Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Становление и развитие художественно-профессионального образования в Чувашии : Вторая половина XIX-конец XX в. Долгашев, Константин Александрович

Становление и развитие художественно-профессионального образования в Чувашии : Вторая половина XIX-конец XX в.
<
Становление и развитие художественно-профессионального образования в Чувашии : Вторая половина XIX-конец XX в. Становление и развитие художественно-профессионального образования в Чувашии : Вторая половина XIX-конец XX в. Становление и развитие художественно-профессионального образования в Чувашии : Вторая половина XIX-конец XX в. Становление и развитие художественно-профессионального образования в Чувашии : Вторая половина XIX-конец XX в. Становление и развитие художественно-профессионального образования в Чувашии : Вторая половина XIX-конец XX в. Становление и развитие художественно-профессионального образования в Чувашии : Вторая половина XIX-конец XX в. Становление и развитие художественно-профессионального образования в Чувашии : Вторая половина XIX-конец XX в. Становление и развитие художественно-профессионального образования в Чувашии : Вторая половина XIX-конец XX в. Становление и развитие художественно-профессионального образования в Чувашии : Вторая половина XIX-конец XX в.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Долгашев, Константин Александрович. Становление и развитие художественно-профессионального образования в Чувашии : Вторая половина XIX-конец XX в. : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01. - Чебоксары, 2005. - 358 с.

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Историко-педагогическии анализ состояния художественно-профессионального образования в Чувашии во второй половине XIX — начале XX в 17

1. Социально-педагогические предпосылки становления и развития в Чувашии художественно-профессионального образования во второй половине XIX — начале XX в 17

2. Становление художественно-профессионального образования в Чувашии во второй половине XIX —начале XX в 37

ГЛАВА П. Развитие системы художественно-профессионального образования в Чувашии в 20-90-е годы XX в 55

1. Общая характеристика состояния художественно-профессионального образования в Чувашии в 20 —60-е годы XX в 55

2. Становление и развитие высшего художественно-профессионального образования в Чувашии в 60 — 90-е годы XX в 83

Заключение 140

Библиография 149

Приложения 162

Введение к работе

Российская Федерация находится сегодня в состоянии больших политических и социально-экономических преобразований. Возникшая ситуация требует разумных, глубоко продуманных действий во всех отраслях жизнедеятельности страны, в том числе и в области образования, которое напрямую связано с социально-экономическим, политическим и духовным развитием общества.

Состояние системы образования последних лет отчетливо высветило требование времени: отечественному образованию незамедлительно следует начать гуманистически ориентированное реформирование процессов обучения и воспитания молодежи и соответствующую подготовку педагогических кадров. При этом необходимо помнить, что механическое повторение западного опыта для российской системы образования является неприемлемым. У нашей страны имеется свой богатейший опыт в области воспитания подрастающего поколения и подготовки педагогических кадров, свои традиции, которые подходят для нашего восприятия мира, для нашего менталитета.

Россия,— многонациональная страна. Изучение тенденций становления и развития системы образования в Чувашии дает возможность лучше представить современные проблемы общего и профессионального образования и пути их решения. В этой связи опыт, накопленный чувашской национальной общеобразовательной и профессиональной школой за годы своего существования, является исключительно важным для совершенствования современной системы образования.

Большое значение имеет изучение становления и развития художественно-педагогического образования в Чувашии во второй половине XIX —конце XX в. Здесь особый интерес представляет богатейшее наследие выдающегося просветителя чувашского народа И.Я. Яковлева, многолетний опыт работы Симбирской чувашской учительской школы, Алатырского художественно-

гравёрного училища, а впоследствии — Чебоксарского художественного училища и Чувашского государственного педагогического института им. И.Я. Яковлева.

