждениями встают задачи воспитать у обучающихся такие черты личности, как образованность и воспитанность, привить им устойчивое желание и умение учиться, использовать различные методы и подходы с целью пополнения и углубления своих знаний. Одним из способов решения этих задач является исследование и использование исторического материала при обучении естественнонаучных дисциплин.
Средневековые ученые-энциклопедисты Средней Азии и Ирана своими научными достижениями внесли огромный вклад в сокровищницу мировой
Рахметов Э. Молодежь - будущее нации. Душанбе: Ирфон, 1998. - С.62
науки. Следовательно, на основе современных требований будет очень полезным изучить, проанализировать и объективно оценить их взгляды, а также целенаправленно и успешно использовать их в учебном и воспитательном процессе.
В связи с этим, является актуальным исследовать методику использования идей ученых-энциклопедистов Средней Азии и Ирана IX -XIII вв. при обучении естественнонаучных дисциплин с учетом того факта, что до сих пор эта проблема не нашла своего глубокого и всестороннего научного отражения.
Следует отметить, что проблема широкого использования исторического материала в преподавании естественнонаучных дисциплин в средней общеобразовательной школе и в вузах республики специальному исследованию еще не подвергалась.
Степень изученности темы. Отдельные вопросы, связанные с использованием и изучением исторического материала, нашли свое отражение в методико-педагогических исследованиях Х.Ф.Абдуллозода, Х.Ю.Бобоева, А.Ш. Комилова, И.Р.Мухаммадиева, А.С.Сатторова, Р.С.Сафарова, Г.Собирова, С.К. Таварова, У. С. Умарова, И.Д.Файзиева, И.Ходжиева, М. Шерматова, М.С.Шодиева, Т.А. Шукурзода и др. В этих работах приведены научно-теоретические аргументации познавательно-воспитательного значения исторического материала в преподавании физики и частично естественнонаучных дисциплин на примере отдельно взятого или нескольких ученых и даны методики их использования. Однако вопрос о методики использования исторического материала в преподавании естественнонаучных дисциплин в этих работах в отдельности не рассматривался.
Огромный вклад в область изучения жизни и творчества ученых-энциклопедистов Средней Азии и Ирана внесли такие ученые, как Н.Бабаев, Р.И.Ибодов, П.С. Кудрявцев, Т.А.Шукуров, А.Ш.Комилов, Г.П.Матвиевская, Х.Р.Музафарова, М.М.Рожанская, Б.А.Розенфельд, Г.С.Собиров, Х.Х.Тллашев, Н.Г.Хайритдинова, М.С.Шарипова, И.Ходжиев, АЛ.Юшкевич и др.
Имеются также отдельные работы, посвященные методике использования исторического материала в преподавании естественных наук по идеям отдельных ученых-энциклопедистов рассматриваемого периода -П.С. Кудрявцева, А.А.Машкевича, Т.А.Шукурова, А.Ш.Комилова, А-Кубесова, А.К.Мирбобоева, Х.М.Мухаммадиева, З.Г.Нуритдиновой, С.Р.Рахимова, А.С.Сатторова, Х.Х.Тллашева, И.Д.Файзиева, У.С. Умарова).
Естественнонаучные дисциплины, играют особую роль в формировании у учащихся и студентов научного и диалектического мировоззрения, ибо их идеи и методы исследования основываются на диалектическом методе мышления.
Учитывая важность этой проблемы, правительство РТ приняло специальное постановление (2002 г.) о развитии точных наук и об улучшении их преподавания. Решающую роль здесь играет школа, где формируется
личность, где ученики приобретают основы многих дисциплин, среди которых естественнонаучные дисциплины занимают одно из главных мест, т.к. они в силу научности методов и по характеру приложений занимают особо важное положение в познании окружающего нас мира, в формировании научных понятий и в создании новых научных теорий.
Проводимая в настоящее время реформа системы образования выдвигает новые цели: овладение учениками и студентами новыми методами естественнонаучного исследования окружающего мира, началами методологии этих наук; их применение в решении различных практических задач.
Среди многих путей решения этих проблем немаловажное значение имеет ознакомление учащихся с учебным процессом, с историческими элементами естествознания, использования отдельных исторических фактов при проведении занятий по естественнонаучным дисциплинам. Следует отметить, что использование исторических элементов в преподавании естественнонаучных дисциплин не было достаточно целенаправленным. Они приводились в занятиях эпизодически, часто для придания преподаваемому предмету занимательности.
