Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социально-педагогическое прогнозирование одиночества как средство предупреждения дезадаптивного поведения подростков Слободчиков Илья Михайлович

Социально-педагогическое прогнозирование одиночества как средство предупреждения дезадаптивного поведения подростков
<
Социально-педагогическое прогнозирование одиночества как средство предупреждения дезадаптивного поведения подростков Социально-педагогическое прогнозирование одиночества как средство предупреждения дезадаптивного поведения подростков Социально-педагогическое прогнозирование одиночества как средство предупреждения дезадаптивного поведения подростков Социально-педагогическое прогнозирование одиночества как средство предупреждения дезадаптивного поведения подростков Социально-педагогическое прогнозирование одиночества как средство предупреждения дезадаптивного поведения подростков Социально-педагогическое прогнозирование одиночества как средство предупреждения дезадаптивного поведения подростков Социально-педагогическое прогнозирование одиночества как средство предупреждения дезадаптивного поведения подростков Социально-педагогическое прогнозирование одиночества как средство предупреждения дезадаптивного поведения подростков Социально-педагогическое прогнозирование одиночества как средство предупреждения дезадаптивного поведения подростков
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Слободчиков Илья Михайлович. Социально-педагогическое прогнозирование одиночества как средство предупреждения дезадаптивного поведения подростков : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Екатеринбург, 2000 159 c. РГБ ОД, 61:01-13/526-1

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Одиночество подросткового возраста как предмет педагогического исследования 19

1. Теоретико-методологические основы исследования понятия «одиночество» 19

1.1. Социально-исторический анализ одиночества 19

1.2. Понятие «одиночество» и его основные синонимы 27

2. Одиночество в рамках подросткового возраста 39

2.1. Место одиночества в структуре личности подростка 40

2.1.1. Биологическое созревание 40

2.1.2. Внутриличностные новообразования 42

2.1.3. Я-концепция и одиночество 46

2.1.4. Социокультурные процессы 54

2.2. Зависимость одиночества от индивидуальных особенностей личности подростка 57

2.2.1. Потребностно-мотивационная сфера 58

2.2.2. Эмоционально-когнитивная сфера 62

ГЛАВА II. Основы социально-педагогического прогнозирования одиночества в подростковом возрасте 71

1. Одиночество подросткового возраста в свете реальных социально-педагогических ситуаций 71

1.1. Причинные атрибуты одиночества подросткового возраста 71

1.2. Синонимический ряд понятий «одиночество» в рамках подросткового возраста 74

1.3. Основные характеристики одиночества подросткового возраста в рамках социально-педагогической реальности 79

1.4. Факторы, влияющие на динамику одиночества личности подростка 86

2. Технологические основы социально-педагогического прогнозирования

одиночества в подростковом возрасте 115

Выводы по II главе 144

Заключение 147

Список использованной литературы 150

Введение к работе

Современный подросток достаточно детально описан в многочисленной научной (в том числе и педагогической) и художественной литературе. Сложилась определенная система взглядов на отрочество, динамику развития возрастной группы, индивидуальные особенности подростков. Социальная ситуация сегодняшнего дня изменяется непрерывно, создавая предельно нестабильную систему, на фоне которой происходит изменение подростковой субкультуры. Являясь одной из наименее адаптированных и социально не защищенных групп, подростки не могут не нести на себе отпечаток общей социальной неопределенности, неуверенности, тревожности. Результатом этого стал выход на первый план в ряду прочих социально-педагогических и психолого-педагогических проблем, проблемы подросткового одиночества.

«Классический» взгляд на проблему одиночества личности представляет это состояние как некую аномалию, между тем одиночество, как и любое другое человеческое состояние, нормативно и естественно. Основные исследования по проблеме одиночества личности принадлежат философам Г. Торо, С. Кьеркегору, М. Хайдеггеру и др., а также специалистам в области социальной психологии и психиатрии Э. Фромму, К. Роджерсу, Л. Пепло, Р. Вейсу, Зилбургу и др. Среди российских авторов необходимо назвать И. Бестужева-Ладу, О. Н. Кузнецова, В. Н. Лебедева.

Важно отметить, что в отечественной литературе специальных исследований по проблеме одиночества в среде несовершеннолетних практически не имеется. Исключением являются отдельные фрагменты работ И. С. Кона, А. В. Мудрика, О. Б. Долгиновой.

Подростковая субкультура сегодняшнего дня включает в себя целый спектр асоциальных проявлений, расценивающихся подростками, как норма. Об этом говорят в своих работах Б. Н. Алмазов, Л. А. Грищенко, А. С. Белкин, В. Т. Кондратенко, А. Е. Личко. Подобная тенденция указы-

вает на изменение общего мировоззрения в среде подростков, изменения системы норм и ценностей, как следствие — изменение поведенческих реакций. Фактическим результатом этого является динамика индивидуальных ощущений подростка в сторону дестабилизации и негатива. Одним из наиболее острых становится ощущение одиночества.

В психологии и педагогике феномен одиночества в основном ассоциируется с состоянием изоляции, психологической отчужденностью. На самом деле одиночество представляет собой особый феномен, имеющий собственную картину проявлений, собственную динамику, ценность и значимость. Детальный анализ многих психолого-педагогических и социально-педагогических проблем позволяет выявить одиночество в качестве базового состояния, на основе которого формируются конфликты, комплексы, напряжение, нарушения коммуникативной сферы. В социальной педагогике имеется описание многих состояний близких одиночеству, это в частности уединение (А. В. Мудрик), социальная изоляция (Б. Н. Алмазов), социальная отчужденность (О. Б. Долгинова). Однако эти состояния не рассматриваются в совокупности и взаимосвязи, а также в динамике. Между тем анализ возрастного (в нашем случае — подросткового) одиночества позволяет выстроить четкий динамический ряд развития многих сходных состояний, что в свою очередь является базой прогнозирования их социально-педагогических последствий.

Социально-педагогический прогноз любого состояния (в настоящем исследовании — одиночества) позволяет дать ответ на вопрос к чему данное состояние может привести, увидеть его перспективу, а, следовательно появляется возможность предотвращения его негативных последствий путем анализа и оценки факторов, условий социально-педагогической среды.

