Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социально-философские основания глобализма Клеева Мария Рауфовна

Социально-философские основания глобализма
<
Социально-философские основания глобализма Социально-философские основания глобализма Социально-философские основания глобализма Социально-философские основания глобализма Социально-философские основания глобализма Социально-философские основания глобализма Социально-философские основания глобализма Социально-философские основания глобализма Социально-философские основания глобализма
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Клеева Мария Рауфовна. Социально-философские основания глобализма : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 : СПб., 2005 153 c. РГБ ОД, 61:05-9/541

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Логико-методологические аспекты глобализма

1. О категориях основания и обоснованного 14

2. Понятия глобализации, глобализма и антиглобализма 20

Глава 2. Глобальная экономика как одно из онтологических оснований глобализма

1. Транснациональные корпорации и национальные интересы 42

2. Место и роль международных организаций в глобальных процессах современности 54

3. Глобализм и национальная безопасность России 84

ГЛАВА 3. Аксиологические основания глобализма

1. Западная культура как одно из аксиологических оснований глобализма 99

2. Проблема человека в современных глобальных процессах 120

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 140

ЛИТЕРАТУРА

Введение к работе

За последнее десятилетие вопросы, связанные с таким явлением, как глобализм и с процессом глобализации, представляющим собой практическое воплощение глобализма в конкретной исторической действительности, вызывают живой интерес и острые дискуссии не только среди исследователей - членов научного сообщества (философов, социологов, экономистов, политологов, историков, культурологов и других), но и со стороны представителей широких кругов общественной жизни (политиков, духовенства, журналистов, деятелей культуры и других).

Так, 6-8 сентября 2000 года в Саммите тысячелетия, состоявшемся в Центральных учреждениях ООН в Нью-Йорке, принимали участие 188 государств. Редкий участник сессии не упоминал о глобализации, признавая факт объективного существования данного процесса. Например, Ж.Ширак отмечал тенденции мирового развития в следующем ключе: «За время жизни всего одного поколения возник новый мир, .. . открытый мир, в котором постепенно исчезают границы, мир, пропитанный новой глобальной культурой информационных технологий. ... Глобализация знаменует новую ступень поисков человечества. Она ставит перед нами трудную задачу вновь организовать политическое действие во всемирном масштабе. ... Нашему глобализованному миру необходимы органы, которые бы объединили усилия для того, чтобы лучше управлять им и продвигать наши идеалы».1

Более тридцати лет в ООН и ЮНЕСКО не прекращаются дебаты по вопросам культурного суверенитета и культурного империализма. В настоящее время в центре внимания ЮНЕСКО находится вопрос : «Создаёт ли глобализация экономики ценности для новой цивилизации?»2

Проблема глобализации экономики рассматривается на форумах в Давосе.

Для исследования глобальных вопросов современности Российской Академией Наук был создан Институт проблем глобализации. Руководитель Института М.Г. Делягин занял твёрдую антиглобалистскую позицию.3

В некоторых учебных программах для отечественных вузов возникла новая дисциплина - глобалистика.4

Вопросы, сопряжённые с процессом глобализации, неизменно обсуждаются на международных научных конференциях, конгрессах, круглых столах.5

Проблемы, связанные с явлением глобализма и процессом глобализации, непосредственно касаются каждого нашего современника в любой точке земно го шара, затрагивают интересы тех людей, которым не безразлично собственное будущее, будущее своих детей, своей страны.

Во всём многообразии литературы по данной теме в настоящий момент нет единого мнения, целостного понимания проблемы. Большинство исследователей либо избегают формулирования дефиниций, опасаются категоричных суждений, либо допускают нарушение законов логики (подмену тезиса), называя процессы интеграции термином «глобализация». Подмена тезиса в данном случае - не только игнорирование законов логики, но и преступление против сознания, свободы и жизни людей, поскольку скрывается сущность глобализации, замалчиваются её опасные последствия. Сущность процесса глобализации раскрывается лишь посредством описания каких-либо отдельных аспектов и тенденций, таких как, например:

1. Становление экономической системы, функционирующей по единым правилам в масштабе всей планеты.

2.Нарастание финансовых и информационных трансграничных потоков, неподвластных государственному регулированию и контролю.

