Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Возникновение и развитие идеи гражданского общества и правового государства в истории зарубежной и русской политико-правовой мысли 13-74
Параграф 1. Идеи правового государства и гражданского общества в истории зарубежной правовой и политической мысли 14-32
Параграф 2. Правовое государство и гражданское общество в концепциях российских либералов в конце XIX - начале XX вв 33-58
Параграф 3. Общество и государство в советский период 58-74
Глава II. Проблемы формирования гражданского общества и правового государства в условиях политической модернизации России 74-181
Параграф 1. Реализация идей гражданского общества и правового государства в России с конца 80-х гг. XX в. до начала XXI в 76-103
Параграф 2. Экономические основы гражданского общества и отношения собственности в условиях реформирования российской государственности 104-130
Параграф 3. Общественные объединения в структуре гражданского общества 130-181
Заключение 181-184
Список литературы и источников 185-197
- Идеи правового государства и гражданского общества в истории зарубежной правовой и политической мысли
- Правовое государство и гражданское общество в концепциях российских либералов в конце XIX - начале XX вв
- Реализация идей гражданского общества и правового государства в России с конца 80-х гг. XX в. до начала XXI в
- Экономические основы гражданского общества и отношения собственности в условиях реформирования российской государственности
Введение к работе
Актуальность темы. Проблема развития правового государства и гражданского общества до сих пор считается недостаточно разработанной в современной политической и правовой науках, хотя период ее изучения измеряется столетиями.
В результате преобразований, происходящих в последние десятилетия в России, практически все социально-политические отношения подверглись глубоким изменениям. Кардинальные перемены связаны с многочисленными явлениями, среди которых - формирование гражданского общества как условия становления правового государства. Его оценка и прогноз, сложность стоящих в связи с этим перед страной проблем, а также потребность более ясного понимания того, что стоит за понятием правового государства, занимают одно из ведущих мест.
Проанализировав исторические судьбы гражданского общества в условиях тоталитарной системы, мы неизбежно задаемся вопросом о перспективах его развития в новых социально-политических условиях. Формирование подлинно демократического общества, демократического прежде всего в смысле достижения высокого уровня гражданского самосознания и предпосылок свободного самоопределения личности, закономерно меняет его отношения с государством: общество стремится отделиться от государства, регламентировать его действия. Стремление общества юридически ограничить функции государства и его аппарата закрепляется правовым образом. Государство определяется как одна из подсистем общества. Выше государства - власть закона. Государство становится правовым.
Термин «правовое государство» (Rechtsstaat) сформировался и утвердился в немецкой юридической литературе в первой трети XIX в. в трудах К.Т. Велькера, Р. фон Моля и др., а в дальнейшем получил широкое
распространение, в том числе в России, где среди видных сторонников теории правового государства были Б.Н. Чичерин, Б.А. Кистяковский, П.И. Новгородцев и др.1
При правовом государстве и гражданское общество претерпевает определенные эволюционные процессы. Оно строится не только как перспектива, идеал, но и как реальное движение на принципах социальной справедливости. Основой такого общества должны выступать не только частная собственность, экономические основы, но и духовные, которым особое значение придавали многие зарубежные и русские ученые и общественные деятели. К тому же гражданское общество характеризуется той системой общественных отношений, которая базируется на уважении человека, его чести и достоинства. Главное действующее лицо гражданского общества и правового государства - человек. Человек как личность имеет определенные потребности, интересы и ценности. Возможности их реализации превращают человека в главного участника общественного развития, члена гражданского общества. Иначе говоря, гражданское общество должно создавать такие условия жизни, которые обеспечивали бы социальную самореализацию человека в качестве личности.
Безусловно, идея гражданского общества как условия формирования правового государства не является новой в философско-правовой мысли. История ее развития уходит корнями в античную философию. Активное развитие данной идеи происходит в период Возрождения и в Новое время. Важную роль при этом играет зарубежная наука, однако значительная часть вопросов, связанных с российской историей и спецификой, может быть решена только отечественными исследователями, тем более в российской
Нерсесянц B.C. Концепция советского правового государства в контексте истории учений о правовом государстве // Социалистическое правовое государство: проблемы и суждения. М.: АН СССР, 1989. С. 45.
В англоязычной литературе этот термин не используется; в известной мере его эквивалентом является «правление права» (rule of Law).