По данным эмпирических исследований российских авторов (В. С. Собкин, П. С. Писарский, 1992, 1994, 1997 гг.), «...особенность современной ситуации развития состоит в том, что формирование ценностных

ориентации современного старшеклассника происходит на фоне эмоциональной неуверенности значимых взрослых (родителей и учителей) в усиленной реализации ими своих жизненных перспектив; в ситуации общей ценностно-нормативной неопределенности»1. Отмечается также, что ценностно-нормативные модели в подростковом и юношеском возрасте в большой степени подвержены влиянию субкультуры, которая, условно говоря, будет являться рамками их формирования. Молодежная субкультура, в свою очередь, формируется под влиянием общекультурной социальной трансформации. Результатом всего процесса в целом является «...вытеснение традиционных нормативных систем ценностей...»2. Как следствие, развивается субкультурная социальная и, далее, индивидуально-личностная нормативно-ценностная неопределенность, которая фактически формирует поле для развития эмоционально нестабильных состояний с достаточной тенденцией к негативизации.

Нельзя не отметить, что на описанном фоне с учетом действующих психологических особенностей общевозрастной группы происходит перестройка «...матрицы социально-ролевых отношений учитель — учащийся»3. В частности, более видимым становится «...расхождение между декларируемыми учителями идеологическими принципами воспитания и реальным положением дел в школе»4, что фактически указывает на «одно из фундаментальных смысловых напряжений, определяющих характер современной образовательной ситуации — расхождение официально культурно одобряемых (декларируемых) педагогических установок на сотрудничество с их реализацией в практике образования»5.

Собкин В. С. Ценностные ориентации старшеклассников. М., 1998. С. 1.

2 Там же. С. 2.

3 Там же.

4 Там же. С. 3.

5 Там же. С. 4.

В социокультурной ситуации сегодняшнего дня субкультура и ценностные ориентации молодежи, подростков все более и более самоопределяются, развиваясь в целый пласт отношений (социальных, педагогических, семейных), в результате которых формируются новые ценностные ориентации.

Кризис системы социальных норм и ценностей как на общественно-групповом, так и на личностно-индивидуальном уровне затягивает и существенно усложняет процесс социализации в подростковом возрасте. Более остро обозначился круг проблем, связанных с поиском жизненных ориентиров, что привело к нарушению процесса развития перспектив жизненного и социального определения.

На наш взгляд, проблема заключается прежде всего в том, что нынешняя система школьной педагогики, традиции и установки школьного образования вступают в противоречие с существующей субкультурой подростков, что неизбежно вызывает социопедагогический конфликт. Справиться с означенным конфликтом отдельно взятое учебное заведение реально не может, поскольку не имеет для этого достаточно сил и средств. Кроме того, противоречие в большой степени затрагивает макросистемы.

Сегодняшний день от вчерашнего, с точки зрения рассматриваемой проблемы, несомненно отличается одним — признанием существования одиночества уже не просто как психологической проблемы, но как особого феномена в социокультурном и личностно-индивидуальном мире. По прошествии многих десятков лет, благодаря работам как западных, так и российских ученых, психологов, социологов, педагогов, врачей, одиночество уже не кажется чем-то «аморфным», неопределенным, безусловно пугающим.

Но сколько бы ни было написано статей и книг, какое бы множество теорий не было создано, одиночество входит в пятерку важнейших человеческих проблем. И это отнюдь не говорит о том, что проблема не решаема,

наоборот, констатация этого факта — свидетельство острейшей необходимости дальнейшего тщательного, детального исследования этого уникального феномена.

Прежде чем конкретизировать тему исследования, определять его цели и задачи, необходимо вкратце остановиться на базовых принципах представляемого исследования. Таковыми могут быть названы: принцип приро-досообразности, культуросообразности, антропный принцип, принцип гуманного прагматизма.

Область нашего исследования весьма широка. Речь идет о социальной педагогике как науке не просто о воспитании, о формировании социально значимой личности, но как учении о взаимодействии Человека и Человека, Человека и Среды.

Современная социальная педагогика основывается на целом ряде принципов и закономерностей. Принципы природо- и культуросообразности введены еще в XIX в. и основательно разработаны рядом наших отечественных ученых. Однако есть и третий принцип, до настоящего времени не получивший достаточного развития. Между тем он является одним из основных для понимания глубинной природы человеческого взаимодействия. Речь идет об антропном принципе в педагогике, определяющем антропоцентрический подход. И именно с этим принципом будет связано исследование одиночества как истинно человеческой проблемы.

Одной из особенностей социальной педагогики сегодняшнего дня является ее чрезвычайно высокая техногенность, что при всех неоспоримых плюсах имеет ряд серьезных минусов. Первый из них состоит в том, что за многочисленностью и разнообразием «технологических» приемов начинает исчезать живой человек со своей индивидуальной значимостью и ценностью. Система начинает преобладать над Личностью и, как следствие, область межличностного, межиндивидуального взаимодействия отходит на второй план.

Высокая степень прагматичности лишает систему гибкости, психологической подвижности, нацеленности на развитие каждого конкретного индивидуума. Складывается ситуация, когда внутрисистемное взаимодействие определяется жесткими схемами и раз и навсегда установленными рамками, правилами.

Прямым следствием такого положения вещей является линейная система социально-педагогических отношений, рассматривающая только единственный, определенный путь воздействия на ребенка (подростка). Ученику определяется его «место» в системе отношений.

«Антропный принцип в научной педагогике предполагает исследование сложных неравновесных систем нелинейными способами. Другими словами, это рассмотрение педагогического процесса как процесса с вероятностным результатом, в котором участвуют живые люди...» и далее «...линейность педагогических отношений опирается на профессиональную убежденность учителей в том, что педагогический процесс для всех его участников жестко детерминирован долженствованием программ и инструкций, стандартом. Те из ребят, кто так или иначе отклоняются от стандарта, выбраковываются. В этом смысле педагогический процесс приравнивается к производственному»7.