3.Ослабление традиционных функций государства, особенно в сфере национальной безопасности и социальной защиты населения.

4. Взаимозависимость между внутренними и внешними политическими, экономическими, информационными и иными процессами.

5. Насаждение в мире западных, и прежде всего американских, ценностей и стандартов поведения.

6. Формирование идеологии «глобализма», способствующей формированию нового мирового порядка при лидирующей роли США.

Общетеоретическое направление западной философии глобализма представлено работами С. Хантингтона, Ф. Фукуямы, Ж. Аттали, 3. Бжезинского, Г. Киссинджера, Дж. Розенау, К. Поппера, И. Валлерстайна, Р. Робертсона и др.

Мы рассматриваем явление глобализма как крайнюю форму воплощения социального зла, поскольку единое человечество возможно лишь как структурированное социальное целое с иерархией стран и народов, в которой неизбежны отношения господства и подчинения, то есть отношения социального, экономического и культурного неравенства. О мирном сосуществовании равноправных стран и народов в данной ситуации говорить неуместно.

Рассматривая глобализм в данном аспекте, мы определяем родство между понятиями «глобализм» и «тоталитаризм»: и то, и другое явление выступают как система отношений, воплощающаяся в конкретные социально - политические институты и отрицающая человека, стремящаяся низвести его до исключительно функционального, инструментального уровня.

Обратимся к размышлениям И.А. Ильина, который в 1925 году констатировал: «... нашему поколению опыт зла дан, с особенною силою, впервые, как никогда раньше. В итоге долго назревавшего процесса злу удалось ныне освободить себя от всяких внутренних раздвоенностей и внешних препон, открыть своё лицо, расправить свои крылья, выговорить свои цели, собрать свои силы, осознать свои пути и средства; мало того, оно открыто узаконило себя, сформулировало свои догматы и каноны, восхвалило свою, нескрытую более природу и явило миру своё духовное естество. Ничего равносильного и равно порочного этому человеческая история ещё не видала или, во всяком случае, не помнит. Столь подлинное зло впервые дано человеческому духу с такой откровенностью. И понятно, что при свете этой новой данности многие проблемы духовной культуры и философии, особенно те, которые имеют непосредственное отношение к идеям добра и зла, наполняются новым содержанием, получают новое значение, по-новому освещаются и требуют предметного пересмотра. И прежде всего — с виду морально-практический, а по существу глубокий, рели гиозно - метафизический вопрос о сопротивлении злу, о верных, необходимых и достойных путях этого сопротивления». 7

Данное высказывание справедливо и сегодня. Отношение ко злу связывается прежде всего с нравственным выбором личности, её нравственным долгом. Но чтобы долг был исполнен, он должен быть понят , то есть жизненная ситуация должна быть осознана человеком как взывающая к его нравственному выбору.

Именно оценка, процесс оценивания во всём многообразии своих значений образуют не только «предисловие», но и «послесловие» всякого научного познания.8

Данная ситуация побудила автора к работе по осознанию и оценке проблемы природы, сущности, оснований глобализма. Выбор темы исследования явился не только профессиональным, но и нравственным выбором автора.

Объектом исследования выступает процесс глобализации как специфической реальности современного мирового развития и как практического воплощения идеологии глобализма в конкретных исторических условиях.

Предметом нашего исследования являются логико-методологические, онтологические и аксиологические основания глобализма. Под основанием понимают исходное условие, предпосылку существования некоторого явления или системы явлений, то, из чего можно сделать вывод, почему нечто существует (Лейбниц, Хр. Вольф)9. Глобальная экономика рассматривается как одно из онтологических оснований глобализма. Аксиологическим основанием глобализма выступает современная западная культура - культура потребительства.

Философия образует системное единство нескольких компонентов, а именно: онтологии, гносеологии, аксиологии. Данные компоненты, составляя структуру предмета философии, выполняют в своём единстве её мировоззренческую и методологическую функции.

В соответствии с предметом исследования и степенью научной разработанности проблемы мы ставим перед собой цель: раскрыть сущность глобализации и глобализма, выявить родство явлений глобализма и тоталитаризма, оценить процесс глобализации посредством исследования его социально-философских оснований.

