Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Генезис и развитие концепции правового государства в России 16
1. Понятие «закона» и «справедливости» как основа учения об идеальном государстве в Древней Руси 16
2. Представления о правовом государстве в трудах русских ученых второй половины XIX - начала XX веков 32
3. Феномен социалистического правового государства 50
Глава. 2. Современные научные походы к правовому государству и возможностям его формирования в Российской Федерации 63
1. Актуальные теоретико-правовые позиции российских ученых в отношении правового государства 63
2. Специфика и формы воплощения концепции правового государства в России 81
3. «Правовой закон»: сущность, роль и значение для обеспечения прав и свобод человека и гражданина как высшей ценности правового государства 121
4. Оптимизация процесса реализации концепции правового государства (на примере нотариальной деятельности) 141
Заключение
Список использованных источников и научной литературы
- Представления о правовом государстве в трудах русских ученых второй половины XIX - начала XX веков
- Феномен социалистического правового государства
- Специфика и формы воплощения концепции правового государства в России
- Оптимизация процесса реализации концепции правового государства (на примере нотариальной деятельности)
Введение к работе
Актуальность темы исследования. В юридической литературе можно обнаружить позицию, согласно которой теория правового государства уже «полностью исследована» и окончательно сформирована; при этом, нередко, допускается весьма спорное его понимание как государства, в котором «правят законы», все «подчинено закону». Кроме того, генезис соответствующего учения в подавляющем большинстве случаев связывают с именами западных исследователей, игнорируя тот колоссальный вклад, который внесли в развитие концепции о правовом государстве отечественные авторы. Такая ситуация обусловливает потребность исторического анализа процесса развития основных научных подходов к пониманию сущности «русского правового государства», его значения для развития общества и каждого его индивида.
Своевременным является изучение формирования концепции правового государства для разрешения многих юридических, социальных, политических проблем, стоящих перед Российской Федерацией. В этом плане автор диссертационного исследования полагает актуальным изучение анализируемой концепции в ее динамике в условиях развития российского государства.
Исследование проблем формирования концепции правового государства предопределило необходимость обращения к отечественному учению о соотношении права и закона; именно в этом случае возможно получение теоретических выводов и практических предложений по построению правового государства, в котором право («правовой закон») способно обеспечить условия защищенности личности, не позволяющие конкретной стране «вырождаться» в государство тоталитарного типа, доминировать над индивидом.
Нуждаются в углубленном исследовании основания легального ограничения прав и свобод человека и гражданина в правовом государстве, критерии и порядок установления таких ограничений законодателем. Имеет место потребность в изучении вопроса о достаточности имеющихся правовых гарантий в случае ограничения прав и свобод, а также о возможности использования потенциала институтов международного сообщества (международных правозащитных организаций, наднациональных судебных инстанций и т.п.) для преодоления любых попыток умаления этих прав.
Диссертант, полностью разделяя мнение о том, что социальная ценность права заключается в его реализации, полагает необходимым охарактеризовать исторический процесс воплощения в России взглядов, позиций в отношении правового государства. Представляется также целесообразным выявить и охарактеризовать потенциал институтов гражданского общества в процессе использования этой концепции. Так, нотариат, являясь наиболее массовым правоприменителем, совершает действия, которые создают правовую определенность, способствует стабильности гражданского оборота. В этом плане автор полагает заслуживающими внимания вопросы о том, какие признаки и черты должен иметь нотариат в условиях формирования правового государства в Российской Федерации.
Изложенное обусловливает актуальность диссертационного исследования, посвященного проблемам генезиса и развития концепции правового государства, эффективной реализации данной концепции в Российской Федерации.
Степень научной разработанности темы диссертационного исследования.
Достижение поставленной в диссертационном исследовании цели, потребовало обращения к трудам ученых, специализировавшихся в области проблем как истории права и государства, истории учений о праве и государстве, так и общей теории права и государства, историков и философов: А.В. Аверина, С.С. Алексеева, М.И. Байтина, В.М. Баранова, А.В. Васильева, А.Б. Венгерова, В.М. Гессена, В.М. Горшенева, И.А. Ильина, И.А. Исаева, В.Н. Карташова, В.П. Казимирчук, Н.М. Карамзина, С.А. Котляревского, Б.А. Кистяковского, Д.А. Керимова, Н.Б. Коркунова, П.В. Крашенинникова, В.Н. Кудрявцева, О.Е. Кутафина, В.В. Лазарева, А.В. Малько, Г.В. Мальцева, М.Н. Марченко, Н.И. Матузова, П.Е. Недбайло, В.С. Нерсесянца, П.И. Новгородцева, В.М. Сырых, С.М. Соловьева, Ю.А. Тихомирова, Б.Н. Топорнина, Р.В. Шагиевой и многих других ученых.
