Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Правовая концепция И. А. Ильина Ткачева Наталья Александровна

Правовая концепция И. А. Ильина
<
Правовая концепция И. А. Ильина Правовая концепция И. А. Ильина Правовая концепция И. А. Ильина Правовая концепция И. А. Ильина Правовая концепция И. А. Ильина Правовая концепция И. А. Ильина Правовая концепция И. А. Ильина Правовая концепция И. А. Ильина Правовая концепция И. А. Ильина
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Ткачева Наталья Александровна. Правовая концепция И. А. Ильина : Дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.01 : Ростов н/Д, 2004 148 c. РГБ ОД, 61:05-12/831

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I.

1. Проблема правопонимания в русской правовой мысли на рубеже ХІХ-ХХвв 16

2. Общая характеристика развития правовых взглядов И.А. Ильина С. 17-40

ГЛАВА II. ФИЛОСОФИЯ ПРАВА.

1. Духовные основы философии права И.А. Ильина С. 41-66

2. Право как необходимая форма духовного бытия С. 67-82

3. Правосознание как способ познания права и его источник... С. 83-105

ГЛАВА III. ТЕОРИЯ ПРАВА.

1. Понятие и значение положительного права С. 106-118

2. Право в системе социальных норм. Внешние формы выражения права С. 119-129

ЗАКЛЮЧЕНИЕ С. 130-134

БИБЛИОГРАФИЯ С. 135-148

Введение к работе

Характерной чертой российской действительности последнего десятилетия XX века стало возрождение "забытых" учений и возвращение преданных забвению имен. Среди них и имя выдающегося русского ученого - Ивана Александровича Ильина, который оставил после себя обширное научное наследие: свыше тридцати книг и брошюр, и несколько сотен статей на русском, немецком и других европейских языках. "Формально - юрист, он по существу философ, т.е. мыслитель, а по форме — изумительный оратор и ритор в хорошем античном смысле этого слова,.. Такого, как он, русская культура еще не производила, и он в ее историю войдет со своим лицом, особым и неподражаемым, со своим оригинальным дарованием, сильным и резким во всех смыслах", - писал о нем Петр Струве . И, тем не менее, в течение многих лет он не существовал для своих соотечественников: о нем не знали и практически не упоминали.

В 90-х годах XX века имя И.А. Ильина наравне со множеством других было реанимировано- Возможно, отчасти это было результатом общей тенденции возвращения в отечественную науку забытых в советские времена личностей. Однако И.А. Ильин не затерялся среди нового множества. Более того, его творчество стало широко известным не только в среде соответствующих специалистов, а идеи более чем полувековой давности нашли живой отклик в умах и душах наших современников. «При этом важнейшие черты публицистики Ильина - эмоциональность, непримиримость, стремление к однозначным выводам - оказались очень близкими по своему внутреннему настрою к нашим сегодняшним дискуссиям о путях развития новой России, в связи с чем его имя стало часто использоваться в контексте современных политических споров как аргумент

1 См.: Струве П.Б. Дневник политика. О брошюре И.А. Ильина и о нем самом//Возрождение. №478, 23 сентября 1926.

в пользу той или иной точки зрения» . Хотя нередко стремление осовременить творческое наследие мыслителя приводит к искажению его идей.

Представляется, что дело не только в точности его предсказаний относительно будущего России, но и в немеркнущей актуальности вопросов и проблем, затронутых в творчестве Ильина- Для юридической науки это, конечно же, прежде всего, проблема правопонимания. После крушения безраздельного господства в советской науке марксизма-ленинизма, использовавшегося для объяснения природы любого явления, в том числе и права, «мы погрязли в старых спорах и тиражировании стереотипных учебников по теории государства и права. Имея значительную дореволюционную и советскую гуманитарную почву, юриспруденция не смогла использовать для целей своего развития этот колоссальный пласт мысли, фактически выведя научное осмысление государства и права за скобки русской духовной традиции»2.

Между тем еще в конце XIX века русское правоведение пришло к мысли

0 невозможности ограничить общую теорию права лишь выявлением общего
в праве, понимаемом как система норм, установленных государством, и
обратилось к определению идеальной, сверхэмпирической природы права. В
числе подобных концепций, стремящиеся понять право как сложное,
многоаспектное явление, и учение И.А, Ильина. Исходя из приоритета
духовности (в которой не последнее место занимает вера в Бога), он объяснял
все человеческое существование, в том числе право, государство и иные
социальные явления.

