Введение к работе
Актуальность исследования. Духовную жизнь современного общества характеризуют такие социально-этические проблемы, как рост различного рода экстремизма, агрессивности, возрастшше негативных факторов в сознании и поведении молодых людей, расширение зон конфликтов и конфликтных ситуаций в межэтническом общении. Эти явления, прежде всего, отражаются на подростках, которые в силу возрастных особенностей испытывают высокую потребность найти на свое поведение духовный отклик и опору в музыкальном искусстве
С давних времен отмечается влияние музыки на характер и поведение человека Музыкально-информационное пространство (альтернатива, хард-рок, рок-металл и др ), окружающее современного подростка, противоречиво и может сориентировать его на интолерантное поведение, которое проявляется в повышенной конфликтности, открытой агрессии или, наоборот, в пассивности поведения Вовлечение подростков в деятельность по интересам позволяет восполнить пробел в воспитании их толерантного поведения Как показывает практика, в ряде учреждений общего и дополнительного образования при определенных условиях удается эффективно решить задачу по приобщению школьников к великой и возвышенной музыке духовных устремлений
Благодаря глубокому этическому воздействию, русская духовная музыка может оказать положительное влияние на современного подростка, способствуя не только повышению музыкально-эстетического вкуса, но и переосмыслению духовных ценностей, воспитанию его толерантного поведения
Философскому осмыслению толерантности уделяется внимание в трудах Л И. Василенко, Б.С Гершунского, В В Зеньковского, НД Никандрова, МГ Писманкина,М.Н Росенко,А.П Скрипника,ПА Флоренского
В истории русской отечественной педагогики идеи толерантного поведения находят отражение в литературных памятниках педагогической мысли «Пчела»; «Изборник Святослава», в «Поучении детям» Владимира Мономаха, в педагогических воззрениях Епифания Славинецкого, Симеона Полоцкого.
В истории зарубежной и советской педагогики вопросы толерантного поведения и интернационального воспитания рассматриваются в педагогических трудах Я А Коменского, Дж. Локка, И Г Песталоцци, а так же в работах Н К. Крупской, А С Макаренко, В А Сухомлинского В современных исследованиях межкультурное, межэтническое и интернациональное воспитание представлено в работах МИ Богомоловой, З.Т Гасанова,ЕВ Головинской, Е В Громовой и других.
Разработка содержания нового направления педагогической науки - педагогики толерантности находит отражение в работах AM Байбакова, ВМ Кабатченко, В.А Тишкова,ВВ Шалина и других
Фундаментальные и прикладные психолого-педагогические проблемы толерантности, воспитания толерантного поведения современного подростка освещены в трудах А Г. Асмолова, Л.В Байбородовой, Т В. Безюлевой, Р Р Валитовой, Б 3. Вульфова, Е М Ивановой, Н В. Морозова, М И Рожкова, Г.У. Солдатовой, Л А. Шайгеровой, Г М Шеламовой и других.
Воспитательное воздействие русской духовной музыки рассмотрено в работах
деятелей православной церкви Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Зла
тоуста; отечественных педагогов - С А Рачинского, К Д Ушинского, в современ
ных педагогических исследованиях С П Барковской, Э В Зауторовой,
И.В Кошминой, В В Медушевского, К Ф Никольской-Бсреговскои, Е Г Шаровой,
Д В Ширина, А Г Юсфина и других
Изучение в повседневной практике особенностей общения школьников свидетельствует о том, что подростки испытывают значительные трудности в установлении гармоничных отношений со сверстниками, окружающими людьми в разных этнических группах и миром в целом В настоящее время необходимость поиска путей и средств воспитания толерантного поведения молодежи остается острой, актуальной проблемой Возможности воспитания толерантного поведения подростка средствами русской духовной музыки в общем и дополнительном образовании изучены недостаточно
Разработка данной проблемы позволила выявить противоречия между.
