Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Концепция идеального государства и ее реализация Биглова Неля Хамзовна

Концепция идеального государства и ее реализация
<
Концепция идеального государства и ее реализация Концепция идеального государства и ее реализация Концепция идеального государства и ее реализация Концепция идеального государства и ее реализация Концепция идеального государства и ее реализация Концепция идеального государства и ее реализация Концепция идеального государства и ее реализация Концепция идеального государства и ее реализация Концепция идеального государства и ее реализация
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Биглова Неля Хамзовна. Концепция идеального государства и ее реализация : 12.00.01 Биглова, Неля Хамзовна Концепция идеального государства и ее реализация (Историко-теоретические аспекты) : Дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.01 Москва, 2006 191 с. РГБ ОД, 61:06-12/879

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Основные этапы становления и развития концепции идеального государства 15

1. Общая характеристика концепции идеального государства 15

2. Появление концепции идеального государства в России. Понятие и сущность идеального правового государства 54

Глава II. Реализация концепции идеального государства в России 85

1. Влияние западной концепции идеального государства на постоталитарную Россию 85

2. Восточная модель идеального государства и ее влияние на Россию 106

3. Проблемы реализации концепции идеального государства в современной России 127

Заключение 170

Библиография 177

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Проблема идеального государства возникла еще в античную эпоху (по крайней мере, заявила о себе во времена Платона). В XXI столетии она вновь напомнила о своем существовании, став едва ли не открытием в юридической литературе.

Задача построения идеального государства не в первый раз встает и перед российской общественностью. Однако впервые она определяется правящей политической элитой как приоритетная задача, получившая свое воплощение в Конституции. В связи с радикальными изменениями, в том числе и в правовой сфере, которые происходят в российском обществе, идеалы правовой государственности в нем все более осознаются как первоочередные. Во многом благодаря этим идеалам общество познает ценность политической свободы, что именно с правовым государством связывает путь его дальнейшего укрепления, усматривает в нем наиболее справедливый порядок общественного устройства.

Альтернатива социалистическому государству, которое российское общество строило в начале XX в., была оплачена высокой ценой. Понятие правового государства, если оно становится политическим идеалом, должно не превращаться в лозунг дня, а быть глубоко осмысленным и конкретно проработанным.

Отсюда актуальность темы настоящей диссертационной работы определяется необходимостью поиска пути дальнейшего общественного развития для России, сложностью встающих в связи с этим перед страной задач, а также потребностью в более ясном понимании того, что стоит за понятием правового государства как идеала, выбранного в качестве политической цели.

Сегодня перед российской наукой встает задача всесторонней разработки понятия правового государства, анализа условий, предпосылок,

целей и конкретных путей их осуществления - задача очень непростая ввиду того состояния, в котором оказалась сама наука в результате осуществляемых реформ, а также отсутствия опыта комплексного решения подобных задач. Большим подспорьем здесь послужит зарубежная наука. Однако значительная часть возникающих проблем связана с учетом российской истории и российской специфики, с анализом того опыта, который накоплен в течение последних лет, и поэтому может быть решена только российской наукой.

Особенностью проблемы идеальной государственности является то, что она находится на стыке разных наук - правовой, исторической, политической. Ее правовой характер связан с тем, что во многом сама проблема ставится в нормативном аспекте - как правовой идеал. В этом случае речь идет о характере и порядке функционирования правовых институтов согласно тому представлению о правовой справедливости, какое сформировалось в историко-правовой науке. Но та же проблема имеет и политический аспект, ибо она утверждается как проблема политического идеала. В этом аспекте данная дилемма приобретает идеологическое измерение и даже партийную окрашенность, ибо на основе идеала правового государства во многом была сформулирована либеральная политическая доктрина. Столь ярко выраженная политико-идеологическая природа понятия послужила причиной того, что история научной разработки концепции правового государства оказалась тесно связанной с политическим развитием различных стран, в том числе и современной России.

Именно реализации концепции идеального государства в теории и практике современной России посвящена настоящая работа.

Цель и задачи диссертационного исследования. Необходимостью продвижения в этом направлении определяются цель и задачи настоящей работы. Цель диссертационного исследования заключается в том, чтобы на основе ретроспективного анализа возникновения и развития концепции идеального государства от античности до современности обосновать

теоретическую конструкцию правового государства как разновидности идеального с учетом основных компонентов российской политической действительности, составляющих сущность правовой государственности, Среди этих компонентов можно выделить такие, как: зрелость политической культуры, качество созданной правовой базы, протекание реального процесса осуществления соответствующих преобразований. Такая цель предполагает одновременно более четкое уяснение содержания понятия идеального государства и весьма точное понимание требований, предъявляемых концепцией идеального государства к политической системе, к уровню развития гражданского общества и т.д.

