Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РОМАНА М.А.БУЛГАКОВА "МАСТЕР И МАРГАРИТА" 13
1.1. Роман « мастер и Маргарита» и русская философская мысль 32
1.2. Литературные традиции в романе «мастер и Маргарита» . 37
ГЛАВА II. ВОСПРИЯТИЕ И ИЗУЧЕНИЕ РОМАНА М.А. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА» В АСПЕКТЕ «ДИАЛОГА КУЛЬТУР» 76
2.1. «Диалог культур» как основа для изучения романа М.А.Булгакова «Мастер имаргарита» 76
2.2. Проблема восприятия в трудах методистов и психологов 83
ГЛАВА III. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА СИСТЕМЫ УРОКОВ ПО ИЗУЧЕНИЮ РОМАНА «МАСТЕР И МАРГАРИТА» В 11 КЛАССЕ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ 102
3.1. Изучение первичного восприятия романа М.А.Булгакова «мастер и Маргарита» 102
3.2 методика изучения романа "мастер и маргарита" на уроках литературы. экспериментальное обучение 119
3.2.1. Формирование представлений учащихся о личности и философско-эстетических взглядах писателя 121
3.2.2. Освоение композиционной структуры произведения, его тематического и жанрового своеобразия. 138
3.2.3. Углубление понятия о традициях и новаторстве (Традиции романтизма в романе М.Л.Булгакова «Мастер и Маргарита». Фантастический мир романа.) 150
3.2 4. Сатира в романе "Мастер и Маргарита". Традиции И.В.Гоголя и М.Е.Салтыкова-Щедрина в способах создания сатирических образов в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Образ Воланда и его место в художественной системе романа 158
3.3.5. Изучение фольклорных традиций при рассмотрении мифологических персонажей 167
3.2.5. Углубление понимания нравственно-философской проблематики романа, понятия о жанровом своеобразии произведения в контексте историко-литературного развития. 175
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 191
БИБЛИОГРАФИЯ 194
- Роман « мастер и Маргарита» и русская философская мысль
- «Диалог культур» как основа для изучения романа М.А.Булгакова «Мастер имаргарита»
- Изучение первичного восприятия романа М.А.Булгакова «мастер и Маргарита»
Введение к работе
В настоящее время преподавание литературы в школе
вышло на новый уровень. Школьное литературное образование
включает в себя задачи художественного и общекультурного
развития школьников, формирование читателя,
подготовленного к самостоятельному общению с искусством
слова, способного к полноценному восприятию литературного
произведения в контексте духовной культуры человечества и
воспитание на этой основе нравственности, культуры речи и
эстетического вкуса школьников. Разрабатываются концепции
и программы с включением новых писательских, имен и
произведений. Наиболее радикальному изменению
подверглась программа XI класса, включающая в себя курс русской литературы XX века. Круг чтения учащихся обогатился "возвращенными" произведениями М. Булгакова, А.Платонова, Л.Ахматовой, Е.Замятика, И.Шмелева, Б.Пастернака и других. Расширился раздел современной литературы, представленный произведениями В.Астафъ"па, И.Коледина, А.Приставкина, В.Распутина, С.Антонова, Л.Петрушевской.
До недавнего времени существовала единая программа по литературе для общеобразовательных школ. Положение изменилось. Разработаны новые программы, осуществляющие уровневый и профильный подходы в обучении.
"Диалог эпох" в изучении курса, заявленный в этих программах, является одним из условий целостного изучения
литературы, так как преемственность литературного развития понимается как синтез духовных ценностей, содержащихся в творениях минувших эпох и включенных в современность.
В работе по литературе на первый план выдвигаются художественная ценность и непреходящее общечеловеческое значение произведений. Поток новых имен, свидетельств, фактов открыл современному читателю новый пласт русской культуры, ранее неизвестной. Основой современного литературного образования признано чтение и изучение художественных текстов с учетом литературоведческого, этико-философского и историко-культурного компонентов.