Реализация указанной цели требует решения следующих исследовательских задач:

• на основе научных работ отечественных и зарубежных авторов определить логико-методологическую составляющую глобализма, выработать рабочий категориальный и понятийный аппарат исследования;

• проанализировать проблему онтологических оснований глобализма;

• определить место и роль транснациональных корпораций и международных организаций в глобальных процессах современности;

• раскрыть влияние глобализации на систему национальной безопасности России;

• дать характеристику западной культуры как одного из аксиологических оснований глобализма;

• определить взаимосвязь онтологических и аксиологических оснований при постановке проблемы человека в современных глобальных процессах;

• по итогам исследования представить соответствующие выводы и рекомендации, которые могут быть использованы представителями научного сообщества, властных структур, общественно-политических движений, сферы масс-медиа как научно-консультационный материал.

Теоретико-методологическую основу исследования составили фундаментальные категории диалектики, посредством которых представляется возможным выявление сущности и содержания глобализма и глобализации: процесс и его структура, противоречие, деструктивность, насилие и др. Поскольку метод представляет собой способ систематизированной деятельности, направленной на достижение цели, методологию исследования определи его предмет, цель и задачи. Основными методологическими подходами стали диалектический, междисциплинарный, компаративный, контент-анализ, метод исторической реконструкции.

Научная новизна диссертационного исследования обусловлена реализацией целей и задач, указанных выше, и заключается в том, что идеология глоба лизма понимается как взаимообусловленность логико-методологических, онтологических и аксиологических оснований мировоззрения неолиберализма.

Положения, выносимые на защиту, представлены следующими следующими тезисами:

1. Необходима строгая дифференциация понятий «интеграция» и «глобализация». Если первое связывается прежде всего с гегелевским понятием конкретно-всеобщего, предполагающим единство во многообразии ( многополярное мироустройство, уважение национальных особенностей и традиций своего государства и государств-партнёров, диалог культур, сотрудничество, сохранение государственного суверенитета и территориальной целостности и др.), то второе, напротив, отождествляется с концепцией One World, с однополюсным миром, с созданием унифицированной цивилизации по западному стандарту.

2. Понятия «глобализм» и «глобализация» не тождественны. Глобализация есть процесс практической реализации идеологии глобализма в конкретных исторических условиях постиндустриального, информационного общества.

3. Процесс глобализации представляет собой необходимое средство обеспечения потребительского жизненного стандарта для населения западных стран (the West) за счёт эксплуатации ресурсов традиционных обществ (the Rest).

4. В ряду онтологических оснований глобализма наибольшее влияние на социум оказывает глобальная экономика, её организационные движущие силы - транснациональные корпорации и международные межправительственные организации, опирающиеся на военно-политическую поддержку Организации североатлантического договора. Деятельность данных организаций направле на на всестроннее содействие процессу глобализации и сопровождается ощутимым влиянием на системы национальной безопасности государств, не входящих в так называемый «золотой миллиард».

5. Аксиологически в качестве основания глобализма выступает современная массовая культура Запада, опирающаяся на мнение о том, что моральные и духовные начала являются потребительским товаром, а процесс деконструкции предшествующей культуры есть мироощущение информационного общества и философии постмодернизма.

6. Антиглобализм понимается как диалектическое отрицание глобализма, а антиглобалистское сопротивление - как необходимое условие для обратимости процесса глобализации, для сохранения уникальности и многообразия традиционных культур.

В этом аспекте Россия всегда принимала на себя самый тяжёлый удар претендентов на мировое господство и именно она проявляла феноменальную способность противостоять подобным устремлениям, поэтому она призвана к осуществлению активной деятельности в контексте мирового антиглобалистского сопротивления.

Теоретическая значимость диссертационного исследования выражена в систематизации большого по объёму противоречивого теоретического материала, в его концептуальном объединении, в целостном осмыслении, на основе которого выработана оценка глобализма, сопряжённого с ним процесса глобализации и его диалектического отрицания - антиглобализма.

Анализ социально-философских оснований глобализма вносит существенный вклад в разработку теоретических основ современного общества, дополняет и развивает исследования других авторов по данной тематике.