Проблемы становления и развития правового государства, обеспечения прав и свобод человека и гражданина исследовались в трудах таких ученых, как: С.А. Авакьян, М.М. Агарков, В.В. Барбин, Н.С. Бондарь, Л.И. Глухарева, Л.Ю. Грудцына, В.П. Грибанов, В.Д. Зорькин, А.Г. Кучерена, Е.Г. Мартынчик, Г.Б. Мирзоев, Л.Я. Морозова, А.С. Мордовец, В.И. Крусс, О.А. Омельченко, Д.Ш. Пирбудагова, С.В. Пчелинцев, Б.С. Эбзеев и другие.
Теоретической основой диссертационного исследования стали также научные труды российских и зарубежных ученых, обращавшихся к проблемам организации и функционирования института гражданского общества и нотариата. В их числе такие авторы как: Б.С. Антимонов, О.Е. Блинков, И.М. Горбункова, В.В. Гущин, Ю.А. Дмитриев, Т.И. Зайцева, И.Л. Корнеева, Н.П. Ляпидевский, Т.Н. Михалева, И.А. Минахина, В.П. Мозолин, В.Б. Паничкин, Ж.П. Пиепу, В.И. Серебровский, Л.А. Стешенко, Т.М. Шамба, Ю.К. Толстой, Г.Г. Черемных, О.Ю. Шилохвост, Ж. Ягр, Л.С. Явич, В.Ф. Яковлева, В.В. Ярков и многие другие.
Объектом диссертационного исследования является совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе формирования и совершенствования отечественной концепции правового государства, а также ее воплощения в Российской Федерации.
Основным предметом диссертационного исследования стали памятники права древнерусского государства, нормативные правовые акты России, позволяющие охарактеризовать процесс развития концепции правового государства, соответствующая судебная и, в целом, правоприменительная практика.
Цель и задачи исследования. Основная цель диссертационного исследования состоит в обосновании на основе изучения исторической динамики, сущности, содержания, способов воплощения на практике концепции правового государства соответствующей авторской позиции, заключающейся в реальном доминировании интересов индивида, а также в формировании конкретных рекомендаций по обеспечению его прав и свобод, в том числе, на основе использования ресурсов российского нотариата.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие взаимосвязанные задачи, теоретическое решение которых составило суть и содержание диссертационного исследования:
- изучить процесс развития концепции правового государства, уяснив, в частности, роль и значение таких категорий как «закон» и «справедливость» в формировании учения об идеальном государстве в Древней Руси;
- охарактеризовать концепции о правовом государстве, сформированные в трудах русских ученых второй половины ХIХ – начала ХХ веков, в контексте их значимости для Российской Федерации;
- исследовать феномен «социалистического правового государства»;
- охарактеризовать актуальные научные подходы к учению о правовом государстве, изучить основные направления воплощения на практике концепции правового государства;
- выявить сущность так называемого «правового закона», его роль и значение для обеспечения прав и свобод человека и гражданина как высшей ценности правового государства;
- подвергнуть научному анализу специфику и формы реализации концепции правового государства;
- раскрыть возможности институтов гражданского общества в реализации концепции правового государства в Российской Федерации.
Нормативную основу диссертационного исследования составили:
- Конституция Российской Федерации и международные документы, в числе которых Устав Организации Объединенных Наций, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 24 октября 1970 г.; Международный пакт о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г.; Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. и др.;
- законодательство Российской Федерации и, прежде всего, «Федеральный конституционный закон от 9 ноября 2009 г. № 4-ФКЗ «О Дисциплинарном судебном присутствии»; Федеральный конституционный Закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»; Федеральный конституционный Закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», Основы законодательства Российской Федерации о нотариате 1993 г. и др.
Использовались также памятники права (Русская правда, «Слово о Законе и Благодати» Иллариона, русско - византийские договоры, «Моление Даниила Заточника», «Поучение детям» Владимира Мономаха и т.д.).
Эмпирической базой диссертационного исследования послужили материалы обобщения правоприменительной практики и, в том числе, результаты изучения автором более 90 дел, при рассмотрении которых имела место необходимость обеспечения юридической защитой прав и свобод человека и гражданина. В процессе исследования было проведено анкетирование нотариусов, проходивших повышение квалификации в Российской академии адвокатуры и нотариата (более 55 %) в отношении понимания правового государства и роли нотариата в его формировании, а также граждан, обратившихся за юридической помощью в нотариальные конторы г. Москвы (170 человек). При подготовке диссертации использовался и личный опыт работы соискателя нотариусом г. Москвы.
Методологической основой исследования стал комплекс научных методов и средств, которые позволили изучить генезис и развитие, способы практической реализации концепции правового государства в России.
