Содержание к диссертации
Введение
1. Теоретические предпосылки формирования нравственно-эстетических ориентации подростков 15
1.1. Формирование ценностных ориентации подростков как предмет педагогического исследования 15
1.2. Нравственно-эстетические ориентации как результат воспитания 30
1.3. Особенности нравственно-эстетического воспитания в сельской школе 48
1.4. Модель формирования нравственно-эстетических ориентации 65
Выводы по первой главе 78
2. Опыт сельской школы по формированию нравственно-эстетических ориентации подростков 82
2.1. Характеристика деятельности сельской школы по формированию нравственно-эстетических ориентации подростков 82
2.2. Диагностика нравственно-эстетических ориентации подростков (школьная общность) 99
2.3. Аксиологизация содержания учебных предметов как педагогическое условие развития нравственно-эстетических знаний 123
2.4. Нравственно-эстетический аспект общественно-полезной деятельности 147
2.5. Программа формирования нравственно-эстетических ориентации подростков села 160
Выводы по второй главе 173
Заключение 175
Список литературы 181
Приложения 207
- Формирование ценностных ориентации подростков как предмет педагогического исследования
- Модель формирования нравственно-эстетических ориентации
- Характеристика деятельности сельской школы по формированию нравственно-эстетических ориентации подростков
- Аксиологизация содержания учебных предметов как педагогическое условие развития нравственно-эстетических знаний
Введение к работе
Актуальность исследования. Современное поколение сельских детей проходит своё становление в условиях кризисного состояния деревни, упадка её экономики, разрушения социальной инфраструктуры, привычного уклада жизни сельских тружеников. Социальная и экономическая нестабильность жизни большинства сельских семей негативно сказывается на процессе формирования ценностных ориентации подростков. Они оказались в ситуации, когда старые, десятилетиями неоспоримые ценности были отвергнуты, а новые, к которым общество стремится прийти, ещё не полностью определены.
Особая ответственность за формирование личности в современных условиях ложится на школу, которая очень часто остаётся единственно культурным центром для многих школьников-подростков. Образовательные учреждения, организуя их жизнедеятельность, формируют такие потребности, интересы, ценностные ориентации, которые не в силах сформировать ни один другой социальный институт.
В истории педагогики накоплен уникальный фонд научных знаний по становлению нравственно-эстетических ориентации сельских школьников. Это опыт создания сельских школ в Тверской губернии профессором Московского университета С.А. Рачинским, в селе Талашкине Смоленской губернии сельской школы известной меценаткой М.К. Тенишевой, в Калужской области сельской школы-центра воспитания в социальной среде СТ. Шацким. Уникален опыт Павлышской школы В.А. Сухомлинского, Дедуровской средней школы Н.К. Калугина в Оренбургской области.
Имеющийся положительный опыт воспитания сельских школьников и закономерности, найденные в этом процессе, нуждаются в переосмыслении с позиций современного социума,
педагогической науки, новых подходов в формировании нравственно-эстетических ориентации сельских школьников.
В действующих нормативных актах Правительства Российской Федерации приоритетом является развитие системы нравственного, патриотического, эстетического воспитания. Однако приходится констатировать, что воспитательные функции школы находятся в тени, доминанта отдаётся обучению.
Анализ проблемы становления и развития нравственно-эстетических ориентации сельских подростков позволил зафиксировать объективно существующие противоречия, которые актуализируют проблему исследования:
-между возможностью сельской среды в формировании нравственно-эстетических ориентации и недостаточной готовностью учителей к реализации этих возможностей;
-между усиливающимся влиянием средств массовой информации на нравственно-эстетические ориентации подростков и неустойчивостью подростков к негативным явлениям реальной жизни;
-между стремлением педагогов к формированию нравственно-эстетических ориентации подростков и недостаточной результативностью нравственно-эстетического воспитания.
Выявленные противоречия и необходимость их решения определили проблему нашего исследования: раскрытие воспитательного потенциала сельской школы в формировании нравственно-эстетических ориентации школьников.
Проблема формирования нравственно-эстетической ориентации личности разрабатывалась в трудах философов (Платон, И. Кант); педагогов (М.А. Верб, Б.М. Неменский, В.А. Сластёнин); психологов (Л.С. Выготский, Л.С. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин).
