Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Феномен мистического в контексте бытия культуры Кривых, Игорь Евгеньевич

Феномен мистического в контексте бытия культуры
<
Феномен мистического в контексте бытия культуры Феномен мистического в контексте бытия культуры Феномен мистического в контексте бытия культуры Феномен мистического в контексте бытия культуры Феномен мистического в контексте бытия культуры
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кривых, Игорь Евгеньевич. Феномен мистического в контексте бытия культуры : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.13 / Кривых Игорь Евгеньевич; [Место защиты: Ставроп. гос. ун-т].- Ставрополь, 2011.- 186 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-9/331

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Проблема существования мистики и трансформации ее форм в современной культуре - кардинальная проблема философской антропологии и философии культуры. Особую практическую остроту она приобретает в настоящее время в России, где в границах хронологически сжатого периода совершается сложнейший процесс обновления как самой действительности, так и неисчерпаемого мира человеческой субъектности, сопровождаемый смешением различных культурных традиций. Крушение прежних идеалов, поляризация общества порождают у людей растерянность, боязнь быть сметенными лавиной социальных трансформаций, желание достичь успеха и стабильности. В ситуации распада социальных связей, кризиса социокультурных и персональных идентичностей человек начинает искать разрешение своих проблем в действиях, лежащих за рамками традиционной культуры или религии, в том числе в мистических практиках. Расширяющийся пласт сотериологических характеристик мистики, связанных с катарсическими функциями, направленными на освобождение человека от греха и единение с Богом или Абсолютом, очищение души, приближение к ощущению вечности и осознанию бренности материального существования остается еще малоизученным, а методология его исследования недостаточно проработана. Изучение процессов возрождения и романтизации мистической традиции позволяет уточнить понимание индивидуальных форм экзистенции человека, раскрыть характеристики его бытия, связанные с метафизикой развития личности в современной культуре.

В отечественной философии последних лет феномен мистики неоднократно становился объектом специального изучения. Объясняется это не только широким распространением связанных с мистическим мировидением практик, но и трудностями становления специальных направлений в науках, изучающих эти практики, будь то философская антропология, философия культуры, религиоведение, культурология,

этнография, фольклористика. Происходящие в современной России ценностные трансформации, формируют новые мотивы и потребности обращения к мистической деятельности, постоянно порождают специфические модусы ее функционирования, однако сотериологическая тема в спектре проблем концептуализации сущности мистики как мировоззрения не получила еще должного осмысления. Явственно ощущается и запрос со стороны общества на выработку рецептов управления логическими структурами мистической ментальности, но ниша культурфилософского анализа мистики остается практически незаполненной, что определяет теоретическую актуальность заявленной темы.

Таким образом, заявленная проблема имеет как научно-теоретическое, так и практическое значение, что и обусловило выбор темы исследования, его объекта и предмета.

Степень научной разработанности проблемы. Проблеме социокультурной сущности мистики посвящено значительное количество литературы. Интерес к феномену мистического опыта возник в недрах философии в глубокой древности. Необходимо отметить, что определение мистики или отношение к ней как к предмету исследования существует практически у каждого крупного мыслителя, как в конкретных трудах, так и в общефилософских, общетеоретических разработках. В числе авторов, под влиянием которых складывалась традиция теоретического изучения мистики можно назвать Аристотеля, Аврелия Августина, А. Бергсона, Дж. Бруно, М. Бубера, Ф. Бэкона, Г.В.Ф. Гегеля, Э. Гуссерля, Р. Декарта, И. Канта, Г.В. Лейбница, М. Монтеня, Николая Кузанского, Платона, Б. Спинозу, П. Тейяр де Шардена, И.Г. Фихте, Фому Аквинского, П. Фейерабенда, Ф.В. Шеллинга, А. Шопенгауэра, Д. Юма и других.

