Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Воспитание учащихся подросткового возраста с неадекватным поведением как педагогическая проблема . * 13-74
1.1. Анализ проблемы воспитания учащихся подросткового возраста с неадекватным поведением в теории педагогики 13
1.2. Особенности и содержание духовно-нравственной культуры как средства формирования ценностных ориентации личности. 32
1.3. Характеристика ценностных ориентации у учащихся подросткового возраста с неадекватным поведением в общеобразовательной школе 52
Глава 2. Теория и практика формирования ценностных ориентации у подростков с неадекватным поведением средствами духовно-нравственной культуры в образовательном пространстве современной школы 75-123
2.1. Содержание образовательного процесса в школе, направленного на формирование ценностных ориентации у учащихся подросткового возраста с неадекватным поведением 75
2.2. Педагогические условия формирования у школьников ценностных ориентации средствами духовно-нравственной культуры 90
2.3. Практические рекомендации по формированию ценностных ориентации у подростков с неадекватным поведением средствами духовно-нравственной культуры 102
Заключение 124-130
Библиографический список используемой литературы 131-148
Приложения 149-174
- Анализ проблемы воспитания учащихся подросткового возраста с неадекватным поведением в теории педагогики
- Особенности и содержание духовно-нравственной культуры как средства формирования ценностных ориентации личности.
- Содержание образовательного процесса в школе, направленного на формирование ценностных ориентации у учащихся подросткового возраста с неадекватным поведением
- Педагогические условия формирования у школьников ценностных ориентации средствами духовно-нравственной культуры
Введение к работе
На пороге третьего тысячелетия в нашей стране и обществе произошли изменения во всех сферах жизни человека и общества. Сложившиеся социально-экономические условия, эмансипация средств массовой информации на духовные идеалы и традиционные ценности нравственного порядка, замена их культом денег, проявление устойчивых устремлений к достижению материального достатка любой ценой приводят к тому, что у молодежи формируется мировоззрение, основанное на ценностях западной культуры и отличное от традиционной русской. При этом страдают молодые, нравственно несформированные - подростки. Эти изменения сопровождаются утратой традиционных ценностных: ориентиров отечественной культуры, заимствованием псевдокультуры.
Исследования В; Собкина и Н. Кузнецовой, свидетельствуют о «неуклонном росте преступности в подростковой и юношеской среде» [158]. Отличительной особенностью подростковой: и юношеской преступности является крайне высокое распространение в ней «тяжелых» и «особо тяжелых» преступлений с увеличением возраста правонарушителей. Это свидетельствует о повышенной агрессивности молодежной среды. «Анализ статистики правонарушений показывает крайне высокую долю среди подростков, преступлений, связанных с половой неприкосновенностью: каждое 6-е изнасилование совершено несовершеннолетними; каждое 3-е групповое изнасилование было совершено либо несовершеннолетними, либо при их участии». [158] Приведенные данные свидетельствуют не только о существенной трансформации моральных норм среди подростковых групп, но и об особом типе подросткового сознания, готового на разделение групповой ответственности, но уходящего от ответственности индивидуальной. В то же время материалы статистики свидетельствуют о стремительном росте алкоголизации, наркомании и токсикомании в подростковой среде. Практически половина поставленных на учет в 1997 году наркоманов и токсикоманов являются несовершеннолетними. Наряду со стабильным ростом алкоголизма, наркомании, безнадзорности, правонарушений и преступлений, увеличением числа других антиобщественных действий складывается тенденция изменения ценностных ориентации подростков и юношества, и как следствие возрастает число подростков с неадекватным поведением.
Существующее положение усугубляется: тем, что институт семьи продолжает разрушаться, а подростковая среда впитывает самое негативное из западной цивилизации, преподносимое нам средствами массовой информации в красивой обертке. Устойчивым препятствием на пути окончательной деморализации молодежи выступают - школа и церковь. Причем, если церковь решает эту проблему, опираясь на многовековой опыт наших предков, то школа находится в поиске опоры для построения целостного воспитательного процесса, в том числе и в работе с учащимися с девиантным поведением. Перед школой встает проблема воспитания у учащихся правильных представлений о ценностях бытия, взаимоотношениях в обществе, самоопределении в окружающей среде.
