Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Теоретические основы развития у детей мотивации к музыкальной деятельности на начальном этапе обучения в детской школе искусств
1.1. Развитие у детей шести-восьми лет мотивации к музыкальной деятельности как педагогическая проблема 13
1.2. Методологические подходы в развитии у детей мотивации к музыкальной деятельности 34
1.3. Потенциал модульной организации образовательного процесса в развитии у детей устойчивой мотивации к музыкальной деятельности на начальном этапе обучения 58
Глава II. Опытно-поисковая работа по развитию у детей мотивации к музыкальной деятельности
2.1. Исходно-установочный этап опытно-поисковой работы по развитию у детей мотивации к музыкальной деятельности 81
2.2. Содержание работы по развитию у детей шести-восьми лет мотивации к музыкальной деятельности средствами модульной организации образовательного процесса в ДШИ 102
2.3. Итогово-результативный этап опытно-поисковой работы по развитию у детей мотивации к музыкальной деятельности 118
Заключение 131
Библиографический список 134
Приложение 160
- Развитие у детей шести-восьми лет мотивации к музыкальной деятельности как педагогическая проблема
- Потенциал модульной организации образовательного процесса в развитии у детей устойчивой мотивации к музыкальной деятельности на начальном этапе обучения
- Исходно-установочный этап опытно-поисковой работы по развитию у детей мотивации к музыкальной деятельности
Введение к работе
Одним из ведущих направлений Концепции художественного образования России является привлечение ресурсов художественно-практической деятельности в целях личностного развития детей. В комплексе проблем, связных с реализацией воспитательного потенциала музыкального искусства, в качестве ключевой выделяется проблема развития у детей устойчивой мотивации к музыкальной деятельности.
Исследования в сфере музыкальной педагогики (Ю.Б. Алиев, Л.И. Анциферова, Е.П. Кабкова, М.С. Красильникова, З.П. Морозова, Т. Э. Тютюнникова, О. П. Радынова, А.В. Школяр, Э.Б. Абдуллин и др.) доказывают, что самовыражение ребенка в музыкальной деятельности выступает необходимым условием для развития его творческой активности, гармонизации эмоциональной сферы, формирования социальных и духовно-нравственных основ личности. Вместе с тем, традиционная академическая модель построения музыкального образования выполняет специальную роль: обучение игре на инструментах и получение музыкальных знаний. Ситуация тренажа, многократного повторения похожих упражнений, в которую попадает ребенок на начальном этапе музыкального обучения, зачастую снижает его мотивацию к музыкальной деятельности. В связи с этим, проблемы мотивационного обеспечения учебного процесса возникают с первых месяцев обучения ребенка музыке.
Мотивация ребенка к музыкальной деятельности чаще всего в педагогической литературе рассматривается в связи с музыкальными способностями (Д.К. Кирнарская, Е.В. Назайкинский, Б.М. Теплов, К.В. Тарасова), с традициями музыкального воспитания в семье (Г. Виндт, Л.М. Гольмстрем, Л.В. Матвеева, В.Я. Стоюнин, Е.Н. Федорович).
Теоретические вопросы строения и развития мотивационной сферы личности широко представлены в работах психологов Б. Г Ананьева, Л.И. Божович,
А.Ф. Когана, А.Н. Леонтьева, А.К. Марковой, Н.А. Менчинской, С.Л. Рубинштейна, O.K. Тихомирова, В.Д. Шадрикова, П.М. Якобсона.
4 Психологические исследования мотивационно-целевых процессов составляют основу для рекомендаций в сфере педагогической деятельности в исследованиях В.П. Беспалько, В.Б. Бондаревской, В.К.Вилюнаса, Д.К. Гилева, Е.С. Гобо-ва, О.С. Гребенюка, Е.П. Ильина, М.В. Кларина, Н.Г. Морозовой, А.П. Сманце-ра, Г.И. Щукиной и др.
