Введение к работе
Актуальность темы исследования. Проблема отношения веры и знания всегда была одной из актуальнейших тем исследования в зарубежной и отечественной философии культуры Вместе с тем, исследование постановки и решений этой проблемы в исторических формах философии культуры также сохраняет свою актуальность для отечественного философского образования Интерес к философии культуры XVIII в обусловлен, прежде всего, тем обстоятельством, что в новоевропейской философии проблема веры и знания достигла своей предельной заостренности именно в эпоху просвещения как раз в этой проблеме и находился «центр тяжести» всех интеллектуальных интересов англо-французского и немецкого просвещения Философия культуры немецкого просвещения характеризуется тем, что рационалистическому направлению ее развития противостояло мощное движение «бури и натиска», получившего в XIX в название «философии чувства и веры», наиболее глубокими представителями которой были И Г Гаман и Ф Г Яко-би Но если рациональная традиция философии культуры немецкого просвещения достаточно глубоко и всесторонне изучена в многочисленных исследованиях зарубежных и отечественных ученых, то тематика антирационалистического направления, ее влияние на философию культуры XVIII в и дальнейшее становление философии культуры, до сих пор в России изучены мало Это обстоятельство служит причиной одностороннего представления о факторах формирования и развития немецкой философии культуры XVIII в В исследованиях исторического становления современной философии культуры не редко можно встретить точку зрения, согласно которой «классический просветительский» идеал человека и его разума как способности безграничного познания был впервые преодолен, с одной стороны, позитивизмом, а, с другой -— философией жизни ' Однако, уже в рамках немец-
1 См например Гуревич П С Философия культуры М, 1995 С 284-288
кого просвещения, задолго до позитивизма и философии жизни, И Г Гаман и Ф Г Якоби выдвинули альтернативу рациональной и сенсуалистической традиции антропологии религиозный принцип самопознания Тем самым, философы чувства и веры иначе подходили и к решению задачи познания культуры в частности, идея противоположности культуры и цивилизации (которая позднее, как известно, исследовалась Г Зиммелем, О Шпенглером, Г Кайзерлинком и др), была раскрыта И Г Гаманом иначе, чем у Руссо Таким образом, для того, чтобы восстановить целостную картину развития философии культуры в Германии, представляется необходимым исследовать постановку и решение проблемы веры и знания в философии И Г Гамана и Ф Г Якоби в контексте рационалистической традиции философии культуры немецкого просвещения
Состояние научной разработанности проблемы. Рациональная традиция философии культуры немецкого просвещения исследована достаточно полно в историко-философском, историко-философском, гносеологическом, методологическом, этическом и эстетическом аспектах Как в XIX, так и в XX в в зарубежные и отечественные ученые часто обращались к проблематике рационального познания культуры в немецком просвещении, раскрывая те ее аспекты, которые попадали в интеллектуальный кругозор определенной исторической эпохи Так, например, в Германии второй половины XIX в интерес к философии культуры Г Э Лессинга был, во многом, пробужден работами историка философии Куно Фишера, реабилитировавшего Г Э Лессинга в глазах эпохи как конгениального разработчика лейб-ницевской философии, благодаря этому в Германии появился целый ряд ученых, обстоятельно изучивших философское наследие Лессинга Г Фел-ленберг, И Якоби, К Шварц, К Рехорн, Г Репе и др (В XX в — Ф Снейдер, И Шнейдер, Р Сменд и др) На протяжении ХІХ-ХХ вв не угасал интерес исследователей и к философии истории культуры И Г Гердера рациональные основы гердеровской концепции достаточно полно изучены в историко-философском, в культур-философском и в историко-литературном аспектах Не менее богата и отечественная традиция изучения проблематики рационального познания культуры в немецком просвещении (например, исследования Фридлендера Г М , Румянцевой Т М , Гулыги А В , и др ) По сравнению с множеством работ, посвященных философии культуры Г Э Лессинга и И Г Гердера, культур-философская проблематика так называемой «популярной философии» (М Мендельсон, И Зульцер, X Николаи и др ) освещена несколько меньше