Проблема трудновоспитуемое была четко очерчена в педагогике Яна Амоса Коменского. Ученый предложил свою классификацию учеников и выделил типы учащихся, хуже других поддающихся педагогическому воздействию. Много внимания работе с «трудными» детьми в нашей стране в начале столетия уделяли известные педагоги Н.К. Крупская, П.П. Блонский, СТ. Шацкий, А.С. Макаренко. Последователь А. С. Макаренко В;А. Сухомлинский считал, что предупредить правонарушение эффективнее, нежели заниматься последующим перевоспитанием несовершеннолетнего правонарушителя. В дальнейшем эта проблема получила развитие в трудах А.И. Кочетова, Н.Н. Берцинской, Л.М. Зюбина, И.А. Невского, Ю.В. Гербеева, В.К. Андриенко, И.П. Башкатова, Э.Ш. Натанзон, И.Б. Михайловской, Г.В. Вершининой и др. Работы психиатров и психотерапевтов А.Е. Личко, М.И. Буянова, А.И. Захарова посвящены обобщению большого эмпирического материала по реабилитации детей с нервно-психическими заболеваниями и пограничными состояниями психики.
В настоящее время в связи с изменением социально-экономических условий и духовной жизни людей эта проблема выходит на новый уровень сложности, и все, что наработано, требует переосмысления.
В диссертационных работах последних лет обозначились некоторые подходы к решению данной проблемы. Так, например, Басова Е.П. исследует процесс формирования нравственной ответственности у сельских подростков с девиантным поведением [15]; Гаврилов СТ. рассматривает нравственное закаливание детей с отклоняющимся поведением [50]; Гоголева Е.Б. изучает педагогические условия социальной реабилитации детей с девиантным поведением [146]; Романова А.С. занимается исследованием духовно-нравственного формирования учащихся; в современных условиях [147]; Петракова Т.И. анализирует гуманистические ценности образования в процессе духовно-нравственного воспитания^ подростков [131]. Вместе с тем, анализ существующей проблемы в педагогической теории и практике показывает, что вопросы формирования ценностных ориентации у подростков с неадекватным поведением средствами духовно-нравственной культуры целенаправленно не исследовались. В связи с этим становится очевидным противоречие между потребностью педагогов в использовании средств духовно-нравственной культуры в воспитательной работе с учащимися с неадекватным поведением и недостаточной разработанностью данной проблемы в педагогической науке и практической деятельности современных образовательных учреждений.
Все это определило выбор темы диссертационного исследования «Формирование ценностных ориентации у подростков с неадекватным поведением средствами духовно-нравственной культуры в образовательном пространстве современной школы».
В соответствии с темой были сформулированы цель, задачи, объект, предмет и гипотеза исследования.
Цель исследования: выявить педагогические условия формирования у подростков с неадекватным поведением ценностных ориентации средствами духовно-нравственной культуры.
Объект исследования: процесс духовно-нравственного воспитания в условиях общеобразовательной школы.
Предмет исследования: педагогические условия формирования ценностных ориентации у подростков с неадекватным поведением средствами духовно-нравственной культуры в образовательном пространстве современной школы.
Гипотеза исследования. Процесс формирования ценностных ориентации у подростков с неадекватным поведением будет успешным, если: V системообразующими ценностями отечественной культуры будут выступать душа как личностная ценность, идеал как личностная и общественная ценность, родной край как безусловная ценность каждого человека; S формирование ценностных ориентации у подростков с неадекватным поведением будет осуществляться на основе духовно-нравственных ценностей отечественной культуры; S подростки будут систематически вовлекаться в субъектную деятельность по освоению духовно-нравственных ценностей отечественной культуры в процессе коллективной творческой деятельности с учетом интересов личности и детского сообщества в целом; S будет обеспечена актуализация самопознания в аспекте ценностных ориентации отечественной православной культуры; V в образовательном пространстве школы будет сформировано непредвзятое отношение к личности подростка, ориентированное на его самоценность как личности. Задачи исследования:
Проанализировать проблему воспитания учащихся с неадекватным поведением в теории и практике педагогики.
