Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие художественно-пластических способностей учащихся детских художественных школ на занятиях по скульптуре Малеев Валерий Юрьевич

Развитие художественно-пластических способностей учащихся детских художественных школ на занятиях по скульптуре
<
Развитие художественно-пластических способностей учащихся детских художественных школ на занятиях по скульптуре Развитие художественно-пластических способностей учащихся детских художественных школ на занятиях по скульптуре Развитие художественно-пластических способностей учащихся детских художественных школ на занятиях по скульптуре Развитие художественно-пластических способностей учащихся детских художественных школ на занятиях по скульптуре Развитие художественно-пластических способностей учащихся детских художественных школ на занятиях по скульптуре Развитие художественно-пластических способностей учащихся детских художественных школ на занятиях по скульптуре Развитие художественно-пластических способностей учащихся детских художественных школ на занятиях по скульптуре Развитие художественно-пластических способностей учащихся детских художественных школ на занятиях по скульптуре Развитие художественно-пластических способностей учащихся детских художественных школ на занятиях по скульптуре Развитие художественно-пластических способностей учащихся детских художественных школ на занятиях по скульптуре Развитие художественно-пластических способностей учащихся детских художественных школ на занятиях по скульптуре Развитие художественно-пластических способностей учащихся детских художественных школ на занятиях по скульптуре
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Малеев Валерий Юрьевич. Развитие художественно-пластических способностей учащихся детских художественных школ на занятиях по скульптуре : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Малеев Валерий Юрьевич; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т].- Курск, 2010.- 227 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-13/1416

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические особенности развития художественно-пластических способностей учащихся ДХШ на занятиях по скульптуре 11

1.1. Сущность, структура и механизмы формирования художественно-пластических способностей 11

1.2. Педагогические особенности развития художественно-пластических способностей учащихся ДХШ на занятиях по скульптуре 32

1.3. Модель методической системы развития художественно-пластических способностей учащихся ДХШ 51

Выводы 63

Глава 2. Экспериментальное исследование процесса развития художественно-пластических способностей учащихся в ДХШ на занятиях по скульптуре 66

2.1. Определение исходного уровня развития художественно-пластических способностей у учащихся на примере занятия скульптуро 66

2.2. Экспериментальная проверка системы заданий по развитию художественно - пластических способностей учащихся средствами скульптуры 86

2.3. Приемы развития художественно-пластических способностей у учащихся средствами скульптуры в ДХШ 130

Выводы 145

Заключение 147

Библиографический список используемой литературы 152

Приложение 168

Введение к работе

Проблема исследования и ее актуальность. На сегодняшний день одной из актуальных задач российского образования является развитие творческих способностей учащихся. Формирование самостоятельной, творчески мыслящей личности, которая может самореализовываться в любой сфере жизнедеятельности, всегда рассматривалось как приоритетная задача образования. Творчество - это реализация новых идей, отказ от привычных схем, штампов, шаблонов и стереотипов в деятельности. Формирование творческой личности является также основной целью теории и практики художественного образования. Особо успешно данная цель может реализоваться в процессе развития у учащихся художественно-пластических способностей на занятиях скульптуры в ДХШ.

В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года установлено, что дополнительное образование детей было и остается одним из самых определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов. Законом РФ «Об образовании» и Типовым положением об учреждении дополнительного образования детей поставлены основные задачи: обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, самоопределения и творческого труда детей преимущественно от 6 до 18 лет; адаптация их к жизни в обществе; формирование общей культуры; организация содержательного досуга.

Исследованию проблемы формирования художественно-пластических способностей учащихся посвящены работы А.В. Бакушинского, Е.И. Игнатьева, Д.С. Лихачева, B.C. Кузина, СП. Ломова, Н.Н. Ростовцева, Е.В. Шорохова, Т.Я. Шпикаловой, Т.С. Комаровой.

Проблемы развития художественно-творческих способностей учащихся в системе дополнительного образования решались в исследованиях В.П. Головинова, Е.Б. Евладовой, Т.С. Комаровой, Т.Г. Казаковой, А.В. Золотаревой, Н.В.Падашуль. Психологические основы развития творческих способностей детей анализировались в работах Л.С. Выготского, В.М. Аганисяна, Е.И. Игнатьева, И.Ю. Кулагиной, П.П. Блонского, Е.А. Климова, Н.А. Ветлугиной, А.В. Петровского, Б.С. Волкова, Н.В. Волковой, B.C. Кузина.

