Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретические основы воспитания толерантных отношений личности в условиях образования 15
1.1 . Воспитание толерантных отношений личности как социально-педагогическая проблема 15
1.2. Сущность и содержание процесса воспитания толерантных отношений 45
1.3. Научные подходы к процессу воспитания толерантных отношений у студентов средствами духовной музыки в условиях внеаудиторной деятельности 66
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по воспитанию толерантных отношений у студентов средствами духовной музыки 95
2.1. Определение исходного уровня сформированности толерантных отношений у студентов 95
2.2. Модель процесса воспитания толерантных отношений у студентов университета средствами духовной музыки в условиях внеаудиторной деятельности 124
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по воспитанию толерантных отношений у студентов в условиях внеаудиторной деятельности 143
Заключение 163
Список литературы 168
Приложение 189
- Воспитание толерантных отношений личности как социально-педагогическая проблема
- Научные подходы к процессу воспитания толерантных отношений у студентов средствами духовной музыки в условиях внеаудиторной деятельности
- Определение исходного уровня сформированности толерантных отношений у студентов
- Модель процесса воспитания толерантных отношений у студентов университета средствами духовной музыки в условиях внеаудиторной деятельности
Введение к работе
Актуальность исследования. Современное состояние нашего общества с его глобальными проблемами в системе международных отношений и региональных политико-экономических блоков, с ростом национального самосознания востребует человека, готового к активной созидательной деятельности в современной поликультурной и многонациональной среде, сохраняющего свою социально-культурную идентичность, стремящегося к пониманию других культур, умеющего жить в мире и согласии с представителями разных национальностей и верований.
Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001 -2005 годы)» предусматривает разработку и внедрение в систему образования всех ступеней программ и учебных материалов, направленных на воспитание подрастающего поколения в духе толерантности.
Формирование установок толерантного сознания и поведения, веротерпимости и миролюбия является приоритетной задачей в деятельности отечественного образования. В соответствии с Декларацией принципов толерантности (ЮНЕСКО, 1995 год) толерантность определяется как ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами; в уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов.
В основании парадигмы современного образования лежит «модель культурного человека» (Э. Савицкая). Одним из аспектов общей культуры человека является его толерантное сознание, которое формирует механизмы толерантного поведения и толерантных отношений, навыки межкультурного взаимодействия. В связи с этим требуется реформирование сложившейся практики организации учебно-воспитательной работы в высших учебных за-
ведениях, новый взгляд на проблемы воспитания толерантности. Появляется необходимость решения целого ряда актуальных проблем: широкого использования дидактически обоснованных дисциплин, овладение содержанием которых способствует воспитанию толерантного сознания у студента, инновационных педагогических форм и методов, стимулирующих процесс воспитания у студента толерантных отношений.
Осознание необходимости радикального повышения эффективности процесса воспитания толерантности привело в последнее время к усилению внимания к разработке различных подходов к определению содержания и форм организации учебно-воспитательного процесса (А.Г. Асмолов, С К. Боыдырева, М.Б Ешич, Д.И. Фельдштейн, Е.И. Шлягина и др.).
Анализ научной литературы показывает, что гносеологический аспект проблемы толерантности, ее сущность, место в системе общественного сознания, понятийный аппарат активно разрабатывались и разрабатываются в философии и социологии такими учеными, как П. Ванберген, Р.П. Друа, М. Крэстон, Дж. Локк, Г. Маркузе, М. Матраверс, А. Морван, К. Мур, П. Николсон, К. Поппер, Ж.П. Сартр, М. Уолцер и др.
Идея воспитания толерантности личности, ее способности к конструктивному взаимодействию с социальными группами, имеющими различные ценностные, религиозные и политические ориентиры, является отображением тенденции перехода от знаниево-ориентированного содержания образования к личностно ориентированному, который обеспечивает единство и связь социокультурного, межкультурного пространства и развивающейся личности.
Личностно ориентированный подход, понимание которого определили представители направления гуманистической психологии А. Маслоу, Р. Мей, К. Роджерс, В. Франкл, разрабатывался и разрабатывается в нашей стране такими учеными, как К.А. Абульханова-Славская, Н.А. Алексеев,
Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич, А.А. Орлов, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.
Для дальнейшего углубления научных представлений о процессе воспитания толерантности личности среди многих проблем, возникающих при изучении данного процесса, на наш взгляд, необходимо исследовать такие, которые связаны с определением взаимосвязи данного процесса с ценностной направленностью личьости, осознающей свое предназначение в различных сферах материальной и духовной культуры общества; с обоснованием новых форм организации воспитательного процесса в системе университетского образования; с определением средств и методов, используемых для воспитания толерантных отношений личности студента как в учебной, так и во внеаудиторной деятельности.