Выявить и охарактеризовать духовно-нравственные ориентиры подростков с неадекватным поведением в условиях окружающего социума.
Выявить педагогические условия формирования у подростков с неадекватным поведением правильных ценностных ориентации, основанных на традициях русской национальной культуры и характерных для окружающего подростков социума.
Разработать практические рекомендации по формированию ценностных ориентации у подростков с неадекватным поведением средствами духовно-нравственной культуры.
Методологическую основу исследования составили: - философско-психологические положения о сущности человека, его личностном развитии как духовном становлении в культурно-ценностном пространстве, в общении как взаимодействии с миром, (К. А.
Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, И.А. Ильин, А.Н. Леонтьев, В.Н.
Мясищев, С.Л. Рубинштейн); психолого-педагогические положения о закономерностях и детерминантах духовно-нравственного развития в подростковом возрасте (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Зеньковский, А.И. Кочетов, Ж.Пиаже, Л.А. Славина, Д.Б. Эльконин); гуманистические педагогические концепции, основанные на аксиологическом и культурологическом подходах к воспитанию (Е.П. Белозерцев, В.А. Беляева, Е.В.. Бондаревская, С.К. Гессен, Т.И. Петракова, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Н.В, Щуркова).
Методы исследования: изучение и теоретический анализ философско-педагогической и социально-психологической литературы; опрос, беседа, анкетирование, тестирование и контент-анализ полученных данных; ретроспективное изучение опыта работы учителей и воспитателей по воспитанию нравственных качеств личности подростка; включенное наблюдение за. поведением и деятельностью воспитуемых; проведение педагогического эксперимента и обработка его результатов.
Основной опытно-экспериментальной базой исследования стали учащиеся 6-9-х классов Александровской средней общеобразовательной школы Рязанского района Рязанской области.
Исследование выполнялось поэтапно:
На первом этапе 2000 - 2001 гг.) изучалась и. анализировалась литература по проблеме исследования. Анкетирование педагогов и учащихся, анализ собственного педагогического опыта и сотрудничество с классными руководителями по решению поставленных задач позволили сформулировать рабочую гипотезу исследования и. разработать содержание . программы формирования ценностных ориентации у подростков с неадекватным поведением.
На втором этапе (2001 — 2002 гг.) осуществлялась проверка и уточнялась гипотеза исследования, проводились констатирующий и формирующий эксперименты.
На третьем этапе (2003 - 2004 гг.) были проанализированы результаты педагогического эксперимента, сформулированы выводы, проведена апробация основных идей, завершено оформление диссертационной работы.
Основные положения, выносимые на защиту:
Проблема воспитания учащихся с неадекватным поведением представлена в теории педагогики в основном; исследованием внешних негативных условий становления их внутреннего мира. Остается не изученным воспитание подростков с неадекватным поведением в процессе формирования у них правильных ценностных ориентации через усвоение высоких духовно-нравственных ценностей бытия.
В развивающихся социально-экономических условиях жизни в России категория «трудных» школьников стала обширнее, а методы, которые применялись ранее, стали менее эффективными, а некоторые вообще утратили свое воздействие на школьника. Под подростками с неадекватным поведением, мы понимаем: учащихся подросткового возраста, трудновоспитуемость которых обусловлена не только особенностями переходного возраста, проблемами в освоении социального опыта, неправильным пониманием нравственных норм, но и несформированностью (недоразвитостью) духовно-нравственной сферы личности подростка.