Значительное внимание вопросам историко-культурной

обусловленности форм религиозной мистики уделялось в работах русских религиозных философов, таких как С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, Л.П. Карсавин, А.Ф. Лосев, Н.О. Лосский, Д.С. Мережковский, П.М. Минин,

В.В. Розанов, Г.С. Сковорода, B.C. Соловьев, П.А. Флоренский, С.Л. Франк, Л.И. Шестов, Г.Г. Шпет. Представителями русской философии рассматривались, главным образом, проблемы единства мистики в ее отношении к религии, познавательных средств мистицизма, мистической интуиции, а также интерпретации мистического опыта и его «объектов» -Абсолюта, «ничто», трансценденции.

Проблемная ситуация мистики как культурно-исторического феномена, обеспечившая необходимость и возможность обсуждения ее философской специфики, возникла благодаря философам-визионерам, труды которых непосредственно эксплицируют мистический опыт. В числе философов-мистиков, деятельность которых определила границы исследовательского дискурса о мистике, следует назвать Я. Беме, Григория Паламу, псевдо-Дионисия Ареопагита, Нагарджуну, Плотина, Джалаладдина Руми, Э. Сведенборга, Г. Сузо, Чжуан-цзы, И. Шеффлера, Мейстера Экхарта и других.

Проблемы морфологии мистики специально исследовались такими учеными, как Э. Андерхилл, П. Бергер, М. Вебер, У. Джеймс, Э. Дюркгейм, Н. Зедерблом, Г. Зиммель, Р. Отто, Д.Т. Судзуки, М. Шелер, Ф.Д.Э. Шлейермахер, Ф. Хайлер, М. Элиаде и другими, в работах которых были сформированы основные подходы к изучению психологических проявлений мистики, форм их опредмечивания, способов рационализации и овеществления, а также институционализации религиозных отношений. Применяя во взаимосвязи герменевтический подход и феноменологический метод к анализу мистически окрашенной социальной психологии, данные ученые сконструировали критерии для определения мистического характера тех или иных психических явлений или социокультурных практик.

Трудами Н.В. Абаева, В.Н. Басилова, Ю.Ф. Борункова, А.К. Бычко, А.Ю. Григоренко, И.Р. Григулевича, П.С. Гуревича, Л.И. Ибраева, В.И. Кононова, И.А. Крывелева, В.А. Мезенцева, Л.Н. Митрохина, В.И. Носовича, Е.И. Парнова, К.К. Платонова, B.C. Поликарпова, В.Е. Рожнова, А.А.

Ротовского, А.Д. Сухова, Д.М. Угриновича, М.И. Шахновича, Е.И. Шехтермана и других была создана диалектико-материалистическая концепция мистики. В советской философской науке главное внимание уделялось исследованию общественно-политических, социально-экономических и социально-психологических аспектов мистицизма, зачастую в контексте проблем идеологической борьбы.

Конец XX - начало XXI века характеризуется усилением внимания в отечественной науке к проблемам особенностей мистики как культурно-исторического феномена, установлением новых путей и форм их исследования. В частности, проблематика форм мистики, специфики сакральной веры, онтологических, гносеологических и этико-психологических оснований мистицизма, исследовалась в трудах таких ученых, как Е.Г. Балагушкин, Л.А. Бессонова, С.Н. Волков, Н.А. Ганина, И.В. Егорова, А.Г. Климович, А.Д. Кныш, Ю.В. Курносов, О.Н. Ладова, М.Д. Мекерова, З.М. Муртузова, И.Р. Насыров, Б.И. Пружинин, В.М. Розин, Т. А. Светова, Л.В. Скворцов, Н.И. Сидорова, А.В. Солдатов, Ю.А. Степанчук, М.Т. Степанянц, Е.А. Торчинов, А.А. Федоров, Л.И. Фесенкова, А.Р. Фокин, Г.И. Царева, Е.Е. Шахматова, М.Л. Хорьков, И.Н. Яблоков, О.Б. Яцевич и другие.

Однако материалы, накопленные философской наукой к настоящему времени о феноменологии реальной структуры мистического опыта, остаются несинтезированными на уровне философской абстракции. Цельная история мистики как формы организации трансцендентного опыта разветвляется на ряд региональных историй и традиций. Внимание исследовательской традиции до сих пор не было сосредоточено на философской квалификации мистики с позиций сотериологической, то есть практически ориентированной схемы. Все это актуализирует потребность аккумулировать опыт изучения проблемы и значительно дополнить информацию об отдельных исторически существовавших видах мистики, углубить и более полно разработать теорию мистики.