Таким образом, социальный заказ в условиях перестройки всех сфер жизни нашего общества, в том числе в сфере образования республики, теоретическая и практическая неразработанность проблемы исследования обуславливают ее актуальность и современность.
Основу данного исследования составляет теоретическое осмысление и практическая переработка методики использования идей ученых-энциклопедистов Средней Азии и Ирана IX - XIII вв. при обучении естественнонаучных дисциплин в общеобразовательных школах и вузах республики.
Проблему настоящего исследования составляет использование идей ученых-энциклопедистов Средней Азии и Ирана IX — XIII вв. при обучении естественнонаучных дисциплин с целью повышения качества обучения и подготовки школьников и студентов к творческому мышлению.
Объектом исследования является процесс обучения
естественнонаучных дисциплин в средней общеобразовательной школе и в вузе.
Предметом исследования явилась деятельность учителя и учащихся по использованию учащимися научных идей ученых-энциклопедистов Средней Азии и Ирана IX - XIII вв. при обучении естественнонаучных дисциплин, как в средней общеобразовательной школе, так и в вузе.
Гипотеза исследования: если научные концепции ученых-энциклопедистов Ближнего и Среднего Востока IX - XIII вв. связать с содержанием школьного и вузовского курса естественнонаучных дисциплин, то это позволит эффективно включить учащихся в процесс познания окружающего мира и ознакомить их с наследием предков.
В соответствии с поставленной целью и избранной гипотезой решаются следующие задачи:
определить и описать источники исследования, основания и факторы использования научной мысли ученых-энциклопедистов средневековой Средней Азии и Ирана в процессе преподавания естественнонаучных дисциплин, как в средней общеобразовательной школе, так и в вузе;
выявить и научно обосновать условия, при которых научные идеи ученых-энциклопедистов Средней Азии и Ирана IX - XIII вв. как средство обучения и воспитания будут способствовать повышению качества естественнонаучного образования школьников;
определить объем, содержание и место научных идей ученых-энциклопедистов Средней Азии и Ирана IX - XIII вв. как средство обучения и воспитания учащихся, которые можно дать в рамках школьного и вузовского курса естественнонаучных дисциплин, не перегружая учащихся и студентов, не нарушая логики самого курса естественнонаучных дисциплин;
экспериментально проверить влияние научных идей ученых-энциклопедистов Средней Азии и Ирана IX - XIII вв. на качество знаний, умений, навыков и интересов учащихся и на уровни их воспитанности, указать их роль и значение в современном образовательном процессе.
Методологические и теоретические основы исследования основываются на диалектическом методе познания; на принципе системности обучения и его связи с практикой; на научности обучения и его доступность; на теории развивающегося обучения.
При решении проблемы применены следующие методы исследования: изучение правительственных документов по вопросам образования с целью уточнения задач школы на современном этапе и определения методологических основ исследования с целью использования научных идей ученых—энциклопедистов Средней Азии и Ирана IX - XIII вв.; изучение и теоретический анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по выявлению постановки и уровня разработанности проблемы; научно-методический анализ психолого-педагогической, методической литературы, а также статей из различных источников по вопросам исследования с целью выявления структурных элементов комплексного подхода к использованию научных идей ученых-энциклопедистов Средней Азии и Ирана IX - XIII вв.; изучение и обобщение опыта работы учителей физики, астрономии и естественнонаучных дисциплин республики путём педагогического наблюдения, анкетирования учителей и учащихся, беседа с учителями и учащимися, работниками образования; анализ и обобщение полученных результатов.