Педагогическими условиями формирования у подростков с неадекватным поведением правильных ценностных ориентации, основанных на традициях русской национальной культуры, выступают: актуализация системообразующих духовно-нравственных ценностей отечественной культуры (душа как личностная ценность, идеал как личностная и общественная ценность, родной край как безусловная ценность каждого человека); реализация данных духовно-нравственных ценностей в целостном педагогическом процессе путем целенаправленной взаимосвязи форм и методов учебной и воспитательной деятельности, основанной на культурологическом и аксиологическом принципах; целостное и систематическое вовлечение подростков в субъектную деятельность по освоению духовно-нравственных ценностей отечественной культуры в процессе коллективной творческой деятельности с учетом интересов личности подростка и детского сообщества; активизация самопознания подростков с неадекватным поведением через призму духовно-нравственных ценностей православной, культуры; ориентация педагога на личность подростка как самоценность.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем: раскрыта проблема воспитания подростков с неадекватным поведением в теории педагогической науки и выявлена направленность ее дальнейшей разработки через обращение к отечественной педагогической культуре в ее целостности светских и религиозных воззрений; выявлены и охарактеризованы духовно-нравственные ценностные ориентации воспитания подростков в контексте светской и православной культуры; обоснованы и раскрыты педагогические условия формирования ценностных ориентации у подростков с неадекватным поведением средствами отечественной духовно-нравственной культуры.
Теоретическая значимость исследования состоит в следующем: -дана характеристика подростков с неадекватным поведением в современном социуме; - представлен образовательный процесс в школе, направленный на формирование ценностных ориентации у подростков с неадекватным поведением;: -апробированы выделенные педагогические условия формирования ценностных ориентации у подростков с неадекватным поведением, показана динамика развития духовной и нравственной сферы личности, подростков с неадекватным поведением.
Практическая значимость исследования определяется тем,, что полученные в нем результаты и разработанные на их основе практические рекомендации по формированию ценностных ориентации подростков с неадекватным поведением могут быть использованы в деятельности педагогов и воспитателей общеобразовательной школы, при чтении соответствующих теоретических курсов и проведении практических занятий по педагогике в высших учебных заведениях.
Достоверность и надежность полученных результатов обеспечивается его методологической обоснованностью; адекватным целям и задачам исследования подходом к отбору изучаемых материалов; соответствием структуры и содержания: исследования его целям, логике изучения предмета и логике изложения результатов исследования; преемственностью и последовательностью в реализации исходных теоретических положений; достаточной базой и достаточному числу участников педагогического эксперимента; использованию адекватного диагностического инструментария.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе организации педагогической деятельности в Александровской средней (полной) общеобразовательной школе, Полянской средней (полной) общеобразовательной школе Рязанского района. Материалы исследования обсуждались на научно-практических конференциях в г. Рязани, Коломне, на десятых международных Рождественских образовательных чтениях (Москва), внедрялись на семинарских и практических занятиях студентов Рязанского государственного педагогического университета. Основные положения и выводы исследования отражены в публикациях автора.
Структура диссертации определена логикой и последовательностью решения задач исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка литературы из 203 наименований и приложения.
Анализ проблемы воспитания учащихся подросткового возраста с неадекватным поведением в теории педагогики
Изменения в политической, экономической, социальной жизни, происходящие в нашем обществе, оказали в большей мере негативное влияние на детей подросткового возраста.. Это отмечается в трудах Бондаревской Е.В. [32], Никандрова Н.Д: [122], Петраковой Т.И. [131, 132], Романовой А.С. [147] и других ученых. В большей степени эти изменения повлияли на категорию учеников, которых принято называть «трудными», «девиантными», «учащимися с пробелами», «педагогически запущенными». В практике общеобразовательных учреждений обычно под "трудными" понимают детей, которые встречают сложности в освоении теоретических знаний программного материала. Говоря о таких детях, педагоги и психологи используют термин «затрудненная обучаемость». В его основе лежит совокупность интеллектуальных и личностных свойств и особенностей школьника, от которых при прочих равных условиях зависит успешность обучения.