Таким образом, актуальность, степень научной разработанности и значение проблемы определили содержание исследования, его структуру, объект, предмет, цель и задачи работы.

Объектом диссертационного исследования является мистика как культурный феномен.

Предметом исследования выступают сотериологические аспекты бытия мистики в культуре.

Цель диссертационного исследования: раскрыть дискурсивные и коммуникативно-рефлексивные реализации сотериологической программы мистики.

Задачи исследования:

1) выявить основные подходы к анализу сущности мистики,
установить их эвристический потенциал;

  1. эксплицировать способы понимания трансцендентного в мистике в контексте ее сотериологических интенций;

  2. показать соотношение мистики как феномена духовной культуры с эзотерикой и оккультизмом;

4) установить соотношение рационального и иррационального в
сотериологии мистики;

  1. раскрыть дискурсивную функцию понятия сакрального в мистике;

  2. выявить семантические структуры описаний сверхъестественного опыта в текстах мистиков.

Теоретико-методологические основы исследования.

Методологической основой исследования послужил структурный метод, применение которого позволяет анализировать мистику как замкнутое целое с автономными принципами культурного устройства и эксклюзивными закономерностями функционирования.

При рассмотрении культурных аспектов мистики были использованы герменевтический, исторический, феноменологический подходы, а также принципы всесторонности и развития. При изучении диалектики

мистических и культурных ценностей использовался принцип историзма. При анализе коммуникативных аспектов мистики как культурной практики использовалась методология дискурс-анализа.

В качестве теоретической основы построения концепции диссертации выступает концепция «понятийной трансцендентности» С. Вшолека, применение которой дает возможность интерпретировать идеологию мистики в контексте ее керигматических функций и раскрыть сущность мистической сотериологии и реализующих ее социокультурных практик.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

показано, что поскольку мистика представляет собой социокультурную, коммуникативную практику, имеющую сотериологическую направленность и интерсубъективный статус, наиболее адекватными при анализе мистики являются структуралистский и герменевтический подходы;

выявлено, что сотериологические интенции определяют понимание трансцендентного в мистике в качестве преодоления человеческой субъективности путем реализации практик деконструкции дискурса и социокультурных норм;

установлено, что в отличие от эзотеризма, мистическое учение обращено к неопределенному кругу адресатов, поскольку мистический опыт есть проявление сущности любого человека;

определено, что реализация сотериологических задач формирует мистику в качестве дискурсивной и коммуникативно-рефлексивной деятельности, рационально обоснованной и доступной разумному освоению;

показано, что понятие сакрального в мистике проблематизируется в контексте специфического осмысления окружающего мира профанических предметов, как особое осмысление профанического бытия;

доказано, что соединение мистика с Абсолютом представляет собой имеющий дидактические цели прием конструирования мистических текстов.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. В литературе в настоящее время доминирует два подхода к
определению и анализу феномена мистики: теория «сакральной веры» и
теория «трансперсональных состояний». Оба данных подхода не являются
методологически вполне удовлетворительными, поскольку в них не
учитывается социокультурный и коммуникативный характер мистических
практик и их сотериологическая направленность и интерсубъективный
статус. Анализ мистики как дискурса требует обращения к
структуралистскому и герменевтическому подходам.

2. Как сотериологический проект мистика инспирирована
экзистенциальными потребностями человека в преодолении собственной
субъективности и представляет собой практику экспликации Абсолюта
путем деконструкции дискурсивного мышления и социокультурных норм.
Исходная специфика понимания трансцендентного определяется в мистике
сотериологическими интенциями, стремлением человека к духовному
освобождению от давления превращенных форм собственного бытия:
культуры, общества, дискурса. Стигматизация любых логических дефиниций
Абсолюта как несоизмеримых нацеливает и вдохновляет дискурсивную
стратегию восприятия трансцендентного в качестве инобытия человеческой
субъективности, условности и конечности.

