Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Уголовно-правовые нормы Корана и хадиса и их классификация по институтам уголовного права Назаров Аваз Кувватович

Уголовно-правовые нормы Корана и хадиса и их классификация по институтам уголовного права
<
Уголовно-правовые нормы Корана и хадиса и их классификация по институтам уголовного права Уголовно-правовые нормы Корана и хадиса и их классификация по институтам уголовного права Уголовно-правовые нормы Корана и хадиса и их классификация по институтам уголовного права Уголовно-правовые нормы Корана и хадиса и их классификация по институтам уголовного права Уголовно-правовые нормы Корана и хадиса и их классификация по институтам уголовного права Уголовно-правовые нормы Корана и хадиса и их классификация по институтам уголовного права Уголовно-правовые нормы Корана и хадиса и их классификация по институтам уголовного права Уголовно-правовые нормы Корана и хадиса и их классификация по институтам уголовного права Уголовно-правовые нормы Корана и хадиса и их классификация по институтам уголовного права Уголовно-правовые нормы Корана и хадиса и их классификация по институтам уголовного права Уголовно-правовые нормы Корана и хадиса и их классификация по институтам уголовного права Уголовно-правовые нормы Корана и хадиса и их классификация по институтам уголовного права
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Назаров Аваз Кувватович. Уголовно-правовые нормы Корана и хадиса и их классификация по институтам уголовного права : диссертация ... кандидата юридических наук : 12.00.01 / Назаров Аваз Кувватович; [Место защиты: Тадж. гос. нац. ун-т].- Душанбе, 2009.- 193 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-12/850

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Формирование уголовно-правовых норм Корана и хадиса ... 13

ГЛАВА 2. Уголовно-правовые нормы Корана

2.1. Классификация уголовно-правовых норм Корана по институтам уголовного права 50

2.2. Определение состава преступления, исходя из уголовно-правовых норм Корана 70

2.3. Система наказания в Коране 109

ГЛАВА 3. Уголовно-правовые нормы хадисов

3.1. Классификация уголовно-правовых норм хадисов по институтам уголовного права 130

3.2. Определение состава преступления, исходя из уголовно-правовых норм хадисов 150

3.3. Система наказаний в хадисах Пророка (с) 172

Заключение 181

Список использованных источников и научной

Литературы 185

Введение к работе

Актуальность темы исследования обусловлена необходимым и естественным стремлением таджикского общества и государства к возрождению своих древних исторических традиций, к осознанию тех истоков, которые во многом определили всю культуру, весь духовный потенциал таджикского народа. Не последнюю роль в сложении таджикской нации, а следовательно и таджикской государственности играют традиции права, имеющие весьма богатую, и в чем-то даже уникальную, историю. И именно эта история может помочь разрешить многие правоведческие проблемы, вставшие перед юридической наукой на современном этапе развития Таджикского государства.

В настоящее время Таджикистан, как и другие страны постсоветского пространства, ориентирован на усовершенствование правовой системы. С этой точки зрения, перед юристами встает вопрос о возможности использования опыта развитых, в правовом отношении стран, а также преемственности опыта исторического. При этом национальная, религиозная, обычно традиционная ментальность народа, наряду с другими факторами, играет в этом процессе немаловажную роль. Правовые традиции зороастризма, ислама и советского государства, как и исторические правовые памятники таджикского народа, несомненно, имеют непреходящее значение для развития современного права Таджикистана. В этом ракурсе собственно большого внимания заслуживает исламское право, имеющее своими основными источниками Коран и Сунну. Правовые механизмы регулирования уголовно-правовых отношений, различные правовые теории наших предков, касающиеся именно этой сферы права, были разработаны величайшими учеными в рамках и границах этих двух основных универсальных источников права.

Имам Абуханифа Нуъман ибн Сабит, Имом аль-Бухари, Мотуриди, Газали, Замахшахри, Маргелони, Абубакри Самарканди и десятки других известных правоведов таджикского народа создали на основе правовых норм

Корана и хадисов немало научно-практических пособий и трактатов по урегулированию уголовно-правовых отношений. Исследование этих трудов в свете построения нового гражданского общества и правового государства является весьма актуальным, и эта актуальность приобретает двойное значение для современного юриста с учетом необходимости трансформации и усовершенствования многих уголовно-правовых норм ислама, перекликающихся с современными проблемами этой области права.

Особую актуальность в настоящее время данная тема приобретает и в связи с Указом Президента РТ Эмомали Рахмон «Об объявлении 2009 г.-Годом памяти Имама Аъзама (Имам Абуханифа.Нуъман ибн Сабит)». По данным религиозных источников, более половины современных знаний по фикху, извлеченных из Священного Корана и хадисы, принадлежат Абу Ханифе - великому факиху (богослов - законовед) востока.