В.Г. Степанов выделяет три существенных признака, составляющих содержание понятия «трудные дети»: 1. наличие у детей или подростков отклоняющегося от нормы поведения; 2. нарушений поведения таких подростков нелегко исправляются, корригируются; 3. они нуждаются в индивидуальном подходе со стороны воспитателей и внимании коллектива сверстников. [162, СЛО]
Наряду с понятием «трудные дети» существует термин «трудновоспитуемые дети», под которыми понимают детей, равнодушно относящихся к учебному труду, для которых характерны периодические нарушения дисциплины (драки, прогулы), проявление отрицательных качеств личности (грубость, ленивость, нечестность) и по отношению к которым являются неэффективными меры педагогического воздействия в условиях классного коллектива и семьи.
Термин «трудновоспитуемость», вошедший в науку в 30-е годы XX века, означает невосприимчивость, и сопротивляемость воспитуемого; к педагогическому воздействию. Причина этой сопротивляемости чаще всего - отставание личности в положительном развитии. И как логическое следствие этого - возникновение у учащихся недостатков, отрицательных свойств характера, неправильных установок в поведении, нездоровых потребностей и т.п. Тревожным результатом этого являются трудные дети, взрослые с устойчивыми проявлениями отрицательных свойств и отклонениями в поведении. Трудновоспитуемость - состояние, в которое впадает личность при комплексе недостатков и отрицательных свойств, которые делают ее невосприимчивой к воспитательным влияниям.
Следует отличать трудновоспитуемость от невоспитанности: если невоспитанность может привести просто к не восприятию педагогических воздействий, то трудновоспитуемость зарождается; как противодействие воспитательному процессу. Это противодействие может носить как временный, так и постоянный, устойчивый характер.
Трудновоспитуемость всегда индивидуальна. Она может быть обусловлена какими-то отклонениями в состоянии психического и физического здоровья, особенностями переходного возраста, проблемами в жизненном опыте, неправильным пониманием нравственных норм и т.д.
Помимо понятия «трудный школьник», существует и термин «педагогически запущенный школьник». К этой группе относятся учащиеся, которые характеризуются постоянным проявлением отрицательных качеств личности (грубость, лень, жестокость), систематическим нарушениям дисциплины, негативным отношением к учебной и общественно-полезной деятельности и по отношению к которым применяются меры педагогического воздействия в условиях классного коллектива. Таким образом, неверно приравнивать понятия «трудные» и «педагогически запущенные школьники». Все трудные дети, конечно, являются педагогически запущенными. Но не все педагогически запущенные дети - трудные: некоторые относительно легко поддаются перевоспитанию. Педагогическая запущенность - не характеристика личности ребенка, а причина отставания личности в положительном развитии.
В зарубежной: психолого-педагогической литературе нередко вместо понятия «трудные школьники» применяют термин «учащиеся с пробелами».
Для характеристики отклоняющегося поведения используют также специальные термины — «делинквентность» и «девиантность». Под делинквентным поведением понимают цепь проступков, провинностей, мелких правонарушений, отличающихся от криминальных (уголовно наказуемых) правонарушений и преступлений. Под девиантностью подразумевается отклонение от принятых в обществе норм. «Девиантное поведение» — поведение, нарушающее общепринятые нормы и правила. В это понятие включают как делинквентное, так и другие нарушения поведения (от ранней алкоголизации до суицидных попыток). Девиантные подростки — это подростки, у которых произошли изменения в развитии психики, а, значит, и в поведении на определенной стадии их развития.
Особенности и содержание духовно-нравственной культуры как средства формирования ценностных ориентации личности.
