Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблемы соотношения общества, права и государства в правовой мысли России (Конец XIX-начало XX вв.) Полухин Роман Олегович

Проблемы соотношения общества, права и государства в правовой мысли России (Конец XIX-начало XX вв.)
<
Проблемы соотношения общества, права и государства в правовой мысли России (Конец XIX-начало XX вв.) Проблемы соотношения общества, права и государства в правовой мысли России (Конец XIX-начало XX вв.) Проблемы соотношения общества, права и государства в правовой мысли России (Конец XIX-начало XX вв.) Проблемы соотношения общества, права и государства в правовой мысли России (Конец XIX-начало XX вв.) Проблемы соотношения общества, права и государства в правовой мысли России (Конец XIX-начало XX вв.) Проблемы соотношения общества, права и государства в правовой мысли России (Конец XIX-начало XX вв.) Проблемы соотношения общества, права и государства в правовой мысли России (Конец XIX-начало XX вв.) Проблемы соотношения общества, права и государства в правовой мысли России (Конец XIX-начало XX вв.) Проблемы соотношения общества, права и государства в правовой мысли России (Конец XIX-начало XX вв.) Проблемы соотношения общества, права и государства в правовой мысли России (Конец XIX-начало XX вв.) Проблемы соотношения общества, права и государства в правовой мысли России (Конец XIX-начало XX вв.) Проблемы соотношения общества, права и государства в правовой мысли России (Конец XIX-начало XX вв.)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Полухин Роман Олегович. Проблемы соотношения общества, права и государства в правовой мысли России (Конец XIX-начало XX вв.) : Дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.01 : Белгород, 2004 149 c. РГБ ОД, 61:04-12/1490

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Консервативная парадигма взаимоотношений общества, права и государства 15

1.1. Славянофильские воззрения на взаимодействие общества, права и государства 15

1.2. Государство, общество и право в пореформенной консервативной правовой мысли 53

Глава II. Либеральные идеи о соотношении общества, права и государства 76

2.1 Взгляды либеральных юристов на общество 76

2.2. Учение либеральных юристов о социальной ценности государства.. 93

2.3. Взгляды на место и роль права во взаимоотношениях государства и общества 112

Заключение 133

Библиографический список 137

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В период глубоких социально-экономических и политических преобразований в России возникают новые проблемы взаимодействия общества, государства и права, приобретающие особый характер в связи с формированием правового государства, становлением системы народовластия, социально-ориентированной экономики. Соотношение общества, государства и права является одной из наиболее актуальных проблем юридической науки.

Соответствующая проблематика активно обсуждается в научной юридической литературе, ей посвящаются научно-практические конференции с участием не только юристов, но и специалистов в области философии, истории, политологии1. Данный феномен имеет объективные и закономерные предпосылки, поскольку обсуждаемая проблематика носит комплексный, системный характер и ее исследование поэтому предполагает объединение усилий ученых-гуманитариев всех направлений.

В связи с теоретической и практической значимостью проблемы соотношения общества, государства и права для России и не выработанного пока еще ее точного и ясного понимания особую актуальность приобретает исследование крута вопросов, связанных с данной проблематикой в контексте истории правовых учений. В политико-правовых концепциях ученых-юристов дореволюционной России основных идеологических направлений в различной степени глубины и системности исследования нашли свое отражение проблемы взаимного отношения общества, государства и права. Взгляды русских ученых на указанную проблему требуют непредвзятого и критического осмысления, поскольку они имеют непреходящее теоретико-познавательное, практико-политическое и социально-культурное значение.

Более того, сознательный выбор парадигмы соотношения общества, государства и права может сделан с учетом объективных обстоятельств

См.: Граедаиское общество» правовое государство и право (^Круглый вод» «Вопросы философии») // Государство и право. - 2002. - МИ. -| С. 12-. с д

-№!.-{ С.

ИЯ'ЯЦ|МР1Ч*ймО»Фство и право» и
ИОТЕКА
|

сегодняшнего дня и политике -правовой наследственности, от которой как

показала практика государственно-правового строительства и проведения социально экономических реформ, невозможно отмахнуться.