Научная новизна исследования:
исследуется значение взглядов ученых-энциклопедистов средневекового Востока на развитие естественных наук;
определены те вопросы школьного и вузовского курса естественнонаучных дисциплин, при изучении которых учащиеся и студенты знакомятся с научными идеями ученых-энциклопедистов Средней Азии и Ирана IX-XIII вв.;
- выявлены основные формы и методы использования научных идей
ученых-энциклопедистов Средней Азии и Ирана IX - XIII вв.;
определены возможности школьного и вузовского курса естественнонаучных дисциплин для ознакомления учащихся и студентов с элементами научных идей ученых-энциклопедистов Средней Азии и Ирана IX-XIII вв.;
- построена методическая система использования научных идей
ученых-энциклопедистов Ближнего и Среднего Востока IX — XIII вв. в
процессе обучения и воспитания обучающихся естественнонаучным
дисциплинам.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоят:
в творческой разработке концептуальной модели, способствующей внедрению научных идей ученых-энциклопедистов средневековой Средней Азии и Ирана в процесс обучения естественнонаучных дисциплин в образовательных школах и вузах Республики Таджикистан;
в разработке понятийно-терминологической инфраструктуры научно-исследовательского процесса в области использования дидактики научных идей ученых-энциклопедистов средневековой Средней Азии и Ирана в процессе обучения естественнонаучных дисциплин в школах и вузах Республики Таджикистан;
в разработке методических рекомендаций для учителей школ и вузов по использованию научных идей ученых—энциклопедистов Средней Азии и Ирана IX-XIII вв.;
Материалы, полученные в ходе исследования, могут быть использованы при чтении лекций по истории, физики, астрономии, математики и других естественнонаучных дисциплин, а также при методике их преподавания; при разработке спецкурсов и спецсеминаров по теории и истории национальной педагогики в курсе физики и астрономии в педагогических вузах республики, институтах повышения квалификации учителей; при написании монографий, фундаментальных исследований, научных и дипломных работ; они могут быть полезны педагогическим и научным работникам, а также родителям в процессе воспитания молодежи в духе патриотизма и национальной гордости, уважения к научным, духовным и культурным ценностям народов Востока и вообще Таджикистана в частности.
Достоверность полученных результатов исследования обеспечивается опорой на теорию познания и теорию развивающего обучения, использованием методов исследования, адекватных поставленным задачам, и методам исследования. При анализе исследуемого историко-педагогического материала введена в научный оборот значительная часть терминов ученых-энциклопедистов этого периода с учетом современных общефилософских и педагогических концепций.
На защиту выносятся следующие положения:
- научные идеи ученых-энциклопедистов Средней Азии и Ирана IX —
XIII вв., выступающие как средство обучения, должны быть направлены на
формирование познавательной активности и самостоятельности учащихся,
воспитание качеств личности учащихся и студентов в процессе усвоения учебного материала по естественнонаучным дисциплинам;
выводы и рекомендации, вытекающие из обобщения данного исследования и педагогического эксперимента по выявлению и применению научных идей ученых-энциклопедистов Средней Азии и Ирана IX - XIII вв. в процессе преподавания естественнонаучных дисциплин;
концептуальная модель внедрения научной мысли ученых-энциклопедистов средневековой Средней Азии и Ирана в процесс обучения естественнонаучных дисциплин структурно и содержательно представляет собой целостную совокупность поисково-методологических, общетеоретических, инструментально-методологических и технолого-методологических составляющих, между которыми существуют отношения взаимозависимости и взаимообусловленности.
Апробация работы. Результаты исследования в виде сообщений и докладов излагались на научных семинарах кафедры астрономии, кафедры методики преподавания физики Таджикского национального университета и кафедры методики преподавания физики Курган-Тюбинского государственного университета имени Носира Хусрава. Основные положения работы отражены в публикациях автора.
Структура и объём диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Краткий историко-политический обзор Средней Азии и Ирана в IX - XIII вв
За короткий промежуток времени на территории Халифата возникло большое число научных центров! В городах строились библиотеки. Важную роль в процессе передачи научных знаний играла торговля, как внутренняя, в пределах Халифата, так и международная. Арабы торговали с Индией и Китаем, Византией и Русью, со всеми территориями бассейна Средиземного моря, поднимались вверх по Волге, достигали побережья Балтийского моря, проникали в Центральную Африку, совершали плавания на Мадагаскар и вдоль западного побережья Африки. Посольства халифов были и при дворе китайских императоров и при дворе Карла Великого.
Третьим по счету, но первым по значению, научным центром столицы Халифата стал Багдад (762 г.). Первой и второй столицей халифата были Медина (622 г.) и Дамаск (661 г.).
В конце VIII - начале IX вв. в Багдад стекались не только огромные материальные ценности в виде денежных и натуральных податей, взимавшихся с подчиненных земель, но и ценности духовного характера, прежде всего, памятники древней и раннесредневековой письменности, ставшие объектом изучения, перевода и составления сводов. В Багдад съезжались и ученые из разных областей Халифата, ибо судьба ученого в феодальную эпоху всегда была связана с двором правителя: только там он мог получить и материалы, и необходимые инструменты. А также другие условия для работы, не говоря уже о средствах к существованию.