Проблема духовно-нравственного воспитания как проблема духовной жизни человека в светской педагогической культуре не ставилась и не рассматривалась. В течение последнего десятилетия появился ряд исследований, в которых наметились некоторые подходы к ее определению и поиску путей решения. Следует выделить работы Беляевой В.А., Бондаревской Е.В., Караковского В.А., Петраковой Т.И., Щурковой Н.Е. Все исследователи отмечают, что духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности. Духовность определяется как устремленность личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания. Нравственность представляет собой совокупность общих принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу. В сочетании они составляют основу личности, где духовность - вектор ее движения (самовоспитания, самообразования, саморазвития), она является основой нравственности.
В Толковом словаре В.И. Даля находим: «Духовность - состояние духовного. Бесплотный, нетелесный... все, относящееся к душе человека, все умственные и нравственные силы его, ум и воля. Душа - жизненное существо человека, душевные и духовные качества, совесть, внутреннее чувство» [57, С.503-504].
Применительно, к современным педагогическим проблемам «духовность» рассматривается как особенное состояние человека, выражающееся в высоком уровне сформированности нравственных качеств личности, понимания своего места в жизни, гуманном отношении к природе, труду, людям, самому себе, в бескорыстном служении обществу. Духовность - это ценностное содержание сознания, это ориентация и волевая устремленность к избранным в качестве предпочтительных ценностей. Она представлена выбором доминирующих ценностей в объективной реальности, и в этом выборе принимают участие не только чувства, но и сознание, воля, что означает не игнорирование эстетических, интеллектуальных, практических ценностей, а гармонию их с приматом нравственного. Духовность - это устремленность к высшим ценностям объективного мира. Дух, как интегральная характеристика человека надстраивается над душой.
По определению В.И. Слободчикова «духовность» - родовое определение человеческого способа жизни, связанное с открытием самоценного, очевидного и необходимого смысла собственного существования. С христианской точки зрения духовность - это либо сопряженность с Богом, либо с «демоническими силами», не бывает духовности «вообще» [157,0.93.]
Христианской антропологии принадлежит различение в составе человеческого существа трех реалий - тела, души,, духа. Именно религиозная точка зрения на человека и настаивает на необходимости и способности целостного видения человеческой природы в единстве его телесной, душевной и духовной форм жизни.
Разброс мнений в ответе на вопрос «Что же такое духовность?» чрезвычайно велик: от веры в Бога до проявления интереса к произведениям искусства. Ответы на этот вопрос, как и на любой вопрос мировоззренческого характера можно доказательно квалифицировать по степени их истинности. Для: этого нужно назвать основные группы явлений, для обозначения которых в разных контекстах употребляется слово «духовность». При этом следует идти от самого общего значения к все более конкретным, улавливающим сущность подлинной духовности. В процессе же «восхождения от абстрактного к конкретному» убедимся в том, что пропорционально возрастанию конкретности растет и спорность, дискуссионность в понимании духовности;
В самом общем плане под духовностью понимают состояние внутренней психической жизни человека. В этом случае говорят о духовном мире личности, о духовной или душевной жизни, о духовной атмосфере общества, состоянии его духовной жизни. Здесь мы видим, дух, душа, психика выступают как синонимы.
Однако при одних и тех же обстоятельствах могут иметь место совершенно разные субъективные отношения к определенному духовному настрою. Например, два способных ученика с одинаковым социальным положением. Но один из них нашел себя и живет в согласии со своей совестью, другой - совсем наоборот, не может самоопределиться в окружающем мире. В этом случае под духовностью понимается не объективное состояние, но субъективное отношение к миру и собственной жизни, в котором выражается неповторимость внутреннего мира личности. Здесь духовность - синоним души, или, как говорят философы, экзистенции (уникальной и самоценной, жизни души), что, бесспорно, отличается от поддающейся объективному описанию психики. В душу другого человека, духовную жизнь другой культуры можно проникнуть только через сопереживание. Для общества синонимом такой духовности является менталитет, ментальность.
