Введение к работе
Актуальность темы исследования. В начале XXI века в общественной мысли ставится задача осмысления исторического опыта, накопленного предшествующими поколениями, для создания нового мировоззрения в период отрицания всяких ценностей. Проблема русского самосознания по историческим причинам неразрывна с христианским мировоззрением. Философия славянофилов, как и русское мировоззрение, основанное на знании об окружающем мире, о человеке и его предназначении, сформирована традиционной для России религией. Как факт генетической преемственности славянофильства от святоотеческой традиции русской православной церкви оно является в своём основании антропологичным и имеет отличительные особенности в понимании этих проблем у других народов. Само существование славянофильства в истории русского сознания раскрывает ее как органическую составляющую самосознания русского народа.
Значение философского наследия русского мыслителя, основоположника и идеолога «славянофильства» А.С. Хомякова, заключается в раскрытии человека через понимание, которое на протяжении многих столетий лежало в основе формирования русского сознания и русской культуры, обусловленного принятием Бога как Творца. Оно основано на религиозно-антропологических представлениях о человеке, отличных от идей, продиктованных научной методологией материализма.
Наследие А.С. Хомякова, отражая традиционность такого подхода, его своеобразное отношение к общеевропейскому сознанию, основывается на сохранившейся чистоте и целостности духовного опыта восточного христианства. Это даёт возможность понять место и значение человека в религиозно-философском контексте его философии, своей неразрывностью с религиозной традицией повлиявшей на мировоззрение не только своих современников, но и мировосприятие последующих поколений русской философской мысли.
А.С. Хомяков являлся представителем традиционного религиозно-философского направления в отечественном «любомудрии». Его философско-религиозные концепции включали в себя вопросы антропологии. В них он выразил такие важнейшие понятия, принадлежащие христианскому антропологизму, как понятие взаимоотношения человека и «Церкви», соборности, что говорит о феноменологии автора и его значимости в развитии отечественной антропологической мысли.
Современное изучение проблемы антропологии в русской мысли предполагает рассмотрение религиозного влияния на её развитие, формирующее особенность отечественной ментальности. Религиозное основание проблемы человека, с точки зрения А.С. Хомякова, - единственно верное направление в решении этой проблемы, форма, дающая самосознанию человека определение его высших сил и целей.
Степень разработанности проблемы. Обращение к проблеме человека в русской философии было обусловлено тем, что в основе её лежала религиозная концепция человека и его главное предназначение или «преображение» на пути к Богу, к своему существованию в вечности, заложенному религиозным учением православной церкви с момента формирования русской культуры.
Литература, посвященная творчеству А.С. Хомякова, имеет для исследователей отечественной мысли большую ценность, но связана не с объективным исследованием философского мировоззрения славянофилов, а, скорее, отражает проблему «реакции» славянофильства на проявление «западничества» в русской общественной мысли и решения социально-политических проблем в общественной жизни, тем самым исключая основополагающий в философии славянофилов христианский опыт разума, христианский опыт мысли.
Г.В. Флоровский подчёркивал односторонний подход в изучении русской мысли с «точки зрения эволюции общественного самосознания», не раскрывающий полную картину русской философской школы, концепцией
которой является «идея цельного знания». Первым проявлением её он видит в философском опыте И.В. Киреевского и А.С. Хомякова, вслед за Н.А. Бердяевым отдавая лидерство в создании русской религиозной философии А.С. Хомякову, олицетворявшему в своём религиозном синтезе проникновение в идею познания Истины.
Вопросы антропологии, гносеологии в творчестве русских мыслителей, имевших в себе религиозное начало, формирующее их сознание, практически не становились объектом специального исследования. С этой позиции религиозно-антропологические взгляды А.С. Хомякова остаются недостаточно изученными, так как в истории философии его труды рассматривались преимущественно как социально-политическое противостояние «чу-жеродности»."
