Содержание к диссертации
Введение 3
Глава I. Теоретические и методологические особенности
«возрожденного» естественного права конца XIX и начала XX
века 14
1. «Возрождение» естественного права в России (конец
XIX - начало XX века) 14
2. Понятие естественного и позитивного права в рос
сийской правовой мысли на рубеже веков 36
3. Идеи прав человека и правового государства как ос
нова естественно-правовой доктрины 72
Глава II. Роль естественного права в государственно-
правовых реформах конца XIX и начала XX века 107
1. Общая характеристика позитивного права в свете государственно-правовых реформ конца XIX - начала XX века.... 107
2. Влияние естественно-правовых идей на законода
тельство 1905-1907 гг 137
Заключение 174
Список литературы 183
Введение к работе
Актуальность темы диссертационного исследования
Формирование в России правового государства и гражданского общества осуществляется через признание и воплощение основных положений естественно-правовой доктрины. В частности, это касается провозглашения незыблемости фундаментальных прав человека. Именно они согласно Конституции Российской Федерации определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти (ст. 18).
Права и свободы человека и гражданина стали приоритетными во взаимоотношениях российского государства и личности в посткоммунистический период. Соответственно актуализируются проблемы, связанные с формированием правового государства, демократического правового сознания и правовой культуры нового типа. Это предопределяет важность углубленного изучения вопросов истории отечественной философской и юридической мысли, касающихся сложных процессов смены общественного устройства, радикальных реформ политической системы, адаптации к общечеловеческим ценностям и идеалам. В данной связи было бы упущением не воспользоваться достижениями российской общественной науки конца XIX — начала XX в., которая включает достаточно богатый арсенал прогрессивных идей и концепций. Многие из них нашли свое практическое воплощение, разумеется, со своими достоинствами и недостатками.
Таким образом, ретроспективный научный взгляд на проблемы естественно-правовой идеологии, ее роль в формировании гражданского общества и правового государства на рубеже веков весьма важен. Указанные проблемы имеют немалую схожесть с противоречивыми процессами государственно-правовых реформ в современной России. Соответственно существует потребность обращаться к классическим идеям в области права и государства дореволюционной школы правоведения, отражающей особенности русской правовой культуры. Это позволяет объективно оценить их значение для оте-
чественной истории с позиции общечеловеческих ценностей, дать им новое прочтение в свете существующих задач правового строительства с учетом достижений юридической науки сегодняшнего дня.
Естественно-правовая идеология во всем многообразии своего проявления может быть отнесена к группе универсальных. Ее идеи имеют исключительно важное как методологическое, так и прикладное значение. В любом случае важен анализ истории «возрождения» естественного права в России, уяснение его места, а также осмысление его значения для позитивного права в период реформ на рубеже веков.
Естественное право, по словам выдающего юриста П. И. Новгородцева, представляет собой «неискоренимую потребность человеческого мышления и исконную принадлежность философии права»1. Нельзя отрицать тот факт, что русские правоведы, вызвавшие к жизни естественно-правовую концепцию после ее упадка в XIX в., пытаясь найти исходный критерий для критической оценки существующего правопорядка, придали ей значимость фундаментальной теоретической основы построения правовой системы, соответствующей потребностям гуманизации государственной власти. Актуально для нашего времени звучат слова другого известного ученого Е. Н. Трубецкого: «Отвергнув естественное право, мы лишили себя всякого критерия для оценки действующего права» .
На фоне векового противостояния естественно-правовой доктрины юридическому позитивизму повышенный интерес к естественно-правовой проблематике, как правило, возникал и возникает на соответствующих переломных этапах общественного развития. Это характерно для России конца XIX - начала XX в., равно как и для нынешней России.
Степень разработанности темы
Изучение идей «возрожденного» естественного права в юридической литературе имеет свои традиции. Однако обращение к научным источникам
1 См.: Новгородцев П.И. История философии права. М, 1897. С. 162.
