Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Теоретические предпосылки анализа рок-культуры 9
Глава II. Сущность и содержание рок-культуры 41
Глава III. Тупики и перспективы рока 84
Заключение 110
Список литературы 112
- Теоретические предпосылки анализа рок-культуры
- Сущность и содержание рок-культуры
- Тупики и перспективы рока
Введение к работе
Актуальность темы исследования. Проблематика рок-культуры еще долго будет притягивать внимание исследователей в XXI веке. Исследование сущности данного феномена и истории его развития на Западе и в России является весьма актуальным, так как позволяет выяснить механизм взаимодействия субкультуры, контркультуры, процессов социализации молодежи и отдельных секторов массовой культуры (музыка, мода, стиль поведения).
Историческая судьба рок-культуры еще интересна и тем, что в ней наблюдается сложное переплетение политических движений молодежного протеста с самыми разнообразными формами массовой музыкальной культуры. Никогда еще молодежная культура не демонстрировала такого единства и в таких масштабах (Северная Америка, Европа и СССР), как рок-культура в 60-е годы на Западе и в конце 80-х начале 90-х в России.
Образно говоря, рок давал молодежи модели поведения в кризисных ситуациях и был формой осознания гармонизации своего бытия в мире. Один из российских исследователей Ю. Н. Давыдов отмечал по этому поводу, что пока проблема социализации молодого поколения будет оставаться - будут существовать формы субкультур вроде рок-музыки.
Актуальность выбранной для диссертационного исследования темы обусловлена тем, что проблема сущности и генезиса рок-культуры затрагивает широкий круг вопросов и проблем социокультурного развития, детерминирующих самые различные стороны общественной жизни.
Таким образом, социальный опыт рок-культуры имеет огромное значение и должен стать объектом осмысления социогуманитарных наук и предметом специального изучения философии культуры.
Степень научной разработанности проблемы. В литературе последних лет было уделено большое внимание разработке музыкального аспекта рок-культуры. Этой теме были посвящены работы Артемьева Э., Бондаренко В., Дроздова Ю., Диденко Т., Житинского А., Кнабе Г., Конена
4 В., Лессера В., Мейнерта Н., Переверзева Л., Смирнова И., Феофанова О., Цукера А.
В трудах этих ученых прослеживается и узко профессиональный, музыковедческий подход к проблемам рока и попытка осмыслить рок-музыку как тип художественного мышления.
Немало внимания в научной литературе уделено и молодежным движениям второй половины XX века. В частности, в работах Баталова Э., Быкова В., Емельянова Ю., Мяло К., Решетова П., Худовердян В., Кукаркина А. рассмотрены битничество, движение «новых левых», хиппи и т.д.
Большое количество работ было посвящено проблемам субкультуры и контркультуры (Баткин Л., Давыдов Ю., Роднянская И., Замятин Ю., Рїльин И., Кнабе Г.)
И в то же время внимание рок-культуре почти не уделялось. Это же относится и к изучению социокультурных функций рока. Речь идет о вопросах, ответы на которые могли бы стать фундаментом при решении проблем, возникающих в современной молодежной среде.
При анализе рок-культуры были использованы работы биографического жанра, посвященные отдельным исполнителям и рок-группам, такие как «Осколки неба или Подлинная история «Битлз» Буркина Ю. и Фадеева К. (М., 1997); «Мик Джаггер - просто крутой» Сандфорда К. (М., 1999); «Джон Леннон» Голдмана А. (М., 2000).
Опорой при разработке темы «Рок-культура - феномен XX века» послужили положения и выводы философов, социологов и культурологов: Адорно Т., Вебера М., Баткина А. Л., Гачева Г.Д., Гуревича А. Я., Давидовича В. Е., Ионина Л. Г., Кона И., Матяш Т. П., Маркузе Г., Тэна И., Тощенко Ж., Тоффлера А., Ясперса К.; историков музыки и музыковедов: Асафьева Б. В., Сохора А., Цукера А. М, Чередниченко Т. В.
Объектом исследования является феномен «рока» в культуре и жизнедеятельности человека. Предмет исследования - место, роль и функции рок-культуры, зарождение, развитие и трансформация ее структур.
Цель и задачи диссертационного исследования.