Возросший интерес к творчеству М.Булгакова, отражает характерную для данного периода развития отечественной культуры ситуацию. Явление "возвращенной литературы" требует изучения, осознания, изменения сложившихся оценок художественных произведений. Творчество Михаила Булгакова в своем подлинном объеме вносит существенные коррективы в сложившиеся представления об историко-литературном процессе XX века.
Однако нередко в учебно-методическом плане возникают сложности, так как г тературоведческие и методические концепции начали разрабатываться недавно.
Актуальность темы нашего исследования
определяется тем, что творчество М.Булгакова - явление новое и сложное для методики преподавания литературы, а также тем, что предстоит еще определить место и значение творчества М. Булгакова в истории русской литературы и основные направления работы по соответствующей теме в школе.
Суть предложенной в данном исследовании концепции состоит в следующем: из возможных направлений изучения романа «Мастер и Маргарита» мы выбрали ориентацию на художественные традиции и новаторство в романе, что поможет целостному восприятию текста. Это позволит также вести на уроках "диалог культур" с учетом предыдущего читательского опыта учащихся, включить роман в школьный историко-литературный курс, расставить необходимые акценты, соответствующие разработанному нами направлению изучения романа «Мастер и Маргарита», что обогатит идейно-эстетические оценки произведения. Такой подход к изучению позволит рассматривать роман не только в контексте эпохи его создания, но и как факт культуры.
Автором данного исследования было проведено анкетирование в московских школах №№ 227, 1289, 171 и № 3 г.Одинцово Московской области, в котором принимало участие 240 человек. Опрос показал, что J 56 учеников из рекомендуемых программой произведений М.Булгакова выбирают для изучения роман "Мастер и Маргфита" . Однако, практика школьного преподавания показывает, что изучение романа "Мастер и Маргарита" нередко носит ознакомительный характер.
В настоящее время в распоряжении учителей
отсутствуют в достаточной мере рекомендации и
методические пособия по изучению романа "Мастер и Маргарита" в школе.
При изучении романа возникает ряд проблем, решение которых актуально для современной теории и практики преподавания литературы. Не определены аспекты содержания
и методики уроков, которые помогут повысить эстетический эффект воздействия творчества М.Булгакова на развитие школьников, на уровень их образованности, на их внутренний мир и нравственную позицию, сформируют у школьников представление о преемственности художественных традиций в русской литературе. Важно акцентировать внимание на отборе материала и на є**. > интерпретации.
Цель диссертации - теоретическое обоснование, разработка и создание методической системы изучения творчества М.Булгакова в 11 классе. В основу уроков по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита» положена ориентация на художественные традиции русской и мировой литературы.
Объект исследования - процесс изучения романа "Мастер и Маргарита" в 11 классе средней школы.
Предмет исследования данной работы - обоснование и методика изучения романа М.Булгакова "Мастер и Маргарита" с учетом целостного восприятия и анализа художественного текста с ориентацией на художественные традиции и новаторство.
В ходе исследования была выдвинута следующая гипотеза:
Изучение романа «Мастер и Маргарита» с ориентацией на художественные традиции и новаторство писателя будет эффективным и расширит представления о историко-литературном процессе если:
- роман изучается в контексте историко-литературного развития;
- методика проведения занятий основывается на
формировании у учащихся целостного восприятия и
осмыслении культурного опыта, включающего в себя
мифологические, фольклорные и литературные традиции
и на анализе традиционных тем, образов русской
литературы в романе «Мастер и Маргарита», традиций
романтизма, на исследовании «гоголевских
реминисценций», рассмотрении традиционности
булгаковской «дьяволиады», поэтики фантастического и
на этой основе уяснение новаторства романа ;
- учитываются особенности восприятия романа «Мастер
и Маргарита», возрастные особенности и возможности
старшеклассников, уровень их литературного образования;
- система заданий позволяет открыть новые грани
литературного произведения, усиливает внимание к слову
писателя, к литературоведческим исследованиям;
- историко-литературные и теоретико-литературные
знания обобщаются и творчески применяются в рецептивной
деятельности, устной и письменной речи учащихся.