Анализ педагогической практики показывает, что в системе университетского образования существуют недостаточно изученные вопросы: не полностью используется воспитательный потенциал учебной и внеаудиторной деятельности студентов; не до конца решенной задачей является определение воспитательных функций преподавателя, работающего в системе университетского образования в процессе формирования толерантных отношений у студентов; не соотнесены между собой формы, методы, средства и приемы воспитания толерантности.
Таким образом, актуальность нашего исследования обусловлена, с одной стороны, потребностью учебно-воспитательной практики системы университетского образования в решении задач воспитания толерантной личности студента, ее духовно-нравственной культуры, а с другой стороны -недостаточностью разработки проблемы воспитания толерантных отношений у студентов.
Исходя из этого, мы сформулировали тему диссертационного исследования: «Воспитание толерантных отношений у студентов университета средствами духовной музыки»
С учетом данного противоречия была сформулирована проблема нашего исследования. В теоретическом плане - это проблема определения сущности и содержания процесса воспитания толерантных отношений у студентов университета; в практическом плане - проблема создания модели процесса воспитания толерантных отношений у студентов университета средствами духовной музыки.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования - воспитательный процесс в системе университетского образования.
Предмет исследования - воспитание толерантных отношений у студентов средствами духовной музыки в условиях внеаудиторной работы.
Гипотеза^ исследования. Толерантные отношения студентов представляют собой осознанные и активные связи человека с миром, с другими людьми, в основе которых лежит ненасилие, принятие и понимание другого при изначально позитивном эмоциональном отношении к нему. Поэтому воспитание толерантных отношений у студентов средствами духовной музыки будет успешным, если:
определены сущность и содержание процесса воспитания толерантных отношений у студентов;
выявлены основные подходы к процессу воспитания толерантных отношений у студентов;
создана модель процесса воспитания толерантных отношений у студентов средствами духовной музыки;
разработаны методические рекомендации по «Духовной музыке» и репертуарный план внеаудиторной деятельности студентов, приоритетным направлением которых является воспитание толерантных отношений личности.
Исходя из проблемы, цели исследования, его объекта, предмета и гипотезы, нами были поставлены следующие задачи:
- осуществить теоретический анализ проблемы исследования, выявить
сущность и обосновать содержание процесса воспитания толерантных отно-
ж шений у студентов;
- обосновать основные подходы к процессу воспитания толерантных
отношений у студентов;
разработать модель процесса воспитания толерантных отношений у студентов средствами духовной музыки;
разработать и апробировать методические рекомендации и репертуарный план по «Духовной музыке», которые можно использовать во внеаудиторной деятельности.
Методологической основой исследования являются отечественные и
зарубежные философские теории, концепции, раскрывающие проблемы че
ловеческого существования; современные психологические, социологиче
ские, педагогические теории и концепции образования; антропологический,
аксиологический, личностный и деятельностный подходы к изучению толе-
^ рантности человека.
Источниками исследования являются фундаментальные положения:
- о единстве личности и деятельности, сознания и деятельности
(К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь,
А.А. Бодалев, Л.П. Буева, Л.С. Выготский, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев,
Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, В.А. Ядов и
др.);
- о творческом и духовном потенциале личности, оптимизации профес
сиональной деятельности (Д.Б Богоявленская, А.В Брушлинский, А.А. Дер
кач, Н.И. Калаков, Е.А. Климов, Э.А. Манущин, A.M. Матюшкин, Н.Д. Ни-
кандров, А.А. Реан, А.И. Подольский, Я.А. Пономарев, И.Н. Семенов, А.П. Ситников, В.В. Столич, O.K. Тихомиров и др.).
Существенное значение в концептуальном плане имеют современные
*& подходы к проблемам гуманизации и гуманитаризации образования
(А.П. Асмолов, В.П. Бездухов, М.Н. Берулава, Е.В Бондаревская, М.В. Бугуславский, А.В. Кирьякова, Ю.Н. Кулюткин, Ю.В. Сенько, В.В. Сериков, В.А. Сластенин, Г.С. Сухобская, Е.Н. Шиянов,
И.С Якиманская и др.); к проблемам педагогики и психологии искусства (Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, Р Арнхейс, B.C. Ротенберг, Б.В. Асафьев, Д.Б. Кабалевский, В.В. Медушевский, Б.М. Неменский, А.А. Мелик-Пашаев и др.).