Актуализация избранной темы диссертационного исследования обусловлена еще и тем, что в юридической науке пробивают себе дорогу взгляды о признании в качестве объективной социальной ценности не только права, но и государства. Такие воззрения на государство являются вполне обоснованными и их следует поддерживать и развивать дальше. Они вполне вписываются в политико-правовое сознание и культуру граждан нашей страны, стержнем которых являются представления о государстве-справедливости. Кроме того, твердая государственность как раз и является необходимой гарантией осуществления юридических предписаний, охраны и реализации прав и свобод человека, а также одним из важнейших условий развития общества в целом, так как последнее представляет собой источник государства и государственной власти, а с другой стороны являет собой постоянное их местонахождение.

Тема диссертации представляется актуальной и в плане проведения дальнейших исследований правовой мысли дореволюционной России. Возникла необходимость критического осмысления и пересмотра идейного отечественного наследия с иных теоретике-методологических предпосылок в изменившихся социально-политических и идеологических условиях жизни нашей страны. В настоящей работе автор предпринимает попытку дать системный анализ взглядов ученых дореволюционной России на соотношение общества, государства и права, относившихся к двум направлениям в юридической науке: консервативному и либеральному.

В научных исследованиях по истории политических и правовых учений большее внимание обращалось на анализ либеральных политико-правовых воззрений.

Это и понятно, потому что современных ученых в концепциях либеральных юристов России особое внимание привлекает разработка вопросов правового государства, конституционализма, прав и свобод человека и гражданина и т.д.

Вместе с тем ряд серьезных проблем, среди которых и та, что стала темой диссертационного исследования, остались вне поля зрения ученых-юристов.

Что же касается консервативного направления в политико-правовой мысли, то до известного времени в научных публикациях и учебных пособиях бытовала исключительно негативная оценка консервативно-правовых идей, а также фрагментарное и поверхностное освоение. Кроме того, за консервативными концепциями не усматривалось эвристического потенциала. Симптоматичным фактом для современной юридической науки, является явное изменение отношения ученых-юристов к правовому наследию русских консерваторов в позитивную сторону. О.Э. Лейст, говоря о слабой изученности консервативных политико-правовых воззрений, указывает, что «в конечном счете это не только искажает общую картину истории политических и правовых учений, но и оставляет вне поля зрения целые направления политической и правовой идеологии, возрождающиеся в теориях современности»1. В этом контексте нельзя не привести высказывание О.В. Мартышина, который пишет: «Как бы не относиться к творчеству славянофилов, им нельзя отказать в убедительном раскрытии сторон психологического отношения русского народа к государству и праву»2. Именно с учетом своеобразия политико-правового сознания выстраивалась славянофильская и в целом консервативная парадигма соотношения общества, государства и права.

Анализ концепций консервативных и либеральных ученых, который составляет содержание диссертационного исследования по означенной теме, привел автора к выводу о необходимости системного анализа их идей, поскольку: а) они являются составляющими российской политической и правовой культуры в целом; б) они находятся в состоянии взаимодействия и взаимопроникновения; в) ряд идей, как консерваторов, так и либералов имеют современное звучание и значение для юридической науки и государственно-правовой практики.

1 Лейст О.Э. Методологические проблемы истории политических и правовых учений //Методологические и теоретические проблемы юридической науки. - С. 37-38; (См. также: Кузнецов Э В. Философия права в России. — М., 1989.-С.188).

'Мартышин О В. О некоторых особенностях российской политической и правовой культуры // Государство и право. - 2003. - №10. - С.24

Степень научной разработанности темы. Различные аспекты

либеральной и консервативно-правовой идеологии нашли свое отражение в ряде научных исследований. В них также в определенной степени затрагиваются вопросы, относящиеся к теме настоящей диссертационной работы.

Из дореволюционных исследований, в которых анализируются взгляды славянофилов на общество, государство и право, следует упомянуть труды таких ученых-юристов, как Н.Н. Алексеев, АД. Градовский, Н.А Захаров, П.Е. Казанский, С.А Котляревский, П.И. Новгородцев, Л.А Тихомиров и др.