Тема социально-политической борьбы славянофилов, заложенная Г.В. Плехановым в концепции «интеллектуальной народности», получила большое распространение и нашла отражение в трудах отечественных исследователей (Т.И. Благова, М.А. Широкова, И.И. Евлампиев, К.В. Фараджев, Е.А. Дудзинская, В.В. Познанский). На сегодняшний день «политико-аксиологический» подход является «общепринятым».
В современный период постсоциалистического мышления в анализе традиций отечественной мысли интерес представляют исследования авторов, раскрывающие облик А.С. Хомякова как зарождение и развитие национального самосознания, его значение в русской философской культуре. Так, в работах В.А. Кошелева раскрывается биографический портрет А.С. Хомякова. В.И. Холодный подвергает анализу феномен лидера славянофильства, его концепции соборности в истории развития философской мысли. Исследования Н.П. Ильина открывают искусственность в схеме истории русской философии, отражают в её основе концепцию христианской философии.
Концепция христианского разума легла в основу работ Л.Е. Шапошникова, подвергающих анализу богословские споры вокруг философско-религиозного наследия А.С. Хомякова, А.И. Осипов в своих ис-
следованиях отдает личности А.С. Хомякова три четверти лидерства в религиозном начале славянофильского движения. Религиозная основа идей славянофильства и А.С. Хомякова нашла отражение в работах А.Ф. Замалеева, В.И. Керимова, С.С. Хоружего, о. Е. Шестуна, о. Томаша Шпидлика. Вопрос антропологии А.С. Хомякова фрагментарно нашёл отражение в работах Л.А. и А.В. Коневых, М.И. Дробжева.
Из вышеприведенных работ следует, что религиозно-философская антропология А.С. Хомякова не имеет систематического рассмотрения, а также в его религиозно-антропологической концепции не раскрыты принципы христианской антропологии, что определило направление диссертационного исследования.
Объектом исследования является религиозно-философская антропология А.С. Хомякова.
Предметом исследования выступает становление религиозно-философской антропологии А.С. Хомякова, её функционирование в контексте русской культуры.
Цель и задачи исследования. Цель данной работы - реконструировать религиозную философско-антропологическую концепцию А.С. Хомякова и раскрыть её значимость для русской культуры.
Достижение поставленной цели обусловило постановку и решение следующих задач:
проследить предпосылки формирования личности А.С. Хомякова, его ценностно-мировоззренческой ориентации;
реконструировать концептуальную модель человека в философском наследии А.С. Хомякова;
раскрыть влияние религиозно-антропологических идей А.С. Хомякова на русскую социально-гуманитарную мысль.
Теоретико-методологические основы исследования. В диссертационной работе использовались как традиционные философские методы, так и общенаучные принципы и методы, позволившие рассмотреть творчество
А.С. Хомякова с междисциплинарных и философско-антропологических позиций.
Традиционными общефилософскими методами выступают диалектический, сохраняющий принцип объективности, всесторонности, историзма; метод герменевтический, позволяющий анализировать и интерпретировать содержание текстов, их понимание.
Методологической основой являются: культурологический подход, раскрывающий проблему человека в социально-историческом развитии философии; историко-философский, выявляющий логические модели познания в истории антропологической мысли; богословский, включающий в себя сравнительное и догматическое богословие в определении антропологической идеи А.С. Хомякова; биографический метод, согласно которому биография способствует лучшему пониманию концепций, выдвигаемых автором; метод интегральной истории русской философии.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:
прослежены предпосылки формирования личности А.С. Хомякова, его ценностно-мировоззренческой ориентации, основанной на личных религиозных переживаниях, догматах святоотеческой традиции и на немецкой классической философии;
реконструирована концептуальная модель человека в философии А.С. Хомякова, характеризующаяся рационализацией, усовершенствованием догмата о человеке как венце творения;
раскрыто влияние философско-антропологических идей А.С. Хомякова на русскую культуру, а также их проявление в социально-гуманистической мысли.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. В личности А.С. Хомякова как специфического религиозного типа, в его ценностных ориентациях нашли отражение как личные религиозные переживания и мироощущение, так и влияние православных святоотеческих
традиций, исторической школы и немецкой классической философии. Созданный на этой основе своеобразный рефлексивный синтез раскрывает две характерные черты его антропологии: догматику святоотеческой традиции и рационалистическую реконструкцию смысловой структуры священных текстов. Взаимодействие этих довольно разнородных тенденций определило характер развития антропологии А.С. Хомякова и постижения личностного бытия через соборное приобщение к Богу, где соборность, как добровольное единение людей в Боге, имела органический характер.