Исследование базируется на концепциях"
- формирования личности специалиста (СИ. Архангельский,
О.И. Донина, Э.А. Гришин, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, С.Н. Митин,
А.В. Мудрик, И.П. Подласый, В.А. Сластенин, Л.В. Спирин, П.И. Третьяков,
Т.И. Шамова, Н Б. Шмелева, А.И. Щербаков, И.В. Юстус и др.);
- воспитания толерантности личности (Е.М. Аджиева, А.Г. Асмолов,
Н.А. Асташова, Г.В. Безюлева, С.К. Болдырева, В.Ф. Габдулхаков,
О.А Грива, М.Н. Губогло, И.И. Зарецкая, Р.А. Исламшин, Ю.А. Клейберг,
М.И. Рожков, А.П. Садохин, В.А. Тишков, Д.И. Фельдштейн, Е.И. Шлягина
и др.).
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования, адекватных его предмету: анализ философской, социологической, психологической, педагогической литературы; изучение и обобщение опыта педагогической деятельности; социологические методы (анкетирование, беседы); наблюдение (прямое, косвенное, включенное); диагностические методы (тестирование, самооценка); экспериментальные методы (констатирующий и формирующий варианты эксперимента); статистические методы исследования.
Экспериментальной базой настоящего исследования явились факультеты культуры и искусства, гуманитарных наук и социальных технологий, трансфертных специальностей Ульяновского государственного университе-
та, Институт права и государственной службы, Институт экономики и бизнеса, Институт медицины, экологии и физической культуры, Институт математики, физики и информационных технологий, Институт международных отношений Ульяновского государственного университета, студенты которых являлись участниками университетского хора.
Исследование проводилось в несколько этапов.
На первом этапе (1998-2001? гг.^изучалась психолого-педагогическая, философская, социологическая литература по теме исследования, анализировались нормативные и программные документы федерального и местного значения, изучался и анализировался опыт работы по проблемам воспитания толерантности в различных учебных заведениях Ульяновска и других городов России. Проведенный анализ научной литературы и исследований, тематически близких нашему, позволил обосновать исходные позиции, определить проблему, объект, предмет и цель исследования, сформулировать задачи. Результатом этого этапа явились формулировка гипотезы, выбор методологии и методов исследования, обоснование его программы, разработка методики проведения констатирующего эксперимента.
На втором этапе (2001-2004 гг.) проводился эксперимент, направленный на уточнение и проверку гипотезы исследования; конкретизировались формы и методы воспитания толерантных отношений у студентов университета в условиях внеаудиторной деятельности; корректировалось содержание процесса воспитания толерантных отношений средствами духовной музыки; анализировались и систематизировались полученные данные.
Третий этап (2004-2005 гг.) был посвящен анализу, систематизации и обобщению результатов исследования, публикации материалов, оформлению ведущих теоретических положений исследования.
Научная новизна исследования:
- определены сущность и содержание понятия «толерантные отношения» (сущность: ненасилие становится основой для осознания форм и моде-
лей толерантных отношений; содержание образуют эмпатические способно
сти, коммуникативная установка, выбор стратегии психологической защиты
м в общении);
теоретически обоснована и апробирована модель процесса воспитания толерантных отношений у студентов университета средствами духовной музыки, отражающая логику деятельности преподавателя (модель раскрыва-ет основные этапы, в рамках которых можно осуществлять воспитание толерантных отношений, определяющие цели, содержание, методы и формы, результаты процесса воспитания толерантных отношений средствами духовной музыки);
обоснованы основные подходы к процессу воспитания толерантных отношений у студентов (антропологический, аксиологический, личностный и деятельности ы й),
теоретически обоснованы и апробированы методические рекомендации и репертуарный план по «Духовной музыке», использующиеся во внеау-
(0. диторной деятельности студентов.
Теоретическаяt значимость исследования. Результаты исследования
позволяют осуществлять более широкий подход к решению проблемы гума
низации высшего образования. Обоснование сущности и содержания процес
са воспитания толерантных отношений у студентов университета составит
основу для широких теоретических представлений о содержательных и про-
# цессуальных сторонах учебно-воспитательного процесса вуза в аспекте осоз-
нания студентами социально-духовной значимости толерантности, этических норм толерантного поведения; расширит научные представления о процессе воспитания толерантности у студентов высших учебных заведений; будет способствовать разработке вопросов личностно ориентированного содержания воспитательного процесса системы высшего профессионального образования.
Практическая значимость исследования состоит в направленности
его результатов на совершенствование педагогической деятельности в аспек-
& те воспитания толерантных отношений личности студента; в создании мето-
дики воспитания толерантных отношений у студентов средствами духовной музыки в условиях внеаудиторной деятельности; в определении методов научно-педагогических исследований, с помощью которых изучается уровень сформированное толерантных отношении личности. Разработка и реализация содержания процесса воспитания толерантных отношений у студентов являются фактором обновления содержания воспитательного процесса в системе высшего профессионального образования и его гуманизации. Методические рекомендации и выводы исследования могут быть использованы преподавателями системы высшего профессионального образования, а также на других уровнях системы образования.