Как видим, в современной педагогике и психологии интенсивно ведется поиск и разработка эффективных методов организации учебно-воспитательного процесса и внеклассных занятий, направленных на формирование художественно-пластических способностей учащихся, стимулирующих творческую активность, способствующих их гармоническому, всестороннему и целостному развитию.

Однако до настоящего времени научно-методические исследования, посвященные развитию художественно-пластических способностей у учащихся ДХШ и школ искусств на занятиях по скульптуре, не проводились. В данных учебных заведениях на начальной стадии обучения детей рисунку, живописи и в особенности скульптуре доминирует в большей степени

репродуктивный метод обучения.

Получая знания в готовом виде и механически копируя натурные объекты, учащиеся формируют репродуктивное (воспроизводящее) мышление и ремесленнические навыки. Как правило, это ведет к снижению уровня владения ими художественно-пластическими умениями, что в дальнейшем может негативно сказаться на сформированности творческих способностей учащихся. В этой связи следует отметить следующие обозначившиеся противоречия:

- между необходимостью обеспечения развития творческих
способностей учащихся в учебно-воспитательном процессе ДХШ на
занятиях по рисунку, живописи и скульптуре и доминированием в
преподавании данных дисциплин до настоящего времени репродуктивно-
ремесленного подхода;

- между объективной необходимостью развития художественно-
пластических способностей учащихся ДХШ и недостаточной
разработанностью научно-педагогических основ и методических средств для
достижения этой цели.

Таким образом, практика преподавания скульптуры в ДХШ нуждается в дальнейшем поиске и разработке эффективных методов и средств развития художественно-пластических способностей учащихся. От нерешенности данной проблемы страдает в значительной степени качество художественного образования и эстетического воспитания детей и развитие их творческих способностей. Все вышеизложенное определяет актуальность настоящего диссертационного исследования, призванного восполнить пробел в теории и практике развития художественно-пластических способностей учащихся.

Объектом исследования является учебно-творческая деятельность учащихся ДХШ на занятиях по скульптуре, направленная на развитие художественно-пластических способностей.

Предмет исследования - система методических средств, приемов и педагогических условий, обеспечивающих развитие художественно-пластических способностей у учащихся ДХШ на занятиях по скульптуре.

Цель исследования заключается в решении проблемы развития художественно-пластических способностей учащихся средствами скульптуры в условиях дополнительного образования.

Гипотеза: развитие художественно-пластических способностей учащихся ДХШ на занятиях по скульптуре можно значительно повысить, если;

определить рациональные формы, методы и приемы организации художественно-творческой деятельности учащихся;

разработать и предложить методическую модель, систему заданий и упражнений, направленных на ее реализацию;

- художественно-творческая деятельность учащихся будет
осуществляться с учетом их интересов, наклонностей и потребностей;

- постоянно осуществлять диагностику уровня сформированности
художественно-пластических способностей по разработанным нами

критериям

В соответствии с целью исследования ставятся следующие задачи:

1) изучить, проанализировать литературу и материалы диссертационных
исследований, связанных с проблемой развития художественно-пластических
способностей учащихся;

2) выявить существенные факторы, влияющие на развитие
художественно-пластических способностей учащихся в процессе
выполнения скульптуры;

3) разработать критерии и уровни сформированности художественно-
пластических способностей у учащихся;

4) теоретически обосновать и разработать методическую систему
развития художественно-пластических способностей учащихся, содержащую
комплекс заданий и упражнений, включающую в себя цель, задачи,
содержание, принципы, формы, методы обучения скульптуре;

5) осуществить проверку эффективности экспериментальной
методической системы развития художественно-пластических способностей
учащихся в процессе выполнения скульптуры.

Методологической основой исследования явились научные труды известных педагогов, психологов, теоретические и методические работы художников, скульпторов, искусствоведов в области развития у учащихся художественно-пластических способностей.