Книга И.А. Ильина «Общее учение о праве и государстве», написанная им в 1915 году, представляет собой своеобразный «ликбез» по правовым

1 Евлампиев И.И. Философские правовые взгляды И.А, Ильина// Известия
вузов. Правоведение. СПб., 1992. № 3. С.81.

2 Поляков А.В. Проблемы российского правопонимания в контексте западной
правовой мысли//

вопросам и в свое время предназначалась для русских гимназий и первых курсов высших учебных заведений того времени. Как справедливо замечает Ю.Т. Лисица: «Это та элементарная грамотность, без которой нельзя заполнить графу об образовании - среднем или высшем»1. Тем не менее, даже самые просвещенные из высших политических кругов (причем, не только российского общества) далеко не всегда обладают подобным знанием и видением соответствующих проблем.

Не менее интересны и по-прежнему актуальны исследования И.А. Ильиным такой важной темы как правосознание, которое занимает центральное место в его правовой концепции. Основное произведение на эту тему «Учение о правосознании» было написано автором еще в 1919, а увидело свет только после его смерти, в 1956 году под названием «О сущности правосознания». Прочитав это «живое слово» любой правитель смог бы по-другому взглянуть на многие привычные вещи. Именно кризис в данной области человеческого бытия, в частности в сознании русского народа, приводит к тяжелейшим последствиям в существовании общества и государства. Все это имеет непреложное значение для современного состояния российской действительности, в том числе и правовой науки.

Не теряет своей актуальности и учение Ильина о власти. Каждое слово его, если можно так выразиться, «программы» по воспитанию новой русской элиты — ведущего слоя, призванного руководить страной, как будто написано для сегодняшнего дня- Ратуя за культивирование национальной элиты и воспитание в людях чувства ранга, мыслитель, тем не менее, рассматривал их не как привилегию, а как долг и обязанность служения народу. При этом последний ни в коем случае не должен рассматриваться просто как толпа, нуждающаяся в сильном руководстве.

Каждый человек должен занимать свое место в общественной иерархии соответственно своим способностям, и принимать свою судьбу смиренно и с

1 Лисица ЮТ. Консервативная мысль Ивана Ильина/ Вступ, ст. к сборнику; Ильин И.А. О воспитании национальной элиты. М.» 2001. С.13.

уважением к тем, кто в чем-то лучше или способнее. В его душе не должно быть места злобе и зависти. Для этого ведущий слой обязан развивать духовную культуру народа, его государственность, учитывая национальные особенности последнего. Глубокое понимание Ильиным государственно-политических и правовых проблем в духе христианско-православного миросозерцания, с учетом менталитета русского народа и специфики его правосознания, особенно актуально для России наших дней, когда многие пытаются играть на религиозных чувствах или выдавать за таковые внешнюю обрядовость.

К тому же, наверное, не случайно интерес к его работам возрос именно в очередной «смутный» период в истории нашей страны, когда рушились привычные символы и смыслы, когда каждый опасался за свою собственную жизнь и за жизнь близких ему людей, и когда, казалось, уже не было видно никаких ориентирующих координат, чтобы достичь безопасности, мира и согласия. Именно в такие периоды, возникает стремление к поиску подлинного смысла существования и спасению в единстве бытия и непреложности его законов.

В контексте современной ситуации относительной политической стабильности в России особый смысл приобретают предлагавшиеся Ильиным способы решения государственно-правовых проблем. Будучи свидетелем мировых потрясений первой половины прошлого столетия, основное внимание в своих работах он уделял сущности и механизмам нормальной государственности, праву, правосознанию и правопорядку, возможностям выхода общества из кризисных состояний. Его идеи в этой области являются исключительно актуальными в процессе построения гражданского и правового государства в нашей стране. Взгляды И.А. Ильина на власть, особенно в России, его монархическая концепция и мысли относительно национального самосознания не потеряли своего значения и по сей день.

Актуальность темы диссертационной работы выражается и в необходимости решения задач, связанных со становлением и развитием философии права как самостоятельной дисциплины в российском правоведении. А философия права - это не только «нравственный стержень законодательства»1, но «познание общественного идеала, уяснение того, каким должен быть благой, разумный, справедливый, нормальный строй общества» . Как справедливо замечает Фомин А.А. «Глубина философского понимания мыслителем (И.А. Ильиным - Н.Т.) государственных, политических и правовых проблем в духе христианского миросозерцания и монархической культуры правового мышления, особенностей функционирования российской государственности, питаемой исторически сложившимся менталитетом русского народа, спецификой его самосознания, не имеют аналогов в юридической научной мысли России»3.