социальной действительности опыт разработки концепции правового государства и гражданского общества и воплощения ее в жизнь российскими либералами уже был после революции 1905 г.
Понятие «гражданское общество» восходит своими корнями к идее Аристотеля, Цицерона, а также к идеям естественного права. Термины «гражданское общество» (societas civilis) и «политическое государство» (polis) были, по сути, взаимозаменяемы. Исследователи политических теорий Древней Греции единодушны в том, что у древнегреческих мыслителей политическое охватывало все важнейшие сферы жизни общества: семью, религию, образование, художественную культуру, искусство и т.д. Быть членом полиса означало быть гражданином - членом государства - и тем самым обязывало жить в соответствии с его законами и без нанесения вреда другим гражданам.
Термин «гражданское общество» впервые был употреблен приблизительно в XVI в. при комментировании «Политики» Аристотеля. Также и правовое государство - это продукт нового времени, хотя идея его уходит в прошлое.
Большой вклад в разработку концепции гражданского общества в его взаимосвязи с государством внес Гегель. Говоря о торжестве принципов гражданского общества, Гегель подразумевал положение вещей, при котором люди, благодаря участию государства, собственным трудом приносят пользу себе и другим. Гегель утверждал, что исторически государство предшествует гражданскому обществу и является условием его формирования. Лишь признавая и удерживая общество в подчиненном положении, государство может обеспечить его свободу. «Государство представляет общество в его единстве».2
2 См.: Гегель Г.В. Философия права. М.: Мысль, 1990.
Согласно Гегелю, гражданское общество - это объединение членов самостоятельных субъектов общности на основе их потребностей через правовое устройство как средство обеспечения безопасности лиц и собственности, а также через жизненный порядок для их особенных и общих интересов.
Развитое гражданское общество своим ценностным ориентиром выбрало свободу. Данная ценность является базовой, она пронизывает интересы людей, воздействует на формирование новой общественно-политической структуры гражданского общества. Понятие «гражданское общество» не несет в себе политического содержания, предполагает возможность для его членов политического поведения. Все члены гражданского общества заинтересованы в общественно-политическом консенсусе. Таким образом, гражданское общество должно стать базой формирования демократического политического режима и правового государства.
Степень разработанности проблемы. Несмотря на теоретическую и практическую значимость проблемы формирования гражданского общества как условия формирования правового государства до сих пор не получили исчерпывающего уровня разработки: крупных работ, посвященных анализу предпосылок и перспектив развития гражданского общества России, нет, хотя в последние годы появляется ряд трудов, по проблемам гражданского общества.
В современной российской правовой науке нет, наверное, более популярного, но в то же время малоизученного термина, чем «правовое государство», особенно когда речь идет о построении правового государства в России.
Диссертация основывается на работах представителей западной античной и классической философско-правовой мысли (Аристотеля, ГЛЗ.Ф. Гегеля, Т. Гоббса, И. Канта, Дж. Локка, Ш.Л. де Монтескье, Платона, Ж.-Ж. Руссо) и русской либерально-правовой мысли (Н.А. Бердяева, В.М. Гессена,
И.А. Ильина, Б.А. Кистяковского, В.О. Ключевского, С.А. Котляревского, П.И. Новгородцева, B.C. Соловьева, Б.Н. Чичерина), современных российских ученых (К.С. Гаджиева, В.Д. Зорькина, В.В. Ильина, И.Ю. Козлихина, А.П. Кочеткова, В.В. Леонтовича, Л.С. Мамута, А.Н. Медушевского, B.C. Нерсесянца и др.). В них раскрываются содержание понятия «гражданское общество», проблемы взаимоотношения гражданского общества и государства, гражданского общества и социальной инфраструктуры, перспективы гражданского общества и правового государства.
Объектом исследования являются гражданское общество и правовое государство. В центре внимания диссертанта находятся правовые формы социальных отношений общества, государства и личности, а так же эволюция институциональной структуры их взаимодействия.
Предметом исследования служат тенденции, особенности и перспективы развития гражданского общества в России как фактора формирования правового государства, механизмы взаимодействия государства и общества.
Цель исследования - рассмотреть историко-правовой и теоретико-методологический аспекты идеи гражданского общества как условия формирования правового государства, определить специфические особенности становления гражданского общества и правового государства в России с учетом этапов ее исторического развития.