2 Трубецкой Е.Н. Лекции по энциклопедии права. М., 1913. С. 32.
свидетельствует о том, что проблемы развития и воплощения естественно-правовой доктрины конца XIX - начала XX вв., ее значение для позитивного права (законодательства) длительное время широко не исследовались ни в истории, ни в философии, ни в общей теории права.
В российской юридической литературе различные аспекты идей «возрожденного» естественного права разрабатывались выдающимися учеными конца XIX - начала XX в. Среди них особый вклад в развитие отечественной философии и теории права внесли А.С. Алексеев, П. Г. Виноградов, В.М. Гессен, Ю. Г. Гамбаров, А. Д. Градовский, В. В. Ивановский, Б. А. Кистяковский, С. А. Котляревский, Н. И. Лазаревский, П. И. Новгородцев, Е. Н. Трубецкой, Б. Н. Чичерин и др.
Анализу естественно-правового учения на рубеже веков уделялось внимание в марксистско-ленинской теории государства и права в рамках критики буржуазных политико-правовых учений. Среди исследователей здесь можно отметить А.Н. Винокурова, В.К. Дябло, В.Д. Зорькина, В.Н. Корнева, А.И. Королева, А.К. Куликова, Д.И. Курского, Д.И. Луковскую, М.И. Нелипа, П.И. Стучку, В.А. Туманова, Л.С. Явича и др.
Философское наследие отдельных представителей естественно-правовой идеологии (Б.Н. Бердяева, С.Н. Булгакова, И.А. Ильина, К.П. Победоносцева, B.C. Соловьева, С.Л. Франка и др.) стало объектом различных научных работ российских правоведов, таких как Г.А. Белов, К.С. Гаджиев, М.В. Ильин, А.Н. Медушевский, В.П. Пастухов и др.
Историко-правовые проблемы, непосредственно связанные с «возрождением» естественного права и его значением для позитивного права, осмысливались в трудах представителей иных политико-правовых учений. Среди них можно назвать Н.И. Кареева, Н.М. Коркунова, М.М. Ковалевского, Г.Ф. Шершеневича и др.
В современной юридической литературе среди авторов, предпринявших попытку исследовать процесс «возрождения» естественного права, можно отметить С.А. Авакьяна, Н.А. Богданову, В.А. Власихина, Н.Н. Деева,
6 А.А. Зимина, И.А. Кравеца, В.М. Курицына, В.В. Лузина, Н.А. Михалеву, Л.А. Морозову, О.Г. Румянцева, И.М. Степанова, Л.Б. Тиунову, В.А. Четвернина и многих других.
Особое место в разработке исследуемой проблематики в силу наличия интеграционных начал естественно-правового учения и конституционализма занимают труды отечественных юристов и историков, посвященные становлению конституционализма в России, среди которых Г.Б. Гальперин, Б.Д. Греков, С.А. Егоров, Ю.П. Еременко, Н.П. Ерошкин, В.И. Лафитский, В.В. Невинский, Н.Е. Носов, Н.И. Павленко, А.Г. Пархоменко, Р.А. Ромашова, Б.А. Рыбаков, И.М. Степанова, A.M. Сахаров, Р.Г. Скрынников, М.Н. Тихомиров, И.Я. Фроянов, Л.В. Черепнин.
Важное значение имеют также общетеоретические работы российских ученых по таким проблемам, как методология науки, понятие права, регулятивные функции правосознания, институционализация прав человека, формирование правового государства и гражданского общества. Отдельные аспекты данной проблемы раскрыты в исследованиях российских теоретиков права: С.А. Авакьяна, С.С. Алексеева, В.К. Бабаева, A.M. Барнашова, Н.С. Бондаря, Л.Д. Воеводина, Н.В. Витрука, Н.Н. Вопленко, В.Т. Карташова, Д.А. Керимова, Э.В. Кузнецова, В.А. Кучинского, Р.З. Лившица, B.C. Нерсесянца, Л.П. Рассказова, И.В. Ростовщикова, Ф.М. Рудинского, И.М. Степанова, Е.А. Скрипилева, Л.Б. Тиуновой, Б.П. Топорнина, В.А. Туманова, В.А. Четвернина, Б.С. Эбзеева, Л.М. Энтина.