Педагогическая наука во многом исходит из того, что изучение путей становления и развития профессионального образования во второй половине

XIX —конце XX в. важно для современной системы образования, которая
представляет собой один из важнейших источников разрешения современ
ных задач подготовки специалистов в сфере образования, в том числе и в об
ласти художественно-профессионального. Чтобы поднять приоритеты отече
ственной педагогики и при решении образовательных задач уметь анализи
ровать и понимать все закономерности исторического процесса, необходима
историзация педагогического опыта. Положительные идеи прогрессивных
педагогов прошлого, опыт профессиональной школы необходимо критически
осмыслить и заимствовать всё наиболее передовое для дальнейшего развития
современной научной мысли, совершенствования художественно-
педагогического образования. Конструктивно-критически переосмысленные
в аспекте современных проблем, эти идеи могут быть приняты на вооруже
ние для более верного и действенного решения сегодняшних задач профес
сиональной школы.

В нашем исследовании искомую проблему мы рассматривали на фоне становления системы общего образования в России в 60-е г. XIX — 20-е г.

XX в. и ее дальнейшего развития в советское время (20-е-90-е годы XX в.). В
региональной историографии данного периода особое место занимают труды
А.И. Анастасиева, Н.И. Ильминского, М.Ф. Суперанского, Д. Троицкого,
И.Н. Ульянова и др. В них содержится обширный материал, отражающий
своеобразие становления и развития образования в Поволжье и Приуралье,
на территории которых в исследуемый нами период располагались совре
менные районы и города Чувашской Республики.

Вопросами изучения истории становления и развития системы образования дореволюционной России в свое время занимались такие исследовате-

ли, как A.M. Арсеньев, М.В. Богуславский, A.M. Вежлев, В.М. Величкина, Н.К.Гончаров, В.М. Горохов, Л.Л. Дадон, Э.Д. Днепров, Г.Е. Жураковский, Н.В. Зекеев, Н.А. Константинов, Н.Н. Кузьмин, Д.И. Латышина, В.Р. Лейки-на-Свирская, Е.К. Медынский, Л.Ф. Норова, Е.Г. Осовский, А.В. Ососков, Ф.Г. Паначин, А.И. Пискунов, В.Г. Пряникова, З.И. Равкин, Е.Ю. Ромашина, В.А. Ситаров, В.З. Смирнов, Н.Н. Смирнов, И.А. Соловков, В.Я. Струмин-ский, М.Ф. Шабаева, П.Н. Шимбирев, М.И. Эсин и др. Построенные на обширном фактическом материале, их исследования не только дополняют друг друга, но и в известной мере компенсируют отсутствие обобщенных исторических трудов, раскрывают богатство и своеобразие системы школы и образования, функционировавшей в тот или иной исторический период.

В научных работах Э.Д. Днепрова, С.Ф. Егорова, Н.А. Константинова, Ф.Ф. Королева, Е.Н. Медынского, В.А. Ротенберг, М.Ф. Шабаевой и др. раскрыты общепедагогические аспекты и отдельные проблемы истории отечественного среднего образования на рубеже XIX и XX в.

Деятельность различных типов средних специальных учебных заведений (мужских и женских гимназий, реальных училищ, кадетских корпусов, технических училищ, учительских семинарий и т.п.) на том или ином этапе общественного развития исследовались Н.И. Алпатовым, А.Н. Веселовым, Ш.И. Ганелиным, П.А. Зайончковским, Н.Н. Кузьминым, Е.Г. Осовским и др.

Специфика регионально-этнических аспектов общего и профессионального образования применительно к региону Среднего Поволжья нашла отражение в работах марийских историков В.Ф. Абрамова и П.А. Апакаева; чувашских исследователей А.В. Арсентьевой, И.И. Демидовой, В.Д. Димитрие-ва, А.Г. Иванова, А.С. Казимова, Т.Н. Петровой, П.С. Попова, К.Н. Санукова, О.А. Сергеева, Л.А. Таймасова, В.М. Тарасовой и др.

Вопросы становления и развития народного просвещения в Чувашии были рассмотрены в научных трудах Г.А. Алексеева, Е.В. Васильева, Г.Н. Волкова, П.В. Денисова, В.Д. Димитриева, Д.Е. Егорова, Л.А. Ефимова, Т.Н. Петровой, Т.С. Сергеева, В.Т. Харитонова и др.