Реализация поставленной цели предусматривает решение следующих задач:
исследовать методологические основания и предпосылки идеи гражданского общества и правового государства в европейской философии права;
проанализировать теоретико-методологические основания русской либерально-правовой мысли конца Х1Х-начала XX в. в развитии идеи гражданского общества и правового государства;
-уточнить природу гражданского общества и правового государства, их составляющие элементы и опоры;
-определить специфические особенности становления гражданского общества и правового государства в России с учетом этапов ее исторического развития;
-проанализировать характерные черты гражданского общества в современной России на примере таких институтов гражданского общества, как партии, церковь, средства массовой информации;
- выявить тенденции развития гражданского общества и правового государства в современных российских условиях и перспективы достижения политической стабильности в России.
Теоретическая база исследования. Диссертация основывается на работах представителей русской либерально-правовой мысли конца XIX-начала XX в. (К.А. Аксакова, А.С. Алексеева, Н.А. Бердяева, В.М. Гессена, Н.Я. Данилевского, Ф.М. Достоевского, И.А. Ильина, А.А. Киреева, Б.А. Кистяковского, В.О. Ключевского, М.М. Ковалевского, Н.М. Коркунова, С.А. Котляревского, П.И. Новгородцева, B.C. Соловьева, С.Л. Франка, А.С. Хомякова, Б.Н. Чичерина, Г.Ф. Шершеневича), современных российских ученых К.С. Гаджиева, З.Т. Голенковой, B.C. Жеребина, В.Д. Зорькина, В.В. Ильина, И.Ю. Козлихина, Ю.М. Козлова, А.П. Кочеткова, В.В. Леонтовича, А.В. Малько, Л.С. Мамута, Н.И. Матузова, А.Н. Медушевского, B.C. Нерсесянца, Ю.С. Решетова, С.Н. Рожнова, М.Х. Фарукшина, З.М. Черниловского, В.Е. Чиркина и др.), а также представителей западной античной и классической философско-правовой мысли Аристотеля, Г.В.Ф. Гегеля, Т. Гоббса, Г. Гроция, И. Канта, Дж. Локка, Ш.Л. де Монтескье, Платона, Ж.-Ж. Руссо. В них раскрывается содержание понятия «гражданское общество», проблемы взаимоотношения гражданского общества и государства, гражданского общества и социальной
инфраструктуры, перспективы гражданского общества и правового государства.
Методы исследования. Методологическая основа работы тесно связана с поставленной целью и вытекающими из цели задачами. Основу настоящего исследования составляет диалектический метод как всеобщий метод познания.
В целом работа исходит из принципа единства сравнительно-исторического и логического методов познания. Исследуются источники и предпосылки идеи гражданского общества как условия формирования правового государства.
В работе используются общенаучные методы. Особое значение имеют методы сравнительного анализа и синтеза, которые позволяют выявить тенденции и идеалы, питающие становление гражданского общества и правового государства в России, помогают объединить в единое целое свойства и признаки гражданского общества, выделенные в результате анализа и позволяющие рассматривать его как основу правового государства.
В ходе исследования был использован также системный подход, позволяющий воспринимать изучаемый материал как единую систему, выявлять всевозможные связи в исследуемой теме.
Научная новизна исследования заключается в том, что в работе прослеживается преемственность европейской и русской школ либерально-правовой мысли, а также их влияние на реализацию идей гражданского общества и правового государства в современной России в результате признания высших приоритетов свободы и демократии. Характеризуются основы гражданского общества: независимость социальных объединений, активность в реализации гражданской инициативы, законодательное оформление прав и свобод человека, экономический потенциал социума (наличие частной собственности, предпринимательского сектора, стимулирующего эффективность рыночной экономики); анализируются
предпосылки формирования гражданского общества и правового государства в современной России: возрождение либерально-демократических идей и движений в период перестройки, а также принятие Конституции 1993 г., законодательно утверждающее необходимость развития гражданского общества в России как условия формирования правового государства.
Положения, выносимые на защиту:
Идея гражданского общества - достояние юридического и социально-философского знания, выраженного в концепции правового государства и генезиса гражданского общества, подчеркивается, что только наличие гражданского общества позволяет сформировать правовое государство.
Прослеживается формирование либерально-правовых взглядов русских мыслителей в период конца Х1Х-начала XX в., их теоретико-методологическими источниками явились немецкая классическая философия права И. Канта и Г.В.Ф. Гегеля, а также школа естественного права.