Таджикистан конституционно' ориентирован на построение демократического, правового и светского государства. Построение гражданского общества, демократического государства, где свобода совести и вероисповедания обеспечивается и гарантируется государством, всесторонне нуждается в позитивных, ценностных идеях и взглядах как сохранившихся в истории, так и разработанных в наши дни. В этом аспекте исследование и классификация уголовно-правовых норм Корана и Сунны во многом проясняют и современные проблемы уголовного права.

Само исследование, унификация уголовно-правовых норм Корана и хадисов, классификация их по институтам уголовного права с учетом научной методологии современного права имеют особую актуальность и для исследования историко-правовых памятников как таковых.

Помимо теоретического, исследовательского интереса, который данная тема, бесспорно, представляет, ее изучение в настоящее время становится особо актуальным вследствие возрождения и восстановления классического средневекового мусульманского уголовного права со 2-й половины XX века в ряде исламских государств.

Степень разработанности проблемы. Исследование уголовно-правовых норм Корана и хадиса не является новым направлением в отечественной и зарубежной юридической литературе. Уголовно-правовые нормы Корана разбросаны по всем его сурам. Для характеристики уголовного права в рамках установлений Корана, прежде всего, необходимо было выявить уголовно-правовые нормы и институты этого источника и классифицировать их по группам. В этом направлении исследование по систематизации мусульманского права впервые провел Р. Шарль. В общем контексте он затрагивал и аспекты уголовного права, разделив уголовно-правовые нормы Корана на три категории. Такой подход был поддержан и другими исследователями. В свою очередь, профессор А.Г. Холиков отмечает, что «расположение уголовно-правовых норм шариата не имеет определенной системы, в нем нет деления на институты». Что же касается возможности дефиниции уголовно-правовых норм мусульманского права, то он отмечает: «Уголовно-правовые нормы мусульманского права в зависимости от объема, характера и способов их регламентации, а также с учетом их происхождения исследователями классифицируются по-разному»1.

Уголовно-правовые нормы Корана и хадисов, и их классификация были объектом внимания многих ученых: М. Бухори, аль-Маварди, Абдулхака Дехлави, шейх Мухаммада Риджоми, ан-Навави, Иброгима Дасуни аш-Шахави, аль-Мустафа Машрафа, Л.Р. Сюкияйнена, М.М. Муллоева, М.В. Вахобова, Д.Е. Еремеева, М.С. Хайдаровой, Р. Шарля, Садагдара и др. Развитие мусульманского права в рамках правовых школ показывает, что ученые - юристы Хабиб аль Басри, Бурхониддин Маргелони, Убайдулло ибн Масъуд, Шайх Мухаммади Самарканди и другие при дефиниции правовых отношений добились определенных успехов в этом направлении. Но все же классификации и этих ученых, и предыдущих, и

1 Холиков А.Г. Хадис как источник мусульманского права. - Душанбе, 1998. -С.120-130

последующих не имели четкого научного правового разделения правовых норм по институтам и отраслям права. Большой вклад в разработку правовых норм Корана и Хадиса внесли отечественные ученые Ф. Тохиров, Г.С. Азизкулова, И.Д. Сафаров и др. И все же многие уголовно-правовые нормы Корана и хадиса остались малоизученными, некоторые проблемы нерешенными. С юридической точки зрения, нераскрытыми оказались причины происхождения и формирования уголовно-правовых норм Корана и хадиса и их классификация по институтам уголовного права.

Следует отметить, что рассматриваемая проблема с учетом новых достижений в области уголовного права освещалась, в основном, в соответствии с классическим уголовным правом ислама с соблюдением исторического метода.

Предметом исследования являются особенности происхождения и формирования уголовно-правовых норм Корана и хадиса как нормативных регуляторов общественных отношений, их правовой статус среди других источников исламского права, комментарии и разъяснения их со стороны великих факихов, знатоков Корана и мухаддисов.

Объектом исследования выступают:

уголовно-правовые нормы Корана;

уголовно-правовые нормы хадисов;

комментарии Корана - тафсир ал-Куръон;

сборники достоверных хадисов - «Джомеъ ус-сахех»;

научные работы;

исторические факты.

Главная цель исследования - получение научно обоснованных выводов о происхождении и формировании уголовно-правовых норм шариата; выявление совершенных механизмов уголовно-правового регулирования деликтных отношений; классификация их по институтам уголовного права.

Для достижения поставленных целей в процессе исследования решались следующие задачи:

- выявление и анализ формирования уголовно-правовых норм Корана и
хадисов;

- классификация уголовно-правовых норм Корана по институтам уголовного
права;

выявление и исследование принципов уголовного права, вытекающие из правовых норм Корана;

выявление и исследование обстоятельств, исключающих преступления, соответственно правовым нормам Корана;

исследование понятия наказания в мусульманском уголовном праве;

исследование системы наказаний, предусмотренных в Коране;

выявление и исследование норм Корана, определяющих освобождение от наказания;

-определение состава правонарушения, исходя из уголовно-правовых норм Корана;

классификация уголовно-правовых норм хадисов по институтам уголовного права;

определение состава правонарушения, исходя из уголовно-правовых норм хадисов;

исследование системы наказаний, предусмотренных в хадисах Пророка (с).