При решении поставленных задач использовались следующие методы исследования:

- теоретический анализ относящихся к исследуемой проблеме научных
работ, по методике преподавания изобразительного искусства, вопросам
теории и практики художественного воспитания, психологии
художественного творчества;

- теоретический анализ планов и программ учреждений
дополнительного образования в сфере художественно-творческого развития
детей;

наблюдение за учебным процессом и анализ результатов художественно-творческой деятельности учащихся на занятиях по скульптуре;

педагогический эксперимент (констатирующий, обучающий, контрольный);

анализ результатов художественно-творческой деятельности учащихся (эскизы, скульптурные работы), созданных в процессе экспериментальной работы;

- статистическая обработка итогов эксперимента.

Основные результаты исследования, полученные соискателем, и их научная новизна состоит в следующем:

- поставлена и комплексно решена проблема развития художественно-
пластических способностей учащихся ДХШ на занятиях по скульптуре;

- разработана модель диагностики развития художественно-
пластических способностей учащихся в процессе выполнения ими заданий

по скульптуре;

- разработана методическая система развития художественно-
пластических способностей учащихся, которая включает в себя условия
формирования способностей учащихся к творческой деятельности; цели,
задачи, содержание художественного образования; дидактические принципы,
формы, методы и методические приемы реализации искомой цели, средства
обеспечения учебно-воспитательного процесса, учет индивидуальных и
возрастных особенностей учащихся;

- определены и охарактеризованы критерии и уровни развития
художественно-пластических способностей учащихся в процессе
выполнения ими скульптуры;

- выявлены и экспериментально проверены педагогические условия
способствующие эффективной реализации развития художественно-
пластических способностей учащихся ДХШ.

Теоретическая значимость диссертации определяется тем, что исследование вносит вклад в теорию и методику преподавания скульптуры в ДХШ путем решения проблемы развития художественно-пластических способностей учащихся:

теоретически обоснована необходимость и возможность развития художественно-пластических способностей учащихся ДХШ в процессе выполнения скульптуры;

разработана, научно обоснована и апробирована методическая система как организационная модель управления в процессе обучения учащихся в ДХШ, способствующая развитию их художественно-пластических способностей.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы в практике преподавания скульптуры в ДХШ, ДШИ, а также в других учреждениях дополнительного образования, где преподается скульптура, при разработке учебных программ, учебных и учебно-методических пособий для преподавателей пластических дисциплин ДХШ, а также служить основанием для корректировки учебных планов ДХШ и ДШИ.

Исследование проводилось в период с 2000 по 2009 гг. Эксперимент охватил 180 учащихся 1-4 года обучения в ДХШ. Исследование состояло из нескольких этапов.

На первом этапе (2000-2003 гг.) изучалась специальная литература по проблеме исследования. Рассматривались вопросы философии, педагогики, психологии, природы творчества, развития художественно-пластических способностей учащихся на занятиях по скульптуре, влияние данных способностей на формирование творческой личности, ее эстетической культуры.

На втором этапе (2003-2005 гг.) проводился констатирующий этап эксперимента с целью определения исходного уровня сформированности художественно-пластических способностей учащихся. Составлены учебно-творческие задания для эффективного развития художественно-пластических способностей учащихся в процессе преподавания скульптуры.

Осуществлялось наблюдение за художественно-творческой деятельностью учащихся 1-4 классов ДХШ. Проведен анализ результатов выполнения учебно-творческих заданий для выявления уровня развития художественно-пластических способностей учащихся.

На третьем этапе (2005-2009 гг.) составлена программа и проведено опытно-экспериментальное исследование с целью развития художественно-пластических способностей учащихся в процессе выполнения заданий по скульптуре. Проведен сравнительный эксперимент на базе ДХШ № 1 г. Курска и ДХШ г. Астрахани.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. обоснование роли скульптуры как средства развития художественно-пластических и творческих способностей учащихся ДХШ;

  2. критерии диагностики уровня развития художественно-пластических способностей детей средствами скульптуры (низкий, средний, высокий);

  3. экспериментальная методическая система, включающая цель, задачи, принципы, методы, направленная на развитие художественно-пластических способностей учащихся в процессе занятий скульптурой;