Рассмотрению педагогического наследия И.Я. Яковлева и его воспитанников посвящены научные труды Г.А. Александрова, М.Д. Василенко, Г.Н. Волкова, А.Е. Землякова, А.А. Кондратьева, Н.Г. Краснова, Л.Н. Ивановой, М.В. Илларионовой, М.В. Максимовой, Г.Н.Плечова, С.С. Спиридонова, И.Я. Тенюшева, М.В. Черновой и др.

Изучением отдельных аспектов подготовки специалистов в условиях среднего специального и высшего образования в разное время занимались С.Ф. Балянова, Л.А. Ефимов, О.Г. Максимова, Г.В. Николаева, О.В. Парфенова, Т.С. Сергеев и др.

Проблемы подготовки художников-профессионалов, развития изобразительного искусства нашли свое отражение в научных трудах В.И. Акулович, Е.А. Александровой, Ю.В. Викторова, А.Г. Григорьева, В.М. Зубец, А.И.Иванова-Ехвета, Н.А. Князева, Е.И. Максимова, И.П. Павло-ва,А.А.Трофимова, Н.А. Ургалкиной, Л.М. Харитоновой и др.

Однако до настоящего времени не было изучено становление и развитие художественно-профессионального образования в Чувашии во второй половине XIX — конце XX в.

Все вышеизложенное дает нам основание утверждать, что имеется противоречие между реальными запросами педагогической науки и практики в использовании накопленного опыта художественно-профессионального образования в Чувашии во второй половине XIX — конце XX вв. и недостаточной его изученностью. Это определило проблему нашего исследования: каковы основные этапы и тенденции становления и развития художественно-профессионального образования в Чувашии во второй половине XIX— конце XX в.?

Целью исследования стало решение данной проблемы.

Объект исследования: художественно-профессиональное образование в России во второй половине XIX — конце XX в.

Предмет исследования — художественно-профессиональное образование в Чувашии во второй половине XIX — конце XX в.

Гипотеза исследования: если осмыслить опыт художественно-профессионального образования, накопленный в Чувашии во второй половине XIX — конце XX в. с позиции историко-ретроспективного и сравнительно-сопоставительного подходов к рассмотрению социальных явлений, то многие достижения, анализируемые с точки зрения их педагогической ценности и социального опыта, могут быть полезными и перспективными для внедрения их в действующую систему общего образования вообще и профессионального образования в частности. Особенно актуальным это становится в период модернизации профессионального образования.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:

  1. Раскрыть социально-педагогические предпосылки становления и развития художественно-профессионального образования в Чувашии во второй половине XIX — конце XX в.

  2. Рассмотреть становление и развитие художественно-профессионального образования в Чувашии во второй половине XIX — начале XX в.

  3. Охарактеризовать процесс развития системы художественно-профессионального образования в 20-е-90-е годы XX в.

Методологической основой исследования явились общефилософский принцип объективности, требующий глубокого анализа множества факторов, влияющих на развитие изучаемой проблемы; диалектический метод познания, предполагающий целостное и всестороннее рассмотрение явлений в их развитии и взаимосвязи; системный подход как общеметодологический принцип науки, а также системное понимание педагогической деятельности; принцип единства исторического и логического, абстрактного и конкретного, теоретического и практического познания прошлого и его связи с современностью.

В ходе работы мы опирались на имеющиеся исследования П.А. Апакае-ва, В.М. Беркутова, Ю.В. Викторова, Г.Н. Волкова, А.Г. Григорьева, В.Д. Ди-митриева, Л.А. Ефимова, А.Е. Землякова, А.И.Иванова-Ехвета, Н.Г. Красно-

ва, Г.В. Мухаметзяновой, З.Г. Нигматова, Т.Н. Петровой, Т.С. Поляковой, Я.И. Ханбикова и др., в которых подвергнуто позитивному и критическому анализу становление и развитие системы образования, истории и культуры народов Поволжья.

