Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. Теоретические основы развития творческих способностей учащихся ДХШ в процессе обучения художественной вышивке
1. Научные подходы к развитию творческих способностей учащихся ДХШ 11-34
2. Психолого-педагогические условия развития творческих способностей учащихся ДХШ 35-63
3. Художественная вышивка как средство развития творческих способностей учащихся ДХШ 64-79
Выводы по первой главе 80-82
ГЛАВА 2: Экспериментальное исследование развития творческих способностей учащихся ДХШ на занятиях художественной вышивкой
1. Методические основы развития творческих способностей учащихся ДХШ на занятиях по художественной вышивке 83-97
2. Структура, содержание и формы организации занятий в условиях ДХШ 98-130
3. Экспериментальное исследование эффективности путей развития творческих способностей учащихся ДХШ на занятиях художественной вышивкой 131-164
Выводы по второй главе 165-167
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 168-171
БИБЛИОГРАФИЯ 172-192
ПРИЛОЖЕНИЕ 193-235
- Научные подходы к развитию творческих способностей учащихся ДХШ
- Методические основы развития творческих способностей учащихся ДХШ на занятиях по художественной вышивке
- Экспериментальное исследование эффективности путей развития творческих способностей учащихся ДХШ на занятиях художественной вышивкой
Введение к работе
В настоящее время, когда получили развитие современные технологии, общество, как никогда нуждается в творческих, смелых, инициативных личностях. Этот прогресс и будет зависеть от количества и качества творчески развитых умов, от их способности повысить интеллектуальный потенциал народа.
Вопросы творчества, проблемы развития творческих способностей в процессе деятельности всегда интересовали философов, психологов, педагогов.
Разработка проблемы творчества и развития творческих способностей
находит отражение в фундаментальных трудах психологов и педагогов
А.Д.Алехина, Н.С.Боголюбова, Л.С.Выготского, И.Б.Ветровой, И.П.Волкова,
П.Я.Гальперина Г.Г.Григорьева, Е.И.Игнатьева, Ю.Ф.Катхановой,
Т.С.Комаровой, В.С.Кузина, Б.Т.Лихачева, С.П.Ломова, В.К. Лебедко,
А.Н.Леонтьева, В.Р.Мосиной, Б.М.Неменского, Н.Н. Ростовцева,
С.Л.Рубинштейна, Л.Г. Савенкова, Н.М. Сокольниковой, В.М. Теплова, Н.Б. Холезовой, А.С. Хворостова, В.Д. Шадрикова Е.В.Шорохова, Т.Я. Шпикаловой и др.
Декоративно-прикладное искусство (ДНИ) играет большую роль в развитии творческих способностей. Воздействуя на личность, ДНИ обогащает эмоциональный и практический опыт, развивает психику, формирует интеллект, способствует воспитанию эстетических потребностей, ведет к накоплению профессиональных навыков и умений, развитию природных задатков детей. Знакомя учащихся с образцами народного декоративно-прикладного искусства или рассказывая о них, необходимо добиться, чтобы они органически поняли приёмы практической художественной деятельности, усвоили принцип традиционного коллективного создания образов, изобразительных сюжетов, декоративных мотивов народного творчества, основных принципов создания изделий. В
традиционном народном обучении ДЛИ от старшего к младшему, есть свои традиционные принципы, формы и методы, отшлифованные тысячелетиями, их необходимо учитывать в педагогической практике художественного образования.
Выявляя значение, влияние и место декоративно-прикладного искусства
в процессе развития личности мы обращались к исследованиям
С.М.Гаджимурадова, М.К.Даутова, Н.В.Ефремичевой, Н.Г. Коваленко, В.В.Корешкова, С.М.Мурзиной, М.В.Соколова, Р.У.Тебуева, Т.Я. Шпикаловой и др.
Важное место в системе развития творческих способностей учащихся детских художественных школ (ДХШ) занимает работа по изучению художественной вышивки, которая является разновидностью декоративно-прикладного искусства. На занятиях художественной вышивкой особенно удачно сочетается решение творческих задач с необходимостью знания специфики ремесла, с умением выполнять вещи в материале. Во время обучения этому виду декоративно-прикладного искусства у учащихся стимулируется инициатива, творческая активность, сохраняются и возрождаются культурные традиции старинного промысла.