Это диалектический метод как исходный методологический способ диссертационного исследования, включающий такой набор принципов познания предмета как объективность, всесторонность и полнота конкретно-исторического подхода, а также метод конкретного социально-правового исследования, сравнительно-правовой, системный и сравнительно-исторический.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что:
- выявлена и охарактеризована роль отечественной науки в развитии концепции правового государства (формирование зачатков учения об идеальном государстве в Древней Руси, дополнение концепции правового государства во второй половине ХIХ – начало ХХ в. учением об эстетической государственности, силе духовного авторитета и т.п.);
- впервые в юридической литературе на основе использования обширного эмпирического материала с привлечением, прежде всего, российских правовых источников доказано, что при любой обществено - политической формации стремление к идеальному строю объективируется в форме концепции правового государства и юридически оформляется в актах, преследующих цель его «создания»;
- представлена авторская концепция в отношении понимания сущности правового государства, заключающаяся в обосновании необходимости доминирования интересов индивида над любыми, в том числе, так называемыми «национальными интересами»;
- внесен вклад в историю права и государства, историю учений о праве и государстве на основе формирования теоретических выводов и конкретных практических рекомендаций по оптимизации процесса обеспечения прав человека и гражданина в Российской Федерации, в том числе, на основе использования потенциала нотариата.
Научная новизна диссертационного исследования определяется также его комплексным характером, углубленным историко - теоретическим исследованием процессов генезиса, развития и реализации концепции правового государства в России.
На защиту выносятся следующие основные положения и выводы диссертационного исследования, обладающие элементами научной новизны:
1. Обосновано суждение о том, что зачатки учения об идеальном государстве можно обнаружить уже в правовых памятниках Древней Руси, где «закон» - совокупность не только юридических, но, в первую очередь, нравственно-религиозных установок. Однако генезис и, в определенной мере, реализация концепции именно правового государства имели место в Новгородской и Псковской феодальных республиках, где «благодать» начала пониматься не как беспрекословное доминирование княжеской воли «богопомазанника» и, соответственно, водворение «мироспокойствия», а, напротив, как наличие возможности подчинить власть интересам общества, расторгнув договор («ряд») с неугодным князем. Кроме того, подлинное народное волеизъявление - неотъемлемый атрибут правового государства - нашло в Великом Новгороде свое воплощение в вечевых традициях, создающих возможности для реального народовластия.
2. Аргументирована целесообразность авторского подхода к классификации процесса формирования «социалистического правового государства», а именно, выделения:
- этапа зарождения «пролетарского государства», характеризующийся безуспешными, разумеется, попытками «отрицать» и «поэтапно изживать» институты права и государства (1917-1924 гг.);
- этапа построения советского государства и формирования социалистической законности (1924- 1988 гг.);
- этапа так называемой перестройки, характеризующийся, в том числе, появлением цели построения «социалистического (советского) правового государства» (1988 -1991 гг.).
3. Доказано, что во второй половине ХIХ – начале ХХ в. в юридический лексикон России входит устойчивое сочетание «правовое государство», основной целью которого является создание таких условий, при которых каждый член общества получал бы наиболее полное удовлетворение своих потребностей с тем, чтобы не пострадали интересы самого государства. Так, на указанном этапе отечественная концепция правового государство дополняется: учением об эстетической государственности Н.К. Рериха, добившегося принятия своего Пакта в 1935 г. двадцать одним государством, что впоследствии оказало решающее влияние на утверждение в 1954 г. Конвенции ООН ста двадцатью тремя странами, а также учением о том, что государство, власть и право базируются в первую очередь не на силе приказа и угрозы, а на духовном авторитете и «правоте»; учением, согласно которого основная задача правового государства состоит в уважительном отношении к личности всякого члена государственного союза; учением о том, что истинную природу государства выражает только правовое государство и обосновавшего основные его принципы (ограничение государственной власти; ее «подзаконность», народное представительство и т.д.).
4. Установлено, что в современных условиях глобализации и универсализации правовой формы, активизации попыток обосновать возможность «законно» и «конституционно» умалять права и свободы человека и гражданина, правовое государство должно базироваться на учении о правовом законе, который представляет собой совокупность нормативных положений, наиболее адекватно отвечающим представлениям о справедливости и свободе, причем (в идеале), не в отдельно взятом государстве, а в объединении взаимодействующих между собой суверенных стран. Одним из наиболее важных признаков правового закона является его социально - правовая справедливость, базирующаяся на постулатах равенства всех людей и примата их прав и свобод над любыми другими ценностями.