При рассмотрении различных аспектов проблемы развития художественно-профессионального образования в России во второй половине XIX — конце XX в. нами были использованы фундаментальные труды по отечественной истории педагогики, профессиональной школы (С.Я. Батышев, А.Н. Веселов, Ф.Ф. Королев, Е.Г. Осовский, Ф.Н. Паначин и мн. др.).

Методы исследования. Для решения поставленных задач использовались следующие методы: историко-ретроспективный и сравнительно-сопоставительный (изучение, сравнение и сопоставление научно-педагогической литературы по теме исследования и различных архивных материалов; приказов и распоряжений соответствующих органов управления образования и отчетов различных учебных заведений, имеющихся в изданиях федеральной и республиканской печати; документов, характеризующих деятельность Симбирской чувашской школы, Алатырского художественно-граверного училища, Чебоксарского художественного училища и Чувашского госпединститута, и мемуарно-публицистической литературы; материалов периодической печати и др.), также методы анализа, синтеза, систематизации и обобщения архивных и опубликованных материалов.

Хронологические рамки исследования включают в себя период с начала 60-х годов XIX века, когда в ходе общероссийской реформы народного образования было положено начало созданию отечественной системы образования, в том числе и профессионального, а заканчиваются 90-ми годами XX столетия, поскольку после 1917 года общее и профессиональное образование стало развиваться на совершенно иных основах, основах социалистического реализма. Актуальность выбранного периода определяется многообразием внутренних и внешних общественно-политических событий, которые влияли на ход развития народного образования как в России в целом, так и в

Чувашии в частности. Этот период характеризуется развитием и становлением всей системы начального, среднего и высшего специального образования, включением в этот процесс не только государственных структур, но и общественных организаций. Он связан с весьма противоречивыми шагами правительства и различных общественных организаций в этой области. Именно в этот период интенсивно шел процесс создания и системы художественно-профессионального образования.

Завершение нашего исследования 90-ми годами XX в. вызвано, с одной стороны, окончанием советского периода развития общества, а с другой — новыми подходами к реформированию системы образования вообще и художественно-профессионального в частности.

Источниковая база исследования представляет собой совокупность следующих компонентов:

опубликованные документы и материалы, отражающие становление и развитие художественно-профессионального образования в Чувашии во второй половине XIX —конце XX в.;

документация нормативного характера (законодательные акты, уставы учебных заведений, инструкции, протоколы, учебные программы);

отчеты Симбирской чувашской учительской школы и инспектора чувашских школ Казанского учебного округа (1875-1917 гг.);

статистические источники;

материалы съездов, совещаний и дискуссий по вопросам общего и профессионального образования;

мемуарная и публицистическая литература и др.

Большое значение для нашего исследования имело обращение к материалам, имеющимся в Центральном государственной архиве Чувашской Республики, Государственном архиве Ульяновской области, Национальном архиве Республики Татарстан, Центральном государственном историческом архиве Республики Башкортостан, архиве Чувашского государственного института гуманитарных наук, фонде рукописей музея И.Я. Яковлева Чуваш-

ского государственного педагогического университета, а также к материалам исследований чувашских историков-педагогов и краеведов.

Исследование проводилось в три этапа.

Первый этап (2000-2001 гг.) — осмысление проблемы и оценка ее изученности отечественными исследователями. На данном этапе анализировалась научно-методическая литература по исследуемой проблеме; определялись общая идея, проблема, объект, предмет, цель, задачи и гипотеза исследования.

Второй этап (2001-2004 гг.) — изучение архивных материалов, мемуар-но-публицистической литературы, материалов периодической печати и научно-методической литературы, характеризующих особенности и основные этапы развития отечественного школьного художественного образования во второй половине XIX — второй половине XX в. и деятельность И.Я. Яковлева и его учеников по совершенствованию художественного образования в чувашских школах; проведение сравнительно-сопоставительного анализа собранного материала и его оценка.

Третий этап (2005 г.) — систематизация материала и оформление результатов исследования в виде кандидатской диссертации.