Методологическую основу исследования составили общенаучные методы диалектики и историзма, позволяющие познавать социальные явления в их постоянном развитии, взаимосвязи и взаимовлиянии.

В работе также использовались частно-научные методы сравнительно-правового, исторического, формально-юридического, логико-системного и статистического анализа. Также широко использовался историко-правовои метод, позволяющий раскрыть и исследовать уголовно-правовые нормы Корана и Хадиса.

Теоретической базой исследования стали Коран и его комментарии, сборники достоверных хадисов, произведения великих факихов, труды европейских, отечественных ученых в области мусульманского права, а также работы по общей теории права и государства, научные изыскания историков права, философов, социологов и других ученых.

Научная новизна исследования заключается в том, что работа представляет собой первую попытку более полного комплексного исследования уголовно-правовых норм Корана и хадисов, установления видов уголовных деяний, уголовно-правовых норм, наказаний и их классификаций по институтам уголовного права.

Основные научные положения, выводы и рекомендации, выносимые на защиту:

  1. Коран и Сунна как универсальные источники мусульманского права имеют не мало норм, регулирующих уголовно-правовые отношения, в которых установлены виды преступности, формы и виды наказания, степень тяжести деяний, условия амнистирования преступных деяний и т.д. Содержание и сущность уголовно-правовых норм Корана и Сунны, их юридическая сила, отличающая их от других источников исламского права, дают возможность говорить об их основополагающем значении в уголовном законодательстве ислама.

  2. Все исследования в области уголовного права ислама опираются на нормы и принципы Корана и Сунны. Следовательно, дальнейшее развитие теории уголовного права ислама, принципы выявления признаков преступления, разработки основ назначения наказания и освобождения от наказания также будут определяться этими источниками.

  3. Уголовно-правовые нормы Корана и хадиса по происхождению в ряде случаев имеют казуальную форму и по отношению другу к другу являются взаимодополняющими элементами. Нередко хадисы как дополняющий элемент завершают описание состава неоконченного преступления.

  1. Изложение уголовно-правовых норм Корана и хадиса в большинстве случаев неразборчиво и сливается с социальными нормами. В некоторых сурах Корана в середине или в конце излагается уголовно-правовая норма, в последующих же аятах данной суры речь идет о другом. Для правильного понимания смысла и сущности уголовно-правовых норм Корана необходимо определить причины их формирования, время их произнесения, субъекта и объекта, которым адресованы нормы, форму изложения (публичная или частная) и главное условие их реализации со стороны самого пророка. В совокупности эти условия определяют силу видов уголовно - правовой нормы.

  2. Особым источником мусульманского уголовного права являются хадисы. Несмотря на то, что хадисы по юридической силе уступают Корану, но по сферам действия и по регулированию общественных отношений, в том числе уголовно-правовых отношений, они во многом превосходят Коран и в системе рісточников мусульманского права занимают основное место. Хадисы, как всякое политико-правовое явление, имеют свои причины возникновения.

  3. Множество уголовно-правовых норм Корана и хадисов, посвященных различным видам преступлений, наказаний, принципам уголовного права, условиям, отягчающим ответственность, смягчающим условиям, освобождению от ответственности и многие другие, с научной и логической точки зрения, предоставляют возможность их классифицировать по институтам уголовного права.

  4. Смысл и содержание уголовно-правовых норм Корана и Сунны, с точки зрения автора и большинства исламских исследователей, сводятся к торжеству справедливости и победы истины. Поэтому наиболее важной задачей в понимании смысла уголовно-правовых норм Корана и хадиса является определение категории справедливости. Объективность исследования требует с учетом этого нравственного понятия определять

состав уголовно-правовых норм Корана и хадисов и их применение при проведении судопроизводства.

8. Систематизация норм Корана и хадисов в Общей и Особенной части поможет лучше понять характер общественной опаснострі, как однородных преступлений, так и отдельных видов преступных деяний, способствуя раскрытию содержания отдельных признаков их составов. Своей целью автор ставит задачу классифицировать все уголовно-правовые нормы Корана и хадисов по институтам уголовного права. Все уголовно-правовые нормы Корана и хадиса можно разделить на две части: Общую и Особенную.

Общая часть:

A. Принципы уголовного права, вытекающие из правовых норм Корана.
Б. Обстоятельства, исключающие преступления.

B. Система наказаний, предусмотренных в нормах Корана и хадисов.
Г. Освобождение от наказания.

Особенная часть: В Коране и хадисах указываются следующие виды преступлений:

A. Измена Богу.

Б. Преступления против жизни и здоровья.

B. Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы.
Г. Преступления против чести и достоинства.

Д. Преступления против общественного порядка.

Е. Преступления против собственности.

Ж. Преступления против мусульманской общины.

9. В трудах мусульманских юристов, посвященных уголовному праву ислама, в частности проблемам наказания, не дается точного определения системы наказания. Изучение трудов исламских факихов свидетельствует о том, что вопросы, связанные с системой наказания в мусульманском праве, исследованы недостаточно полно. Эта система в большинстве случаев восполнялась судебной практикой.

10. В Коране имеется много норм, в которых предусмотрены различные
санкции уголовного характера, но они не систематизированы. Между тем их
систематизация играет существенную роль в понимании и осмыслении
уголовно-правовых норм Корана. По степени тяжести их можно
систематизировать таким образом:

A. Соблюдение поста.
Б. Домашний арест.

B. Обязанность освобождения раба.
Г. Выкуп за кровь (дият).

Д. Ссылка.

Е. Бичевание.

Ж. Нанесение ранений соразмерно.

3. Отсечение конечности.

И. Смертная казнь.

  1. Различие понятий «хадд» и «худуд». Хадд - конкретное преступление, за которое устанавливается ответственность за совершение одного из деяний, предусмотренных категорией «худуд», каждое из преступлений категории «худуд» можно считать отдельным «хаддом».

  2. Изучение уголовно-правовых норм Корана и хадиса представляет возможность дать следующее понятие наказания: наказание - это предписанное возмездие и возмещение в воздаяние за содеяние зла, установленные в Коране, с целью предупреждения совершения преступления и возмещения убытка, и назначаемые от имени Аллаха и в некоторых случаях с согласия потерпевшего.

В этом определении можно выделить следующие признаки понятия наказания:

А. Наказание - это предписанное возмездие, возмещение и воздаяние за содеянное зло;

Б. Цель наказания - предупреждение преступления и возмещения.

В. Назначаемое от имени Бога или по желанию-потерпевшего. Например: «Это в назидание от Аллаха. Аллах Могущественный, мудрый», (сура 5, аят 38-39) или же в нормах Корана, характеризующих преступление убийство, существует несколько альтернативных наказаний, и согласно этим нормам, потерпевшей стороне дается право выбрать одно из наказаний.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что материалы диссертации могут быть использованы для последующих научных исследований в области мусульманского уголовного права, а также в учебном процессе по уголовному праву, истории ислама, мусульманскому праву, а также истории государства и права Таджикистана и истории государства и права зарубежных стран.

Содержащиеся в диссертации обобщения, выводы и предложения вносят определенный вклад в теорию уголовного права ислама, способствуют устранению несогласованности в истории государства и права.

Материалы проведенного исследования могут быть также использованы в учебном процессе высших и средних профессиональных юридических учебных заведений.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные в процессе исследования результаты и основанные на них выводы и предложения могут быть непосредственно использованы в законотворческой деятельности при установлении новых и совершенствовании действующих санкций уголовно-правовых норм.

Апробация результатов исследования происходила посредством докладов и обсуждения основных положений диссертации на заседании кафедр уголовного права и теории и истории государства и права ТНУ. По теме диссертации автором опубликованы 10 научных статей в юридических журналах и тезисы докладов на научно-практических конференциях:

Структура диссертации состоит из введения, трех глав, включающих в себя шесть параграфов, заключения, библиографического списка использованной литературы.

Формирование уголовно-правовых норм Корана и хадиса

Мусульманское право является одной из крупнейших правовых систем мира, базирующейся на религиозных постулатах.

Юридические и религиозные нормы в исламе тесно взаимосвязаны, и мусульманско-правовые нормы уже сами по себе в какой-то мере являются порождением ислама как религии, источником которого является Коран и Сунна.

«Коран - это уникальный по стихосложению, торжественному восхвалению и бытовой мудрости свод морально-нравственных, религиозных, гражданских, уголовных, политических и юридических норм, переданных пророком за сравнительно длительный период времени», -пишет Валерия Порохова. Об универсальности Корана как источнике мусульманского права пишут многие ученые - юристы. Так, известный специалист по исламскому праву Л.Р. Сюкияйнен отмечает: «Мусульманское право тесно взаимодействует с религиозными и моральными нормами, с обычаями в единой системе социально-нормативного регулирования, которая может быть названа мусульманским правом в широком смысле».2

Правовые нормы, содержащиеся в Коране и Сунне, составляют «божественное право» ислама. В действительности же применение термина «право», соотносимого с Кораном, достаточно условно, поскольку Коран, помимо норм права, включает также нормы морали и религиозные установления. Таким образом, мусульманское право - это часть единого мирового порядка, основанного на божественном законе. Оно регулирует не только отношения между верующими, но также их отношения с Богом и выступает как всеобъемлющий кодекс поведения, определяющий все аспекты жизни мусульманина.