В Багдаде было сосредоточено большое число ученых, переводчиков и переписчиков из разных стран, многие из которых были уроженцами Средней Азии и Хорасана. Так, Ю. Рушка отмечал, что все ученые, вошедшие в список математиков и астрономов, составленный Г. Зутером, «почти исключительно уроженцы Хорасана, Трансоксании (междуречья Аму-дарьи и Сыр-дарьи), Бактрии и Ферганы». В городе была создана большая библиотека, которая непрерывно пополнялась рукописями научных трудов, главным образом, на греческом языке и преимущественно естественнонаучного и философского содержания, в том числе полученными даже из враждебной Халифату Византии, причем частично в виде военных трофеев. Так, в 823 г. Халиф-ал-Ма мун потребовал от побежденного им византийского царя Михаила II передать ряд греческих рукописей или их копии. В их числе был получен и «Альмагест» Клавдия Птолемея. Под покровительством Халифа-ал-Ма муна (813-833 гг. правления) в Багдаде интенсивно работала созданная еще при Харуне ар-Рашиде, своеобразная академия - «Дом мудрости» («Бейт-ал-хикма»), объединившая целую группу ученых, главным образом уроженцев Средней Азии.
Следует отметить, что так называемая академия «Дом мудрости» была создана именно при Харуне ар-Рашиде, то есть задолго до ал-Маъмуна, когда были уже переведены и обработаны отдельные памятники греческой, иранской и индийской науки более раннего периода [34, с.28]. Так, уже к середине УШ в., ат-Тамими перевел с пехвелийского языка на арабский «Шахский зидж», составленный при последнем сасанидском царе Йездегорде III (632-651 гг. правления).
То, что среднеазиатские ученые оказались сосредоточенными в эту эпоху в Багдаде - не случайность. С 809 г. будущий халиф ал-Маъмун, а тогда наместник своего брата халифа ал-Амина жил в Мерве, который был центром арабского наместничества в Хорасане и Мавераннахре. Он привлек к своему двору ведущих ученых Средней Азии и Хорасана, которые впоследствии оказались с ним в Багдаде. Прибыв в Багдад ал-Ма мун начал с активизации и расширения деятельности «Дома мудрости».
К багдадской школе «Дома мудрости» принадлежали следующие ученые из Средней Азии и Хорасана: Мухаммад ибн Муса ал-Хорезми, Абдулхамид ибн Васи ал-Хутали (Хуталяни), Яхъя ибн Аби Мансур, Хабаш ал-Хасид ал-Марвази, Халид ибн Абд-ал-Малик ал-Мерверруди, Абу-л-Аббак ал-Джавхари, Ахмад ибн Мухаммад ибн Касир ал-Фергани, Абу Махмуд ал-Худжанди (один из учителей Беруни), Али ибн Иса ал-Астурлаби ал-Харрани и многие другие. Они основали, а затем возглавили стационарные обсерватории на мусульманском Востоке.
Среднеазиатские астрономы не только занимались исследовательской деятельностью, но и подготовили ряд учеников и последователей, создав -выражаясь современным языком, собственные научные школы. Например, ал-Мерверруди подготовил нескольких астрономов, среди них, своего сына и внука. Мухаммад ибн Абдаллах ибн Омар ибн ал-Базийар, автор нескольких астрономических сочинений [34, с. 15], был учеником Хабаша ал-Хасиба ал-Мервази. После смерти Мусы ибн Шакира, халиф ал-Ма мун прикрепил его малолетних сыновей, известных в средневековом научном мире как Баку Муса (сыновья Мусы - Шакир, Хасан, Ахмед) к «Дому мудрости» и поручил их обучение Яхъя ибн Мансуру ал-Марвази. Многим обязан Беруни в астрономии ал-Худжанди и т. д.
Непрерывные восстания народов Мавераннахра против арабского владычества, начавшиеся в период завоевания халифством Средней Азии, не прекратились и после подавления восстания Муканны (Восстание Муканны -крупнейшее восстание народов Мавераннахра против арабских завоевателей во главе с уроженцем Мерва - Хашимом ибн Хакимом, известным в истории под именем Мунна).
Крупное восстание вспыхнуло в 806 г. под руководством Рафи ибн Лейса. Наместник Халифа в Самарканде был убит, а город некоторое время оставался в руках восставших. Наиболее активное участие в восстании принимало оседлое население Ферганы, Ходжента, Бухары, Усрушаны, Хорезма, Чачаниана и Хутталяна. На помощь восставшим пришли также и кочевники - тюрки.