5. Показано, что попытки сформировать на начальном этапе становления советской власти особое бесклассовое и в перспективе «безгосударственное» общество, равно как и дальнейшее стремление игнорировать «буржуазные ценности» правового государства не могли увенчаться успехом. Советский этап развития России является наглядным доказательством того, что при любой обществено - политической формации стремление к идеальному строю объективируется в форме концепции правового государства и юридически оформляется в актах, преследующих цель его «создания». Проблема, однако, заключается в том, что «создать» такое государство, путем, к примеру, принятия демократического, социально - ориентированного законодательства невозможно. Такое государство требует соответствия уровня развития общественных отношений и, конкретно, экономики, уровню правовой и общей культуры «запрашиваемым» идеалам.
6. Аргументирован вывод о том, что значительный вклад в реализацию концепции правового государства вносит нотариат, правовая деятельность которого свидетельствует о возможности применения не только закона, нередко, умаляющего права человека и гражданина, но и корпоративных норм. Так, Профессиональный кодекс нотариусов Российской Федерации исходит из признания высокого авторитета нравственных норм, их обязательности наряду с правовыми нормами, ибо юридически безупречное, основанное на высоких морально-этических принципах исполнение нотариусом своих обязанностей делает его деятельность элементом справедливости, которая является неотъемлемым атрибутом правового государства.
Теоретическая и практическая значимость диссертационной работы заключается в том, что оно вносит определенный вклад в историю права и государства, историю учений о праве и государстве, способствуют развитию концепции правового государства, содержит предложения содействующие практическому ее воплощению в Российской Федерации.
Теоретическое значение диссертационного исследования состоит также в формировании на основе изучения процессов генезиса и развития учений о правовом государстве, научных выводов и рекомендаций по воплощению на практике соответствующей концепции. Решение ряда теоретико-правовых проблем осуществлено посредством анализа международных документов и национального законодательства, памятников российского права, научных трудов, что позволило, в частности, выявить роль анализируемого учения в развитии отечественного права и государства.
Комплексное исследование общетеоретических и практических проблем обеспечения примата права, взаимной ответственности государства и индивида, ограничения правом государственной власти, использования потенциала отдельных институтов и структур и, в частности, нотариата в условиях формирования правового государства, позволило диссертанту сформулировать выводы и предложения, которые будут способствовать развитию концепции правового государства, формированию практических предложений по обеспечению прав и свобод человека и гражданина.
Результаты представленной работы могут оказать существенную помощь в научно-исследовательской работе. Основные положения и выводы диссертационной работы также могут быть использованы при написании учебников, учебных и учебно-методических пособий для студентов, аспирантов, пособий для судей, нотариусов, адвокатов, а также быть полезными некоторым категориям государственных служащих для повышения квалификации.
Апробация результатов исследования. Основополагающие положения, выводы и рекомендации представленной работы получили апробацию в научных докладах и выступлениях на международных и общероссийских научно-практических конференциях, в том числе на межвузовских чтениях «Право. Адвокатура. Нотариат» 11 апреля 2011 г. в Российской академии адвокатуры и нотариата. Основные результаты диссертации содержатся в научных публикациях автора.
Положения и выводы диссертационного исследования использованы автором при чтении лекций, проведении практических занятий со студентами, адвокатами и нотариусами по курсу «Основные направления развития концепции правового государства», «Россия как правовое государство: историко - теоретические аспекты» в Российской академии адвокатуры и нотариата.
Структура диссертации обусловлена тематикой и логикой настоящего научного исследования, а также задачами и целями, поставленными для их достижения. Диссертация состоит из введения, двух глав, объединяющих семь параграфов, заключения, списка нормативных правовых актов и научной литературы.
Представления о правовом государстве в трудах русских ученых второй половины XIX - начала XX веков
Термин «правовое государство» происходит от немецкого «Rechtsstaat», обозначившего в конце XVIII в. доктрину, выдвинутую в поздних работах И. Канта, который увязал существование «Rechtsstaat» с верховенством конституции страны и подчиненности ей действий государства. При этом, по убеждению И. Канта, конституция должна ставить целью государства обеспечение мирной счастливой жизни его граждан при условии защиты их прав собственности. В англосаксонской терминологии аналогом «правового государства» часто называют «Rule of Law» - «верховенство права», но некоторые авторы отмечают неполное совпадение этих понятий, а также «самостоятельность» понятия «правовое государство», которое поэтому переводят на английский как the Legal State или Law-Bounded State.5
Однако автор диссертационного исследования полностью разделяет мнение о том, что о времени-вхождения идеи о правовом государстве в правовую науку России и в целом в российское юридическое мышление нельзя сказать определенно. Так, например, уже на раннем этапе развития цивилизации «пронормы» первоначально исходили от общего собрания рода или совета племени.
