Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. Нравственное и физическое совершенствование личности как философская и педагогическая проблема 13
1.1. Идеи совершенствования личности в философских воззрениях Востока 13.
1.2. Воспитательный потенциал восточных единоборств и оздоровительных систем 38
1.3. Единство нравственного сознания и поведения как источник самосовершенствования личности 62
Выводы по первой главе .82
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная проверка педагогических условий формирования единства нравственного сознания и поведения подростков 84
2.1. Организация взаимоотношений "учитель-ученик" в процессе изучения боевых искусств и оздоровительных гимнастик 84
2.2. Программа обеспечения единства нравственного сознания и поведения подростков .96
2.3. Практическая реализация направлений
Программы в современном учебном заведении (итоги опытно-экспериментальной работы) 133
Выводы по II главе 151
Заключение... 154
Библиография 159
- Идеи совершенствования личности в философских воззрениях Востока
- Воспитательный потенциал восточных единоборств и оздоровительных систем
- Организация взаимоотношений "учитель-ученик" в процессе изучения боевых искусств и оздоровительных гимнастик
- Программа обеспечения единства нравственного сознания и поведения подростков
Введение к работе
Становление личности - одна из труднейших научных загадок. На протяжении всей истории человек пытался выяснить, как совершенствовать себя, понять. Как происходит развитие индивида, в потоке внешних событий и обстоятельств отыскать причину происходящих в нем перемен. Наша страна переживает Период, когда современная школа, учительство нуждаются в разработке новых, прогрессивных, научно-обоснованных технологий обучения и воспитания, преодоления противоречий, конструирования разно вариативных воспитательных систем, обеспечивающих эффективность педагогического процесса .
Определяя общую стратегию воспитательной работы с учащимися, основное внимание важно сосредотачивать на первоочередных задачах. Сегодня отчетливо обозначились драматические точки отсчета во всех сферах нашей жизни, непосредственно касающиеся подрастающего поколения. Это общее обострение социально-экономических проблем, конфликты на этнической основе, в которых наряду со здоровым началом возрождаются антигуманистические идеи, рост преступности, снижение уровня моральной ответственности, нравственности, отсутствия уважения к окружающим и т.д.
Негативно влияют на воспитание процессы ниспровержения прежних . социальных и политических идеалов, без создания новых. Воспитание молодого поколения осложняется и тем, что наблюдается некоторое падение престижа образования. Особенно в технических и гуманитарных науках
Самым главным из многочисленных факторов, усугубляющих положение учащихся нужно считать ухудшение физического и нравственного здоровья населения, в том числе и детского. Несмотря на изменившуюся атмосферу общественной жизни, ее демократизацию и гуманизацию, воспитательная работа в массовой школьной • практике по-прежнему осуществляется «сверху» и представляет собой на-бор стандартных традиционных методов и форм педагогической деятель-.. ности. Они определяют воспитываемых в качестве объектов воздействия, а не субъектов социальной жизни, саморазвития и самоопределения. В результате в ученической среде появляются анархические настроения, нежелание принимать участие в любых организационных формах воспитатель-Ной работы.
История свидетельствует, что в критические моменты развития про-, свещения педагогическая мысль всегда обращалась к идеалам гуманизма, усиления нравственных основ образования и воспитания. Именно с развитием гуманистической культуры, гуманитаризацией образования и социальной среды, воспитательных -отношений и самой личности можно найти сегодня выход из кризиса в воспитании. Гуманизация - это очеловечивание воспитательных отношений, признание ценности ребенка как лич- • • ностй, его прав на свободу, счастье, социальную защиту как человека, на развитие и проявление его способностей, индивидуальности. Важнейшими функциями гуманистического воспитания в современных условиях становится социальная защита и охрана детства, жизни, здоровья детей, среды . обитания, достоинства и прав человека, приобщение воспитателей и вое- питанников к ценностям общечеловеческой гуманитарной культуры и на этой основе - воспитание духовности и нравственности.