Подобная «производственность» как раз и приводит к «второпланово-сти» индивидуального развития ребенка и подростка и, как следствие, к обострению объективно существующих характерологических и возрастных противоречий.

Одно из самых серьезных «отражений» существующего кризиса ситуации, проекция его на отдельно взятую личность являются исходными предпосылками данной работы, посвященной исследованию феномена одиночества в подростковом возрасте, развитию этого состояния, а также возможности его социально-педагогического прогнозирования.

6 Семенов В. Д. Антропный принцип в педагогике. 1987. С.27.

7 Там же.

Анализ научной литературы свидетельствует, что до сих пор нет междисциплинарных работ, в которых были бы даны целостные характеристики состояния одиночества, особенно с точки зрения социально-педагогической проблематики. Этот аспект является одним из наиболее важных, так как знание и понимание его помогли бы решить ряд психолого-педагогических проблем, связанных с общением в подростковой среде, установлением оптимально-комфортной атмосферы класса, школы, что позволило бы оптимизировать процесс взаимоотношений учеников и педагогов. Для того, чтобы взаимодействие, общение педагога с учащимися было успешным, чтобы он, учитель, смог при необходимости оказать ученику реальную помощь и поддержку в проблемной ситуации, педагогу необходимо обладать определенными психологическими знаниями, достичь уровня необходимой и достаточной психолого-педагогической компетентности. Именно эта характеристика является одной из важнейших в определении личности педагога, залогом его действительного профессионализма.

Особо необходимо подчеркнуть важнейшую роль комплексного психолого-педагогического знания в процессе организации учебно-воспитательной работы. Эффективность решения педагогических задач в значительной мере обусловлена знанием глубинных внутриличностных процессов, индивидуально-характерологических особенностей учащихся.

Также несомненна необходимость исследований психолого-педагогической стороны феномена одиночества применительно к подростковому возрасту с точки зрения семейной ситуации как педагогической.

На сегодняшний день исключительно высока социопсихологическая нестабильность в исследуемой возрастной группе, стремительное повышение уровня тревожности, обострение ощущения одиночества на фоне социальной и личностной невостребованности стало практически неотъемлемой частью мироощущения подростка.

Необходимо констатировать следующее:

  1. Одиночество — неотъемлемая часть человеческого миропроявления, бытия, индивидуального «Я».

  2. Одиночество имеет четкие возрастные и индивидуальные особенности.

  3. Одиночество неразрывно связано с социокультурной средой и является социокультурным феноменом.

  4. Исследование феномена одиночества представляется важной психолого-педагогической задачей, т. к. это может дать ключ к пониманию истоков возрастной психолого-педагогической проблематики.

Таким образом, в настоящее время в отечественной психологии и педагогике не получили должного освещения и разрешения следующие противоречия:

  1. Противоречие социальное: между указанным нами ранее кризисом общественных норм и ценностей и субкультурой подросткового возраста, собственно субкультурной ситуацией развития подростка.

  2. Противоречия социально-педагогические:

между объективной ситуацией: необходимостью нахождения ребенка в образовательном учреждении и невозможностью в рамках существующей образовательной системы учитывать его (ребенка, подростка) индивидуальные личностные особенности;

на сегодняшний день образовательная среда не имеет действительных возможностей: педагогических средств и методов для обеспечения комфортных условий образования и развития детской личности. Школа не готова принимать ученика таким, какой он есть.

  1. Противоречие социально-психологическое: между фактом реального существования одиночества и отсутствием комплексного знания о нем, отсутствием реальных методов помощи в ситуации «негативного» одиночества.

  2. В применении к теме нашего исследования безусловным противоречием является наличие понятия «одиночество» как общеупотребительного и

непредставленность знания об одиночестве в педагогической науке и практике.

Семантический анализ понятия «одиночество» позволяет выделить корень термина — «один» — и две различных его интерпретации: «один очень» и «один ночью». Основываясь на самом поверхностном анализе выделенных семантических пар, несложно увидеть их психологическое основание. «Очень» — предельная тяжесть проживания своей изолированности, оторванности от социума. «Ночь» — как наиболее неопределенное, тревожное, часто неосознанно пугающее временное пространство, кроме того, наиболее беззащитный для человека период.

Задавая риторический вопрос: «кто из нас не испытывал одиночества?», в качестве ответа мы получаем другой — «испытывали все, но кто из нас знает, что это такое?» Приведенная риторическая пара имеет два вполне конкретных следствия:

никто в действительности не видит реальных последствий одиночества, до момента их наступления, то есть, тогда, когда уже, зачастую, вмешательство в ситуацию и состояние бесполезно.

исследуя одиночество в качестве «возрастного объекта изучения» нами выбран подростковый возраст как наиболее показательный с точки зрения педагогических, социальных, личностных и общечеловеческих последствий.

Необходимо отметить, что проблема проживания одиночества в подростковом возрасте не может рассматриваться в отрыве от остального круга основных проблем указанной возрастной группы и вне контекста основных проблем указанной возрастной группы и вне контекста объективной социокультурной и психолого-педагогической ситуации.

Таким образом, все вышеизложенное определило тему исследования: «Социально-педагогическое прогнозирование одиночества в подростковом возрасте, как средство предупреждения дезадаптивного поведения, подростков».

Объект исследования: процесс адаптации личности подростка в социально-педагогической среде.

Предмет исследования: социально-педагогическое прогнозирование одиночества, как средство предупреждения дезадаптивного поведения в подростковом возрасте.

Цель исследования: Выявить, определить и обосновать социально-педагогическое прогнозирование одиночества, как средства предупреждения дезадаптивного поведения в подростковом возрасте.

Гипотеза исследования: социально-педагогический прогноз развития одиночества в подростковом возрасте становится средством предупреждения дезадаптивного поведения подростка при условии:

выявления философских, психофизиологических, психолого-педагогических и социально-педагогических оснований определения инте-гративной характеристики понятия одиночества в подростковом возрасте;

выявления причин возникновения одиночества в подростковом возрасте;

выявления специфики, характерных особенностей формирования одиночества в подростковой среде;

определения динамики формирования и проживания одиночества у подростков;

определения социально-педагогических условий, при которых феномен одиночества будет оказывать влияние на процесс личностного и индивидуального развития подростка, степень и характер такого влияния.