Затем они передавались из поколения в поколение, приобретали силу привычки, становились обычаями конкретного сообщества. Раннефеодальное Русское государство, возникшее на месте союза восточнославянских племен, «восприняло демократические традиции нормотворчества догосударственного этапа общественного развития»
Как отмечают исследователи, политическая и правовая мысль того времени дошла до нас в виде совокупности идей и взглядов, содержащихся в летописях, правовых памятниках, произведениях древнерусской литературы. Средневековые мыслители разработали ряд проблем, без знания которых затруднительно восприятие современных понятий и особенно определяющих терминов; к их числу они относят сложную конструкцию правопонимания: «закон - правда - благодать — истина». 9 По всей вероятности, как отмечает А.П. Мазуренко, именно эти категории лежали в основании правотворческой политики Древнерусского государства на заре его существования.10
На Руси право, законы должны были носить, прежде всего, нравственный, а не формальный характер, соответствовать правде и справедливости. Но и формальный закон зачастую отождествлялся со словом «правда», стремясь подчеркнуть, что идеалом исполнения закона является правда. Русские князья воспринимались населением в качестве законодателей, творцов права для всей Руси. Однако законодательные полномочия не давали им возможностей для произвола; законотворчество было обязанностью князя, возложенной на него Богом. Из чего следует, как считает А.П. Мазуренко, что Богом предписывались и рамки правотворческой деятельности: содержание закона должно было соответствовать духу христианской религии, т.е. быть проникнуто милосердием и любовью
Развитие русской правотворческой политики во многом оказалось связанным и даже обусловленным тематикой и способами ее реализации, предложенными киевским митрополитом Иларионом в политико-правовом трактате «Слово о Законе и Благодати» (середина XI в.).
Позиция Илариона основана на том, что миссия Христа заключается в спасении всех народов без различия рас, национальностей и прошлых вероисповеданий. Более того, он осуждает иудейскую веру именно за то, что она не простирается на другие народы, а обращена только к избранному народу Израиля; Иларион называет ее, в связи с этим, скупой в отличие от щедрого закона Христова, распространившегося на множество языков (народов).13 У Илариона закон лишь ступень к познанию истины; в этом сопоставлении дается изначальное в юридической науке понимание соотношения закона и нравственности с глубокой аргументацией предпочтительности нравственных критериев при определении поведения человека в обществе.14
В целом, в отечественной политико-правовой мысли рассмотрению проблем соотношения права и справедливости уделялось особое внимание.15 На всем протяжении истории российской государственности проблемы соотношения права и справедливости были весьма актуальны, что обусловило их разработку в трудах представителей отечественной юридической науки:
Проблемы соотношения права и справедливости нашли свое отражение в юридических памятниках, художественных произведениях и политических трактатах периода становления и развития Древнерусского государства.16 Размышления о государстве и праве, законе и власти, суде и справедливости, нравственном облике правителя и идеале государственного устройства в этот исторический период можно найти в летописях, исторических повестях, церковных проповедях, поэтических произведениях, «поучениях» князей.
Из письменных памятников Древней Руси, в которых рассматривается проблема соотношения права и справедливости, как уже отмечалось, особо выделяется «Слово о Законе и Благодати» Киевского митрополита Илариона, жившего в XI в.; написанное Иларионом примерно между 1037 -1050 годами, оно явилось одним из первых дошедших до нас русским политическим трактатом и позволяет называть его автора основоположником политической и правовой мысли Древней Руси. Трактат Илариона определил многие темы становления и дальнейшего развития Российского государства и права, которые обсуждались в течение всего средневекового периода и сохранили свое значение в настоящее время; среди них важное место занимали проблемы соотношения права и справедливости.17
Феномен социалистического правового государства
Как думается, совершенно справедливым является утверждение о том, что «идея правового государства состоит в фокусе современного юридического мышления». Небезынтересно, что это идея «не оставила умы» даже тех деятелей, которые (пусть и в перспективе) полагали возможным обойтись и без права и без государства. Разумеется, последнее обстоятельство обусловливало, в целом, отрицательное отношение к анализируемому институту.
«Неприятие идеи и конструкций «правового государства» до последнего времени было общим местом в# советском юридическом мышлении на самых разных его уровнях. В официальной научной доктрине под «правовым государством» было принято понимать «идеалистическую концепцию государства у буржуазных юристов, в силу которого основным конструктивным элементом государств, его базой является право».Как весьма эмоционально замечал А.Я. Вышинский, «это хваленое правовое государство - олицетворение такого же по существу кулачного права, но только более утонченного». Фактически аналогичную позицию занимали и те исследователи, которые утверждали, что «правовое государство - это мираж, но мираж весьма удобный для буржуазии, потому, что он заменяет выветрившуюся религиозную идеологию, он заслоняет от масс факт господства буржуазии».
