Содержание к диссертации
Введение
Глава 1 Психолого-педагогические основы формирования художественного восприятия произведений изобразительного искусства на уроках ИЗО в 5, 6 классах средней общеобразовательной школы.
1.1 Проблема развития основных качеств восприятия и формирования художественного восприятия произведений изобразительного искусства 20
1.2 Освоение выразительных особенностей элементов языка изобразительного искусства как средство развития художественного восприятия произведений изобразительного искусства 63
1.3 Методологические проблемы развития восприятия произведений изобразительного искусства у учащихся 11-12 лет...81
1.4 Определение критериев развития художественного восприятия на уроках ИЗО в 5,6 классах средней школы... 91
Глава 2 Экспериментальное исследование формирования художественного восприятия произведений изобразительного искусства на уроках ИЗО в 5,6 классах средней школы.
2.1 Выявление уровня развития основных качеств восприятия и навыков художественного восприятия произведений изобразительного искусства у учащихся 11-12 лет (Констатирующий этап эксперимента) 118
2.2 Описание экспериментального обучения, направленного на формирование художественного восприятия произведений изобразительного искусства на уроках ИЗО в 5,6 классах средней общеобразовательной школы (Формирующий этап эксперимента) 134
2.3 Итоговая оценка результатов опытно-экспериментальной работы и обоснование приемов развития основных качеств восприятия и формирования навыков художественного восприятия произведений изобразительного искусства на уроках ИЗО в школе (Контрольный этап эксперимента) 170
4. Заключение 194
- Проблема развития основных качеств восприятия и формирования художественного восприятия произведений изобразительного искусства
- Выявление уровня развития основных качеств восприятия и навыков художественного восприятия произведений изобразительного искусства у учащихся 11-12 лет (Констатирующий этап эксперимента)
- Описание экспериментального обучения, направленного на формирование художественного восприятия произведений изобразительного искусства на уроках ИЗО в 5,6 классах средней общеобразовательной школы (Формирующий этап эксперимента)
Введение к работе
Проблема исследования и его актуальность.
Развитие познавательных способностей человека, является общепризнанной ценностью, в современном мире. В последнее время, человечество всерьез озабочено формированием гармонической, творчески активной личности, способной решать постоянно возникающие в современном мире проблемы. Развитие познавательных процессов и способностей человека к творческой переработке полученных впечатлений окружающего мира, в современной художественной педагогике, понимается как формирование целостной системы творческих качеств восприятия, мышления и памяти. Творческие новообразования основных качеств / познавательных процессов, ведут человека «к возможности преобразования и совершенствования окружающей среды. Особое место в структуре познавательных процессов занимает способность художественного восприятия.
Обладающий художественным восприятием человек,
воспринимает окружающий его мир во всем многообразии слагающих его проявлений, целостно и точно, устанавливает основные сущностные взаимосвязи, лежащие в основе требующих разрешения проблем.
Не случайно усилия исследователей художественного творчества и восприятия произведений искусства, сосредоточены на проблеме развития художественного восприятия. Особую актуальность развитие творческих качеств познавательных процессов приобретает у учащихся среднего школьного возраста. Это связано с тем, что у детей, в переходный период подросткового возраста, в связи с общей перестройкой изобразительной деятельности, за счет изменения
целевой установки и отношения к своему творчеству в области изобразительного искусства, на качественно новом уровне закладываются начала эстетического освоения окружающей среды, познания мира, восприятия искусства. От того, как осуществится этот переход, во многом зависит характер всей последующей деятельности человека в сфере изобразительного искусства. Можно сказать, что именно в это время определяются дальнейшие способности человека к общению с сложным и богатым миром образного, много контекстного языка изобразительного искусства.
Проблемы развития познавательных способностей детей в процессе учебно - творческой деятельности, освещаются в исследованиях психологов: Л.А.Венгера, Л.С.Выготского, Е.И.Игнатьева, А.Н.Леонтьева, Н.С.Лейтеса, С.Л.Рубинштейна, Б.М.Теплова. В своих работах, исследователи, обращают особое внимание на особенности развития познавательных способностей и творческой деятельности детей 11-12 летнего возраста. Особый интерес исследователей сосредоточен на проблеме эффективной организации процесса обучения изобразительной деятельности, учащихся среднего школьного возраста. Авторы (Е.И.Игнатьев, В.С.Мухина) отмечают, что у детей, в переходный период подросткового возраста, в связи с общей перестройкой изобразительной деятельности, за счет изменения целевой установки и отношения к своему творчеству в области изобразительного искусства, на качественно новом уровне закладываются начала эстетического освоения окружающей среды, познания мира, восприятия искусства. От того, как осуществится этот переход, во многом зависит характер всей последующей деятельности человека в сфере изобразительного искусства. Можно сказать, что именно в это время определяются дальнейшие способности человека к общению с
сложным и богатым миром метафоричного, образного, много
контекстного языка изобразительного искусства. Исследователями,
изучающими творческие проявления учащихся этой возрастной
группы в сфере изобразительной деятельности (А.А. Голуб, Е.И.