Следует отметить, что Н.А Захаров, П.Е. Казанский, Л.А. Тихомиров, будучи сами представителями консервативного направления в правовой науке России, считали себя продолжателями славянофильства. Вместе с тем они критически относились к их идейному наследию и своих исследованиях отмечали как сильные, так и слабые стороны в их взглядах на общество, государство и право.

Разрабатывая собственные концепции, указанные ученые консервативного направления учитывали конкретно-исторические условия, сложившиеся в России в начале XX века.

Что же касается ученых-юристов либерального крыла, то анализ их работ позволил автору диссертационного исследования обнаружить весьма любопытную тенденцию в эволюции взглядов по вопросу оценки славянофильских правовых и социально-политических концептов.

АД. Градовский известен в истории политических и правовых учений дореволюционной России как критик славянофильской теории государства. Содержание его критических высказываний, как нам представляется, и по сей день воспроизводится в научных трудах без должной проверки их обоснованности и аргументированности.

Для взглядов С.А Котляревского, П.И. Новгородцева симптоматичным является то, что они не оставались раз и навсегда данными, а постепенно изменялись: от резкого неприятия славянофильских идей - до полного и безоговорочного с ними согласия.

7 Современные исследования консервативной политико-правовой мысли

представлены трудами таких отечественных ученых, как А.М. Баигушкин, В.М.

Величко, В.Н. Жуков, ИА Исаев, А.С. Карцов, А.В. Пролубников, А.В.

Репников, Е.В. Тимошина.

Из зарубежных авторов по истории правовой и политической мысли России вообще и консервативной в частности несомненный интерес представляют работы А. Валицкого.

Вместе с тем этим ученым высказан ряд спорных положений, на которые мы обращаем внимание в настоящем диссертационном исследовании и обосновываем относительно их истинности свою точку зрения.

Проблемам правовой идеологии либерализма в отечественной юридической науке традиционно уделялось больше внимания. Поэтому различные аспекты этого направления в истории политических и правовых учений дореволюционной России находятся в состоянии более глубокой и всесторонней разработанности. В связи с этим следует указать на исследования таких ученых, как В.Ю. Байбаков, В.Д. Зорькин, В.Н. Корнев, И.А Кравец, Н.Я. Куприц, В.В. Леонтович, Н.В. Мамитова, Н.А Медушевский, И.Д. Осипов, В.А Туманов и т.д.

По отдельным вопросам близким к теме работы в последнее время были защищены кандидатские диссертации Ю.Л. Левитиной, М.Б. Ревновой, СТ. Сергеевым.

Высоко оценивая труды указанных выше авторов, следует признать, что в большинстве из них вопросы соотношения общества, государство и права либо практически не затрагивались, либо исследовались как элементы других научных проблем. Таким образом, можно сказать, что в настоящее время в современной юридической науке практически отсутствуют монографические исследования, в которых бы в системном виде анализировались проблемы соотношения общества, государства и права, отраженных в концепциях консервативных и либеральных ученых дореволюционной России.

Цель диссертационного исследования. Целью диссертационного исследования является системный анализ взглядов на соотношение общества, права и государства, разработанных в трудах консервативных и либеральных

ученых-юристов и мыслителей дореволюционной России в контексте история -

современность.

Эта цель достигается посредством решения следующих взаимосвязанных задач:

исследовать идейно-теоретические истоки взглядов ученых анализируемых направлений в истории политических и правовых учений на общество, государство и право;

выявить общее и особенное в интерпретациях соотношения общества, государство и права;

на основе принципа историзма проанализировать эволюцию во взглядах на проблему;

- исследовать особенности теоретических подходов к определению
социальной природы и социальной ценности государства и права;

- подвергнуть анализу учения о происхождении и сущности общества;

раскрыть особенности идей о месте и роли права и морали в регулировании взаимоотношений между государством и обществом, а также их значения в упорядочении отношений внутри социума;

исследовать систему воззрений на легальные формы и способы воздействия общества на государство;

проанализировать развитие взглядов на роль государства и права в процессе трансформации идей соборности в принцип социальной солидарности;

- вычленить концептуальные положения, имеющие значение для развития
современной юридической науки и практики.