Достоверность результатов обеспечена исходными методологиче
скими позициями; комплексом методов исследования, адекватных его цели,
(щ задачам, логике и объему; репрезентативностью и статистической значимо-
стью опытных данных.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Воспитание толерантных отношений личности рассматривается се
годня как неотъемлемая часть нравственного воспитания человека, сущност
ной характеристикой которого, является единство целевого, содержательно-
# го, деятельностного и результативного компонентов. Процесс воспитания то-
лерантных отношений у студентов должен способствовать развитию их эм-патических способностей, коммуникативной установки, способности к адекватному выбору стратегии психологической защиты в общении и строиться с учетом антропологического, аксиологического, личностного и деятельностного подходов.
2. Формировавшаяся в течение последнего времени установка на вос-
л&> питание толерантных отношений личности, в процессе которого происходит
развитие толерантности, не может быть просто дополнена тезисом о важно
сти ценностного осознания студентами норм толерантного поведения. Тре-
ъ буется создание модели процесса воспитания толерантных отношений у сту-
дентов средствами духовной музыки, отражающей основные характеристики данного процесса и базирующейся на механизме перевода ценностей из объективной ценностной системы толерантных отношений в субъективную; включающей в себя взаимосвязанные, последовательно сменяющие друг друга три этапа, на каждом из которых определены цели, отобрано содержание, выбраны методы и формы его организации, описаны планируемые результаты.
3. Деятельность преподавателя университета по воспитанию толерант
ных отношений у студентов становится более эффективной, когда он реали
зует воспитательный потенциал методических рекомендаций по духовной
музыке и репертуарный план для внеаудиторной деятельности студентов.
4. Для воспитания толерантных отношений необходимо развитие у
(# студентов способности к эмпатии, к коммуникативной толерантности, к аде
кватному выбору доминирующей стратегии психологической защиты в об
щении, чему способствуют разнообразные формы внеаудиторной деятельно
сти студентов.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования были обсуждены и одобрены на региональном семи-
# наре «Современные технологии работы хормейстера по формированию пев-
ческой культуры» (Ульяновск, 2002 г.), Всероссийской научно-практической конференции «Культура и власть» (Пенза, 2003 г.), III Международной научно-практической конференции «Проблемы образования в современной России и на постсоветском пространстве» (Пенза, 2004 г.), XII Всероссийской научно-практической конференции, посвященной Дню славянской письменности и культуры «Человек в культуре России» (Ульяновск, 2004 г.), регио-
Щ0> нальной научно-практической конференции «Дополнительное художествен-
ное образование детей: опыт и проблемы» (Ульяновск, 2004 г.); региональ
ной научно-практической конференции «Художественное образование детей
Ф и подростков: проблемы и перспективы» (Ульяновск, 2004), межрегиональ-
ной научно-практической конференции «Развитие личности в процессе непрерывного художественного образования» (Ульяновск, 2005 г.); методологическом семинаре кафедры педагогики Ульяновского государственного университета.
Структура и объем* диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав и заключения, содержит 239 страниц машинописного текста, 1 рисунок, 10 таблиц, 7 диаграмм, библиографический указатель, включающий 249 наименований, из них 8 на иностранных языках, а также 5 приложений.
Во введении обосновывается актуальность темы, раскрывается сущ
ность проблемы исследования; определяются объект, предмет, цель, гипотеза
и другие методологические характеристики работы; раскрываются ее науч
ная новизна, теоретическая и практическая значимость.
(ф В первой главе «Теоретические основы воспитания толерантных отно-
шений личности в условиях образования» рассматриваются методологиче
ские и теоретические основы исследуемой темы, современное состояние и
основные направления воспитания толерантных отношений личности; дают
ся анализ сущности понятий «воспитание личности», «толерантность», отве
ты на вопросы, что такое «толерантные отношения личности» и какова их
# роль в нравственном воспитании личности студентов.
Во второй главе «Спытно-экспериментальная работа по воспитанию толерантных отношений у студентов университета средствами духовной музыки» излагаются ход и результаты экспериментальной работы; анализиру-
ются данные о сформированности толерантных отношений у студентов. С учетом разработанной модели делаются выводы по содержанию и процессу воспитания толерантных отношений личности; раскрываются основные
средства духовной музыки, обеспечивающие воспитание толерантных отношений у студентов.