Игнатьев, В.С.Кузин, Н.С. Боголюбов, И.С. Якиманская и др.)
подчеркивается, что развитие творческого познания и восприятия, у
детей на этом этапе играет исключительно важную роль в
сохранении и развитии у человека умения отражать свое "я"
средствами языка изобразительного искусства. Авторы отмечают,
что активное общение с произведением искусства и изобразительная
деятельность, являются благоприятными факторами,
направляющими развитие основных компонентов творческих способностей - интеллектуальной инициативы, поисковой активности и направленности на самосовершенствование и совершенствование окружающего мира.
Рассмотрение трудов посвященных возрастной и педагогической психологии позволило нам прийти к выводу, что организация работы с учащимися данного возраста должна состоять в особом построении методики обучения, основанной на знании эстетических потребностей и психологических особенностей зрительного восприятия и познавательных процессов у детей среднего школьного возраста.
Главной потребностью подростка является потребность в самопознании, проверке своих способностей, осознании своей индивидуальной неповторимости. В возрасте 11-12 лет происходит коренная перестройка всех психологических механизмов, лежащих в основе индивидуальности человека. Переходя в новый возраст, когда нет ещё прочно усвоенных специальных способностей, подросток находится в поиске путей своего дальнейшего развития. Основная
задача в этот период состоит в развитии интеллектуально-творческих функций познания. Возраст 11-12 лет, это период поиска, когда человек стремится найти своё место в обществе, познать многообразие проявлений существующего мира, утвердить своё я в системе ценностей окружающего мира. Этот период возрастного развития, является решающим в формировании художественных потребностей и интересов личности. Ряд особенностей формирования восприятия произведений искусства, средствами изобразительного искусства с точки зрения развития художественных потребностей подростков рассмотрены в исследовании СП. Ломова, опубликованном в 1986 году. Автор отмечает особую роль, которую занимает эстетическое восприятие художественных произведений, в комплексе с наблюдениями и практической деятельностью школьников в формировании потребности в художественно-эстетическом познании реальной действительности.
Нужно заметить, что в процессе естественного развития организма, в результате постоянного стремления организма человека к экономии энергии, происходит схематизация процесса восприятия. Исследователи развития художественного восприятия у детей среднего школьного возраста Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская, в своей работе (1988 г.), указывают, что эти тенденции особенно ярко проявляются в подростковом возрасте, когда происходит стандартизация образов восприятия, упрощение воспринимаемой информации. Ориентированное на адаптацию к изменяющимся условиям среды, сознание, аккумулирует константные образы.
Анализ развития познавательных способностей учеников среднего школьного возраста при анализе натуры, в рисовании с натуры и в тематическом рисовании, обнаруживает утрату ими ряда
ценных качеств, присущих изобразительному творчеству детей дошкольного и младшего школьного возраста, необходимых для художественного восприятия. Вместе с тем, без соответствующих усилий со стороны педагогов, дети не имеют существенных в художественном восприятии специальных знаний и навыков, формируемых при эстетическом развитии. Среди таких, важных для полноценного художественного восприятия произведения искусства, качеств, исследователи (B.C. Кузин, Е.В. Шорохов, Е.А. Флерина, Т.В. Шуртакова) отмечают такие как: Непосредственность чувственного - эмоционального восприятия (Е.А. Флерина, 1956); Восприятие эмоций и мотивов поведения персонажей картины, типических черт персонажей и их окружения (Е.В. Шорохов, 1986), точность и адекватность восприятия оттенков цветов, нюансов форм предметов (B.C. Кузин,2005), способность обобщения характерных черт в целостный образ (Т.В. Шуртакова,1972). Так, наряду с ростом потребности в познании и одновременным стремлением к упрощению опознаваемых образов, связанным с схематизацией и «старением» общих качеств восприятия, ростом аналитических качеств восприятия - способностей к видению сюжета картины, у детей 11-12 летнего возраста, утрачивается способность к чувственному познанию эмоционального контекста произведения, играющего решающую роль в понимании замысла автора (А.А. Голуб, 1997). Происходит разрыв между удовлетворением растущих потребностей в целостном познании сущностей явлений и снижающимися способностями к нему, диктуемыми общим стремлением восприятия к «упрощенной, опознающей ориентировке».(В.С. Кузин,1974, с.103).
