Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Неоклассическая модель секуляризации в западной социологии религии второй половины XX - начала XXI вв. Узланер Дмитрий Александрович

Неоклассическая модель секуляризации в западной социологии религии второй половины XX - начала XXI вв.
<
Неоклассическая модель секуляризации в западной социологии религии второй половины XX - начала XXI вв. Неоклассическая модель секуляризации в западной социологии религии второй половины XX - начала XXI вв. Неоклассическая модель секуляризации в западной социологии религии второй половины XX - начала XXI вв. Неоклассическая модель секуляризации в западной социологии религии второй половины XX - начала XXI вв. Неоклассическая модель секуляризации в западной социологии религии второй половины XX - начала XXI вв.
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Узланер Дмитрий Александрович. Неоклассическая модель секуляризации в западной социологии религии второй половины XX - начала XXI вв. : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.13 / Узланер Дмитрий Александрович; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова].- Москва, 2009.- 209 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-9/23

Введение к работе

Актуальность темы исследования Настоящее диссертационное исследование посвящено рассмотрению социологической модели секуляризации, сформировавшейся в западной социологии религии во второй половине XX века Долгое время «секуляризация» была ключевым термином для описания трансформаций, происходящих с религией по всему миру Еще совсем недавно не только среди ученых - как в России, так и за рубежом, - но и среди обычных граждан преобладало мнение, что мы живем в эпоху упадка религий и снижения их социальной значимости, то есть в эпоху секуляризации, делающей наш мир всё более и более светским Однако целый ряд знаковых событий заставил ученых переосмыслить свои прежние прогнозы Речь идет о подъеме исламского и христианского фундаментализма, о распространении новых форм религиозности, а также о целом ряде других процессов, после которых невозможно с уверенностью говорить о «секуляризации» Уже сегодня для осмысления реалий XXI в исследователи все чаще прибегают к использованию понятий «десекуляризация» и «постсекулярный» В таких условиях подробный анализ существовавших моделей объяснения секуляризации представляется как никогда актуальным

Особую актуальность тема секуляризации и опыта ее социологического осмысления на Западе приобретает в российском контексте Долюе время мы жили в условиях социалистического общее гва, реалии которого отличались от реалий обществ Запада, и, соответственно, процессы секуляризации протекали в СССР несколько иначе Отечественные ученые исходили из тої о, что при социализме происходит не просто утрата религией своей социальной значимости, но еще и распространение атеистического мировоззрения1 С крушением советского строя Россия начала обретать черты западных обществ Соответственно, религиозные процессы также получили совсем иную динамику, которую уже было трудно изучать на основе прежних подходов ^га динамика доліие годы изучалась

1 Утверждалось, что секуляризация имеет не только негативную сторону («негативная сторона нахоїит свое выражение в упадке ретигиозной практики, в ослаблении религиозного сознания, снижении зіга"еш"я рсигиозних требова nri ч оценок в ,к.-з,і.! іюдеЛ л т п »), но и сторону позитивную («позитивная сторона выражается в усвоении людьми принципов научного атеизма ») См Лебедев А А Секуляризация населения социалистического города // К обществу, свободному от религии (Процесс секуляризации в условиях социалистическою общества) -М,!970 -С 133-134 Но конечно, о гнгодь не все советские социолог и были бы согласш і с такой постановкой вопроса

на Западе, для ее осмысления была создана соответствующая модель Соответственно, сегодня осмысление западной социологической модели секуляризации как никогда актуально и для российской действительности Необходимо проанализировать ее основные положения и попытаться критически оценить ее перспективы в условиях совремешюго мира Есть основание полагать, что подобного рода исследование поможет лучше понять, чего ждать от религий сегодня

Необходимо уточнить, что речь будет идти о вполне конкретной традиции социологического изучения секуляризации той, что восходит своими корнями к работам Макса Вебера, Эмиля Дюркгейма, Фердинанда Тенниса и затем получает свое развитие в 60-х гг XX в в сочинениях Талкотта Парсонса, Брайана Уилсона, Питера Бері ера, Томаса Лукмана и прочих авторов' Такое сужение предмета рассмотрения абсолютно необходимо, так как понятие «секуляризация», используемое разными авторами в абсолютно разных значениях, просто перегружено различными смыслами Эги смыслы постоянно смешивались в социологических дискуссиях, что зачастую рождало недопонимание, вызванное простым расхождением в трактовке предмета спора В данном исследовании под секуляризацией предлагается понимать «процесс, посредством которого религиозное мышление, практика и религиозные институты утрачивают свое социальное значение»2.

Рассматриваемая нами традиция в исследовательской литературе получала разные названия- ортодоксальная модель3, унаследованная (inherited) модель4, старая парадигма5 и т д В данной работе она называется неоклассической моделью , такое название обусловлено ее тесными связями с работами классиков (Маркс, Вебер, Дюркгейм, Теннис) социологии религии Создатели этой модели в 60-х гг подхватывают основную терминологию и направление исследований из работ Вебера

1 Нас іедие Вебера, Дюркгейма, Тешиса, при всем различии в их подходах, стало для покоіенич западных
социологов оелигии середины XX века единым классическим «каноном», на который они опирались в

piijpauOTivC СБОгїХ ТСОрип ССіч^ЛЛрїіЗицп"

