Введение к работе
Актуальность темы исследования. В реалиях современного общества процессы производства, накопления и передачи знания приобретают первостепенное значение. Следствием модернизации и технического прогресса становится значительное ускорение информационного обмена, что в свою очередь ведет к автоматизации и стереотипизации восприятия человеком информации. Очевидно, что подобные факторы создают дополнительные условия для реализации власти в процессах информационного обмена. Такие условия обусловливают необходимость контроля над протеканием данных процессов, а также внимательного анализа средств коммуникации, в число которых входит язык.
Не менее важным является то, что сам язык в современном обществе претерпевает значительные изменения. Он начинает выполнять новые функции, а также становится основой для образования новых систем знаков (реклама, мода). Представления о языке как средстве коммуникации дополнены осознанием той роли, которую играет язык в процессах мышления и познания. Тот факт, что результаты человеческого познания формируются, а мысль приобретает ясные очертания лишь в ходе языковой деятельности, дает основания предполагать, что результаты исследования языка могут быть полезны для решения исследовательских проблем в рамках гносеологии.
Кроме того, именно изучение языка позволило разработать универсальный метод исследования культуры – структурный анализ, позволяющий изучать различные явления культуры на единой основе. Тем не менее структурный анализ столкнулся с рядом серьезных проблем, связанных с трудностью сведения всего многообразия культурных и социальных явлений к одной глобальной структуре. Вполне возможно, что результаты исследования взаимосвязи языка и власти помогут более ясно представить соответствие между явлениями культуры и общества и приблизиться к решению указанных проблем.
В свою очередь власть также меняется в современном обществе. Используя в качестве основания не только авторитет и насилие, но знание, власть проникает во все сферы общества. Она становится более изощренной в методах осуществления себя, изменяя представления человека о мире и тем самым манипулируя им. В подобных условиях эффективность осуществления власти зависит от степени осведомленности индивидов, подвергающихся ее воздействию. Используя язык, власть нередко стремится действовать скрытно, незаметно. Единственный способ не подвергнуться ее воздействию в условиях всеобщности языка – это пролить свет на то, как функционируют механизмы, лежащие в ее основании. В данном контексте изучение свойств языка, дающих власти возможность реализовывать себя с его помощью, представляется актуальной темой исследования.
Степень разработанности проблемы. Анализ литературы показывает, что проблема взаимосвязи языка и власти была со всей очевидностью поставлена в период неклассической философии в таких философских направлениях, как марксизм, философия жизни, позитивизм, экзистенциализм, структурализм, психоанализ, неокантианство.
Основу для изучения этой проблемы составили идеи таких мыслителей, как К. Маркс, высказавший ряд принципиально важных положений в отношении взаимосвязи языка и власти в рамках теории идеологии, Ф. Ницше, осуществивший критику языка в ряду других феноменов современной культуры, М. Хайдеггер, сделавший анализ языка основой своей философии, Л. Витгенштейн, перевернувший представление о взаимосвязи языка и общества.
Не менее важные идеи были высказаны Э. Кассирером, З. Фрейдом, Ж. Лаканом. Отдельно следует упомянуть исследования основателей структурализма К. Леви-Стросса и Р. О. Якобсона, создавших общую методологию гуманитарных наук на основе анализа структуры языка.
Основу для исследования проблемы взаимосвязи власти и языка в рамках философии культуры составили работы лингвистов и семиологов: Ф. де Соссюра, Э. Бенвениста, Л. Ельмслева, А.-Ж. Греймаса.
Современными исследователями этой проблемы являются У. Эко, В. Ж. Келле, Н. С. Автономова, В. В. Бибихин, В. Л. Шульц, Т. М. Любимова.
Теоретической базой данного исследования послужили работы известных мыслителей, представителей французского структурализма Ролана Барта и Мишеля Фуко. Такой выбор обусловлен несколькими причинами:
– Как Фуко, так и Барт являются основными представителями французского структурализма. Их идеи оказали решающее воздействие на развитие философии языка. Метод дискурсивного анализа, разработанный М. Фуко, стал широко применяться в социологии и политологии, а его идеи относительно техник власти стали классическими. Р. Барт стал основателем целого направления литературной критики (Новая критика), а его взгляды на структуру знака, коннотацию и миф стали фундаментом семиотики.