Полученные в ходе исследования результаты могут представлять ценность как теоретические основания в процессе преподавания социальной философии, общей социологии, философской антропологии, политологии, культурологии.

Материал диссертации может быть использован как научно-консультационный представителями властных структур, общественно-политических движений, сферы масс-медиа, в том числе для совершенствования государственного законодательства.

О категориях основания и обоснованного

Категории - это наиболее общие, фундаментальные понятия науки, формы отражения универсальных законов объективного мира. Логические категории являются формами мысли и определениями бытия. Являясь результатом отражения объективного мира в процессе его практического преобразования, категории становятся средством познания действительности. Следовательно, категории играют большую методологическую роль в науке. Без них невозможно научное и философское мышление ни в одной области знания. Мыслит человек категориально (И. Кант)

Каждая область знания имеет свои категории. Конкретные науки изучают особые связи явлений, существующие в той или иной области действительности. Каждая из категорий отражает какой-либо общий закон, принцип бытия сущего, а все вместе они охватывают мир как целое, отношение человека к миру. Единая система категорий отражает единство мира, всеобщую связь, взаимодействие и развитие вещей. Порядок расположения категорий основывается на учёте возрастающей сложности объективных связей и движения познания от простого к сложному. Процесс развития явлений состоит в том, что они шаг за шагом переходят от простых к сложным. В такой же последовательности совершается и познание.

Все категории являются категориями историческими, так что не существует какой-нибудь одной неподвижной системы категорий, данной раз и навсегда.

Особенно подвижным является содержание категорий. В связи с развитием мышления и науки старые категории наполняются новым содержанием, возникают новые категории (например, информация).

Задача философии состоит в изучении наиболее общих связей, законов, свойственных всем явлениям мира и мышлению. Исходной философской категорией является категория материи, бытия. По существу, все остальные категории с различных сторон характеризуют содержание, всевозможные проявления свойств, отношения, развитие сущего: движение - способ существования сущего, пространство и время - формы его существования. Качество, количество, причина и следствие, другие категории - также являются характеристиками бытия.10

Вся история философии отмечена поисками «оснований бытия», которые часто называют принципами. Основанием называют исходное условие, предпосылку существования некоторого явления или системы явлений.

Лейбниц впервые различил основание (ratio) и причину (causa). Он сформулировал принцип достаточного основания, согласно которому ни одно явление, ни одно утверждение не может оказаться истинным или действительным без достаточного основания. Принцип достаточного основания служил Лейбницу в качестве критерия истин факта, отличаемых им от истин разума, критерием которых он считал прежде всего принцип противоречия.

Следуя Лейбницу, Хр. Вольф также рассматривал принцип достаточного основания как логико-онтологический, определяя основание как то, из чего можно понять, почему нечто существует.

Детальная разработка категории основания представлена в работах Гегеля. Основание есть сущность, положенная как тотальность, а именно: «истинная сущностность нечто не состоит ни в определении нечто как тождественного с собой, ни в его определении как только положительного или только отрицательного, а состоит в том, что нечто имеет своё бытие в некоем другом, которое как его тождественное-с-собой есть его сущность. Последняя есть также не абстрактная рефлексия в самое себя, а рефлексия в другое. Основание есть в самой себе сущая сущность, сущность есть существенным образом основание, и она есть основание лишь постольку, поскольку она есть основание нечто, основание некоего другого».12

Основание ещё не имеет содержания, определённого в себе и для себя, оно также ещё не есть цель, поэтому оно ни деятельно, ни продуктивно; некое существование лишь происходит из основания.

Транснациональные корпорации и национальные интересы

В настоящее время продолжается интенсивное теоретическое развитие концепции глобализма и её неуклонное практическое воплощение, именуемое процессом глобализации.

Необходимым условием выживания стран и народов Запада стало их стремление к овладению другими странами и народами. Оно является средством сохранения достигнутого положения и выживания в угрожающе сложных исторических условиях. В ходе «холодной войны» была выработана стратегия установления нового мирового порядка - стратегия создания «глобального общества» А.А. Зиновьев дал ей название «западнизация».