наличием значительного потенциала русской духовной музыки и неразработанностью подходов к его реализации в процессе воспитания толерантного поведения подростка,
возрастающими требованиями общества к воспитанию толерантного поведения подрастающего поколения средствами русской духовной музыки и отсутствием системного использования в этих целях возможностей образовательных учреждений,
- необходимостью формирования у подростка системы осознанных личностных
действий толерантного поведения средствами русской духовной музыки и неготов
ностью педагогов к осуществлению этого процесса
С учетом выявленных противоречий выбрана тема исследования «Воспитание толерантного поведения подростка средствами русской духовной музыки», проблема которого сформулирована следующим образом каковы педагогические условия эффективного использования русской духовной музыки для воспитания толерантного поведения подростка9
Цель исследования выявить, обосновать и экспериментально проверить педагогические условия эффективного использования русской духовной музыки как средства воспитания толерантного поведения подростка
Объект исследования процесс воспитания толерантного поведения подростка средствами русской духовной музыки
Предмет исследования педагогические условия воспитания толерантного поведения подростка средствами русской духовной музыки, обеспечивающие эффективность данного процесса
Гипотеза исследования Процесс воспитания толерантного поведения подростка средствами русской духовной музыки будет более эффективным, если.
у подростка сформирована положительная мотивация к проявлению толерантного поведения в изучаемом процессе,
в образовательном учреждении создана воспитательная среда, функционирующая на основе принципов гуманизма, толерантности и педагогической поддержки
- актуализирована готовность педагогов к воспитанию толерантного поведения
подростка средствами русской духовной музыки и разработано программно-
методическое обеспечение исследуемого процесса
В соответствии с целью и гипотезой определены задачи исследования 1 Раскрыть сущностные характеристики толерантного поведения и специфику его воспитания у подростка средствами русской духовной музыки, 2. Охарактеризовать средства русской духовной музыки, направленные на воспитание толерантного поведения подростка,
Разработать модель, критерии и показатели результативности процесса воспитания толерантного поведения подростка средствами русской духовной,
Проверить экспериментальным путем педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса воспитания толерантного поведения подростка средствами русской духовной музыки и подготовить для педагогов научно-методические рекомендации по внедрению в практику программно-методігческого обеспечения исследуемого процесса
Методологическую базу исследования составили
- философско-аіггропологический (В С Библер, Б М Бим-Бад, Л М Лузина,
Е И Исаев, В И Слободчиков) и аксиологический (В Г Алексеева, В А Караков-
ский, В В Ситаров, В Г Маралов) подходы, которые задают специфическую фило
софскую и ценностно-ориентированную направленность воспитательного процесса,
- культурологический подход (ЕВ Бондаревская, MB Кабатченко, МС Коган,
Н Е Щуркова и др) предполагает эффективное овладение культурой общества в
процессе организации воспитательной среды с целью оптимального ее влияния на
личность ребенка,
- личностно-деятельностный подход (А Н Леонтьев, Л В Байбородова,
Б 3 Вульфов, Ф И Кевля, М И Рожков) ориентирует в педагогическом процессе на
признание уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы,
права на уважение,
Теоретической основой исследования являются-
- теории развития личности (Б Г. Ананьев, Л С Выготский, А Маслоу и др ), тео
рия становления личности в различных видах деятельности (Б Г Ананьев, Л С Вы
готский, А Н Леонтьев, Б М Теплов и др ),
педагогические концепции воспитания концепция самовоспитания (Г К Селев-ко), концепция педагогической поддержки (Т В Анохина, О С Газман, Ф И Кевля, НБ Крылова и др),
идеи гуманистической психологин (К Роджерс, А Маслоу и др ) и гуманистической педагогики (Ш А Амонашвили, И Д Демакова, В А Сухомлинский и др), педагогики сотрудничества (И П Иванов, Н Б Крылова и др),
концепции развивающегося воспитательного пространства (В М Басова, А В Мудрик, М И Рожков, А И Тимонин, И И Фришман),
теория музыкально-художественного воспитания (ЮБ Алиев, Б В Асафьев, Д Б Кабалевский, Л В Школяр и др )
- светский характер изучения русской духовной музыки (Ю Б Алиев, Э В Зауторо-
ва, И В Кошмина, В В Медушевский, А Г Юсфин и др)
В исследовании использована совокупность теоретических и эмпирических методов исследования. К теоретическим относятся анализ философской, психолого-педагогической, музыкально-педагогической литературы по проблеме исследования, моделирование, анализ и синтез полученных данных Эмпирические методы констатирующий и формирующий эксперимент, обобщение опыта и ретроспектив-
ный анализ авторского педагогического опыта, коллективная экспертная оценка, включенное и монографическое наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, изучение продуктов ученического творчества учащихся
База исследования - ГОУ ВПО «Вологодский государственный педагогический университет» музыкально-педагогический факультет (97 студентов), МОУ средние общеобразовательные школы г Вологды №1, 9,11,16, 37 (250 подростков), Детская художественная школа (97 подростков), Детская музыкальная школа №5 (167 подростков), МОУ ДОД Детская школа искусств г Великого Устюга (85 подростков), 100 педагогов, 84 родителя В эксперименте приняли участие всего 880 человек