– Идеи этих мыслителей вышли за пределы, обозначенные структурализмом. Поздний Барт, как и поздний Фуко, пересматривают свои позиции и пытаются обратиться к исследованиям объектов, не входящих в структуру.
– Именно в философии Барта и Фуко язык играет ведущую роль. В основе всей социальной философии Фуко лежит исследование речи как основополагающей человеческой деятельности. Ролан Барт посвятил свою жизнь исследованию особенностей процесса смыслообразования в человеческой речи.
– Критика традиционных представлений о языке, содержащаяся в работах Барта и Фуко, направлена на недооценку властных функций языка в предшествующих концепциях языка.
Объект исследования – структуры, связывающие язык и власть.
Предмет исследования – язык и власть в свете современной философии культуры на материале концепций Р. Барта и М. Фуко.
Цель диссертационной работы – выявление на основе имеющегося материала важнейших свойств языка, которые являются основанием для реализации власти.
Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие основные задачи:
– выявить общий философский контекст проблемы изучения реализации власти в языке посредством анализа философских позиций К. Маркса, Ф. Ницше, З. Фрейда, М. Хайдеггера;
– исследовать структурные особенности языка как средства познания и мышления человека;
– проанализировать наиболее значимые результаты исследования властных функций языка, достигнутые в рамках лингвистики;
– изучить стратегии философского осмысления взаимодействия языка и власти в концепциях Р. Барта и М. Фуко;
– провести сравнительный анализ представлений о языке и речи М. Фуко и Р. Барта с целью выявления общих черт, характерных для современной французской философии;
– охарактеризовать основные свойства языка как поля реализации властных стратегий в современной культуре.
Методологической и теоретической основой исследования являются базовые принципы философии культуры, методологический, социально-критический и теоретико-систематический подходы к культуре, системный подход к проблеме, междисциплинарный синтез исследований лингвистики, семиологии, литературоведения и семантики. Также были использованы средства историко-философского, герменевтического и компаративистского анализа.
Наиболее существенные результаты и научная новизна работы состоят в выявлении специфических черт языка как поля реализации властных стратегий общества.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что:
– выявлены характерные черты языка как поля реализации властных стратегий, а именно: структурность, тотальность и отчуждение языка как основания для вовлечения его в социальные стратегии;
– установлены специфические черты взаимосвязи языка и власти в современной философии культуры, – прежде всего у Р. Барта и М. Фуко;
– основой реализации властных стратегий общества в языке являются, прежде всего, ложные представления о нем. Неосведомленность выявлена как основной фактор реализации власти в языке;
– обоснована необходимость используемого подхода к изучению языка, в котором властные функции рассматриваются как его сущностные свойства.
Основные результаты диссертационного исследования сформулированы в следующих положениях, выносимых на защиту:
1. Попытки теоретического осмысления суггестивных свойств языка предпринимались в философии культуры с момента ее возникновения.
2. Существенной чертой языковой деятельности является реализация властных стратегий.
3. Главным основанием для реализации власти посредством языка является его структурность, обусловливающая противоречие между историчностью языковых смыслов и синхроничным восприятием языка со стороны индивида.
4. Концепции взаимоотношений языка и власти Р. Барта и М. Фуко принадлежат к иной научной парадигме, в отличие от концепций предшествующей философии культуры, поскольку рассматривают власть как неотъемлемое свойство языковой деятельности.
5. Подходы к проблеме взаимоотношения языка и власти Р. Барта и М. Фуко не исчерпывают все аспекты ее теоретического осмысления, но именно они наиболее существенно определяют методологию ее исследования в современной философии культуры.
Теоретическая и практическая значимость работы. Научно-практическая значимость исследования состоит в разработке недостаточно изученной в зарубежной и отечественной литературе проблемы взаимодействия языка и власти, а также в расширении существующих представлений о языке как поле реализации властных стратегий в культуре.
Результаты диссертационного исследования могут быть использованы для разработки спецкурсов и учебно-методических пособий по философии и культурологии.
Апробация работы. Основные идеи и выводы диссертационного исследования докладывались автором на XII и XIII Региональных конференциях молодых исследователей Волгоградской области (Волгоград, 2007, 2008), а также Научных сессиях ВолГУ (Волгоград, 2008, 2010).
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.