2 Wilson В Religion in secular society a sociological comment -L Watts, 1966 -F XIV

3 Walhs R, Bruce S Secularization the orthodox model II Religion and modernization I Ed S Bruce - Oxford
Oxford university press, 1992 -P 8-30

4 Wilson В Secularization the inherited model II The sacred m a secular age / Ed Ph E Hammond - Berkeley &.
Los Angeles University of California press, 1985 -P 9-20

5 Warner RS Work in pi ogress toward anew paradigm for the sociological study of religion in the United Slates I!
American journal of sociology -1994 -Vol 98 - P 1044-І093

6 Подробнее см УзлаиерД Становление неоклассической модели секуляризации в западной социологии
релиіии второй половины XX в //Религиоведение -2008 -№2 -С 135-148

(«Протестантская этика и дух капитализма» ), Дгоркгейма («О разделении общественного труда»2), Тенниса («Общность и общество»3) и многих других классиков Однако при этом вряд ли можно согласиться с мыслью Т Лукмана о том, что теории секуляризации 60-х гг всего лишь повторяют тезисы классиков4 Например, Оливер Тшанен выделяет как минимум четыре отличия теорий секуляризации 60-х - 70-х гт от того, что было раньше понятие «секуляризации» становится частью всеобъемлющей теории, а не просто используется от случая к случаю, внимание сосредотачивается на попытках понять настоящее, а не прошлое, тезис об исчезновении религии уступает место более мягкому тезису о том, что религия трансформируется, утрачивая свои позиции; набор одномерных взаимоисключающих подходов уступает место единому многомерному подходу5 Таким образом, речь идет скорее о творческом переосмыслении классического наследия, чем о простом заимствовании, теории 60-х гг - всего лишь одно из возможных прочтений работ классиков6

Неоклассическая модель была выбрана в силу того, что это наиболее развитая и интересная западная традиция изучения секуляризации, в судьбе которой участвовали и участвуют ведущие социологи религии

Степень научной разработанности темы. В отечественной науке проблематика теоретического осмысления секуляризации рассматривалась в работах таких авторов, как О А Богданова7, Л П. Воронкова8, В И Гараджа9, В Л Гура10, НС Капустин", Ю А Левада12, М П Мчедлов1, КИ Никонов2,

' Вебер М Избранное Протестантская этика и дух капитализма - М РОССПЭН, 2006

2ДюркгеймЭ О разделении общественного труда / Пер с франц АБ Гофмана -М Канон, 1996

ъ Теннис Ф Общносгь и общество основные понятия чистой социолоїии -СПб Владимир Даль 2002

4 Luckmann Th Theories of religion and social change II The Annua! Review of the Social Sciences of Religion -
1977 -Vol 1 -P 1-28

5 Tschannen О La genese de 1'approche modeme de la secularization une analyse en histoire de la sociologie II
Social Compass -1992 -Vol 39 -No 2 -P 291-308

6 Например, критики неоклассической модели секуляризации, выдвигая альтернативную модель
религиозной эволюции, также апеллируют к работам Вебера и Дюркгейма, называя в качестве основных для
себя произведений работы ^Протестантские секты и дух капитализма» (Вебер) и «Элементарные формы
речнгиозной -^"з^ич (Дюр1'ге''"')(См Warrer RS WiHc ш progress 'ovard з ге1" parad'gm for the socological
study of religion m the United States P 1052)

Богданова О А Поопесс секуляпизаиии и коизиса личности в культупе постмодеона // Вестник Академии Гистивсмій ,?лОииланчсСмій университет -2001 -№1 -С 204-211, Еогдапова О А Процесс секуляризации и кризис личности в западной культуре XX века — Ростов на Дону Северо-Кавказский научный центр высшей школы, Ростовский гос экон ун-т (РИНХ), 2001 v Воронцова Л П Критика теологических концепций секуляризации — М, 1987

9 Гараджа В И Социология религии - М Инфра-М, 2005

10 Гура В і Предыстория сеьу,рризгцчч - СПб , 2000, /ура В 4 Сзгрзлыюе и секу трпос в судьбах
европейской цивилизации -СПб , 2005, Гура В А Секуляризация истоки и сущность//Человек и культура
- 1996 -С 13-16

11 Капустин НС Особенности эволюции религии ~М 1984
" Левада Ю Социальная гтирода религии - М , 1965

И С Новоженова3, Ю Ю Синелина4, Э Ю Соловьев5, З А Тажуризина6, AM Токарев7, ДМ Угринович8, ТА Щипкова9, ИН Яблоков10 Из иностранных авторов, которые пишут на русском языке, можно отметить Ф Сухейля" В работах ВИ Гараджи, ДМ Угриновича и Ю Ю Синелиной можно найти достаточно подробное рассмотрение западных теорий секуляризации

В частности, Д М Угринович в работе «Введение в теоретическое религиоведение» посвящает анализу буржуазных концепций секуляризации целый раздел одной из глав12 Однако, к сожалению, его анализ заканчивается восьмидесятыми годами XX в, когда, собственно, и было написано данное исследование В работе В И Гараджи «Социология религии» рассмотрению теорий секуляризации посвящается целая глава13, однако западные дискуссии о секуляризации последних лет практически не попадают в сферу внимания автора

Из отечественных исследователей наиболее подробный анализ западных теорий секуляризации осуществляет Ю Ю Синелина в своей докторской диссертации «Циклический характер процесса секуляризации в России (Социологический анализ конец XVII - начало XXI века)»14 В частности, там достаточно подробно анализируется первый этап существования неоклассической модели разбираются идеи П Бергера, Б Уилсона, Т Лукмана, Н Лумана Также анализируются попытки, в