Как было указано выше, характеризуя особенности эстетического восприятия произведений искусства, большинство
авторов указывают в качестве основных его особенностей эмоциональность, содержательность (понимание идеи, темы, сюжета). Следует отметить, что, оказавшись в ситуации конфликта между возрастающей потребностью в познании, и общей схематизацией познавательных процессов, связанной с утратой непосредственности и яркости восприятия конкретных образов -подросток не перестает стремиться к получению новых, содержательных, ярких впечатлений. Однако, в связи с уже упомянутыми особенностями восприятия, и недостаточным опытом понимания образного языка искусства, дети сталкиваются с определенными сложностями в познании произведений литературы и искусства. От этого особенно страдает целостность познания -способность к соотнесению отдельных предметов и качеств в единый образ, конкретность восприятия - способность использования выразительных особенностей элементов изобразительного языка для передачи эмоционального отношения к изображенному. Все они характеризуют эмоциональное, активное отношение к изображаемому, обычно свойственное творческим проявлениям в детском возрасте.
Сущность проблемы состоит в том, что в подростковом возрасте происходит осуществление перехода на новую, более упрощенную, с точки зрения познания художественного произведения -практическую, опознающую ступень развития познавательных процессов - и восприятия в частности (Лурия,1974). В результате, усиление аналитического подхода в восприятии, при изображении замысленного сюжета на уроке изобразительного искусства, переносит основное внимание учащихся на графическую, смысловую насыщенность художественного образа, ребенок не успевает полностью реализовать художественный замысел в цвете, что уже не
отвечает требованиям ученика к своей работе. Это происходит в творческой изобразительной деятельности, однако ещё большие разногласия заметны в ходе восприятия детьми произведений изобразительного искусства. Присущая этому возрасту, ориентировка на способы действия, поступки, реакции, ведет к тому, что в целостном художественном произведении ребенок 11-12 лет воспринимает только некоторые эпизоды - яркие, хлесткие - те, где имеется активное действие. (Гуружапов,2000) Тогда как для восприятия образа художественного произведения необходимо целостное познание всей картины. Зритель должен испытать воздействие всех его частей, всех предложенных художником образов.
В настоящее время, наш ученик находится в ситуации, когда с одной стороны, кино и телевидение приучают его воспринимать буквальную, очень адаптированную для восприятия информацию, подаваемую в таком виде, который можно образно сравнить с легким для усвоения, но низкокалорийным «йогуртом». С другой стороны, он постоянно подкрепляет опыт восприятия яркой, но информационно обедненной визуальной среды рекламы и постеров. В силу физиологических причин, ориентированный на яркое, хлесткое, необычное, наши дети теряют способность видения сущностей не очень ярких, но информативных, духовно формирующих предметов, к которым относятся подлинные произведения искусства.
Подростком овладевает соблазн «пробежать взглядом» произведение искусства, приспособить его к современным нуждам, не утруждая себя дополнительной работой души. Однако, современное общество заинтересовано в пробуждении инициативной, творческой личности с развитым чувством
нравственного самосознания, чуткой совестью и справедливости.
Духовно формирующие возможности телесериалов и видео клипов
давно требуют соответствующего диссертационного исследования,
однако, не нужно теории чтобы ответить на вопрос, что имеет
большую духовную, образную, художественную ценность,
телесериал, рекламный плакат или картина, созданная гением и
творческим напряжением художника. Будучи не востребованными,
не подвергнутыми тому очищающему нравственному воздействию
искусства, духовные потребности человека скудеют, что
способствует формированию нетворческой, стандартно мыслящей, негармонично развитой личности.
В тоже время, анализ практики обучения учащихся 11-12 лет изобразительному искусству, и результатов исследований отношения подростков к искусству и его произведениям (исследования Л.В. Благонадежиной,1968, Т.В. Шуртаковой,1971, В.Е. Семенова, 1985, Ю.Н. Протопопова,1988, А.В. Щербакова, 1991г.), показывает что из-за недостаточно разработанной научно-обоснованной методики развития художественного восприятия у учащихся 11-12 лет, которая позволила бы приблизиться к максимально полному развитию художественно-творческого потенциала и познавательных способностей детей этого возраста, в дальнейшем, происходит снижение активности подростка в сфере изобразительной деятельности, падение интереса к произведениям изобразительного искусства.