В связи с этим в диссертации ставятся следующие задачи:

проанализировать зарождение и эволюцию концепции идеального государства, отраженных в политических воззрениях зарубежных и отечественных мыслителей, принадлежащих к разным историческим эпохам;

определить теоретические основы концепции идеального государства и, опираясь на характеристику ее содержания, сформулировать собственное понятие идеального государства;

исследовать влияние западной концепции идеального государства на посттоталитарную Россию в контексте становления в ней правовой государственности;

на основе анализа традиций, условий и предпосылок рассмотреть этапы исторического процесса влияния восточной модели идеального государства на Россию;

охарактеризовать пути осуществления правового государства в России с учетом результатов проведенного исследования;

разработать комплекс мер по реализации концепции идеального государства и сформулировать предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации в исследуемой области.

Объектом диссертационного исследования выступают история формирования концепции идеального государства в трудах западных и

6 российских ученых, а также общественные отношения, складывающиеся в процессе становления и формирования правового государства в России как проекции идеального типа государства на современность.

Предметом диссертационного исследования являются теоретические основы концепции идеального государства и юридические закономерности их осуществления в ходе становления правового государства в современной России.

Степень разработанности темы исследования. Началом изучения становления и развития концепции идеального государства послужили теории Платона, Аристотеля, Цицерона, Абу-наср-аль Фараби и других ученых. Значительное развитие концепция идеального государства получила в период так называемых буржуазных революций, в эпоху Просвещения. Нельзя не отметить и очень серьезный уровень разработанности понятия правового и конституционного государства в дореволюционной России. Более того, нужно сказать, что с идеализацией правового государства был связан главный импульс, повлекший за собой всплеск дореволюционной российской правовой науки. В частности, концепцию идеальной формы правового государства разрабатывали такие ее видные представители, как: Н.Н. Алексеев, И.А. Ильин, Б.А. Кистяковский, Н.М. Коркунов, С.А. Котляревский, С. Муромцев, П.И. Новгородцев, Н. Палиенко, Л.И. Петражицкий, A.M. Салмин, Е.Н. Трубецкой, Б.Н. Чичерин, Г.Ф. Шершеневич и др. В литературе этого периода была глубоко и многосторонне осмыслена сущность правового государства, однако лишь в малой степени разработаны его конкретные правовые положения. Идеальное государство оставалось абстрактным идеалом по причине глубокого несоответствия ему политической практики российского государства.

По понятным обстоятельствам в Советском Союзе, вдохновлявшемся совсем иным правовым идеалом, все эти имена были преданы забвению. Минуя отечественную научную традицию, советская наука самостоятельно должна была выходить на эти проблемы. Первые попытки поставить их

относятся только к началу 60-х гг., к периоду «оттепели». Не успев даже развернуться в проблемное поле, эти вопросы вновь появляются в общественной дискуссии уже только в конце 80-х гг., с развитием перестройки и гласности, с началом процесса крупномасштабных политических реформ социалистического строя. Направление поиска ориентиров для развития общества было одно - расширение прав и свобод личности в обществе, укрепление социальной справедливости и народовластия, одним словом, движение к идеальной форме правового государства. В научной литературе появляется термин «социалистическое правовое государство» как единственная идеальная форма государства для того времени. В первых публикациях на эту тему концепция социалистического правового государства резко противопоставляется «буржуазному», «лицемерно-правовому» государству. В целом правовое государство в таких трактовках связывалось с отсутствием частной собственности, обеспечением социального равенства, дружественного сосуществования с другими социальными системами, с изживанием следов командно-административного социализма. Однако достаточно быстро стало понятно, что полумеры, осуществляемые в этом направлении, оказались недостаточными, а общее движение, к которому они побуждали, вело к пересмотру самих основ социализма. Дискуссии об эвристических и иных возможностях концепции «социалистического» правового государства постепенно были свернуты.

Реальный политический и правовой идеал, которым стало руководствоваться первое поколение властвующей элиты, как это уже не раз бывало в отечественной истории, приходит с Запада, копируется с развитых западных демократий. Переводятся работы западных классиков на эту тему, появляются первые отечественные публикации, в которых преимущественно разрабатывается нормативная концепция правового государства, выдвигаются первые предложения о том, как это может быть реализовано в России. К таким публикациям относятся работы С.С. Алексеева, Н.А. Данилевского, И.А.