1 Мчедлов М П Религия и современность -М Политиздат, 1982

2 Никонов К И, Тажуршина 3 4 Катопицизч / История речигии в 2 томах Г 2 /Под общей ред ИН
Яблокова -М Высшая школа, 2002 -С 265-378, Никонов К И, Тажуршина 3 А Протестантизм/История
религии в 2 томах 1 2 /Под общей ред ИИ Яблокова -М Высшая школа, 2002 -С 379-460

Новоженова И С Секуляризация и движение «Новая эра» // Актуальные проблемы Европы православие и католичество Социальные аспекты -1998 -№3 -С 223-243

Синелина 10 Ю Секуляризация в социальной истории России (общая редакция д-ра филос наук В П Култыгина) -М Atademu, 2004

Соловьев Э Ю Секуляризация - историцизм — марксизм // Вопросы философии - № 4 - 2001

6 Никонов К И, Тажуризина 3 А Католицизм / История религии в 2 томах T 2 /Подобщейред И И
Яблокова -М Высшая школа, 2002 -С 265-378, Никонов К И, ТажуризинаЗА Протестантизм/История
рельгии и 2 томах Т 2 /Подобщейред ИН Яблокова -М Высшая школа, 2002 -С 379-460

7 Токарев 4 М Секуляризация как социальная форма десакрализации и рационализации духовной жизни
западноевропейский контекст Дис кандидата филос наук 09 00 11 - Нижний Новгород 2008-209 с

Угринович ДМ Введение в теоретическое религиоведение -М, 19S5

щиппиаи і л ъ.ъ-|\уллиг1)иц(И ivtti\ nuuMi^Ainvv пили JunuHiiuri AljikwI buHvHUH lUiJjivji ИЛ yi/v і w u.

Религиоведение -2004 -Лз2 -С 80-93

1 Яблоков И Н Методологические принципы немарксистской социологии религии // Яблоков И И

Социология религии -М Мысль, 1971 -СС 34-71

Сухеїаь Ф Духовная секуляризация и релш ия опыт хрииианства и ислама — М 2008 — 1S2 с

12 Угринович Д М Введение & теоретическое реіигиовецснис С 160-203 Гараджа В И Секуляризация/// арадэк а В И Социология религии -М Инфра-М,2005 -С 280-300 Синелина Ю Ю Циклический характер процесса секуляризации в России (социологический анализ конец

XVII - начало XXI века) автореферат дис доктора социологических наук 22 00 01 / Ин-т сои-полит

исслед РАП-М 2009

частности, К Доббелере и О Тшансна свести воедино идеи вышеобозначенных авторов и создать то, что Синелина называет парадигмальным подходом к осмыслению секуляризации1 Однако исследование Синелиной посвящено в первую очередь процессам секуляризации в России, поэтому анализу опыта теоретического осмысления секуляризации на Западе отведена лишь очень небольшая часть работы

Обстоятельная критика западных теорий секуляризации с позиций марксистской социологии дается в работах А Г Твалтвадзе2 и А А Лебедева3

В западной науке неоклассическая модель исследована гораздо лучше, хотя и там есть белые пятна Чаще всего исследователи ограничиваются краткими замечаниями о прежних концепциях и затем сразу же переходят к непосредственному изложению своего собіл венного видения секуляризации. Среди важных исторических исследований, посвященных секуляризации (не как процессу, но как концепции), можно отметить работу Ж -К Моно - в ней анализируются исключительно философские дискуссии о секуляризации (X Блюменберг, К Левит)4 Также особый интерес представляет исследование X Люббе5, этот автор рассматривает историю понятия «секуляризации» Анализ Люббе заканчивается серединой 70-х гг XX в , когда, собственно, и начались основные дискуссии вокруг неоклассической модели Также чюбопытное исследование генеалогии понятия «секуляризация» можно найти в стат ье Я Бреммера6

Самые обстоятельное исследование истории неоклассической модели и ее теоретический анализ можно найти в работах О Тшанена7 Он показывает зарождение и становление неоклассической модели Так, в частности, в статье «Генезис современных подходов к секуляризации»

1 Синешіа Ю Ю Циклический характер процесса секуляризации в России С 19-20

2 Твалтвадзе А Г Секуляризация как фаісіор общественного прогресса (на примере государственно-
правовых отношений)//Человек Общество Религия -М, 1968

3 Лебедев А А Секуляризация населения социалистического города // К обществу, свободному от религии
(Процесс секуляризации в условиях социалистического общества) - М, 1970

Цпппіі J -С La querel'e de la spcn'ar'sation dp Hpgpl я Blumpnbprg —Pans L'brainp philo^nphinup 1 Vnn, 2002

5 Luhbe H Sakuliirisierung Geschichte eines ideen-politischen Begtiffs — Fieiburg Karl Aiber, 1975 fi BremmerJ Secularization Notes towards Genealogy II Religion Beyond a Concept (ed H deVnts) -NY Fordhara University Press, 2008 - P 432-437