Слово «Коран (Куръоп)» происходит от арабского «караа» - «читать», или произносить речитативом».

Коран - священная книга, которая была ниспослана богом своему посланнику, о чем в самом Коране упоминается во многих сурах, например, «Поистине, Мы ниспослали его в ночь могущества». Коран (перевод И. Ю. Крачковского. сура 97, аят 1)

В этом аяте, по мнению Сайда Кутба, речь идет о возвышенной ночи могущества, наполняющего всю ночь, в которую началось ниспослание Корана, ставшее величайшим событием в жизни всего человечества.1

Конечно (и об этом пишет В. Порохова), Коран как священный источник сформировался не сразу единовременно, а как откровение передавался пророку достаточно долгий период времени. В Коране об этом четко говорится: «И сказали те, которые не веруют: «Чтобы был ему ниспослан Коран за один раз! Так это для того, чтобы укрепить им твое сердце, и Мы читали его по порядку». Коран (перевод И. Ю. Крачковского. сура 25, аят 32)

Ниспослание Корана, как и создание на его основе новой религии, было, в первую очередь, нацелено на воспитание общины, устройство общества и установление порядка. Для воспитания же требуется время. Влияние и действие откровения на человека и общество не может произойти сразу. Психика человека не может преобразиться сразу полностью на основе изучения одной из ниспосланных книг, содержащей абсолютно новое вероучение и новое учение права. Коран - это совершенно новый путь самосовершенствования человека и жизни общества. Это новый метод воспитания на основе откровения Аллаха и его законов. Поэтому Коран ниспосылался постепенно, по частям, в зависимости от обстоятельств.1 Один из величайших ученых 18-го века Йусуф Али называет три причины постепенного ниспослания Корана:

1. «Чтобы укрепить твое сердце», та огромная задача - обратить арабский народ и, в конечном итоге, весь мир ислама - требовала нечеловеческого терпения, постоянства и твердости, и этими свойствами укреплялась так, что для каждой возникающей проблемы постепенно объявлялись решения;

2. «медленно, хорошо продуманными шагами», хотя книга ниспосылалась постепенно, как этого требовала ситуация, каждая ее ниспосланная часть служила совершенной, налаженной схемой для духовных и правовых наставлений;

3. цель Корана заключается не столько в дискуссии, сколько в утверждении неоспоримой истины. Есть и другая причина постепенного ниспослания Корана, и об этой причине Маудуди пишет: «Аллах не желал, чтобы он стал «пособием для выведения на правильный путь», свои намерения он распространил через посланника». Желанием Аллаха было создание новой веры, богобоязненности и защиты справедливости.

По мнению известного исламского ученого аль-Маудуди, Коран - это не только книга законов и моральных принципов, эта книга, сопровождала движение общества на всех ступенях его развития.2

Здесь следует отметить, что Коран во времена жизни Мухаммеда (с) еще не был собран в одной книге. Его аяты и суры были записаны на пальмовых листьях, и только после смерти Мухаммеда (с), во время правления Халифа Османа и по поручению последнего, Зайд ибн Собит собрал все имеющиеся тексты и составил канонический Коран. Полученная в результате этого новая редакция теперь уже заидовско-османского текста Корана, переписанная в четырех экземплярах, была разослана в важнейшие центры Халифата - Мекку, Дамаск, Куфу и Басру.1

По вероучению ислама, Коран - книга несотворенная, существующая предвечно, как сам Аллах: она его «слово». Название «Коран» происходит от арабского глагола «караа», означающего читать вслух речитативом, декламировать. Оригинал Корана, согласно исламу, начертан на арабском языке на листах - сухуф, и свитки с ним хранятся на седьмом небе, отсюда и одно из его названий - Свитки, Книга. Коран - «Мать книги» Умм аль-китаб находится под престолом Аллаха; и только один Аллах в этой небесной книге «стирает, что желает, и утверждает, что считает нужным».

Естественно, что создание столь крупного произведения, как Коран, хотя и производящего при ближайшем ознакомлении впечатление сборника высказываний, проповедей, сказаний и правовых норм, как правило, тематически и хронологически не систематизированных, было делом непростым, да еще у народа, не имевшего до этого столь обширных письменно зафиксированных религиозных или светских сочинений. Не случайно в самом же Коране появление этого большого письменного памятника не раз истолковывается как небывалое, чудесное. От имени Аллаха в нем написано: «Скажи: «Если бы собрались люди и джины, чтобы сделать подобное этому Корану, они бы не создали подобного, хотя бы одни из них были другим помощниками». Отсюда же следует, что для сочинения этой книги никакой земной силы недостаточно.