Ильина, А. Кара-Мурзы, B.C. Нерсесянца, В. Пастухова, Н.М. Перегудова, О. Румянцева, М.М. Сперанского, Л.Б. Тиуновой, Ю.А. Тихомирова, В.Е. Чиркина и др. Для этих работ характерен во многом пропедевтический характер, модель правового государства «примеривается» здесь к российской действительности, и определены эти работы более идеологически, чем концептуально.

Дальнейшее развитие политических и социально-экономических событий в России стало показывать, однако, как далек западный образец от российской реальности. За первоначальной эйфорией последовали первые разочарования, первые жесткие удары от столкновения старой и новой политических систем, а само общество вступило в период глубокого структурного кризиса. В российской науке начало появляться понимание того, что новая правовая система может быть построена только с учетом собственных традиций, а отсюда стало очевидным значительное удаление российской модели от идеально-теоретических систем западного либерализма. Складывающиеся вместе с принятием Конституции РФ и с первыми результатами реформ очертания новой российской государственности стали создавать почву для следующего этапа научного анализа правового государства - поиска российской специфики и особенного российского пути построения правового государства. Среди авторов, решающих эти задачи, следует назвать B.C. Афанасьева, А. Бутенко, Г.А. Гаджиева, В.Г. Графского, В.Е. Гулиева, Т. Заславскую, Г. Здравомыслова, Т.В. Кашанину, С.А. Комарова, Е.А. Лукашеву, Л.С. Мамута, М.Н. Марченко, Н.И. Матузова, Ю.А. Тихомирова, З.М. Черниловского, В.А. Четвернина и др.

К настоящему этапу общественного развития возникла необходимость сближения позиций, ориентирующихся на разработку проблем собственно правового государства, с самым широким кругом исследований в области становления идеального российского государства и общества. Термин «правовое государство» перестает быть идеологическим ярлыком, его

проблематика органично переходит в проблематику российской государственности. Большинство проблем построения российского государства - конституционализм, федерализм, местное самоуправление, политическая культура, партийная система и т.д. - рассматриваются на основе концепции правовой государственности. Это важный знак, говорящий о том, что концепция правовой государственности стала внутренней составляющей подхода науки к решению общественных проблем.

Вместе с тем проблематика идеализирования государства не должна растворяться в потоке общей проблематики, связанной с российским государством. Правовое государство является сегодня политико-правовым идеалом, определяющим российскую политику, и этот идеал не должен теряться из виду. Он должен быть ясно сформулирован, изложен в том виде, в котором становится реальной политической целью для общества. Точно так же должен быть сделан отчет о проделанном движении в этом направлении, должно быть полностью уяснено своеобразие России в контексте проблемы правового государства, другими словами, должна быть сформулирована национальная концепция становления российской государственности.

Методологическая и теоретическая основы исследования. В ходе проведения диссертационного исследования автором использовались философские, общенаучные (наблюдение, сравнение, синтез, системный подход) и специальные методы познания. В диссертации поднимаются проблемы, находящиеся на стыке наук истории политических и правовых учений, истории и теории права и государства. Прежде всего это методы интерпретации политико-правовых учений теорий различных исторических эпох, их описание, реконструкция, анализ. Исходя из наличия органической связи между историей и современностью, автор использует принцип историзма как процесс, отражающий приращение знаний в ходе длительного развития и становления российской государственности и его дальнейшие перспективы на пути к идеальному типу государства.

Диссертант, учитывая положения действующего законодательства, использовал труды ученых-специалистов в области теории права и государства, истории политических и правовых учений, конституционного права, так или иначе затрагивающих концепцию идеального государства.

Источниковую базу настоящей работы составляет российское и зарубежное законодательство, регулирующее указанную область отношений, в том числе Конституция РФ, федеральные законы, указы Президента РФ по вопросам совершенствования правового государства, методические рекомендации в области совершенствования правовой государственности, разработанные автором.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые осуществлен комплексный анализ становления концепции идеального государства и определения юридических закономерностей ее реализации в России в условиях современного общества.

В работе определяются истоки возникновения идеального государства, дается общая характеристика концепции идеального государства в средневековье и в Новое время, а также предлагается теоретико-правовая и культурно-историческая трактовки природы идеального государства взамен абстрактных или эмпирических подходов, имевших место в средние века и в Новое время.

В диссертации на базе всестороннего анализа представлений об идеальном государстве сформулированы теоретические положения концепции правового государства, имеющие значение для их практической реализации в современном российском обществе.