7 Tschannen О The secularization paradigm a systematization II Journal for the scientific study of religion - 1991 - Vol 30 - P 395-415, Tschannen О Le debat sur la secularisation a travers les Actes de la CISR // Social Compass - 1990 - Vol 37 - No 1 - P 75-84, Tschannen О La genese de 1 approche moderne de la secularization une analyse en his'oire de la sociolome " Social Compass -1992 -Vol 39 -No 2 -P 291-308, Tschannen О Sociological Controversies in Perspective II Review of Religious Research -1994 -Vol 36 -No I -P 70-86

Тшанен прослеживает эволюцию в понимании секуляризации он сопоставляет подходы классиков социолоіии религии (Кон г, Вебер) с подходами исследователей середины XX века' и отмечает различия Далее, в другой своей статье на примере истории одной из ведущих социологических ассоциаций мира - «Международного общества социологии религии» - он показывает, как проблематика теоретического осмысления секуляризации приобретает все большую значимость для ученых2

Наибольший интерес представляет статья Тшанена «Парадигма секуляризации систематизация», в ней дается самый подробный анализ теорий секуляризации 60-х — 70-х годов, которые и составили каркас неоклассической модели Тшанен отмечает, что, при всем многообразии подходов, из концепций Бергера, Лукмана, Парсонса, Уилсона может быть вычленена основа, которую вполне можно рассмагривать как единую парадигму В основе этой парадигмы, по мнению Тшанена, лежат три концепции - дифференциация, рационализация и обмирщение

Проведенные Тшаненом исследования очень полезны для анализа зарождения и становления неоклассической модели Однако, к сожалению, основные статьи данного исследователя написаны в начале 90-х гг, поэтому последние наиболее интересные дискуссии не попали в его поле зрения

Также для понимания зарождения неоклассической модели очень ценны исследования К Доббелере, который показывает различия в подходах к секуляризации исследователей 60-х - 70-х годов3, но при этом он, как и Тшанен, анализирует точки схождения этих подходов4

Обстоятельный критический разбор неоклассической модели можно найти в работах У Бэинбриджа5, Д Белла6, П Глазнера7, Р Старка8, Дж Хэддена9, а также К Кристиано и У Сватоса1

1 Tsohannen О La genese de І'зрргосЬе moderre de la secularization une analyse en histoid de la sociologie

2 Tschanrei О Le dsba* sur la sebr'arisation a travers les Actes de la C1SP-

3 Dobbela^re К Secu'anzation 1 heones and Socolcgica! Paradigms Convergences and Divergences II Social
Corrraass -1984 -Vol 31 -No 2-3 -P 199-219

'BobbelaereK a ! Co-ccpt II Currert Sociology -198! «o1 29 P !-2'3

5 Bainbnclge W S, Stark R The Future of Religion Secularization, Revival and Cult Formation -Berkeley

University of California Press, 1985

6BeUD The Return ofthe Sacred II British Journal of Sociology -1977 -Vol 28, No 4 -P 419-449

7 Glasner P Л he Sociology of Secularisation -L Roulledge, 1977

'StarkR Secularization, R.I P II Sociology of Religion -1999 -Vol 60 -No 3 -P 249-273

' lladdenJK Toward Desacralizing Secularization Theory II Social Forces -1987 -Vol 65 -P 587-611

lu Chrtstwno К J, Swatos W H Jr Secularization Theory the Course of a Concept II The Secularization Debate I

Ed W H Swatos, D V A Olson - Lanham, Boulder, N Y.Oxford Rowman S. Littleficld Publishers, Inc , 2000

-P 1-20

В целом можно сделать вывод, что процессы зарождения и становления неоклассической модели достаточно хорошо изучены Можно еще упомянуть работы С Брюса и Р Уоллеса1, а также Б Уилсона2 Однако последние десятилетия существования модели (90-е - начало 2000-х гг) исследованы совершенно недостаточно Отчасти эта тема затронута в работах Р Инглхарта, П Норриса3, X Казановы4 и Д Мартина5 Здесь также можно упомянуть Ф Горски, опубликовавшего в 2008 г в соавторстве с А Алтинорду статью под названием «После секуляризации'»6 В этой статье они бегло воспроизводят историю социологических (и досоциологических) концепций секуляризации Однако полноценного исследования этого этапа, которое охватывало бы весь спектр проблем, до сих пор написано не было

Цель исследования - дать всесторонний анализ неоклассической модели секуляризации и проследить историю ее развития от зарождения до нынешнего состояния

Основные задачи диссертации

  1. Рассмотреть социально-исторические процессы и теоретические предпосылки, на базе которых зарождается и развивается социологическое изучение секуляризации на Западе

  2. Проанализировать становление неоклассической модели секуляризации в 60-х - 70-х гг XX в , ее основные положения и установки

  3. Проанализировать критику, которой подверглась данная модель в 70-х - 90-х гг XX в, а также те изменения в модели, к которым данная критика привела

  4. Проанализировать причины начавшегося серьезного кризиса неоклассической модели

  1. Наметить очертания новой модели секуляризации, которая могла бы придти на смену неоклассической

Объектом исследования является неоклассическая модель секуляризации

JJ-ш/лЛ Бгищ *? ScCu'aii/atiun ihc OitiiuuOA Model II Religion and Modernisation I Fu S BlUcc — G\foid

Oxford University Press, 1992 -P 8-30

' Wilson В Secularization the Inherited Model II The Satred n a Secular age /Ed Ph Hammond - Berkeley &