Содержание образовательного процесса в школе, направленного на формирование ценностных ориентации у учащихся подросткового возраста с неадекватным поведением
Содержание современного российского образования претерпевает существенные изменения, как в высшей, так и в средней общеобразовательной школе. Государственный образовательный стандарт подвергается изменениям с целью модернизации системы образования в стране, ориентации его на Болонскую конвенцию с целью вступления в европейское образовательное пространство. Кроме того, национально-региональный компонент и возможности вариативного дополнительного содержания образования еще не являются устоявшимися в своих ориентациях выбора четкого определения содержания этих составляющих образования. Попытка замены «знаниевого подхода» в образовании компетентносным еще более усложняет проблему обеспечения культурологического и аксиологического принципов в образовании и ориентации его содержании на формирование у подрастающего поколения ценностей отечественной духовно-нравственной культуры. В то же время известно, что соответственно духовно-нравственным ценностям, которые личность восприняла на уровне состояния своего внутреннего мира, человек устраивает свой образ жизни, определяет свои позиции и поступки в различных жизненных ситуациях (Н.И. Пирогов, И.А. Ильин и др.). Все это выявляет необходимость анализа содержания образовательного процесса в школе, направленного на формирование ценностных ориентации у учащихся. Закон Российской Федерации «Об образовании» утверждает, что «содержание образования должно быть ориентированно на обеспечение самоопределения личности, создание условий для самореализации».
Содержания образования в конкретном образовательном учреждении определяется программами этого образовательного учреждения. Кроме того, закон утверждает гуманистический; характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, защиту и развитие системой образования национальных культур региональных культурных традиций. Таким образом, закон «Об образовании», акцентируя внимание на общечеловеческих ценностях, обходит вниманием наличие в содержании образования ценностей отечественной духовно-нравственной культуры.
Под содержанием образования обычно понимают «совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутый в результате учебно-воспитательной работы, [128]
И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин к содержанию образования относят «педагогически адаптивную систему знаний, навыков и умений, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-волевого отношения, усвоение которой призвано обеспечить формирование всесторонне развитой личности, подготовленной к воспроизводству (сохранению) и развитию материальной и духовной культуры общества».
Содержания образовательного процесса может быть реализовано с помощью различных педагогических технологий» которые представляют суть образовательного процесса. При этом одной из ведущих его детерминант выступает цель образования. Цель современного образования - развитие тех свойств личности, которые нужны ей и обществу для включения в социально ценностную деятельность. [128, С. 143] Цель образовательно-воспитательного процесса отражает основной смысл деятельности учителя и является задающим, определяющим направленность и предполагаемый результат педагогического процесса в целом и те цели,, которые нужно достичь, чтобы этот результат стал реальностью. Как правило, в целевом компоненте отражаются главные идеи образовательного процесса в свете государственных целей и задач, определяющих перспективное развитие системы образования, он определяет целевую ориентацию на реализацию потребностей личности в саморазвитии и самосовершенствовании, на приобщение ее к общечеловеческим ценностям. Духовно-нравственное развитие личности учащихся в образовательном пространстве школы определяется в настоящий момент как одна из главных целей, которую необходимо достичь с тем, чтобы в перспективе можно было получить планируемый результат - духовно-нравственную воспитанность выпускника общеобразовательной школы. Так, министр образования РФ В.М.. Филиппов, выступая на X международных рождественских образовательных чтениях (2002г.), в частности, отметил «необходимость создание единого воспитательного пространства, сближение Государства и Церкви в главном деле - воспитания человека». Он обозначил и путь развития воспитания в системе образования РФ: «... Государственная власть и Церковь должны совместно ревностно заботиться о нравственном просвещении народа и ступень за ступенью вести его к духовному совершенствованию». Следовательно,, в образовательном пространстве современной школы должны быть созданы условия для формирования духовно-нравственных ценностных ориентации у учащихся. Соответствующая целевая установка должна иметь конкретное отражение в содержании основных и дополнительных образовательных программ (как в постановке цели духовного и нравственного воспитания, так и в определении главных общих задач по ее достижению).