На основе проведенного изучения нынешнего этапа формирования правового государства в России и с учетом авторского понятия правового государства определены пути дальнейшего совершенствования российской государственности, что отразилось в предложениях по унификации ряда законодательных актов и в разработке конкретных рекомендаций для проекта концепции правовой реформы в Российской Федерации.

11 Положения, выносимые на защиту:

1. На основе представлений об идеальном государстве в диссертации
сформулированы теоретические основы концепции правового государства.
Показано, что суть государственного регулирования в новой идеальной
модели правового государства состоит в защите и реализации прав и свобод
человека и гражданина с учетом предлагаемых в диссертации положений.

Государственная власть в правовом обществе ответственна за политику, которая направлена на создание условий, обеспечивающих реализацию прав и свобод человека, гарантии их непосредственного осуществления в целях гармоничного развития личности и общества. Правовое государство обязано совершенствовать деятельность своих органов, обеспечивающих реализацию фундаментальных прав человека и личности. Условием устойчивого правового развития является наличие подлинно независимого суда и действенной системы органов государственной власти, являющихся политико-правовыми гарантиями развития российской государственности как одного из типов идеального государства.

  1. С учетом исторического опыта обосновано, что для придания идеи формирования идеального правового государства в России устойчивого, конструктивного и формально-определенного характера необходимо отразить его понятие в Конституции РФ. С этой целью автором сформулировано собственное понятие правового государства: «Российская Федерация - правовое государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих реализацию прав и свобод человека, гарантии их непосредственного осуществления в целях гармоничного развития личности и общества», которое предлагается внести в качестве дополнения в статью 1 Конституции РФ.

  2. Дано определение принципов правового государства, под которыми понимаются безусловные требования правовой деятельности субъектов, характеризующих его основное содержание, сущность и социальное предназначение. В их содержание включены такие требования, которые

направляют организацию и функционирование правового государства в сторону достижения общезначимых социальных целей. Проанализированы формы их реализации, а также разработаны пути устранения возникающих при этом недостатков. В связи с этим предложено дополнить статью 1 Конституции РФ частью 4, отразив в ней исчерпывающий перечень основополагающих начал правового государства, соответствующих общепризнанным принципам и нормам международного права.

4. С комплексных позиций охарактеризованы принципы правового
государства. На основе системного анализа различных источников автором
предложена собственная классификация принципов, которые необходимо
воплощать в деятельности государства. Обосновано, что принципы
правового государства выполняют идеологическую, оперативную,
исполнительную, законодательную, стабилизационную, просветительскую
и другие функции, которые обусловлены различными факторами
реализации концепции правового государства.

  1. Обосновано, что воплощением концепции правового государства в жизнь должно заниматься все общество, где согласно Конституции РФ признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства. Главной целью этой деятельности должно быть стремление общества к достижению демократического правового государства. В связи с этим диссертантом внесено предложение о разработке действенного механизма гарантий прав и свобод личности, с учетом признания самого человека в качестве высшей ценности.

  2. Показано, что при формировании правового государства необходимо на базе действующего в настоящее время Указа Президента РФ от 06.07.1995 № 673 «О разработке концепции правовой реформы в Российской Федерации» подготовить и принять федеральный закон «Концепция правовой реформы в Российской Федерации», в котором в связи с укреплением правовых основ российского общества следует подробно охарактеризовать основные направления деятельности всех

органов государственной власти в целях более эффективной реализации положений Конституции РФ, а также обеспечения системности, плановости и скоординированности законотворческого процесса.

  1. Предложено в Указе Президента РФ от 13.05.2000 № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» предусмотреть положения, направленные на выработку более эффективной системы защиты прав и свобод человека и гражданина, а также меры по борьбе с коррупцией в системе органов государственной власти. В частности, рекомендовано в части 7 статьи 4 данного указа расширить перечень полномочий представителя Президента РФ в федеральном округе в области законодательного обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

  2. В целях укрепления законности предложено разработать механизм правового контроля за деятельностью полномочного представителя Президента РФ в федеральных округах во исполнение концепции правовой реформы в соответствии с Указом Президента РФ «О разработке концепции правовой реформы в Российской Федерации».

  3. Исходя из рекомендаций и предложений в диссертации разработан оптимальный комплекс общих и специальных задач, которые необходимо осуществить в целях реализации концепции правового государства в Российской Федерации.

Научно-практическая значимость исследования состоит в том, что на основе разработанной авторской концепции правового государства в диссертантом внесены предложения, которые могут быть использованы в разработке концепции правовой реформы в Российской Федерации, исследовании процессов становления российской государственности.

