Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Архитектурная деревянная резьба юга Тюменской области второй половины XIX - начала XX в. Художественно-стилистические особенности Козлова-Афанасьева Елена Михайловна

Архитектурная деревянная резьба юга Тюменской области второй половины XIX - начала XX в. Художественно-стилистические особенности
<
Архитектурная деревянная резьба юга Тюменской области второй половины XIX - начала XX в. Художественно-стилистические особенности Архитектурная деревянная резьба юга Тюменской области второй половины XIX - начала XX в. Художественно-стилистические особенности Архитектурная деревянная резьба юга Тюменской области второй половины XIX - начала XX в. Художественно-стилистические особенности Архитектурная деревянная резьба юга Тюменской области второй половины XIX - начала XX в. Художественно-стилистические особенности Архитектурная деревянная резьба юга Тюменской области второй половины XIX - начала XX в. Художественно-стилистические особенности Архитектурная деревянная резьба юга Тюменской области второй половины XIX - начала XX в. Художественно-стилистические особенности Архитектурная деревянная резьба юга Тюменской области второй половины XIX - начала XX в. Художественно-стилистические особенности Архитектурная деревянная резьба юга Тюменской области второй половины XIX - начала XX в. Художественно-стилистические особенности Архитектурная деревянная резьба юга Тюменской области второй половины XIX - начала XX в. Художественно-стилистические особенности Архитектурная деревянная резьба юга Тюменской области второй половины XIX - начала XX в. Художественно-стилистические особенности Архитектурная деревянная резьба юга Тюменской области второй половины XIX - начала XX в. Художественно-стилистические особенности Архитектурная деревянная резьба юга Тюменской области второй половины XIX - начала XX в. Художественно-стилистические особенности
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Козлова-Афанасьева Елена Михайловна. Архитектурная деревянная резьба юга Тюменской области второй половины XIX - начала XX в. Художественно-стилистические особенности : спец. 17.00.04 <Изобразит. и декоратив.-прикладное искусство и архитектура> Тюмень, 2004 19 с., библиогр.: с. 19 (6 назв.)

Введение к работе

Деревянное зодчество, в том числе и русское, будучи тектонически единым в силу специфики строительного материала, тем не менее всегда регионально, обладает особенностями, отражающими влияние местных условий. В значительной мере эти особенности проявляются в декоративном убранстве, главным образом в резьбе по дереву. Архитектурная деревянная резьба в России широко распространилась со второй половины XIX в. Ее формы, приемы и мотивы не только в каждой области, но и в каждом районе отличатись своеобразием. Однако именно регионапьиая специфика этого искусства изучена недостаточно.

Декор в сибирском деревянном зодчестве образует многоликую картину, отразившую сложность этнического состава населения. Коль скоро Сибирь принимала выходцев практически из всех областей страны, то на ее территории сталкивались и переплетались различные художественные влияния. Кроме того, переселенцы вступачи в контакты с культурами сибирских аборигенных народов (языческих, мусульманских), что приводило к увеличению разнообразия декоративного искусства.

К районам, наиболее богатым архитектурной резьбой, относится южная часть Тюменской области (бывшая Тобольская губерния). Историческая связь с ранним этапом заселения и освоения русскими Сибири, наличие развитых ремесел и промыслов, близость к Европейской России делают эту территорию интересной во многих отношениях. Именно здесь, в одном из крупнейших в прошлом торговых и ремесленных центров Сибири - Тюмени, а также в городах и селах ее окружающих, искусство архитектурной резьбы проявило себя особенно ярко.

Границы исследования

Временные границы определены периодом наивысшего расцвета деревянного декора - второй половиной XIX - началом XX вв.

Пространственные границы включают основные ареаты распространения архитектурной резьбы в Западной Сибири - районы южной части Тюменской области (города Тюмень, Тобольск, Ялуторовск, Ишим с прилегающими селами).

Предмет исследования - искусство архитектурной резьбы в западносибирском деревянном зодчестве.

Объект исследования деревянная резьба в архитектуре городов и поселений южной части Тюменской области.

Цель диссертационной работы - выявление региональной специфики и стилистическая характеристика искусства резьбы в деревянном зодчестве Тюменского края.

Задачи исследования состоят в том, чтобы провести анализ культурно-этнических контактов в регионе до начала XX в.; определить ведущие традиции тюменской деревянной резьбы в смежных искусствах; выявить региональные центры архитектурной деревянной резьбы и особенности их творческого почерка; уточнить классификацию форм архитектурного резного декора применительно к ведущим региональным школам.

Методика работы обусловлена объектом и целью исследования и поэтому основана па использовании сравнительного и стилистического анализа, изучения данных археологии, этнографии, культурологии.