Нравственно-эстетический потенциал личности во многом зависит от форм и методов, способствующих целенаправленному развитию отношения человека к окружающему миру и искусству. Особое место в этой области занимают работы выдающихся педагогов-практиков Б.Т. Лихачёва, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, СТ. Щацкого.
Анализ современного состояния выделенной проблемы позволяет сделать вывод об актуальности исследования таких педагогических аспектов, как теоретическое обоснование феномена нравственно-эстетических ориентации и специфики их формирования у подростков сельских школ.
Учитывая, что нравственно-эстетические ориентации закладываются в подростковом возрасте, мы определили тему исследования: «Формирование нравственно-эстетических ориентации подростков в условиях сельской школы».
Цель исследования заключается в выявлении и обосновании педагогических условий, позволяющих наиболее эффективно организовать процесс формирования нравственно-эстетических ориентации сельских подростков.
Объект исследования: процесс формирования нравственно-эстетических ориентации учащихся сельских школ.
Предмет исследования: культурно-эстетическая воспитательная среда как фактор формирования нравственно-эстетических ориентации подростков сельской школы.
Гипотеза исследования: мы предполагали, что процесс формирования нравственно-эстетических ориентации подростков села будет более эффективным, если:
- осуществляется ценностное взаимодействие семьи, школы и учреждений дополнительного образования в создании культурно-
эстетической воспитательной среды, связанной с традициями и укладом села;
-конструируются креативные ситуации выбора деятельности нравственно-эстетической направленности подростков в социуме и школе;
-актуализируется нравственно-эстетический потенциал содержания учебных предметов;
- развивается система нравственно-эстетических знаний подро
стков.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
-раскрыть содержание понятия нравственно-эстетические ориентации сельских школьников и их специфику;
обосновать структурно-функциональную модель формирования нравственно-эстетических ориентации подростков в условиях сельской школы;
выявить диагностические показатели и критерии уровней сформированности нравственно-эстетических ориентации подростков;
провести опытно-экспериментальную проверку педагогических условий, способствующих формированию нравственно-эстетических ориентации подростков сельской школы;
разработать методические рекомендации по педагогическому обеспечению процесса формирования нравственно-эстетических ориентации в условиях сельской школы.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют труды учёных в области:
-теории развивающего и личностно-ориентированного воспитания (В.И. Андреев, А.Г. Асмолов, Е.В. Бондаревская, З.И. Васи-
льева, В.И. Загвязинский, М.Н. Скаткин, В.А. Сухомлинский, И.С. Якиманская);
- психологии развития личности (Л.И. Божович, Л.С. Выгот
ский, А.Н. Леонтьев, Л.С. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн);
-теории деятельности (К.А. Абульханова-Славская, Л.П. Буева, В.В. Давыдов, М.С. Каган, Г.И. Щукина, Д.И. Эльконин);
изучения вопросов аксиологического подхода в образовании (В.П. Бездухов, А.В. Кирьякова, Н.Д. Никандров, В.А. Сластёнин);
становления творческого потенциала личности в образовательном процессе (Т.К. Ахаян, А.С. Гаязов, Г.Г. Коломиец, В.П. Комаров, В.Г. Рындак, А.И. Щетинская);
основ формирования ценностных ориентации личности (Б.Г. Ананьев, Е.И. Казакова, В.А. Караковский, Г.А. Мелекесов, Н.М. Михайлова, Н.Д. Никандров, Л.Л. Столович);
-теоретических положений особенностей нравственно-эстетического воспитания личности (М.А. Верб, А.Г. Гройсман, СМ. Кар-гапольцев, Т.П. Краснова, Б.Т. Лихачёв, Б.М. Неменский, Л.Б. Соколова, С.Д. Якушева);
взаимосвязи общественного и семейного воспитания (Ю.П. Азаров, И.В. Гребенников, В.А. Кан-Калик, А.В. Мудрик);
теории воспитания социально активной личности в условиях социальной среды (Р.Г. Гурова, В.А. Сухомлинский);
функций школы как динамичного социального института (Б.П. Битинас, Л.И. Новикова, М.М. Поташник).
Ценными в аспекте решения проблемы нашего исследования оказались труды В.А. Алексеевой, Л.В. Байбородовой, A.M. Ци-рульникова, посвященные исследованию проблем воспитания и обучения сельского школьника.