В отечественной педагогике понятие «совершенствования» рассматривается в тесной взаимосвязи с другим понятием - «самосовершенствование». В соответствии с задачами исследования нам представляется более близким второе, означающее целеустремленную деятельность человека, направленную на выработку и повседневное улучшение своих личностных качеств в соответствии с ценностными представлениями и социальными ориентациями. Эти представления и ориентации в значительной мере-складываются под воздействием окружающих условий и воспитания. Вое чпитание первично, оно представляет собой направляющее начало в ходесамосовершенствования личности, иначе весь процесс может принять нежелательное направление. Требования человека к самому себе, качества,которые он у себя хочет сформировать и развить, находятся в тесной связи с социальной средой, с мировоззрением личности. Содержание процесса самосовершенствования в каждом отдельном, случае зависят от уровнясознания и самосознания, от уровня нравственности личности, представлений и убеждений, воспитанности, от представлений о смысле жизни иназначением человека.
Изначально в человеке не заложена потребность в выполнении чьих-либо указаний, - существует прямо противоположное - сопротивление . принуждению. И, следовательно, командными методами воспитать в че- • ловеке потребность в физическом и нравственном самосовершенствовании., практически невозможно. Эффект от командно-строевых методов, доминирующих на занятиях физической культуры в школах, в вузах, в других учебных заведениях как раз обратный. Он заключается в ущербной трансформации потребностно-мотивационной сферы учащейся молодежи. В результате, большинство занимающихся уклоняются от самостоятельных занятий. Замедляется их физическое развитие и ухудшается здоровье. Это особенно становится заметным в старших классах школы.
Закономерности развития человека, формирование его потребностно-мотивационной сферы позволяют говорить применительно к физическому воспитанию, по крайней мере, о двух психических образованиях; биологической потребности в физическом и нравственном самосовершенствовании. Потребность в физическом самосовершенствовании связана с созреванием у человека познавательной сферы и самопознания. Она характерна как для младших школьников, подростков, так и для взрослых. И поскольку, желание быть физически совершенным (как внешне,.так и внутренне), связано с потребностью принадлежать к какой-то социальной группе людей, быть объектом их внимания, уважения и любви, взаимодействовать и общаться с ними, как в ходе самого физического воспитания, так и в процессе любой другой деятельности, данную потребность вполне можно от-. нести к классу социальных.
Актуальность решения проблемы повышения уровня физической под- готовки школьников сегодня очевидна, так как чем выше у них уровень физической подготовленности, тем они легче переносят все школьные на-. грузки (Тарасова Т.А ).
Один из путей развития идей гуманистического воспитания молодежи-видится в физическом и нравственном воспитании личности подрастающего человека на основе нетрадиционных средств, с использованием оздоровительных средств и боевых искусств Древнего Востока.
Рассматриваемая проблема многоаспектна и является объектом изучения многих наук. В общефилософском плане в подходах к проблеме мы, опираемся на идеи Бахтина М.М., Бердяева Н.А., Вернадского В.И., Соловьева B.C.j Флоренского П.А. и др. В этих идеях заложены основы отношения к человеку как к непреходящей ценности, как части природы. Совершенствование человека может быть достаточно эффективным и результативным в том случае, если оно не будет рассматриваться оторвано от окружающей его природной и социальной среды.
Важное значение для исследования проблемы совершенствования че- • ловека имеет наследие китайских и индийских философов, рассматри- / вающих гармонию нравственных, духовных начал и физических характе- .. ристик в человеке (Конфуций, Лао-Цзы, философия даосизма, буддизма, йоги, Бодхихарма и др.). Большую ценность представляют взгляды на проблему взаимодействия природы и человека, религии и культуры Н.А.Рериха, Р.Тагора и др.
В последние десятилетия в отечественной педагогике обстоятельно, разработаны подходы к нравственному воспитанию подрастающих поколений, реализация которых дает положительные результаты (Богданова O.C.i Болдырев Н.И., Бондаревская Е.В., Мальковская Т.Н., Моносзон Э.И. и др.),
Особый интерес в области формирования нравственности, народной духовности, идеалов и стремлений, лежащих в основе народной педагогики, представляют работы Ахиярова К.Ш., Гаязова А.С., Баймурзина Х.Х., . Атангулова У.Ш., Бикбулатова Н.В., Валеева Д.Ж., Кузеева Р.Г., Мунирова . Р.Р.,Тайчинова М.Г., Сулейманова A.M. и др.