Исследование проводилось в три этапа
На первом этапе (2005-2006 гг) происходило осмысление теоретических основ проблемы исследования, построение гипотезы, программы исследования, определение объекта, предмета, цели и задач, научной новизны, теоретической и практической значимости исследования, разработка и обоснование модели процесса воспитания толерантного поведения подростка средствами русской духовной музыки, выбор экспериментальной базы
На втором этапе (2006-2008 гг) была организована опытно-экспериментальная работа по реализации модели процесса воспитания толерантного поведения подростка средствами русской духовной музыки, по формированию готовности к участию в эксперименте учителей, родителей, студентов Проведена диагностика определения у подростков уровня художественного познания русской духовной музыки, воспитанности толерантного поведения Создавалось программно-методическое обеспечение исследования
На третьем этапе (2008-2009 гг) осуществлен качественный анализ данных, полученных в ходе экспериментальной работы, систематизированы и обобщены результаты исследования, организовано дальнейшее внедрение их в практику, завершено литературное оформление диссертации
Личный вклад автора заключается в теоретико-методологическом обосновании проблемы исследования, в уточнении сущности и структуры воспитательного потенциала русской духовной музыки, в подборе базы исследования и организации опытно-экспериментальной работы, в моделировании процесса воспитания толерантного поведения подростка средствами русской духовной музыки, в разработке педагогических условий, содержания, форм, критериев и показателей воспитанности толерантного поведения подростка в процессе освоения русской духовной музыки, в разработке комплексного программно-методического обеспечения исследуемого процесса, личное участие автора в качестве учителя музыки, преподавателя педуни-верситета, научного консультанта
Научная новизна исследования заключается в том, что
уточнены сущность и раскрыто содержание процесса воспитания толерантного поведения подростка средствами русской духовной музыки,
разработана модель процесса воспитания толерантного поведения подростка средствами русской духовной музыки,
выявлены педагогические условия, способствующие эффективному воспитанию толерантного поведения подростка средствами русской духовной музыки сформирована у подростка положительная мотивация к проявлению толерантного поведения в изучаемом процессе, создана в образовательном учреждении воспитательная
среда, функционирующая на основе принципов гуманизма, толерантности и педагогической поддержки, актуализирована готовность педагогов к воспитанию толерантного поведения подростка средствами русской духовной музыки, разработано и реализовано программно-методическое обеспечение исследуемого процесса Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
обоснованы методологические подходы (философско-антропологичесий, аксиологический, личностно-деятельностный) к процессу воспитания толерантного поведения подростка средствами русской духовной музыки,
введено в педагогический научный оборот понятие «воспитание толерантного поведения подростка средствами русской духовной музыки»,
систематизированы средства русской духовной музыки, направленные на воспитание толерантного поведения подростка (основные этические категории, проблематика, функции, система музыкальных средств),
обоснованы педагогические условия воспитания толерантного поведения подростка средствами русской духовной музыки;
разработаны критерии и показатели воспитанности толерантного поведения подростка средствами русской духовной музыки
Практическая значимость исследования заключается в том, что подтверждены экспериментальным путем педагогические условия осуществления исследуемого процесса, выявлена специфика воспитательной среды, способствующая реализации толерантного поведения подростка в процессе освоения русской духовной музыки Разработано и апробировано следующее программно-методическое обеспечение учебно-методический комплекс «Русская духовная музыка как средство воспитания толерантного поведения подростка» для учителей музыки общего и дополнительного образования, программа для педагогов «Воспитание толерантного поведения подростка средствами русской духовной музыки», программа для родителей «Музыкальная экология», спецкурс «Воспитание толерантного поведения подростка средствами русской духовной музыки» для студентов старших курсов музыкально-педагогического факультета вуза
Теоретический материал диссертации, модель воспитания толерантного поведения подростка средствами русской духовной музыки, методическое обеспечение изучаемого процесса могут использоваться в практике общего и дополнительного образования, педагогических колледжей, музыкальных училищ, высших учебных заведений, а также в системе повышения квалификации учителей музыки
Достоверность и обоснованность выводов исследования обеспечена методологической обоснованностью философско-антрополопіческого, аксиологического и личностно-деятельностного подходов, комплексом методов педагогического исследования, адекватных его объекту, предмету, цели, задачам, реализацией модели процесса воспитания толераіггного поведения подростка средствами русской духовной музыки, реперзентативностью объема выборки
Апробация и внедрение полученных результатов исследования.