Фактологической базой для работы являются натурные обследования и фиксация памятников резного декора, проведенные автором на юге Тюменского региона в 1998 - 2000 гг., а также документы Государственного архива Тюменской области, собрания Тюменского областного музея изобразительных искусств. Тюменского областного краеведческого музея им. И.Я. Словцова, Тобольского государственного историко-архитектурного музея-заповедника, сведения из литературных источников.

Автор привлекал труды известных русских и советских ученых, осветивших самые разные аспекты исследования деревянного зодчества, декоративно-прикладного искусства, в том числе искусства архитектурной деревянной резьбы (В.В. Стасов, П.В. Султанов, И.Е. Забелин, И.И. Толыптев, Л.В. Даль, В.В. Суслов, Л.Л Бобрипский, Н.Н. Соболев, Л.И. Некрасов, B.C. Воронов, М.П. Званцев, Е.Э. Бломквист, И.В. Маковецкий, А.В. Ополовников, Р.И., Габе, С.К. Жегатова, Б.А. Рыбаков, Г.К. Вагнер, В.М. Василенко, II.A. Ковальчук, И.М. Бибикова, ИЛ. Богуславская, Н.В. Мальцев, Л.Н. Чижикова, М.А. Некрасова, А.К. Чекалов, А.И. Скворцов).

Дореволюционные источники о русском сибирском искусстве представлены статистическими документами, публикациями сибирских историков, краеведов (Н.А. Абрамов, Ю.А. Гагеймейстер, И.И. Завалишин, Ф. Зобнин, П.Л. Скалозубов), в наблюдениях которых содержатся данные о крестьянских и городских промыслах, ремеслах. Более подробно характеризуют декоративное искусство русских сибиряков и высказывают при этом ряд важных замечаний, касающихся его особенностей, исследователи 1920-х гг. (Д.А. Болдырев-Казарин, И.И. Серебренников, Е.Э. Бломквист, Н.П. 1 ринкова). Специальное освещение региональная архитектурная резьба получает в монографических трудах о русском народном деревянном зодчестве Западной и Восточной Сибири ЕА Ашепкова, изданных в 1950-е гг. Предложенная ученым классификация декоративных форм была использована в данной диссертации. Опубликованные во второй половине XX в. работы, затрагивающие вопросы западносибирской архитектурной резьбы, базируются на изучении сибирского деревянного зодчества (СП. Баландин, Н.П. Крадин), особенностей и разнообразия историко-архитектурного наследия сибирских территорий и отдельных городов (A.M. Прибыткова, Т.С. Проскурякова, БА Жученко, СП. Заварихин, В.В. Кириллов, Е.И. Кириченко, Б.И. Оглы); этнографического аспекта формирования и развития традиционного искусства русских крестьян Сибири (Н.М. Русакова) и орнамента сибирских пародов (СВ. Иванов, О.М. Рындина). Реже вопросы архитектурной резьбы вычленены в самостоятельную искусствоведческую тему (Н.Х. Шайхтдинова, Е.И. Кириченко).

Если городские памятники (Тюмень, Томск) получили отражение в литературе, то крестьянское зодчество региона во всех его многообразных проявлениях осталось, за редким исключением, почти без внимания. чЭтот «слой» по южным районам Тюменской области был фрагментарно зафиксирован только Е.Л. Лшепковым. Не было пи одной попытки дифферснцировагь местные сельские художественные центры архитектурной резьбы. Как памятники искусства произведения крестьянских резчиков не получили должного осмысления. В результате общая картина декора в деревянном зодчестве региона оказалась недостаточно освещенной.

Научная новизна и актуальность работы представляется тем, что в результате ее выполнения введено в научный оборот большое количество ранее не исследованных объектов архитектурной деревянной резьбы Тюменского региона; впервые изучен практически весь массив архитектурной деревянной резьбы области; выявлена стилистическая, композиционная и образная специфика резного декора в региональном" зодчестве; расширена классификация форм архитектурной резьбы.

Практическая значимость диссертации .заключается в возможности использования ее результатов при установлении и разработке режимов охранных зон городов и селений области; при выполнении реставрации памятников деревянного зодчества; проведении историко-культурной экспертизы с целью выявления предмета охраны объектов культурного наследия области; а также при дальнейшем изучении проблем народного искусства региона. Результаты работы могут оказаться полезными для музейно-выставочиой экспозициошю-прсюветительской и издательской деятельности.

Автор выносит на защиту следующие положения:

1) определение стилистических особенностей архитектурной деревянной резьбы ведущих центров юга Тюменской области;

2) выводы о композиционных и образных решениях, характерных для изученных в работе памятников;

3) классификация форм архитектурной деревянной резьбы на материале регионального зодчества.

Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, примечания и библиографии. Объем работы 153 страницы машинописного текста. К диссертации приложен иллюстрационный материал -альбом таблиц с 270 фотографиями.  

Похожие диссертации на Архитектурная деревянная резьба юга Тюменской области второй половины XIX - начала XX в. Художественно-стилистические особенности