В ходе последующего освобождения отдельных областей Средней Азии от халифата, начинающегося с IX в., в столицах новых государств формируются и новые самостоятельные культурные и научные центры. Таковы столицы хорезмшахов Кят и Ургенч, столица тахиридов и сельджукидов - Мерв, саманидов - Бухара, тимуридов - Самарканд, не говоря уже о хорасанских научных центрах - Нишапуре, Рее, Исфахане, где работали такие выдающиеся ученые как ал-Худжанди, Абу Бакр ар-Рази, Ибн Ирак, ал-Бируни, Ибн Сина, Омар Хайям, Фахриддин Рази, ал-Хазини, Насириддин Туей, Кутбиддин Ширази, ал-Каши, Кази-заде Руми, Али Кушчи Самарканди и многие другие. Крупнейшими были Марата и Самарканд [122; 123].
Воспитание как важный фактор в формировании личности на естественнонаучном материале
В современной педагогической литературе и практике понятие воспитание употребляется в широком и в узком смысле. В широком смысле оно включает в себя сумму воздействий, весь процесс формирования личности и подготовки её к активному участию в производительной, общественной и культурной жизни. Воспитание в широком смысле этого слова, включает в себя также образование и обучение.
В узком смысле воспитание означает формирование мировоззрения, нравственных качеств, развитие физического и эстетического вкуса. Воспитание осуществляется семьей, учебно-воспитательными учреждениями и общественными организациями. При таком понимание, воспитание не включает в себя образование и обучение. Однако оно находится в органическом единстве с обучением, в процессе которого не только усваивается знания и умения, но и формируются убеждения, моральные качества, черты характера.
Воспитание происходит под влиянием школы, семьи, окружающей среды, условий жизни, общественности. Оно является необходимой общественной функцией. Содержание и методы воспитания всегда обусловлены общественно-экономическими и политическими условиями жизни общества.
Воспитательное влияние науки на учащихся давно замечено. Хорошо понимали взаимосвязь обучения и воспитания прогрессивные педагоги и общественные деятели. Подчеркивая исключительное значение науки для воспитания Н. П. Пирогов (1810-1881) писал: «Наука нужна не для одного только приобретения сведений, ... в ней кроется, - иногда глубоко, и потому для поверхностного наблюдателя незаметно, - другой важный элемент -воспитательный. Кто не сумеет им воспользоваться, тот ещё не знает всех свойств науки и выпускает из рук своих такой рычаг, которым можно легко поднять, больше тяжести» [128, С. 197].
Современная общеобразовательная школа дает учащимся высокий уровень общего образования, широкий общественно-политический кругозор, воспитывает любовь к Родине и к труду.
Воспитывающее воздействие на учащихся оказывает весь процесс обучения, совокупность всех его элементов, причем решающая роль в этом воздействии принадлежит учителю: его взгляды, убеждения, отношение к явлениям общественной жизни, уровень теоретической подготовки, характер отношения к своим ученикам.
Применение активных методов обучения стимулирует развитие внимания, мышления учеников, их познавательной активности. Систематическое использование в процессе обучения проблемного, частично-поискового и исследовательского методов обучения, в том числе на материале родного края, способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, развивают их творческих способностей. Применение в обучении элементов дискуссий, создание таких ситуаций, когда учащимся предоставляется возможность что-либо самостоятельно доказывать или опровергать, критически анализировать факты, способствует развитию у них критического мышления, самостоятельности, инициативы.
Если даже учитель не думает о воспитании детей, а лишь продумывает методы сообщения новых знаний на основе краеведческого материала, его уроки во всех случаях воспитывают у учащихся определенные черты, качества, но в одних случаях - отрицательные, а в других - положительные. Это зависит от того, как учитель ведет себя на уроке, как он относится к учащимся, как он использует краеведческий материал и организует при этом познавательную деятельность учащихся, какой краеведческий материал использует для иллюстрации основных теоретических положений, на каком краеведческом материале организует упражнения по закреплению изучавшегося на уроке. В одних случаях объяснение, рассказ учителя вызывает живейший интерес у учащихся и желание глубже, разобраться в краеведческом материале, в других - полное к нему безразличие, а иногда и негативное отношение к учителю, не прилагающему необходимых усилий при подготовке краеведческого материала к уроке, и для поиска такой методики их проведения, которая бы максимально способствовала идейному, нравственному воспитанию учащихся, возбуждению интереса к предмету, к получению знаний.