В нашей работе мы уделили большое внимание условиям, в которых обучение художественной вышивке будет проходить наиболее эффективно. Заложенный в детях творческий потенциал реализуется наиболее полно, если образовательный процесс выносится за рамки традиционного школьного обучения. Плюсы дополнительного образования заключаются в том, что детям предоставляется возможность попробовать себя в различных видах деятельности, ориентирует на выбор профессии и способствует развитию индивидуальности.
Изучение особенностей художественной вышивки, её художественной проработки, а также рост творческого уровня и профессионального мастерства в овладении техникой и технологией должны быть взаимосвязаны, чтобы обеспечить наиболее эффективные условия развития
творческих способностей учащихся ДХШ. На основе изучения этих вопросов мы определили проблему и актуальность выбранной темы.
Проблема исследования состоит в том, что в процессе обучения художественной вышивке не уделяется должного внимания развитию творческих способностей учащихся детских художественных школ. В результате этого учащиеся мало интересуются занятиями, в то время как этот вид декоративно-прикладного искусства способен значительно развить художественный вкус, творческое мышление, воображение и многие другие качества личности, поэтому необходимо искать наиболее эффективные способы обучения, а также формы организации занятий по художественной вышивке с целью наиболее полной реализации творческих способностей учащихся ДХШ.
Анализ практики обучения учащихся художественной вышивке в ДХШ показал, что практические занятия по вышивке в основном сводятся к технологической стороне обучения. Перед детьми не ставятся вопросы формы, цвета, композиции. Нерешенность проблемы развития творческих способностей учащихся ДХШ в процессе обучения художественной вышивке указывает на актуальность темы.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования - процесс развития творческих способностей учащихся ДХШ на занятиях по художественной вышивке.
Предмет исследования - содержание, методы, формы и приемы развития творческих способностей у учащихся ДХШ на занятиях художественной вышивкой.
Гипотеза исследования - развитие творческих способностей учащихся ДХШ на занятиях художественной вышивкой будет более эффективным, если процесс обучения выстраивать на основе методической системы включающей в себя:
цели, задачи и содержание занятий художественной вышивкой, доступное освоению учащимися;
принципы, формы, методы и методические приемы обучения, направленные на развитие творческих способностей учащихся ДХШ;
наглядные пособия и технические средства обучения на занятиях художественной вышивкой, обеспечивающие высокий уровень обучения и развития творческих способностей учащихся ДХШ,
то мы получим наиболее высокие результаты развития творческих способностей учащихся ДХШ на занятиях художественной вышивкой, потому что данная методическая система обладает следующими ценными качествами: разработаны специальные упражнения и задания, учитывающие специфику русской вышивки и взаимосвязь различных видов искусства (рисунок, живопись, фольклор, история искусств), направленные на развитие творческого воображения, образного мышления, зрительной памяти, художественной наблюдательности, эмоционального отношения к декоративно-прикладной деятельности; используется методы наглядности, рассказа, беседы, а также нетрадиционные формы обучения (экскурсии, беседы с народными мастерами, уроки-лекции в музее); подготовлен дидактический материал, способствующий эффективному развитию творческих способностей учащихся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на занятиях художественной вышивкой в ДХШ.
В соответствии с проблемой, целью, предметом и гипотезой были определены задачи исследования:
Проанализировать философскую, психолого-педагогическую и методическую литературу с целью определения сущности творчества и творческих способностей.
Разработать методическую систему, направленную на развитие творческих способностей учащихся ДХШ в процессе обучения художественной вышивке.
Разработать и обосновать систему упражнений и заданий, направленную на развитие творческих способностей учащихся ДХШ.
Проанализировать особенности развития творческих способностей в подростковом возрасте на занятиях по художественной вышивке.
Разработать критерии оценки, определяющие уровень развития творческих способностей учащихся ДХШ.
