Введение к работе
Актуальность темы диссертационного исследования. В начале XXI века проблема человека и его здоровья приобретает особую остроту. Это связано с глубинными социальными, техническими, экологическими переменами в мире, с увеличением демографического потенциала планеты, а также с изменением количественных и качественных показателей популяционного здоровья.
В современном мире информация о здоровье человека дифференцируется, как правило, на основе эмпирико-аналитических данных о болезни. Медицина полностью ушла в патологию, в результате чего сведений о самом здоровье, его структуре, содержании, форме и здоровьесберегающих технологиях оказывается явно недостаточно Вместе с тем очевиден тот факт, что усилиями одних только медиков, ориентированными на лечение, не удастся справиться с обвалом патологических заболеваний, которые обрушились на нынешнее поколение Необходимо привлечение других, принципиально новых подходов.
Современные программы медицинского просвещения населения не учитывают в должной степени антропологических аспектов формирования здоровья человека - таких, как психолого-педагогические проблемы развития личности, индивидуальные, типологические, возрастные и половые особенности, практически не берется во внимание духовная составляющая бытия человека
Учитывая усиливающуюся направленность действующей системы здравоохранения на выявление, определение и «устранение» болезней становится ясным, что медицина сегодняшнего дня и обозримого будущего не сможет существенно влиять на сохранение здоровья человека Этот факт обосновывает необходимость поиска более эффективных способов и средств сохранения и развития здоровья Соответственно выдвижение проблемы здоровья в число приоритетных задач общественного развития обуславливает актуальность теоретической и практической разработки данной проблемы, необходимость развертывания соответствующих научных исследований и выработку методологических и организационных подходов к сохранению здоровья, формирование, концептуально нового восприятия здоровья как важной составляющей бытия человека
Понимание здоровья можно представить сквозь призму разнонаправленных парадигм, задающих довольно отчетливые ракурсы представления о природе и сущности человека, а также о здоровье как одной из важных граней измерения его бытия
Проблема здоровья является одной из важных на протяжении всей истории человечества. Но наиболее актуально она звучит в переломные моменты развития общества, периоды трансформации социального бытия. Именно таким периодом является настоящее время
Степень разработанности проблемы. Обращение к историческому опыту позволяет проследить, какое влияние на развитие представлений о здоровье человека оказали различные философские направления и концепции в понимании самой природы человека В ходе нашего исследования мы опирались на основные историко-философские концепции понимания природы человека, изложенные в трудах таких известных мыслителей, как Демокрит, Гиппократ, Сократ, Платон, Аристотель, Плотин, Сенека, Марк Аврелий, Эпиктет, Р Декарт, Дж Локк, Ж Ламетри, Т Гоббс, Ф Бэкон, Г Гегель, Ф Ницше, Вл Соловьев, В. Франки, Н Бердяев, Н Лосский и др
В нашем исследовании мы предпринимаем попытку дифференциации основных парадигмальных подходов и соответствующим им «дисциплинарных матриц» в понимании здоровья человека, в соответствии с которыми мы выделяем следующие парадигмы здоровья, естественно-научную, духовную и интегративную (философско-антропологическую)
При этом под парадигмой мы понимаем определенную совокупность методологических, аксиологических и других установок, принимаемых в качестве образца решения некоторого круга задач
В историко-философской и научной традиции последовательно формировались векторы представления проблемы природы человека и его здоровья Так, в рамках естественно-научного направления значительный вклад в разработку темы внесли следующие ученые: Н М Амосов1, Р М Баевский, И Н Бенедиктов, И И. Брехман, В И Вернадский2, А. Гелен, И В Давыдовский, А М. Изуткин, Л Г Матрос, И И. Мечников, В И Плотников3, В П Петлен-ко, К Е Тарасов, Б К Черненко, Г.И. Царегородцев4, Т. Де Шарден и др
Духовное направление в разработке проблемы здоровья человека наиболее полно позволили раскрыть работы Ап Павла, Августина Блаженного5, Фомы Аквинского, Ио Златоуста , Св Макария Великого, Св И Листвични-ка7, М М Бахтина, Н А. Бердяева8, А Ф. Лосева, Н О. Лосского, Вл Соловьева, В В. Розанова; ИМ. Быховской, НК Гаврюшина, ПП Гайденко, П С Гуревича, Л В Жарова, В В Зеньковского, Е.В. Зимаковой9, Е. Касевича, Л П Киященко, В.Л. Круткина, И.К. Кучмаевой, Д.С. Мережковского, Е Н
1 Амосов Н М Раздумья о здоровье -М Молодая гвардия, 1987 - 191 с
2 Вернадский В И Биосфера и ноосфера. - М Айрис-пресс, 2003 - 573 с
Плотников В И, Бенедиктов И Н Философия и медицина - Свердловск Средне-
Уральское книжное издательство, 1967 - 236 с
4 Царегородцев Г И Условия жизни и здоровье населения - М Медицина, 1975 - 120 с
5 Аврелий Августин Исповедь - Минск Экзархата, 2006 - 335 с
6Святого отца нашего Иоанна Златоустого беседы о статуях говоренные к антиохийскому народу Беседа 7 // www юаш Zlatoust statues ш
7 Лествичник И Лествица или скрижали духовные - М , 1999
8 Бердяев Н А О назначении человека - М Терра, 1993 - 383 с , О человеке, его свободе
и духовности Избр труды -М Москов психолого-социльньш ин-т, 1999 -312с
9 Зимакова Е В Религиозно-философские парадигмы русского старчества // Человек -
2003 -№2 -С 94-105
Трубецкой, Г.Л Тульчинкого, З.А Субботиной, О.С Суворовой, С.Н Франка10, С С Хоружего и др.