Изучению восточных оздоровительных систем, нравственных и физических аспектов боевых искусств посвящены работы отечественных ученых-востоковедов (Барский К.Н., Биакаев К.Д., Бирюков А.А., Богачихйна М.М., Долин А.А., Маслов А.А., Попов Г.В., Ретюнский А.Н., Фохтин B.F. и др.). Этими исследователями рассмотрен следующий круг вопросов:, организация деятельности секций восточных единоборств; проведение со-. . ревнований различного уровня; организация работы с детьми различного возраста по программе восточных единоборств и др. Отечественная наука -и практика имеет опыт проведения нескольких семинаров по проблеме, -созданы научно-практические центры по использованию нетрадиционных, методов оздоровления и др.
Возросший в последние годы интерес к оздоровительным системам- • Востока в какой-то мере способствовал усилению внимания к изучению их истоков, воспитательного потенциала и возможностей. Однако эти обра- , щения остаются эпизодическими, нецеленаправленными. Более того, многие попытки обобщения опыта не дошли до практических работников. Основной причиной такого явления можно считать отсутствие стержня, ядра, вокруг которого эти исследования должны вестись. Таким стержнем может выступить, с нашей точки зрения, идея совершенствования личности современного подростка на основе использования нетрадиционных систем Востока (боевых искусств, оздоровительных гимнастик и др.).
В то же время следует отметить, что специальные исследования по широкому использованию оздоровительных средств Востока в нравственном и физическом совершенствовании школьников еще не проводились. Социальная значимость проблемы и вместе с тем ее неразработанность обусловили выбор обозначенной темы исследования.
Объект исследования: процесс нравственного и физического совершенствования личности подростка .
Предмет исследования: формирование единства нравственного сознания и поведения подростков нетрадиционными средствами воспитания:
Цель исследования: разработать и обосновать пути формирования единства нравственного сознания и поведения подростков в процессе воспитания нетрадиционными средствами Востока (оздоровительные системы и боевые искусства).
Мы предположили, что формирование единства нравственного еозна- ния.и поведения подростков будет осуществляться более эффективно, если:
- на основе дифференцированного подхода будет определен воспита- . тельный потенциал восточных единоборств и оздоровительных гимнастик . • с вычленением аспектов, способствующих нравственному и физическому самосовершенствованию личности; - деятельность педагогов будет организована по специально разработанной Программе обеспечения единства нравственного сознания и поведе-, ния подростков;
- Программа обеспечения единства нравственного сознания и поведения учащихся будет рассматриваться как часть целостного педагогического процесса, опирающегося на специфические взаимоотношения в системе "учитель - ученик", вытекающих из особенностей восточных единоборств и гимнастик.
Задачи исследования:
1. Проанализировать состояние проблемы нравственного и физическое
го совершенствования личности в философских воззрениях Востока.
2. Определить воспитательный потенциал восточных единоборств- и оздоровительных систем, способствующий формированию единства нравственного сознания и поведения, личности.
3. Обосновать и экспериментально проверить эффективность Программы обеспечения единства нравственного сознания и поведения подростков, разработанной на основе, использования воспитательного потенциала различных оздоровительных систем и боевых искусств Востока.
4. Разработать методические рекомендации для учителей, воспитателей и воспитанников по организации деятельности, по программе восточных : оздоровительных систем и боевых искусств.
Методологической основой нашего исследования послужили поло-, жения, разработанные в трудах педагогов и психологов о физическом воспитании как факторе нравственного развития личности (Огуренков-. Е.И., Рубинштейн С.Л., Недвецкая Г.А., Бойко А.Ф., Лесгафт П.Ф., Новиков А.Д., Филин В.П. и др.), а также теоретические разработки специалистов-востоковедов и вытекающие из них выводы. Исходной базой разработки методики исследования явилась концепция о воспитательной значимости включения учащихся в систему боевых искусств оздоровительной гимнастики Востока, в процессе которой укрепляется здоровье, развиваются умственные способности, формируются нравственные и профессиональные качества будущего специалиста. . .