В работе поставлена цель - выявить сущностные характеристики рок-культуры, рассмотреть процесс ее зарождения и развития. Составить целостную картину данного явления.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач: определить основные предпосылки зарождения рок-культуры; рассмотреть этапы развития рок-культуры на Западе и в России; дать сущностную характеристику рок-культуры; определить статус «рока» в молодежной субкультуре; исследовать структуру рок-культуры; рассмотреть проявления «рока» как образа и стиля жизни; оценить перспективы и тупики развития рок-культуры.
Теоретическую и методологическую основу работы составляет методология философского рационализма, в основе которой лежат общедиалектические принципы философских систем Запада и России. Широко использованы труды философов, культурологов, историков, социологов, музыковедов, отечественных и зарубежных авторов, результаты и подходы, как непосредственно связанные с темой диссертации, так и лежащие в плоскости сопредельных (гуманитарных и социально-политических) наук.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем: показаны предпосылки возникновения, функционирования и развития рок-культуры; охарактеризован «рок» как культура протеста, молодежного бунта в Западном мире; очерчен облик, исторические этапы и типология рок-культуры; определен статус «рока» в молодежной субкультуре, раскрыт его социально-эстетический (музыкальный) дуализм; описаны специфические формы «рока» и показано его место в современной массовой культуре, прорисованы черты коммерциализации «рока»; представлены проявления «рока» как образа и стиля жизни, феномена моды, модели поведения в кризисной ситуации; зафиксированы позитивный потенциал и негативные реалии рок-культуры, описаны тенденции ее заката, связанные с изменением менталитета молодежи конца XX века.
На защиту выносятся следующие тезисы:
Рок-культура - конкретно историческое явление, возникшее в середине XX века в странах Запада и впоследствии распространившееся по всей планете. Ее источником и предпосылкой стало проявление всеобщего глобального цивилизационного кризиса.
Рок-культура возникла как выражение настроения протеста, молодежного бунта, антибуржуазности. Появление «рока» связано с изменением социально-психологической атмосферы на Западе. Оно неотделимо от формирования определенных технологических возможностей в музыкальном творчестве.
Умонастроения «рока» нашли выражение в ряде общественных движений и проявились как два направления: а) яростное противостояние окружающей действительности, вплоть до
7 открытого столкновения с силовыми структурами («новые левые»); б) «уход от реальности» в своей внутренний мир с опорой на экзистенциальные переживания («хиппи»). Оба эти направления были представлены в протестных акциях популярных музыкальных групп, отвергавших ценностные ориентации Западного общества.
Сущность «рока» состоит в противостоянии господствовавшим культурным реалиям, выявлении себя как контркультуры, отказе от классических образцов, переходе от реализма в музыкальном искусстве и рациональности в повседневной жизни к сюрреалистическим началам, мистическим акциям, нигилистическим настроениям. Для него характерны пансексуализм, наркотики, эпатирующая музыка.
Родившись в музыкальной среде, «рок» вышел за ее пределы, претендуя на то, чтобы утвердиться как стиль жизни, поведения, вкусов, одежды. Начиная с 70-80 годов XX века, начался нарастающий процесс коммерциализации «рока», подчиняющий его интересам шоу-бизнеса.
Основу эстетико-эмоциональных черт рока составляет музыка, несущая в себе соединение восточных и западных фольклорных традиций. Музыкальные направления «рока» пестры: от «Rolling Stones» и «Beatles» до хард-рока и хеви-металла.
Рок культура как способ бытия молодежи несла в себе позитивный заряд, давая возможность преодоления консервативных установок, осознания своего места в современном тревожном кризисном мире. В этом отношении характерны сюжеты отечественного варианта рок-культуры в конце XX века. На рубеже столетий выявились признаки угасания рок-культуры, ее вульгаризации, перерождения.
Научная и практическая значимость работы. Рассмотренная проблема входит в ткань современной культурологической мысли, развивая деятельностную концепцию в осмыслении культуры.
Подходы, гипотезы и результаты исследования могут быть использованы для дальнейшего научного анализа обозначенных, но не раскрытых проблем как самой темы, так и родственных тем. Основные выводы могли бы быть использованы в преподавании «Философии», «Культурологии», «Социологии», «Истории», а также при создании учебных пособий по выше названным дисциплинам.