Философское наследие И Г Гамана и Ф Г Якоби еще недостаточно изучено в России В настоящее время на русский язык переведена лишь малая часть философских сочинений И Г Гамана и Ф Г Якоби (До революции 1917 г было переведено на русский язык лишь одно сочинение Ф Г Якоби «О трансцендентальном идеализме») Едва ли можно говорить всерьез об отечественной традиции изучения философии чувства и веры, скорее, речь
может идти лишь о единичных исследованиях Так, в конце XIX — начале XX в в В А Кожевников издал первое в России историко-философское исследование «Философия чувства и веры в ее отношениях к литературе и рационализму XVIII в , и к критической философии» В 1913 г В М Жирмунский опубликовал статью «Гаман как религиозный мыслитель», которая, по сути, явилась критическим комментарием на книгу немецкого исследователя философии И Г Гамана Рудольфа Унгера Лишь с 90-х годов прошлого века русская мысль вновь начала обращаться к проблематике философии чувства и веры, и стала по достоинству оценивать ее значение в культуре немецкого просвещения Не так давно, в 2003 году, вышла в свет монография русского исследователя философии И Г Гамана Гильманова В X «Герменевтика "образа" И Г Гамана и просвещение» В настоящее время готовится к изданию монография петербургской ученой И Шевченко, представляющая собой историко-философское исследование жизни и творчества Ф Г Якоби
Зарубежный опыт изучения философского творчества И Г Гамана и Ф Г Якоби, безусловно, значительно шире и богаче Не говоря уже о глубоком изучении воззрений философов чувства и веры Ф В И Шеллингом, Фр Шлегелем, Г В Ф Гегелем, — свидетельством чему служат как многие ссылки и главы в самих сочинениях, так и отдельные статьи этих философов, — начиная со второй половины XIX в творчество И Г Гамана и Ф Г Якоби становится частой темой монографий, диссертаций и даже объемистых трудов по истории религиозной философии в Германии, Франции и Италии Среди немецких исследователей философии И Г Гамана в XIX в следует назвать Ц Гильдемейстера, Г Пеля, Ф. Хербста, в XX в можно выделить работы немцев Й Надлера, Э Мецке, К Надлер, Ф Томса, Г Шимме-ра, Г Гейнекампа, Р Унгера, Р Кнолль, итальянцев А Пупи, В Верра
Начиная со второй половины XIX в , философия веры Ф Г Якоби является частой темой диссертаций в немецких университетах Среди немецких исследователей второй половины XIX в можно выделить работы Ф Дейкса, И Делиуса, Ю Лахманна, В Буша и др В XX в. — работы Ф Варнеке, В Дюрига, П Шнейдера и др Проводились коллоквиумы и научные конференции по философии И Г Гамана (Марбург 1987 г) и по философии веры Ф Г Якоби (Академия Наук Баварии, Мюнхен 1993 г)
Основные темы исследования в вышеуказанных работах определены историко-философской и историко-литературной проблематикой философии чувства и веры Однако, выявляя значение антирационалистической позиции И Г Гамана и Ф Г Якоби в общем развитии философии и культуры Германии конца XVIII, начала XIX в в , в этих работах остается практически не исследованным вопрос о значении философии чувства и веры в становлении и развитии немецкой философии культуры С другой стороны, в научных работах, посвященных истории становления и развития философии культуры в Германии, оказывается недостаточно выявленным направление, в котором шло преобразование рациональных основ философии культуры
немецкого просвещения, а также, какую роль играла в этом преобразовании философия чувства и веры, и какое влияние она оказала на дальнейшее развитие культур-философской проблематики немецкой философии начала XIX в Это обстоятельство служит основанием для одностороннего представления, будто единственной почвой философии культуры в немецком просвещении является рационализм, а философия чувства и веры представляет собой лишь разновидность скептицизма, противостоящего рациональной основе философии культуры, разрушающего ее, и не создающего никакой новой почвы для познания культуры Все это и определило характер цели и задач диссертационного исследования