Для реализации поставленных задач и проверки гипотезы использован : комплекс методов Теоретического и опытно-экспериментального исследования: анализ философской, психолого-педагогической литературы по проблеме, комплексная диагностика с использованием анкетирования подростков, преподавателей, родителей, метода экспертных оценок, со- . ставлення эталонного и индивидуальных профилей сформированное единства нравственного сознания и поведения подростков, методов наблюдения и коррекции их поведения.
Исследование проводилось в три этапа.
На первом этапе (1988-1990 гг) изучались философские основы нрав-, ственного и физического воспитания учащихся, наследие представителей философии Востока, были определены проблема, предмет и задачи иссле дования, подготовлен план исследовательской работы. В опытно экспериментальную работу были вовлечены средние школы № 1, 18 г.Белебея, учащиеся совхоза-техникума "Белебеевский" Республики Баш кортостан Второй этап (1990-1996 гг) был посвящен проведению опытной работы . с учащимися общеобразовательных школ и. совхоза-техникума;. "Белебеевский", проверялась эффективность предложенной Программы їю формированию единства нравственного сознания и поведения в процессе занятий боевыми искусствами и нетрадиционными системами гимнастик Востока; данные сравнивались с результатами деятельности, контрольных групп этого учебных заведений. На третьем этапе (1996-1997 гг) была завершена опытно-экспериментальная проверка выдвинутых педагогических условий, способствующих формированию единства нравственного сознания и поведения учащихся нетрадиционными средствами физического воспитания, апробация ее результатов и организовано внедрение в педагогическую практику массовых школ.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в определении педагогических условий формирования единства нравст- . венного сознания и поведения подростков нетрадиционными средствами воспитания: раскрытие воспитательного потенциала восточных единоборств и оздоровительных систем Востока с целью использования его в педагогическом процессе современного учебного заведения; разработка научно обоснованной Программы, обеспечения единства нравственного сознания и поведения подростков, основанной на идеях совершенствования личности в философских воззрениях Востока.
Практическая значимость исследования определяется тем, что в нем разработаны конкретные направления использования возможностей оздоровительных систем и боевых искусств Востока в формировании единства нравственного сознания и поведения подростков; разработана Программа обеспечения данного процесса, направленная на формирование личности,, сочетающей в себе высокое нравственное сознание и соответствующее ей нравственное поведение.
Достоверность полученных результатов обеспечена опорой на соответствующие исследования в области оздоровительных и боевых искусств Востока, идей народной педагогики и культуры, надежностью и валидно-стью используемых методов исследования, репрезентативностью эмпирических материалов, необходимых и достаточных для качественной хар ак-. теристики предмета исследования, воспроизводимостью результатов не 12 следований, полученных в разное время, широтой экспериментальной базы.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Адаптированные к условиям современной школы подходы к формированию единства нравственного сознания и поведения подростков, в основе ко-.. торых лежат идеи древнего Востока о совершенствовании личности.
2. Содержание Программы обеспечения единства нравственного сознания и поведения подростков нетрадиционными средствами Востока.
Апробация и внедрение, результатов исследования осуществлялись на Всесоюзном конкурсе программ и проектов по вопросам общего образования и воспитания (Новосибирск, 1991), на Всероссийских научно- . практических конференциях "Теория и практика разработки и внедрения перспективных технологий в педагогический процесс"(Бирск, 1993),. "Народная педагогика - основа воспитания подрастающего поколе-ния"(Казань, 1993), "Место и роль учителя в инновационных педагогических технологиях" (Бирск, 1994).
Разработанная Программа обеспечения единства нравственного сознания и поведения на основе исследования внедрена в учебный процесс детской школы искусств № 3 и СШ № 2 г.Белебея, практические рекомендации по организации воспитания школьников нетрадиционными средствами широко используются в средних школах и машиностроительном техникуме, педагогическом училище, детском доме № 1 г.Белебея, в Алексеевской, Ермолкинской, Слак-Бащской СШ Бёлебеевского района, в совхозе-техникуме "Белебеевский"; в саду-школе № 37 и СШ № 15 города ор- ганизована секция оздоровительной гимнастики для детей с ослабленных здоровьем; ежегодно на августовских конференциях проводятся лекции и семинары с последующими открытыми практическими занятиями по организации оздоровительных секций.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии.