Разработать и экспериментально проверить эффективность методической системы развития творческих,способностей учащихся ДХШ в процессе обучения художественной вышивке.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы применялись следующие методы исследования;
теоретическое изучение и анализ научных трудов по психологии, педагогике, искусствоведению, этнографии, изобразительному, декоративно-прикладному искусству и народному искусству;
изучение и обобщение передового педагогического опыта преподавания декоративно-прикладного искусства, школьных программ и учебных пособий;
" анализ детских работ, направленный на выявление творческих способностей учащихся ДХШ;
проведение психолого-педагогического эксперимента с целью выявления оптимальных форм и методов организации занятий;
обработка полученных данных и обобщение педагогического исследования.
Методологическую и теоретическую основу исследования составляют труды и ведущие положения педагогики, психологии, философии, дидактики, искусствоведения, социологии, декоративно-прикладного искусства, учения о комплексном развитии и взаимодействии воспитания, обучения и развития творческих качеств личности, труды педагогов о краеведении, культуре, постановления и документы в области образования, программное обеспечение процесса преподавания изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
Обобщены философские и психолого-педагогические основы развития творческих способностей.
Разработана, научно-обоснована и экспериментально проверена методическая система развития творческих способностей учащихся ДХШ в процессе обучения художественной вышивке, основанная на изучении творчества и учитывающая индивидуально-психологические особенности подростков.
Внесен вклад в теорию и методику обучения и воспитания средствами ДЛИ - решена проблема развития творческих способностей учащихся ДХШ в процессе обучения художественной вышивке.
Предложены критерии оценки, определяющие уровень развития творческих способностей учащихся ДХШ в процессе обучения художественной вышивке.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в решении значительной научно-педагогической задачи развития творческих способностей учащихся ДХШ в процессе обучения художественной вышивке.
Практическая значимость результатов исследования состоит в том что, материалы работы могут найти применение при совершенствовании содержания и методики обучения учащихся декоративно-прикладному искусству. Результаты исследования могут быть использованы в разработке новых учебных программ, пособий по художественной вышивке, а также в дальнейшей разработке проблемы развития творческих способностей учащихся ДХШ.
Достоверность исследования обеспечивается методологической опорой на современные достижения педагогики и психологии, на ведущие научно-теоретические положения философских, искусствоведческих исследований, опытно-экспериментальной проверкой основных положений данного исследования в условиях работы ДХШ.
Опытно-экспериментальной базой были: Орловская детская школа изобразительных искусств и народных ремесел.
Апробация и внедрение результатов исследования:
Материалы исследования обсуждались на кафедре декоративно-прикладного искусства и технической графики ОГУ, ЛГУ, КГУ.
Основные положения отражены в статьях, опубликованных в сборниках научных трудов.
Результаты исследования внедрены в практическую работу учителей Детских художественных школ и центров детского творчества города Орла, Мценска, Ливны.
На защиту выносятся следующие положения:
Теоретически обоснованная, разработанная и экспериментально проверенная методическая , система развития творческих способностей учащихся ДХШ, включающая цели, задачи и содержание занятий художественной вышивкой; воспитательные и дидактические принципы, формы, методььи методические приемы; технические средства обучения на занятиях художественной вышивкой, способствующие развитию творческих способностей.
Анализ развития творческих способностей учащихся. ДХШ в процессе обучения художественной вышивке.
Критерии оценки, позволяющие выявить уровень развития творческих способностей учащихся ДХШ.
Периоды исследования:
Первый этап - констатирующий эксперимент, проходил в период с 2002-2003 год в Орловской детской школе изобразительных искусств и народных ремесел с учащимися 1-х и 4-х классов. Проводилось изучение и анализ специальной литературы, посвященное проблемам природы творчества, развития творческих способностей личности, вопросам преподавания ДЛИ. В ходе этого эксперимента мы проверяли и выявляли уровень развития творческих способностей учащихся, подготовленность их к выполнению
творческих заданий по ДЛИ, конкретизировали критерии оценки. Определили методологию исследования, выдвинули гипотезу, наметили цели, задачи, определили содержание экспериментальных занятий.