Проблема развития личности сельского школьника рассматривалась в работах М.С. Кравченко, О.М. Шиловой (среда современ-
ного села и её функции в развитии личности); С.А. Броникова, М.В. Воропаева, А. Муханбетжановой (особенности обучения и воспитания в сельской школе); А.Ф. Ахматова, Н.М. Гаджиевой, М.Т. Иванова, А.С. Косарева, В.В. Копусовой (педагогические возможности сельской школы в формировании тех или иных качеств учащихся); В.Ф. Афанасьева, Т.К. Искакова, З.М. Магомедовой, P.M. Пашаевой, З.Я. Якубова (использование народных традиций в воспитательной работе сельских школьников); А.К. Коробкова (воспитание сельских школьников по месту жительства).
Широкий спектр исследования социальных проблем сельского населения можно найти в работах Ю.В. Арутюняна, Т.И. Заславской, В.П. Зволинского, A.M. Никулина, Г.А. Родионовой, Н.И.Симуша, В.И. Староверова, О.П. Фадеевой.
Нами анализировались прогрессивные идеи организаторов работы сельских школ конца XIX - начала XX в.: В.П. Вахтерова, А.Ф. Иванова, Н.К. Калугина, С.А. Рачинского, В.А. Сухомлин-ского, М.К. Тенишевой, Л.Н. Толстого, СТ. Шацкого, А.Н. Энгель-гарда, работы французского ученого С. Френе, создавшего уникальную систему воспитания и образования для малочисленных сельских школ.
Методы исследования включали анализ и обобщение философской, психолого-педагогической научной литературы, передового опыта; изучение правовых документов, методических материалов, творческих работ; аналитическое наблюдение, диагностические накопления данных (анкетирование, тестирование, беседа); констатирующий эксперимент.
База исследования: сельские школы Александровского района Оренбургской области (МОУ «Александровская средняя общеобразовательная школа», «Петровская средняя общеобразовательная
школа», «Ждановская средняя общеобразовательная школа», средняя общеобразовательная школа п. Марксовский).
В опытно-экспериментальной работе участвовало 408 учащихся.
Организация и этапы исследования.
Исследование проводилось с 1999 г. по 2006 г. и включало в себя три этапа.
Поисково-диагностический (1999-2001 г.г.) - выбор и теоретическое осмысление проблемы; анализ философских, психолого-педагогических трудов, обобщение опыта деятельности сельских школ по теме исследования; формулирование рабочей гипотезы и задач исследования; составление программы опытно-экспериментального исследования.
Формирующий (2001-2004 г.г.) - опытно-экспериментальная работа: определение и проверка педагогических условий наиболее эффективного формирования нравственно-эстетических ориентации подростков в условиях сельской школы; корректировка и апробация программно-содержательного обеспечения формирующего эксперимента.
Аналитический (2004-2006 г.г.) - подведение итогов опытно-экспериментальной работы; анализ и систематизация результатов исследования; оформление диссертационной работы, научно-методических рекомендаций и автореферата.
Научная новизна исследования:
раскрыты особенности нравственно-эстетических
ориентации подростков сельских школ (наличие гуманных, но ограниченных условиями социума жизненных целей, приоритет духовно-значимых ценностей, взаимоотношений, качеств личности: трудолюбие, чуткость, внимательность);
выявлен комплекс педагогических условий формирования нравственно-эстетических ориентации подростков: создание
культурно-эстетической среды, осуществление ценностного взаимодействия семьи, школы и учреждений дополнительного образования связанной с традициями и укладом села, конструирование креативных ситуаций нравственно-эстетической направленности, актуализацию нравственно-эстетического потенциала учебных предметов, обогащение нравственно-эстетических знаний подростков;
разработана модель формирования нравственно-
эстетических ориентации подростков, реализующая ценностный подход к организации учебно-воспитательной деятельности сельской школы.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты расширяют научно-педагогические представления о нравственно-эстетических ориентациях подростков и особенностях их формирования в условиях сельских школ.
Практическая значимость исследования: материалы исследования могут быть использованы в дальнейшей научной работе по данной проблематике, разнообразных видах педагогической деятельности, подготовке и проведении специальных лекционных курсов по проблемам нравственно-эстетической культуры и нравственно-эстетического воспитания в системе повышения квалификации педагогических кадров, при разработке спецкурсов для студентов педагогических специальностей, тематики дипломных, научно-исследовательских работ студентов.