Los Angeles University of California press, 1985 -P 9-20

Norns P ln%hhart R Sacred and Secular Religion and Politics Worldwide - Cambridge Cambridge University Press, 2004

4 Casanova J Rethinking Secularization A Global Comparative Perspective II The Hedgehog Review -2006 -
Vol 8 -No 1,2 -P 7-22

5 MaitmD On Secularization towards a Revised General Theory -Great Britain Ashgate, 2005

6 Mtmordu A , Gorski Ph S After Secularization? II Annual Rev.ew of Sociology -2008 -Vol 34 -P 55-85

Предмет исследования - история и основные положения неоклассической модели в том виде, как они могут быть реконструированы на основе анализа ключевых работ теоретиков секуляризации второй половины XX - начала XXI веков

Методология диссертации в своих базовых разделах опирается на традиции мирового и отечественного религиоведения' В частности, используется метод каузального анализа для выяснения причин возникновения и дальнейшего развития исследуемой социологической модели Кроме того, в процессе анализа используется генетический подход, позволяющий прослеживать, как этап за этапом возникает, развивается и заходит в определенный тупик интересующая нас здесь модель Также в процессе исследования применяется дескриптивный и сравнительный метод

Научная новизна:

  1. В данной работе впервые - как в отечественной, так и в западной науке -предпринят философско-религиоведческий анализ неоклассической модели секуляризации как наиболее обстоятельной из существовавших попыток теоретического объяснения процессов секуляризации В частности, была реконструирована внутренняя структура этой модели, логика тех аргументов, которые выдвигались в ее защиту Также были указаны слабые места в построениях социологов, из-за которых сегодня актуальность приобретает вопрос о создании новой или хотя бы обновленной модели

  2. Выявлены этапы эволюции данной модели и причины, которыми была вызвана эта эволюция

  3. Показано, что неоклассическая модель сегодня переживает кризис, обусловленный тем, что был исторически опровергнут ее основополагающий тезис, согласно которому общества развиваются по единой модели

  4. Выявлены некоторые черты возможной новой или хотя бы обновленной модели секуляризации, которая бы учла все лучшее, что было у ее предшественницы, устранив при этом недостатки, ставшие причиной кризиса последней

  5. В научный оборот введено мною нового, пракіически неиоследованної о в отечественном религиоведении материала В частности, подробно разбираются религиоведческие работы таких известных, но мало изученных

1 О методах отечественного религиоведения см Основы религиоведения Учеб /ЮФ Борупков, И Н Яблоков, К И Никонов и др , Под ред И II Яблокова -М 2001 -С 8-10

в России ученых, как Брайан Уилсон, Дэвид Мартин, Ричард Фенн, Карел Доббелере, Хосе Казанова, Стив Брюс

Положения, выносимые на защиту:

1 Возникновение неоклассической модели секуляризации было обусловлено двумя факторами с одной стороны, интенсивностью процессов секуляризации, с другой - работой по теоретическому осмыслению этих процессов с использованием определенных философских схем

2. Неоклассическая модель в своем развитии прошла три стадии а) становление (60-е - начало 90-х і г XX в ), на этом этапе появляются первые разрозненные теории секуляризации, которые затем синтезируются и осознаются как единая модель, Ь) критическое переосмысление (90-е гг), под давлением критики новое поколение теоретиков секуляризации попыталось переосмыслить некоторые положения модели, с) наконец, серьезный кризис (вторая половина 90-х - первое десятилетие 2000-х гг) -на данном этапе пришло осознание, что неоклассическая модель зашла в тупик, начались поиски новой модели

  1. Неоклассическая модель выстраивалась вокруг тезиса о том, что общества развиваются по единой схеме; воплощением этой схемы были провозглашены западные общества (Европа и США) Как считали теоретики, по тому, что происходит на Западе, можно судить и о будущем всего остального мира Кризис неоклассической модели был вызван осознанием ложности ее основополагающего базового тезиса

  2. На смену неоклассической модели со временем придет новая модель, которая, скорее всего, будет иметь следующие черты во-первых, она будет глобальной, то есть будет учитываться мировой опыт секуляризации, а не только ее проявления в западном мире (Европа и США), во-вторых, в рамках этой повой модели секулярное будет рассматриваться как содержательное начало, то есть оно будет пониматься не просто как то, чго осіаетея после устранения религии, но именно как альтернативное религии и вытесняющее ее начало, несущее свои смыслы и ценности, в-третьих, исследователи будут более умерены в своих прогнозах по поводу перспектив секуляризации, они уже не будут считать ее необратимой, в-четвертых, основное внимание будет уделяться не абстрактным социологическим процессам, но деятельности конкретных групп, как заинтересованных в секуляризации, так и противодействующих ей

Источники. Работа написана на основе анализа ключевых сочинений тех ученых, которые внесли наиболее существенный вклад в становление и развитие анализируемой модели

1. Классики социологии религии

Сюда относятся работы таких авторов, как Карп Маркс («К критике гегелевской философии права Введение» (1843-1844)', «Немецкая идеология» (в соавторстве с Фридрихом Энгельсом)(1845-1846)2, «К критике политической экономии» (1859)3, Эмиль Дюркгейм («О разделении общественного труда» (1893)4, «Элементарные формы религиозной жизни» (1912)5), Фердинанд Теннис («Общность и общество» (1887)), Макс Вебер («Протестантская этика и дух капитализма» (1905)7, «Протестантские секты и дух капитализма» (1905)8, «Хозяйственная этика мировых религий Сравнительные очерки по социологии религии» (1915-1919))