Взгляды на власть и право в условиях советской диктатуры, развитие государственности в период тоталитарного деспотизма - качественно новое политико-правовое явление.
Гражданского общества как условие формирования правового государства следует изучать сквозь призму соотношения экономических, социальных, политических, национальных, культурных и духовных факторов, проводя всесторонний анализ такого сложного феномена, каким является гражданское общество.
Рассматриваются вопросы становления конституционных оснований государства и общества в современной России, формирования элементов гражданского общества. Переход от идеи гражданского общества как условия формирования правового государства к ее реализации представляет собой как теоретический, так и практический интерес.
6. Россия в ходе экономических реформ переходит от
административно-командной системы к рыночной экономике, но вместо
обещанного народу «социализма с человеческим лицом» мы получили после
1991 г. дикий капитализм XVII в.
7. Формирование многопартийной политической системы в обществе, не
знакомом с опытом демократического развития, не может быть простым и
безболезненным; критически оценивается образование «партии власти»,
создаваемой элитой для участия в выборах, направленной на создание
парламентского большинства, полностью поддерживаемой Президентом РФ.
Отмечаются тенденции становления авторитарного режима в нашей стране.
Существенную роль в формировании социальных контуров гражданского общества играет культурный плюрализм, который вбирает в себя элементы духовной жизни общества. Россия - поликонфессиональное государство, где активно изучается место и роль религии в контексте перспектив взаимодействия общества, государства и церкви.
Роль средств массовой информации в современном обществе заключается в том, чтобы способствовать созданию благоприятной обстановки для творческого поиска решения сложнейших общественных проблем. Средства массовой информации являются выразителем общественного мнения, а также инструментом социального контроля за деятельностью органов государственной власти, призванных служить народу. Ориентированность СМИ на одну какую-либо политическую позицию несовместима с эволюцией демократизации в России.
Научно-практическая значимость исследования Результаты исследования будут способствовать углубленному пониманию процессов, происходящих в российском обществе на современном этапе с учетом этапов его развития.
Отмечая значимость европейской правовой школы, необходимо признать самобытность российского правопонимания, его особенности, обусловленные историческим становлением русской правовой мысли.
На основании отдельных теоретических результатов данного диссертационного исследования могут быть разработаны специальные курсы по теории государства и права, истории политических и правовых учений.
Диссертация может стимулировать дальнейшее изучение проблемы гражданского общества как условия формирования правового государства вообще и в России в частности.
Апробация результатов исследования
Основные аспекты настоящей работы изложены в выступлениях автора на всероссийских, межвузовских научно-практических конференциях, проходивших в 2002-2004 гг., а также в публикациях.
Многие теоретические положения и выводы, содержащиеся в диссертации, используются в преподавании в Самарском юридическом институте Минюста России курсов «Теория государства и права», «История политико-правовых учений», «Конституционное право».
Структура диссертации подчинена цели и задачам исследования, отражает его логику. Работа состоит из введения, двух исследовательских глав, разделенных на 6 параграфов, заключения, списка литературы и источников.
Идеи правового государства и гражданского общества в истории зарубежной правовой и политической мысли
Идея правового государства имеет в истории европейской политической и правовой мысли значительно более давнее прошлое, чем планы и программы государственного преобразования, кладущие ее в основу; проследить ее корни - значит, почти что, пересмотреть все преемство теоретической работы, объясняющей право и государство.3
В трудах ученых прошлого и современности вот уже более двух тысячелетий гражданское общество и правовое государство рассматриваются, анализируются и описываются все более всесторонне, конкретно и достоверно. Сущность гражданского общества и правового государства раскрывается через описание и объяснение механизмов их функционирования, а также тех нормативных ценностных представлений, которые выступают для его членов основными поведенческими ориентирами.
Понятия «гражданское общество» и «правовое государство» зачастую стоят рядом, как бы оттеняют друг друга. И это не случайно. Нельзя рассматривать эти понятия изолированно друг от друга, поскольку это не просто понятия, а концептуальные категории, и развитие человеческой цивилизации во многом определяется сопряжением развития гражданского общества и правового государства.
Необходимо обратить внимание на то, что формирование и развитие институтов гражданского общества и политических институтов современного государства идет в тесной взаимосвязи, взаимодействии друг с другом. Конечно, те или иные отклонения, диспропорции в какой-то мере неизбежны, особенно на первых этапах становления, точнее, вызревания правового государства. Но в целом эти процессы взаимосвязаны.