Интегративный вектор понимания природы и здоровья человека представлен в трудах А Адлера, И М Борзенко1 , Ю Г Волкова12, П С Гуре-вича, В Д Жирнова, В П Зинченко13, В А. Кувакина, А А Кудишина, Е.А Когай14, Б В Маркова, Н.И Моисеева15, А П Назаретяна, Г. Плеснера, Б Б Прохорова, В.С Поликарпова, С А Смирнова, А С Спиркина, Н Страхова, В М. Розина16, С.Л. Франка, Э. Фромма, М Шелера17, Б.Г. Юдина18, С А Яковлева, Розина В.М., Э.С. Демиденко19 и др
Однако следует отметить, что анализ проблемы здоровья человека в контексте парадигмального подхода еще не осуществлялся Именно это и обусловило выбор темы представляемой работы
Объект диссертационного исследования — здоровье человека как феномен
Предметом исследования являются парадигмы здоровья в философской антропологии
Цель диссертационного исследования заключаются в построении ин-тегративной картины здоровья человека
В соответствии с целью диссертационного исследования поставлены следующие задачи:
в ходе ретроспективного анализа обозначить круг историко-философских концепций понимания природы человека и его здоровья,
выявить предпосылки и основания для формирования основных векторов в понимании здоровья человека,
провести экспликацию понятий «парадигма», «здоровье», «телесность», «тело», «душа», «духовность» в контексте темы исследования,
Франк С Л Реальность и человек - М Республика, 1997 - 479 с , Человек в поисках смысла - М Прогресс, 1990 -368с
11 Борзенко И М,, Кувакии В А, Кудишина А А Человечность человека. Основы совре
менного гуманизма. - М, 2005.
12 Волков Ю Г, Поликарпов В С Интегральная природа человека естественно-научные и
гуманитарные аспекты -Ростов-н/Д Изд-во Ростов ун-та, 1994 -284 с
Зинченко В П, Моргунов Е Б Человек развивающийся Очерки российской психологии. -М Тривола,1994
14 Когай Е А Человек и природа ценностные регулятивы экологического сознания - М
Прометей, 2001 -188с
15 Моисеев НИ Современный рационализм -М Изд-во МГВП КОКС, 1995 -376 с
16 Розин В М Типы и дискурсы научного мышления - М Эдиторал УРСС, 2000 - 248 с
17 Шелер М Положение человека в космосе // Проблема человека в западной философии
-М Наука, 1988 -431с
18 Юдин Б Г Здоровье человека в эпоху новых технологий // Здоровье человека социо-
гуманитарные и медико-биологические аспекты - М Институт человека РАН, 2003 - С
4-7
19 Демиденко Э С Философское осмысление здоровья человека в техногенном мире //
Вестник Московского университета. Серия 7 Философия -2002 -№6 -С 141-157
раскрыть содержание естественнонаучного и духовного подходов в понимании здоровья человека;
выявить сущность интегративного подхода в контексте парадигмально-го понимания здоровья человека
Методология исследования. Достижение цели диссертационного исследования и решение соответствующих конкретных задач предполагает комплексный характер методологии. В работе используются исторический метод, общенаучные методы анализа и синтеза, метод систематизации, метод исторической реконструкции, метод рациональной реконструкции, герменевтический метод, метод системного подхода
Исторический метод требуется как для исследования фактора присутствия проблемы здоровья в концепциях тех или иных представителей философии, так и для фиксации историко-философских связей между разработками проблемы здоровья отдельными мыслителями В связи с тем, что данные факты носят концептуальный характер, используются общенаучные методы анализа и синтеза при их описании
Описание фактов и их последующая систематизация не могут полностью исчерпать решения поставленных задач. Необходимо проблему здоровья понять как философско-антропологическую, выявить ее типологические характеристики, что предполагает обращение к методу исторической реконструкции Согласно принципам этого метода, взгляды тех или иных мыслителей могут быть исследованы, исходя из контекстов историко-культурных ситуаций, господствовавших в них стилей мышления и степени актуализации конкретных философских проблем
Метод рациональной реконструкции необходим для обеспечения принципов преемственности между представителями различных исторических этапов становления философской мысли. Согласно методу рациональной реконструкции, прошлое изображается в виде предвосхищений, приближений к современному состоянию проблемы В силу этого обстоятельства требуется совмещение метода исторической реконструкции и метода рациональной реконструкции в единстве герменевтического метода
Обращение к вопросам целостности парадигмы и ее программ предполагает применение принципов системного подхода В силу того, что проблема здоровья не является исключительной, единственной темой в философской антропологии, в диссертационном исследовании применяется структурно-функциональный метод, призванный способствовать выяснению места и роли рассматриваемой проблематики в отдельных философских позициях, конкретизации основных аспектов здоровья в философской антропологии в целом
Научная новизна исследования заключается в целостном философ-ско-антропологическом анализе природы человека и его здоровья, построении парадигмальных картин здоровья человека
Положения, выносимые на защиту:
1 В диссертационном исследовании предложена концептуальная модель парадигмального представления здоровья человека в рамках философ-