Достоверность исследования обеспечивается системно-историческим подходом к изучению проблемы, четкой методологической обоснованностью исходных положений, использованием большого количества историко-педа-гогического материала, адекватностью методов исследования его предмету, цели и задачам.

Научная новизна состоит в том, что в нем:

рассмотрены социально-педагогические предпосылки развития художественно-профессионального образования в Чувашии в исследуемый период;

выделены этапы и тенденции становления развития художественно-профессионального образования в Чувашии во второй половине XIX — конце XX в.;

— выявлен вклад Симбирской чувашской школы в становление и разви
тие художественно-профессионального образования во второй половине
XIX в.;

—исследовано состояние художественно-профессионального образования в Чувашии во второй половине XIX — конце XX в;

— впервые использованы архивные документы, не введенные ранее в
научный оборот.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные факты, их анализ и теоретическое обобщение способствуют обогащению научных представлений о состоянии художественно-профессионального образования в Чувашии во второй половине XIX — конце XX в. Оно актуализирует педагогические идеи прошлого, имеющие некоторое сходство с современными проблемами художественно-профессионального образования и открывает новые направления и аспекты исследования путей развития отечественной системы профессионального образования.

Практическая значимость исследования определяется тем, что его результаты обогащают имеющиеся историко-педагогические сведения по исследуемой проблеме; дают возможность дальнейшего изучения педагогического наследия И.Я. Яковлева и его учеников; результаты исследования могут быть использованы при составлении учебных пособий и монографий по данной проблематике, в процессе преподавания «Истории педагогики» и соответствующих спецкурсов, а также при подготовке студентами педвузов рефератов, курсовых и дипломных работ по данной дисциплине.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Исследуемый период — относительно самостоятельный этап, длительный, противоречивый, но очень важный в развитии отечественной системы художественно-профессионального образования. Он характеризуется постепенным переходом от практико-эмпирического подхода в его организации и осуществлении к созданию научно обоснованной системы подготовки

художников-живописцев, художников-педагогов, учителей изобразительного искусства, черчения и труда.

2. Развитие художественно-профессионального образования в Чувашии во второй половине XIX — конце XX в. было обусловлено целым рядом социально-педагогических предпосылок. Основными из них, на наш взгляд, являются следующие:

— появление на разных этапах исторического развития общества новых
классов (буржуазии, капиталистов, рабочих, крестьян, интеллигенции) и вы
движение более прогрессивной их частью требований, направленных на лик
видацию тех или иных ограничений и недостатков во всех сферах жизнедея
тельности, в том числе и в области образования, вследствие чего, по их мне
нию, повысился бы образовательный и культурный уровень народа;

— создание на каждом из этапов развития художественно-
профессионального образования учебно-материальной и нормативно-
правовой основы деятельности школы, в том числе и профессиональной;

—работа соответствующих органов, ведомств и учреждений с выделением в ней тех или иных аспектов на каждом историческом этапе развития системы образования: создание системы народного образования, ее реформирование и модернизация; строительство новых школ; подготовка учительских кадров; поиск оптимального содержания, форм и методов обучения учащейся молодежи; разработка нормативно-правовых документов, интенсивное развитие учебно-материальной базы различных учебных заведений и т.п.;

создание отечественной системы профессионального образования и проведение многоплановой работы по организационно-управленческому и научно-методическому обеспечению процесса подготовки специалистов, в том числе и художественно-профессионального направления;

проведение различного рода съездов, совещаний, конференций, курсов и т.п., на которых активно обсуждались вопросы, связанные с поиском путей дальнейшего совершенствования обучения и воспитания подрастаю-

щего поколения, подготовки специалистов для всех отраслей народного хозяйства, в том числе и для организации художественного образования молодежи;

— создание целого ряда центров (учебных, научных, исследовательских), на которые возлагалась работа, связанная с прогнозированием дальнейших путей развития системы общего и профессионального образования, определением содержания образования и технологий обучения молодежи, разработкой научно-методических, а иногда и государственно-нормативных, документов, осуществлением научно-методической помощи педагогическим коллективам учебных заведений, подготовкой научной и учебной литературы, и т.п.