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что старший дошкольный и младший школьный возраст являются сензитивным периодом в развитии и возникновении иерархии мотивов (Л.И. Божович, М.Р. Гинзбург, Н.С. Денисенкова, Н.В. Елфимова, А.Н. Леонтьев, М.В. Матюхина, ЯЗ. Неверо-вич и др.). Однако, в музыкально-педагогических исследованиях изучению мотивов к музыкальной деятельности у детей 6-8-летнего возраста, а также мотивации современных родителей к музыкальному обучению детей, уделено недостаточное внимание.
В современной школе искусств мотивационные процессы обучения приобретают характер целенаправленной систематической работы. В частности, появляются инновационные программы, отвечающие потребностям и интересам детей в интеграции различных видов художественной деятельности на музыкальной основе: «танцевально - игровая гимнастика», «музыкальная сказкоте-рапия», «игровой музыкальный фольклор», «музыкальная театрализация» и др. В целях создания интеграционного образовательного пространства школы средствами искусства (И.Э. Кашекова) активно разрабатываются новые формы организации учебного процесса на основе интеграционных блоков предметов (Е.П. Кабкова, Л.Г. Савенкова, Н.М. Сокольникова, В.В. Степакова, Т.Я. Шпи-калова). Внедряются вариативные образовательные программы разного уровня, адаптированные к способностям каждого обучающегося, создающие оптимальные возможности для включения родителей в творческие интересы ребенка. Отмечается интерес к отечественному и зарубежному опыту модульного построения образовательных программ, распространенному в среднем и высшем профессиональном образовании. В то же время новые организационные формы,
5 основанные на гибкой, модульной организации музыкально-образовательного процесса на его начальном этапе, являются на сегодняшний день неразработанной областью.
Все вышеизложенное позволило выделить противоречия:
между современными требованиями общества к музыкальному образованию, связанными с реализацией развивающего потенциала практического общения детей с музыкой, и недостаточностью мотивационного обеспечения детей к освоению музыкальной деятельности в сложившейся академической модели музыкального образования;
между теоретической разработанностью вопроса о развитии мотивационно-целевой сферы ребенка в педагогике и недостаточной изученностью мотивов к музыкальной деятельности у детей 6-8-летнего возраста в педагогике музыкального образования;
между необходимостью введения новых организационных форм на начальном этапе обучения, мотивирующих детей к музыкальной деятельности, и недостаточностью методического сопровождения этого процесса в практике детских школ искусств.
Данные противоречия определили актуальность проблемы исследования, состоящей в теоретическом обосновании и практической реализации модульной организации учебного процесса как средства развития у детей 6-8-летнего возраста мотивации к музыкальной деятельности.
На основании выявленных противоречий и обозначенной проблемы определена тема исследования: «Модульная организация образовательного процесса в школе искусств как средство развития мотивации к музыкальной деятельности у детей 6-8 лет».
Цель исследования - выявить, теоретически обосновать и проверить в опытно-поисковой работе эффективность модульной организации образовательного процесса в развитии устойчивой мотивации к музыкальной деятельности у детей 6-8 лет.
Объект исследования - процесс развития у детей устойчивой мотивации к музыкальной деятельности.
Предмет исследования - модульная организация образовательного процесса как средство развития мотивации у детей 6-8 лет к музыкальной деятельности.
Гипотеза исследования: Развитие у детей мотивации к музыкальной деятельности возможно при условии применения модульной организации образовательного процесса, предполагающей:
системность педагогической и административно-управленческой деятельности по разработке и реализации учебных планов на основе инвариантного и вариативного набора учебных дисциплин, наполненных самостоятельными, завершенными, логически взаимосвязанными и вариативно заменяемыми дидактическими единицами — модулями;
свободный выбор детьми один раз в четверть вариативных учебных дисциплин и образовательных модулей, которые близки их природе и способствуют реализации личностных потребностей, интересов и мотивов;
активное участие родителей в разработке индивидуальной траектории музыкального образования детей, что выражается в знакомстве с содержанием модулей, возможности создания учебного плана для своего ребенка из предложенного набора модулей, а также его корректировке один раз в четверть с учетом желаний ребенка и рекомендаций педагога.
В соответствии с целью и гипотезой выдвинуты следующие задачи исследования:
Уточнить понятие «мотивация к музыкальной деятельности», выделить ее характеристики у детей 6 - 8-ми летнего возраста.