В заключении обобщены результаты исследования; изложены основные
его выводы, подтверждающие гипотезу и положения, выносимые на защиту; определены перспективы дальнейшей работы.
Приложение содержит рабочие, исследовательские и методические материалы, отражающие результаты исследования.
Воспитание толерантных отношений личности как социально-педагогическая проблема
В настоящее время Россия переживает период серьезных перемен, изменения общественного сознания. Возрастает острота проблем в межнациональных отношениях, в социально-культурной сфере общества усложняется полиэтническая и экономическая обстановка. Перед системой образования встает задача изменения сознания людей, в том числе воспитание толерантного сознания путем межэтнического и межкультурного диалога.
Духовная культура общества становится мощным фактором многогранного развития человека, способствует преобразованию и обогащению потребностей и ценностной направленности личности. Уровень духовной культуры личности измеряется системой ее отношений к миру - к природе, к другим людям, к обществу, к самой себе. Духовную культуру можно представить в виде «системы координат» человеческой деятельности, определяющей, в свою очередь, координаты социальных действий и деятельности, в том числе и толерантного поведения. Набор ценностей, идей, артефактов и других значащих символов духовной культуры общества помогает людям общаться, а также понимать и оценивать друг друга как членов общества, способствует формированию социального поведения личности. Все это важно учитывать в системе университетского образования.
Анализ объекта и предмета нашего исследования возможен лишь на фоне и в процессе раскрытия сущности таких понятий, как «воспитание личности», «толерантность», «толерантные отношения». Б.Т. Лихачев отмечает, что воспитание - родовое понятие, относящееся к области сотворения человеческой личности в социуме [135]. С точки щр зрения генетики, - отмечает ученый, - воспитание является необходимой и обязательной частью той социальной среды, благодаря которой осуществляется выживание рода человеческого, его бессмертия и гщ, бесконечности. С социально-культурной точки зрения воспитание представляет собой объективный социальный механизм передачи восприятия между поколениями жизненно важного опыта. С философско религиозной позиции, Бог наделил и одарил людей категорией и конкретным социальным феноменом воспитания как действенным орудием осуществления Божественных замыслов на земле. Воспитание является тем # божественным механизмом, с помощью которого осуществляется передача веры из поколения в поколение и дорастание человека до Бога [135, 16-17]. В отечественной психолого-педагогической литературе можно встретить большое разнообразие определений и трактовок понятий «воспитание личности». В широком значении это понятие рассматривается: как целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни, активному участию в трудовой деятельности [171, 239]; - как процесс передачи накопленного опыта от старших поколений к младшим [178, 22]. В узком значении это понятие рассматривается как «направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, (й) нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни» [178,23] Для нашего исследования близка та позиция в современной педагогической науке, которая рассматривает понятие «воспитание личности» как процесс, направленный на формирование качеств, определяющих нравственно-этическую позицию человека, его социальное ф поведение (гражданственность, ответственность, чувство долга), формирование черт характера, таких, как сила воли, целеустремленность, готовность к преодолению трудностей [60, 46]. Применительно к задачам ф, образования имеется в виду достижение определенного уровня духовной зрелости, позволяющего человеку успешно и ответственно выполнять разнообразные роли взрослого члена общества - семьянина, работника, гражданина. «Воспитание распространяется на тело, душу и дух и ставит задачей образование из развертывающих задатков и развивающихся способностей гармонического целого, а также приобретение человеком Ш - благоприятных для него самого и для общества душевно-духовных установок в отношении других людей, семьи, народа, государства и т.д. » [220, 76]. Мы разделяем точку зрения Б.Т. Лихачева, рассматривающего воспитание как саморазвитие и самостановление субъекта в недрах воспитания как общественного явления, обеспечивающих индивиду возможность обретения индивидуально-личностных свойств и качеств, черт характера и необходимых для жизнеобеспечения способностей [135, 19]. На особенности трактовки понятия «воспитание» влияет важнейший компонент любой образовательно-воспитательной системы - целеполагание. » Именно цели обучения, воспитания и развития личности предопределяют, с одной стороны, ценность образования, а с другой - позволяют наполнить конкретным содержанием и другие аспекты образования, рассматривая іШ образование как систему, образование как процесс и образование как результат [73, 158].
Научные подходы к процессу воспитания толерантных отношений у студентов средствами духовной музыки в условиях внеаудиторной деятельности
Анализ изученной литературы по теме исследования «подвел» нас к необходимости рассмотрения научных подходов к воспитанию толерантных отношений личности студента с учетом особенностей организации внеаудиторной воспитательной деятельности.