Личный вклад соискателя: диссертация представляет собой самостоятельное завершённое исследование.
Осуществлен научно-теоретический анализа проблемы формирования нравственно-эстетических ориентации подростков в условиях сельской школы.
Разработана модель формирования нравственно-эстетических ориентации школьников-подростков.
Организована и проведена опытно-экспериментальной работа по формированию нравственно-эстетических ориентации школьников-подростков, систематизированы полученные данные.
Обоснованы педагогические условия эффективности функционирования модели формирования нравственно-эстетических ориентации подростков в условиях сельской школы.
Разработаны программа и методические материалы по организации и методике воспитательной работы по формированию нравственно-эстетических ориентации школьников-подростков.
Достоверность и обоснованность результатов обеспечена опорой на научные труды по философии, педагогике, психологии, этике, эстетике; организацией экспериментальной работы с применением методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования; большим фактическим материалом, поэтапным количественным и качественным анализом полученных данных; внедрением программы и методических рекомендаций в практику образовательного процесса сельских школ.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на Международных научно-практических конференциях «Современные технологии в науке, образовании, культуре» (Самара, 2002 г.); «Роль университетской науки в региональном сообществе» в рамках IX Фестиваля гуманитарных наук (Оренбург, 2003 г.); Всероссийской научно-практической конференции «Модернизация образования: проблемы, поиски, решения» (Оренбург, 2004 г.); III Всероссийской научно-практической конференции (заочная) «Психолого-педагогические исследования в системе образования» (Челябинск, 2005 г.).
Учебно-методические материалы оформлены в программе и методическом пособии «Формирование нравственно-эстетических ориентации подростков» для учебно-воспитательной деятельности сельских школ Александровского района и Центра внешкольной работы школьников и подростков.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Нравственно-эстетические ориентации подростков являются
интегративным личностным образованием, позволяющим понимать и
созидать красоту в сфере межличностных отношений, разнообразных
видах деятельности и отражающиеся в нравственном выборе
подростков.
2. Структурно-функциональная модель, обеспечивающая
формирование нравственно-эстетических ориентации подростков
сельских школ, включающая этапы становления этого процесса
(стимулирующе-мотивационный, содержательно-деятельностный,
аналитико-результативный), на каждом этапе актуализируются
задачи (систематизация знаний о сущности понятий и категорий
этики, эстетики, способов нравственно-эстетического самовос
питания; включение подростков в ситуации нравственно-
эстетического выбора; развитие эмоциональных чувств), принципы
(мотивированности, целостности, эмоциональной насыщенности,
культуро- и природосообразности, взаимодействия личности и
коллектива) и функции (расширение возможностей творческой
реализации образовательных субъектов в учебной и воспитательной
деятельности; внесение гармонического начала во все сферы
жизнедеятельности подростков; развитие способности сопереживать
и воспринимать утверждающую искусством и музыкой красоту мира
и человека).
*
3. Реализацию процесса формирования нравственно-эстетических ориентации подростков сельских школ обеспечивают следующие педагогические условия:
создание культурно-эстетической воспитательной среды;
осуществление ценностного взаимодействия семьи, школы и учреждений дополнительного образования в создании культурно-эстетической воспитательной среды, связанной с традициями и укладом села;
создание креативных ситуаций выбора деятельности нравственно-эстетической направленности подростков в социуме и школе;
актуализация нравственно-эстетического потенциала содержания учебных предметов;
обогащение системы нравственно-эстетических знаний подростков.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (всего 244 наименования) и приложений.
Формирование ценностных ориентации подростков как предмет педагогического исследования
В ходе рассмотрения изучаемого феномена мы используем два смежных понятия - «формирование» и «развитие». Согласно определениям, предложенным в психолого-педагогической справочной литературе, «развитие» - становление специфически человеческих высших психических функций в процессе жизнедеятельности ребёнка. Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, исходя из положений о «присвоении» отдельным индивидом произведений материальной и духовной культуры, созданных обществом, считают, что помимо наследственности и индивидуального опыта, в развитии ребёнка решающую роль имеет социальный опыт, когда приобретаются не только знания и умения, но развиваются способности формирующие личность ребёнка [150, с. 372].