Творчество Ильина трудно назвать стройной научной системой в какой-то определенной области знания, скорее это живая мысль, очень эмоциональная и нередко противоречивая, постоянно ищущая и развивающаяся. В сферу его интересов попадали самые различные стороны человеческого бытия, хотя, конечно же, в большей степени это были философские и правовые проблемы. Кроме того, взгляды мыслителя значительно менялись на протяжении всей жизни, превратившись в результате в глубоко религиозное учение. Однако относительно правовых вопросов можно сказать, что в этом направлении особо радикальных изменений, по сравнению с общефилософскими и политическими установками, не произошло. Сместился только акцент на более глубокие, духовные истоки данного явления.

Кузнецов Э.В. Философия права в России. М., 1989. С.8.

Франк С.Л. Духовные основы общества. Русское зарубежье. Л., 1991. С.253. Фомин А.А. Политико-правовая концепция государства И.А. Ильина: Диссертации на соискание ученой степени канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2002.

Что касается степени изученности творческого наследия Ильина, то здесь необходимо отметить, что, как и при его жизни, так и по сей день, работы ученого оцениваются очень различно, если не сказать - полярно. Зачастую он рассматривается исключительно как религиозный философ. Действительно, его идеи привлекали и привлекают внимание служителей церкви, так же как и современных реформаторов, историков философии и правоведов. Об Ильине писали такие видные дореволюционные ученые как В. Зеньковский и Н.О. Лосский, резко критиковали Н.А. Бердяев и 3. Гиппиус. Неоднократно на философские и этические работы ученого ссылался СИ. Булгаков, отмечая, что труд Ильина о Гегеле заслуживает «полного внимания» и «имеет выдающиеся достоинства».

Советская наука отзывалась о нем преимущественно негативно. В первом издании Большой Советской энциклопедии под редакцией О.Ю. Шмидта, И.А. Ильин характеризуется как «один из ярких представителей белогвардейской философии», «неогегельянец с ярко выраженной идеологией черной сотни и поповщины». В нем видели прежде всего «реакционно-поповского идеалиста», мистика и монархиста. Хотя даже в тот период его исследование творчества Гегеля оценивалось достаточно высоко.

Неоценимую роль в популяризации творчества И.А. Ильина в России сыграл главный исследователь его трудов профессор Питтсбургского университета Н.П. Полторацкий, имевший доступ к архиву ученого, находящемуся в Мичиганском университете США. Однако и он анализировал в основном работы по вопросам философии, литературы и духовно-религиозным основам жизни.

Что касается современных российских исследований творчества ученого, то это в основном различного рода статьи, несколько монографий и диссертации, рассматривающие отдельные стороны творчества мыслителя и посвященные в основном его философско-этическим и религиозным взглядам. Большая часть работ И.А. Ильина дошла благодаря усилиям

составителя и редактора издаваемого с 1993 года собрания сочинений автора кандидата физико-математических наук Ю.Т. Лисицы. Очень популярны ильинские идеи о возрождении национального самосознания русского народа среди современных политических деятелей. Однако то, что сейчас его творчество привлекает внимание самых разных людей, по мнению А. А. Ивановой, тоже странно. «Прежде всего потому, что Ильин несовместим с нынешней жизнью так же, как несовместим он с социалистическим прошлым ». К тому же, многие их тех, кто обращается за цитатами к его творчеству не принимают его в целом.

Среди исследователей философских и религиозных взглядов мыслителя, помимо названных, необходимо также отметить имена И.И. Евлампиева и СМ. Бабинцева. Их монографии, посвященные этой проблематике, наиболее полно отражают мировоззрение И.И. Ильина в данной области. Почти в двух десятках диссертаций (по философским наукам) основное внимание уделено его идеям ненасилия и борьбы со злом (Е.В. Демидова, В.А. Цвык, Д.А. Сысуев, М.В. Загребин), проблемам человеческого бытия (А.А. Самохина, И.А. Дудина, И.М. Коняева), движущим силам истории (Ю.А. Закунов, И.Б. Булгак), вопросам государственности, в частности - российской (М.А. Ренып, И.Н. Зернов, А.Ю. Ильин). Есть даже работы, анализирующие Ильина как литературного критика (М.Р. Тарасова), его философию культуры (А.Г. Лавров, А.Р. Голубева) и искусства (А.В. Соколова). Социально-политические идеи И.А. Ильина отражены в работах таких авторов как К.Р. Постников, Д.И. Шаронов, А.В. Мальцева, М.Б. Золина.