Цель и задачи исследования. В настоящей диссертационной работе ставится цель раскрыть значение философии чувства и веры И Г Гамана и Ф Г. Якоби в становлении и развитии культур-философской мысли Германии второй половины XVIII, начала XIX в в Достижение поставленной цели обеспечивается путем последовательного решения следующих задач
Проанализировать постановку проблемы веры и знания в философии школы X Вольфа и в философии И Г Гамана Показать, каким образом решалась эта проблема в философии культуры вольфовской школы и в философии И Г Гамана
Раскрыть специфику рациональных принципов философии культуры Г Э Лессинга и И Г Гердера Сравнить концепции теодицеи в философии И Г Гамана и философии культуры Г Э Лессинга и И Г Гердера
Раскрыть основные аспекты герменевтики И Г Гамана
Исследовать постановку и решение проблемы веры и знания в философии веры Ф Г Якоби
Показать значение философии веры Ф Г Якоби в становлении и развитии культур-философской проблематики немецкой философии начала XIX века
Методология исследования строится на использовании метода сравнительно-исторического анализа, при помощи которого исследуются различные подходы к решению проблемы веры и знания в исторических формах философии и философии культуры, метода философской реконструкции и интерпретации, позволяющего выявить основные аспекты рационалистической и антирационалистической традиции в философии немецкого просвещения, метода концептуального анализа, при помощи которого исследуются особенные формы познания культуры В диссертационной работе был использован также метод типологического анализа, позволяющего выявить специфику философии чувства и веры И Г Гамана и Ф Г Якоби в контексте исторических форм философии и философии культуры Германии второй половины XVIII, начала XIX в в
Источниковедческую базу диссертационной работы составляют следующие группы материалов а) собрания сочинений И Г Гамана (1-е издание, Берлин, 1821-1825, избранные сочинения И Г Гамана, Лейпциг, 1921), собрание сочинений Ф Г Якоби (Лейпциг, 1812-1824), собрания сочинений
Г Э Лессинга (Штуттгарт, 1886-1919, Берлин-Веймар 1968), собрание сочинений И Г Гердера(Лейпциг, 1869),б)произведениях Вольфа,Г С Рейма-руса, М Мендельсона, Г Э Лессинга, И Г Гердера, И Г Гамана, Ф Г Яко-би, И Канта, И Г Фихте, Ф Шлейермахера, вышедшие в свет отдельными изданиями, в) научные издания (в том числе монографии и диссертации) зарубежных и отечественных ученых, посвященные исследованию философии и культуры Германии второй половины XVIII, начала XIX в в , г) труды по истории философии Г В Ф Гегеля, К Фишера, А Тренделенбурга, В Вин-дельбанда, В Дильтея и др
Среди научных работ, посвященных исследованию философии И Г Гамана, можно выделить следующие группы 1) историко-философские исследования Г В Ф Гегеля, К Фишера, Ц Гильдемейстера, Г Пеля, А Пупи, В Верра, В А Кожевникова, 2) монографии Й Надлера, Э Мецке, Р Унгера, Р Кнолль, Гильманова В X, 3) диссертации Ф Томса, Г Шиммера, Г Гейне-кампа, 4) научные статьи К Надлер, К Ясперса, С Къеркегора, В М Жирмунского и др Научные исследования философии веры Ф Г Якоби
историко-философские работы Ф Хербста, К Фишера, В Виндельбанда,
монографии Т Виценмана, Ф Дейкса, Ф Варнеке, В Дюрига, П Шнейдера, и др , 2) диссертации И Делиуса, Ю Лахманна, В Буша и др Исследования философского и теологического наследия Г Э Лессинга 1) монографии К Шварца, Ф Снейдера, И Шнейдера, Румянцевой Т. М , 2) диссертации Г Фелленберга, И Якоби, К Рехорна, Г Репе и др , 3) научные статьи К Фишера, Р Сменда, Г М Фридлендера и др Научные издания зарубежных и отечественных ученых, монографии и статьи, посвященные исследованию философии культуры И Г Гердера
В настоящей работе использованы также авторские переводы произведений И Г Гамана, Ф Г Якоби, Г Э Лессинга Результаты диссертационной работы:
Исследование определенных подходов к проблеме веры и знания в философии культуры школы X Вольфа и в философии И Г Гамана выявило противоположные стратегии развития философской антропологии в немецком просвещении