Выдвинутая гипотеза определила задачи исследования:
выявить особенности восприятия школьниками романа «Мастер и Маргарита»;
определить один из подходов к изучению творчества М. Булгакова;
- разработать формы и приемы анализа романа «Мастер
и Маргарита»;
-экспериментально проверить эффективность
разработанной системы занятий с ориентацией на художественные традиции и новаторство в романе «Мастер и
Маргарита» и проанализировать результаты
экспериментальной работы, выявив произошедшие изменения в представлениях школьников о историко-литературном процессе и о литературе в целом.
Методологической основой исследования явились
труды по философии, социологии, эстетике,
литературоведению, психологии, теории и методике обучения литературы.
Для решения поставленных задач использовались
следующие методы исследования: теоретический анализ
литературоведческой, психолого-педагогической и
методической литературы по проблеме исследования; наблюдение за учебным процессом в школе; анкетирование учащихся и учителей; педагогический эксперимент (констатирующий и обучающий); качественно-количественный анализ экспериментальных данных.
Исследования проводились в три этапа:
этап (1994 -1996) - изучение литературы по проблеме диссертации, определение гипотезы исследования, проведение констатирующего эксперимента с целью выявления особенностей восприятия учащимися средней школы романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита», установления уровня литературного развития школьников.
этап (1996 - 1997) - разработка концепции изучения романа «Мастер и Маргарита» с ориентацией на художественные традиции русской литературы, обучающий эксперимент, который проводился на базе средних школ
№1289, № 227, 171 г. Москвы, № 3 г. Одинцово Московской области.
3 этап (1997-1998) - апробация разработанных рекомендаций на базе средних школ №№ 3, 1289, 227 г.Москвы, № 3 г. Одинцово Московской области, аняіиз полученных данных, оформление работы .
Научная новизна исследования состоит в том, что в нем:
- рассматривается одно из перспективных направлений
школьного изучения романа М.Булгакова. «Мастер и
Маргарита» в контексте «диалога культур», объединяющего в
себе духовные ценности, содержащиеся в творениях
минувших эпох ;
- рассмотрены основные аспекты изучения романа
М.Булгакова «Мастер и Маргарита» на основе изучения
восприятия учащимися текста романа;
теоретически разработана и Экспериментально проверена эффективность методической концепции изучения романа «Мастер и Маргарита» в выпускном классе с ориентацией на художественные традиции и новаторство, на целостность восприятия и анализа текста.
Практическая значимость исследования состоит в том, что автором предложены теоретически обоснованные и проверенные в ходе экспериментальной работы методические рекомендации к проведению занятий по ромагіу М. Булгакова «Мастер и Маргарита» в 11 классе, рни могут быть использованы при чтении лекций по методике преподавания литературы в педвузах, при проведении уроков, спецкурсов и спецсеминаров по творчеству М. Булгакова в 11 классе
средних школ разного типа, в системе подготовки и переподготовки учителей, при создании программ и учебных пособий.
Достоверность результатов исследования
обеспечивается тем, что работа опирается на современные исследования и достижения литературоведения, педагогики, психологии, теории и методики обучения литературе. Выводы делались на основе анализа устных, письменных и творческих работ учащихся, результатов анкетирования и бесед с учителями и школьниками.
Апробация работы. Основные положения и выводы
диссертации докладывались на кафедре методики
преподавания литературы Ml И У, на Научной сессии по итогам научно-исследовательской работы за 1996 год Mill У, на 6-той научной международной конференции "Вопросы поэтики и интерпретации художественного текста При изучении произведений различных родов и жанров" (Голубковские чтения) в 1997 году.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Поиск путей изучения курса литературы в 11 классе обусловлен современным его состоянием, характеризующимся процессами обновления программы, включением в нее новых произведений. При этом особенно остро звучит вопрос о целостности курса, объединяющего в себе разноплановый литературный материал.