  4. психолого-педагогические условия, обеспечивающие эффективность развития художественно-пластических способностей учащихся на занятиях по скульптуре. Система упражнений, направленных на развитие восприятия, абстрагирования, создания художественного образа в мелкой пластике.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена совокупностью исходных методологических и теоретических позиций; применением комплекса взаимосвязанных методов, адекватных предмету, задачам и логике исследования; репрезентативностью объема выборок, возможностью повторения опытной работы, позволяющей провести количественный и качественный анализ ее хода и результатов. Содержание, этапы и результаты исследования рассмотрены и одобрены кафедрой теории и методики преподавания изобразительного искусства художественно-графического факультета Курского государственного педагогического университета.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Материалы исследования обсуждались на кафедре теории и методики преподавания изобразительного искусства художественно-графического факультета Курского государственного педагогического университета, в Астраханском методическом центре на курсах повышения квалификации учителей дополнительного образования в 2001, 2003 гг., освещались в 1998 г. в материалах Первой научно-практической региональной конференции г. Курска.

Апробация результатов проходила в учреждениях дополнительного образования детей (ДХШ, ДШИ) в г. Астрахани, Астраханской области, г. Ахтубинске и г. Курске.

Сущность, структура и механизмы формирования художественно-пластических способностей

Способность к художественному творчеству является специфической особенностью человека, которая дает возможность не только воспринимать действительность такой, какая она есть, но и видоизменять ее в условиях работы. Встают вопросы: нужно ли обучать и, главное, как обучать художественному творчеству, и что является основой, фундаментом художественного творчества. Ответы на данные вопросы влияют на успешное развитие художественно-творческих способностей учащихся (в нашем случае, учащихся ДХШ, занимающихся скульптурой), сказываются на умелом руководстве этим процессом.

Известно, что на формирование творческих способностей учащихся огромное влияние оказывает уровень развития их художественно-пластических способностей.

Художественно-пластические способности - это способности к художественному восприятию объекта изображения, осмыслению и верной передаче с использованием средств выразительности (конструкции, пластики, движения и т.д.) художественного образа.

Для решения обозначенной нами проблемы, необходимо определить, что понимается под творческими способностями вообще, чем обусловлены способности к художественно-творческой деятельности. Осмыслить те качества, знания и умения, лежащие в основе художественно-пластических способностей, которые необходимо развивать у учащихся ДХШ на занятиях по скульптуре.

О глубоком интересе к проявлению творческого начала в человеке, о возникновении творческого импульса, можно судить по работам ученых, посвященным созданию «теории творчества». Основным стимулом изучения обсуждаемого вопроса является желание узнать, можно ли обучать творчеству или этот дар дается человеку свыше. Издавна считалось, что творческие способности - таинственные свойства личности, а факты выдающихся способностей, проявляющиеся у людей, занятых особенно в области науки и искусства, создали ореол исключительности человека, обладающего этими неординарными свойствами.

Как известно, шедевры литературы и искусства, научные открытия и изобретения, всегда имели место в жизни людей, удовлетворяя тем самым потребность развивающейся культуры. Поэтому долгое время общество не осознавало необходимости в овладении механизмами творчества. Многие ученые считали и сегодня считают, что такая точка зрения существует, что видимое различие людей по способностям объясняется врожденными свойствами, счастливым сочетанием генов, поэтому и развитие творческих способностей - дело неблагодарное.

На основании анализа литературы можно констатировать, что на рубеже XIX-XX веков теория психологии творчества стала складываться более системно. Она отражала обстоятельства создания великих творений во всей их целостности. Источниками исходных данных были биографии, мемуары художников, учёных, изобретателей. Научные обобщения касались природы творчества, способности к творчеству и качеств творческой личности. Так как основой творчества признавалась бессознательная работа, ещё не были открыты средства проникновения в сущность явлений [52]. Многочисленные исследования, посвященные изучению природы творческого процесса, позволили ученым определить стадии или фазы творческого процесса. Количество их сводится к трем, четырем, и даже пяти. Так, Г. Гельмгольц назвал первую стадию творческого процесса, имея при этом і в виду научное открытие, насыщением, вторую - стадию раздумий - х вынашиванием, и третью - момент внезапного получения результата -озарением [43]. Эти стадии при тщательном изучении данного процесса были дополнены А. Пуанкаре еще одной, заключающейся в проверке на наличие ошибок, названной им верификацией. Далее учеными было обнаружено, что момент озарения может происходи гь неоднократно, и на разных этапах поиска [150]. Отсюда структура творческого процесса признана чрезвычайно подвижной и непредсказуемой [185].