-
Религиозно-философская концепция человека у А.С. Хомякова состоит в том, что, во-первых, она базируется на догматической антропологии представителей святоотеческой традиции и имеет особенности в выражении понятий любви, свободы, совести, добра, зла и т.д.; во-вторых, содержит постановку вопроса социально-психологического отличия человека в католико-протестантском и православном мире, что определило его понимание культур в истории человечества; в-третьих, получает вид социально-нравственной антропологии, направленной к русскому мессианству, где общность русского народа выражается в духовном единстве. Суть религиозно-антропологической концепции А.С. Хомякова, сформировавшейся в контексте русской православной культуры, заключается в развитии её мировоззренческих традиций и рационализации догмата о человеке как венце творения.
-
В философии А.С. Хомякова содержится идея о влиянии религий на формирование самосознания народов и национальных психологических типов, что существенным образом отличает русскую культуру в мировоззренческом аспекте от других культур. Концепция соборности А.С. Хомякова основана на примате высшего Идеала, что раскрывает суть национального и наднационального единения. Антропология А.С. Хомякова ставит вопрос о сохранении в лоне русской культуры посредством русской философской мысли христианского самосознания, ставшего в исторической перспективе основой национального самосознания. Антропология А.С. Хомякова находит
продолжение в таких направлениях русской философии, как народничество, почвенничество, софизм и т.д., содержащих критику рационализма.
Теоретическая и научно-практическая значимость исследования. Диссертационное исследование имеет теоретический характер, его выводы и положения намечают перспективы дальнейшего исследования и философско-культурного осмысления антропологических идей А.С. Хомякова, их взаимоотношения с вопросами культуры, философии, богословия и других дисциплин, что позволит расширить и углубить теоретическое представление о проблемах отечественного ментального понимания проблемы человека.
Систематизированный и обобщенный в диссертации материал, а также сделанные в ней выводы могут быть использованы в исследованиях проблем русской философии, богословия, истории русской культуры в целом, в преподавании таких дисциплин, как культурология, социология культуры, русская религиозная философия.
Апробация работы. Результаты диссертационного исследования докладывались на следующих научно-теоретических и научно-практических конференциях: Международной научной конференции «Современная социально-философская культура: проблема рационального и внерационального» (г. Белгород, 17-18 мая 2002 г.); Международной научно-практической конференции «Славянский мир и православие глазами молодых» (г. Белгород, 2002 г.); Всероссийской научной конференции «Творческое наследие Н.Н. Страхова и современная социально-гуманитарная мыель» (г. Белгород, 31 октября - 1 ноября 2003 г.); региональной научной конференции «Куль-турно-цивилизационные особенности развития современного российского общества» (г. Белгород, 21-22 мая 2004 г.); Международной научной конференции «Диагностика и прогнозирование социальных процессов» (г. Белгород, 21-22 апреля 2005 г.); Всероссийской научной конференции «Провинция и столица: центробежные и центростремительные процессы духовной эволюции культуры» (г. Белгород, 21-24 мая 2006 г.). Основные результаты
исследования отражены в девяти публикациях общим объёмом 5,2 п.л. (в том числе статья в журнале из списка ВАК).
Материалы и теоретические положения диссертационного исследования использовались в течение последних лет при чтении лекций и проведении семинарских занятий по дисциплинам «Ценности православной культуры», «Художественное творчество в системе духовной культуры» в Белгородском государственном институте культуры.
Диссертационная работа обсуждалась на кафедре философии БелГУ и рекомендована к защите.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения и библиографии.