2. Работы «первого поколения» теоретиков неоклассической
модели (вторая половина XX века)

Сюда относятся работы авторов, которые заложили основу того, что позднее станет неоклассической моделью Талкотт Парсонс («Христианство и современное индустриальное общество» (1963)10, «Религия в современном плюралистическом обществе» (1966)" и многие другие работы12), Питер Бергер («Социальная реальность религии» (1969)13, «Бездомный разум

1 Маркс К К критике гегелевской философии права Введение // Маркс К, Энгельс Ф Сочинения -2 изд -
T 1 -М.1955 -С 414-429

2 Маркс К, Энгельс Ф Немецкая идеология // Маркс К , Энгельс Ф Сочинения - 2 изд - T 3 — М, 1955 —
С 7-544

3 Маркс К К критике политической экономии // Маркс К, Энгельс Ф Сочинения - 2-е изд - T 13 - М
1959 -С 3-167

* Дюркгейм Э О разделении общественного труда - М Канон, 1996

I Дюркгейм Э Элементарные формы религиозной жизни//Мистика Религия Наука/Под ред АН
Красникова -М Канон+, 1998

6 Теннис Ф Общнос гь и общество -СПб Владимир Даль, 2002

7 Вебер М Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М Избранное Протесташская этика и дух
капитализма - М 1'ОССП 311,2006

8 Вебер М Протестантские секты и дух капиталшма V Вебер М Избранное

9 Вебер М Хозяйственная э гика мировых речигий Сравнительные очерки по социологии религии Введение
// Вебер М Избранное

10 Parsons Т Christianity and modern industrial society (1963) II Sociological theory values and sociocultural
c>-2"ge(ed F л Trya^a") -ыу Натре'L Row, '967 -» 33-70

II Parsons T Religion in a modern pluralistic society II Review of religious research -1966 -Vol 7 -No 3 -P
125-146

12 Парсонс T О социальных системах - M Академический проект, 2002, Парсонс Т О структуре социального действия - М Академический проект, 2000, Парсонс Т Система современных обществ - М , 1998, Parsons Т Christianity // International encyclopedia of the social sciences - Vol 2 -N Y Macmillan/Free press, 1968 -P 425^147, Parsons T Evolutionary universalsm society II American journal of sociology -1964 -Vol 29 - P 339-357, Pat sons T Religion in postmdustrial America the problem ot secularization II Social research -1974 -Vol 41 -No 2 -P 193-225 "BergerPL The social reality of religion - Harmondsworth Penguin, 1969

модернизация и сознание» (1974)', «Еретический императив современные возможности утверждения религии» (1980), «Отдаленная слава поиск веры в эпоху легковерия» (1993)3, «Секуляризация и десекуляризация» (2002)4, «Вопросы веры скептическое утверждение христианства» (2004)5 и многие другие статьи6 и интервью7), Томас Лукман («Невидимая религия проблема религии в современном обществе» (1970)8, «Сжимающееся трансцендентное, расширяющаяся религия9» (1990)9 и многие другие его работы10), Брайан Уилсон («Религия в светском обществе социологический комментарий» (1966)", «Современные трансформации релиіии» (1976)12, «Возвращение сакрального7»13, «Религия в социологической перспективе» (1982)'4, «Секуляризация унаследованная модель» (1985)15, «Секуляризация в незападном мире» (1987)16 и многие другие работы17)

1 Berger Р L, Berger В, Kellner Н The homeless mind modernization and consciousness -NY Random House,

г Berger PL The heretical imperative contemporary possibilities of religious affirmation - Garden city, NY

Anchor books, 1980

1 Berger PL A far glory the quest for faith in an age of credulity -NY Anchor books, 1993

4 Berger P L Secularization and de-secularization II Fletcher P , Kawanami H , Smith D, Woodhead I Religions in
the Modern World Traditions and Transformations - Routledge, 2002 -P 291-298

5 Berger P L Questions of faith a skeptical affirmation of Christianity-Maiden MA Blackwell pub , 2004

6 Berger P L From the crisis of religion to the crisis of seculanty II Religion and America spirituality in a secular
age (ed M Douglas, SM Tipton) -Boston Beacon, 1983, Berger P L Reflections on the sociology of religion
today II Sociology of religion -2001 -Vol 62 - No 4 - P 443-454, Berge* P, Luckmann Th Sociology of
religion and sociology of knowledge II Sociology and social research - 1963 - Vol 47 - P 417-427, Berger P
Postscript II Peter Berger and the study of religion (ed L Woodhead, P Heelas, D Martin) -L Routledge, 2001,
Berger P L Luckmann Th Secularization and pluralism II International Yearbook for the Sociology of Religion -
1966 - P 73-84, The deseculanzation of the world resurgent religion and world politics (ed PL Berger) -
Washington, DC Gi and rapids, 1999

7 Berger P L modesty an interview with Peter Berger II The Christian Century - 29 Oct 1997 -
P 972-978, Berger PL From seculanty to world religions II Chns*ian Century' -16 Jan 1980 -P 41-45, Berger
P
Interview II The Hedgehog Review -2006 -Vol 8 -No 1,2 -P 152-161, Berger P L Protestantism and the
Quest for Certainty II Christian Century -26 Aug -2 Sept 1998 -P 782-796,