Исследования же, касающиеся юридической проблематики в наследии И.А. Ильина, в том числе вопросов правоведения, немногочисленны и, на наш взгляд, недостаточно адекватно отражают правовое видение самого автора либо в силу слишком общего характера работы, либо по причине не совсем полного изучения его творчества. В то время как говорить о взглядах

1 Иванова А.А.Русская классическая философия: от Ф.М. Достоевского к И.А. Ильину. М., 1999. С.54

какого-либо мыслителя, касающихся того или иного вопроса, можно, по нашему мнению, лишь на основе его общего научного видения. Так же как говорить о правопонимании Ильина нельзя, да и невозможно, без учета его общефилософской позиции, основанной на категориях духовности и веры в Бога.

Основная масса работ представлена в виде научно-публицистических статей таких авторов как П.П. Баранов, А.Г. Гузнов, Ю.Т. Лисица, О.Н. Диденко, Д.Е. Цыганков, А.Н. Окара. Из диссертационных работ по юридической специальности (Т.Б. Сазонова, А.А. Жариков, А.Н. Окара, А.А. Фомин) наиболее фундаментально рассматривающей государственно-правовые взгляды И.А. Ильина, является труд А.Н. Окары. Тем не менее, в ней, на наш взгляд не уделено должного внимания философским взглядам ученого на право и его духовные основы, без которых адекватное восприятие правовой концепции Ильина просто невозможно.

Данная работа также представляет собой одну из попыток осмыслить научное наследие Ивана Александровича Ильина в области изучения права с точки зрения вьщеления в нем положений, относящихся к двум самостоятельным правовым дисциплинам: философии права и теории права.

В процессе подготовки к ее написанию нами были изучены как работы самого автора, так и литература, посвященная исследованию его творчества. Кроме того, в библиографическом списке достаточно большое количество источников общетеоретического характера, принадлежащих к различным направлениям и школам. В ходе изучения существующих правовых теорий у нас также сформировался определенный подход к оценке правопонимания И.А. Ильина и соответственно к его изложению. Исходными установками данного исследования можно назвать следующие:

1) право представляет собой определенный критерий поведения (внешнюю форму существования) и в этом смысле оно есть один из способов осуществления свободы;

  1. право и юридическая норма суть различные явления, соотносимые как содержание и форма;

  2. философия права и теория права берут в качестве своего предмета изучения право, но обращаются к различным сторонам единого явления

Указанные идеи являются далеко не новыми в правовой науке, тем не менее, диапазон развиваемых на их основе теорий и учений достаточно широк. Мы постарались проанализировать правопонимание Ивана Александровича Ильина, избрав в качестве предмета исследования правовые взгляды ученого, изложенные в его работах, относящихся к различным периодам жизни и творчества, учитывая разнообразие существующих правовых концепций, и исходя из его научно-мировоззренческой позиции в целом, поскольку право для мыслителя неотделимо от таких традиционно философских категорий как свобода, справедливость, равенство и т.п. Поэтому в процессе подготовки к написанию данной работы нами были изучены не только произведения автора, посвященные юридико-правовой проблематике, но творчество Ильина как единая система взглядов на человеческое бытие, в котором право играет одну из ведущих ролей, выступая в качестве адекватного способа свободного существования.

Целью данного исследования являлось стремление представить правовое учение И.А. Ильина как целостную концепцию правопонимания, основанную на духовных ценностях, в частности свободе как неотъемлемой составляющей подлинного человеческого бытия, и объединяющую два уровня изучения права: философию права и теорию права.

В связи с этим перед диссертантом ставились следующие задачи:

- проанализировать творчество И.А. Ильина, в частности его воззрения на право, как трансформирующуюся систему взглядов, которая хотя и сохраняла свои основные положения, тем не менее, значительно меняла приоритеты в течение жизни ее автора;

выделить в едином феномене права аспекты, являющиеся предметом двух уровней научного познания философии права и теории права как специальной юридической дисциплины;

выявить и охарактеризовать духовные основы права как необходимое условие его формирования, связь права с философской категорией свободы как важнейшей проблемой человеческого бытия;

определить, исходя из правопонимания И.А. Ильина суть и значение положительного права, его соотношение с естественным правом, моралью и другими социальными нормами.