Второй этап - формирующий эксперимент, проходил в период с 2003 по 2007 год. На этом этапе проводилась теоретическая и практическая работа, направленная на поиск путей развития творческих способностей учащихся ДХШ на занятиях художественной вышивкой, осуществлялась проверка гипотезы. Был проведен формирующий эксперимент, позволивший апробировать методы преподавания художественной вышивки, усовершенствовать методическую систему, сформировать оптимальную структуру содержания курса с целью развития творческих способностей учащихся ДХШ.
Третий этап эксперимента - контрольный, проходил в период с 2007 по 2008год. Мы анализировали результаты проведенного эксперимента, вносили дополнения и поправки в нашу программу, оформляли результаты исследования и подводили итоги.
Наше экспериментальное исследование показало, что художественная вышивка положительно влияет на развитие творческих способностей учащихся ДХШ.
Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, 2-х глав, выводов, библиографического списка и приложения. Работа содержит таблицы, иллюстрирована рисунками и схемами.
Научные подходы к развитию творческих способностей учащихся ДХШ
За последние десятилетия все более распространенным предметом изучения в самых различных областях психологического и педагогического знания становятся творческие способности. Исследование этого вопроса, необходимо начать с осмысления проблемы творчества, с анализа имеющейся литературы, в которой раскрывается сущность, арсенал методов, приемов и средств развития творческих способностей.
Изучив труды В.И.Андреева, В.А.Сухомлинского, С.Т.Шацкого мы пришли к выводу, что в отечественной педагогике имеется богатый опыт развития творческих способностей учащихся. В этих работах представлен анализ сущности, содержания, методики и методов творческого развития учащихся, разработаны теоретические основы творческого процесса и проведены исследования его важных компонентов, а также показано значение участия педагога, семьи, социального окружения в этом процессе.
Как высшую форму активности, проблему творчества, рассматривали психологи В.Г. Ананьев, В.М. Бехтерев, Л.С.Выготский, Е.И. Игнатев, А.К.Ковалев, B.C. Кузин, Н.С.Лейтес, Я.А.Пономарев, В.М. Теплов, П.М. Якобсон и др.
Вопросам творческой деятельности большое внимание уделяли В.И.Андреев, Д.Б.Богоявленская, Д.Гилфорд, А.М.Матюшкин, П.Торренс, КЮнг.
Способам развития творческих способностей посвящены исследования Е.В.Киселевой, В.Ю.Лешера, В.К. Лебедко, А.А.Мелик-Пашаева, М.А.Прокофьева, Н.М.Пручкиной, Н.Н. Ростовцева, Е.В. Шорохова, Т.Я.Шгшкаловой.
Концептуальные положения о развитии творческой личности в деятельности учреждений дополнительного образования мы находим в трудах В.А.Березина, А.К.Бруднов, В.А.Горский, А.Я.Журкина, С.В.Сальцева, А.Б.Фомина.
Творчество в широком понимании можно определить как умение отклоняться от традиционных схем мышления, это способность порождать необычные идеи, быстро решать проблемные ситуации.
Большая советская энциклопедия определяет творчество как «деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее» [25, с. 158].
Психологический словарь трактует творчество как «деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей... Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью» [176, с. 158].
Сократ - придавая особое значение природной предрасположенности человека, природные способности связывал с образованием: «Могучие духом..., если получат образование..., становятся отличными..., полезными деятелями. Оставшись без образования..., они бывают дурными, вредными людьми» [127,с.57]. Важную роль в развитии педагогической мысли античности сыграл Платон. Развитие творческого потенциала, как утверждал Платон, необходимо начинать с раннего возраста, так как «во всяком деле самое главное - это начало, в особенности, если это касается чего-то юного и нежного» [27, с.51].
Анализируя философскую литературу мы пришли к выводу, что по проблеме творчества в философии существует два разных подхода:
подход русской религиозной философии;
подход диалектического материализма.
В русской философии творчество рассматривается как высшая форма проявления человеческой жизни. Творчество есть не что иное, как самореализация, оно невозможно без свободы. Н.А. Бердяев считал, что человек, являясь подобием Божьим, имеет творящую силу и свободу, равную Богу. Он считал творческий акт освобождением и преодолением [18, с. 10].