До середины XX века психология связывала творческие способности с умственным развитием. Сейчас, благодаря исследованиям многих психологов, установлено отсутствие прямой зависимости творческих способностей от интеллекта и суммы знаний. Исследования показали, что интеллектуал вполне может быть нетворческой личностью, но «креативов с низким интеллектом нет» [57], следовательно, развивая творческие способности, мы развиваем интеллект. Высокоинтеллектуальный человек с развитыми творческими способностями (человек с одинаково хорошо развитыми полушариями) — это и есть идеал человека будущего, к которому стремиться педагогика.

Модель методической системы развития художественно-пластических способностей учащихся ДХШ

Достижению поставленной цели (реализация образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения в их единстве) способствует следование основным требованиям - принципам обучения. Система принципов обучения выступает как основной ориентир в деятельности педагога, служит мостом, соединяющим теоретические положения с художественно-педагогической практикой. С их помощью педагог проектирует свою деятельность, направляет и корректирует работу учащихся, учит последовательно вести работу над созданием образа, ставить цель, помогает выполнять задуманное в соответствии с решением художественно-творческих задач. В процессе развития художественно-пластических способностей учащихся на занятиях по скульптуре необходимо использовать следующие дидактические принципы.

Принцип гуманизации состоит в поддержании на занятиях по скульптуре дружеских и доброжелательных отношений, взаимного уважения учащихся между собой и в отношении педагога с учащимися, создании ситуации успеха. Под этим принципом понимается также восприятие ребенка как уникальной, самобытной, самостоятельной личности, которая имеет свою позицию, взгляды, интересы и потребности. В то же время необходимо создавать условия для выражения его индивидуальности, для самореализации, поощрять инициативность и любые творческие проявления.

Принцип культуросообразности предполагает активное включение учащихся на занятиях по скульптуре в процесс освоения художественной культуры своего города, области, края, страны.

Принцип доступности обучения связан с особенностями физиологического (тип высшей нервной системы), психологического и личностного состояния ребенка (уровень восприятия, мышления, памяти, внимания, речи); с уровнем его художественной подготовки, опыта и интересов. Принцип доступности требует, чтобы обучение строилось с учетом реальных учебных возможностей учащегося, доставляющих ему радость и эстетическое наслаждение в процессе выполнения заданий по скульптуре.

Принцип наглядности предполагает прямое изучение объектов изображения, основанное на наблюдении. В процессе использования наглядных пособий на занятиях по скульптуре должно рационально сочетаться объяснение педагога с демонстрируемым материалом (таблицами, иллюстрациями, оригинальными изделиями, натурными объектами). Я.А. Каменский считал і «золотым правилом дидактики» - предлагая всё, что возможно, представлять \ органам чувств; призывал изучать сами вещи, а не чужие наблюдения и свидетельства о них.

Принцип систематичности и последовательности включает: предварительное определение имеющихся у учащихся художественно-пластических знаний, умений, и навыков; выделение базовых аспектов осваиваемого материала, отделение главного от второстепенного и постоянное акцентирование на этом внимания; четкое структурирование знаний, способствующее не только лучшему усвоению информации, но и вооружающее учащихся художественно-пластическими умениями ведения самостоятельной работы; неразрывная последовательность действий, чтобы всё освоенное сегодня закрепляло вчерашнее; создание условий для самостоятельного выполнения заданий по лепке; использование межпредметной связи с такими дисциплинами как живопись, рисунок, композиция и история изобразительных искусств; осуществление постоянного контроля и объективной оценки выполненных скульптурных работ.

Принцип осознанности и действенности результатов воспитания, обучения и развития: влияет много факторов, среди которых немаловажное значение имеет то, насколько интересно и важно для ученика решение задач, обозначенных педагогом.