Основой гражданского общества служит широкая, разветвленная сеть независимых от государства общественных отношений и институтов, выражающих волю и защищающих интересы граждан данного общества. В гражданском обществе на первый план выдвигаются права и свободы личности, закрепленные законом. Личности гарантируется свободный выбор форм экономического и политического бытия. В нем преобладает открытость - свобода слова, свободный обмен идеями, мнениями, опытом. В политическом плане гражданское общество обеспечивает всем дееспособным гражданам свободный доступ к государственным и общественным делам. Так государство и граждане связаны взаимной заинтересованностью и ответственностью при безусловном верховенстве закона, приоритета интересов человека над интересами государства и общества.
Каждый феномен в гражданском обществе имеет свою определенную аналогию в сфере политической. Например, естественным правам человека соответствуют политические права гражданина; социальному, экономическому, религиозному плюрализму - плюрализм политических партий и различных общественных организаций. Возникновение гражданского общества неизбежно приводит к перераспределению внутренних функций государства, упрощает и вместе с тем преобразует государственные административные структуры, позволяет государству сосредоточиться на решении наиболее общих, общенациональных проблем.
Следует подчеркнуть, что истоки понятия «правовое государство» восходят еще к эпохе античности. Оно родилось как противовес самовластию и произволу личности правителя из идеи естественного права, сформулированной стоиками. Оно отражало стремление оградить человека от произвола и насилия со стороны власти. Очевидно, что к естественным правам стоики причисляли право на жизнь, личную неприкосновенность, безопасность, право на собственность, свободу передвижения и т.д. Стоики хорошо различали закон и право.
Прообраз идеи правового государства принадлежит древнегреческому философу Платону (427-347 гг. до н.э.). Политико-правовым вопросам посвящены самые крупные диалоги Платона - «Государство» и «Законы». Его рассуждения о естественных социальных потребностях, присущих людям от рождения, о главных добродетелях - мудрости, об идеальном человеческом обществе приводят к мысли о том, что кроме государственно-организованной, есть и другие формы жизнедеятельности людей, а законы предстают как средство внедрения начал разума в жизнь и отношения людей.4 Выступая за государство законности, Платон писал: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон - владыка над правителями, а они - его рабы, я усматриваю спасение государства...»5.
По Аристотелю (384-322 гг. до н.э.) человек - существо общественное, политическое, а государство - естественный продукт развития общества политических граждан. Вместе с тем, Аристотель анализировал жизнь граждан и в других сферах жизнедеятельности общества: экономической, нравственной, духовной, где вмешательство государства до определенного уровня развития производственных отношений просто не требовалось. Следовательно, можно сделать вывод, что в трудах Аристотеля прослеживается определенное разделение государства и гражданского общества.
Политическое устройство (государство) и право, по Аристотелю, необходимо предполагают свободу членов данного политико-правового общения. Тем самым государство и право являются формами свободы, формами общения свободных людей.6
Аристотель развивал и обосновывал концепцию разумных законов. Там, где отсутствует власть закона, там, подчеркивает он, нет места и какой-либо форме государственного строя. Поскольку под законом Аристотель имеет в виду правовой закон («всякий закон в основе предполагает своего рода право»), то речь у него по существу идет о господстве права в надлежаще организованном государстве.7
Принципиальная общность политических и правовых форм и явлений, противопоставляемых деспотизму, в трактовке Аристотеля означала в определенной мере то же, что в последующей истории стали обозначать как правовое государство.8
Правовое государство и гражданское общество в концепциях российских либералов в конце XIX - начале XX вв
Своими корнями либеральное мировоззрение восходит к Ренесансу и Реформации. Как рассматривалось выше, у его истоков были идеи таких разных авторов, как Дж. Локк, Ш.-Л. де Монтескье, И. Кант и др.
При всех различиях общее между этими мыслителями было в том, что они, каждый по своему, в соответствии с реальностями своего времени, высказывались за пересмотр устоявшихся, но устаревших ценностей и подходов к решению важнейших социально-экономических и политических проблем, за перестройку потерявших эффективность общественно-политических и государственных институтов.