Апробация работы. Тезисы и положения данной диссертации содержатся в выступлениях на научных конференциях:
Межрегиональная научно-практическая конференция профессорско-преподавательского состава Ростовской Государственной Экономической Академии (Ростов-на-Дону, 1997)
Конференция молодых ученых СКНЦ ВШ (Ростов-на-Дону, 2000)
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Теоретические предпосылки анализа рок-культуры
Во второй половине XX века в индустриально развитых странах оформился и получил дальнейшее развитие феномен рок-культуры. Он был включен в ткань послевоенной культуры и связан с такими важными ее проблемами как демократизация и массовость, как отношение поколений и восприятие культурного наследия.
В целом рок возник из осознания невыносимой отчужденности всех традиционных форм соучастия, сотрудничества, науки, религии, искусства от жизни, от повседневного существования обычного простого человека. Протест против отчуждения культуры составляет одну из фундаментальных ее черт, сопутствующих ей на протяжении веков и тысячелетий.
Сам термин «рок» очень расплывчат и растяжим. Разные социальные группы по-своему понимают его смысл. Наиболее распространен так называемый обыденный подход, свойственный малозаинтересованным и неподготовленным людям. Для них рок - это то, что было современно, модно и громко в 60-е, 70-е годы. Еще сложнее с понятием рок-культура. В ее понимании можно выделить следующие основные подходы. Первый принадлежит социологам, культурологам и музыковедам, которые склонны рассматривать рок-культуру как явления сугубо социальное, увязывая ее с протестом.
Другой взгляд на рок как на особый вид музыкального искусства исходит от тех, кто по призванию исполняет именно эту, а не другую музыку. Здесь во главу угла ставится мастерство: виртуозная техника, сыгранность, умение передать «драйв»(егіуе), особое вокальное искусство, мастерство импровизации, владение формой, наличие особого блюзового чувства.
Наконец, существует еще журналистский взгляд. Здесь в основе всех рассуждений лежит бытовая сторона медали, подробности жизни артистов, сплетни, скандалы и прочее.
Все выше названные подходы имеют под собой серьезные основания. Рок и рок-культура были своего рода культурным отражением, с одной стороны, кризиса морали тогдашнего западного общества, а с другой, одной из форм молодежного бунта. То же самое можно сказать и о российском роке.
Наконец, американский музыкальный критик Фрэнклин Уотте отмечал, что в начале 50-х годов возник новый стиль жизни. И если он возник не из-за музыки, то во всяком случае в связи с ней. Ему вторил французский журналист Пьер Рэтален в журнале «Пари-Матч»: «Это нечто большее, чем просто мода, чем просто увлечение. Это - рождение нового стиля жизни».
Рок-культура возникла из обострившейся в послевоенные годы ситуации отчуждения и потребности в ее преодолении. Ее суть и плоть поэтому связана с устойчивыми реакциями на отчуждение от человека общественных институтов, культуры, морали, норм поведения. В число этих реакций входят стремление уйти из зоны повышенного напряжения общественной и государственной жизни на ее периферию, а также плебейский протест против официализированной культуры, как дела сытых и благополучных.
Суммируя современные подходы к пониманию рок-культуры, можно дать следующее определение. Рок-культура - это молодежная субкультура, возникшая в середине XX века в США и Великобритании и впоследствии распространившаяся по всей планете, имеющая ярко выраженное контркультурное содержание, являющаяся прежде всего образом и стилем жизни молодежи и породившая такие феномены как рок-музыку, стиль одежды, молоджный жаргон (сленг), рок-периодику, рок-концерты и рок-фестивали.
Для более подробного анализа феномена рок-культуры целесообразно рассмотреть основные категории, используемые в работе. Они являются достаточно общепризнанными и проанализированы во всех справочных изданиях, культурологических словарях и философских энциклопедиях.
Речь идет прежде всего о таких понятиях, как культура, субкультура, контркультура и т. д.
В свое время Н. Рерих расшифровал, опираясь на санскрит термин культура, как «почитание света» (культ - почитание, ур - свет). С общепризнанной точки зрения термин «культура» происходит от латинского слова «cultura» возделывание, выращивание, обрабатывание и обозначал вначале функцию, связанную с приобретением знаний, опыта.