«Формирование» рассматривается как вид развития личности; изменение психологической динамики функциональной структуры личности, но главным образом её содержание под влиянием внешних воздействий» [150, с. 470]. Таким образом, «формирование» может быть истолковано как более узкое по сравнению с «развитием» понятие и предполагает определенную завершенность процесса. Развитие предусматривает как качественные, так и количественные изменения во внутренней структуре личности; формирование же -качественная характеристика. Применительно к теме нашего исследования целесообразным представляется использование термина «формирование», так как отдельно взятая ценностная ориентация может иметь только качественную характеристику; понятие «развитие» может быть применено лишь к системе ценностных ориентации. Однако в различных контекстах мы допускаем замену одного понятия другим, рассматривая «развитие» в узком смысле.
Для раскрытия сущности понятия «ценностные ориентации» целесообразным представляется дать определение базовому для данного вопроса термину «ценности».
Обращаясь к теории ценностей, отметим, что термин греческого происхождения «аксиология» означает «учение о ценностях», цель которого исследовать высшие смыслообразующие принципы как условие необходимого общезначимого различения истинного и ложного в сфере познания, добра и зла в этической сфере, прекрасного и безобразного в области эстетики.
Теория ценностей и проблема ценностных ориентации на современном этапе достаточно широко представлена в науке. В частности она разрабатывалась в отечественной философии и эстетике (К.З. Акопян, Б.Г. Ананьев, С.Ф. Анисимов, Н.А. Бердяев, Ю.Б. Борев, О.Г. Дробницкий, А.Г. Здравомыслов, М.С. Каган, В.Н. Сагатовский, В.П. Тугаринов) [4, 12, 28, 42. 79, 86, 94. 202], социологии (А.Г. Здравомыслов, И.С. Кон, В.А. Ядов) [113, 128, 237], психологии (К.А. Абульханова - Славская, Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, Д.И. Узнадзе, Д.И. Фельдштейн) [2,124, 128, 209], педагогике (Т.К. Ахаян, В.П. Бездухов, З.И. Васильева, М.А. Верб, М.Г. Казакина, В.А. Караковский, А.В. Кирьякова, Б.Т. Лихачёв) [20, 26, 48, 52, 95, 100, 105, 127].
В современной философии наблюдается три подхода к проблеме ценностей: трансценденталистский, идущий от И. Канта и неокантианцев, натуралистический эволюционно-глобалистский, представленный Р.Б. Перри, А. Печчеи, Р. Шейерманом, Р. Штейнером, и материалистический (марксистский): А.Г. Здравомыслов, М.С. Каган, В.Н. Сагатовский, В.П. Тугаринов, Н.З. Чавчавадзе, В.А. Ядов.
К настоящему времени категория «ценность» - ключевая в аксиологии - приобрела общенаучное понятие, однако многообразно трактуемое. Так, в Российской социологической энциклопедии дана дефиниция ценности как свойства общественного предмета удовлетворять определенным потребностям человека, общества, понятие, с помощью которого характеризуют социально-историческое значение для общества и личностный смысл для человека определенных явлений действительности, - М.А. Макаревич.
Более широкое объяснение ценности предлагает философский словарь: ценность - то, что чувства людей диктуют признать стоящим над всем и к чему можно стремиться, созерцать, относиться с уважением, признанием и почтением (П. Менцер). Ценности являются не свойством какой-либо вещи, а сущностью и одновременно условием полноценного бытия объекта.
Анализ научной литературы показывает, что достаточно всесторонний философский анализ понятия «ценность» выполнен М.С. Каганом. Разработанные учёным теоретические положения о ценности как структурном компоненте ценностного отношения человека (к миру, к людям и к себе) становятся основой для раскрытия содержания этого понятия. В нашей работе мы исходим из того, что «ценность» - это внутренний эмоционально освоенный субъектом ориентир его деятельности, а потому воспринимается как его собственная духовная интенция, а не имперсональный, надличностный, отчужденный от него регулятор поведения» [94, с. 164].
С одной стороны ценностью могут быть предметы, явления, их свойства; с другой стороны ценностью являются цели, идеалы, суждения. Содержание понятия «ценность» раскрывается через выделение целого ряда признаков, свойственных так или иначе всем формам общественного сознания: значимость, необходимость, целесообразность.
Таким образом, звеном, объединяющим все системы, является фактор отношения личностного освоения ценностей.
Поэтому неудивительно, что существует много видов ценностей и подходов к их классификации [108].