Провозглашенный в современной педагогике принцип воспитывающего обучения требует максимального использования процесса обучения для воспитания у учащихся положительных качеств, необходимых для подготовки их к активному участию в строительстве современного общества. «Поэтому, подчеркивает А. В. Усова, - весь учебный процесс, преподавание всех учебных предметов должны быть направлены на ... воспитание учащихся» [179, С. 11].
Решая эту сложную проблему, нужно учитывать, что, в её решении нет мелочей. В процессе учебных занятий по физике все должно оказывать воспитывающее воздействие: содержание учебного материала по физике, методы его изучения, дидактические принципы, используемые в процессе преподавания физики, в том числе использование краеведческого материала, умение учителя актуализировать внимание учащихся на главном, существенном, вызвать интерес к изучаемым вопросам, организовать самостоятельную работу учащихся, в том числе на материалов родного края, взаимопомощь детей в учении. Все это, вместо взятое, способствует созданию на уроке рабочей атмосферы, желание хорошо выполнять задания учителя, внимательно слушать его объяснения.
Проблемы, цели и средства воспитания в трудах учёных-энциклопедистов средневековой Средней Азии и Ирана
В известном трактате «Кабус-намэ» Кей Кавуса [86] раскрываются проблемы воспитания аристократического слоя населения. Для обучения своих детей аристократы предпочитали приглашать учителей на дом, чаще всего ученых-схоластов, известных литераторов - «муаддибов» (от араб. «адаб» - нравственность). Если объяснить подробнее, то слово «муаддиб» происходит из корня «адаб», включающего в себя понятия как нравственных, так и интеллектуальных качеств, которым должен был соответствовать учитель или «домашный воспитатель», дающий начальное образование на достаточно высоком уровне.
В исследовании Р.Камаевой [92] раскрывается особенность обучения того периода, которая заключается в том, что обучение носило индивидуальный характер. Обучение следовало начинать с изучения Корана. Чтобы обучение ребенку не наскучало, учителю надо быть терпеливым, но все же при этом не быть мягким, дабы «ребенок разом не бросил все». Далее рекомендовалось насыщать память ребенка чистой, целомудренной поэзией, лучшими хадисами («хадис» от арабского: «предания о словах и поступках пророка Мухаммеда»). Учитель не должен заменять в процессе обучения один предмет другим, пока ребенок не выучил предыдущий в совершенстве, это связано с тем, «что слишком много шума в ушах вредно для слуха».
В отмеченной выше литературе приводится такой пример, что некий Абдель Масихи сказал учителю («муаддибу») своего сына: «Учи его сначала священной книге, затем поэзии и великим торжественным речам, знаниям о добре и зле, сообщениям о великих воинах и, наконец, исскуству беседы».
Изложенные выше требования учить ребенка вначале Корану, затем поэзии, красноречию, этике, истории и ораторскому искусству по существу были требованиями, которые предъявлялись «муаддибу», чтобы он дал детям всестороннее образование и воспитание.
Изучение педагогической мысли религиозного направления той эпохи показывает, что существовали религиозные разногласия, которые имелись между представителями различных масхабов («масхаб» в переводе с арабского - учение, толкование, доктрина), влиявших на содержание образования и воспитания. Хотя в литературе собрано и систематизировано значительное количество материалов о различных масхабах разных периодов, в качестве примера мы рассмотрим два влиятельных «масхаба» -ханифиты и шафииты.