Принцип связи теории с практикой выражает необходимость подготовки учащихся ДХШ к правильному пониманию значимости в будущей практической деятельности приобретенных ими в процессе обучения художественно-творческих умений и знаний. Использование данного принципа на занятиях по скульптуре также поможет сформировать у учащегося необходимый арсенал знаний, умений и навыков для раскрытия ими в своих скульптурных работах художественного замысла.

Принцип развивающегося обучения. «Обучение эффективно только тогда, когда оно идет впереди развития» (Л.С. Выготский). Тогда оно вызывает к жизни целый ряд функций, находящихся в стадии созревания, лежащих в зоне ближайшего развития. На занятиях по скульптуре необходимо стимулировать у учащихся любознательность и жажду учения, которая могла бы заменить любые «кнуты и пряники» искусственной мотивации. При этом педагог должен иметь четкое представление о закономерностях развития художественно-творческих способностей учащихся.

Определение исходного уровня развития художественно-пластических способностей у учащихся на примере занятия скульптуро

Скульптура как произведение искусства, обладая набором средств художественной выразительности, требует творческого подхода к использованию их при создании художественного образа. Это касается прежде всего объемной формы, характера движения, постановки фигуры, жеста, выражения лица, ритма, характера и настроения образов (человека, животных), фактуры поверхности, выразительности материалов и др.

В передаче движений, пластичности фигуры, в способах постановки ее на плоскости существуют многочисленные варианты. Однако одни учащиеся легко могут создавать скульптурные изображения, непохожие на образцы, на изображения, созданные до них. Другие дети, наоборот, стараются подражать, повторять, и совсем не ценят умения создавать совершенно новый продукт. Соответственно, подобные ученики не стремятся изменить что-то в себе, не видят возможности той или иной деятельности в собственном совершенствовании.

В связи с этим, развитие художественно-пластических способностей учащихся мы исследовали с помощью психологической диагностики, по показателю уровня сформированности изобразительных умений и навыков, приобретенных в предшествующие годы обучения.

В констатирующем эксперименте, помимо анализа выполнения заданий по лепке, использовались следующие методы исследования:

а) анализ предшествующих продуктов детского творчества;

б) беседы с учащимися;

в) наблюдения за детьми на занятиях;

г) анкетирование педагогов.

Такое разнообразное обследование проводилось с целью получения достоверных результатов относительно базовых знаний и практических умений детей в области изобразительного искусства (скульптуры), выявления их художественно-пластических способностей и возможностей их развития в процессе работы над скульптурным изображением.

Все виды исследования проводились на занятиях по скульптуре в учреждениях дополнительного образования г. Астрахани (художественные школы № 1, № 9), ДШИ № 5 (художественное отделение), Астраханской области (художественная школа г. Ахтубинска) и ДХШ № 1 г. Курска. На начальном этапе исследования, то есть в констатирующем эксперименте, было задействовано 74 человека - учащиеся 1-ого, 2-ого, 3-ого, 4-ого классов художественной школы.

Проведению констатирующего эксперимента предшествовало изучение вопроса о наличии в учреждениях дополнительного образования условий для развития художественно-пластических способностей учащихся PI о факторах, тормозящих развитие творческих способностей.

Для этого осуществлялось знакомство с работой учреждений дополнительного образования, рассматривался вопрос укомплектованности кабинетов необходимым инвентарем, наглядными пособиями, техническими средствами обучения.

Исследование данного вопроса позволило сделать вывод о том, что в \ художественных школах и школах искусства имеются хорошо оборудованные кабинеты скульптуры. Преподавательская работа ведется в соответствии с учебными планами в рамках программ, рекомендованных Главным учебно-методическим центром образования и по типовым или авторским программам в учреждениях дополнительного образования.

В то же время мы обратили внимание на то, что работы по скульптуре на выставках и конкурсах демонстрировались крайне редко, а если они и представлялись, то их художественный уровень был невысокий. Нами было проанализировано проведение ряда занятий по скульптуре, где мы обратили особое внимание на работу как учащихся, так и преподавателей. В констатирующем эксперименте мы старались установить причины низкого уровня развития художественно-пластических способностей на занятиях по скульптуре.

Похожие диссертации на Развитие художественно-пластических способностей учащихся детских художественных школ на занятиях по скульптуре