Для достижения поставленных целей и проверки гипотезы были сформулированы следующие задачи:

1. Исследовать феномен одиночества в рамках философских, социологических, психологических и педагогических концепций, теорий, подходов и положений.

. 2. Выявить специфику понятия «одиночество» в рамках подросткового возраста.

3. Разработать технологическую схему социально-педагогического прогнозирования одиночества в подростковом возрасте.

Методологическую основу исследования составили философские работы (Г. Торо, Ж.-П. Сартр, С. Кьеркегор, А. Камю и др.), положения системных теорий одиночества (Л. Энн Пепло, Э. Фромм, Мустакас, Р. Вейс). Анализировались положения культурно-исторической концепции развития Л. С. Выготского, идеи о сущности процесса воспитания с позиции его целостности и саморазвития (А. Г. Асмолов, В. С. Безрукова, Ю. К. Бабан-ский), работы по проблемам педагогического общения (С. А. Аникин, В. С. Безрукова, В. Д. Семенов), исследования в области социологии образования (Л. Я. Рубина). Рассматривались положения теории целенаправленного формирования педагогического сознания (С. А. Днепров), учения об экспрессии, как эмоциональной основы конструктивного общения (В. Д. Ширшов, Т. Г. Григорьева), основания связи социально-педагогической деятельности и социального воспитания (Л. А. Беляева).

Теоретической базой послужили положения психолого-педагогической теории учебной деятельности (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин, В. И. Загвязинский), теории становления индивидуальности личности (В. С. Мерлин), учения о педагогической деонтологии (К. М. Левитан). Анализировались положения теории витагенной педагогики (А. С. Белкин) и теории гуманного прагматизма (В. Д. Семенов). Также использованы работы отечественных исследователей по проблемам психологии подросткового возраста (И. В. Дубровина, А. В. Мудрик, И. С. Кон).

Полем эмпирического исследования в настоящей работе послужили психологические консультации (семейные и индивидуальные), проводимые в течение 1993—1996 гг. при помощи системы «Телефон доверия» и в

1997—2000 гг. на базе Научно-методического центра проблем детства Свердловской области.

Объект исследования: феномен одиночества, специфика его проявления и влияния на личностное развитие, в рамках подросткового возраста.

Выборка: общий массив респондентов:
* — 1993—1996 гг. —1018 человек;

1997—2000 гг. — 622 человека;

всего 1640 человек.

Половозрастные характеристики: для данного исследования возрастные рамки определяются 13—16 лет.

13 лет 26% — 426 человек;

14 лет 25% — 410 человек;

15 лет 25% — 410 человек;

16 лет 24% — 394 человека; ^ ( — девочки 34% — 558 человек;

мальчики 66% — 1082 человека.

Соотношение по половым характеристикам (66%, 34%) является следствием одной из гипотез исследования о большем значении одиночества для подростков-мальчиков, а также о более остром процессе его проживания.

Для реализации задач исследования применялся комплекс методов:
монографический анализ научной информации и художественной литерату
ры, системный подход к ее оценке и практико-ориентированныи подход к
ее использованию, моделирование, наблюдение, формирующий и констати
рующий эксперименты, анкетирование, интервью, контент-анализ текстов,
обобщение статистических данных, биографический метод.
** Исследования проводились в три этапа:

1. 1993—1995 гг. — анкетирование, интервью, беседа, психолого-педагогический эксперимент. На этом этапе формировалась теоретико-

Практическая значимость исследования состоит в том, что знание о феномене одиночества в рамках подросткового возраста необходимо педагогам-предметникам, социальным педагогам и школьным психологам для успешности преодоления критических проявлений одиночества и его негативных последствий. Положения диссертации имеют значение для дальнейшей разработки системы мер психолого-педагогической помощи и поддержки учащихся, психологического сопровождения образовательного процесса.

Достоверность полученных результатов и научных выводов обеспечивается исходными методологическими положениями в социальной педагогике, психологии, адекватными природе исследуемого объекта.

Положения диссертации, выносимые на защиту:

  1. Подростковое одиночество — система комплексов, состоящая из а) комплекса эмоционально аффективных реакций, отраженных в сознании («психический» компонент); б) комплекса переживаний, обусловленного личностно-зависимой и социозависимой системами («социально-психологический компонент»); в) комплекса специфических социально-поведенческих проявлений («социально-педагогический» компонент).

  2. Понятие «социально-педагогический прогноз» определяется как система моделирования ресурсов педагогических и социальных средств для предотвращения кризиса личности у подростка, во-первых, и «циклограмму» управления развитием личности ребенка (подростка) с позиции педагога, во-вторых.

  3. Технологическая схема социально-педагогического прогнозирования одиночества, как средства предупреждения дезадаптивного поведения подростков, включает следующие блоки:

I. Базовые знания, включающие в себя следующее: 1. Знание (представление) о динамике одиночества.

Практическая значимость исследования состоит в том, что знание о феномене одиночества в рамках подросткового возраста необходимо педагогам-предметникам, социальным педагогам и школьным психологам для успешности преодоления критических проявлений одиночества и его негативных последствий. Положения диссертации имеют значение для дальнейшей разработки системы мер психолого-педагогической помощи и поддержки учащихся, психологического сопровождения образовательного процесса.

Достоверность полученных результатов и научных выводов обеспечивается исходными методологическими положениями в социальной педагогике, психологии, адекватными природе исследуемого объекта.

Положения диссертации, выносимые на защиту:

  1. Подростковое одиночество — система комплексов, состоящая из а) комплекса эмоционально аффективных реакций, отраженных в сознании («психический» компонент); б) комплекса переживаний, обусловленного личностно-зависимой и социозависимой системами («социально-психологический компонент»); в) комплекса специфических социально-поведенческих проявлений («социально-педагогический» компонент).

  2. Понятие «социально-педагогический прогноз» определяется как система моделирования ресурсов педагогических и социальных средств для предотвращения кризиса личности у подростка, во-первых, и «циклограмму» управления развитием личности ребенка (подростка) с позиции педагога, во-вторых.