Неспособность человека к целостному познанию сложной структуры художественного произведения часто проявляется даже в полном отказе от общения с произведениями искусства, несостоятельностью в выражении своих творческих замыслов средствами изобразительного искусства, а это в конечном итоге
негативно сказывается как на качестве художественного образования и эстетического воспитания подростков, так и на их способностях к целостному познанию окружающего мира. Мы приходим к заключению, что организация изобразительной деятельности, сочетающая в себе, анализ художественного произведения, и практическую художественно-творческую деятельность учеников, создает благоприятные условия для развития познавательных процессов, в том числе восприятия и внимания. "Процесс реалистического изображения требует постоянного углубления видения предмета".(Е.И. Игнатьев, 1988)
Искусство, интегрируя в себе большое количество организованной в образной форме информации - обладает особой силой воздействия на глубинные, «укромные» уголки человеческой психики и сознания, ни к чему не принуждая, оно одно способно всколыхнуть широкую гамму эмоциональных переживаний, доставить эстетическое наслаждение и при этом - провоцировать, вызывать размышления, ставить проблемы. Общение с искусством добровольно, но человек только тогда идёт в музей, галерею или покупает альбом репродукций, когда движим потребностью в познании. Потребностью в образном познании - познании искусством.
Таким образом, можно отметить существование, указывающих на актуальность проблемы исследования, значительных противоречий, между имеющимися потребностями ребенка 11-12 лет к продуктивной творческой деятельности, овладением необходимыми для понимания художественного произведения элементами языка изобразительного искусства, и, недостаточной разработанностью методики развития художественного восприятия
произведений изобразительного искусства у учащихся среднего школьного возраста.
Наблюдаемые в школьной практике трудности и противоречия в развитии художественного восприятия произведений изобразительного искусства, обусловили выбор направления нашей работы послужившего основой для постановки проблемы исследования. Проблемой предлагаемого диссертационного исследования, является поиск путей развития художественного восприятия произведения искусства, совмещающего в себе его эмоционально-смысловое понимание и ориентировку на поиск существенного, характерного, лежащую в основе художественного восприятия не только произведения искусства, но и переходящую на восприятие окружающего мира.
Анализ состояния поставленной проблемы позволил сформулировать цель исследования - разработать, обосновать и экспериментально проверить эффективные методы формирования художественного восприятия произведений изобразительного искусства, на уроках Изобразительного искусства в 5,6 классах средней общеобразовательной школы.
Объектом исследования является процесс формирования
навыков художественного восприятия, произведений
изобразительного искусства у учащихся 5,6 классов общеобразовательной школы на уроках Изобразительного искусства.
Предметом исследования являются пути и средства, методические приемы и условия развития основных качеств целостного процесса художественного восприятия, в процессе обучения учеников 5,6 классов изобразительному искусству.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что если в содержание обучения изобразительному искусству учащихся
5,6 классов, будут включены специальные задания и упражнения,
направленные на формирование качеств целостного
художественного восприятия, навыков анализа и понимания смысла, образа и сюжета художественного произведения, освоение выразительных особенностей отдельных элементов языка изобразительного искусства, то это позволит расширить и углубить способности к познанию сущностей и взаимоотношений, необходимые для восприятия произведений изобразительного искусства.
В соответствии с целью, гипотезой, предметом и объектом исследования поставлены следующие задачи исследования:
1. На основе изучения специальной литературы по теме
исследования, выявить и определить сущность, структуру,
специфику и условия функционирования процесса художественного
восприятия.
Определить психолого - педагогические основы формирования навыков художественного восприятия и достижения понимания специфики языка изобразительного искусства детей 11-12 летнего возраста.
Выявить критерии оценки сформированности художественного восприятия произведений изобразительного искусства.
Выявить характерные особенности познавательных способностей и изобразительной деятельности детей 11-12 лет, на которые следует опираться в процессе формирования навыков художественного восприятия произведений изобразительного искусства.
Разработать и научно обосновать эффективные методы диагностики развития основных качеств восприятия и
художественного восприятия произведений изобразительного искусства.
Разработать и научно обосновать принципы построения комплекса методических заданий, которые бы подводили ребенка 11-12 лет к восприятию сюжета, образа и смысла художественного произведения и способствовали развитию художественно творческого познания.
Дать научное обоснование и экспериментально проверить пути и методы развития основных качеств восприятия и формирования навыков художественного восприятия произведений изобразительного искусства детьми 11-12 лет, а также разработать методические рекомендации по их применению, разработать техническую сторону формирующего эксперимента и исследовать эффективность предложенных методов.