Осмысление вопросов естественного права в контексте взаимодействия с юридическим позитивизмом прослеживается и в работах современной философии права.
Вместе с тем в юридической литературе отсутствует комплексный, целенаправленный анализ «возрождения» естественного права как закономерного процесса в развитии российской философии права в конце XIX - начале XX в. во всем многообразии его теоретических направлений. Не проводилось и специальное исследование значения «возрожденного» естественного права
для позитивного права через призму государственно-правовых реформ в нашем Отечестве на рубеже веков.
Объектом диссертационного исследования является естественное право в историческом процессе его «возрождения» в России на рубеже прошлых столетий.
Предметом диссертационного исследования являются закономерности «возрождения» естественного права, теоретическое понимание естественного права и идейное содержание естественно-правовой доктрины как в историческом аспекте, так и в свете современных юридических проблем, а также специфика влияния естественного права на позитивное право в монархической России в период государственно-правовых реформ на рубеже веков и революции (1905-1907 гг.).
Выбор хронологических рамок исследования обусловлен актуализацией идей «возрождения» естественного права на фоне успехов и недостатков осуществлявшихся либерально-демократических реформ в России на рубеже веков. Конечная дата - принятие Высочайшего Манифеста «О роспуске Государственной Думы, о времени созыва новой Думы и об изменениях порядка выборов в Государственную Думу» от 3 июня 1907 г., что послужило условием для наступления контрреволюционных сил в России.
Цель диссертации заключаются в историко-правовом и одновременно теоретико-правовом исследовании проблем, связанных с процессом идейного «возрождения» естественного права и его значением для позитивного права (законодательства) в России в конце XIX - начале XX в.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
проследить и выявить особенности и закономерности процесса «возрождения» естественного права в России на рубеже прошлых веков;
выявить особенности теоретического понимания естественного и позитивного права, которое сформировалось на основе отечественной философ-ско-правовой мысли конца XIX и начала XX в.;
показать сущность и гносеологические основы естественно-правовой доктрины на рубеже рассматриваемых веков, ее теоретическую ценность;
раскрыть идейное содержание «возрожденного» естественного права во всем многообразии его теоретических направлений;
дать характеристику идей прав человека и правового государства как основы «возрожденной» естественно-правовой доктрины;
определить состояние позитивного права (законодательства) конца XIX —
начала XX в. в свете государственно-правовых преобразований, а также
влияния естественно-правовых идей на процесс его реформирования;
' проанализировать и дать теоретико-правовую оценку законодательным
актам периода революции 1905-1907 гг. как формы позитивного права;
изучить особенности институционализации естественно-правовых идей в политико-правовом сознании и в позитивном праве в период первой русской революции (1905-1907 гг.).
Методологическая основа обусловлена предметом исследования и
предопределена общеметодологическими позициями современной юриспру
денции. Применен диалектический подход к рассмотрению поставленных
$ проблем с использованием общенаучных и частнонаучных методов научного
познания: сравнительно-правового, формально-юридического, логического, системного анализа, правового моделирования. В качестве одного из частно-научных методов был применен историко-правовой анализ, который позволил раскрыть особенности трактовки понятия естественного и позитивного права, прав человека и правового государства в русской истории, философии и теории права.
Исследование проблемы велось с позиций принципа историзма, выражающегося в освещении событий в их последовательности и взаимообусловленности, в строгом соответствии с реальной исторической обстановкой и с учетом современных научных концепций.
-г
Использование методов в их сочетании позволило осмыслить и раскрыть предмет исследования в обобщающих закономерностях и во многооб-
разии форм проявления своего содержания, что в итоге дало возможность решить поставленные задачи исследования.