Идеи совершенствования личности в философских воззрениях Востока
В середине 1 тысячелетия до нашей эры в трех очагах древней цивилизации - в Китае, Индии и Греции - практически одновременно возникла философия. Рождение философии было длительным процессом перехода от мифологического мировосприятия к мировоззрению,- опирающемуся на знание, обретенное в интеллектуальном поиске.
Мировоззрение - это своего рода духовой каркас структуры личности или общества в целом. Наличие мировоззрения - показатель зрелости не только личности, но и социальных групп, различных организаций. С раз- витием практически-познавательной деятельности, с выделением науки в . особую сферу жизни содержание мировоззрения становится все. более на-, учным и удельный вес научности возрастает. Основой мировоззрения являются, следовательно, знания, составляющие его информационную структуру (36, 34).
Знания как бы вливаются в "сосуд" мировоззрения лишь тогда, когда становятся убеждениями. Убеждения - это постоянный компонент мировоззрения, та призма, сквозь которую видится действительность.
Убеждения представляются не только как интеллектуальная "позиция,, но и эмоциональное состояние, устойчивая психическая установка, непоколебимая уверенность в правоте своих идеалов,-принципов, идей, взглядов, которые, как бы овладев всем существом человека, подчиняют себе-его чувства, совесть, волю, поступки. Именно убежденность является одной из наиболее важных составляющих мировоззрения сильной, социально активной личности. Мировоззрение складывается под воздействием социальных условий, воспитания и образования. Его формирование начи- . нается с детства и продолжается, совершенствуясь, по существу, в течение всей жизни. .
Необъятна и уникальна традиционная культура каждого народа. Тысячелетиями формировались мировоззрение, мировосприятие, уклад жизни, традиционные занятия, нормы этики и морали, народное искусство, народная философия, экология, медицина, национальная кухня. Время отсеивало то, что противоречило экологическим, климатическим условиям, здравому смыслу и складу национального характера. Все необходимое для. сохранения и продолжения жизни народа, для сбережения его-здоровья рождалось в повседневной, будничной и праздничной жизни или заимствовалось у народов, живущих по соседству.
К сожалению, сегодня подрастающее поколение оказалось в экстре-. I» мальных культурно-экологических условиях. Дети, подростки, молодежь большую часть времени проводят вне семьи, вне родного дома. Ослабля ются, разрываются связи с родителями, с семьей, родом, народной культу- . рой, что наносит непоправимый урон не только нравственному и патрио тическому становлению подрастающего поколения, но и прежде всего их здоровью (13, 2).
Мир людей чрезвычайно сложен, и в нем полно всяких регуляторов, поведения людей - правовых, религиозных, национальных, партийных, профессиональных. Но чем бы человек ни руководствовался в своей пб- вседневной жизни, одно несомненно: везде в той или:иной степени при-сутствуют нравственные нормы - предмет этики. Нет моральных норм-нет человека (14, 2).
Вопросы воспитания подрастающего поколения возникли еще в глубокой древности. Древнегреческий философ Аристотель выделял три сторо-. ны воспитания: физическое, нравственное, умственное.
Сегодня большой интерес представляют единоборства, вышедшие из стен монастыря Шаолинь. Древние китайские специалисты создали уникальную систему физического воспитания Большая роль в ней отводилась, боевым искусствам. В настоящее время восточные- единоборства получили признание в большинстве стран мира. Это объясняется не только новизной и высокой эффективностью боевых действий, но и своеобразным мировоззрением. Издавна люди выделяли преимущества силы и выносливости, умения и ловкости, смелости и способности быстро принимать правильное решение. Существует прямая связь между силой мышц, силой воли и силой характера. Волевой, сильный человек обладает более высокими спо-. собностями и возможностями в любой сфере деятельности. Физически сильный человек более активен в учебе и в труде (193, 6).
Сила не всегда дается человеку с рождения, ее надо приобретать. Приступить к занятиям физической культуры для оздоровления никогда не поздно. Наш век промышленного производства, механизации и автоматизации производственных процессов породил гиподинамию - болезнь, вызванную физической пассивностью, ослабляющей организм и создающей все предпосылки к различным психическим и телесным болезням.