При осуществлении поставленных задач важно помнить о том, что любое развитие происходит в сочетании дифференциации четкой работы каждого органа, психического процесса - и интеграции их в новом смысловом контексте. Из крохотного невзрачного зернышка, соединяющего в себе все необходимые для его развития элементы, только при должном уходе и заботе, вырастает прекрасный цветок.
Методологической и теоретической основой исследования стали:
философские, эстетические и психологические положения
исследований, посвященных изучению познавательных процессов,
феномена художественного восприятия произведений
изобразительного искусства; положения об особенностях развития и проявления основных качеств восприятия в детском художественном творчестве.
Для решения поставленных задач нами применялись следующие методы исследования:
Теоретический анализ психологической, педагогической, философской и искусствоведческой литературы по проблеме исследования.
Обобщение передового педагогического опыта России и зарубежных стран.
- Анализ существующих школьных программ по Изобразительному
искусству.
Наблюдение за процессом восприятия художественных произведений на уроках беседах и выполнением практических заданий на уроках тематического рисования в школе.
- Моделирование методики развития основных качеств восприятия
как познавательного процесса, и формирования навыков
художественного восприятия произведений изобразительного
искусства у учащихся 5,6 классов средней школы.
Изучение анкет анализа художественного произведения, протоколов диагностики качеств восприятия и детских работ, полученных в процессе констатирующего и формирующего этапов эксперимента в ходе педагогического эксперимента.
Опытно-экспериментальное обучение.
Анализ, обобщение и обработка результатов экспериментального исследования.
Периоды исследования.
Исследование проводилось в 2002 по 2006 гг. включительно. Первый период (2002 - начало 2004 гг.) носил пробно-поисковый характер. На этом этапе осуществлялись наблюдения за характером изобразительной деятельности и анализа художественных произведений, детьми различных возрастов и изучалась специальная
литература посвященная проблемам художественного восприятия, а также проводился анализ современного состояния обучения учащихся на уроках изобразительного искусства в общеобразовательных школах. В этот же период уточнялась проблема исследования и была проведена серия поисковых экспериментов, направленных на разработку методов диагностики основных качеств восприятия.
Второй период (начало 2004 - конец 2004 гг.) включал в себя проведение констатирующего эксперимента с целью выявления тех особенностей восприятия произведений изобразительного искусства учащимися 11-12 лет, учет которых позволил бы в дальнейшем делать выводы о новообразованиях в структуре и механизмах художественного восприятия в результате формирующего эксперимента.
Третий период (конец 2004 - начало 2006 гг.) На этом этапе проводились формирующий и контрольный этапы эксперимента, включающие анализ результатов опытно-экспериментальной работы.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
1. Определены наиболее благоприятные педагогические условия,
стимулирующие сохранение активности и целостности восприятия
изображений у учеников 5,6 классов на уроках изобразительного
искусства в школе.
2. Разработана, теоретически обоснована и экспериментально
проверена методика формирования художественного восприятия,
развития основных качеств восприятия на уроках изобразительного
искусства в 5,6 классах средней школы.
3. Разработаны специальные задания и упражнения,
способствующие формированию навыков художественного
восприятия произведений изобразительного искусства на уроках ИЗО в 5,6 классах средней общеобразовательной школы.
Теоретическая значимость.
Значение полученных результатов для науки определяется тем, что расширены представления о динамике развития художественного восприятия произведений изобразительного искусства у детей 11-12 лет, что является шагом в разработке общей проблемы, изучения развития художественного восприятия в процессе обучения в общеобразовательной школе.
Практическая значимость.
Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы исследования раскрывают эффективные способы организации обучения на уроках изобразительного искусства, обеспечивающие положительную динамику развития познавательной способности - восприятия, у детей 11-12 лет в процессе изобразительной деятельности.
Полученные результаты исследования могут быть использованы для дальнейшего совершенствования учебных программ, при разработке учебных и методических пособий по изобразительному искусству.
В результате исследования разработана методика диагностики основных качеств восприятия, востребованных при художественном восприятии произведений изобразительного искусства.
Практическая значимость исследования состоит также, в разработке методических рекомендаций для преподавателей изобразительного искусства по использованию в процессе обучения на уроках изобразительного искусства, анализа структуры и смысла художественных произведений в зависимости от конкретных педагогических условий.
Достоверность результатов исследования обеспечена методикой организации экспериментальной работы и подтверждена объективным анализом ее результатов.