Теоретической основой исследования явились политико-правовые концепции прошлого и современности, гуманистические философские и этические учения, изложенные в работах видных российских и зарубежных мыслителей прошлых лет и настоящего времени.
Нормативно-правовой базой диссертации послужили законодательные и иные правовые акты Российского государства XIX и начала XX в., а также изучаемые в контексте исследования исторические памятники права (Билль о правах 1689 г., Конституция Соединенных Штатов Америки 1787 г., Декларация прав человека и гражданина 1789 г. и др.), международно-правовые акты, закрепляющие фундаментальные права человека (Всеобщая Декларация прав человека 1948 г. и др.).
В качестве эмпирического материала в работе использованы программы политических партий начала XX в., тексты выступлений политических и государственных деятелей того времени, программы конституционных преобразований в России.
Научная новизна диссертации определяется как выбором темы, так и подходом к ее освещению. Впервые с современных демократических позиций в отечественной юриспруденции предпринято комплексное теоретико-правовое и одновременно историко-правовое исследование, позволившее раскрыть закономерности и особенности «возрождения» естественного права и его значение для позитивного права в России в период государственно-правовых реформ конца XIX - начала XX в. Научной новизной отличаются, в частности, те положения, в которых уточняется теоретическое понимание естественного и позитивного права, анализируются теоретические и историко-правовые проблемы их взаимодействия. Это дает возможность последовательно развивать исследования относительно взаимовлияния естественного и позитивного права, особенно в условиях радикальных демократических преобразований.
В результате проведенного исследования на защиту выносятся сле-
дующие основные положения:
В результате кризиса позитивистской методологии, господствующей в юриспруденции в России второй половины XIX в., и основанных на ней философско-правовых идей (не способных разрешить насущные вопросы права и теоретически найти продуктивные пути, средства и формы проведения реформ общественно-политического строя в России), закономерным явился процесс «возрождения» естественного права, имеющего различные теоретико-методологические основы (немецкую классическую философию, религиозно-этическую философию, неокантианство и неогегельянство).
Естественное право - это многоплановое явление. При всем многообразии научных взглядов естественное право различают как политико-правовую идеологию, имеющую различные формы своего функционирования; научную правовую доктрину с присущей ей собственной методологией; реальный факт социальной действительности.
В широком плане естественное право есть социальный институт, пред-
^ ставленный как обусловленные природой и общественной средой требования
(идеалы), которые, преломляясь через правосознание, приобретают правовую
форму и выступают в виде правовых, выполняющих функции прообразов
юридических норм (позитивного права) и критериев их оценки.
3. Особый смысл естественно-правового учения состоит в том, что в
основе его понимания и реального воплощения лежат нравственные нормы и
принципы. Учитывая, что существующие естественно-правовые теории раз
личают два ведущих понимания естественного права (этико-нормативное и
эйдологическое), а также учитывая то, что понимание позитивного права вы
водят из соотношения его с нравственностью (отрицании их различия;
противопоставлении; «этическом минимуме»), нравственность должна вы-
ступать дополнительным (а подчас основным) критерием для оценки пози
тивного права с позиции естественного.
Естественные (неотчуждаемые) права человека и правовое государство - центральные категории «возрожденного» естественного права как ли-беральной политико-правовой доктрины. Они есть форма концентрированного ее выражения. Институционализация идей прав человека и правового государства составляет цель естественного права. Через категорию неотчуждаемых прав человека и политико-правовую модель демократического государства естественное право играет решающую роль в государственно-правовых преобразованиях и реформах (революциях), обеспечивая формирование правовой государственности и гражданского общества, приоритет ин-тересов личности, ограничение государственной власти и не допуская ее произвола в отношении индивида. Соответственно демократическое государство имеет неразрывную связь с естественно-правовой идеологией.
Социальное значение естественного права особенно проявляется в ходе становления гуманистического позитивного права, т. е. цивилизованного законодательства. В ходе исторического прогресса естественно-правовые концепции во всех своих разновидностях объективно претендуют как на теоретическую ценность, так и на практическую значимость для демократиче-
тивного права.