Проанализировать методологические подходы в развитии у детей мотивации к музыкальной деятельности.
Обосновать содержание различных вариантов учебного плана, алгоритм модульной организации образовательного процесса как системной педагогической деятельности на основе интеграции, взаимозаменяемости и вариативности образовательных модулей.
Разработать критерии и провести опытное исследование развития мотивации к музыкальной деятельности у детей 6-8 лет средствами модульной организации образовательного процесса.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: философские исследования идеи гуманистической педагогики и личностно ориентированного подхода в обучении (В.В. Давыдов, А.В. Петровский, В.В. Сериков, И.С. Якиманская), положения теории деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), психолого-педагогические исследования развития мотивационной сферы личности (Л.И. Божович, В.Б. Бондаревская, В.К. Вилюнас, А.Ф. Коган, А.К. Маркова, Н.А. Менчинская, O.K. Тихомиров, Г.И.Щукина), интенсификации образовательного процесса на основе актуализации мотивационно-целевых установок учащихся (О.С.Гребенюк, В.Я. Сквир-ский, А.П. Сманцер, И.В. Трайнев), исследования мотивации детей к обучению в области музыкальной педагогики (Д.К. Кирнарская, Л.В. Матвеева, Е.В. На-зайкинский, Б.М. Теплов, К.В. Тарасова, Е.Н. Федорович), положения педагогики и психологии о роли эмоционального фактора и значимости художественно-эстетического компонента в структуре развития личности детей дошкольного и младшего школьного возраста (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, Т.С. Комарова, B.C. Мухина, Г.А. Урунтаева, Д.Б. Эльконин), исследования потенциала музыкальной деятельности в личностном развитии ребенка (Н.А.Ветлугина, Л.А.Баренбойм, К.Орф, В.В. Медушевский, Н.Г. Тагильцева, М.Ю. Самакаева, Т.Э.Тютюнникова, Н.Г. Куприна, А.В. Школяр и др.)
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования: теоретические— изучение и анализ психолого-педагогической, искусствоведческой, музыкально-педагогической литера-
8 туры; экспериментальные — опытно-поисковая работа; эмпирические — включенное наблюдение, беседа, анализ музыкальной деятельности детей, обобщение, систематизация и описание полученных данных, обработка результатов исследования.
База исследования. Опытно-поисковая работа проводилась в группах эстетического развития и подготовительных классах муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Ирбитская детская школа искусств». В работе приняли участие 286 детей в возрасте 6-8 лет, 314 родителей, 8 педагогов.
Этапы исследования.
Первый этап исследования (2001—2003) заключался в изучении и анализе психолого-педагогической, искусствоведческой и музыкально-педагогической литературы по проблеме исследования, в результате чего определена теоретическая база. Изучен опыт работы педагогов, выявлены возможности музыкальной деятельности в реализации личностных потребностей, интересов и мотивов детей 6 - 8-ми летнего возраста.
На втором этапе исследования (2004—2006) уточнена тема, выдвинута гипотеза, определены задачи. Определены и обоснованы критерии, характеристики уровней развития мотивации у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Проведена опытно-поисковая работа. Апробирована модульная организация образовательного процесса в детской школе искусств.
Третий этап исследования (2007—2008) состоял в анализе полученных результатов, систематизации материала, уточнении теоретических положений, формулировании выводов, оформлении диссертационной работы.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обусловлены исходными методологическими позициями, использованием достижений психолого-педагогической науки, комплексным применением методов теоретического и эмпирического исследования, соответствием логики исследования его цели, задачам и предмету, многолетней опытно-поисковой работой, успеш-
9 ным внедрением полученных результатов в практику педагогической деятельности.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
Дана авторская трактовка понятия «модульная организация образовательного процесса» применительно к школе искусств: это системно организованная, целенаправленная педагогическая деятельность по организации образовательного процесса на основе самостоятельных, завершенных, логически взаимосвязанных и вариативно заменяемых дидактических единиц - модулей, направленных на развитие мотивации обучающихся к музыкальной деятельности.