Для темы нашего исследования важным является осмысление духовных ценностей, как важнейших элементов общественной или индивидуальной морали. В широком смысле, нравственные (или духовные) ценности - это те нормы, идеалы, правила, стандарты, принципы, принятые в данном обществе или, в узком смысле, составляющие мировоззрение отдельного человека. Осознавая существенную разницу между понятиями «нравственный» и «духовный», в данном контексте мы употребляем эти прилагательные в качестве синонимов.
Модель формирования нравственно-эстетических ориентации
Впервые мысль о необходимости тесного взаимодействия различных «человековедческих» дисциплин для решения проблем воспитания выдвинул СИ. Гессен в работе «Основы педагогики. Введение в прикладную философию» (1923 г.).
В настоящее время ряд зарубежных философов (Б.Вильсон, Бэрроу) пытаются обосновать необходимость интегрального подхода к процессам воспитания с позиции философии воспитания. Существует целый ряд научных школ, которые объединяет проблема формирования у человека тех ценностных ориентации, которые бы отвечали «подлинным интересам человека, гуманным отношениям между людьми в обществе и что особенно важно в современных условиях - возникновению и проявлению социальной ответственности за судьбы мира, за выживание человечества...» [ПО].
Мы считаем целесообразным рассматривать механизмы формирования нравственно-эстетических ориентации как систему определенных связей и факторов влияния, само существование которой приводит к качественным изменениям в структуре личности, а значит и к развитию всех её компонентов. «Система -совокупность взаимодействующих элементов, в которой изменение одного элемента приводит к изменениям во всей системе» [162]. Движущей силой любого развития являются противоречия. «Противоречие - внутреннее соотношение тенденций, сторон предмета или процесса, проникающих друг в друга и одновременно отрицающих друг друга» [211].
Одним из существенных факторов, влияющих на процесс формирования ценностных ориентации - это противоположные влияния, непрекращающийся процесс возникновения и разрешения различного рода противоречий: в интеллектуальной сфере: между обыденным моральным сознанием и сознанием теоретическим (т.е. этическим); между абстрактным и конкретным нравственным знанием («Человек теоретически знает, что такое хорошо и что такое плохо, но в конкретных практических ситуациях у него возникает растерянность, неспособность сделать правильный моральный выбор, найти верное решение...»); между истинными морально-эстетическими представлениями и взглядами ложными, искаженными; между имеющимися морально-эстетическими знаниями личности и вновь приобретенными (противоречия старых и новых знаний); в чувственно-эмоциональной сфере: между старыми и новыми чувствами; между непосредственным чувственным восприятием какого-либо явления и теми впечатлениями, переживаниями, которые сохранились от опосредствованного восприятия этого явления; между абстрактными (созерцательными) и конкретными (деятельностными) чувствами; в волевой сфере: между долгом и склонностью («должен» и «хочу»); между актуальными и перспективными потребностями человека. Данные противоречия находят выражение в непосредственной деятельности человека, которая также, в свою очередь, подвержена противоречиям, выявленным ещё Г.Ф. Гегелем; в деятельностной сфере личности: - между тем, что человек совершил в действительности, и тем, что было задумано; - между всеобщей волей и единичной волей индивида; - между намерениями и содержанием поступка [159]. Эстетическое воспитание осуществляется путем разрешения объективных противоречий и субъективных несоответствий. Главное противоречие обусловлено тем, что природа с рождения закладывает в ребёнка задатки и возможности постижения красоты, эстетического отношения к действительности и искусству. Вместе с тем эти задатки и возможности в полной мере могут быть реализованы только в условиях целенаправленного, организованного художественно-эстетического образования и воспитания. На основании этих положений основные противоречия данной сферы личности можно сформулировать следующим образом: между потребностями и результатами поступка; между потребностями и интересами; между потребностями и мотивами; между целью и результатом поступка; между целью и результатами её достижения.
Основными механизмами, приводящими в действие систему эстетического воспитания, являются развитое эстетическое восприятие и познание художественно-эстетических явлений; духовное общение на основе произведений искусства, художественно-творческая деятельность, развивающая способности и формирующая художественное видение мира.
Процесс «разрешения» названных противоречий можно считать важнейшим внутренним механизмом, ядром развития нравственно-эстетических ориентации.