Апробация работы
Результаты исследования обсуждались на заседаниях ученого совета ХГФ МПГУ, кафедры теории и методики преподавания Изобразительного искусства МПГУ.
Проведенное исследование позволило вынести на защиту следующие положения:
Применение выделенных теоретических и психолого-педагогических основ развития художественного восприятия произведений изобразительного искусства на уроках изобразительного искусства у учащихся 11-12 лет, будет эффективно в том случае, если оно основывается на позициях последовательного теоретического и практического освоения элементов художественной грамоты, научной обоснованности, систематичности анализа взаимосвязей эмоционального, психического и материального контекстов произведения;
Основными педагогическими условиями, обеспечивающими наиболее эффективное развитие способности к восприятию произведений искусства у учащихся 5,6 классов средней школы, являются:
учёт индивидуального художественного опыта учеников,
анализ художественных произведений на уроке изобразительного искусства, направленный на выявление способов создания эмоционального, сюжетно-смыслового и композиционного строения картины,
- последовательное и систематическое освоение практических навыков создания художественного образа, передачи личного отношения и замысла в тематическом рисунке и рисунке с натуры;
3. Применение методики формирования навыков
художественного восприятия и развития основных качеств художественного восприятия, разработанной с учетом психологических особенностей познавательных процессов детей 11-12 летнего возраста, включающей в себя систему заданий и упражнений, обеспечивает эффективное восприятие сюжета и замысла произведений изобразительного искусства, ведет к выразительной реализации ребенком своего замысла в творческой работе.
Теоретическое и экспериментальное решение проблемы исследования определило структуру диссертации, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. В приложение вошли: экспериментальная программа, образцы детских рисунков, протоколов анализа художественных произведений. Диссертационная работа изложена на 198 страницах основного текста. Список литературы насчитывает 157 наименований научных трудов, из них 3 на иностранных языках (английский).
«Произведения искусства облагораживают человека тем, что посредством очищения (катарсиса) души освобождают его от отрицательных страстей». (Аристотель)
Проблема развития основных качеств восприятия и формирования художественного восприятия произведений изобразительного искусства
Все многообразие воздействий изобразительного искусства осуществляется в процессе восприятия его произведений. Эффективность воздействия, оказываемого произведением изобразительного искусства, находится в прямой зависимости от особенностей развития познавательных процессов человека и сформированности специальных качеств художественного восприятия.
Человек, иногда, при встрече с каким либо необычайным явлением природы, которое ему удалось увидеть, восклицает: «Как на картине! Вот бы художник увидел и написал!». Ему кажется, что только здесь, сейчас, на одно мгновение мир, в котором он живет, показал свой удивительный облик. На самом деле это мы «удостоили» мир одним мгновением полного, бескорыстного внимания. В то время, как познание мира, человеком, обладающим развитым художественным восприятием всегда, или, во всяком случае очень часто, бывает таким. В ходе школьных занятий Изобразительным искусством необходимо стремиться открыть ребенку такие истины, что в природе не существует одинаковых вещей, окружающий нас мир богат и разнообразен, непрерывно изменяется, и для существования в нём, нужно быть способным видеть этот мир во всем многообразии его взаимоотношений. Конечно, при таком стремлении к новому и необычному, следует помнить о двух моментах художественного восприятия, одинаково важных, на первый взгляд противоположных, однако в действительности дополняющих друг друга. При художественном восприятии предметов окружающей действительности, способность видения индивидуальных черт предмета и человека находится в тесной взаимосвязи с определением сближающих их взаимосвязей. В мире нет двух одинаковых предметов, все в нём неповторимо и уникально, и нет в мире двух предметов, непохожих до такой степени, чтобы между ними не было совсем ничего общего, никакого сходства ни в чем.
И так, восприятие не есть пассивное отражение явлений действительности, а процесс осмысленного активного чувственного познания. (Гиппенрейтер,1999,с.49)
П.М. Якобсон, заложивший основы современной концепции художественного восприятия произведений искусства, различал 2 значения термина «художественное восприятие»:
- в узком смысле слова — это первая чувственная ступень познания, отражение отдельных предметов и явлений окружающей действительности;
- в широком смысле слова — это «относительно длительное восприятие предмета, где имеют место различные аспекты мышления, истолкования свойств предмета, нахождения систем различных связей и соотношений в воспринимаемом объекте». (Якобсон, 1971,с.67)
Таково художественное восприятие действительности и искусства. Оно предполагает полное содержательное освоение эстетического предмета. Такое целостное восприятие искусства принято называть художественным восприятием. (Протопопов, 1988,с.96)
Художественное восприятие представляет собой, также способность к одномоментному познанию сущностных взаимосвязей окружающего мира. (Петрова,1975,с.57) Известно, что познание художественного образа произведения искусства дает гораздо больше информации, чем словесное познание при чтении и слушании. Оно более информативно, оперируя личностно значимыми представлениями, всеобщими проблемами, способствует глубоким мировоззренческим переменам, главным образом благодаря тому, что в нем задействованы подчас все группы анализаторов - зрение, слух, обоняние и осязание, ассоциативное мышление и образная память.