Результаты работы внедрены в учебный процесс Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации, использовались при подготовке сборника методических материалов по курсам «Теория

государства и права», «Проблемы теории государства и права» (раздел «Политические и правовые учения в Древней Греции»).

Положения, содержащиеся в работе, использованы диссертантом при проведении семинарских занятий по курсам «Теория государства и права», «История отечественного государства и права» на юридическом факультете Башкирского государственного университета. Автор использовал также некоторые результаты своего диссертационного исследования при подготовке методических указаний для проведения практических занятий по теории и истории государства и права.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационной работы были доложены и обсуждены на научных конференциях профессорско-преподавательского состава, молодых ученых и специалистов, проходивших в Башкирском государственном университете и Башкирском государственном аграрном университете в 1999-2005 гг.: на Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы правового регулирования государства в аграрном секторе экономики» (Уфа, 1998 г.); на научно-практической конференции «Стратегия социально-экономического развития регионов (Уфа, 2001 г.); на V Международной научно-практической конференции НАЭКОР (Уфа, 2001 г.); на Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы теории права и государства» (Москва, 2002 г.); на III Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы российского права на современном этапе» (Пенза, 2004 г.); на Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы формирования правового государства в России» (Москва, 2005 г.), а также опубликованы в сборнике научных трудов «Инновационные технологии в управлении организационными изменениями» (Нижний Новгород, 2004 г.).

Общая характеристика концепции идеального государства

Уже с первых веков появления государства и власти самые талантливые мыслители древности стали глубоко задумываться над вопросом, как превратить эти социальные институты в условие общей правды и порядка, действующего до того предела, за которым они не смогут проявляться как зло, а само государство приобретает качества справедливо устроенного. Но только в произведениях античных философов осуществление этого идеала связывается уже не с личными качествами носителей власти, а с правлением, основанном на воле большинства, с порядком, соединяющем свободу с уважением к законам1. Представления о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития античной цивилизации. Так, Платон говорил о государстве не как об аппарате подавления, но как о некоем благе и просто был уверен, что в идеальном государстве, воспроизведенным на страницах его трактата, невозможны будут волнения и классовые столкновения, которые заставят воинов выступить против своих же сограждан и сражаться с теми, кого они призваны защищать. Подлинное государство в понятии Платона настолько идеально, что карательные его функции отходит на второй, если не на третий план, в виду сознательности людей его населяющих.

Другой представитель науки в античном мире - Аристотель также представлял государство как нечто прекрасное по своей сути. Он считал, что «целью государства является благая жизнь» . Он исходил из того понятия, что человек «существо политическое», стремящееся к общению, а потому государство для него необходимо как воздух.

Следует отметить, что античные философы все же понимали, что иногда государство может служить для власть имущих средством подавления власть неимущих. Однако они полагали, что это присуще не первозданным моделям государственных устройств, но иногда получается в процессе их развития, когда монархия, аристократия и демократия извращаются и становятся тиранией, олигархией и анархией.

Что же касается утопии Платона. Самый важный диалог Платона — «Государство», формальная цель которого определить «справедливость». Но уже на ранней стадии было решено, что поскольку легче увидеть вещь в большом, чем в малом, то лучше расследовать то, что составляет справедливое государство, чем то, что составляет справедливого индивида.

Платон начинает с того, что решает разделить граждан на три класса: простых людей, вассалов, стражей. Только стражи должны обладать политической властью. Стражей должно быть значительно меньше, чем людей, принадлежащих к первым двум классам. По-видимому, в первый раз они должны избираться законодателями; после этого их звание переходит по наследникам, но в исключительных случаях подающий надежды ребенок может выдвигаться из низших классов, тогда как детей стражей, не отвечающих требованиям, могут исключить из класса стражей.

Государство Платона, в противоположность всем нынешним утопиям, было задумано, вероятно, для воплощения в реальной жизни, так же как и многие его утопии, практически подготовленные для Спарты1.

В своих ранних высказываниях, Платон дает формулировку, которая в точности определила его будущую деятельность, как философскую, так и политическую, и которая положила начало идеям о появлении и развитии идеального государства: «Я был неотвратимо приведен к убеждению, что беды государства не прекратятся до тех пор, пока раса чистых, подлинных философов не придет к власти. Пока в городах не будут или нынешние философы царствовать, или нынешние цари и властители искренне и удовлетворительно философствовать, пока государственная сила и философия не совпадут в одно... дотоле, думаю, ни города, ни даже человеческий род, не жди конца злу» ... Платон все-таки не отошел от своего врожденного призвания политической деятельности. Философия, которую он разрабатывает, метафизика, которую он поднимает, только прелюдия к его основному делу - политики города-государства. Не Афин, а идеального государства завтрашнего дня, в котором философы будут правителями.