Основное различие функционирования названных групп противоречий обусловлено различными причинами их возникновения: в интеллектуальной (когнитивной) сфере - это новые знания; в мотивационно-потребностной - изменение мотивов и потребностей; в эмоциональной - возникновение новых чувств и эмоций; в деятельностной - освоение новых видов деятельности, которое, в свою очередь, требует новых «морально-эстетических» знаний и приводит к изменению потребностей и мотивов личности.
Характеристика деятельности сельской школы по формированию нравственно-эстетических ориентации подростков
В многообразии сфер влияния на ребёнка школа выделяется в числе наиболее активно действующих факторов. С этим социальным институтом сопряжена жизнедеятельность большинства индивидуумов в период психосоциобиологического становления личности от 6 до 14-17 лет. Подобная ситуация заставляет рассматривать школу как одну из главных сред жизнедеятельности человека, где индивид получает базовые знания, где формируются нравственно-духовные основы его личности. В данном контексте именно школа формирует ту уникальную среду, в которой на ключевых этапах развития человека происходит становление мировоззрения, нравственных установок личности, закладываются учебные и другие жизненно важные навыки, необходимые для развития личности в обществе постоянных перемен.
Каждая школа представляет собой определённое единство общего, особенного и единичного. Не только общество в целом (его экономика, политика, социальная структура), но и черты таких элементов мезосферы как культурно-историческое наследие края, его природа, климат, традиции хозяйственной и социальной жизни; особенности школьной микросреды (также её элементы, как школьный учитель, школьная атмосфера, характер взаимоотношений между учителем и учеником, культ книги, знаний и формы общения, дух творчества, созидания, познания) -все эти факторы оказывают значительное влияние на развитие личности, формирование особенностей её духовного мира.
Когда школьная среда по своему воспитательно-образовательному уровню возвышается над окружающей её микросредой, тогда она позитивно влияет на культурное развитие среды. Если школа обогащает свою жизнь духовными ценностями среды, тогда она работает в режиме саморазвития. В первом и во втором случаях сельскую школу можно рассматривать как активный фактор среды. Именно от школы идут в среду позитивные импульсы культурной жизни, от школы сельская семья ждёт помощи в воспитании и обучении детей, развитии их способностей, интересов. Когда школа полностью интегрируется в производственную, социальную, культурную жизнь села, она становится педагогическим фактором этой среды, духовной составляющей её социальной жизни.
В данном параграфе (на основании непосредственного знакомства с воспитательными системами школ, анализа имеющихся документов и методических материалов) нами обобщался опыт работы сельских школ Александровского района Оренбургской области направленной на формирование нравственно-эстетических качеств подростков.
Существенной характеристикой опытной работы является то, что с ноября 2001 года действует детская общественная организация «Молодое поколение». В ней насчитывается около 2700 человек с 7 до 17 летнего возраста, объединяется 33 детских и молодёжных общественных организации в ОУ. Структура детской общественной организации «Молодое поколение» приведена в приложении А.
Обследованные школы характеризуются наличием различных приоритетных направлений воспитательной работы. Согласно традиционному подходу, основное содержание работы по формированию нравственно-эстетических качеств учащихся можно представить в виде системы определённых моральных отношений: к природе; к труду; к родине; к людям; к себе.
Результаты исследования располагаются соответственно указанным выше пяти блокам. Каждый блок состоит из обобщающих сведений о состоянии работы в данном направлении в целом по району и конкретных методических материалов, используемых педагогами школ.
В школах района достаточно много внимания уделялось формированию такого нравственного качества как патриотизм.
«Патриотизм» рассматривается как «чувство любви к своему Отечеству, готовность подчинять свои личные и групповые интересы общим интересам страны, верно служить ей и защищать её» [162, с. 317]. Также существует и более узкая трактовка данного понятия, предполагающая любовь к своей малой родине, тому месту, где ты родился и где находятся могилы твоих предков.
Наиболее распространенной формой работы по формированию нравственности и, в частности, такого нравственного качества как патриотизм, являлось создание в сельских школах различного рода музеев. В русле этого направления практически в каждой сельской школе имеется специально оборудованный кабинет, в котором собраны образцы предметов быта, труда и повседневного обращения жителей данной местности. В 13 школах такие кабинеты удостоены звания - школьный музей. Работа музеев района по профилям приведена в таблице 6.