  3. Технологическая схема социально-педагогического прогнозирования одиночества, как средства предупреждения дезадаптивного поведения подростков, включает следующие блоки:

I. Базовые знания, включающие в себя следующее: 1. Знание (представление) о динамике одиночества.

лем формирования многофункциональных процессов. С точки зрения социальной педагогики предметом нашего рассмотрения является педагогика как учение о межчеловеческом взаимодействии, как наука о формировании социального опыта из опыта личностного, природного. Генезисом такого взаимодействия будет человек как индивид, как носитель субкультуры, как собственно значимая величина вне зависимости от социального положения и роли. Педагогическая психология в нашем исследовании будет представлена взглядом на систему отношений «учитель — ученик», т. е. центральным звеном исследования становится не просто некий внутриличностный процесс (в нашем случае — одиночество), но влияние его на формирование системы педагогического взаимодействия. С этой точки зрения ученик (подросток) рассматривается нами уже не просто как индивид и личность, но как равноправный участник педагогического процесса.

Для данной работы возрастные рамки определяются 11,5—17,5 лет с учетом существующего в современной возрастной психологии и педагогике деления на младший и старший подростковый возраст и раннюю юность . (И. Кон, А. Личко, Д. Фельдштейн и др.).

Основные положения диссертации, материалы и результаты работы использованы в процессе разработки учебных спецкурсов «Психология подросткового возраста», «Девиации поведения в детском и подростковом возрасте», «Технологии работы с подростками», «Методика и психология работы социального педагога», применялись в процессе консультативно-коррекционной работы практических психологов Научно-Методического Центра Проблем Детства Свердловской области; обсуждались на III Всероссийской конференции «Моя семья» (Москва, 1999 г.); на региональной конференции «Образование в период детства» (Екатеринбург, 1999 г.); использовались при подготовке учебно-методического пособия «Подросток и одиночество» (1998 г.), разработке «тренинга одиночества» (1997—1998 гг.); подготовке ряда научных публикаций.

Социально-исторический анализ одиночества

В человеческом лексиконе во все времена существовал ряд понятий, описывающих нечто, что до конца не осознавалось, не вписывалось в круг изученного, понятого и проходящего с определенным этапом развития. К этому ряду понятий относились тревога, страх, одиночество. Если первые понятия (тревога, страх) рассматривались, как производные инстинктов, то одиночеству отводилась особая роль. Оно служило своеобразным переходным мостиком между Природой как бесконечностью, огромностью, глобальностью и Человеком как ее производной. Вместе с тем, одиночество могло рассматриваться и как связующее звено между человеком-индивидуумом и человеком как составной частью социума. Некоторая сложность заключалась в значимости одиночества как перехода из внутреннего мира человека во внешний, из круга собственного знания, понимания, чувствования в социум, во взаимосвязь со всеми другими людьми, в конечном счете, в общение. В этой связи уместно будет определять одиночество как переход от молчания к речи.

Вероятнее всего именно с этой многозначностью изначального понятия оказался связан интерес практически всех социальных институтов: школы, семьи, религии, к формулировке понятия одиночества: к наполнению его содержанием.

Логика социально-исторического анализа предполагает динамику толкования понятия «одиночество» от теософских постулатов через социально-философские теории к социальным парадигмам.

Теософы выделяют: — одиночество-отчуждение', изоляция, наказание за грехи; — одиночество-уединение: добровольный уход от людей, подвижничество, путь к прозрению.

Одним из основных представителей «изоляционного» направления может считаться Аврелий Августин. Им впервые была поставлена проблема человеческого одиночества в контексте его отношений с Богом. Одиночество в этом случае служит разделительной чертой между человеком — как земным, смертным существом, и Богом — как высшей сущностью.

Протестантизм, в лице Жана Кальвина, рассматривает одиночество как обязательный ритуал для постижения божественной идеи. Взгляд на одиночество с позиции иудейской веры выражен в книге Екклезиаст (Ветхий Завет), где не обходилось вниманием и физическое проявление одиночества, воспринимавшееся как холод, в конечном счете беззащитность.

Теософско-культурное разделение одиночества на два направления положило начало следующим социально-философским теориям:

1. Теория Г. Торо (трансцендентальная). Одиночество — норма и необходимость, возможность противостояния суете мира.

Одиночество как уединение — центральный постулат трансцендента-листов. Принцип выбора одиночества в противовес «мещанскому бытию» основывался на возможности противопоставлять замкнутость в себе основным проявлениям социумного негативизма и «разрушительных состояний», таких, как отчаяние, гнев, агрессия, депрессия.

2. Теория Ж.-П. Сартра — А. Камю (экзистенциальная). Одиночество — обязательная составляющая человеческой сущности. Существует два вида: — космическое; — внутриличностное.20

Необходимо отметить, что в экзистенциализме исследований природы одиночества в строго научном смысле слова нет, однако именно философам этой школы принадлежит описание и рассмотрение одиночества, как исключительного индивидного состояния.

Теория одиночества экзистенциальной философии не является в прямом смысле общефилософской, а представляет в большей степени фило-софско-этическую направленность. Подтверждающим данное предположение можно считать тот факт, что у истоков вышеуказанной теории стояли философы-литераторы Ж.-П. Сартр, А. Камю, их работы являются по сути кульминацией основного тезиса, определяющего одиночество личности как «принцип замкнутого антропологического универсума». С. Кьеркегор первым в истории философии и литературы дал метафорированное описание одиночества человека, как центрального составляющего его внутренней природы. Согласно Кьеркегору, люди есть не более чем «одинокие птицы в ночном безмолвии, собравшиеся один-единственный раз, дабы проникнуться назидательным зрелищем ничтожества жизни, медлительности дня и бесконечности течения времени» .

Экзистенциальная философская теория делает однозначный вывод о том, что одиночество, безусловно, вынужденно, во-первых, и является единственной действительной формой индивидуализации, во-вторых. Как следствие указанных постулатов одиночество рассматривается как субстрат, на котором базируется человеческая социальность.

3. Теория Э. Фромма. Одиночество — антипотребность, результат разрыва единства с природой, с одной стороны, и нереализация потребности в общении — с другой.