При осмыслении теоретических положений, касающихся вопросов правопонимания, мы опирались на труды отечественных исследователей в области философии и теории права: С.С. Алексеева, Д.А. Керимова, Э.В. Кузнецова, О.Э. Лейста, М.Н. Марченко, B.C. Нерсесянца, а также классиков русской философско-правовой мысли, таких как П.И. Новгородцев, Е.Н. Трубецкой, Б.Н. Чичерин, С.Л. Франк.

В качестве методологической основы настоящей работы использовались различные приемы научного исследования. Среди общенаучных методов в первую очередь может быть назван метод комплексности и всесторонности, в соответствии с которым правовые установки И.А. Ильина изучались в связи с его взглядами на другие явления общественной жизни и на человеческое бытие в целом. Далее ~ системно-аналитический метод, позволивший, как нам кажется, представить обширные и разрозненные правовые взгляды ученого в виде более или менее логической концепции. Естественно, здесь не обошлось без методов сравнения и интерпретации, исторического анализа и реконструкции. При написании диссертации применялись логический и хронологический методы, а также метод соотнесения результатов исследования с современными теоретическими позициями и взглядами.

Исходя из изложенного выше, нами была определена и структура работы. Первая глава носит общий характер и посвящена исследованию развития правовых взглядов И.А. Ильина в совокупности с его

общефилософскими установками и фактами биографии. Вторая глава посвящена изучению философских проблем правопонимания, как необходимой основы юридической науки и юридического мировоззрения. В пределах рассматриваемых в ней вопросов находятся, конечно же, общие проблемы Духа и духовности как лейтмотив всего творчества Ильина, поиск определения понятия права и его сущности. Здесь же исследуются его взгляды на правосознание как неотъемлемую часть духовности и основную категорию его правовой концепции. И, наконец, последняя третья глава представляет собой попытку изложения собственного видения вопросов, являющихся предметом исследования непосредственно теории права, прежде всего, как юридической дисциплины, основываясь на положениях Ильинской концепции права, посвященных исследованию данной области.

Научная новизна исследования видится нам, прежде всего, в попытке
представить правовые взгляды И.А. Ильина как целостную правовую
концепцию, содержащую в себе элементы двух научных уровней изучения
феномена права: философии и теории права. Установлено значение

категории свободы как цели и смысла существования права в правопонимании ученого, выявлены роль и место положительного права в системе норм социального регулирования, исходя из теоретических посылок автора.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Правовая концепция И.А. Ильина представляет собой
самостоятельное целостное учение о праве, основанное на принципе
«методологического плюрализма» и состоящее из двух уровней
исследования единого феномена «право» - философии права и теории права.

2. Философия права предстает у И.А. Ильина как более высокий уровень
изучения права в его естественной сущности и должна исследовать свой
предмет посредством категорий духовности, таких как: свобода, совесть,
вера, справедливость и т.д. Только основываясь на духовной сущности права

как явления человеческого сосуществования, мы можем подходить к изучению общей теории права в чисто юридическом смысле.

3, Истинная естественная сущность права выражается у И.А. Ильина в
том, что право является формой духовного бытия человека в условиях
сосуществования со множеством ему подобных, основанной на равенстве в
духовном достоинстве, возможности внутреннего самоопределения и
внешней автономии. Право поэтому в концепции И.А. Ильина представляет
собой единство с совестью, верой в Бога, стремлением к свободе и иными
свойствами человеческого духа, и, следовательно, на этом уровне не
ставиться вопрос о его отличии от морали, религии и иных социально-
духовных институтов.

4. Правосознание как неотъемлемая часть духовности человека является
центральной категорией философии права И.А. Ильина и выступает как
один из способов духовного познания, связанный со всеми элементами и
свойствами последнего, представляя собой единственно адекватную
возможность познания права. Одновременно правосознание предстает как
источник для нормативного выражения права, посредством которого
«естественная» форма обретает «положительное» содержание.