«Марксисткое правоведение не поддерживает буржуазной теории «правового государства», согласно которой право стоит выше государственной воли, определяет ее содержание. Эта теория...не отвечает реальному положению вещей, она- маскирует классовую сущность права и государства».109 На советском этапе развития отечественного государства доминировала позиция, согласно которой «теория правового государства -это теория буржуазно - либеральная, она прикрывает классовую сущность буржуазного государства и права».110
Впрочем, как отмечал П.И. Новгородцев, «самый острый и ожесточенный критик не той или иной формы, а самой идеи правового государства, каким был К. Маркс, считавшей весь замысел справедливого правового государства чистой утопией, вполне последовательно выражал свою точку зрения, когда утверждал, что государство никогда и ни в какой степени не может стать «самостоятельной духовной сущностью», что оно находится в рабской зависимости от господствующих классов. Этим самым он вынимал из теории правового государства ее краеугольный камень». ! Важным для исследователя является вопрос о том, что понималось и какими средствами обеспечивалось формирование на советском этапе развития России так называемого правопорядка. Исследование вопроса о том, каким может и каким должен быть правопорядок в той или иной ситуации, в которой находится российское гражданское общество и государство, и обладает важным теоретическим и практическим значением. Чрезвычайно важным является также исследование «значимости» правовых средств в аспекте укрепления правопорядка в современной-России.112 Исследование института правопорядка является актуальным, ибо «правопорядок образует правовую основу гражданского общества. На нем базируются все его сферы: и социально-культурная, и экономическая, и политическая. Он, следовательно, является правовой основой и всей государственной деятельности».113
А.В. Малько в своих работах справедливо отмечает, что «правовые средства создают общие, гарантированные государством и обществом возможности для усиления позитивных регулятивных факторов и одновременно для устранения препятствий (негативных факторов); стоящих на пути упорядочения социальных связей».114 В1 подтверждение этому В.М. Сырых подчеркивает, что «эффективно действующие нормы призваны закреплять такие юридические средства, которые позволили бы нейтрализовать негативные факторы и усилить действие позитивных».115
В юридической литературе понятие «правопорядок» трактуется различно. Так, например, правопорядок (англ. «law and order») в теории права может быть охарактеризован как составная часть общественного порядка, формирующегося в результате регулятивного воздействия разных социальных норм, в том числе, норм права. Правопорядок возникает в результате действия правовых норм и представляет собой определенное состояние упорядоченности регулируемых правом общественных отношений. В этом смысле понятие правопорядок близко по содержанию к понятию режим законности.
Проблеме взаимодействия и взаимозависимости правопорядка и правомерного поведения, позволившей уяснить содержательный аспект категории «правовой порядок», советские ученые уделяли много внимания. Так, A.M. Васильев, отмечал, что «...то место, которое отводится категории «правопорядок» при изложении общей теории права, не отвечает такому ее значению. Правопорядок обычно трактуется в относительно узком плане 116 в плане соотношения его с законностью».
Согласно другой позиции, правопорядок - одна из основных составных частей общественного порядка, складывающегося в результате осуществления различных видов социальных норм, регулирующих разнообразные сферы общественной жизни и различающихся между собой характером и несовпадающим способом воздействия на поведение людей (обычаи, нормы морали, правила общественных организаций и др.). Правопорядок регламентируется правовыми нормами, принятыми в установленном в данном государстве порядке. Как определенное состояние регулируемых правом общественных отношений правопорядок характеризуется реальным уровнем соблюдения законности, обеспечения и реализации субъективных прав, соблюдения юридических обязанностей всеми гражданами, органами и организациями. В.К. Бабаев писал, что правомерное поведение личности - это поведение, соответствующее предписаниям юридических норм.117 Таким образом, правомерное поведение - поведение субъектов права, которое отвечает требованиям юридических норм, гарантируется и охраняется государством.
В советский период доминировала позиция, согласно которой правомерное поведение субъектов публично-правовых отношений придает необходимую соподчиненность и выступает в качестве системообразующего блока правопорядка. В этой было принято говорить о правопорядке как самоорганизующейся системе. Именно на государство в лице его органов управления возлагалась задача обеспечения правового порядка. Поэтому роль правопорядка рассматривалась, прежде всего, с точки зрения интересов государства, которое применяет разнообразные методы и средства: экономические, политические, идеологические, организационные и др. Особая роль государства заключается в/гом, что оно издает правовые нормы и обеспечивает их всеобщее соблюдение и исполнение.