Войдя в обыденную человеческую речь, в ходе частого употребления это слово утратило свой первоначальный смысл и стало обозначать самые разные стороны человеческого поведения, а так же видов деятельности.
Многозначность понимания культуры с точки зрения здравого смысла породила многочисленные трудности, связанные с научным определением этого сложного понятия. В различных областях научной деятельности было сформулировано около 300 определений культуры. Наиболее удачное определение понятия «культура», по-видимому, дано английским этнографом Э. Тейлором в 1871 г.: «Культура.. .это некоторое сложное целое, которое включает в себя знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи и другие способности и привычки, приобретаемые и достигаемые человеком как членом общества». Если прибавить к этому материализованные навыки и умения, окружающие нас в виде произведений искусства, книг, культовых предметов и предметов повседневного обихода, то становится очевидным, что культура - это все, что производится, социально усваивается и разделяется членами общества, представляя собой целостную, замкнутую и воспроизводящуюся в поколениях систему.
Сущность и содержание рок-культуры
Появление рок-культуры было несомненно связано с новым музыкальным направлением, которое породило новые привычки, особый стиль поведения, молодежный жаргон, определенную моду на одежду, прическу.
Родиной этого направления стали США. Причин этому было много. Здесь и деятельность звукозаписывающих фирм, и потребность в самовыражении молодежи, бурное развитие СМИ и резкое повышение миграции населения США. Музыкальная сцена США накануне появления рок-н-ролла представляла собой весьма посредственное зрелище. Она ждала появления нового энергичного жанра в музыке.
Если рок и рок-н-ролл во второй половине 50-годов был полностью аполитичным и мало распространенным, то в 60-х годах в текстах песен выражается определенное отношение к обществу и социальным проблемам. Повысился и возраст рок-аудитории. По мнению одного из американских журналов рок становится энергетическим центром новой культуры и молодежной революции.
Рок-культура берет свое начало в середине 50-х годов. Ее духовные основы были заложены битниками, музыкальные же начала коренились в культуре негритянских гетто. Согласно некоторым источникам термин «рок-энд-ролл» (сокращенное рок-н-ролл), взамен носившего ярко выраженный расовый оттенок слова «ритм-энд-блюз», - остроумно подсказал Алану Фриду его друг Лео Мантц, владелец небольшого магазина грампластинок. Для белых слушателей, не знакомых с жаргоном молодежи из негритянских гетто, это выражение означало лишь «катайся и вертись», в то время как в среде чернокожих поклонников ритм-энд-блюза слова «рок» и «ролл» употреблялись совсем в другом, непристойном смысле. По-русски это расшифровывается как «трахаться и бахаться».
В 1954 году Билл Хейли спел свою песню «Rock round the clock» в кино фильме «Джунгли классных досок», а у Элвиса Пресли вышла первая коммерческая пластинка.
Однако, только в 60-е годы формируются и завоевывают массовое призвание классические роковые группы и исполнители: «Beatles», «Rolling Stones», Боб Дилан. В этот период рок-музыка была знаменем протеста против войны во Вьетнаме. Возникают организации «Рок против войны», «Рок против расизма».
Ядро рок-культуры составила контркультура. Поэтому рок — это прежде всего, не искусство, не идеология, а система ценностей и образ жизни. Отсюда социальная направленность рока и практика, выраженная в шокирующей триаде: пансексуализм - наркотики - музыка. Рок-культура породила несколько феноменов: язык (сленг) и стиль одежды, рок-периодику, рок-энциклопедию, рок-концерты.
Э. Тирикьян в середине 70-х годов разглядел в контркультурных феноменах мощные катализаторы культурно-исторического процесса.
В истории культуры складываются такие ситуации, когда локальные комплексы ценностей начинают претендовать на некую универсальность. Они выходят за рамки собственно-культурной среды, возвещают новые ценностные и практические установки для широких социальных общностей. В этом случае это уже не субкультуры, а скорее контркультурные тенденции.
Культурный процесс, как и научный, рождает новые культурные эпохи, отличающиеся друг от друга радикально. В культуре постоянно происходят парадигмальные сдвиги. Эти глубинные преобразования и порождает контркультура.