" Luckmann Th The invisible religion the problem of religion in modem society -L Colher-macmillan, 1970

9 Luckmann Th Shrinking transcendence, expanding religion9 II Sociological Analvsis -1990 -Vol 51 -No 2-
P 127-138

10 Luckmann Th Theories of religion and social change II The Annual Review of the Social Sciences of Religion -
Vol I - 1977 - PP 1-28, Luckmann Тії The structural conditions of religious consciousness m modern societies II
JaparesejojralrfrelgoussTidieb 1979 Vol 6 No 1-2 P 121 137

" Wilson В Religion m secuijr society a sociological comment -L Warts, 1966

'" Wihnn В Contemporary transformations of religion -Oxford Clarendon press 1976

WtlSvrt и Tuc return ui tnc йдСГси*1 и Journal іОГ tuc ЗСіЄПшіС Sfuuy Oi icngiun — 1979 -Vol 18 — Nu 3 —P

4 Wilson В Religion m sociological perspective -Oxford Oxford university press, 1982

iS Wilson В Secularization the inherited model II ГЪе sacred in a secular age I Ed Ph E Hammond - Berkeley & Los Angeles University of California press, 1985 -P 9-20

16 Wilson В Sec jlsnzation m the поп-Western vorld / 8еси'агі7а*юп a"d rebgjon the persist'ng tension (Acts of
the XIX-th International Conference for the Sociology of Religion Tubingen 1987 25-29 August) -Lausanne
CISR 1987 -P 169-175

17 Wilson В Aspects of secularization in the West 11 Japanese Journal of Religious Studies -1976 -Vol 3 -No
4 -P 259-27'6, Wilson В R Sects and Society -L Hememann 1961

К этому же поколению относятся гаюке Дэвид Мартин («Понятие секуляризации должно исчезнуть» (1965)', «Общая теория секуляризации» (1978)2, «О секуляризации- наброски обновленной общей теории» (2005)3 и многие другие работы4), Ричард Фенн («Процесс секуляризации постпарсоновское видение» (1970)5, «К вопросу о создании теории секуляризации» (1978)6), Карел Доббелере («Секуляризация многомерное понятие» (1981)7, «Теории секуляризации и социологические парадигмы сходства и расхождения» (1984)8, «Секуляризация анализ на трех уровнях» (2002)9, «Оценивая теорию секуляризации» (2004)10 и многие другие работы")

3. Работы «второго поколения» теоретиков неоклассической модели (конец XX- начало XXI вв.)

Сюда относятся работы авторов, которые развивали и критически переосмысливали основы, заложенные предыдущим поколением исследователей Хосе Казанова («Публичные религии в современном мире» (1994)12, «По ту сторону европейской и американской исключительности глобальное видение» (2003)13, «Переосмысляя секуляризацию глобальная

' Martin D Towards eliminating the concept of secularization II Penguin survey of the social sciences / Ed J

Gould -Baltimore, MD Penguin, 1965 -P 169-182

3 Martin D A general theory of secularization -Oxford Blackwell pub , 1978

1 Martin D On secularization towards a revised generaltheory - Great Britain Ashgate, 2005

' Martin D Secularization and the Future of Christianity II Journal ot contemporary religion -Vol 20, No 2-

2005 -PP 145-160, Martin D "The secularization issue" prospect and retrospect II British journal of sociology -

1991 -Vol 42 -P 465-474

5 Fenn R К The process of secularization a post-parsonian view II Journal for the scientifc study of religion -
1970 -Vol 9 -No 2 -P 117-136

6 Fenn R К Toward a theory of secularization -Society for the scientific study of religion, 1978

7Dobbelaere К Secularization a multi-dimensional concept II Curcent sociology- 1981 -Vol 29 - P 1-213

8 Dobbelaere К Secularization theories and sociological paradigms convergences and divergences II Social

Compass -1984 -Vol 31 -No 2-3 -P 199-219

5 Dobbelaere К Secularization an analysis at three levels - Peter Lang, 2002

10 Dobbelaere К Assessing Secularization Theory II New Approaches to the Study of Religion I Ed P Antes, A W

Geertz, R. R Warre - Vol 2 (Textual, Compa'atrve, Sociological and Logmtive Approaches) - Berlin, N Y

Walter de Gruyter, 2004 -P 229-255

" Dobbelaere К Bryan Wilson's contribution to the study of secularization II Social Compass -2006 -Vol 53 -

No 2 -P 141-146 DobbelaeieK Secularization theories and sociological paradigms a reformulation of the

~~, -.»-- M - A -U„<~..« ,«J lkD и^к1 гГг nl .ntQ,t nn /J Cnl> ^Ur, rnl Anil oo _ lOQ* _ \lr>\ ЛС _ "М/л Л

- P 377-387, Dobbelaere К Towards an integrated perspective of the processes related to the descriptive concept of secularization II The secularization debate /Ed WH Swatos, DVA Olson -1 anham, Boulder, N Y , Oxford Rowman & Littlefield publishers mc,2000 -P 21 -39, Dobbelaere К Some Trends m European Sociology of Religion The Secularization Debate II Sociological Analysis -1987 -Vol 48 -No 2 -P 107-137, Dobbelaei e К Billet J Les changemen^s internes du pil'er Catholique en Flandre D un Cathohcisme d Eglise a une Chretiente socio-culturelle II Recheiches Sociologiques -1983 -Vol 14 -No 2 -P 141-184 'Casanova J Public religions in the modem world -Chicago Chicago university press, 1994 13 Casanova J Beyond European and American exceptionahsms towards a global perspective II Predicting religion Christian, secular and alternative futures (ed G Davie, L Woodhead, P Heelas) - Ashgate 2003 -P 17-29