Платоновское государство явило людям IV века до н.э. обманчивый образ государства полного равновесия, идеального государства, в котором ничто не нарушит порядок, установленный раз и навсегда2. Именно в этом одна из наибольших странностей государства, которое он предлагал. Ничто и никогда здесь не движется. Это государство, в котором прогресс практически исключается. Такое государство, как совершенное, предназначено вечности. Прогресс, по мнению Платона, в этом равновесии абсолютной справедливости, или скорее движение, мог бы стать только синонимом упадка.

Появление концепции идеального государства в России. Понятие и сущность идеального правового государства

Идея правового государства прошла в нашей стране сложный эволюционный путь от полного и безусловного, начиная с 1917 года, отрицания до частичной, а затем и окончательной рецепции, выразившейся в конституционном провозглашении России правовым государством -Конституция Российской Федерации 1993 года, статья 1. Что же собой представляет правовое государство? Существующая ли это реальность или всего лишь благое пожелание, идеал, к которому нужно стремиться? Надо отметить, что именно в этом последнем значении чаще всего и понимается правовое государство в современной юридической науке.

В Конституции РФ сказано, что Российская Федерация «есть демократическое федеративное правовое государство», и далее, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Здесь же подчеркивается гуманистическая направленность закона, ибо права и свободы человека «определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием»1.

Бесспорно, в случае реализации этих конституционных основ, соблюдения прав и свобод человека имела бы место серьезная подвижка в установлении гражданского общества и правового государства. Однако бросается в глаза существенный разрыв между положениями действующей Конституции и реалиями правовой практики, т.е. различие между «должным» и «существующим». Это обнаруживается в несоответствии действительности законодательства, касающегося прав и свобод человека. Более того, в современный переходный период ограничение прав и свобод человека стало одним из признаков нашей жизни: набирающая темпы безработица лишает человека свободно использовать право на труд; ухудшается материальное положение большей части населения; растет преступность, в том числе учащаются случаи террористических актов, заказных убийств. Нельзя не согласиться с академиком В.Н.Кудрявцевым в том, что «торжественно провозгласив создание правового государства, мы тут же уничтожаем его основные предназначения - гарантии прав человека». И далее, «Декларация прав и свобод человека» так и осталась декларацией: ее действия парализованы из-за отсутствия правового механизма реализации. В этих условиях, подчеркивает автор, вопросы о том, кто именно нуждается в защите, какие права и свободы требуют охраны со стороны государства, воспринимаются как риторические .

Какова же наиболее острая (с позиций теоретико-правового анализа) проблема реализации основного конституционного положения -формирование реально действующего правового государства?

В последние годы в стране появилась обширная литература, посвященная проблемам правового государства. Авторы научных монографий, книг, статей, диссертационных исследований пытаются осмыслить идею правового государства, дать определение ему, обозначить его наиболее существенные признаки. Так, например, А.И. Коваленко считает, что правовое государство основано на верховенстве закона; предполагает неуклонное исполнение и соблюдение всеми гражданами, должностными лицами, органами государства и организациями законов государства; предусматривает взаимную ответственность гражданина и государства в рамках действующего законодательства; базируется на политическом, идеологическом и экономическом плюрализме, которые закрепляются и гарантируются нормативно-правовыми актами государства; обеспечивают права и свободы граждан, необходимые для функционирования гражданского общества1.

По мнению А.П. Герасимова, правовое государство ограничивает себя действующими в нем правовыми нормами; в нем обеспечивается не просто соблюдение законов, но и сами законы выражают справедливость, в соответствии с которой высшая ценность — человеческая личность; в правовом государстве должны быть гарантии прав и свобод граждан и независимый суд.

Очень верно, на наш взгляд, рассуждают те авторы, которые считают правовое государство инструментом для достижения господства права в государстве. Так, В. П. Сальников пишет, что «...правовое государство — это практический инструмент обеспечения и защиты свободы, чести и достоинства личности, средство борьбы с бюрократией, местничеством и ведомственностью. Но этот инструмент не будет «работать», если его не отличает гуманная и подлинно прогрессивная культура права, законности, правоотношений, стабильная система правоохранительных органов и т. д., наконец, правовая культура граждан...»3. Инструментом, способом достижения и реализации права, созданного человеком, называет правовое государство и О.В. Макаров4. Л.Б. Тиунова же отмечает, что «правовое государство служит инструментом сохранения общества при помощи права».