Объектом исследования являются консервативные и либеральные взгляды на соотношение общества, государства и права, особенности, общие черты, а также их влияние и значение для современной юридической науки России.

Предметом исследования служат труды видных ученых дореволюционной России, позволяющие составить полную картину их воззрений на наиболее важные аспекты проблемы, ставшей темой диссертационного исследования.

Методология и методы исследования. Методологическая основа диссертационного исследования представляет собой совокупность приемов и

способов, где определяющую роль призваны сыграть приемы исторического

метода, состоящего из сбора, изучения фактов, восхождения от конкретного к абстрактному; системно-структурного метода и перехода от абстрактного к конкретному. Кроме того, в работе использовался метод научной интерпретации по литико-правовых учений: описание, реконструкция, объяснение, а также сравнительно-правовой, социологический, системный и другие методы исследования.

Таким образом, методы, характерные для исследования, позволили выявить и проанализировать сущностные черты учений о соотношении общества, государства и права, представленных в трудах ученых консервативного, и либерального направлений в политико-правовой науке дореволюционной России.

Теоретическую основу, проведенного в диссертационной работе исследования, составляют труды ученых-юристов С.С. Алексеева, В.Д. Зорькина, И.А. Исаева, СА Комарова, В.Э. Кузнецова, О.Э. Лейста, ЕА Лукашевой, Д. И. Луковской, Л.С. Мамута, О.В. Мартышина, Г.В. Мальцева, НА Медушевского, B.C. Нерсесянца, ЮА Тихомирова, Б.Н. Топорнина, В.Д. Черданцева, АИ. Экимова.

В процессе подготовки диссертационной работы автор также опирался на труды выдающихся философов и политических мыслителей: Г. Гегеля, И. Канта, И. Фихте, Ф. Шеллинга.

Научная новизна диссертационной' работы обусловлена самой постановкой проблемы, степенью ее разработанности и попыткой с современных теоретико-методологических позиций в системном виде проанализировать либеральные и консервативные идеи о соотношении общества, государства и права.

Автор рассматривает свою работу как подступ к проблеме, комплексное исследование которой в контексте история — современность под силу лишь коллективному труду ученых-юристов.

Поэтому он счел необходимым сузить проблему и ограничиться в анализе строго очерченным кругом наиболее значительных имен, представлявших в тот исторический период оба направления в юридической науке России: И. С.

10 Аксаков, К.С. Аксаков, А.Д. Градовский, НА Захаров, П.Е. Казанский, С.А

Котляревский, Н.М. Коркунов, П.И. Новгородцев, ЛА. Тихомиров, Ф.В.

Тарановский, Е.Н. Трубецкой, Г.Ф. Шершеневич, АС. Хомяков и др.

В диссертации проанализированы основные концептуальные положения,

относящиеся к проблем соотношения общества, государства и права, которые

были характерны для консервативной и либеральной, правовой мысли

дореволюционной России.

Историко-творческое осмысление двух подходов к пониманию

соотношения общества, государства и права, их критическая оценка позволили

выдвинуть ряд самостоятельных выводов и рекомендаций, которые нашли

отражение в положениях, выносимых на защиту:

доказано, что для научного объяснения характера взаимоотношений общества, права и государства в России необходим системный подход к исследованию проблемы, который бы учитывал как либеральные, так и консервативные составляющие политике -правового сознания российских граждан, что особенно важно для современного этапа формирования в нашей стране гражданского общества и правового государства; впервые в диссертационном исследовании дан сравнительный анализ консервативных и либеральных взглядов на соотношение общества, государства и права, в результате которого были выявлено как общее, так и особенное в подходах российских ученых в исследовании данной проблематики;

выдвинуты и аргументированы положения о необходимости пересмотра выводов некоторых как зарубежных, так и отечественных ученых-специалистов в истории политических и правовых учений дореволюционной России, в которых даются оценки сущности и значения консервативных и либеральных идей как вообще, так и по отдельным проблемам; на основе проведенного анализа первоисточников и иной специальной литературы сформулирован вывод о том, что представители обеих направлений в правовой науке критически относились к договорной теории

происхождения общества и государства, а также и теории естественного права в первоначальном ее варианте;

в рамках диссертационного исследования проанализированы теоретические взгляды на общество, социальную природу и социальную ценность государства и права, в которых обосновывался приоритет общества над государством;

анализ, проведенный в диссертационной работе, позволил автору прийти к

выводу о том, что глубокая проработка проблем методологии соотношения

общества, государства и права будет гораздо плодотворнее при непременной

опоре на те теоретические положения, которые были сформулированы в

юридической науке дореволюционной России.