Результаты исследования освещались на межрегиональных научно-практических конференциях «Непрерывное образование развитие самостоятельности будущего педагога» (Вологда, 2004), «Воспитательный ресурс региональной системы образо-
вания» (Вологда, 2008), региональной научно-практической конференции «Управление качеством непрерывного образования в системе школа-колледж-вуз» (Вологда, 2008), региональной научно-практической конференции «Духовность и патриотизм как основа образования и воспитания в современной России» (Вологда, 2002), III Межвузовской конференции молодых ученых (Череповец, 2002),областной научно-практической конференции, посвященной 90-летию Октябрьской революции (Вологда, 2007), «Юбилейной научно-практической конференции ВГПУ» (Вологда, 2008), семинаре молодых ученых «Актуальные проблемы современной педагогики» (Москва, 2004)
Основные теоретические положения и выводы исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики Вологодского государственного педагогического университета, на педагогических советах Детской музыкальной школы №5 г. Вологды, на методических семинарах для учителей музыки общеобразовательных и музыкальных школ г Вологды и систематизированы в комплексной методической программе, включены в специальные дисциплины для студентов музыкально-педагогического факультета ВГПУ
Основные положения, выносимые на защиту:
Воспитание толерантного поведения подростка средствами русской духовной музыки - это становление системы осознанных гуманистически направленных личностных действий и эмпатических чувств подростка в процессе освоения им русской духовной музыки Гуманистически направленные личностные действия проявляются в стремлении подростка к взаимопониманию и сотрудничеству с людьми, имеющими различное мировоззрение, разные ценностные ориентации, стереотипы поведения Эмпатические чувства проявляются в постижении эмоционального состояния, другого человека, в стремлении эмоционально откликнуться на его проблемы
Русская духовная музыка при определенных условиях способна положительно влиять на воспитание толерантного поведения подростка Средства русской духовной музыки отражают основу ее воспитательного потенциала, в структуру которого входят основные этические категории, такие как гуманизм, альтруизм, общечеловеческие ценности, такие как Человек, Семья, Мир, Культура, Знания, Земля, Отечество, Труд, проблематика взаимоотношений между людьми, система музыкальных средств (интонация, гармония, мелодия, ритм, форма, жанр и др) и функции (информационно-просветительская, экологическая, суггестивная, моделирующая) На основе ценностного содержания русской духовной музыки происходит процесс художественного познания (осознание личностного смысла музыкального произведения), который позволяет проецировать толерантные модели поведеній в современные человеческие взаимоотношения через усвоение подростком опыта толерантного поведения
Модель процесса воспитания толерантного поведения подростка средствами русской духовной музыки в нашем исследовании построена по блочному принципу и включает целевой, оріанизационно-содержательньш, результативно-оценочный блоки Целевой блок отражает цель, задачи, методологические основания (подходы, концепции, принципы) Организационно-результативный блок раскрывает содержание процесса педагогические условия его эффективности, специфику воспитательной среды, формы, виды, методы, средства русской духовной музыки В результативном блоке представлены критерии и показатели исследуемого процесса
4 К педагогическими условиям эффективности воспитания толерантного поведения подростка средствами русской духовной музыки относятся
формирование положительной мотивации подростка к толерантному поведению в процессе освоения русской духовной музыки,
создание в образовательном учреждении воспитательной среды на основе принципов гуманизма, толерантности и педагогической поддержки,
актуализация готовности педагогов к осуществлению процесса воспитания толерантного поведения подростка средствами русской духовной музыки и реализация программно-методического обеспечения исследуемого процесса
Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений Экспериментальные данные представлены в таблицах и диаграммах