С точки зрения диалектического материализма «творчество рассматривается как труд по созданию новых материальных и духовных ценностей. Творчеством называется способность человека из известного, имеющегося в действительности материала создавать в процессе труда новую реальность, отвечающую многообразным общественным потребностям...» [201, с. 116].
Природу творчества раскрыли в своих работах философы П. Вайнцвайг, Г. Гельмгольц, С.С. Гольдентрихт, Л.С. Дышлевый, С.Д. Смирнов, А.И. Пуанкаре, Л.В. Яценко и др. давая определение принципов его развития, выявляя общенаучные механизмы творчества, обнаруживая критерии творческой деятельности и другие, методологически значимые аспекты изучения данной проблемы.
С.С. Гольдентрихт пишет: «Критерии творчества не в создании того, что отлично от существующего и в этом, формальном смысле, «нового», а в свободном и универсальном развитии человека в процессе освоения преобразования мира» [50, с.48].
С точки зрения П. Вайнцваига, «творчество это - высочайшая из человеческих функций, которая зиждется на свободе воли и воображения. Именно свобода и воображение, если к ним подходить с ответственностью, помогают человеку быть творцом будущего, а не только порождением прошлого... люди рождены для творчества - это их богатство, право и основа судьбы. Творчество - это возрождение, вечный источник молодости; творчество придает свежесть, оригинальность и значимость всему, чем мы занимаемся, о чем думаем и что чувствуем. В творчестве мы используем свои уникальные возможности и выражаем неповторимость наших мыслей и чувств. Каждым творческим проявлением мы развиваем Силу Личности, которой доступно созидание» [32, с. 145]. Умозаключение П. Вайнцваига подтверждает и позицию С.Д. Смирнова, который отмечает, что «...творчество есть прерогатива свободной, способной к саморазвитию личности». Он приводит следующие критерии творческой деятельности:
1. Творческой называется такая деятельность, которая приводит к получению нового результата, нового продукта.
2. Новизна процесса, с помощью которой этот продукт был получен (новый метод, прием, способ действования).
3. Преодоление логического разрыва на пути от условия задачи к ее решению.
4. Способность самостоятельно увидеть и сформулировать проблему.
5. Ярко выраженное эмоциональное переживание, предшествующее моменту нахождения решения.
6. Устойчивая и длительная или более кратковременная сильная мотивация [209, с. 158].
А.И. Пуанкаре выделил 4 фазы творческого решения:
фаза собирания материала, накопления знания, которые могут лечь в основу решения или переформулирования проблемы;
фаза созревания или инкубации, когда работает в основном подсознание, а на уровне сознательных регуляций человек может заниматься совсем другой деятельностью;
фаза озарения, или инсайта, когда решение часто совершенно неожиданно или целиком появляется в сознании;
фаза контроля или проверки, которая требует полной включенности сознания [177,с.155].
Методические основы развития творческих способностей учащихся ДХШ на занятиях по художественной вышивке
При решении определенных задач происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. И здесь требуется развитие особых качеств ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить связи и воображать все то, что в совокупности и составляет творческие способности. Добиться развития этих качеств в процессе обучения художественной вышивке можно применив определенную методическую систему.
Мы считаем, что развить способности - это, значит, вооружить ребенка способами деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и развития его одаренности. Способности не просто проявляются в труде, они формируются, развиваются, расцветают в труде и в зачаточном состоянии остаются при бездействии.
Особенностью обучения на занятиях по художественной вышивке является то, что существуют два основных подхода. Их можно определить, как профессиональное и свободное (творческое).
В первом случае от детей требуют изготовлять изделие по готовому шаблону. При такой системе обучения дети приобретают практические навыки, полезные для многих специальностей, развивают мелкую моторику, но они не получают опыта решения художественных задач. Это нужное обучение. На таких уроках ученики осваивают новую технику, например, изучают различные виды швов, то есть получают те основные навыки, которые позволяют ему чувствовать себя более уверенно на каждом этапе обучения. Но это обучение без творчества. Во втором случае детям создают благоприятные условия и среду для творчества, не оказывая особого воздействия. Они обретают опыт свободного самовыражения, общение с уже известными художественными материалами, при помощи которых создаются интересные образы. При таком подходе развивается воображение, эстетический вкус, обогащается и развивается внутренний мир. Но творчество без обучения технологиям невозможно.