Либерализм формировался, развивался и утверждался в различных социально-исторических и национально-культурных условиях. Основная идея либерализма - осуществление свободы личности. Основной метод либерализма, определяющий развитие свободного общества, - устранение всего того, что грозит существованию индивидуальной свободы или мешает ее развитию.
Либерализм как система взглядов на пути развития общества отвергает методы абсолютистского, по существу, полицейского государства, имея в виду не столько сугубо карательные органы тоталитарной или авторитарной власти, сколько весь жестко централизованный административный строй, направленный на поддержку государственной власти и подавление любых проявлений недовольства этой властью.
Корни либерализма уходят в античность, к его первозданной основе принадлежат такие понятия, как правовая личность и субъективное право (в первую очередь, право на частную собственность), а также гражданское общество, предоставляющее гражданам возможность участия в управлении государством.
Хотя суть либерализма в России была тождественна сути западного либерализма, все же у русского либерализма из-за специфики собственно российских традиций и российского менталитета не было тех важнейших исторических и ментальных корней, которые создавали необходимые предпосылки для развития либерально-демократических идей на Западе. Идеологически и практически русский либерализм был склонен к тому, чтобы перенимать эти идеи извне, русский образец полицейского государства, воплощенный в крепостничестве, резко противоречил принципам либерализма западноевропейских стран.
Либерализм - индивидуалистическая система, так как отдельный человек, личность стоит на первом месте, а ценность общественных групп измеряется тем, в какой мере они защищают права и интересы отдельного человека.
Либерализм признает основой общественного порядка личную инициативу, предприимчивость отдельного человека, его независимость, самостоятельность и ответственность за свои поступки.
Либерализм провозглашает незыблемость частной собственности. Именно обладание собственностью создает необходимые экономические предпосылки для свободного развития человека. Только человек, защищенный от материальной нужды, может посвятить себя созданию своего собственного счастья. Человек, обладающий собственностью и не испытывающий повседневных экономических забот, может думать о чем-то ином, кроме ежедневных потребностей, озаботиться проблемами своей страны, заниматься общественной деятельностью. Именно так человек становится гражданином.
Из признания естественного характера основных прав личности вытекает требование равенства всех людей в правовом отношении. Самое важное в конституции - это защита свободы личности и общества от подавления государственной властью, т.е. государственно-правовая защита гражданского общества, индивидуалистических принципов, на которых оно основано.
Либерализм признает необходимость разделения власти и видит в этом одно из важнейших направлений становления и развития гражданского общества. Именно разделение власти создает необходимые предпосылки для создания таких общественных организаций, которые могли бы конкретно и целенаправленно осуществлять общественный контроль за различными государственно-властными структурами.
Либеральному государству чуждо насильственное вмешательство в существующие жизненные взаимоотношения людей. Основные принципы либерального индивидуалистического общественного порядка были изложены еще во французской Декларации прав человека и гражданина в 1789 г. Эта Декларация провозглашает четыре основных права, представляющих собой основу либерального порядка, это свобода, собственность, безопасность и право сопротивления насилию.
Современная Россия переживает процессы глобальных преобразований общественно-политической системы в масштабах огромной страны. Сбросив оковы тоталитаризма, народ России сделал свой выбор в пользу демократического развития, порождающий надежду на приобщение страны к высшим достижениям человеческой цивилизации и вместе с тем способствующий сохранению и обогащению лучших традиций собственного духовного опыта, собственной культуры миропонимания.
В своей тысячелетней истории Россия испытала на себе практически все виды государственности, все виды политических систем.
С одной стороны, многовековая история России связана с абсолютистско-монархическими традициями, тоталитаризмом и диктатурой, стремлением к сильной централизованной власти, к «твердой руке», к культу вождя, все это социально-генетически закреплено в коллективной ментальности народа, в системе его социальных ценностей.
С другой стороны, нельзя не видеть и альтернативной традиции: попытки либерально-демократического обустройства российского общества предпринимались на протяжении практически всей истории России.
Либерально-демократический опыт дореволюционной России воплощался в самых различных формах - боярского и народного вече, крестьянских общин, земских съездов, Государственной Думы и Учредительного собрания. Несмотря на силовое подавление любых работоспособных форм истинно свободного, демократического российского социума, есть все основания считать, что во всей ее истории существовала и традиция либерально-демократического противостояния абсолютистской власти, традиция, основанная на понимании необходимости приобщения российского социума к общечеловеческим либерально-демократическим ценностям. В этом противостоянии политической оппозиции произволу власти проявлялась гражданская ответственность народа России за судьбу своей страны, готовность отстаивать идеалы свободы, добра и справедливости. Именно в этом и состоит суть того общества, которое принято называть гражданским.