В литературе исследуются также предпосылки и условия формирования правового государства. Так, В. С. Афанасьев отмечает, что для этого должны быть соответствующие экономические условия, включающие развитую экономику, которая должна обеспечивать высокий уровень жизни людей; условия стабильной и демократической политической системы; высокий уровень культуры — и правовой, и нравственной, и политической. Учитывая, что эти условия в России еще не сложились, В.С.Афанасьев делает вывод о том, что «мы так же далеки от правового государства, как были далеки от общенародного социалистического государства» .

Влияние западной концепции идеального государства на постоталитарную Россию

Современные споры о государстве и его роли в обществе, и в частности о степени его вмешательства в общественные дела, актуальны не только для сегодняшней ситуации в посттоталитарной России, но и для стран развитой демократии. Особенно острыми эти споры становятся в кризисные эпохи развития общества, когда главный счет за неудачи этого развития предъявляется именно государству. В последние десятилетия социальной эволюции, которые характеризовались, с одной стороны, разнообразием, пестротой и многоликостью направлений общественного развития, а с другой, стремлением упорядочить и организовать социальные связи и взаимодействия, спор о государстве часто сливается со спором о бюрократии, которая, с одной стороны, есть воплощение идеи идеального социального организационного порядка, что совпадает с главной устроительной функцией государства, а с другой, она видится как коренное зло жизни общества, которое препятствует развитию индивидуальной инициативы и прогрессу общества как системы. В этой перспективе дискуссия о бюрократии смыкается с дискуссией о важности, о степени и конкретных формах государственного вмешательства в жизнь гражданского общества. В истории политико-философской мысли эта проблема артикулирована в более общем виде как определение политической территории понятия государственного.

Длительная история развития концепции государства в западной мысли последовательно ставила ряд вопросов о выделении той сферы общественной жизни и области исследования, которая относится к собственно государственной.

В работах классиков политической теории отграничение понятия государственного проводится по линии сравнения его с таким образованием, как семья, в средневековой философии происходит размежевание церковной и собственно государственной территорий. В конце XVIII — начале XIX века начинается процесс осмысления границ между государством и обществом. Общество рассматривается уже не как фундаментальный союз между людьми, учрежденный государством в форме «общественного договора», а как сеть взаимодействий и обменов, основой которых являются поступки индивидов, реализующих свое право на удовлетворение личных, частных потребностей и целей. Окончательно это различие отмечал Г.В.Ф.Гегель, который в «Философии права»1 заявил о недопустимости смешения собственно государства и «гражданского общества».

Несмотря на всплеск расширения сферы воздействия государства и государственной бюрократии на общество, связанный в XX веке с явлениями тоталитаризма, когда произошло поглощение государством гражданского общества, а само государство оказалось подчиненным либо одной партии, как в социалистических странах, либо харизматическому сильному лидеру, как в фашистских режимах, в большинстве западных обществ продолжалось движение в сторону сужения понимания государства, его инструментализации. Это движение привело к тому, что многие теоретики и государственные деятели стали определять его как аппарат управления, обладающий монополией на принуждение.

Этому благоприятствовало и распространение позитивистской методологии с ее отвержением ценностных суждений и метафизики, а также распространение марксистских идей, в которых государство рассматривалось как временное переходное состояние общества, связанное с этапом его классового развития. Немалую роль в принижении значимости государства и сужении его обществообразующей функции сыграли и радикальные варианты либерализма, которые постулировали существование «минимального государства» 2 и противопоставили интересы государства как фактора принуждения интересам гражданского общества, которое держится, по их мнению, на свободном волеизъявлении и свободных обменах между индивидами.

Инструментальная направленность западной мысли о государстве во второй половине XX века привела многих авторов, особенно американских, к резкому сужению понятия государства, которое в его крайне-прагматическом варианте нередко отождествляется ныне с одной только функцией — аппаратной функцией управления. В современном популярном американском учебнике по философии П.Вульфа, выдержавшем к 1989 году четыре переиздания, например, дана следующая дефиниция государства: «Государство — это группа людей, которая правит, издает законы, управляет социальными процессами и вырабатывает правила для социальных групп на определенных территориях и в пределах определенных границ»1.