На современном этапе существования общества мы наблюдаем смену приоритетов его дальнейшего развития. В последние десятилетия мы явились свидетелями появления новых концептуальных подходов к построению профессионального образования. Такими подходами стали аксиологический, анропологический, личностный и деятельностный. Рассмотрим сущность данных подходов в аспекте нашего исследования. Аксиологический подход позволяет рассматривать человека как высшую ф ценность общества и самоцель общественного развития. Проведенный анализ научной литературы и исследований, тематически связанных с нашим, выявил, что ученые используют аксиологический подход, как правило, при изучении морали, фактов и явлений нравственного характера. Аксиологический подход в настоящее время приобрел статус междисциплинарного к исследованию явлений и фактов социально ф нравственного характера, так как теория ценностей, лежащая в основе аксиологического подхода, - «... это название целой сети проблем, общих для так называемых оценивающих наук - этики, эстетики, некоторых разделов логики и теории познания, экономической и политической теории, антропологии и социологии. Специализация все более и более разделяет эти науки и изолирует одну от другой, а теория ценностей действует в обратном направлении, намечая проблемы, общие для них всех» [113, 48]. В центре аксиологического подхода находится идея о взаимозависимом, взаимодействующем мире, мире целостного человека. Важно научиться видеть то общее, что не только объединяет человечество, но и характеризует каждого отдельного человека. Гуманистическая ценностная ориентация... «аксиологическая пружина», которая придает активность всем остальным звеньям системы ценностей [172, 113].
Аксиологический подход в изучении педагогических явлений меняет привычные представления о цели образования как формировании «систематизированных знаний, умений и навыков», а служит претворению в жизнь идеи гуманизации образования. Идея гуманизации образования, являющаяся следствием применения аксиологического подхода в педагогике, имеет важное значение для стратегии общественного развития, которая должна способствовать развитию человека, общества и человечества. Сущность аксиологического подхода к формированию гуманистической направленности студентов как системе их ценностных ориентации раскрывается В.П. Бездуховым и А.В. Бездуховым [28, 95 - 108].
При определении сущности аксиологического подхода, В.П. Бездухов и А.В. Бездухов исходят из необходимости выявления системообразующего, смыслообразующего его начала, предстающего способом его реализации. Таким системообразующим началом аксиологического подхода, с их точки зрения, являются ценности. Понятие «ценность» выступает в функции общего методологического ориентира для уяснения сущности аксиологического подхода. Ценность, вплетенная в «ткань» социальной и педагогической действительности, придает ей вполне определенный культурный контекст. Ценности регулируют и направляют деятельность, общение и взаимодействие человека с миром и с людьми. Аксиологический подход связан с реализацией ценностей, ценностного отношения субьекта к объекту [28]. В нашей работе мы придерживаемся точки зрения М.С. Кагана и считаем, что ценность - это значение данного предмета для субъекта, это „ «Отношение, причем специфическое отношение, поскольку оно связывает ш объект не с другим объектом, а с субъектом... Ценность возникает в объектно-субъектном отношении, не будучи ни качеством объекта, ни переживанием другого объекта-человека» [113, 51]. Присвоить ценности -значит наделить смыслом значение объекта, в качестве которого выступает ситуация общения. Выше было отмечено, что значения познаются. Это означает, что значение может иметь широкий спектр смыслов, поскольку мир субъективности людей различен. Это находит своё выражение в различных позициях толерантной личности относительно социально-культурных изменений, происходящих в обществе, ценностных смыслов понятий «другой», «другая культура», «другое мнение». Из этого следует важное педагогическое требование по воспитанию толерантных отношений у студентов вузов. Преподаватель, информируя студентов о толерантном отношении, его нравственных основаниях, о толерантном поведении и т.д., создает условия для перехода информации в знание, одновременно развивая у студентов «способность к оцениванию последствий деятельности, критерием которых являются ценности как значения» [28, 100]. ф Знание, освоенное студентом, становится основой (объективной) оценочной деятельности, критерием которой, подчеркнем еще раз, являются ценности как значения. На основании того, что «ценности есть осознанные и принятые человеком смыслы жизни» [52, 26], ученые приходят к выводу о ш том, что аксиологический подход направлен на понимание смыслов значений, на развитие способности студентов к осмыслению как наделению смыслом того, о чем их информирует преподаватель.