Реализация идей гражданского общества и правового государства в России с конца 80-х гг. XX в. до начала XXI в
Существование подлинно свободного, демократического гражданского общества и правового государства немыслимо без надлежащего правового, законодательного, конституционного обеспечения. В зависимости от взаимоотношений, складывающихся между тремя важнейшими компонентами социума, - личностью, обществом и государством, можно судить о характере политической системы, о формах государственности, о приоритетах развития социума и о положении человека в данном обществе, об условиях, способствующих, или наоборот, противодействующих свободному развитию и самореализации каждого человека.
Взаимоотношения человека, общества и государства складываются не стихийно, а подчинены определенным законам, действующим в данном обществе и государстве, являющимися обязательными и для государства, и для общества, и для человека, регулирующим всю сложнейшую систему общественных и личностных отношений в социуме и гарантирующим свободное развитие каждого в интересах свободного развития всех. Именно таким образом устанавливается верховенство закона.
Жизнеспособность свободного общества может быть обеспечена только при неукоснительном соблюдении законов со стороны всех субъектов общественного развития.
Сложность общественной жизни любого современного общества и государства предопределяют сложную иерархическую структуру действующих в обществе законов. Высшую ступень иерархии занимают конституции. Именно конституция определяет правовую основу государственного и общественного строя, является высшим гарантом прав и свобод личности.
Россия в настоящее время переживает чрезвычайно трудный, по существу, переходный период в становлении избранной ею политической системы демократического, свободного общества и правового государства. Законодательная, конституционная база прогрессивного развития и движения к свободе и демократии уже создана, но подчас верные в принципе конституционные законы и правовые нормы вступают в противоречие с повседневными реалиями жизни.
Конец столетия ознаменовался всеобъемлющими процессами социальной трансформации. «Каждое государство», общество и «каждое время имеют свои особенные понятия и свое особенное воззрение на жизнь...»94. Важно понять, с каким багажом, с какими ценностными устремлениями российский социум вступил в XXI век, есть ли в них место концепции гражданского общества как условия формирования правового государства.
«По сути, государство - это тень общества, результат и форма способности его сохранить себя от распада, дезинтеграции»95. «Тень» в России длительное время воспитывала общество.
Высокий уровень дезорганизации российского общества, недостаточная способность противостоять ей и обеспечивать свою выживаемость становится на рубеже веков первостепенной проблемой социума. Российское общество «давно несет в себе повышенный потенциал катастрофизма»96. Дезорганизация выступает в различных формах: конфликтах, потере ориентиров и ценностей.
В марте 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС стал М.С. Горбачев. К этому времени кризисные явления социально-экономической ситуации в стране охватили практически все сферы общественной жизни. Давала сбои неэффективная экономика планового хозяйствования и уравнительного распределения, которая сковывала инициативу трудящихся. Следствием партийного диктата во всех сферах общественной жизни стал формализм, расхождение слова и дела. Но главная беда государства состояла в подавлении прав и свобод личности. Всестороннее реформирование общества стало объективной необходимостью.
Суть «обновления общества» М.С. Горбачев видел в соединении социализма и демократии. Главным рычагом преобразований должно было стать ускорение социально-экономического развития страны.
Перемены в общественно-политической сфере начались с проведения политики гласности. Была снята цензура и разрешено издание новых газет. На основе гласности предполагалось сделать достоянием людей то, что от них скрывалось, но о чем многие думали и знали, но говорили, главным образом, в своем узком кругу. Это вызвало широкий всплеск социальной активности населения. Широкое обсуждение нового правительственного курса проходило на митингах граждан, страницах периодических изданий.