Подобное понимание государства как «аппарата правительства» широко распространено в современной политической мысли Запада . Однако это вовсе не означает, что природа и смысл существования феномена государства полагаются раз и навсегда разгаданными. О существе этого явления, как и сто, и двести лет назад, ведутся споры. И все-таки такая формулировка показательна с точки зрения того направления, в котором шло развитие западной политической науки о государстве. Более того, эта дефиниция есть определенный рубеж в развитии научной мысли, она является закономерным итогом того пути, который прошла наука о государстве.

Восточная модель идеального государства и ее влияние на Россию

Изучая модель идеального государства на Востоке, вышедшие из Средней Азии и современного Юга Казахстана ученые отличались поистине энциклопедическими знаниями. К их числу следует отнести, прежде всего, Абу Насра аль-Фараби, Абу Али ибнСина, Бируни, Юсуфа Баласагуни, Низами аль-Мульк, Тимура и др.

Среди названных особняком стоит Абу Наср аль-Фараби. В числе его многочисленных научных трудов, в рассматриваемом нами аспекте, особый интерес представляют «Трактат о взглядах жителей добродетельного города» и книга, переведенная как «Гражданская политика». Последняя озаглавлена «Китаб ас сийаса ал мданийа», что идентично терминам «городская политика», «гражданская политика» и «государственное управление». Если исходить из того, что в средневековье города по сути представляли государство, то без натяжки можем сказать, что данное произведение посвящено государственному управлению. Данное мнение подкрепляется и теми мыслями, которые были высказаны Абу Насром в этой книге. «Люди, которые подчиняются руководству этого главы, являются добродетельными, превосходными и счастливыми. Если они образуют народ, то этот народ -добродетельный, а если эти люди объединены общим местом проживания, то иго общее место проживания, которое объединяет всех под таким руководством, представляет собой добродетельный город. Если же они не объединены общим местом проживания, а живут в разных местах и их жители подчиняются иным, а не этим руководствам, то в таких местах добродетельные люди являются чужаками» \ Здесь присутствует, по всей видимости, парадокс перевода или народного временного понятия. О чем же речь? Абу Наср пишет о народе и далее «если эти люди объединены общим местом проживания, то они представляют собой добродетельный город», Чтобы определить, насколько верно понятие «добродетельный город» применительно к сегодняшним понятиям, видимо, его надо сравнить с теми понятиями, которые бытовали во времена аль-Фараби.

Свои суждения о государственном управлении Абу Наср начинает с «начала» бытия тела и постепенно приводит к самому человеку. «Человек относится к тем видам (существ), которые могут достичь необходимого в делах и получить наивысшее совершенство только через объединение многих людей в одном месте проживания»2. От человека он переходит к человеческому обществу, «...человеческие общества подразделяются на великие, средние и малые. Великое общество - это совокупность многих народов, которые объединяются и помогают друг другу. Среднее - это один народ. Малое - это общество, представленное одним городом. Городское общество представляет собой часть какого-то народа. Народ делится по городам. Абсолютно полное человеческое общество подразделяется на народы. Один народ отличается от другого тремя естественными вещами: естественным правом, естественными чертами (характера) и третьей, основанной на характере (людей) ... это язык, то есть речь, являющаяся средством выражения (мысли). Народы подразделяются на большие и малые. А те, кто обладает способностью добиться результата какого-то рода, являются главой над теми, кто не обладает такой способностью. Те, кто обладает способностью к хорошему руководству и наставлению, являются главой над теми, кто не способен к этому»1. На основе природных качеств человека и воздействия на него через обучение и воспитание одни из них добиваются руководящих должностей в обществе и становятся управленцами над себе подобными, чтобы достигнуть цели существования человека.

По его мнению, города разделяются на идеальные (добродетельные) и те, которые в своем развитии противоположны идеальному городу, как-то: невежественный город, город безнравственный, город обмена и заблудший город. «Равным образом, - пишет Фараби, - добродетельному городу -противоположны и отдельные люди - представители этих городов»2.

Невежественными являются эти города потому, что они не понимают философию и тем самым подрывают основы взаимопомощи между людьми. А это, по мнению Фараби, способствует распространению недобрых чувств среди населения во вред добрым идеям. Такое явление в свою очередь служит питательной средой для выращивания семян всяческого рода раздоров и развращенности, обусловливающих выделение городов, противоположных городу добродетельному. Невежественный город отличается так же и тем, что население его далеко от счастья, оно не знает счастья и ему в голову не приходило никогда к нему стремиться. Невежественные города, наконец, отличаются тем или иным образом жизни, той или иной склонностью и поведением жителей.

Похожие диссертации на Концепция идеального государства и ее реализация