2. Одним из эффективных способов изучения литературного материала, включенного в курс литературы 11
класса, является ориентация на литературные традиции и новаторство, используемые, в частности, при изучении романа «Мастер и Маргарита» М.Булгакова.
Изучение романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита» целесообразно осуществлять путем включения литературного материала в «диалог культур».
Изучение романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» целесообразно проводить с учетом целостности восприятия литературного процесса и литературного текста.
Ориентация на художественные традиции и новаторство существенно влияет на уровень восприятия и оценки романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита», стимулирует творческую активность старшеклассников.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.
Во введении дается общая характеристика работы: обосновывается актуальность выбранной темы, определяются предмет, цель, задачи и методы исследования, формулируются гипотеза, новизна и практическая значимость работы, показываются этапы исследования, выдвигаются положения, выносимые на защиту.
Первая глава диссертации «Научные основы изучения романа М.Л.Булгакова «Мастер и Маргарита»» содержит анализ литературоведческих работ, посвященных роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита», послуживших научной основой исследования. Роман рассматривается в контексте
русских литературных традиций, проведен анализ философских работ. Во второй главе «Восприятие и изучение и романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» в аспекте
«диалога культур»» исследованы направления изучения романа на уроках литературы в 11 классе с учетом его восприятия учащимися, проанализированы психолого-педагогические и методические работы по проблеме исследования, рассмотрено понятие «диалога культур» как взаимосвязи элементов человеческой культуры, содержащей прошлый культурный опыт. В третьей главе «Опытно-экспериментальная проверка системы уроков по изучению романа «Мастер и Маргарита» в 11 классе средней школы» представлены материалы констатирующего и обучающего экспериментов, методические рекомендации к занятиям по роману Булгакова «Мастер и Маргарита» на основе разработанной нами концепции.
В заключении содержатся осноаные выводы диссертации, намечаются перспективы дальнейшего исследования избранной нами проблемы.
Роман « мастер и Маргарита» и русская философская мысль
В традициях русской культуры - связь русской философской мысли и литературы. Роман «Мастер и Маргарита» нуждается в углубленном, интеллектуальном, философском осознании. Философский генезис романа «Мастер и Маргарита» рассматривают в своих исследованиях Б.В.Соколов, П.Р.Абрагам, И.Ф.Бэлза, Н.П.Утехин, И.Л.Галинская, А.-К.Райт.
Проблема добра и зла - центральная для русской философской мысли. В «Трех разговорах» В.Соловьевым рассматривается вопрос о сущности и происхождении зла. По Соловьеву, зло не есть естественный недостаток, несовершенство, само собой исчезающее с ростом добра, а действительная, реальная сила, которая имеет свой источник в свободной, от бога независимой воле: «Зло, действительно, существует, и оно выражается не в одном отсутствии добра, а в положительном сопротивлении и перевесе низших качеств над высшими во всех областях бытия. Есть зло индивидуальное, - оно выражается в том, что низшая сторона человека, скотские и зверские страсти противятся лучшим стремлениям души ... Есть зло общественное, - оно в том, что людская толпа, индивидуально порабощенная злу, противится спасительным целям немногих лучших людей и одолевает их; есть, наконец, зло физическое в человеке, - в том, что низшие материальные элементы его тела сопротивляются живой и светлой силе, связывающей их в прекрасную форму организма, сопротивляются и расторгают эту форму, уничтожая реальную подкладку всего высшего. Это есть крайнее зло, называемое смертью» (...). Признавая в последнем периоде своей жизни реальность зла, Соловьев создал основу для обсуждения этой проблемы в русской философской мысли (187, с473).
Сущность зла и греха П.Флоренский видит в противопоставлении человеческой личности божественному всеединству, в восстании против абсолютного, которое проявляется в распадении духовной жизни человека.