Выявлено содержание и структурные компоненты модульной организации образовательного процесса в детской школе искусств: деятельность педагогов по разработке и координации содержательных дидактических единиц — модулей на основе инвариантных и вариативных составляющих учебного плана; взаимодействие детей, родителей и педагогов по наполнению учебными модулями индивидуального плана ребенка; административно-управленческая деятельность по организации мобильной системы взаимодействия «ребенок - родитель — педагог».
3) Разработаны критерии и их уровневые характеристики в развитии у детей 6-8-лет мотивации к музыкальной деятельности: эмоционально положительное отношение к музыкальной деятельности; активность в самовыражении через различные виды музыкальной деятельности; целенаправленность музыкальной деятельности на достижение эстетически значимого результата. Теоретическая значимость исследования:
1) Уточнено понятие «мотивация к музыкальной деятельности» как совокуп
ность потребностей, интересов, мотивов, побуждающих ребенка к активной,
целенаправленной и эмоционально окрашенной музыкальной деятельности.
2) Выявлен спектр мотивов, побуждающих детей 6-8-летнего возраста к му
зыкальной деятельности: получение удовольствия от эмоционального насыще
ния и творческого самовыражения в элементарном игровом музицировании;
10 стремление к общению со сверстниками в коллективных формах музыкальной деятельности; удовлетворение любопытства и развитие познавательного интереса через занимательные музыкально-дидактические игры; стремление подражать родственникам, занимающимся музыкой, потребность в одобрении со стороны родителей; стремление к самоутверждению, признанию в глазах взрослых и сверстников через выступления в домашних и школьных концертах, успехи в обучении; наличие способностей к музыкальной деятельности, профессиональное самоопределение ребенка.
3) Выявлена эффективность деятельностного, гуманистического, личностно ориентированного подходов в развитии у детей мотивации к музыкальной деятельности, что позволяет при модульной организации образовательного процесса координировать и конкретизировать учебно-воспитательные задачи, соотносить их с индивидуальными возможностями учащихся, их личностными мотивами, а также гибко реагировать на требования социума к музыкальному образованию как к сфере социализации и самоактуализации ребенка. Практическая значимость исследования:
Внедрена в практику система модульной организации образовательного процесса и доказана ее эффективность в развитии мотивации детей к музыкальной деятельности.
Разработана и апробирована программа «Мотивационный час» для подготовительного класса школы искусств.
Разработан и использован в практической работе диагностический инструментарий, позволяющий определить уровни развития у детей мотивации к музыкальной деятельности.
Уточнены доминирующие мотивы родителей при выборе начального музыкального образования, связанные с социальным и личностным развитием детей средствами музыки.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Основные теоретические положения и материалы исследования обсуждались в лаборатории интеграции искусств Института художественного образования РАО (г. Москва), на факультете музыкального и художественного образования и на кафедре эстетического воспитания Уральского государственного педагогического университета г. Екатеринбурга, провеялись в ходе выступлений перед научными и практическими работниками, преподавателями художественных колледжей и школ городов Свердловской области.
Апробация материалов исследования проводилась путем публикаций, выступлений с докладами по исследуемой теме и обсуждения материалов исследования в рамках научно-практических конференций: международных (Екатеринбург, 2003 - 2007), межрегиональных (Москва, 2007). Возможность внедрения результатов исследования в практику создают публикации в научных журналах: Образование и наука: Известия Уральского отделения РАО (г. Екатеринбург) и научных сборниках: Педагогика искусства как новое направление гуманитарного знания (г. Москва).
Результаты исследования внедрены в практику образовательной деятельности ИРРО Свердловской обрасти по образовательной программе курсов повышения квалификации «Современные технологии в художественном образовании».
Положения, выносимые на защиту:
1). В комплексе проблем, связанных с привлечением воспитательного потенциала искусства в личностном развитии ребенка, мы выделяем в качестве ключевой проблему развития у детей мотивации к музыкальной деятельности, что понимается нами как совокупность потребностей, интересов, мотивов, побуждающих ребенка к активной, целенаправленной и эмоционально окрашенной музыкальной деятельности.