В истории постоянно меняются социальные реалии, рождаются новые духовные ценности. Распад старых форм жизни и появление новых ценностных мотивов приводят к интенсивному брожению, которое требует своего выражения. Далеко не всегда эти искания рождают новую культуру. Но чтобы возникла принципиально иная эпоха, нужны новые ценностные ориентации, меняющие структуру всей жизни.
Контркультура постоянно проявляет себя в виде механизма культурных новаций. Она обладает огромным потенциалом обновления. Рождение новых ценностных ориентиров есть провозвестие новой культуры.
В современном мире произошла радикальная переоценка этики труда, смысла жизни, отношений между полами, традиций рациональности.
В контексте подобных размышлений понятие контркультура обретает совсем иной смысл нежели понятие субкультура. Контркультурным значением в современном мире обладают не отдельные феномены, а вся совокупность субкультур. Сохраняя и возобновляя себя, они вместе с тем провоцировали настоящую ценностную революцию. Контркультура, следовательно, есть совокупный эффект поисков нового ценностного ядра современной культуры.
Противостояние господствующей культуре, рождение новых ценностных и практических установок — процесс, постоянно воспроизводящий себя в мировой культуре.
Поскольку метрополией рок-культуры считается англо-язычный мир, постольку и ее ядро — контркультуру рассмотрим применительно к США и Великобритании.
Концепция контркультуры получила свое развитие в трудах таких теоретиков, как Н. Браун, Т. Розак, Ч. Рейч и Ф. Слейтер. Рациональное, логическое сознание было объявлено сторонниками этого течения проявлением ограниченности, буржуазности, его должна заменить «новая чувственность», освобожденная от оков разума, иррациональные инстинкты и влечения человека. Эта идея альтернативности, взаимоисключаемости сознания и чувства образует ядро и начальное основание, фундамент и идеологию контркультуры, которая развивалась в тесной связи с различными левофрейдистскими концепциями.
Контркультура, ставшая основным содержанием рок-культуры 60-х, несла в себе разнонаправленные тенденции к последовательной борьбе против самих основ буржуазного общества и к мистическому бегству в «иное», к развитию разносторонних гражданских инициатив и к инфантильному культу собственных желаний. Был брошен вызов самому духу и «этосу» буржуазности. Упоминавшийся выше, профессор Калифорнийского университета Т. Розак писал: «Традиционная культура, которой они (бунтари) бросают вызов, неизлечимо и заразительно для других больна. Главным симптомом этой болезни является тень термоядерного уничтожения, под которой мы съежились отныне. Контркультура восстает против основ этого абсолютного зла, не против факта бомбы, но против всего этоса бомбы...» . Т. Розак ссылается на авторитет американского психолога Т. Лири, сыгравшего значительную роль в распространении идеологизированной молодежной наркомании, который ввел понятие «политика нервной системы», что означало формулирование задач социально-политического действия на основе пристального выслушивания импульсов своего подсознания. Причем Розак принципиально заостряет вопрос: «Классовое сознание как институирующий принцип уступает место... осознанию сознания».
Тупики и перспективы рока
В 70-е годы Джон Леннон вспоминал: «60-е - это как пробуждение утром. Ужин еще не скоро. Жизнь прекрасна. И я счастлив, что живу в такое время!» 60-е были периодом расцвета рок-культуры, в 70-е начался ее спад, завершившийся полным перевоплощением. Попробуем проанализировать этот процесс.
Еще раз необходимо подчеркнуть, что рок в своих основных «ипостасях» - музыка, субкультура, стиль жизни - возник как своеобразная альтернатива застойным явлениям в культуре общества. К этому следует добавить, что рок довольно отчетливо очерчивал ценности - субкультурные, альтернативные. Он являл собой своеобразный духовный поиск. Наконец, хотя многие молодежные движения были криминогенны, однако их криминогенный характер проистекал вовсе не из субкультурных ценностей рока, хотя непосредственно рок-музыка обладала особой способностью взвинчивать аудиторию до истерического возбуждения и повелительно толкать ее к нарушению общепринятых норм поведения.
Но все-таки криминогенность молодежи была связана с низкой правовой и политической культурой последней, ее известным социальным инфантилизмом и безответственностью.