В своей работе «Человеческая ситуация» (1955 г.) он, в частности, указывает: «Обладая одновременно разумом и воображением, он (человек) осознает свое одиночество и отделенность, свое бессилие и незнание, случайность своего рождения и смерти. Он не смог бы находиться перед лицом такого состояния бытия ни секунды, если бы он не мог найти новых связей со своими ближними, которые заменяют ему старые, определяемые инстинктами. Даже если бы были удовлетворены все его физиологические потребности, он бы переживал свое состояние одиночества и индивидуализации, как тюрьму, из которой он должен вырваться, чтобы остаться в здравом уме. Необходимость единства с другими существами, связанность с ними, является насущнейшей потребностью, от реализации которой зависит психическое здоровье человека»9.

Таким образом, с одной стороны, на первый план выводится первичность и абсолютность человеческого одиночества: человек один родится и один умирает. С другой стороны — имеется попытка изменить это природное положение вещей в процессе социализации.

На базе представленных основных социально-философских теорий оформились следующие направления:

1. Теория Мустакаса (постэкзистенциальная);. Основной постулат: Одиночество необходимо для творчества.

Мустакас разделяет истинное одиночество и одиночество мнимое («loneliness anxiety»). Мнимое одиночество по Мустакасу может соответствовать понятию «психологическая отчужденность», тогда как одиночество истинное представляет собой несколько психологизированную картину экзистенциального инивидного одиночества.

Понятие «одиночество» и его основные синонимы

На сегодняшний день могут быть выделены несколько точек зрения в свете определения термина «одиночество». Выстраивая их согласно содержательной логике, мы можем констатировать, что наиболее «мягким вариантом» является понятие «уединение». Далее следует рассмотрение одиночества как амбивалентного состояния, затем речь идет об остром эмоциональном переживании и завершающим определением является сведение «состояния одиночества» к варианту изоляции.

Предлагаемый подход — возможность получить «содержательную» типологию одиночества, основанную на разведении собственно понятия «одиночество» и родственных ему состояний.

В связи с этим необходимо развести собственно понятие «одиночество» с рядом синонимичных (либо предполагаемо синонимичных) терминов.

Может быть выделено, самое меньшее, четыре принципиально разных, по причинам, содержательному наполнению и проявлениям, группы состояний. Для каждой из этих групп существуют базовые, центральные понятия. Такими «конкурирующими» понятиями являются: уединение (уединенность) социальная изоляция социальная отчужденность собственно одиночество

Уединение как категория представляет первую составляющую группы понятий, объединяющей термин «одиночество».

Термин «уединение», как разновидность одиночества, в основном упоминается в работах Г. Торо, С. Кьеркегора.

Следует указать, во-первых, что уединение как разновидность одиночества является культурно-исторической формой бытия и деятельности и по психологическому своему содержанию прямо противоположна одиночеству истинному. Во-вторых, уединение как форма выбора бытия основана на принципе добровольности, тогда как истинное одиночество является вынужденным состоянием. В сравнении с уединением одиночество будет представлять из себя не только некое «патологическое» состояние, но, в случае углубления, хронизации процесса послужит причиной множества болезненных проявлений и аномальных реакций.

Обыденное сознание, как пишут в книге «Одиночество» Ю. Швалб и О. Дончева, связывает уединение в основном с отшельничеством. Уход от мирских дел, уединенность, предполагающая внутреннюю сосредоточенность и преодоление в себе низменных начал — вот неотъемлемые характеристики отшельнического образа жизни. Устремленность к познанию высшей сущности в то же время составляет обязательную часть всех мировых религий. Кроме массы других особенностей, с точки зрения религии, отшельник не одинок в бытовом смысле слова. Он всегда пребывает в Боге, а кроме того, рядом с ним всегда его ангел-хранитель. То есть происходит процесс создания некоего надобряда, препятствующего развитию собственно одиночества. Данное обстоятельство, по утверждению все тех же конфессиональных канонов, не исключает возможности возникновения у него чувства одиночества, но «...это есть один из искусов отшельничества, одно из проявлений действия духа и преодоление его — необходимый этап очищения и спасения души».

Подобное рассуждение четко показывает, что в религии проблеме уединения и одиночества уделяется достаточно большое внимание и, кроме того, что эти понятия хоть и близки, но не идентичны. Вторым существенным феноменом, связанным с уединением, является выраженное тяготение к добровольному одиночеству с развитием духовности, эстетических переживаний. Уединение, таким образом, становится культурно-историческим феноменом, с которым связано развитие культурной сферы личности, многие ситуации воспитательного процесса.

Сюда же с полным правом можно отнести и уединение творчества (А. Эйнштейн, Ж.-Ж. Руссо). Уединение творчества является необходимым звеном в осмыслении мира и себя в нем. Эта характеристика не только идеализируется в философских размышлениях, но поэтизируется как идеал на страницах художественной прозы.

Итак, вывод: 1. Уединение связано со стремлением понять себя, найти смысл собственной жизни, в этой интерпретации стремлению к уединению проявляется как характеристики подросткового возраста, одной из граней, на стыке которых происходят развитие и формирование индивидуальности, личностной зрелости. Вне уединения как разновидности одиночества развитие личности, формирование «Я» невозможно.

2. Вне одиночества, вне понимания его глубины, всеобъемлемости, его страшности, многогранности, его мудрости, невозможно понимание мира. Не только своего мира, но и мира людей, мира как категории социальной, философской, человеческой. Подобное толкование уединения является обоснованием необходимости его наличия в подростковом возрасте.

3. Опираясь на работы А. В. Мудрика и наше исследование, можно констатировать, что уединение составляет одну из самых важных сторон процесса созревания личности в подростковом возрасте. Без учета этого процесса, вне понимания его специфики построение педагогического процесса, полноценное педагогическое взаимодействие невозможно.