2). В отличие от сложившейся академической системы организации музыкально-образовательного процесса на основе комплекса учебных дисциплин,
12 мы предлагаем модульную организацию учебного процесса. Под «модульной организацией учебного процесса» мы понимаем системно организованную, целенаправленную педагогическую деятельность по организации учебного процесса на основе самостоятельных, завершенных, логически взаимосвязанных и вариативно заменяемых дидактических единиц - модулей, направленных на развитие мотивации к музыкальной деятельности обучающихся в подготовительном классе школы искусств.
3). Модульная организация учебного процесса включает: единый алгоритм образовательно-воспитательной деятельности педагогов на основе интеграции, взаимозаменяемости и вариативности образовательных модулей; свободный выбор детьми один раз в четверть вариативных учебных дисциплин и образовательных модулей, которые близки их природе и способствуют реализации личностных потребностей, интересов и мотивов; активное участие родителей в разработке индивидуальной траектории музыкального образования детей.
4). Реализация модульной организации учебного процесса обеспечивает развитие у детей мотивации к музыкальной деятельности, что выражается: в эмоционально положительном отношении к музыкальной деятельности, активности в самовыражении через различные виды музыкальной деятельности; целенаправленности музыкальной деятельности на достижение эстетически значимого результата.
Структура диссертационного исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.
Развитие у детей шести-восьми лет мотивации к музыкальной деятельности как педагогическая проблема
Отечественная система художественного образования детей претерпевает сегодня значительные изменения. Новые веяния времени, новые требования социума к формирующейся личности привели к смене педагогической парадигмы на современном этапе и актуализировали разработку новых подходов к художественному образованию. Сегодня широко обсуждается новая система ценностей и целей художественного образования, разрабатываются методы, обеспечивающие развитие личности ребенка средствами искусства.
В то же время идеи развития и самореализации ребенка средствами художественной деятельности остаются до конца не осознанными, нередко лишь декларируются в педагогической практике. Существенной проблемой является то, что гуманитарные дисциплины преподаются аналогично естественнонаучным: как передача некоторых знаний, умений и навыков. В частности, приоритетная позиция знаниевого компонента в обучении затрудняет осмысление и разработку в педагогической теории реализации развивающего потенциала практического общения детей с музыкой.
Активное музицирование осознается как основная тенденция музыкального воспитания современности, наиболее естественный и оптимальный путь вхождения ребенка в мир музыки. Процесс музыкальной деятельности детей может быть педагогически направлен на развитие личности ребенка, формирование его нервной системы, двигательного и речевого аппарата. При этом организация музыкальной деятельности детей особенно сложна на первоначальном этапе обучения, когда они сталкиваются с трудностями освоения музыкальных знаний и умений. Решение проблемы развития у детей устойчивой положительной мотивации к музыкальной деятельности является важной педагогической задачей начального этапа обучения в школе искусств.
Проблеме формирования мотивации и выявлению особенностей этого процесса в различные возрастные периоды развития личности посвящено достаточно большое количество психолого-педагогических исследований. Однако сложность мотивации как явления обусловила неоднозначность ее характеристики в различных научных источниках. Содержание понятия «мотивация» раскрывается через такие понятия, как «потребность», «интерес», «мотив», которые, в свою очередь, имеют достаточно многозначные, порой синонимичные трактовки. Так, С.Л. Рубинштейн определяет содержание мотивации через «осознаваемые потребности», А.Н. Леонтьев - через «предметы удовлетворения потребностей», П.М. Якобсон выделяет в содержании мотивации «побуждения к деятельности», Л.И. Божович - «намерения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность», Е.П. Ильин - «процесс образования и возникновения мотива». Само понятие «мотив» многозначно. В педагогическом энциклопедическом словаре отмечается, что в современной психологии термин «мотив» применяется «для обозначения различных явлений и состояний, вызывающих активность субъекта. В роли мотива могут выступать потребности и интересы, влечения и эмоции, установки и идеалы» (181, с. 149). Исходя из этого, при определении сущности понятия «мотивация» необходимо соотнести между собой понятия «потребность», «интерес», «мотив», установить разницу между ними, выявить особенности их проявления у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, проанализировать мотивы к музыкальной деятельности, свойственные детям этого возраста.