Классификация уголовно-правовых норм Корана по институтам уголовного права

Слитность правовых норм и институтов мусульманского права, представляющая собой единый механизм религиозного, правового и этического влияния на исламский мир, сопровождалась двумя особенностями. Во-первых, свободное развитие исламского права в рамках правовых школ как суннитского, так и шиитского направления позволяло разрабатывать множество противоположных концепций с характерными принципами и методами дефиниций правовых требований, в результате которых одни и те же нормы и институты права дефиницировались по-разному. Во-вторых, дальнейшее развитие мусульманского права в рамках фикха, в основном, по-прежнему опиралось на положения и направления, установленные основными источниками исламского права - Кораном и хадисами, где классификация правовых норм по отраслям права отсутствовала.

Современная юриспруденция при изучении исламского права отдала приоритет исследованию его отдельных направлений. Особенно значимый вклад здесь внесли такие ученые как И. Шахт, Л.Р. Сюкияйнен, 3. Курбони и многие др. В трудах этих ученых подробно исследованы отдельные институты и отрасли права исламского мира. При этом отметим, что среди правовых норм и институтов права ислама по сей день малоизученными остались институты и нормы уголовного права, особенно в рамках его первоисточников.

Уголовно-правовые нормы Корана представлены в некоторых его сурах. Для характеристики уголовного права в рамках, установленных Кораном, прежде всего, необходимо выявить уголовно-правовые нормы и институты этого источника и классифицировать их по группам.1

Авторитетные мусульманские правоведы средневековья и современные исследователи разработали немало классификаций правонарушений, анализ которых помогает лучше понять специфику мусульманского уголовного права. В основу большинства из них обычно кладут два основных критерия: степень определенности наказания за тот или иной проступок и характер нарушенных интересов и прав.2

Классификации уголовно-правовых норм Корана уделяли внимание многие ученые - юристы. Например, с точки зрения М. Муллоева, расположение уголовно-правовых норм в Коране не имеет определенной системы, в них нет деления на отрасли.3 Известный историк О.Г. Большаков пишет только о трех преступлениях уголовного права ислама: краже, прелюбодеянии и клевете на женщину.4 Аналогичную позицию занимает и М.В. Вахобова. Д.Е. Еремеев к этим трем видам уголовных преступлении добавляет убийство как одно из особо опасных уголовных деяний.6

Наибольшее распространение получила классификация, согласно которой все уголовно-правовые нормы Корана подразделяются на три группы (худуд, кисас и таъзир), составленные по книге Хидоя.7

Сафаров И.Д уголовно-правовые нормы Корана классифицировал соответственно правовой системе государства Саманидов, все преступления он разделил на три группы: 1. преступления, объектом которых являются здоровье и жизнь личности (убийство, телесное повреждение); 2. преступления, выраженные в действиях, нарушающих предписания Корана. В эту категорию ученый включает те преступления, которые, по нашему мнению, входят в категории Худуд; 3. действия, которые находятся в противоречии с предписаниями государственной власти. С точки зрения М.С. Хайдаровой все уголовно-правовые нормы Корана можно подразделить на три категории: - преступления против религии и власти; - преступления против собственности; - преступления против личности.2 К первой категории М.С. Хайдарова отнесла те нормы Корана, которые определяют также преступные деяние, как разбои, питье вина, измена Аллаху и др. Ко второй группе преступления, которые посягают на личную собственность. При этом исследователь не называет, к сожалению, какие это деяния. Третью группу преступлений составляют преступления против личности (телесные повреждения, убийство, прелюбодеяние). Между тем, в Коране называются и другие преступления, они не включены М.С. Хайдаровой в определенные ею категории. Подобный подход к классификации уголовных преступлений не является случайным, если принять во внимание объект посягательства. Разрабатывая теорию классификации правонарушений, мусульманские юристы исходили из одного основополагающего комментария законодательства ислама аль - Хидой. Р. Шарль уголовно-правовые нормы шариата также разделил на три группы правонарушений. К первой группе им отнесены преступления доисламского периода, так называемые правовые нарушения (включая убийство и ранение), не отягчаемые воровством или грабежом. Ко второй группе преступлений, установленные религиозным законом, Кораном, относятся преступления категории Худуд, преступления против Аллаха, вероотступничество, прелюбодеяние и др. Третья группа включает все другие преступления, указанные в Коране и посягающие на общественный строй.1 Великий ученый мусульманского права Тарнау тоже классифицирует уголовно-правовых норм Корана на три категории.2 Первая из них включает преступления, которые представляют наибольшую общественную опасность, посягают на «права Аллаха» (интересы всей мусульманской общины) и наказываются точно по определенной санкции хадд.3 Под этой категорией исследовались, в основном, преступления, которые посягают на интересы всей общины. В практике и теории уголовного права ислама существуют также преступления категории «худуд». Многие ученые отождествляют хадд и худуд (хадд -пределы божьего долготерпенья), как, например, Г.С. Азизкулова, которая только приводит их дословный перевод с арабского.5 Аналогичную позицию занимает и М. Муллоев.6