Сущность западнизации состоит в навязывании незападным народам и странам социального строя, экономик, политической системы, идеологии, культуры и образа жизни западных стран. Идеологически и в пропаганде это изображается как гуманная, бескорыстная и освободительная миссия Запада, который при этом выступает средоточием всех мыслимых добродетелей. А на деле западнизация имеет реальной целью довести намеченные жертвы до такого состояния, чтобы они потеряли способность к самостоятельному существованию и развитию, включить их в сферу влияния и эксплуатации западных стран, при- соединить их к западному миру не в роли равноправных партнёров, а в роли зоны колонизации.

Колонизируемая страна во всех отношениях доводится до такого состояния, что становится неспособной на самостоятельное существование. В военном отношении она демилитаризуется настолько, что ни о каком её сопротивлении и речи быть не может. Вооружённые силы выполняют роль сдерживания протестов населения и подавления возможных бунтов. До жалкого уровня низводится национальная культура. Место её занимает псевдокультура западнизма. Массам населения предоставляется суррогат демократии в виде распущенности, ослабленного контроля со стороны власти, доступные развлечения, пре-доставленность самим себе, система ценностей, избавляющая людей от усилий над собой и моральных ограничений.

Вся история западного колониализма проходила с идеологией превосходства. По целому ряду причин ее не выражают явно, прячут, маскируют и даже порицают. Чтобы отвлечь от неё внимание и помешать её обнаружению представителями народов, фактически считаемых народами низших сортов по отношению к западным народам, всякие попытки научного исследования свойств и различий народов объявляются расизмом. Однако дело не ограничивается только воздействием на психику людей. Систематические принимаются практические меры к тому, чтобы помешать другим народам развить в себе качества, которые имеют существенное значение для цивилизации и благодаря которым они могли бы достичь уровня народов Запада и даже превзойти их. Это прежде всего качества интеллектуально-творческие, важные для развития науки, техники, социального самосознания народа.

Также была разработана тактика западнизации. В неё вошли следующие мероприятия: «Дискредитировать все основные атрибуты общественного устройства страны, которую предстоит западнизировать. Дестабилизировать её. Способствовать кризису экономики, государственного аппарата и идеологии. Раскалывать население страны на враждующие группы, атомизировать его, поддерживать любые оппозиционные движения, подкупать интеллектуальную элиту и привилегированные слои. Одновременно вести пропаганду достоинств западного образа жизни. Возбуждать у населения западнизируемой страны зависть к западному изобилию. Создавать иллюзию, будто это изобилие достижимо и для них в кратчайшие сроки, если их страна встанет на путь преобразований по западным образцам. Заражать их пороками западного общества, изображая пороки как добродетели, как проявление подлинной свободы личности. Оказывать экономическую помощь западнизируемой стране в той мере, в какой это способствует разрушению её экономики, порождает паразитизм в стране и создаёт Западу репутацию бескорыстного спасителя западнизируемой страны от язв её прежнего образа жизни».

Весь путь, изложенный в данном сценарии, был пройден Россией, и ни в одной из стран посткоммунистического пространства последствия такого пути не стали столь разрушительными, как в России. Западнизация не исключает добровольность со стороны западнизируемой страны . Именно к этому и стремится мощная система материальных и духовных соблазнов и идеологическая обработка, чтобы намеченная жертва сама полезла Западу в пасть, испытывая при этом благодарность. Однако добровольность со стороны западнизируемой страны ещё не означает, что всё её население единодушно принимает этот путь, поэтому западнизация не исключает и насилие. Мирные методы решения проблем обладают одной особенностью: они принудительно мирные, они базируются на военной мощи.

Западная культура как одно из аксиологических оснований глобализма

Феномен, именуемый словом «ценность», является сложным, комплексным образованием, который содержится как в познавательных структурах, так и в мировоззрении человека, в глубинных процессах социальной жизни и культуры.

Весьма показательным является употребление категории ценности в связи с характеристикой культуры. Большинство определений культуры неизменно указывает на ценности как на её* составляющие элементы. В ценностях сосредоточены опыт и познание прошлых поколений, и в то же время воплощена устремлённость культуры в будущее.