6. Проводимые государственно-правовые преобразования в России в
условиях полицейского режима второй половины XIX и начала XX в. (до ок
тября 1905 г.) не находились под существенным влиянием естественно-
правовой идеологии в силу господства позитивистской концепции в русской
философской юридической мысли, зарождения социалистических, анархиче
ских и иных идеалов в народном сознании. Между тем естественно-правовые
идеи имели важное значение для политического и правового сознания про
грессивной политической элиты, готовой к либеральным преобразованиям
і того времени через радикальные изменения в позитивном праве, т. е. законо-
дательстве. Незавершенность реформирования общественно-политического
устройства и наступление реакции после 1881 г. потребовали поиска новых форм реализации возрождавшихся в России естественно-правовых идей.
«Возрожденное» естественное право как политико-правовое идеологическое течение конца XIX — начала XX в. можно рассматривать с точки зрения уровней функционирования: теоретико-концептуального, программно-политического, актуализированного. При этом последний уровень характеризуется степенью освоения населением России целей и принципов естественно-правовой идеологии, осознания им естественно-правовых установок до восприятия своих естественно-правовых притязаний как мировоззренческих ориентиров. Однако в масштабах всего Российского государства актуализированный уровень не был сформирован в силу господства традиционных национальных консервативных взглядов политической элиты (незыблемости абсолютной монархической формы правления и др.), правового нигилизма населения, расширяющей свое влияние революционной социал-демократической идеологии.
Вершиной институционализации естественно-правовых идей в России можно признать Высочайший Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» от 17 октября 1905 г. и Высочайше утвержденные «Основные государственные законы» от 23 апреля 1906 г., обеспечивающие начала формирования института основных прав и свобод и установления принципов правового государства, что, в свою очередь, предусматривало существенные реформы законодательства (позитивного права). Юридическое признание и возвышение ряда гражданских и политических прав и свобод личности, отдельных основ правового государства - это во многом результат прямого (непосредственного) воздействия «возрожденного» естественного права на позитивное право.
Теоретическое значение исследования определяется тем, что избранная тема ранее не являлась объектом специального общетеоретического и одновременно историко-правового исследования. Развернутый научный анализ «возрождения» естественного права и его значения для позитивного права России на рубеже веков, полученные при этом обобщения и выводы раз-
вивают те разделы истории права и государства, истории правовых учений, теории права и государства, которые посвящены проблемам методологии науки, понятия права, прав человека, становления правового государства и гражданского общества, развития демократии, формирования правового сознания и правовой культуры, совершенствования законодательства и др.
Сформулированные в ходе диссертационного исследования положения и выводы могут стать основой для дальнейших исследований на отраслевом уровне.
Практическая значимость диссертации состоит в том, что результаты исследования могут найти свое применение в процессе:
демократических преобразований с учетом положительного опыта взаимодействия естественного и позитивного права в сфере государственно-правового строительства и особенно признания и обеспечения неотъемлемых прав человека;
повышения правовой культуры и качества профессиональной подготовки лиц, занятых правотворческой и правоприменительной деятельностью при формировании и реализации ими государственной политики;
преподавания теории права и государства, историко-правовых дисциплин, а также соответствующих разделов ряда других юридических дисциплин (конституционное право, административное право, прав человека и др.).
Апробация результатов исследования. Автором по теме диссертации опубликовано учебное пособие и ряд научных статей общим объемом 3 печатных листа. Основные положения докладывались на заседании кафедры, излагались на научно-практических конференциях и семинарах, проходивших Краснодаре и Ростове-на-Дону. Отдельные положения и выводы диссертации используются при чтении лекций и проведении семинарских занятий в Краснодарском юридическом институте МВД России по курсу теории государства и права и истории государства и права.
Структура диссертации определена характером и объемом научного исследования и включает в себя введение, две главы, объединяющие пять параграфов, заключение и список использованной литературы.