Специфика и формы воплощения концепции правового государства в России
С появлением конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации граждане и юридические лица получили дополнительную гарантию в защите своих прав и свобод.322 Поскольку в результате решений конституционного (уставного) суда получают судебную, и притом весьма оперативную, защиту своих конституционных прав не только лицо или лица, обратившиеся с жалобой, но и другие граждане, права которых нарушались или могли быть нарушены нормативным правовым актом, рассматриваемым судом, именно данные суды являются весьма эффективным средством защиты прав человека и гражданина. Кроме того, правовые позиции конституционных (уставных) судов содержат ориентиры для законопроектной и другой правотворческой деятельности законодательных, исполнительных органов субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления.323
Также необходимо отметить, что формирование правового государства и подлинное признание прав и свобод человека требуют создания новой концепции уголовного судопроизводства, в основе которой лежали бы закрепленные Конституцией России идеи первоочередной защиты прав и свобод личности и независимой судебной власти.324
Исследователи справедливо отмечают, что уголовно-процессуальная деятельность органов расследования и суда в процессе всего судопроизводства по уголовному делу должна быть направлена не только на разрешение уголовно-правового конфликта, но и на формирование такого качественного результата уголовно-процессуальной деятельности, который связан со свойством исполнимости судебного постановления. Исполнимость как процессуальный институт должна обеспечиваться на каждой стадии судопроизводства. Так, например, недооценка вопросов исполнения приговора в части имущественных взысканий приводит к снижению эффективности борьбы с преступностью и ущемлению прав граждан, вовлеченных в сферу уголовного судопроизводства. Согласно данным статистической отчетности органов принудительного исполнения, показатель реального исполнения имущественных взысканий, установленных судебными приговорами, составляет менее 21%.325
Рассматривая проблемы развития судебной власти, исследователи отмечают, что не может быть совершенной и эффективной судебной системы без всестороннего обеспечения государством ее функционирования.326 Судебная реформа обусловлена преобразованиями во всех сферах общественного сознания. Формирование правового государства, в котором право не должно корректироваться привилегиями; замена мифических идеалов «светлого будущего» осознанием самоценности личности; поиск надежных способов защиты прав человека; реализация идеи разделения властей и создание контроля за деятельностью каждой ветви власти - вот те отправные позиции, которые должны определять идеологию судебной власти.327
Нельзя не отметить, что судебная защита в отношении незаконных актов государственной власти является одним- из атрибутов правового государства. Это не в последнюю очередь касается и нормативных правовых актов, поскольку они имеют общее значение, затрагивают интересы множества лиц; являются- основанием для принятия индивидуальных правовых актов.
Конституционные характеристики России как правового государства предполагают ряд институциональных способов их реализации, включая разделение властей и самостоятельность каждой из ветвей публичной власти в-рамках их конституционной компетенции, а также закрепление-прав и свобод человека и гражданина, направленных на воплощение в жизнь юридической возможности участия индивидов в-государственной и муниципальной деятельности.329 В силу определенных обстоятельств в юридической науке современной-России право на участие в управлении делами государства рассматривалось преимущественно как возможность влиять на законодательную и исполнительную ветви власти. Однако судебная власть не в меньшей, мере нуждается в публичности, гарантированности от всевозможных злоупотреблений.330 Одной из причин зависимого положения судебной власти, ее абстрагирования от общества и его потребностей послужил опыт коммунистического строительства в СССР. Как отмечает В.М. Савицкий, «коммунистическая идеология никогда не признавала теорию правового государства и разделения властей, считая ее буржуазной выдумкой, призванной скрыть классовую сущность эксплуататорского общества».331
В современной России необходимо учитывать опыт участия граждан в отправлении правосудия. Так, для полноценного функционирования в Российской Федерации суда присяжных необходимо изменение обыденного и профессионального правосознания, направленное на разграничение компетенции между профессиональными- судьями и представителями народа. Кроме того, в правовом государстве необходимы дополнительные гарантии самостоятельности судей, их независимости и беспристрастности. В частности, вполне допустимой является выборность мировых судей, а не их назначение решениями законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Процедура назначения на должности судей иных судов должна носить более открытый, конкурентный характер, исключая реализацию узкокорпоративных интересов должностных лиц, участвующих в реализации соответствующей компетенции.332
Оптимизация процесса реализации концепции правового государства (на примере нотариальной деятельности)
В Российской Федерации всегда будет актуальным анализ процесса генезиса и развития основных научных подходов к пониманию сущности «русского правового государства», его значения для развития общества и каждого его индивида. Своевременным является изучение формирования концепции правового государства для разрешения многих современном юридических, социальных политических проблем. В этом плане автор диссертационного исследования полагает целесообразным изучение концепции правового государства в ее историческойдинамике.