Выявление уровня развития основных качеств восприятия и навыков художественного восприятия произведений изобразительного искусства у учащихся 11-12 лет (Констатирующий этап эксперимента)
Приступим к рассмотрению хода экспериментальной работы. На первом - констатирующем этапе, экспериментального исследования мы поставили перед собой решение ряда задач: а) Выявить специфику возрастных изменений познавательных процессов с целью поиска средств развития основных качеств восприятия, востребованных при художественном познании — дифференцированности восприятия, аналитичности, конкретности и прогностичности, что включает в себя: - Определение состояния основных качеств восприятия как познавательного процесса. - Определение наличия и выраженности навыков художественного восприятия произведений изобразительного искусства. - Определение наличия и выраженности способности реализации результатов познавательной деятельности в творческой работе. Определить возможные причины пробелов в знаниях и умениях детей, которые проявляются в решении тематического рисунка. б) Выявить педагогические условия, определяющие содержание методики, направленной на формирование навыков художественного восприятия произведений изобразительного искусства на уроках ИЗО в 5, 6 классах средней общеобразовательной школы. в) Определить меры по преодолению отрицательных явлений стереотипизации и обобщения восприятия, проявляющихся младших подростков в переходном возрасте 11-12 лет и негативно сказывающихся на способностях целостного познания образа художественного произведения в более старшем возрасте. Основными методами сбора данных в ходе констатирующего эксперимента явились: протоколирование, экспериментальное занятие диагностики качеств восприятия изображения с помощью Модернизированного теста «Чернильных пятен» Роршаха, беседа с анализом анкет восприятия художественного произведения, анализ рисунков, выполненных детьми. На констатирующем и контрольном этапах эксперимента в нём принимали участие учащиеся 5-6 классов средней школы № 80, средней школы № 176 ЮЗ АО г. Москвы, средней школы Центра образования № 170 ЮЗАО, г. Москвы. Всего около 800 человек.
Чтобы сравнить и проанализировать сформированность навыков художественного восприятия произведений изобразительного искусства, мы сочли целесообразным предложить детям для анализа по ряду ключевых вопросов, художественное произведение, имеющее доступный для понимания сюжет и яркие, выразительные образы действующих лиц. В качестве таких произведений мы выбрали жанровую картину П. Федотова «Сватовство майора», и работу И.Репина «Не ждали». На основании изучения выраженности критериев, которые мы выбрали для изучения процесса художественного восприятия целостного образа художественного произведения учащимися 11-12 лет, на наш взгляд, можно сделать выводы о динамике изменения художественного восприятия произведения изобразительного искусства в его развитии от пятого класса, к шестому. В оценке качеств художественного восприятия, мы использовали критерии, определенные нами в результате теоретического изучения проблемы формирования навыков художественного восприятия произведений изобразительного искусства. Оценка выраженности этих критериев в сфере художественного познания учеников мы проводили в нескольких основных направлениях: а) Анализ выраженности сюжетно-смысловых связей, владения техническими и композиционными приемами передачи замысла в творческой работе - тематическом рисунке.
Метод исследования анализ рисунков, выполненных на темы, требующие для реализации замысла наличия сюжетно-смысловых связей. б) Анализ способности целостного восприятия художественного произведения. В этом исследовании мы диагностировали: наличие и выраженность у учащихся: - способности целостного восприятия сюжета и смысла художественного произведения, способность эстетической оценки эмоционального воздействия использованных художником для создания образа картины, выразительных средств, - навыков анализа взаимоотношений персонажей картины, - навыков восприятия проблемы, поставленной в произведении изобразительного искусства. в) Анализ состояния основных качеств восприятия (дифференцированность, аналитичность, конкретность, прогностичность), востребованных в познавательной деятельности. В этом исследовании мы диагностировали наличие и выраженность важных компонентов восприятия как познавательного процесса. Метод исследования - модернизированный тест «Чернильных пятен» Роршаха.