Социальная изоляция Вторая группа состояний и процессов, также входящих в единый терминологический ряд, но отличных от состояния одиночества, связана с ситуацией изоляция человека от социума. Эта группа состояний на сегодняшний день исследована и освещена достаточно полно. Работы в этой области принадлежат Этьену Кондильяку (1754), Б. Д. Парыгину (1967), О. В. Кузнецову, В. И. Лебедеву (1972), Ч. Диккенсу (1958), В. П. Осипову (1931), Э.Я.Штернбергу (1963), Э.Фромму (1980), П. Б. Ганнушкину (1964), В. С. Маркину (1964), П. Жаке (1911), В. В. Ковалеву (1969) и многим др.

Наиболее употребляема на сегодняшний день следующая классификация изоляций (О. В. Кербикова, О. Н. Кузнецов, В. Н. Лебедев).

Социальная изоляция — наибольшее значение для развития патологического типа характера имеют ситуации вне социума в детском возрасте (Э. Кодильяк, Синг, А. Тамбнев, Б. Поршнев, Л. Малахова и др.).

Относительная социальная изоляция (вариант) — географическая изоляция (Merrien, М. Стуруа).

К этой же группе, по-видимому, могут быть отнесены ситуации, связанные с физической насильственной изоляцией (пребывание в заключении, длительное нахождение в больнице) (Д. Мюллер — Хагеман, 1959, 1963).

Причинные атрибуты одиночества подросткового возраста

Анализируя одиночество в рамках описываемой возрастной группы, необходимо задеть один из наиболее важных вопросов исследования — о причинах возникновения одиночества. Ответом на вопросы: откуда берется одиночество, каковы его причины, вследствие чего именно подростковый возраст является наиболее благоприятным для его развития, служит ниже представляемый ряд причинных атрибутов одиночества подросткового возраста.

1. Личностные объяснения: беспомощность, отсутствие способностей или опыта, навыков. 2. Заниженная или завышенная самооценка. 3. Самоотчуждение. 4. Деформация социальной компетентности. 5. Искаженные либо несформированные социальные потребности. 6. Фактор среды — асоциальная среда. 7. Депривации — социальная, родительская. 8. Межличностные проблемы. 9. Одаренность или дефицит способностей, навыков. 10. Самовыражение установок и чувств. 11. Соматические симптомы. 12. Опасения и фобии 13. Нарушенная идентификация 14. Социальное взаимодействие и его нарушения 15. Дистресс и разрыв значимых связей. 16. Познавательная активность (ее деформация). 17. Эмоциональное состояние (в частности, аффект) 18. Свобода от привязанностей. 19. Отчужденность, уединенность, вынужденная изоляция. 20. Самоуничижение. 21. Отчаяние, скука, депрессия. 22. Социальные контакты и их нарушения. 23. Пассивность и активное уединение. 24. Жизненная перспектива, стратегия жизни, жизненный мир и опыт (искажения). 25. Самоизоляция от других, от общества. 26. Ритуалы, символика, субкультура. 27. Душевное состояние. 28. Искаженная актуализация врожденного «Я» 29. Традиции и культура личности. 30. Искаженное восприятие себя и , сравнительно, других.

Весь вышепредставленный список может быть разделен на следующие группы (нумерация групп соответствует степени их значимости для личности):

I. Группа психологических личностных причин — объединяет природные черты и характерологические особенности личности, предрасполагающие к формированию одиночества: — одаренность или дефицит способностей. — соматическая симптоматика; — опасения и фобии; — нарушенная идентификация; — нарушение познавательной активности; — искаженная актуализация врожденного «Я». II. Группа личностно-ориентированных социально-психологических причин. Основное значение в этой группе имеют личностные особенности подростка, развившиеся под влиянием микросоциума (условия воспитания): — завышенная либо заниженная самооценка; — самоотчуждение; — социальная некомпетентность; — социальные либо родительские депривации. III. Группа социальных причин. Объединяет причины с преимущественным социально-негативным компонентом, является результатом искаженной социализации: — искаженные либо несформированные социальные потребности; — тяготение к асоциальной среде; — межличностная проблематика; — свобода от привязанностей; — нарушение социальных контактов; — социальная пассивность и стремление к уединению; — самоизоляция от других; — субкультурная традиция, ритуализация; — искаженное восприятие себя и, как следствие (сравнительно) других.

Необходимо отметить, что для подросткового возраста эта группа причин наиболее показательна (значима) с точки зрения реального развития ситуации изоляции подростка, формирования «комплекса одиночества».

Группа «особенных» причин. В эту группу входят такие причины как следствия ситуаций потери, острые стрессовые состояния, душевные состояния, эмоциональные состояния: — дистресс и разрыв значимых связей; — аффективное состояние; — отчаяние, депрессия; — утрата жизненной перспективы, нарушение жизненной стратегии. Каждая из представленных групп включает в себя спектр вариантов развития как позитивного, так и негативного одиночества. Представленный принцип группирования причинных атрибутов одиночества подросткового возраста является прямым продолжением (развитием) типологических моделей (классификаций) одиночества, описанных нами в предыдущих разделах настоящей работы.

Основные характеристики одиночества подросткового возраста в рамках социально-педагогической реальности

Рассматривая характеристики, значимо связанные с понятием «одиночество», с позиций социально-педагогической ситуации сегодняшнего дня, можно выделить две основные: — возраст; — социально-демографический статус.

По мнению зарубежных и российских авторов (Эйсендорф Дж., Гала-гузова Л. Н., Долгинова О. Б.), фактор половой принадлежности особого значения не имеет. По нашим данным, состояния «одиночества» имеют корреляцию по полу скорее в качественном, нежели в количественном аспекте.

Прежде, чем приводить конкретные цифры, необходимо оговориться: полем эмпирического исследования в настоящей работе послужили психологические консультации (семейные и индивидуальные), проводимые в течение 1993—1996 гг. при помощи системы «Телефон доверия» и в 1997— 2000 гг. на базе Научно-методического центра проблем детства Свердловской области.

Объект исследования: феномен одиночества, специфика его проявления и влияния на личностное развитие, в рамках подросткового возраста.