Классификация уголовно-правовых норм хадисов по институтам уголовного права

Огромное количество моральных и правовых норм хадисов совпадает с общественными правовыми и моральными нормами. Правовые нормы имеют незыблемую основу, вытекают из законов Аллаха и считаются вечными. Никакие обстоятельства не могут повлиять на них. Правда и честность во все времена считались (и считаются сейчас) высшими добродетелями, справедливость всегда должна торжествовать, и если даже наносится ущерб твоим собственным интересам, нарушать справедливость недопустимо, даже по отношению к врагу. Такова характерная особенность правовых норм хадисов. Целью же нашего анализа являются уголовно-правовые нормы хадисов, их классификация и значимость для современного мусульманского мира.

Уголовно-правовые нормы хадисов Пророка (с) вслед за Кораном являются источником исламского права, они регулируют деликтно-правовые отношения исламского мира. По нашему мнению, хадисы рассматриваются как единственное и наиболее значимое объяснение учений Корана, как единственное средство, помогающее избежать разногласий в мусульманском праве, касающихся их интерпретации при практическом применении. Многие стихи Корана имеют аллегорическое значение и могут быть поняты по-разному, если не будет определенной системы интерпретации. И, кроме того, в Коране есть много пунктов практической важности. Дух священной книги одинаков повсюду, но сделать вывод о практической позиции, которую мы должны занять, не всегда является делом легким.1

Ученые исламоведы предлагают различные классификации хадисов. Например, М.И. Садагдар, все хадисы подразделил на две категории. К хадисам первой категории он отнес те изречения и предания, которые считаются абсолютно достоверными и относительно которых не существует сомнения. Для того чтобы хадис был признан таковым, должно было быть не менее трех совершеннолетних пересказчиков. Изначально предание должно было быть услышанным от сподвижников Мухаммеда (с), а пересказчики должны были быть лицами нейтральными и не заинтересованными в том, что пересказывается. Ко второй категории ученый отнес предания, не являющиеся абсолютно достоверными. Шииты же считают лишь те изречения Мухаммеда (с) действительными, которые пересказывались Али и его сторонниками, а в дальнейшем - шиитскими имамами.2

С точки зрения Эль-Зефири, хадис делится на три вида: 1) последовательный хадис, передававшийся от Пророка (с) последовательно без перерывов до настоящего времени; 2) передаточный хадис, у которого в первых звеньях передачи последовательность отсутствует; 3) отдельный хадис представляет собой высказывание Пророка (с), случайно дошедшее до наших дней.3 Кроме того, Эль-Зефири считает, что хадисы служат пояснением тому, что сказано в Коране. Повествования хадисов соотносятся с Кораном трояко:4 1) положения хадисов могут совпадать с положениями Корана и подтверждать их. В этом случае решение вопросов основывается на двух источниках: на неоспоримом доказательстве - Коране и подтверждающем 131 его доказательстве - хадисе. Например, за прелюбодеяние в Коране предусмотрено определенное наказание в виде 100 ударов плетью (сура аль -Hyp, аят 2). В хадисе Пророка (с) о данном преступлении говорится так: «Сообщает, что Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) сказал: Я слышал, как Посланник Аллаха (с) сказал: Если рабыня совершить прелюбодеяние, и ее прелюбодеяние обнаружится, пусть подвергнет ее установленному шариатом бичеванию...» (Аль-Бухори); 2) положения хадисов могут пояснять и детализировать то, о чем говорится в Коране; у 3) хадис может содержать и новые положения, отсутствующие в Коране. Например, в некоторых хадисах Пророка (с) за прелюбодеяние предусмотрено побивание камнями, если преступники находятся в браке с другими людьми. М. Муллоев подразделил все хадисы на два вида: 1. простые изречения Пророка (с), не «вдохновленные» богом; 2. изречения, «вдохновленные» богом, которые называются Хадисы Кудси, божественные предания. И те и другие имеют силу закона.4 По мнению З.М. Диноршоева, хадисы, соответствующие своему пересказчику, подразделялись на две группы: хадисы передавались устно сподвижниками Мухаммеда (с) и были зафиксированы в виде хадисов у суннитов, и в виде ахбор - у шиитов.5 Ученые А. Кремер, И. Саидиен, Имам Бухори, Шейх Риджами и другие 6 на основании пересказчиков определили три категории хадисов. Риджами определяет формы хадисов, которые присущи трем их видам: сахих, хасан, заиф.