В настоящее время открывается возможность во всех учебных заведе ниях в самом широком масштабе организовать спортивно-оздорови тельные мероприятия на уроках физвоспитания,.на внеклассных факульта тивных занятиях и в лагерях отдыха.
Воспитательный потенциал восточных единоборств и оздоровительных систем
Воспитывающая роль нетрадиционных средств, составляющих основу Боевых искусств Востока, как и любое другое искусство в формировании нравственности, социального опыта и жизненной позиции молодежи определяется тем, что доверительное общение нетрадиционными средствами с подростками, зрителя китайских фильмов, где в основном выступают . мастера ушу, становится откровенным разговором его с самим собой, со своей совестью. Нетрадиционные средства в этом, случае выступают как важное условие формирования мировоззрения; моральных устоев личности, ее активного Отношения к самосовершенствованию.
Для устойчивости нравственного поведения очень важно, насколько глубоко и адекватно переживает учащийся за свои поступки, оценку их со стороны окружающих. Нами замечено, что если учащемуся удается краси во и правильно выполнить какое-то упражнение из нетрадиционной гим настики, испытав при этом чувство гордости от похвалы за техничность . ; исполнения, учащийся стремится повторить его более тщательнее, .чтобы.-. еще раз пережить это чувство, а за этим обычно следует достойный посту пок. В воспитательной работе с учащимися необходимо использовать ком-.. плексы, связанные с самообороной, т.к. система самозащиты - это уникальное культурное наследие человечества. Не будет прегрешением против истины, если сказать, что единоборства как средства защиты и нападения зарождались и создавались вместе с развитием общества. Условия су-. шествования человека всегда вызывали необходимость вступать в проти-, воборство ради собственного выживания, в ходе военных действии, в конце концов просто для защиты чести и достоинства личности,, так чтобольшой интерес, проявляемый в настоящее время к боевым искусствам Шаолиня не случаен. Он вызван с одной стороны, потоком информации через прокат видеофильмов, с экранов художественных фильмов, где ге- рои фильмов владеют приемами боевых искусств, показывают чудеса лов-. кости, храбрости и непобедимости, что вызывает особенно у молодых людей, желание быть похожими на них: С другой стороны, в жизни зачастую возникают ситуации, когда владение боевым искусством оказывается нелишним.
Учащимся необходимо постоянно напоминать, что при освоении приемов самозащиты он должен отчетливо понимать, что все виды единоборства ставят своей задачей воспитать в человеке высокие физические, моральные и духовные качества, но никак не агрессивность.
В качестве примера и напутствия можно привести выдержки из текста хартии Таэквон-до, разработанной генералом Чой Хонг Хи: "Поскольку таэквон-до является искусством самообороны, нацеленной на облагоражи вание души, достижения высокого интеллектуального уровня, грациозной техники, несокрушимой силы, прекрасной физической формы, то его можно считать частью повседневной жизни, так же, как дыхание и мысль. Как основатель Таэквон-до, я хочу дать определение его философии, принципов и целей, чтобы они послужили для привития высокой морали, . . красоты и силы в гармонии с бессмертной душой. : - Благодаря научному подходу в изучении таэквон-до можно значи тельно улучшить свое здоровье и повысить интеллектуальный уровень, овладеть способностью помочь другим людям в восстановлении справед ливости и, таким образом, способствовать повышению уровня этики и мо- . рали, созданию более справедливого и миролюбивого общества. . - Изучением Таэквон-до демонстрируем миру настоящее равенство и братство, поскольку независимо от социального положения, происхожде- ния и религиозных убеждений, все они обязаны придерживаться одних и тех же правил поведения, их оценивают по одним и тем же категориям. - Тот, кто посвятил себя служению близким и руководствуется, своим разумом, всегда готов прийти на помощь младшим, оказать уважение учителям и пожилым людям. - Хорошее начало - половина пути. Поэтому изучающий Таэквон-до должен использовать каждую возможность действовать на благо общест-. ва. Действуя таким образом, он прежде всего действует на благо себя (25, 8). Если бы воинские искусства состояли только из ударов и блоков, то, наверное, число желающих заниматься этим видом физических упражнений, было бы значительно меньше. В том-то и дело, что привлекает здесь неординарность подхода к изучению "воинских искусств". Необычайность физических упражнений определяется философским подходом к их ис- . пользованию и назначению, широким диапазоном подготовки, где на пер- вых порах отводится главенствующая роль нравственному воспитанию; При этом прежде всего исходят из того, что каждый это - Человек, живое существо во Вселенной, наделенное разумом. Соответственно-с этим увязываются его цель и предназначение для осуществления своей миссий в отведенный период времени.