Теоретическая значимость исследования. Положения диссертационной

работы, касающейся вопросов соотношения общества, государства и права,

отраженных во взглядах дореволюционных ученых консервативного и

либерального направления, представляют значимость для уточнения, а в ряде

означенных нами случаев и пересмотра существующих в юридической науке

оценок отечественного политико-правового наследия, что, несомненно, будет

способствовать более глубокому его осмыслению.

В работе сформулированы теоретические положения, позволяющие получить целостное представление о взглядах русских ученых-юристов и мыслителей на исследуемую проблему, предприняты попытки выявить и дать оценку влияния консервативных и либеральных учений на становление и развитие современной правовой науки. Содержащиеся в диссертации положения и выводы призваны создать наиболее полную, системную картину правового наследия по данной проблематике.

Практическая значимость исследования состоит в том, что ряд положений работы могут быть использованы в разработках современной, наиболее эффективной, отражающей особенности политической и правовой культуры граждан нашей страны парадигмы взаимоотношений общества, государства и права и закрепления ее в законодательных и других нормативных правовых актах Российской Федерации.

Содержащиеся в диссертации выводы могут быть использованы в процессе преподавания курсов «История политических и правовых учений», «Теория государства и права», «Проблемы теории государства и права».

Достигнутые результаты дают возможность наметить некоторые перспективные направления современных исследований по истории правовых учений России, точнее определить специфику актуальных проблем отечественной юриспруденции.

Апробация результатов исследования. По теме диссертации имеются публикации, в том числе и в центральной печати, общим объемом 3,4 п.л. Основные теоретические положения диссертации были обсуждены и одобрены на заседаниях кафедры теории и истории государства и права Белгородского университета потребительной кооперации. По данной теме автор выступал на Международных и Межвузовских научно- практических конференциях.

Структура работы определяется, прежде всего, целью и задачами-исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.

Славянофильские воззрения на взаимодействие общества, права и государства

В данной части исследования мы исходим из вполне сложившегося и определенного исторического момента в интеллектуальном развитии российского общества, когда консерватизм преодолел свою фрагментарность и неопределенность, перестал быть делом отдельных, хотя и достаточно знаменитых и весьма влиятельных личностей, а приобрел концептуальные черты. Хронологически этот момент в истории развития правовой мысли России определяется серединой XIX века и началом XX века. Именно в данный период, как показывают исследования отечественных и зарубежных ученых, специализирующихся в истории политико-правовой мысли, российский консерватизм в лице славянофилов сформировался в качестве самостоятельной идейной силы, противостоящей как правовому либерализму, так и другим направлениям, течениям, которые были характерны для интеллектуальной атмосферы тогдашней России.

Вместе с тем необходимо отметить то обстоятельство, что непосредственной задачей настоящего исследования не являются проблемы периодизации развития, в частности, консервативной правовой мысли. Данному предмету исследования посвящен ряд серьезных работ, как отечественных историков, так и специалистов в других областях науки.1 Таким образом, в этой части мы будем опираться на те выводы ученых, которые специально занимались данной проблематикой как основной.

Нас же, прежде всего, и главным образом интересуют особенности содержательного момента теоретических изысканий консерваторов в контексте соотношений таких категорий: «общество», «гражданское общество», «власть», «государство», «право», «личность» и т.д. В связи с такой постановкой вопроса наш исследовательский интерес будет обращен не к анализу генезиса идеи общества, государства и права в консервативно — правовой мысли вообще и в России, в частности. Такой задачи в настоящей диссертации не ставится. И причина здесь вполне понятна и не требует особых доказательств: данная проблема требует специальных исследований и она настолько сложна и многогранна, что потребует усилий не одного исследователя, а целого ряда.