5, Необходимость формулировать право в его «положительном
значении» наряду с другими нормами социального регулирования, разделяя
их на правовые, моральные, религиозные и т.д., основана, по Ильину, на
неспособности человека жить в духовной цельности. При этом
«естественность» и «положительность» выступают у него это не как две
самостоятельных системы, а лишь как различные стороны единого феномена
«право», характеризуемые как форма и содержание.

6. Обусловленное несовершенством человеческой природы, неспособной
на определенных этапах своего развития самостоятельно определять рамки
своей свободы, положительное право в концепции И.А, Ильина призвано
регулировать внешние отношения между людьми, воздействуя тем самым на

их внутренние состояния и способствуя претворению в жизнь естественной сущности права.

7. Предметом изучения теории права, исходя из смысла правового учения И.А. Ильина, является положительное право в соотношении с иными формами социального регулирования, находящими свое внешнее выражение в различного вида нормах. Юридические нормы представляют собой одну из внешних форм выражения права наравне с нормами обычая, каноническими и иными видами норм, и также как и он могут заключать в себе не только правовые, но и моральные, религиозные и другие требования»

Теоретическая и практическая значимость работы, по нашему мнению, заключается в том, что она имеет междисциплинарный характер и результаты исследования творчества И.А. Ильина применимы в таких областях как философия и теория права, история правовых учений и иных, связанных с ними отраслей знания- Некоторые положения диссертации, возможно, могут быть использованы не только для переосмысления современных правовых процессов, но и при разработке естественно-правовых социально-философских концепций»

Проблема правопонимания в русской правовой мысли на рубеже ХІХ-ХХвв

Прежде чем говорить о творчестве Ильина в контексте его философско-правовых взглядов, представляется целесообразным рассмотреть общую картину правопоннмания, сложившуюся в русской правовой мысли к началу XX века, на фоне которой складывалась правовая концепция Ивана Александровича Ильина. Это было сложное и противоречивое время для России в целом, и, конечно же, оно не могло не отразиться на правовых взглядах и теориях, которые непосредственно связаны с общим состоянием социальных, экономических и политических отношений в обществе.

Несмотря на очевидную разнородность представлений о праве, русская философия и теория права обладает одной отличительной особенностью, которую можно охарактеризовать как «склонность именно юристов к прояснению тайн русской души, к философичности в русском понимании этого слова» . В отличие от католическо-протестантского Запада с его рассудочно-формальным подходом к праву в России всегда искали «правду жизни», стремясь к справедливости и добру в человеческих отношениях.

Уже первый юридический памятник Древней Руси - «Русская правда» -является свидетельством глубокого слияния юридических, нравственных и религиозных категорий в нормах, регулирующих отношения между людьми. В «Слове о законе и благодати» митрополит Илларион также учил, что началом нашего самосознания, а, следовательно, и правосознания, должен быть не формализм закона, а благо бытия, исходящее от Бога, - благодать. В рассматриваемый нами период осмысление нравственных и религиозных основ права в русской философии проявилось с новой силой. «Понятно, что не из одной лишь любви к умозрению, а в силу требований самой практики русские юристы становились философами. Неслучайно и то, что в качестве главной проблемы русской философии права выступила проблема отношения права и нравственности, проблема соотношения закона и добра»1. Обсуждая этот вопрос, «русская философская и юридическая мысль решала проблему истоков национального права и даже шире - национального бытия».

Еще одной ее особенностью по сравнению с западной философией, являлось то, что «идея полной автономии личности, всегда имевшая большое значение для европейской культуры, никогда не получала здесь сколько-нибудь заметного развития». Имеется в виду то, что русская философия всегда исходила из приоритета соборного, религиозного единства людей, поэтому реакцией на ницшевское: «Бог умер!» - стал поиск «компромисса» между отрицанием Бога и подчинением ему.

Большую популярность во второй половине XIX столетия в России приобрела философия позитивизма, являвшаяся определяющей для европейского правопонимания того времени. Оказав влияние практически на все гуманитарные науки, она широко использовалась в качестве методологической базы и теоретиками-правоведами. Несмотря на то, что в рамках юридического позитивизма право рассматривалось как самодовлеющая форма в отрыве от содержания и как веление государства, а субъективные права личности как результат установленной государством нормы, данное правопонимание, тем не менее, способствовало формированию уважения к праву. Представителями юридического позитивизма в России были такие видные правоведы как Г.Ф. Шершеневич, Н.К. Ренненкампф, СВ. Пахман, M.R Капустин. В конце XIX века на смену юридическому позитивизму приходит социологический позитивизм. В России это, прежде всего, - С А. Муромцев и ММ Ковалевский. Характерной чертой этого направления было стремление исследовать право в связи с другими социальными явлениями.