Определение состава преступления, исходя из уголовно-правовых норм хадисов

Уголовно-правовые нормы хадисов охватывают концепцию преступления и наказания в исламском праве и особо подчеркивают роль нравственного начала, такого необходимого, когда дело идет о преступлениях и наказаниях.

Основной целью этого параграфа является определение преступления и его состава в хадисах.

1. Измена Богу. На арабском языке измена богу называют ширком. Эта измена подразумевает, что помимо Аллаха, человек молится кому-то другому, например, идолу и т.д. Согласно наиболее распространенному взгляду, такое деяние относится к правонарушениям, за которые хадисом установлена строго определенная мера наказания (хадд) - смертная казнь.

Вместе с тем, мусульманские исследователи подчеркивают, что точная мера наказания за измену Богу, в общей форме осуждаемая Кораном, установлена Пророком (с) и зафиксирована в хадисах. Об этом преступлении имеется очень много хадисов, осуждающих это деяние и предусматривающих строгое наказание за его совершение. Например: Пророк (с) сказал: «Войдет в огонь тот, кто умер, поклонившись чему бы то ни было наряду с Аллахом». Данный хадис является предупредительным хадисом. В нем говорится о тяжести данного преступления. Человек, поклонившийся наряду с Аллахом чему-то другому, считается преступником, и этого человека нужно предупредить о тяжести данного греха. В другом хадисе предусматривается строгое наказание за данное преступление: «Передают со слов Анаса ибн Малика, что, когда в год завоевания (Мекки) Посланник Аллаха (с) вступил в город... к нему подошел один человек и сказал: Поистине ибн Хатал (который вернулся к многобожникам) держится за покровы Каабы, и Пророк (с) велел: Казнить его! В данном хадисе определена санкция, диспозиция же отсутствует. По нашему мнению, диспозиция за данное преступление предусматривается в хадисах, которые имеют предупредительные санкции. Например, в первом хадисе диспозиция определена достаточно четко: «...Человек, поклонившийся наряду с Аллахом чему-то другому» и является объектом данного преступления.

Объективная сторона преступления состоит из нескольких разновидных деяний. Разновидности деяний соотнесены с диспозицией хадисов, характеризующих данное преступление, например: - «Поклонение наряду с Аллахом чему бы то ни было...»; - «.. .У каждого вероломного окажется знамя...»; - «.. .У ягодиц каждого вероломного окажется знамя, которые поднимут сообразно степени его вероломства». В первой диспозиции деяния предусматривается измена Богу в виде поклонения чему-то другому наряду с Аллахом. Во второй же и третьей диспозициях речь идет сразу о действии или бездействии, направленных на измену Богу. Субъективную сторону этого деяния образует вина в форме умысла. Субъект преступления — это вменяемое лицо, достигшее определенного возраста (женского пола приблизительно с 9-лет, а мужского пола - с 12-лет), ранее бывшее мусульманином. Человек, который раньше был неверным и в данное время остается неверным, не считается субъектом данного преступления. Согласно хадисам, за данное преступление назначается строгое наказание в виде казни. Однако, по мнению большинства крупнейших представителей всех основных правовых мусульманских толков, немедленная казнь могла быть отменена в случае раскаяния преступника и возвращения его в лоно ислама и в подчинение Аллаху.1 2. Преступление против жизни. Преступление против жизни в исламе считается одним из тяжких преступлений, влекущих за собой строгое наказание. В разделе «Преступление против жизни» книги «Хидоя» пытаются обосновать причину этих преступлений. В частности, указывается, что причиной убийства являются отношения между людьми и их поведение.2 Основным преступлением в данном разделе считается убийство. Убийство - тяжкий грех, и оно решительно осуждается в хадисах. Имеется немало хадисов, характеризующих данное преступление и сказанных Пророком: «...Посланник Аллаха (с) сказал: Дела, которые в Судный день будут рассматриваться в первую очередь, это дела, связанные с кровопролитием» (Сахих ал-Бухари). «...Пророк (с) сказал: Всякий, кто убьет человека, заключившего мирный договор с мусульманами, не почувствует даже запаха рая» (Сахих ал-Бухори).4

С точки зрения большинства ученых, человек, убивший. немусульманина, не привлекался к наказанию.5 Но вышеприведенный хадис опровергает это мнение. Согласно хадисам, под понятием «человек, заключивший мирный договор» может означать и человека не являющегося мусульманином. Данный хадис указывает на то, что человек, который убьет неверного без какого-нибудь права на это, не увидит рая, т.е. его место в аду. Приведенный хадис является предупредительным. Из него вовсе не следует, что человек, который убил немусульманина, не будет привлечен наказанию. В отношении него наказание будет назначено согласно нормам Корана и хадисов. «...Пророк (с) сказал: За убитого, убийцу надо убивать, и это принадлежит потерпевшим».6

Похожие диссертации на Уголовно-правовые нормы Корана и хадиса и их классификация по институтам уголовного права