Концепция зла П.Флоренского сформирована под непосредственным воздействием идей Достоевского. Самоутверждение личности становится причиной раздробленности и обеднения ее внутренней жизни. Желая только себя, в своем «здесь» и «теперь», злое самоутверждение запирается от всего, что не есть оно; но, стремясь к самобожеству, оно даже себе самому не остается подобным и разлагается и дробится во внутренней борьбе. Грех - момент развала, распада и разлада духовной жизни. Душа теряет свое субстанциональное единство, теряет сознание свои творческой природы. Грех неспособен творить, а только разрушать. Бесплодие, бессилие, неспособность рождать жизнь - это естественный плод зла. Отступление от творческого действия -это зло и ложь. Тем, что человек отдаляется от универсальной космической жизни, наступает путь, который его более и более отдаляет от настоящего бытия и наконец приводит в пропасть небытия.
Против разлагающей силы зла действует объединяющая сила любви, уничтожающая преграду между личностью и всеединством: «Без любви, - а для любви нужна прежде всего любовь Божия, - без любви личность рассыпается в дробность психологических элементов и моментов. Любовь Божия -связь личности». Человек получает по мере того, как отдает себя, когда в любви всецело отдает себя, тогда получает себя же, удваивает свое бытие. (В контексте этой проблемы интересен образ Маргариты в романе «Мастер и Маргарита»).
По мнению Флоренского, зло существует во времени как активная, разлагающая энергия. Но как таковая, она предполагает нечто позитивное, на которое может действовать: если нет бытия, то нет и небытия, если нет жизни, то нет и смерти, если нет света, то нет и тьмы.» (199, с200-215).
Проблема зла нашла свое отражение в философской концепции С.Н.БулгакоБа. Он стремится объяснить зло из небытия. Мир был сотворен в начале из ни чего и в первозданной своей доброте не содержал никакого зла. Мир до грехопадения представлял собой безгрешную потенциальность софийности, метафизическую «землю». Зло появилось в мире только после духовной, космической катастрофы, которая совершилась в грехопадении и сдвинула мир с его прямого пути.
«Диалог культур» как основа для изучения романа М.А.Булгакова «Мастер имаргарита»
Одним из перспективных направлений современного литературного образования в школе является включение процесса обучения в широкий контекст мировой и отечественной культуры. В связи с этим перед методикой встала серьезная проблема, требующая поиска средств осуществления взаимодействия литературного материала внутри курса. Основой такого взаимодействия на современном этапе становится осмысление духовного богатства, накопленного веками. Речь идет о гуманизации современного этапа литературного образования, его ориентации на традиционную художественно-философскую проблематику. Литературоведы и эстетики Ю.А.Андреев, М.М.Бахтин, БЛБурсов, А.СБушмин, Д.СЛихачев, П.В.Палиевский обращаются в своих исследованиях к категории общечеловеческого в художественной литературе.
Общечеловеческий подход к оценке литературных явлений и фактов позволяет включить произведение в новые связи, используя ориентацию на художественные литературные традиции. Традиция - средство сохранения единства общечеловеческого культурного самосознания, средство познания эпох. Выдающиеся произведения М.М.Бахтин рассматривает как диалог с многовековой художественной традицией: «Великие произведения литературы подготавливаются веками...» (20, с.320). Рассмотрение художественного произведения на фоне историко-культурного контекста, его включение в «диалог культур» способствует более глубокому постижению творений искусства слова, пониманию его специфики.
Слово, текст предстают как явления культуры, имеющие своего творца, автора, создателя, на позицию которого возможна диалогическая реакция. Металингвистические характеристики слова, данные М.М.Бахтиным, открывают точки «высокого соприкосновения» педагогической науки и литературы.