3. Процесс становления и развития художественно-профессионального образования в Чувашии во второй половине XIX — конце XX в. был неоднозначным, многоаспектным и длительным. Условно его можно разделить на три этапа.

Первый этап — 60-е годы XIX — 20-е годы XX в. Начальный этап этого периода характеризуется отсутствием в Чувашии специализированных учебных заведений, которые бы готовили кадры для осуществления художественного образования молодежи и специалистов в области изобразительного искусства, которых в эти годы в Поволжье было очень мало. В основном все они были выпускниками Петербургской и Московской художественных академий.

Подготовка учителей к проведению уроков по рисованию и труду осуществлялась в рамках обучения учащихся в училищах Министерства народного просвещения, университетах, имевшихся в то время в крупных городах (например, Казанский университет), Симбирской чувашской учительской школе и других аналогичных ей учебных заведениях.

Второй этап — 20-е-60-е годы XX в. Этот этап связан с открытием в Чувашии в 1934 г. Алатырского художественно-гравёрного училища (в 1941 году оно было преобразовано в Чувашское художественное училище, а в 1948

году — в Чебоксарское художественное училище). На базе этого училища с 1941 года начали функционировать два отделения: художественно-педагогическое и художественно-оформительское. Его открытие положило начало работе по созданию системы подготовки специалистов в области художественного образования молодежи: учителей изобразительного искусства и черчения для общеобразовательных школ республики и художников-оформителей. Наиболее талантливые из них поступали учиться в академии художеств, на художественно-графические факультеты педагогических вузов России и другие учебные заведения художественного профиля. Этот период — период интенсивной работы по созданию, с учетом социально-экономических условий, нормативно-правовой и учебно-материальной базы, привлечению всех специалистов в области изобразительного искусства к работе в данном учебном заведении, определению содержания профессиональной подготовки специалистов, ее технологии и т.д.

Третий период — 60-е-90-е годы XX века. Он знаменует собой дальнейшее развитие среднего специального художественного образования и становление в Чувашии системы подготовки художников-педагогов и учителей изобразительного искусства, черчения и труда на базе высшего педагогического учебного заведения (в связи с открытием в 1960 г. в Чувашском государственном пединституте художественно-графического факультета). В эти годы идет интенсивная работа по обновлению и созданию учебно-правовой документации (учебные планы и учебные программы), подготовке методических рекомендаций и разработок, квалификационных характеристик и т.п., определению и созданию учебно-материальной базы, подбору педагогических кадров, приему абитуриентов, обучению и воспитанию студенческой молодежи, их трудоустройству и др.

Для этого периода была также характерна и разносторонняя общественно-педагогическая, художественно-творческая и оформительско-выставочная работа студентов и преподавателей. В это же время произошли и некоторые изменения в целевых ориентирах системы подготовки специалистов в облас-

ти художественного образования (от подготовки художников-живописцев к подготовке художников-педагогов, учителей ИЗО, черчения и труда).

4. Основные тенденции, которые имели место быть в процессе становления и развития системы художественно-профессионального образования в Чувашии в рассматриваемый период, можно охарактеризовать следующим образом: от полного отсутствия в Чувашии во второй половине XIX в. каких-либо специальных учебных заведений (а следовательно, отсутствия и соответствующих кадров), готовящих специалистов в области художественного образования (подготовка педагогов к проведению уроков рисования и труда осуществлялась в тех учебных заведениях, где готовили учителей для различного типа начальных и средних школ, а специальной подготовки художников-живописцев, художников-оформителей и художников-педагогов в Чувашии в этот период не было), осуществления подготовки соответствующих кадров в различного рода средних художественно-промышленных учебных заведениях Петербурга и Москвы и низших художественно-промышленных учебных заведениях, существовавших в этот период в единичных экземплярах в России (например, Строгановское и Петербургское центральные училища технического рисования) до постепенного открытия учебных заведений, отделений, факультетов в педучилищах и вузах, где осуществляли художественное образование (детские художественные школы (или студии) — художественные училища — отделения «Черчение и изобразительное искусство» в педучилищах — художественно-графические факультеты педвузов) и где готовили будущих художников, художников-педагогов, художников-оформителей, учителей ИЗО, черчения и труда; принятия целого ряда нормативно-правовых документов в области художественно-профессионального образования, издания учебников и учебных пособий по профильным учебным дисциплинам, а также различного рода руководств по преподаванию этих дисциплин и т.п.; создания научно обоснованной системы подготовки специалистов в области высшего профессионального художественного образования.