Ханафитов, на наш взгляд, можно отнести к религиозно-демократическому течению, которое пользовалось большой популярностью у городского населения. Они в плане веры опирались на средние слои горожан, купечество и ремесленников и старались приспособить жесткие рамки шариата (закона) к практическим потребностям их жизни. В своих взглядах на образование они призвали к рассудочному толкованию Корана как на низшей, так и на высшей ступенях обучения. На низшей ступени обучения, по их взглядам, объязательными должны были быть как предметы религиозного, так и предметы нерелигиозного цикла. Знание последных необходимо в повседневной практической жизни. Кроме того, ханифитская доктрина не призывала к слепой и безусловной вере в религиозные догмы. Это отразилось на методах и принципах обученияи воспитания, которые они предлагали. Целью обучения, по по их взглядам, было развитие памяти, а для развития же интеллектуальных способностей предполагались самостоятельные размышления учеников, а затем совместное обсуждение вопросов с учителем и т.д. Шафиитов следует отнести к религиозно-реакционному течению. Во-первых, они пользовались большим расположением правителя, во-вторых, они настаивали на необходимости слепого изучения детьми Корана и религиозных дисциплин. Кроме того, несмотря на признание шафиитами целесообразности изучения детьми таких предметов, как поэзия, математика, гигиена и других, ими все же изучение этих предметов не поощрялось. Развития мышления учеников шафиитами не ставилось как специальная задача, поэтому обучение они предполагали начинать с изучения и запоминания Корана и хадисов. Главное же, по их мнению, это аккуратность, правильное чтение и запоминание священных текстов Корана. В связи с тем, что перед учителями не ставилось объяснять урок при помощи сравнения различных вариантов одного и того же текста. Наряду с изучением Корана, дети изучали арабскую (бедуинскую) поэзию, им внушались преимущества стиха, закреплялись письменные навыки [90].
Массовая школа «куттаб» - «мактаб» большей частью была предназначена для детей низших сословий. Основными предметами, изучаемыми в «куттабе» были: Коран, на основе изучения котрого давались элементарные религиозные знания по выполнению различных религиозных обрядов, арабское письмо, элементарная грамматика, на основе которой закреплялись навыки чтения Корана.
Наряду с индивидуальным обучением и «куттабом», в период средневековья имелись и другие учебные заведения, так например, в ІХ-Х веках в Хорасане и Мовереннахре существовали и другие виды учебных заведений, которые получили название «Дар-ал-илм» - «Дом науки». В этих учреждениях, называемых также «Хазина ал-хикма» - «Дом мудрости», обладающих богатейшими библиотеками, можно было специализироваться по любой отрасли науки. Туда съезжались ученые из разных стран. Например, в эпоху ал-Хорезми в Багдаде был основан «Байт ал-хикма» («Дом мудрости»), где находилась богатая библиотека старинных рукописей и астрономическая обсерватория; в эпоху Ибн Сина в Хорезме существовала академия под названием «Академия Мамнуна», основанная в честь правителя Хорезма ибн Мансура, где «Академией» управлял гениальный ученый средневековья Абу Райхан Беруни, в ней работали крупные ученые того времени из различных стран. В этих учебных заведениях велась научно-исследовательская и педагогическая работа, а именно учебные заведения подобного типа являлись средоточием прогресса науки.
Таким образом, учёные этой эпохи важность воспитания человека выводили из его потребности во взаимопомощи, в приобретении знаний и ремесел. По их мнению, знание и наука не только дают возможность, расширит кругозор и мышление, познавать мир, но и воспитывает у подрастающего поколения такие высокие интеллектуальные и нравственные качества, как острый ум, разумность в поступках, рассудительность, справедливость, честность, скромность, доброта, правдолюбие, гордость, стремление к совершенству. Эти качества вполне сочетаются с современными требованиями, отмеченными в «Национальной концепции воспитания в Республики Таджикистан».
Вопросы взаимоотношения между учителем и учеником в трудах учёных-энциклопедистов Средней Азии и Ирана
В современном этапе развития наше общество как никогда нуждается в профессиональных кадрах и в их подготовке важную, даже решающую роль играет учитель. Ё самом деле, обязательным условием ускорения социально-экономического развития любого общества является профессионализм, наличие инициативы и творчества каждого члена общества. В деле воспитания этих качеств у молодого поколения незаменимую роль играет школа, а также высшая школа, которые призваны выявлять неиспользованные резервы в деле гармонического развития, находить пути повышения качества обучения и воспитания, активизировать участие школьников и студентов в усвоении материала. Здесь проявляется роль учителя, его профессиональное мастерство, использование в занятиях новых современных методов и средств обучения.
Выявление и изучение новых, прогрессивных тенденций в истории педагогики позволяет раскрыть истоки и особенности развития педагогических идей в прошлом, дает возможность их использования в современном этапе.
Богатое педагогическое наследство выдающихся ученых-энциклопедистов и педагогов Средней Азии средневековья обогащает не только историю отечественной педагогики, но и занимает важное место в мировой педагогической мысли. Такие ученые и просветители, как Абу Наср ал-Фараби (873-950), Абу Райхан Беруни (973-1040), Абу Али ибн Сина (980- 1037), Насриддини Туей (1201-1274), Абубакри ар-Рази (865-925) и другие, наряду со своими научными исследованиями по различным отраслям естествознания, они удалили большое внимание к проблемам педагогики, т. е. проблемам обучения и воспитания.