Не могла не оказать влияния на правоведение и стремительно развивавшаяся во второй половине XIX века психологическая мысль. Первым крупным теоретиком в России в этом направлении был Николай Михайлович Коркунов, который полагал, что юридические нормы рождаются и развиваются в индивидуальном правосознании, постепенно облекаясь в признанную людьми форму обычая, судебной практики или закона, и становясь объективным фактором общественной жизни. Человек готов подчиняться власти государства ровно настолько, насколько он считает себя от нее зависимой. Основателем психологической школы права является Лев Иосифович Петражицкии, чья концепция оказала большое влияние на философе ко-право вую и социологическую мысль России. Право, по Петражицкому, представляет собой такое состояние психики, при котором лицо осознает свой долг или свое правомочие на исполнение кем-либо определенной обязанности. Необходимым условием бытия права при этом является индивидуально-психический акт человека, способного к правовому переживанию.

Духовные основы философии права И.А. Ильина

Как уже отмечалось ранее, право как объект философского исследования, обосновывается Ильиным исходя из общего единого предмета философии. И именно об этом предмете, как нам кажется, необходимо поговорить прежде, чем приступать к исследованию правовых взглядов философа. Тем более, что как философская категория, право тесно связано с другими ее понятиями: как по сути, так и по способам изучения.

Начнем с того, что предметы всех наук, по Ильину, объединены в одном общем Предмете - Бытии во всем его многообразии и таинственности. Любые исследования этой "сверхсложной и таинственно связанной ткани, представляют собой "отдельные "обломки", "обрывки" или нити; и поэтому мы должны помнить, что таких выделенных и теоретически препарированных частей в реальном предмете нет" . Это значит, что отдельный "единичный "фрагмент" стоит в многообразном и уводящем вдаль взаимовлиянии с другими "фрагментами" и что эта отдельная естественно-закономерная нить включена в необозримую ткань других, по-своему закономерных нитей" .

Этот принцип сложности и многогранности предмета исследования любой науки, в том числе и философии права, лежит в основе всего научного творчества Ильина и обуславливает упоминавшийся ранее принцип медотологического плюрализма в научном исследовании. "Каждый из нас должен однажды конкретно представить себе этот великий объективно-сущий предмет, мироздание в его непомерно тотальных размерах и в его неизмеримой внутренно-микроскопической глубине; - это мироздание, которое то развертывает перед нами свои бесконечно великие дали и расстояния, отнюдь не давая доступа к ним, то указует нам свои бесконечно малые разветвления, отнюдь не давая их "в руки"; - это мироздание, в котором все - великое и малое, недостижимо далекое и неуловимо глубокое - связано друг с другом, сплетено в сплошную ткань и несется из прошлого через настоящее в будущее в качестве динамического и целесообразного Единства"1. И из этого Единства "говорит некая молчаливая разумность и неизъяснимая сила" .

И все же, какой "обломок" Великого единого предмета науки достался философии, а с ней и философии права? При ответе на этот вопрос, в первую очередь, следует указать, что исходной посылкой философии Ильина является выделение в мироздании, как Едином предмете, природного (в смысле материального), душевного и духовного аспектов. Данное положение непосредственным образом связано с христианским учением о триединой природе человека, состоящей из тела, души и духа. Причем, различение последних двух категорий, как будет видно далее, имеет принципиальное значение для всей философии Ильина, в том числе и для философии права.

Природа (материя), в том числе и тело человека, формы и законы ее жизни являются объектом исследования естественных наук, "великим преимуществом" которых является "чувственная данность" и "внешняя, телесная наличность11 их предмета. Возможность чувственного восприятия природы дает некую гарантию единой достоверности получаемого знания, т.е. разногласия в этой сфере могут быть устранены путем неоднократных экспериментов- Кроме того, ошибки в эмпирическом знании или сознательное нарушение его положений; практически сразу дают о себе знать в виде роковых последствий.