Организация взаимоотношений "учитель-ученик" в процессе изучения боевых искусств и оздоровительных гимнастик
Личность педагога , непосредственно организующего процесс формирования нравственно и физически здорового человека, которому предстоит решать много важных задач, была и будет оставаться центральным звеном педагогического процесса.
Каждодневная деятельность педагога требует постоянного самосовер-. шенствования, развития определенных личностных качеств, постоянной готовности к установлению и упрочению разнообразных взаимоотноше: ний с воспитанником.
Только такая готовность может стать основой для создания разнообразия и вариативности в работе с подростками, без невозможен успех.
«... Из предполагаемой воспитателем и избираемой воспитанником- деятельности последний должен выходить с определенным багажом знаний, способов и стандартов поведения. Если воспитатель, постоянно ана- . лизирующии деятельность воспитанника, замечает несоответствие между планируемыми целями и действием воспитанника, наступает необходи- . . мость скорого реагирования: он должен менять метод, общую тактику»
Эти слова в полной мере относятся и к работе с применением нетрадиционных средств, которые все более активно включаются в педагогический процесс. Обогащение ими традиционного.педагогического процесса возможно только при целенаправленном использовании специально отобранного материала в работе с детьми. Наш многолетний опыт показывает, что случайное, хаотичное использование наследия Востока, более того,, нагромождение педагогического процесса элементами.боевых искусств и оздоровительных систем приводит к общей нерезультативности воспита- ния.
В этих условиях возрастает значение, место и роль учителя, его умения . строить взаимоотношения с воспитанником, его личностных возможностей, физического и нравственного облика.
Наши исследования показали, что использование нетрадиционных систем в педагогической работе имеет как общие, так и специфические моменты, связанные с содержанием деятельности учителя.
Во-первых, педагог реализует важнейшую задачу ознакомления учащихся с огромным пластом, культуры Востока, имеющей многовековые традиции. Подростки могут быть и наслышаны о ней, в какой-то степени они знакомы с культурой Востока через книгу, видео и др.. сети. Однако действовать в духе этой культуры, быть самому участником и действую- щим лицом в новых отношениях не может не накладывать особые отпе- . чатки на формирующее сознание и поведение.
Вот почему, как стало ясно из анализа хода-и итогов нашей опытно-экспериментальной работы, одно из важных мест принадлежит просвещению, или ознакомлению с основами нового мировоззрения,, новой фило-. софии. Только поняв сущность и особенности новой философии, подростки поднимаются до вершины поступать в соответствие с этой философией.
Во-вторых, нетрадиционные виды гимнастик и боевых искусств выполняют совершенно иные функции в новых условиях. Эти функции отличаются от тех, первоначально имевших значение для представителя тех стран. Соединение в себе боевого и оздоровительного требует особого отношения к подросткам, к их отбору. Боевые начала, присутствующие в содержании занятий, требует наличия гуманистических элементов в поведении. Это требует от педагога установления доверительных отношений с учениками, увлечения их личным примером непричинения вреда.
В-третьих, занятия боевыми искусствами и оздоровительной гимна-, стикой проходят на высоком эмоциональном уровне. Эмоциональный настрой способствует активизации чувств, обусловленных содержанием учебного материала. Бесспорно, что для эмоционального настроя необхо-. . димо «вжиться» в мир художественных или реальных образов, с которыми предстоит работать на занятиях, представить эти образы наглядно в сознании, сопереживать и соизмерять свои действия на практике с образами.
Все это требует от педагога умений вызывать у себя эмоциональный настрой, соответствующий уроку. Только тогда, как показали наши исследования, такой же эмоциональный настрой возникает, и у учащихся.