3. К характерным чертам мистики относится то, что, являясь
сотериологическим учением, учением о спасении, она реализует
дидактические задачи и адресует свои истины неопределенному кругу лиц в
рамках естественно-языковой коммуникации. Истины мистики
контекстуально обусловлены и подвергаются отрицанию по завершению
коммуникации. Эзотеризм, в отличие от мистики, есть доктрина,
экспонирующая тезисы, имеющие отношение к запредельным аспектам

реальности или особым состояниям сознания и телесным практикам, связанным с возможностью постижения этой реальности.

4. Мистика организована как дискурсивная и коммуникативно-
рефлексивная деятельность, деятельность рационально обоснованная,
доступная для разумного освоения. Манифестации трансцендентного
коммуникативны и интерсубъективны, экспликация мистических истин
осуществляется визионером в рамках формально-логической методологии.
Взаимоисключающие характеристики Абсолюта в текстах мистиков
реализуют программу «компрометации» и деконструкции дискурсивного
мышления в целях преодоления ограниченности человека как природного и
культурного субъекта.

5. Понятие сакрального в мистике проблематизируется в контексте
специфического осмысления окружающего мира профанических предметов,
сакральное в мистике - это особым образом интерпретируемая
профаническая реальность. Феномен сакральной веры определяется
практиками самотрансцендирования личности, преодолевающей
ограниченность своего бытия через деконструкцию дискурса. Сакральными
являются любые действия и предметы, инспирирующие осмысление
профанического бытия, культурных норм и символических программ
мышления в качестве навязанных, и, тем самым, освобождающие язык от
референтивной функции и пресекающие человеческую субъективность.

6. Сотериологическая природа мистики обусловливает
коммуникативный характер мистического текста, оформление его
семантических структур в ситуации «духовного наставления». Мистический
текст является результатом литературного конструирования и направлен на
решение дидактических задач. Содержащиеся в мистических текстах
описания мистического опыта как опыта контакта со сверхъестественной
реальностью, как опыта соединения мистика с Абсолютом представляют
собой композиционный прием, призванный привлечь внимание реципиента к
символам, отражающим философскую сущность мистики. Мистические

истины не существуют в виде отдельных структур, но образуют литературный аппарат текста.

Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что ее основные положения и выводы могут быть использованы в дальнейшем изучении феномена мистического в культуре на основе использования предложенного в диссертации подхода к рассмотрению мистики в качестве коммуникативной и интерсубъективной практики.

Теоретические обобщения и практические выводы исследования могут использоваться в преподавании курса «Философия культуры», могут быть положены в основу спецкурса «Европейский мистицизм».

Материалы диссертации могут представлять интерес для средств массовой информации и других структур, занимающихся проблемами культуры, духовности, формирования общественного мнения.

Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседании кафедры религиоведческих и религиозно-философских дисциплин Армавирского православно-социального института и была рекомендована к публичной защите по специальности 09.00.13 - Философская антропология, философия культуры.

Основные положения диссертационного исследования представлены в тезисах и докладах на следующих конференциях и семинарах: всероссийской научно-практической конференции «Конституция Российской Федерации в действии (1993-2008 гг.)» (г. Армавир, 25-26 декабря 2008 г.); международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Россия и Восток: язык - культура - ментальность» (г. Владимир, 2010 г.); межвузовской научно-практической конференции «Политико-правовые и социально-экономические трансформации России в XX - начале XXI вв.» (г. Армавир, 25-26 ноября 2009 г.); второй Всероссийской научной конференции «Философия о знании и познании: актуальные проблемы» (Ульяновск, 18-19 июня 2010 г.); научно-практической конференции «Духовные ценности: светское и религиозное измерение» (Армавир, 17 декабря 2009 г.); третьей

международной заочной научно-практической конференции «Современные направления научных исследований» (Екатеринбург, 2011 г.).

Основные положения и выводы диссертации отражены в 12 публикациях общим объемом 4,3 п.л., в том числе три статьи опубликованы в ведущих рецензируемых научных журналах, определенных Высшей аттестационной комиссией.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения и библиографического списка использованной литературы, состоящего из 206 наименований. Общий объем диссертации 186 страниц машинописного текста.

Похожие диссертации на Феномен мистического в контексте бытия культуры