сравнительная перспектива» (2006), «Переосмысленная секуляризация ответ Талалу Асаду» (2006)2), Талал Асад («Конструкции светского христианство, ислам, современность» (2003)3); Стив Брюс («Религия в современном мире от соборов к культам» (1996)4, «Бог мертв секуляризация на Западе» (2002)5 и многие другие работы6), Марк Чавес («Секуляризация как упадок религиозного внимания» (1994) ), Дэвид Иамейн («Суд над секуляризацией в защиту неосекуляризационной парадигмы» (1997)8), Роналд Инглхарт («Сакральное и светское религия и политика по всему миру» (2004)9)

4. Критические работы о теории секуляризации

Сюда относятся работы, посвященные критике теорий секуляризации, а также неоклассической модели в целом Среди наиболее важных авторов тут следует назвать Родни Старк («Будущее религии секуляризация, расцвет и формирование культов» (1985)10, «Теория религии» (1987)", «Секуляризация покойся с миром» (1999)'2, «Акты веры объясняя человеческую сторону религии» (2000)13), Джефри Хэддена («Десакрализация теории секуляризации» (1987)14), Питера Глазиера («Социология секуляризации» (1977)'5)

Теоретическая и практическая значимость исследования Полученные в диссертации результаты могут способствовать дальнейшей разработке проблематики секуляризации они позволяют лучше понять, что

'Casanova J Rethinking Secularization A Global Comparative Perspectne//The Hedgehog Review -2006 -Vol 8 -No 1,2 -P 7-22

2CasanovaJ Secularization revisited a reply to Talal Asad//Powers of the secular modern Talal Asad and his interlocutors/Ed D Scott, С h Hirschkind -Stanford, CA Stanford University Press, 2006

3 Asad T Tormationsof the secular Christianity, Islam, Modernity - Stanford, CA Stanford university press, 2003

4 BruceS Religion in the modern world from cathedrals to cults - Oxford university press, 1996
! Bruce S God is dead secularization in the west -Oxford Blackwell pub, 2002

6 Bruce S Choice and religion a critique of rational choice theory -Oxford, NY Oxford university press, 1999, Bruce S Christianity in Britain, R I P //Sociology of religion - Summer 2001, Bruce S Praying Alone9 Church-Going in Britain and the Putnam Thesis II Journal of Contemporary Religion -2002 -Vol 17 -No 3 -P 317-328, Bruce S The Inevitable Failure of the New Christian Right II Sociology of Religion - Vol 55, No 3 (The Rapture of Politics The Christian Right as the United States Approaches the Year 2000)- 1994 -P 229-242 1Chaves M Scculaniation as declining religious authority II Social forces- 1994 -Vol 72 - Г 749-774 * Yamane D Secularization on Trial In Defense of a Neosecularization Paradigm II Journal for the Scientific Study

nfReliginn -1997 -Vol 3iS -No 1 -P 109-122

Numb Г , Ingkhari R Sacred and secular Religion and politics woriawiue -NY Campciriage university press, 2004

0 Stark R Bambridge WS The Future of religion secularization, revival and cult formation -Berkeley University of California press, 1985

"StarkR Bambridge W S A theory of religion -Bern Lang, 1987 12 Stark R Secularization, R I PII Sociology of Religion - Vol 60 - 1999

" Stark R Fwke R Acts of faith explaining the human side of religion - Berkeley, Los Angeles, L University of Счі forma cress 2000

14 HaddenJK Toward desacrahzing secularization theory II Social forces- 1987 -Vol 65 -P 587-611

15 Olasner P The socio'ogy of secutarsation -L Rout'edge, 19^7

такое секуляризация, какими путями шло изучение и теоретическое осмысление этого процесса, какие ошибки были допущены исследователями Все это, в частности, способно облегчить задачу создания новой модели или моделей секуляризации Также материалы диссертации могут быть использованы в учебных целях например, для составления учебных курсов, написания учебников и пособий Кроме того, диссертация может стать подспорьем для конкретно-социологических исследований проведенный в работе анализ может помочь исследователям в теоретической обработке получаемых эмпирических данных

Апробация диссертационной работы. Некоторые положения диссертационного исследования прошли апробацию на научных конференциях, в том числе международных доклад «Постсекулярный мир -постановка проблемы» на V конвенте Российской ассоциации международных исследований (РАМИ) под эгидой МГИМО г Москва, секция «Постсекулярные общества перспективы и реальность» (27 сентября 2008 года), доклад «Неоклассическая модель секуляризации в западной социологии религии» на III Всероссийском социологическом конгрессе под эгидой Институт социологии РАН, секция «Социология релиіии» (21-24 октября 2008 года)

Структура и объем диссертации. Работа состоит из Введения, двенадцати параграфов, распределенных по четырем главам, Заключения, а также Библиографии Объем диссертации - 209 страниц Список использованной литературы включает 383 книги и статьи, из них 254 на иностранных языках.

Похожие диссертации на Неоклассическая модель секуляризации в западной социологии религии второй половины XX - начала XXI вв.