Потенциал модульной организации образовательного процесса в развитии у детей устойчивой мотивации к музыкальной деятельности на начальном этапе обучения
Слово «модуль» (от латинского modulus - мера) пришло в педагогическую лексику из технической сферы, где данный термин трактуется как «часть прибора или конструкция, собранная из типовых деталей и имеющая многоцелевое применение» (215, с. 287). В широком смысле модуль определяется как «отделяемая, относительно самостоятельная часть какой-нибудь системы, организации» (171, с. 361). Таким образом, под модулем устойчиво понимается относительно самостоятельная часть какой-либо системы, единство взаимозаменяемых частей чего-либо.
Понятие «образовательный модуль» активно используется в современном высшем профессиональном образовании. В последние годы на принцип модульного обучения перешли университетские системы США, Германии, Франции, Италии. Модули в зарубежных вузах - это самостоятельные, независимые обучающие единицы, срок освоения которых, как правило, длится один семестр. Нередко модуль трактуется как учебная дисциплина. Но чаще под модулем понимается совокупность разных форм учебной работы и мероприятий по контролю выработки соответствующих компетенций.
Россия, присоединившись к Болонской декларации в 2003 г., приняла на себя обязательства по переработке содержательных установок и формальных принципов подготовки специалистов с высшим образованием и по существенному изменению подходов к формированию нормативных документов в области образования. В России модульное построение образовательных программ применяется в начальном и среднем профессиональном образовании в рамках модульно-компетентностного подхода. Данный подход способствует реализации приоритетного направления развития образовательной системы Российской Федерации, связанного с опережающим развитием начального и среднего про 59 фессионального образования (Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: одобрена распоряжением Правительства РФ N 1756 от 29.12.2001). Модульно-компетентностный подход в российском образовании представляет собой концепцию организации образовательного процесса, в которой в качестве цели обучения выступает совокупность профессиональных компетенций обучающегося, в качестве средства ее достижения - модульное построение содержания и структуры обучения.
Компетенция или компетентность понимается как некоторое интегратив-ное качество субъекта, включающее в себя когнитивные, мотивационные, ценностные и практические аспекты, которые проявляются в успешных действиях в какой-либо области (19, с. 10-11). Модуль представляет собой законченную и относительно самостоятельную единицу образовательной программы, формирующую одну или несколько определенных компетенций. Соответственно, модульная образовательная программа - это совокупность и последовательность модулей, направленная на овладение определенными компетенциями.
При этом само понятие «модуль» применительно к сфере образования не является устоявшимся понятием. В отечественной и зарубежной литературе можно встретить различные трактовки понятия «образовательный модуль»: модуль обучения, учебный модуль, предметный модуль, программный модуль и т.п. Понятие «образовательный модуль» предстает в широком спектре значений - от совокупности дисциплин, объединенных на базе логической и методической связи, до раздела дисциплины.
Проблемы формирования профессиональных компетенций не входят в задачи нашего исследования. Для нас важно, что модульное построение обучения рассматривается на современном этапе как способ организации образовательно-воспитательного процесса, ведущий к его оптимизации. Мы рассматриваем модульную организацию образовательного процесса как эффективное средство развития у детей мотивации к музыкальной деятельности на начальном этапе обучения в детской школе искусств. Идеей, близкой модульной организации образовательного процесса, выступает идея построения полихудожественного обучения детей на основе формирования интеграционных блоков предметов искусства. Разработчики идеи Е.П. Кабкова, Л.Г. Савенкова анализируют в своих исследованиях аспекты новых подходов к организации образовательного процесса, свойственные именно педагогике искусства и раскрывающие специфику художественного восприятия детей.
В частности, авторами подчеркивается, что интеграционная организация образовательного процесса переносит акценты с обучения на развитие. Переход от большого объема знаний, логически выстроенных в рамках традиционных «монопредметов», к единому интегрированному образовательному пространству таит в себе опасность создания у ребенка мозаичного фрагментарного представления от изучения «различных» дисциплин. Однако при этом решается задача развития у детей способности к созданию творческого продукта на основе интеграции знания, эффективного и гибкого использования изученного материала, т.е. способности, актуальной для современного мира с его постоянным увеличением потока информации.