Призыв к коренным реформам, провозглашенный «сверху», нашел немедленную поддержку большинства народа «снизу». Однако столь резкие повороты в развитии страны не могли устроить всех. С самого начала перестроечные процессы натолкнулись на ожесточенное сопротивление партийной номенклатуры, которая вполне комфортно чувствовала себя в условиях командно-административной системы. В этих условиях М.С. Горбачев был вынужден маневрировать, повторяя о том, что главное -это изменить стиль управления страной, не посягая на руководящую роль Коммунистической партии. Но реалии жизни брали свое. Горбачеву досталось тяжелейшее наследство, с чем он вынужден был считаться.97
«Перестройка началась тогда, когда всякое открытое инакомыслие в стране было подавлено и продолжало подавляться; люди, посмевшие читать и хранить книги, ныне издаваемые свободно, попадали в ссылку и заключение; цензура вместе с идеологическими службами партии бдительно опекала газеты, журналы, издательства, театр, кинематограф, изобразительное искусство; общественная мысль находилась в зависимости от тех же идеологических инстанций и конъюнктурных установок; участие людей в выборах носило формальный характер, свободное волеизъявление отсутствовало; экономическая и политическая инициатива в народе и партии не поддерживалась.
Экономические основы гражданского общества и отношения собственности в условиях реформирования российской государственности
Вопрос о соотношении государства и экономики существовал практически всегда. Это один из вопросов, который каждый раз по-новому встает перед каждой новой государственной организацией.
Одним из важных элементов основ конституционного строя является установленная в стране экономическая система. В статьях 8 и 9 Конституции заложен экономико-правовой фундамент российского общества. В них утверждается: Статья 8:
1. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности». Статья 9:
1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности» .
В отличие от прежних советских конституций Конституция РФ 1993 г. не содержит специального раздела об экономической основе государства и общества, не устанавливает какую-либо форму собственности в качестве основной или ведущей, равно как и не предусматривает ограничений для других форм, в частности для личной собственности граждан, что провозглашалось предшествующими конституциями и основанным на них законодательством.
Действующая Конституция обязывает государство обеспечивать свободу экономической деятельности и поддерживать конкуренцию, запрещая лишь монополизацию этой деятельности и недобросовестную конкуренцию, и провозглашает равенство всех форм собственности и равную их защиту.
Конституция Российской Федерации, определяя случаи ограничения права собственности, употребляет термин «государственные нужды», а не общественное благо или интерес общества. Действующий основной закон страны устанавливает два условия для ограничения права собственности или ее изъятия - это государственные интересы и компенсация для собственника имущественных потерь. Важно, чтобы любой субъект права собственности был защищен от произвола государства, для этого необходимы такие гарантии, как допустимость отчуждения и ограничения прав собственности на основании закона и в его пределах, равенство всех собственников при наложении такого ограничения, возможность судебного оспаривания принятых органами власти решений об изъятии имущества.
Государственное регулирование экономической деятельности в правовом государстве, в отличие от тоталитарного, не утверждает и не навязывает экономический строй общества. Оно лишь охраняет его главные устои, основанные на приоритете прав и свобод человека. Эти устои не порождаются какой-то одной политической идеологией, они носят гуманистический и демократический характер.
Экономической основой правового государства являются производственные отношения, базирующиеся на различных формах собственности (государственной, коллективной, частной, кооперативной и других) как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически.
В правовом государстве собственность принадлежит непосредственно производителям и потребителям материальных благ: индивидуальный производитель выступает как собственник продуктов своего личного труда. Правовое начало государственности реализуется только при наличии самостоятельности, которые экономически обеспечивают господство права, равенство участников производственных отношений, постоянный рост благосостояния общества и его саморазвитие.
Многовековой опыт развития человеческой цивилизации убедительно продемонстрировал огромные экономические преимущества свободного предпринимательства, лежащего в основе конкурентно сориентированной и саморазвивающейся рыночной экономики перед экономикой плановой, жестко централизованной и фактически полностью регулируемой государством, придерживающимся одной политической идеологии -коммунистической, националистической и т.п.
Первый вид экономической системы основан на свободе, второй - на принуждении, насилии, практически рабском труде, эффективность которого не может быть высокой. Характерной особенностью взаимоотношений, возникающих между государством и экономикой во втором случае, в котором отсутствуют традиционные рыночные отношения, является несомненное доминирование государственной собственности перед всеми формами собственности. Статья 2 Конституции СССР 1977 г. рассматривала государственную собственность как «общее достояние всего советского народа», достаточно четко определяла, что эта форма собственности является «основной формой социалистической собственности». Отношения между государством и другими субъектами экономических связей строились не на партнерской основе, а на основе прямого указания (подчинения), т.е. взаимоотношения между государственными органами и экономическими структурами регулировались в первую очередь не с помощью норм гражданского и иных подобных ему по характеру отраслей права.