Необходимо пробуждать у ребенка личную заинтересованность в том, чем они занимаются. В этом могут помочь задания, требующие адекватного выражения собственного чувства, отношения, настроения, замысла.
Творческие задания носят открытый характер и под час не имеют правильного ответа. Ответов столько же, сколько и детей. Роль учителя здесь состоит в том, чтобы не только понять и принять разнообразные решения, но и показать детям правомерность этих различий, а иногда и защитить нестандартную работу, и тем самым подстегнуть их интерес к творчеству. Педагог в любой творческой деятельности должен поощрять инициативу детей, обогащать арсенал способов самовыражения, поддерживать первоначальную активность.
Для привлечения ребенка к творчеству преподаватель должен учитывать следующие факторы: его интересы, личные качества, навыки, склонности; нужно учитывать то, что никто кроме него не даст правильного решения стоящей перед ним творческой задачи. Например, если ребенок ищет сочетания цветов, выражающие определенное чувство, или выбирает материалы для работы, чтобы создать интересный, характерный образ, он решает истинно художественно-творческую задачу.
Многие учителя и методисты в процессе своей работы убеждаются в том, что при обучении ДЛИ необходимо применять особые методы обучения, так, как этот предмет не похож на другие, имеет свои особенности, цели и задачи. Какими же критериями надо пользоваться при отборе методов? Для начала рассмотрим общие методы обучения. В педагогической и методической литературе можно встретить различные подходы к классификации методов. Одни при классификации методов обучения исходят из целей обучения, другие — из логики учебного процесса, третьи - из познавательной деятельности учащихся и т. д.
Классификация методов по назначению (М.А. Данилов, Б.П. Есипов). В качестве общего признака классификации выступают последовательные этапы, через которые проходит процесс обручения на уроке. Выделяют следующие методы:
приобретение знаний;
формирование умений и навыков;
применения знаний;
творческой деятельности;
закрепления;
проверки знаний, умений и навыков [161,с. 12].
Для нас интерес представляет классификация методов по типу (характеру) познавательной деятельности (И.Я. Ларнер, М.Н. Скаткин). Тип познавательной деятельности — это уровень самостоятельности (напряженности) познавательной деятельности, которого достигают учащиеся, работая по предложенной учителем схеме обучения. Эта характеристика тесно сопряжена с уровнями мыслительной активности учащихся. В данной классификации выделяются следующие методы:
объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный);
репродуктивный;
проблемное изложение;
частично поисковый (эвристический);
исследовательский [ 161, с. 14].
Если, например, познавательная деятельность, организованная учителем, приводит лишь к запоминанию готовых знаний и последующему их безошибочному воспроизведению, которое, может быть и неосознанным, то здесь имеет место достаточно низкий уровень мыслительной активности и соответствующий ему репродуктивный метод обучения. При более высоком уровне напряженности мышления учащихся, когда знания добываются в результате их собственного творческого познавательного труда, имеет место эвристический или еще более высокий — исследовательский метод обучения.
Рассмотрим следующую классификацию методов:
устное изложение (беседа, объяснение, рассказ);
работа с книгой;
письменная работа;
графическая работа;
наблюдение;
практическая работа [161,с.34].
Исходя из характера учебных задач, методы могут иметь следующее содержание:
наблюдение;
моделирование;
устное рассмотрение предмета;
практическое выполнение;
работа с книгой и справочным материалом [161,с.44].
С помощью этих методов обучения совершенствуются и закрепляются знания, умения и навыки.
Становится ясным, что имеющиеся особенности и специфика каждого предмета требует только видоизменения общих методов, присущих данному предмету.
Следует отметить, что педагогическое мастерство учителя зависит от того, насколько хорошо он знает общие методы обучения, которые затем использует в своей работе.