Исследуя особенности взглядов консерваторов России на общество, государство и право необходимо констатировать тот факт, что весьма четко и однозначно обнаруживается тенденция к их эволюции на различных этапах исторического развития российского общества и государства. Данное обстоятельство мы должны всегда держать в поле своего зрения, поскольку правовой консерватизм начала XX столетия это уже нечто иное, нежели консерватизм середины XIX столетия. Представления об обществе, государстве и праве в рамках консерватизма не были раз и навсегда данными. После их концептуального оформления в раннем консерватизме они претерпели различные модификации, которые произошли под воздействием соответствующих объективных социально — экономических, политических, государственно-правовых изменений в российской действительности

В связи с этим немаловажное значение для понимания и вскрытия сущности теоретических представлений консерваторов на общество, государство и право имеет то обстоятельство, что консервативно - правовая мысль в лице ее наиболее серьезных представлений не была монолитной и единообразной. Мы придерживаемся того мнения, что в границах этого направления в политико-правовой мысли ряд консерваторов (К.П. Победоносцев, Н.А. Захаров, Л.А. Тихомиров, П.Е. Казанский и др.), наиболее видных государствоведов и правоведов России, отстаивая традиционные ценности, находились на позициях модернизации государственных, правовых и общественных институтов.

Поэтому для исследования проблем общества, государства и права, отображенных в консервативных политико-правовых концепциях весьма важной представляется та историко-методологическая предпосылка, смысл которой состоит в том, что консерватизм исследуемого периода по своим политико-правовым установкам в видении перспектив дальнейшего развития общества и государства в России разделился на две группы: консерватизм охранительный и консерватизм творческий.1

Государство, общество и право в пореформенной консервативной правовой мысли

К началу XX века в правовой науке России сложились несколько направлений. Наиболее значительными из них были: либеральное, консервативное и социалистическое

Консервативная правовая мысль восприняла идеи славянофилов, а также - концепции зарубежных мыслителей консервативного толка и развивала разработанные ими теории уже в новых государственно-правовых и социально-политических реалиях. В современных научных публикациях по истории правовых и политических учений дореволюционной России совершенно справедливо подчеркивается идейно-теоретическая связь между консерватизмом в лице славянофилов и особенностями развития позднего консерватизма, сформировавшегося в конце XIX - начале XX века. Вот что утверждает по этому поводу один из современных исследователей истории политико-правовой мысли России И. А. Исаев: «На внешнем фоне политических контрреформ в русском обществе 80-х годов прошлого века (XIX века - Р.П.) протекал глубинный процесс формирования консервативного и утопического сознания. Консервативная политическая традиция питалась одновременно из нескольких источников, важнейшим из которых была славянофильская концепция культуры и общества и романтизм»1. В целом верную оценку взаимовлияния славянофильства и неоконсерватизма дает А.В. Репников . В настоящее время отмечается повышение интереса к исследованию проблем, касающихся развития политико-правовой идеологии неоконсерватизма в России. В монографиях, диссертациях, научных статьях анализируются труды наиболее известных представителей политико-правовой науки, которые внесли решающий вклад в разработку консервативной доктрины в эпоху становления в России конституционной монархии, зарождения институтов гражданского общества, распространения идей правовой государственности и социалистических учений о государстве, праве и обществе.

Примером этому могут служить исследования, кроме уже названных ученых, Е.В. Тимошиной , A.M. Баигушкина4, А.С. Карпова5, В.И. Жукова6 и др.

Необходимо также отметить тот факт, что идейная преемственность между старым и новым консерватизмом обозначалась, отстаивалась, v развивалась и ясно виделась в трудах консерваторов начала XX века. Славянофильские идеи о природе взаимоотношений государства, общества, права, личности рассматривались К.П. Победоносцевым, Л.А. Тихомировым, П.Е. Казанским, Н.А. Захаровым и другими учеными. Как идейно-теоретический и исторический фундамент, на котором должно совершенствоваться здание государственных, правовых и социальных институтов, на теряя своей самобытности, сохраняя в себе те наиболее существенные национально-государственные черты, которые были свойственны России. Поэтому они отводили много места в своих трудах разбору взглядов славянофилов на общество, государство и право1.