В-четвертых, на занятиях довольно часто. приходится использовать элементы формального и неформального общения.
Боевые искусства и оздоровительные гимнастики - действия, в основ- ном. коллективного характера, хотя и имеются много элементов, требующих индивидуальных упражнений. В организации той и другой формы требуются общение учителя и ученика, что может быть формальным и неформальным. От глубины психологической интимности этого общения зависят не только успехи и достижения целей занятий, но и последующее совмещение нравственного сознания и нравственного поведения.
Программа обеспечения единства нравственного сознания и поведения подростков
Наша длительная экспериментальная работа и проведенные в ее ходе наблюдения натолкнули ..на необходимость создания единой координи-. рующей программы, которая могла бы стать во главе организации деятельности многих разрозненных элементов воспитательной системы с целью улучшения нравственного и физического здоровья подрастающих поколений.
Учитывая, что нравственная культура личности есть синтез нравственных убеждений и нравственного поведения, формирующаяся в деятельности человека, мы разработали Программу работы с учащимися, направ-, ленную на совершенствование личности, обеспечения единства нравственного сознания и поведения.
В основе Программы лежат изложенные в первой части настоящей pa- . боты идеи, связанные с использованием нетрадиционных систем Востока, (боевые искусства, оздоровительные гимнастики и т.д.).
Для начала сведем все разделы Программы в единую таблицу, чтобы более наглядно представить ее разделы, задачи и содержание (таблица 5).
Программа обеспечения единства нравственного сознания и поведения учащихся является необходимым компонентом структуры учебного плана, обеспечивающим развитие личностного, интеллектуального и профессионального потенциала общества.
Основная цель Программы - нравственное и физическое совершенствование подрастающего поколения.
Основная задача Программы - формирование единства нравственного Сознания и поведения учащихся.
Важнейшим условием эффективности Программы является правильное понимание руководителями и воспитателями существа их профессионального взаимодействия в единой системе образования и воспитания, взаимодополняемость позиций воспитателей в подходе к учащемуся , в решении проблем учебно-воспитательного учреждения.
Кроме того, Программа обеспечения единства нравственного сознания и поведения должна реализовываться в тесном контакте с родителями и лицами, их заменяющими, с органами опеки и попечительства, представителями общественных организаций, оказывающими учебным заведениям и воспитательным учреждениям помощь в воспитании и развитии детей и подростков.
. Для обеспечения успешной реализации Программы необходимы твор- ческйе контакты с медицинскими учреждениями
Направления Программы обеспечения единства нравственного созна-. ния и поведения в системе народного образования могут быть реализованы преподавателями.физвосцитания, тренерами и воспитателями имею- . , щими соответствующее образование, теоретическую и практическую подготовку в области оздоровительных гимнастик, ведущими здоровый образ жизни, правильно понимающими теорию пяти первоэлементов.древнекитайской философии, которая связывает человека с окружающим миром.
Раздел 1 Общие положения Программа осуществляется через следующую систему оздоровительных мероприятий: а) на уроках физврспитания, б) на часах здоровья, в) как дополнительные уроки для ослабленных здоровьем учащихся. Помещения, где проводятся оздоровительные мероприятия должны отвечать ряду требований: а) помещение должно быть чистым, проветренным, не иметь СКВОЗНЯ КОВ; . б) температура в помещении не должна выходить за цределы 21 С плюс-минус 1 С, в) окна помещения должны быть зашторены, чтобы учащиеся не отвлекались, г) двери помещения должны закрываться на замок, чтобы не было дос тупа посторонним. Требования к учащимся: а), на каждом курсе /классе/ уметь самостоятельно выполнять комплексные упражнения в порядке возрастающей сложности. б) соблюдать принципы здорового образа жизни, в) на выпускном курсе /классе/ уметь самостоятельно составлять не большие комплексы упражнений для общего развития организма. . Средства: -доступные общеразвивающие специальные упражнения нетрадиционной гимнастики, -естественные силы природы, -элементы личной и общественной гигиены. Перед началом занятий группа должна располагаться в зависимости от количества учащихся в несколько рядов, причем в каждом ряду должно быть или шесть или восемь учащихся в зависимости от формы зала.