Экспериментальное исследование эффективности путей развития творческих способностей учащихся ДХШ на занятиях художественной вышивкой
Цель исследования заключается в разработке научно-методических основ развития творческих способностей учащихся ДХШ в процессе обучения художественной вышивке. Для подтверждения теоретического обоснования и выдвинутой гипотезы исследования была проведена экспериментальная проверка эффективности использования методической системы обучения, которая направлена на развитие творческих способностей учащихся ДХШ и включающая в себя: цели и задачи, содержание учебной дисциплины, формы и методы обучения, направленные на развитие творческих способностей, дидактические принципы организации учебных и воспитательных приемов.
Одной из ведущих идей нашего исследования является то, что знания по художественной вышивке предоставляют широкие возможности для изучения особенностей детей и осуществления индивидуального подхода к каждому ребенку, что содействует развитию у них творческих способностей.
Для проведения эксперимента были необходимы следующие условия:
1. Определить продолжительность эксперимента.
2. Изучить условия учебно-воспитательной работы и условия учебно-материальной базы ДХШ для занятий художественным текстилем.
3. Разработать экспериментальный материал программы, пособия и др.
Мы использовали несколько этапов проведения эксперимента: констатирующий (изучение существующих педагогических явлений, проведение контрольного среза для выявления уровня развития творческих способностей учащихся ДХШ), формирующий (реализация педагогического воздействия на развитие творческих способностей учащихся) и контрольный (анализ результатов проведенного эксперимента).
Методика проведения экспериментального исследования заключалась в следующем:
1. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; определение основных понятий, затрагиваемых в теме диссертации: «творчество», «творческие способности».
2. Цели и задачи констатирующего эксперимента:
провести наблюдение за творческой деятельностью учащихся ДХШ в группе художественной вышивки;
выявит уровень развития творческих способностей различными методами: наблюдения, беседа, анкетирование, анализ учебных и творческих работ учащихся.
3. Цели и задачи формирующего эксперимента заключаются в проверке на практике разработанной методической системы развития творческих способностей учащихся ДХШ на занятиях художественной вышивкой.
Общая схема организации и методики проведения экспериментального исследования отражены в схеме, отражающей ход научного исследования.
Учащиеся ДХШ Объект и субъект обучения Исследование возможностей развития учащихся ДХШ Разработка учебной экспериментальной программы
Организация процесса общения, направленного на развитие творческих способностей Проблема научно-методического обоснования развития творческих способностей учащихся ДХШ на занятиях художественной вышивкой разрабатывалась и решалась в течение 6 лет (2002 - 2008 годы). На протяжении всего периода педагогического исследования постоянно разрабатывались и велись занятия для учащихся школы изобразительных искусств и народных ремесел города Орла.
Первый этап - констатирующий эксперимент, проходил в период с 2002 по 2003 учебный год в Орловской детской школе изобразительных искусств и народных ремесел с учащимися 1-х - 4-х классов. Эксперимент проходил при участии педагога Пелепейчекно СИ.
В этот период необходимо было:
провести анализ педагогического опыта преподавателей по данной дисциплине;
изучить и проанализировать специальную литературу, связанную с проблемами природы творчества, развития творческих способностей, по вопросам преподавания декоративно-прикладного искусства, основам композиции, цветоведения;
определить содержание, формы и методы организации декоративно-художественной деятельности учащихся;
определить начальный уровень подготовленности учащихся, разработать методическую систему, направленную на развитие творческих способностей учащихся ДХШ;
изучить современное состояние учебно-воспитательной работы занятий по художественной вышивке;
изучить историю региональных народных художественных промыслов, популярность различных видов декоративно-прикладного искусства среди учащихся и их приемлемость для изучения во внеурочное время;
изучить требования к организации занятий в системе дополнительного образования детей;
ознакомиться с материально-техническим обеспечением занятий по выбранному нами виду декоративно-прикладного искусства в ДХШ;
разработать экспериментальную программу для проведения занятий по художественной вышивке.
В результате анализа программ преподавания художественной вышивки, методических рекомендаций, наглядных пособий, мы пришли к следующим выводам;
в изложении учебного материала существует бессистемность;
наблюдается технико-технологическая направленность занятий;
организация обучения и ее методы однообразны;
слабая материальная оснащенность занятті, недостаточно наглядных пособий;
в незначительной степени затрагиваются вопросы истории возникновения и развития художественной вышивки;
недостаточно используется краеведческий материал по данной тематике;