Следует отметить, что еще в период средневековья педагогическая наука, хотя имелись отдельные трактаты по вопросам обучения и воспитания, не была выделена как отдельная, самостоятельная наука, она была тесно связана с естественными, философскими, экономическими и другими науками той эпохи. Богатые слои общества того времени с целью обучения и воспитания своих детей предпочитали приглашать на дом учителей - «муаддибов» (от арабского «адаб» - нравственность), которые должны были обладать высокими нравственными и интеллектуальными качествами. Как мы видим, учителям того времени также были предъявлены определенные условия. Для детей низших сословий общества существовала массовая школа «куттаб» - «мактаб», где основное направление было приобретение знаний по религии, а также обучение на арабскую письменность, навыки чтения Корана. Изучение педагогической мысли этой эпохи показывает, что наряду с исследованиями по философским вопросам, существенное внимание уделялось методам приобретения знаний и образования, принципам обучения и воспитания, а так же требования к самому учителю. В процессе обучения и воспитания подрастающего поколения во все времена важную роль играет наставник - учитель, и, учитывая этот фактор, мыслители средневекового Востока сформулировали ряд требований к нему, что далее они будут приведены. Если сопоставить их с современным требованиями, то мы видим, что эти требования также важны и ознакомление ими студентов - будущих педагогов, думается, будет полезным. По мнению ал - Фараби, наставник должен владеть соответствующими знаниями о психолого-моральном состоянии воспитуемого и отмечает: «Знать о душе (воспитуемого) ему требуется столько, сколько необходимо для его искусства, так же, как врачу - о теле, плотнику о дереве и кузнецу, о железе требуется знать столько, сколько необходимо для их искусства» [134, с. 174] Ал - Фараби считает, что функции учителя должны быть аналогичными функциям мудрого руководителя государства и отмечает [57], что: - учитель должен хорошо сохранять в памяти все, что он видит и слышит, он должен обладать проницательным, прозорливым умом; - учитель должен уметь не только получить новые научные знания, но и передавать их своим ученикам, не испытывая при этом усталости от напряженного труда; - учитель должен воздержаться от употребления спиртных напитков; - учитель должен ненавидеть ложь и тех, кто прибегает к ней; - обладать гордой душой и дорожить честью; - учитель должен быть справедливым к своим ученикам, проявлять решительность для достижения намеченной цели; Подобный человек, по мнению ал-Фараби, обладает высшей ступенью человеческого совершенства и находится на вершине счастья.
Аль-Фараби в своем трактате «О том, что должно предшествовать изучению философии» затрагивает морально - психологические качества учителя, ученика и в этой связи он пишет: «Состояние человека, от которого воспринимается аристотелево учение, должно быть таким... он должен прежде всего исправить свою природу так, чтобы свойства его чувственной души направлялись к истине, и только к истине, а не к наслаждению. Вместе с тем следует улучшить силу разумной души так, чтобы воля его направлялась к правде» [136,с.12-13].
Аль-Фараби считает также необходимым качеством у обучающегося «наличие чувства патриотизма, преданности своему народу, соблюдение лучших традиций» [86, с.44], и эти требования, предъявленные к воспитываемому вполне сочетаются с современными требованиями, отмеченными в «Национальной концепции воспитания в Республики Таджикистан» от 2006 года.
Касаясь к этике учителя, он сформулировал следующее положение: «Норма поведения преподавателя заключается в том, что он не должен проявлять ни излишней строгости, ни чрезмерного повторства, так как суровость восстанавливает обучающегося против наставника, повторство приводит к неуважению его персоны, нерадению к его преподаванию и его науке» [136, с.13]. Такое этическое требование учителю у аль-Фараби очень близко к знаменитой формуле воспитания А.С. Макаренко: «уважение, соединенное с требовательностью».
Великий мыслитель средневековья ибн Сина в своих трудах [51], [52] отмечает, что учитель должен быть добрым, мудрым, верующим, всесторонне осведомленным в методах умственного и нравственного воспитания, а также он считает, что учитель должен обладать крепкого воля, здоровья, честностью и обязательно владеть добрым подходом к ученикам.