О времени вхождения идеи о правовом государстве в юридическую науку России нельзя сказать определенно, но уже в Древней Руси право, законы должны бьши носить, прежде всего,- нравственный, а не формальный характер, соответствовать правде и справедливости. Впрочем, и формальный закон зачастую отождествлялся со словом «правда», стремясь подчеркнуть, что идеалом исполнения закона является правда. В отечественной политико-правовой мысли рассмотрению проблем соотношения права и справедливости уделялось особое внимание и на всем протяжении истории российской государственности вопросы соотношения права и справедливости были весьма актуальны, что обусловило их разработку в трудах представителей отечественной юридической науки. Проблемы соотношения права и справедливости нашли свое отражение в юридических памятниках и политических трактатах периода становления и развития Древнерусского государства. Размышления о государстве и праве, законе и власти, суде и справедливости, нравственном облике правителя и идеале государственного устройства в этот исторический период можно найти в летописях, исторических повестях, церковных проповедях, «поучениях» князей. Так, Русская Правда, с учетом времени ее создания, представляла собой весьма демократический акт, который на этапе генезиса и развития Руси вполне мог быть ориентиром для формирования идеального государства. Так,- этот закон не предусматривал смертной казни; самое строгое наказание — «поток и разграбление» - означал изгнание из рода и имущественное взыскание. Умышленное неверное истолкование этого понятия для лишения жизни преступника имело место лишь со стороны отдельных князей, действующих в своих интересах. Также и русско - византийские договоры вполне можно расценивать как элементы формирующихся основ «правовых» государств, правители которых осознавали необходимость не только оптимального экономического, политического взаимодействия государств, но и заботу об их поданных. Особого внимания заслуживает процесс развития права и государства, учения о правовом государстве в Новгородской и Псковской феодальных республиках. Так, подлинное народное волеизъявление - неотъемлемый атрибут правового государства - нашло в Великом Новгороде свое воплощение в вечевых традициях
Во второй половине XIX - начале XX века в трудах русских ученых непосредственно начинает иметь место употребление термина «правовое государство» и, в целом, начинается формирование концепции правового государства. Как полагает диссертант, наиболее был точен в характеристике такого государства Н.П. Невзоров, который утверждал, что «идеалом всякого правового государства является создание таких условий, при которых каждый член общежития получал бы наиболее полное удовлетворение своих потребностей с тем, чтобы не пострадали интересы
Значительный вклад в учение о правовом государстве внесли такие исследователи как Н.К. Рерих, И.А. Ильин, С.А. Котляревский, Б.А. Кистяковский и многие другие. Так, например, изучение философско-правового наследия Н.К. Рериха важно для разработки доктрины правового государства, в первую очередь в связи с тем, что им охарактеризована эстетическая концепция государственности, основанная на примате вопросов развития и защиты культуры и искусства перед всеми остальными направлениями деятельности.
Как думается, совершенно справедливым является .утверждение о том, что идея правового государства всегда состоит в фокусе современного юридического мышления; небезынтересно, что это идея «не оставила умы» даже тех деятелей, которые полагали возможным обойтись без права и без государства. Разумеется, последнее обстоятельство обусловливало, в целом, отрицательное отношение к анализируемому институту на так называемом советском этапе развития России.
Неприятие идеи «правового государства» было характерной чертой советского юридического мышления; в официальной научной доктрине под-«правовым государством» было принято понимать идеалистическую концепцию государства у буржуазных юристов, в силу которого основным конструктивным элементом государств, его базой является право. Многие авторы утверждали, что правовое государство - это мираж, но мираж весьма удобный для буржуазии, потому, что он заменяет религиозную идеологию, заслоняет от масс факт господства буржуазии.
Впрочем, движение в направлении «признания ценности» правового государства было; первоначально, к примеру, имели место лозунги о том, что «власть народа - это полное и безраздельное торжество законов, выражающих его волю». Постепенно в политический и юридический лексикон все более устойчиво входит словосочетание «правовое государство»; так, в резолюции XIX Всесоюзной конференции КПСС, посвященной задачам политических и правовых реформ, понимание сущности правового государства несколько расширилось. Во-первых, было отмечено, что «социалистическое правовое государство- - полностью соответствующая. социализму форма организации политической; власти»; во вторых, формирование его должно было подразумевать ряд основных целей: максимальная обеспеченность конституционных прав и свобод; ответственность государства перед гражданином и гражданина; перед государством; возвышение авторитета закона, в том" числе, перед политическими партиями; эффективная -і работа; правоохранительных органов; перестройка правового воспитания населения.
В настоящее времяв России среди, научных исследований доминирует понимание, правового государства как государства обеспечивающего примат права. Вї условиях демократического гражданского, общества и государства с реальным народовластием; право, по мнению ученых, разделяющих эту позицию, не может рассматриваться как воплощение . государственной, воли,, ибо является , продуктом общества. Однако диссертант считает, что и; при таком: подходе: правовое государство характеризуется; нередко, как власть закона, которому В} равной степени подчиняются все - от высших должностных лиц государства до рядовых граждан. Данная позиция.представляется спорной, поскольку не учитывает специфики соотношения- права и закона, сущности правового государства, в котором должны быть созданы все условия правовой свободы личности, а не «диктатуры закона»; Человек как субъект права, обладающий необходимыми правомочиями, должен свободно распоряжаться своими силами, способностями, имуществом, руководствуясь при; этом действующим правом и; собственным правосознанием.