В целом, рок-культура была способом бытия молодежи. Образно говоря, рок давал молодежи модели поведения в кризисных ситуациях и формы осознания гармонизации своего бытия в мире. По существу рок представлял собой способ переживания ощущаемой молодым поколением душевной боли.
Однако вернемся к вопросу о тупиках и перспективах рок-культуры и начнем с музыкальной составляющей. К концу 70-х годов на смену «молодежному бунту» на Западе в музыке пришел отупляющий ритм компьютерного барабана с частотой 120 ударов в минуту - стиль диско. Чуть позже на сцене появились одичавшие личности со взбитыми коками сине-красно-зеленых волос, в тряпье чуть ли не с помойки и с английскими булавками на всех мыслимых и немыслимых местах — панк-рокеры. Это был конец музыкальной рок-культуры, но наряду с этим тупиком тогда же обозначалась и перспектива.
В 80-е годы появляется новое направление в рок-музыке, получившее название New Age (Новый век). Зародившись в среде изысканных профессионалов «в атмосфере высокой духовности», музыка New Age впитала в себя элементы самых разных слоев музыкальной культуры. По способу соединения в себе разнородных составляющих New Age был типичным явлением постмодернизма. На первый взгляд могло показаться, что это была механическая совокупность классической музыки, джаза, рока, элементов народной музыки разных стран и времен, акустической и электронной музыки.
New Age был представлен несколькими направлениями, но общим для них была позитивная, духовная окраска музыки. В них отсутствовала отрицательная энергетика протеста, недовольства, страдания, присущая рок-культуре в целом и рок-музыке в частности. New Age выражал настроение преуспевающих молодых людей нового типа, получивших в начале 80-х годов название яппи (Yuppie - Young Urban Professionals) - молодые городские профессионалы. Сам образ жизни и внушительное состояние этой элитарной части молодого поколения США предопределили круг музыкальных предпочтений, куда не попадала ни музыка, рассчитанная на аутсайдеров, носителей контркультуры, ни музыка толпы - попса.
Если говорить о традиционной, классической культуре, то молодая элита не отвергая ее, предпочла слушать свою позитивную музыку. Рост популярности музыки New Age стал особенно заметен 1986-1987 годах, когда расширилась сфера ее применения. Записи спокойной и красивой музыки начали заказывать крупные компании и фирмы как фоновую среду для своих служащих. Стали менять характер фоновой музыки и некоторые авиакомпании. New Age, получив коммерческую основу для дальнейшего развития, занял свое место в структурах музыкальной жизни в США, а затем и в Европе, Латинской Америке, Японии, Австралии. Появилось New Age-радио, New Age-видео. Несмотря на нередкое использование электроники, основное предпочтение в New Age отдавалось акустической, живой инструментальной музыке, что позволяет думать об этом течении, как об одной из главных линий дальнейшего музыкального развития в XXI веке.
Перспективным также можно считать и взаимодействие рок-музыки и классической академической музыки. Существуют реальные факты взаимопроникновения и движения их навстречу друг другу. Для такого движения у каждого из музыкальных видов есть свои причины, свои побудительные мотивы: для академической музыки это способ достижения общительности, возможность «разговора» с более широкой аудиторией на знакомом, понятном ей языке; для рок-музыки - путь преодоления определенной ограниченности, «комплекса неполноценности», стремление к интеллектуализации, усложнению содержания.
Смешение разных видов искусства, различных жанров - это в целом характерная примета нашего столетия. Здесь следует сказать о появлении такого нового жанра как рок-опера и рок-балет. Их яркими образцами являются рок-оперы «Иисус Христос - суперзвезда» Уэббера, «Юнона и Авось» А. Рыбникова, «Орфей и Эвридика» А. Журбина и др. Кроме того, существует множество примеров использования композиторами-классиками рок-музыки в своих произведениях. Можно вспомнить в этой связи Четвертую симфонию А. Эшпая, с ее латино-американскими танцевальными ритмами и биг-битовым инструментарием, Четвертую симфонию И. Калныньша, которая позволила некоторым критикам опрделить жанр произведения как рок-симфонию, Первую симфонию А. Шнитке.