Определение исходного уровня сформированности толерантных отношений у студентов
Приоритетной задачей высшего профессионального-образования вообще и университетского, в частности, является приобщение личности к культуре, формирование духовно-нравственной культуры человека, воспитание его толерантных отношений к миру. Отсюда исследование качества ф воспитательного процесса должно осуществляться через исследование уровня усвоения личностью ценностей культуры, через определение уровня сформированности ее толерантных отношений. Закономерно возникает вопрос: каким образом можно провести подобное исследование в системе университетского образования, какие критерии сформированности толерантных отношений брать за основу? Критерии сформированности толерантных отношений личности сложно формализуемы, а зачастую ненадежны в отношении целостного рассмотрения личности. Тем не менее, изучение эффективности того или иного педагогического воздействия вынуждает педагогов прибегать к w оценкам как качественного, так и количественного характера. Следует отметить, что общепризнанной методики диагностики уровней сформированности толерантных отношений не существует, так же, как и не ф существует общей методики формирования толерантности, более того единой концепции толерантности как психологического и педагогического феномена. Известная попытка (B.C. Магун, М.С. Жамкочьян, М.М. Магура) исследовать эффективность тренинга толерантности опирается на 4 общетеоретические представления о толерантности. Как подчеркивает И.Б. Гриншпун, в настоящее время можно выделить несколько планов толерантности, в отношении которых может выстраиваться диагностика: аспект отношений - к себе, к другим, к собственной группе (группам) и к другим группам, а также к миру в целом; когнитивный аспект толерантности - представления о себе и других; поведенческий аспект [209, 211-212].
На основе этого мы предприняли попытку исследовать составляющие толерантных отношений человека. На уровне межличностных отношений толерантное отношение проявляет себя, прежде всего, как эмпатия, предполагающая принятие другого как ценности, его права быть другим, готовность понять внутренний мир другого и способность делать это с минимумом проекций при сохранении границ своего «Я» На уровне отношений «Я-группа» толерантное отношение предполагает социальный интерес, готовность принять другого, способность к коммуникативной толерантности. Исходя из вышеизложенного, нами были выделены такие основные составляющие толерантных отношений, как эмпатия, коммуникативная толерантность, принятие себя и принятие других, которые в совокупности являются отличительными признаками ненасилия как социального образа жизни толерантного человека. Показателями изменений толерантных отношений являются: а) изменение в уровнях коммуникативной толерантности; б) изменение в уровне эмпатических способностей; в) изменения в доминирующей стратегии психологической защиты в общении. Для исследования феномена воспитания толерантных отношений нами применялись следующие методики: - методика диагностики коммуникативной установки В.В. Бойко; - методика диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении В.В. Бойко; - методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко [209, 328-359]. Методики приведены в соответствующих Приложениях 2, 3, 4. Полученные результаты были обработаны методами статистико-математического анализа при помощи пакета Microsoft Excel, Office 2000. Исследуемая совокупность составила 100 человек в возрасте от 20 до 25 лет. Все они были участниками университетского хора, привлекались как к хоровым занятиям, так и к проведению исследования добровольно. Все испытуемые - студенты различных факультетов и институтов Ульяновского государственного университета, с хорошей и отличной успеваемостью, не имеющие нареканий ни со стороны учебной администрации, ни от каких бы то ни было других организаций. Испытуемые принадлежали не только к православной духовной традиции, в исследуемую совокупность входили и мусульмане, и неверующие, также протестанты (лютеране). Один из испытуемых принадлежит к Армянской монофизитской Церкви (см. Таблицу 2 в Приложении 5). Кроме номинальной принадлежности к той или иной духовной традиции, мы выделили такой признак, как воцерковленность»[67]. Под этой категорией понимается стремление верующего человека не только знать как можно больше о собственной духовной традиции, но и стремление построить жизнь в соответствии с нормами и правилами ее. Это понятие является специфичным для Православия, включает в себя желание человека следовать в полной мере церковному уставу (воскресное посещение храма, соблюдение утреннего и вечернего молитвенного правила, регулярное приобщение к Таинствам Исповеди и Причастия, соблюдение установленных Православной Церковью постов), то есть не номинальную религиозность, но устроение своей духовной жизни согласно традиции. В отношении других испытуемых глубина погружения в их религиозную традицию не исследовалась. 9 Мы обращаем особое внимание на то, что под понятием «воцерковленность» понимается не механическое следование обрядам, но, прежде всего, полное стремление реализовать себя в традиции, что не может щд не определять привычное поведение человека, в частности, его способность к терпимости. Экспериментальная работа проходила в три этапа, включая в себя констатирующую часть (до), формирующий эксперимент, итоговую часть (после).
Модель процесса воспитания толерантных отношений у студентов университета средствами духовной музыки в условиях внеаудиторной деятельности
Анализ педагогической практики системы университетского образования, теоретическое осмысление проблемы воспитания толерантных отношений у студентов, определение исходного уровня сформированности толерантных отношений у студентов университета и выявленное в ходе противоречие между требованием к духовно-нравственной культуре студентов и реальным состоянием практики привели нас к пониманию необходимости выявления педагогических условий воспитания толерантных отношений у студентов. Одним из таких условий является создание модели процесса воспитания толерантных отношений личности студента средствами духовной музыки в условиях внеаудиторной деятельности.