Таким образом, педагогический диалог смыкается с бахтинским пониманием диалога, «когда истина не находится в голове отдельного человека, а рождается между людьми, совместно ищущими истину, в процессе их диалогического общения.» (21, с121). Учитель литературы должен суметь поставить в диалогические отношения богатство культурного и литературного наследия и растущую, развивающуюся личность ученика. На уроках литературы необходимо определить, какие авторы и произведения именно сегодня заслуживают первоочередного внимания и почему надо обратить внимание на эти шедевры классической литературы. Исторически повторяющиеся общечеловеческие, философские, нравственные проблемы, «вечные темы», художественные формы - все это представляет неизмеримую ценность художественного опыта эпох.
Одна из задач курса литературы в 11 классе - дать целостный взгляд на литературу, на- различные типы художественного мышления, на различные эстетические системы, воспитать подготовленного читателя, соотносящего художественный факт с культурной (мировой и национальной) традицией в целом.
Само понятие «диалог культур» находится в процессе своего становления и развития. В данном исследовании «диалог культур» рассматривается как осмысление духовного богатства, накопленного разными эпохами, содержащими в себе прошлый культурный опыт человечества и включающий его в современность. Столкновение разных стилей, типов мышления в их исторической ретроспективе, поддержание традиций и их творческая переработка, созидание на основе традиций новых ценностей происходит в логике «диалога культур». Преемственность и новаторские открытия обеспечивают прогресс и связь времен в культуре, взаимовлияние культур.
Изучение первичного восприятия романа М.А.Булгакова «мастер и Маргарита»
1. Определить мотивацию выбора учениками 11 класса произведений М. Булгакова для изучения.
2. Выявить уровень литературного развития школьников .
3. Выявить уровень первичного восприятия .романа «Мастер и Маргарита».
Старшеклассникам были предложены следующие вопросы:
1. Какие произведения М. Булгакова вы хотели бы изучать на уроках литературы?
2. Считаете ли Вы необходимым и интересным изучение романа «Мастер и Маргарита»?
3. Почему для анализа Вы выбрали именно это произведение?
4. Каково соотношение реального и фантастического в романе «Мастер и Маргарита»?
5. Какую роль в художественном целом романа Булгакова «Мастер и Маргарита» играют традиции Н.В. Гоголя, Салтыкова-Щедрина и других русских писателей?
6. Какие книги Вы вспоминали, когда читали роман «Мастер и Маргарита?»
7. Роман « Мастер и Маргарита» - это книга о ....
Анкетирование проводилось в средний школах города Москвы № №27, 1289, 171, школе №3 г.Одинцово Московской области.
Литературное развитие связано с общим умственным развитием и является процессом развития способности к непосредственному восприятию искусства слова. Проблемам формирования читателя, повышению уровня литературного развития школьников посвящена монография Н. Д.Молдавской
"Литературное развитие школьников в процессе обучения". В числе критериев литературного развития автор называет "начитанность", или читательский опыт, эстетический идеал и художественный вкус. Автор убеждена, что для обеспечения литературного развития в процессе обучения надо развивать у учащихся наблюдательность, воссоздающее воображение, способность к сопереживанию, эмоциональную и образную память, чувство поэтического слова, формировать у них эстетическое отношение к литературному произведению. А для этого учащимся необходимы теоретические знания, помогающие анализировать и оценивать читаемое. Немаловажным фактором в развитии читателя Н.Д.Молдавская считает понимание сущности литературной формы, понимание условности литературы. При проведении анкетирования мы брали за основу критерии, сформулированные Н. Д .Молдавской.
Для анализа проведенного эксперимента мы выделили следующие критерии литературного развития и восприятия: видение авторской позиции в тексте, выделение традиционных образов и тем, осмысление роли художественной детали, видение особенностей стиля писателя, выделение нравственно-философской проблематики, понимание жанрового своеобразия произведения.
Эти вышеназванные умения связаны с читательской деятельностью школьников. В методике преподавания литературы - это «умения, формируемые на уроках литературы, связанные с восприятием художественного произведения (читательские - в узком понимании), и более сложные умения, формируемые в связи с углубленным анализом и оценкой произведения (читательские в широком смысле), являются, по существу, специальными, которые не формируются при изучении какого-либо другого учебного предмета в школе» (142,53).