Аксиологизация содержания учебных предметов как педагогическое условие развития нравственно-эстетических знаний
В условиях изменения социально-политической ситуации в стране ставится задача возвращения образования в контекст культуры, то есть воспитание высокообразованного человека на основе общечеловеческих ценностей. С нашей точки зрения, идеи нравственно-эстетического образования отражаются в учебных обществоведческих курсах, гуманитарных и естественнонаучных дисциплинах. По мнению З.И. Равкина, благодаря своей интегральной сущности аксиологическое ядро школьных курсов представляет собой образное воплощение многогранной действительности, осмысленной с позиции человека той или иной эпохи [167].
Итак, какие общечеловеческие ценности более всего являются опорой личности? С какими общечеловеческими ценностями чаще всего происходит «личная встреча» в освоение окружающей действительности школьниками?
Для выяснения этих вопросов обратимся к исследованию А. В. Кирьяковой [105]. В нём отмечается, что при различии философского подхода к аксиологии всё же ясно обозначена система ценностей как внутренний стержень культуры общества и выделены такие ценности, как истина (познание), добро, красота и близкие по значимости к ним человек (счастье), труд (деятельность, творчество), отечество (свобода) - ценность, являющиеся общечеловеческими и выполняющие функцию социальной доминанты, ориентации во все времена развития общества.
Исходя из всеобщего закона педагогики о детерминированности ориентации учащейся молодёжи социокультурной ситуацией и опираясь на вышеизложенные выводы, автор теории с высоты сегодняшнего дня, сохраняя преемственность, очертила следующий круг общечеловеческих ценностей: жизнь - человек -познание - красота - труд - Отечество, наполнив каждую ценностную категорию определенным содержанием и идеей на основании специальных исследований.
Так, содержательный аспект ценности жизнь (идея - экология, милосердие) определяют здоровье, жизнь человека, жизнь природы, жизнь планеты, космос, ноосфера; содержание ценностной категории человек (идея - гуманизация) включает любовь, добро, общение, счастье, достоинство; познанию (истине) соответствуют информация, знания, культура, средства самовыражения; красоты (идея - гармония) составляют искусство, творчество, созидание, совершенство человека, прекрасное в природе, эстетика быта и труда; ценность труда (идея -нравственность, бизнес, творчество) выражена средством существования, источником познания, радости, творчеством, профессией, возможностью самореализации; Отечество - это мир, гарантия безопасности, свобода, права человека, социальная справедливость, национальное самосознание.
Опираясь на выше сказанное, мы остановились на следующей группе ценностей: Бог (вера, божественное) - человек (его личное, жизнь) - Отечество - красота (прекрасное) - природа - истина (познание) - труд (деятельность, созидание) с возможными вариантами их содержательной основы.
С современных воззрений Н.Е. Щурковой развитие аксиологического потенциала определяется воспитанием как питание человека всеми достижениями человеческой культуры так, чтобы он жил в контексте общечеловеческой культуры. Передача духовных ценностей не совершается прямым путём. Ценности присваиваются в ходе духовных усилий самой личности. Она выделяет три механизма развития аксиологического потенциала:
1) ценностный выбор, где индивид поставлен в состояние крайнего психологического напряжения выбора;
2) проживание ценностного взаимодействия с реальной окружающей действительностью;
3) осмысление самим субъектом содержания, форм проявления и общего значения ценностей в жизни человека.
Это происходит в ценностно-ориентировочной деятельности, когда личность, взаимодействуя с миром, производит оценку объекта взаимодействия для собственной жизни и жизни человека как таковой [225].
В ходе исследования был сделан вывод о необходимости внесения изменений в содержание учебно-воспитательного процесса школы с тем, чтобы повысить уровень сформированности нравственно-эстетических ориентации подростков и создать условия для практического, творческого их воплощения в жизнь.
Нравственно-эстетическое начало присуще всем видам деятельности. Поэтому нравственно-эстетический потенциал наличествует в каждом из учебных предметов, преподаваемых в школах. Проведенный анализ образовательных программ показал, что нравственно-эстетические возможности осваиваемых подростками учебных дисциплин далеко не всегда используются в полной мере.
Главным направлением изменений стала аксиологизация предметов гуманитарного цикла. Под аксиологизацией мы понимаем совокупность педагогических приёмов, имеющих своей целью актуализировать ценностное отношение к изучаемому материалу. Наиболее значимы поиск - оценка - выбор - проекция.