В трудах, например, Л.А. Тихомирова совершенно явственно обозначены несколько очень важных моментов для понимания и оценки творчества этого незаурядного русского мыслителя относительно восприятия идейного наследия славянофилов и его эвристической ценности. Во-первых, он недвусмысленно и вполне отчетливо признает себя последователем славянофилов, а также продолжателем данного направления в политико-правовой и социальной мысли России. Как указывал сам Л.А, Тихомиров, ему открылась правота и безусловная ценность теоретических изысканий и практической деятельности славянофилов. Это прозрение стало предпосылкой для изменения его миропонимания и становления новой системы идеалов, служению которым он отдал последующие годы своей жизни и деятельности после того, как перестал быть революционером.

В этой связи Л.А. Тихомиров писал: «У меня давно явилось убеждение в безусловной справедливости некоторых основ славянофильства...Я без сомнения близок к славянофильству», уточняя, однако, что не может «себя зачислить ни в какое отделение», ибо «есть вещи, на которые Аксаков не обращал внимания (тем более Хомяков) и которые очень важны». Тихомиров не хотел быть (и не сделался эпигоном) старого славянофильства, ведь «национальное самоопределение не застыло на славянофилах. Многое, что у них было смутно, осложнено «западническими» влияниями, уясняется после них»2.

Взгляды либеральных юристов на общество

Исследование проблем соотношения права, государства и общества имеет очень важное методологическое значение для юридической науки. Именно в данном контексте возможно наиболее достоверное объяснение причин и процесса происхождения государства и права, их типология, а также выявление истинной роли государства и права в жизни общества на различных исторических этапах его развития .

Для юридической науки настоящего времени вполне очевидным является то, что государство и право порождены обществом и поэтому составляют часть общественного бытия и общественного сознания.

Вместе с тем факт социальной обусловленности государства и права констатировался учеными-юристами либерального направления в дореволюционной России. Более того, они не только указывали на социальную природу государственно-правовых явлений, но и на этой методологической основе проводили достаточно глубокие и всесторонние исследования, которые, как нам представляется, не потеряли своего научного значения до настоящей поры.

В связи с этим в современной отечественной юридической литературе по теории государства и права отмечается весьма любопытный факт, который возможно будет способствовать уточнению оценок научного наследия некоторых ученых-юристов дореволюционной России, сложившихся истории политических и правовых учений.

По этому поводу О.Э. Лейст пишет: «Так Г.Ф. Шершеневич, иногда именуемый в современной литературе образцом догматика - позитивиста, отнюдь не игнорировал социологические, психологические и иные подходы к праву (соответственно и к государству - Р.П.)» . В известной работе Г.Ф. Шершеневича «Общая теория права» разборам взглядов на общество отводится специальная глава.

Здесь ученый подробнейшим образом анализирует наиболее известные теории общества: «Механическое представление об обществе», «Органическое представление об обществе», «Материалистическое представление об обществе», «Психологическое представление об обществе». Г.Ф. Шершеневич формулирует свое видение общества, а также предпринимает попытки исследовать взаимосвязи между обществом и индивидом, вскрыть сущность общественного сознания и показать причины и процесс образования общества .

Исследование сущности государства и права на основе учений об обществе характерно не только для Г.Ф. Шершеневича. Такая методология свойственна другим ученым-юристам. Специальные разделы, главы, в которых анализируются проблемы общества, мы можем обнаружить в трудах А.Н. Градовского, Б.Н. Чичерина, Н.М. Коркунова, Е.Н. Трубецкого, П.И. Новгородцева, Б.А. Кистяковского и других ученых-юристов либерального направления.

Самостоятельному изучению общества в рамках юридической науки способствовало формирование представлений об обществе и государстве как самостоятельных и независимых друг от друга явлений.

В XIX столетии в науке было преодолено отождествление государства и общества. Особая заслуга в этом деле принадлежит таким известным мыслителям как Гегель, Р. фон Моль, Л. фон Штейн.

Похожие диссертации на Проблемы соотношения общества, права и государства в правовой мысли России (Конец XIX-начало XX вв.)