Описание экспериментального обучения, направленного на формирование художественного восприятия произведений изобразительного искусства на уроках ИЗО в 5,6 классах средней общеобразовательной школы (Формирующий этап эксперимента)
Анализируя, те возможности развития художественного восприятия, которые предоставляют описанные программы, мы пришли к выводу, что наиболее эффективной базой, для осуществления поставленных нами в своей работе задач формирования художественного восприятия произведений изобразительного искусства, формирования изобразительных навыков и художественной грамоты, может служить блочная структура подачи материала, предлагаемая программой "Изобразительное искусство", авторского коллектива под руководством В.С.Кузина.
Блочная система построения программы и подачи учебного материала, предоставляет возможность высокой вариативности в постановке учебных задач. Наличие чёткой "спиральной" структуры программы, позволяет постепенно, от четверти к четверти, от года, к году, усложнять теоретический материал и практические задания по мере освоения учениками специальных знаний, умений и навыков, развития творческих способностей и формирования качеств восприятия. Наличие в содержании каждого блока уроков, специально организованного урока "беседы об искусстве", предоставляет возможность, обсуждать на нем наиболее выдающиеся художественные произведения, соотносящиеся со спецификой решаемых на последующих занятиях художественно-творческих и практических задач. Кроме того, обсуждая те или иные особенности, вида, жанра, художественного приема, поставленной художником проблемы, можно поставить перед учениками конкретную цель, решаемую в дальнейших занятиях рисования с натуры, тематического рисования, декоративного творчества.
Опираясь на структуру организации видов изобразительной деятельности, предлагаемую программой В.С.Кузина, также ориентируясь на требования к уровню знаний, умений и навыков выпускников каждого класса, поставленные в ней, мы сосредоточили внимание на определении дополнительного содержания, положенного в основу, нашей методической системы, реализуемой в экспериментальной программе, направленной на формирование художественного восприятия произведений изобразительного искусства на уроках ИЗО в 5,6 классах средней школы. Также, при разработке содержания нашей экспериментальной программы, были учтены методические условия развития творческих способностей и познавательных процессов - восприятия, мышления, памяти, предложенные рядом российских и зарубежных педагогов-исследователей, которые мы сочли возможным применить в ходе своей работы. (Н.С.Боголюбов «Принципы индивидуального подхода к развитию творческих способностей средствами изобразительного искусства на разных возрастных этапах», 1994 г., Л.Б.Ермолаева-Томина «Обучение через развитие познавательных процессов», 1998 г., С.Е.Игнатьев «Исследование закономерностей развития творческих способностей младших школьников на занятиях живописью», 1982, В.С.Кузин «Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах»,1979 г., Е.В.Шорохов «Проблемы композиции в детском изобразительном творчестве и методические обоснования преподавания тематического рисования в школе (5-7 классы)»,1966 г., И.С.Якиманская «Развивающее обучение», 1979 г., В.Д.Шадриков «Способности человека»,1997 г.).
Основными задачами методической системы, лежащей в основе предлагаемой нами программы, являются: - Развитие основных качеств восприятия как познавательного процесса, - Формирование взаимосвязанного эмоционально-смыслового видения натуры и художественного произведения, - Формирование навыков анализа художественных средств, применяемых автором произведения для достижения его эмоциональной и сюжетной выразительности, - Развитие способностей сознательного применения художественно - выразительных средств в самостоятельной творческой работе. Разрабатываемая нами методическая система, решающая задачи формирования художественного восприятия, развития основных качеств восприятия на уроках изобразительного искусства в 5,6 классах средней школы, включает в себя: - модель совместной деятельности педагога и учащихся, при анализе художественных произведений на уроках беседах, уроках рисования с натуры, тематического и декоративного рисования, базирующаяся на целенаправленном анализе значения примененных в произведении художественно-выразительных средств, для реализации его сюжета и замысла. цели, задачи и содержание методики формирования художественного восприятия произведений изобразительного искусства (комплекс заданий и упражнений, способствующих формированию навыков целостного, аналитического восприятия и освоению выразительных возможностей искусства); группу методов, приемов, дидактических средств, обеспечивающую формирование художественного восприятия произведений искусства, развитие изобразительных навыков, целостного, аналитического, видения характерных черт объекта изображения; - критерии оценки развития основных качеств восприятия и навыков художественного восприятия произведений изобразительного искусства для учащихся 5,6 классов в процессе обучения изобразительному искусству; научно обоснованный и подтвержденный результатами исследования вывод о том, что для развития художественного восприятия произведений изобразительного искусства большое значение имеет как овладение выразительными особенностями художественного языка, так и понимание повествовательных и эмоционально-выразительных возможностей искусства.