Вместе с тем, обязательный минимум содержания образования в образовательных программах основной общеобразовательной школы не определяет многие ориентиры декларируемых воспитательных установок. Так, остается только догадываться, что это же программное содержание образования может и должно являться средством развития не только интеллектуальной сферы личности, но и других сфер личности, прежде всего, духовной и нравственной.
Педагогические условия формирования у школьников ценностных ориентации средствами духовно-нравственной культуры
Процесс формирование ценностных ориентации подростков с неадекватным поведением — сложный и трудоемкий. Он должен претворяться в жизнь с учетом педагогических условий, выявленных в процессе формирования ценностных ориентации на практике и осознанных в теории педагогической науки.
Под педагогическими условиями обычно понимают обстоятельства, от которых зависит процесс формирования, развития и воспитания личности учащегося; данные, из которых следует исходить при решении поставленной задачи. Условия — это те составные части или характеристика среды, в которой развивается учащийся,. Выделяют необходимые и достаточные условия. Необходимые условия - внутренняя объективная закономерность возникновения, существования и результативности развития учащихся. Они обуславливают развивающее обучение и воспитание. Достаточные условия связаны с причинами, основаниями, противоречиями развития. Появление каждого новообразования подготовлено своей причиной, своими условиями. Отсутствие или недостаточность необходимых и достаточных условий приводит к прекращению или замедлению развития учащихся. [127, С.84]
В процессе развития закономерно изменяются: качества и характеристики личности, в соответствии с которыми необходимо систематически обновлять содержание, методы, средства и формы воспитания. Изменение, совершенствование внутреннего мира личности длится всю жизнь; это непрерывный процесс, в котором обычно выделяют определенные стадии и закономерности: (младенчество, дошкольный, младший школьный, подростковый, юношеский возраст и т.д.)
Именно в подростковом возрасте человек впервые задумывается о своей духовной сущности. Постепенно он начинает осознавать, что духовный мир и душа человека требуют заботы и внимания, развития и совершенствования в благоприятных условиях, где ценимыми являются: наличие высокого духовного идеала, ценность самой личности, свобода воли, любовь к ближнему; которые служат первоосновой для развития и воспитания всего богатства ценностных духовных и нравственных ориентации и: качеств личности. Но, если условия являются неблагоприятными, то формируется бездуховная, асоциальная личность.
Вместе с тем, что у подростков в процессе социализации могут проявляться в связи с возрастными особенностями элементы незрелого, неправильного социального опыта, воспринятого ими у взрослых без его критического осмысления. Так И.Ш Башкатов, анализируя труды американских ученых по проблеме девиантного и делинквентного поведения, отмечает, что подросток для своего развития нуждается в примере для подражания. Он ищет этот пример в своих родителях, учителях и других уважаемых людях, и тут его надежды: не оправдываются. Подросток видит лицемерие и фальшь нашей жизни... В церковь и гости родители идут вместе, демонстрируя посторонним полнейшую гармонию, а внутри семья вся прогнила. Те же слабости подросток обнаруживает у учителя. [16,С62]
Духовность всегда представлена в идеалах и ценностях, к которым стремится общество и человек. Изменение духовности (идеалов, ценностей и др.) в результате политических или экономических катаклизмов приводит к состоянию расцвета или упадка общества. «Провозглашение же идеала самореализации, как жизненной; ценности, уводит личность на поиск материальных ценностей и, в конечном счете, приводит к девизу «любым путем к намеченной цели» (а этот путь может быть и асоциального характера)». [87, С.96]
Духовно-нравственное воспитание, по определению В.А. Беляевой есть процесс организованного целенаправленного внешнего воздействия педагога на духовно нравственную сферу личности, являющуюся системообразующей ее внутреннего мира. Это воздействие комплексное, интегрированное относительно мнения, желаний и чувств личности. Понятие духовно-нравственное становление личности выводится как процесс целенаправленного освоения человеком духовных и нравственных ценностей бытия, определения своего духовного идеала, саморазвития и самосовершенствования своей духовной и душевной жизни. [19]