При построении модели воспитания толерантных отношений у студентов мы руководствовались описанной ранее логической цепочкой данного процесса: освоение сферы отношений как «мира воплощенных ценностей» (признание ценности существования окружающих нас людей как независимых субъектов бытия); освоение ненасилия как образа жизни (познание и отражение ценности ненасильственных форм толерантного поведения, формулировка собственных установок и ценностей в толерантном отношении, понимание и оценивание собственного толерантного поведения и других); освоение образа «Я-толерантная личность» (принятие ответственности на себя за собственные поступки, применение достигнутого Ш) уровня понимания ценностных ориентиров к осмыслению собственных толерантных отношений, понимание кратковременных и долгосрочных последствий своего толерантного поведения в отношении себя и Й\ окружающих). 125 Модель воспитания толерантных отношений студентов включала в себя Г взаимосвязанные, последовательно сменяющие друг друга три этапа, в основании которых лежали аксиологический, антропологический, личностный и деятельностный подходы, определяющие цели, содержание, методы и формы организации данного процесса. т На первом этапе «Представление сферы отношений как «мира воплощенных ценностей» была поставлена цель - сориентировать студентов средствами музыкального искусства в сфере отношений, имеющей главенствующее значение в жизни каждого человека; оказать помощь в восприятии и осознании независимости субъектов и объектов сферы отношений; возбудить интерес к поиску своей модели толерантного поведения. При этом на первый план выдвигалась задача по активизации духовной деятельности студентов в вышеуказанном направлении, по развитию у них способности к духовной ориентации в сфере отношений. 4; Целью второго этапа «Освоение ненасилия как образа жизни» было способствование освоению студентами определенного содержания духовной музыки; соотнесению его с ценностными единицами своего отношения к миру, людям и себе. Другими словами, ставилась задача по созданию смысловой художественно-музыкальной среды, способствующей пониманию студентами ненасилия как образа жизни, в котором воздействие на человека и I взаимодействие с ним учитывают внутреннее достоинство личности, интересы и стремления. Третий этап «Создание образа «Я толерантная личность» был направлен на побуждение студентов к проектированию своего толерантного поведения, Ш) в основе которого лежит толерантное отношение к миру, людям и себе. Содержание каждого этапа модели воспитания толерантных отношений личности студента было подчинено вышеуказанным целям На первом этапе работа с хором носила ценностно-ориеитациониую направленность. Вводя 126 студентов в сферу человеческих отношений и чувств, раскрываемых ф средствами духовной музыки, мы стремились раскрыть многообразие сферы отношений, сущностные характеристики толерантного отношений к миру, к другим людям, к себе. В репертуарном плане делался упор на такие произведения, как «Благослови, душе моя Господа» А. Архангельского, т «Достойно есть» Д. Бортнянского, «Херувимская песнь» М. Глинки, «Богородице Дево, радуйся» С. Рахманинова, «Свет тихий» П. Чеснокова. На втором этапе репертуарный план имел направленность на осознание студентами ненасилия как образа жизни. В репертуаре были следующие произведения: «Утверди Боже» С. Косолапова, «В церкви» из «Детского альбома» П Чайковского, «Ныне отпущаеши» А Архангельского С одной стороны, нам необходимо было проверить, насколько студентами усвоено содержание толерантных отношений к миру, ненасильственных форм взаимоотношения с людьми, с другой , способствовать осмыслению формулировки собственных установок и ценностей толерантных отношений, пониманию и оцениванию эмпатии как основной способности человека к коммуникативной толерантности. Содержательно данный этап можно назвать этапом овладения толерантным отношением. Репертуарный план третьего этапа был направлен на прогностическую ф деятельность студентов. Анализируя вместе со студентами музыкальные средства духовной музыки и текста, мы учились принимать ответственность на себя за собственные поступки, применять достигнутый уровень понимания ценностных ориентиров к осмыслению собственных толерантных т отношений, понимать кратковременные и долгосрочные последствия своего толерантного поведения в отношении себя и окружающих. В репертуаре находились следующие произведения: «Легенда» П. Чайковского, «Да 127 исправится молитва моя» В. Калинникова, «Ave Maria» Дж. Каччини, & «Господи, храни мою Россию» В. Клименко. Итак, нами были определены цели и отобрано содержание каждого из этапов модели воспитания толерантных отношений личности студента. Возникла следующая задача: выбрать методы, способствующие достижению т поставленных нами целей.