Понятие и значение положительного права

Как было установлено в предыдущей главе, естественное право определяет идеальный образ существования людей, признание и следование которому, основанные на убеждении в его необходимости, являются условием достойной и свободной жизни каждого члена всего человеческого сообщества. При этом право должно быть усмотрено и принято в качестве необходимого способа существования каждым самостоятельно, в его собственном, одиноком, предметно-духовном опыте, то есть через личное правосознание. «Каждый из людей имеет в своем замкнутом, индивидуальном внутреннем опыте единственную среду, связующую его с вершинами духа — истиной, добром, красотой, откровением и правом, - и единственный источник для их познания и для суждения о них; каждый знает об этих предметах лишь то, что ои самостоятельно и подлинно испытал и творчески проверил» .

Вообще, возможность вести совместную жизнь при постоянном столкновении различных интересов в общей борьбе за существование может быть реализована при условии, что каждый будет осуществлять свои притязания в известных пределах. Все же в силу несовершенства человеческой природы, эти пределы не должны устанавливаться самими людьми произвольно. «Эти пределы, разграничивающие сферу деятельности каждого, могли бы, конечно, отыскиваться и устанавливаться каждым для себя и без всяких правил, если бы люди были добры и совершенны» .

Однако поскольку, основная масса людей до сих пор не способна дойти до необходимого уровня сознания самостоятельно, им приходится сталкиваться с требованиями, в том числе и правовыми, в том виде, который формулируется внешним авторитетом уполномоченных лиц, их создающих, И хотя, например, содержание, так называемого положительного права, далеко не всегда адекватно естественно-правовым требованиям, нередко урезает и даже искажает их сущность, оно всегда предусматривает неприятные последствия за несоблюдение или нарушение правовых норм. Подобная неизбежность наказания за нарушение установленных правил поведения является определенной гарантией сохранения стабильности и порядка в человеческом обществе.

Таким образом, если естественное право как необходимая форма духовного бытия есть, по Ильину, драгоценнейшее достояние человека вне которого нет пути ни к мудрости, ни к добродетели, ни к Божеству, ни к последним и высшим удовлетворениям духа, то необходимость положительного права основывается на известном незрелом состоянии человеческих душ, которое, однако, с течением времени может измениться.

Тем не менее, до тех пор, пока этого не произошло, положительное право должно, по мнению ученого, существовать как целесообразная форма поддержания естественного. Поскольку каждое умаление естественного права унижает человеческое достоинство, каждое нарушение его является духовно противоестественным, постольку его необходимо охранять и поддерживать против тех, кто его нарушает и не признает. Его необходимо оберегать, утверждая коллективным организованным признанием, провозглашением и осуществлением, поскольку человек пока еще нуждается в ограждении своего духовного центра правилами внешнего поведения, поддерживаемыми социальным, внешне-авторитетным порядком.

Из сказанного следует, что «основная задача положительного права состоит в том, чтобы принять в себя содержание естественного права, развернуть его в виде ряда правил внешнего поведения, приспособленных к условиям данной жизни и к: потребнстям данного времени, придать этим правилам смысловую форму и словесное закрепление и, далее, проникнуть в сознание и к воле людей в качестве авторитетного связующего веления» , Тому, кто не испытывает зовы духа и силу добра в самостоятельном, внутреннем опыте, и кто сам не умеет находить естественно-правовые пределы для своих притязаний, приходится узнать об этих пределах в порядке социально-гетерономного разграничения.

Право, при этом, выполняет, по Ильину, «элементарную и сравнительно грубую задачу - приучить человека извне к первичному, внешнему, регулированному самоограничению» . То есть, сфера действия права -внешние поступки людей относительно друг друга. При этом в этой же работе Ильин пишет что, «задача права состоит в том, чтобы создавать в душе человека мотивы для лучшего поведения» . Очевидно, речь здесь идет не только о естественном праве, которое как универсальная и совершенная форма человеческого бытия регламентирует все стороны человеческого существования, в том числе и внутренние состояния.

Положительное право, сформулированное теми, кто узрел в своей душе требования естественного права и донес их в виде словесно выраженных правил внешнего поведения до остальных, показывает этим остальным как надлежит себя вести. Тем самым необходимость действовать определенным образом заставляет человека задуматься; почему он должен поступать так, а не иначе. И это, в конце концов, должно привести к осознанию и принятию обоснования поведения согласно правовым требованиям. Т. е., определяя границы внешней свободы, положительное право воспитывает к осознанию человеком его внутренней свободы.

Похожие диссертации на Правовая концепция И. А. Ильина