В каждой культуре доминирует своя система ценностей, которая, в свою очередь, состоит из неоднородных, зачастую антагонистических элементов. Сравнение культур обычно проводится по линии сопоставления их ценностных комплексов.

Аксиологическим основанием глобализма выступает западная культура. Она связана с таким явлением, как культурный империализм, и выражается в настойчивой пропаганде всеобщих («общечеловеческих») ценностных ориентации и нормативных установок, присущих всем людям без различия их государственной, национальной, конфессиональной или социально-культурной принадлежности. Реализации данной задачи способствует свободный поток информации, проникающий сквозь национальные границы, игнорируя государственный суверенитет.

«Культурное превосходство» рассматривается Бжезинским как недооценённый аспект современной американской мощи: « Что бы ни думали некоторые о своих эстетических ценностях, американская массовая культура излучает магнитное притяжение, особенно для молодёжи во всём мире. Её привлекательность, вероятно, берёт своё начало в жизнелюбивом качестве жизни, кото-рое она проповедует. Американские телевизионные программы и фильмы занимают почти три четверти мирового рынка. Американская популярная музыка также занимает господствующее положение, и увлечениям американцев, привычкам в еде и даже одежде всё больше подражают во всём мире. Язык Internet - английский, и подавляющая часть глобальной компьютерной «болтовни» -также из Америки и влияет на содержание глобальных разговоров. Наконец, Америка превратилась в Мекку для тех, кто стремится получить современное образование; приблизительно полмиллиона иностранных студентов стекаются в Соединённые Штаты, причём многие из самых способных так и не возвращаются домой. Выпускников американских университетов можно найти почти в каждом правительстве на каждом континенте».

Отметим, что наиболее мощному воздействию вестернизации подвергается современная молодёжь во всех регионах планеты. И чем ниже оказывается социальный и интеллектуальный уровень молодёжной аудитории, тем сильнее становится степень влияния заданных установок на неё, тем ярче выражаются негативные последствия такого воздействия: различные виды девиации; духовный инфантилизм; искажение, вульгаризация, дискредитация нравственных ценностей (дружба, любовь, честь, долг, справедливость); разрушение национального самосознания; низкий уровень или отсутствие научного мировоззрения.

Кризис семейного образа жизни продемонстрировал, что обзаведение семьёй с несколькими детьми выпало из понятия человеческого благополучия. Рождение детей стало рассматриваться в качестве «помехи» к жизненному успеху, к достижению приемлемого уровня благосостояния. Причём обесценивание роли родительства и снижение ценности детей заставляют любые условия жизни считать недостаточными даже для появления второго ребёнка в семье. Ориентация на более престижные, чем дети, символы социального успеха особенно заметна среди наиболее обеспеченных слоев.

Будущее страны определяется тем, как и кем воспитываются в ней дети и молодёжь. В современной России дети воспитываются учителями, лишёнными государственной поддержки, крайне ущемлёнными своим социальным и материальным положением, униженными духовно. Принято считать, что главную роль в вопросах воспитания ребёнка играет семья, но сегодня это не так. Сегодня главную роль в процессе формирования личности ребенка играют СМИ, пропагандирующие гедонизм, потребительство, агрессию. Молодёжи внушается мысль о том, что смысл жизни современного человека заключается в индивидуальном материальном благополучии. Высокие моральные устои, национальная гордость, гражданское мужество, патриотизм, трудовая этика дискредотируются (например, в «шутке» «Русского радио»: «В жизни всегда есть место подвигу. Но лучше держаться подальше от этого места»).

Учитывая современное господство США не только в военно - стратегическом, политическом, экономическом пространствах, но и в области информационных технологий, нетрудно понять, что насаждается именно американская массовая культура с её основной ценностной установкой - социально-культурным гедонизмом - стремлением к получению максимума удовольствия любой ценой.

Однако образ жизни, ориентированный только на наслаждение, представляет собой явно старческое явление как в индивидуальной жизни, так и в жизни народов.

Таким образом, тенденция к установлению унифицированной массовой культуры по американскому подобию в определённой мере указывает на перспективу определённого заката и смерти культуры, что, в свою очередь приведёт к упадку и разложению государства.

Похожие диссертации на Социально-философские основания глобализма