ской антропологии, в соответствии с которым выделяются три ключевых вектора естественнонаучный, духовный и интегративный,
2. Осуществлен ретроспективный анализ историко-философских позиций в понимании природы человека и его здоровья Выявлены ключевые позиции, создавшие предпосылки формирования ведущих векторов парадиг-мальной картины здоровья человека,
З В исследовании представлено понимание парадигмы как методологической, ценностной системы установок, принимаемой научным сообществом в качестве образца для решения определенного спектра задач. Парадигме соответствует «дисциплинарная матрица», - сложноорганизованная структура, включающая в себя метафизику, ценности, символические обобщения, образцы решения задач, раскрывающая ту или иную проблему в устоявшемся периоде ее развития
В соответствующем категориальном аппарате представлены «дисциплинарные матрицы» естественнонаучной («норма, «патология», «адаптация», «стресс», «система», «организм» и др», духовной ( «духовность», «дух», «душа», «тело», «плоть», «грех», «страсть», «бесстрастие», «святость» и т п ) и интегральной парадигм
Интегральная картина здоровья человека в основе своей дисциплинарной матрицы содержит обобщенный категориальный аппарат предшествующих подходов При этом интегральная трактовка здоровья человека представлена сквозь призму космического, биологического, социокультурного и психологического (духовного) измерений человеческой природы,
4. Сформулированы доминирующие положения естественнонаучного и духовного подходов понимания здоровья человека В качестве ключевых позиций естественнонаучного подхода выделяются. 1) понимание здоровья как отсутствия болезни; 2) системный подход, 3) адаптационный подход, 4) единство физического и психологического аспектов здоровья Последний из них является основанием для формирования интегративного вектора пара-дигмальной картины здоровья человека Здоровье предстает как многоуровневая категория, которая не сводится только к количественным показателям нормального функционировании биологического тела Физическое совершенство представляет собой гармоническое единство телесного и психического здоровья Психо-телесное совершенство в свою очередь, внутренне связано с морально-волевыми, эстетическими качествами личности, ее духовным миром и способностью к активной жизнедеятельности.
С позиции духовной парадигмы здоровье представлено как божественный дар и награда за соблюдение человеком заповедей и его добрые дела Любое отклонение от естественного оказывается противоестественным и не может не повреждать естество человека, вызывая болезнь Таким отклонением можно считать любое нарушение взаимодействия, соподчиненности и ориентации душевных сил человека,
5 Доказана необходимость концептуального построения интегратив-ной картины здоровья человека, соответствующей современным представлениям о природе человека, его сущности и здоровья В этом плане здоровье
представлено как интегративная характеристика личности, охватывающая как её внутренний мир, так и все своеобразие взаимоотношений с окружением, и включающая в себя физический, психический, социальный и духовный аспекты, как состояние равновесия, и вместе с тем подвижного баланса между адаптационными возможностями человека и постоянно меняющимися условиями среды
Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования определяется тем, что в нем осуществляется построение картин здоровья человека, в основе которого лежит парадигмальный подход Полученные при этом результаты дают эвристические и функциональные возможности для осмысления актуальной философско-антропологической проблемы здоровья человека Эти результаты могут быть использованы в разработке целостной концепции человека
Результаты диссертационной работы могут также применяться в учебных курсах по социологии, философии, в разработке спецкурсов по философской антропологии
Апробация работы. Диссертация апробирована в выступлениях автора на многих научных и научно-практических конференциях, в частности на Городской научно-практической конференции (25 ноября 2004 г, г Курск), III Международной научно-практической конференции КРСУ (28-29 апреля 2005г, Бишкек), IV Российском философском конгрессе ( 2005 г, г Москва), ХХХІП вузовской научно-технической конференции студентов и аспирантов в области научных исследований (2005 г, Курск), V международной научно-практической конференции «Социально-экономическое развитие России в условиях вступления в ВТО проблемы, тенденции, перспективы» (19 мая 2006 г, г Курск).
Результаты работы также отражены в публикациях автора и в проведении занятий со студентами по философским дисциплинам в Курском государственном университете Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на кафедре философии и культурологии факультета искусств и гуманитарных наук в Тульском государственном педагогическом университете им Л Н Толстого
Структура диссертации. Структура и объем работы определены в соответствии с поставленными целями и задачами. Работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и библиографии В заключении диссертации представлены основные итоги работы, указано ее теоретическое и практическое значение