Исходно-установочный этап опытно-поисковой работы по развитию у детей мотивации к музыкальной деятельности
Опытно-поисковая работа по развитию у детей мотивации к музыкальной деятельности проводилось в три этапа: исходно-установочный, содержательный, итогово-результативный.
Исходно-установочный этап явился начальной точкой отсчета для анализа последующих изменений, произошедших при систематическом развитии у детей мотивации к музыкальной деятельности на начальном этапе обучения в ДШИ на основе разработанного нами алгоритма.
Цель исходно-установочный этапа опытно-поисковой работы: выявить начальный уровень мотивации к музыкальной деятельности у детей в группах, условно названных нами экспериментальными и контрольными.
Задачи исходно-установочного этапа опытно-поисковой работы:
1. Определение критериев и показателей развития мотивации к музыкальной деятельности у детей.
2. Подбор и разработка диагностических заданий по выявлению у детей уровня развития мотивации к музыкальной деятельности.
3. Проведение диагностических заданий по выявлению начального уровня развития мотивации к музыкальной деятельности у детей.
4. Разработка анкет и диагностических заданий по выявлению доминирующих мотивов родителей и направленности интересов детей при выборе начального музыкального образования.
5. Изучение и анализ мотивации родителей к обучению детей на музыкальных отделениях ДШИ.
6. Изучение и анализ направленности художественных интересов и предпочтений детей шести-восьми лет в условиях ДШИ.
В выделении критериев и показателей развития мотивации к музыкальной деятельности у детей мы основывались на анализе и обобщении философской, психолого-педагогической литературы, а также на собственном многолетнем опыте работы с детьми в условиях ДШИ. За основу нами взято определение: мотивация к музыкальной деятельности - это совокупность потребностей, интересов, мотивов и целей, побуждающих ребенка к активной, целенаправленной и эмоционально окрашенной музыкальной деятельности. Нами сформулированы следующие критерии и показатели развития устойчивой мотивации к музыкальной деятельности у детей.
Эмоционально положительное отношение к музыкальной деятельности:
- эмоциональная восприимчивость музыки;
- получение удовольствия от вовлеченности в музыкальную деятельность;
- желание, стремление к занятиям музыкой.
Активность в самовыражении через различные виды музыкальной деятельности:
- наличие широкого спектра личностных смыслов, интересов и потребностей, реализуемых через различные виды музыкальной деятельности;
- эмоциональная выразительность в двигательных и интонационных реакциях на музыку;
- разнообразие творческих проявлений при восприятии музыки.
Направленность музыкальной деятельности на достижение эстетически
значимого результата:
- любознательность, интерес к освоению музыкальных закономерностей;
- настойчивость в овладении специальными умениями;
- целенаправленность действий, способность позитивно реагировать на
временные трудности.
В определении уровней развития мотивации мы опирались на принятые в психолого-педагогической литературе характеристики: с точки зрения двумодального положительно-отрицательного строения мотивации (В.Г. Асеев, Е.П. Ильин, С.Л. Рубинштейн), и с позиции временной перспективы, т.е. устойчивости и неустойчивости мотивов (И.А. Васильев, М.Ш. Магомед-Эминов). Соответственно, мы выделили четыре уровня развития у детей мотивации к музыкальной деятельности: устойчивый отрицательный уровень, неустойчивый отрицательный уровень, неустойчивый положительный уровень, устойчивый положительный уровень.
Учитывая, что в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте дети открыты к различным видам музыкальной деятельности и устойчивое негативное отношение к музыке им фактически не свойственно, мы рассматриваем только три уровня мотивации.
1. Устойчивый положительный уровень - эмоциональная восприимчивость музыки, потребность в общении с музыкой, получение удовольствия от взаимодействия с ней, стремление к занятиям, увлеченность, наличие широкого спектра личностных смыслов, интересов и потребностей, реализуемых через музыкальную деятельность, проявление познавательной активности в освоении музыкальных закономерностей и в овладении специальными умениями, способность продумывать последовательность своих действий, позитивно реагировать на временные трудности, достигать эстетически значимого результата деятельности.