Выборка: общий массив респондентов: — 1993—1996 годы — 1018 человек, — 1997—2000 годы — 622 человека, — всего 1640 человек. Половозрастные характеристики: для данного исследования возрастные рамки определяются 13—16 лет. — 13 лет 26% — 426 человек; — 14 лет 25% — 410 человек; — 15 лет 25% — 410 человек; — 16 лет 24% — 394 человека; — девочки 34% — 558 человек; — мальчики 66% — 1082 человека.

Соотношение по половым характеристикам (66%, 34%) является следствием одной из гипотез исследования о большем значении одиночества для подростков-мальчиков, а также о более остром процессе его проживания.

Методы исследования: в ходе исследования нами были использованы анкетирование, интервью, контент-анализ документов, биографический метод.

Итак, постоянно ощущают себя одинокими: — мальчики — 10%, девочки — 7%; — часто: 33%, 17%; — редко: 37%, 34%; — очень редко: 16%, 26%; — никогда: 4%, 16%.

С учетом того, что настоящее исследование представляется в рамках социальной педагогики, необходимо рассмотреть следующие значимые характеристики: возраст, семейно-демографическая ситуация, социальное общение.

Употребление термина «возраст» изначально ставит дополнительную проблему, связанную с раскрытием не формального, но сущностного содержания указанного понятия, что в задачу настоящего исследования не входит.

Основываясь на работах X. Ремшмидта, Р. Бернса, И. Кона, под данным понятием применительно к теме нашего исследования будет пониматься период от 11,5 до 17 лет. Указанный период в западной литературе носит название «возраст взросления» (Ремшмидт), «отрочество» (Кле). В работах российских авторов (Выготский, Эльконин, Фельдштейн, Кон, Мудрик, Дубровина) используется понятие «подростковый возраст» (с соответствующим разделением на младший и старший подростковый возраст) и «ранняя юность». Также используется термин «отрочество». В целях единства основания для рассмотрения возрастных процессов нами будет ниже употребляться понятие «возраст взросления» (X. Ремшмидт, 1992 г.).

Необходимо отметить, что: «...1. С биологической точки зрения взросление — это совокупность соматических изменений, которые наиболее очевидно выражаются в физическом развитии и половом созревании.

2. С психологической точки зрения — это совокупность индивидуальных {индивидуально-личностных, курсив наш) процессов, связанных с переживанием соматических изменений, с необходимостью адаптации к ним, совладанием с ними, а также с социальными реакциями на них. ..»38.

Выводом, по данному понятию, может служить определение, данное И. С. Коном в работе «Психология старшеклассника», 1980 г.: «Возрастные категории обозначают не просто хронологический возраст и определенную ступень индивидуального развития (созревания), но и определенный социальный статус, специфическое для данного возрастного слоя общественное положение и деятельность... Периодизация жизненного пути всегда включает нормативно-ценностный момент, указание на то, какие задачи должен решать индивид, достигший данного возраста, чтобы своевременно и успешно перейти в следующую фазу жизни и возрастную категорию...»39. С позиций нашего исследования рассмотрение отрочества, как возрастной категории, необходимо для определения места и значения одиночества в лич-ностно-возрастных процессах.

О соотношении чувства одиночества и возраста свидетельствуют следующие полученные нами данные: — 13 лет — постоянно — 3,57%, 15 лет — постоянно — 12,5 %; — часто — 40,48% часто — 38,89%; — редко — 33,33% редко — 44,44%; — никогда — 22,68% никогда — 4,17%; — 14 лет — постоянно — 12,16% 16 лет — постоянно — 4%; — часто — 37,86% часто — 40%; — редко — 41,89% редко — 55%; — никогда — 8,09% никогда — 1 %.

Э. Эриксон (Е. Erikson, 1950, 1964, 1968), исходя из «задач развития», выделяет в жизни человека 8 стадий, подчеркивая неразрывность стадий друг с другом и последовательность их сменяемости.

Подростковый возраст приходится на 5-ю стадию жизненного цикла, задачей которой является «достижение личностного самоопределения (самотождественности, самоидентичности). Если ребенок на предыдущих стадиях достиг позитивных результатов развития, то задача подростковой стадии будет решаться им в ситуации, не отягощенной неблагоприятными последствиями. Соответственно, то, как будет решена задача самоопределения подростковой стадии, скажется на всей последующей жизни...»40.

Алена Л., 16 лет: «...Первый раз чувство одиночества появилось года четыре назад, когда умерла бабушка. Было очень плохо, ни с кем не хотелось разговаривать, и даже никого не хотелось видеть, но все равно очень хотелось, чтобы кто-нибудь пожалел. Потом много раз такое ощущение повторялось при разных ситуациях. Когда мы с мамой, например, ссоримся, или вот когда с Димкой поругались. Целый месяц не разговаривали. Сейчас все совсем по-другому чувствуешь. В 13, 14 лет — гораздо острее, больнее, потом... наверное, привыкаешь.

В соответствии с исследованием Эриксона находится исследование X. Ремшмидта, на которое ранее уже делалась ссылка. Так, Ремшмидт, описывая процесс развития ценностных ориентации в подростковом возрасте, указывает, что одним из основных процессов возраста является пересмотр культурных ценностей и норм, как на уровне макро- и микросоциума (общество, семья), так и на уровне индивидуально-внутриличностном. «...Пересмотр ценностных представлений: их все большая деперсонифика-ция. С этим связан отрыв от референтных личностей. Родители, как образец для подражания, все больше отступают на задний план, все большее значение приобретают ценностные представления сами по себе. В связи с этим идет созревание собственного «Я»...»41 На указанный процесс накладывается также и описанная Эриксоном ситуация ролевой неопределенности.

Принимая вышеописанные процессы за центральное ядро (одно из центральных ядер), составляющее специфику подросткового возраста, мы можем указать на то, что одиночество, как возрастно-зависимое, специфическое состояние, именно и возникает как естественная производная процесса естественной личностно-социальной деструкции.

В данном случае одиночество выполняет роль естественного фона, на котором происходят вышеописанные изменения, и с этой позиции одиночество является необходимым состоянием. В противном случае речь шла бы не о переформировании, а о социальном и личностном распаде, без возможности формирования нового целого.

Похожие диссертации на Социально-педагогическое прогнозирование одиночества как средство предупреждения дезадаптивного поведения подростков