Сопоставление концепции религиозной антропологии И Г Гамана с концепциями философии культуры Г Э Лессинга и И Г Гердера позволило показать не только негативную и скептическую, но также и позитивную роль философии чувства и веры в развитии философии культуры немецкого просвещения
Проанализировав основные идеи философии веры Ф Г Якоби в контексте рационалистической традиции философии нового времени, было установлено, что проблема свободы и проблема религии не может иметь своего решения в рамках рационализма
Раскрыто значение философии веры Ф Г Якоби в развитии основных направлений немецкой философии конца XVIII, начала XIX в в
Научная новизна результатов исследования:
Тематика философии чувства и веры представлена не только в общем историко-философском аспекте, но и показано значение основных идей И Г Гамана и Ф Г Якоби в становлении и развитии культур-философской мысли Германии второй половины XVIII, начала XIX в в
Рационалистическая и антирационалистическая традиции немецкого просвещения представлены как взаимодополняющие стратегии философской антропологии
Показаны роль и значение основных идей И Г Гамана в становлении философии культуры И Г Гердера
Прослежены аспекты влияния философских воззрений Ф Г Якоби на развитие культур-философской тематики Наукоучения И Г Фихте
Введены в научный оборот новые, ранее не издававшиеся в России переводы сочинений И Г Гамана, Ф Г Якоби, Г Э Лессинга, Я Беме
Положения, выносимые на защиту:
Основу философии культуры «вольфовского просвещения» составляет деизм, обоснованный метафизикой X Вольфа, противоречие между деистическими основами философии культуры школы X Вольфа и теистическим принципом философии И Г Гамана обусловлено противоположностью рационального и мистического пониманий сущности человеческого духа
Различие концепций теодицеи в философии культуры Г Э Лессинга и в философии чувства и веры И Г Гамана обусловлено рационалистической и мистической трактовками христианской идеи Откровения
Понятие веры И Г Гамана явилось одним из определяющих факторов развития концепции философии культуры И Г Гердера
Проблема веры и знания была впервые сформулирована Ф Г Якоби в его полемике с М Мендельсоном о «спинозизме» Г Э Лессинга.
Ф Г Якоби доказал, что не обусловленное (Абсолютное, изначальное) не может стать предметом рационального познания
Ф Г Якоби показал невозможность рационального решения проблемы религии, опираясь на следующие положения а) рациональному знанию доступно не Абсолютное, а лишь обусловленное, конечное содержание, б) последовательный детерминизм есть фатализм
Философия веры Ф Г Якоби стала одним из существенных факторов в развитии и углублении культур-философской проблематики в немецкой философии начала XIX в
Теоретическое и практическое значение диссертации заключается в том, что ее положения могут быть использованы а) в дальнейших исследованиях философского наследия И Г Гамана и Ф Г Якоби как в культур-философском, так и в историко-философском аспектах, б) в дальнейших исследованиях проблемы веры и знания в области философской антропологии, в) в педагогической практике — для подготовки учебных материалов и раз-
личных курсов по специальностям «философия культуры», «история культуры» и др , а также в лекционной работе
Апробация работы: Диссертация обсуждена 10 апреля 2007 г на кафедре теоретической и прикладной культурологии факультета философии и политологии СПбГУ, одобрена и рекомендована к защите Основные положения диссертационной работы обсуждены на теоретическом семинаре аспирантов и докторантов кафедры теоретической и прикладной культурологии СПбГУ, на научном семинаре «Вера и знание в немецкой философии» РНБ (февраль 2005 г), а также представлены в докладе «Проблема веры и знания в Новой философии» — круглый стол на кафедре философии РГПУ им А И Герцена, посвященный выходу в свет сборника «И Г Гаман Ф Г Якоби Философия чувства и веры» (сентябрь 2006 г) Основные положения диссертации представлены в 4-х научных публикациях
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, 2-х глав, заключения и списка литературы Общий объем текста — 165 страниц В списке литературы приводится 168 наименований научных изданий, в том числе 105 изданий на иностранных языках