Апробация результатов исследования. Результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедр педагогики и живописи Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева, на всероссийских, республиканских и межвузовских научно-практических конференциях (г. Чебоксары, 2002-2004 гг.), на ежегодных научных сессиях аспирантов, докторантов и научных сотрудников. Основные положения диссертации нашли отражение в 7 публикациях автора.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

Социально-педагогические предпосылки становления и развития в Чувашии художественно-профессионального образования во второй половине XIX — начале XX в

Изучение истории становления и развития художественно-профессионального образования как составной части общественно-педагогической науки на разных исторических этапах относится к числу актуальных проблем педагогической науки. На наш взгляд, ее следует рассматривать через призму становления и развития системы общего и профессионального (в нашем случае художественно-профессионального) образования.

Хронологические рамки нашего исследования охватывают период с 60-х годов XIX в. (когда в России, в том числе и в Чувашии, было положено начало реформированию системы образования), по 90-е годы XX в. (начало осуществления политики перестройки в СССР), поскольку после 1917 года образование, в том числе и художественно-профессиональное, стало развиваться на совершенно иных, прежде всего социально-политических основах. Этот период характеризуется многообразием внутренних и внешних общественно-политических событий, которые так или иначе влияли на становление системы народного образования, в том числе и на развитие художественно-профессионального образования.

Характерными чертами капиталистического развития во второй половине XIX в., по мнению ученых-историков, являются: превращение крестьян (а именно они составляли в то время более 90% населения) с их преимущественно натуральным хозяйством в товаропроизводителей; вовлечение земли и рабочей силы в рыночное обращение; постепенное перерастание домашнего ремесла в промыслы, непосредственно связанные с рынком, и дальнейшее развитие на этой основе товарно-денежных отношений.

Царское правительство всячески сдерживало развитие производительных сил на территориях компактного проживания нерусских народов. Однако постепенное развитие капитализма в промышленности и сельскохозяйственном производстве, рост капиталистических отношений на селе, расслоение крестьянства и, наконец, рост сознательности пролетариата, переходившего от борьбы экономической к борьбе политической, налагали определенный отпечаток и на развитие науки, культуры и образования.

Глубокие изменения в экономической и общественной жизни в рассматриваемый период создали благоприятные условия для развития культуры и образования народа, к которым относятся: а) развитие новых социальных отношений в связи с падением крепостного права (изменения в межклассовых отношениях, расширение межнациональных связей и др.); б) развитие капиталистических отношений в связи с буржуазными реформами как в промышленности, так и в сельском хозяйстве; в) деятельность русской прогрессивной и революционно-демократической интеллигенции.

Отмена в 1861 году крепостного права и начало развития капитализма в России, экономические интересы буржуазии объективно требовали распространения грамотности и повышения культурного уровня трудящихся. Это, в свою очередь, вынуждало правительство осуществлять некоторые реформы и в области образования. Вследствие этого 60-е годы XIX в. явились переломным периодом в школьной практике. Эти годы стали началом развития различных типов народных школ и активизации общественно-педагогического движения. Его наиболее прогрессивные представители выдвигали и отстаивали идею общечеловеческого и бессословного, разностороннего и общедоступного для народа образования.

Вместе с тем правительство и Министерство просвещения России того времени, боясь того, что распространение в народе знаний и повышение его культурного уровня будут способствовать пробуждению политической актив -19 ности трудящихся, вопреки потребностям развивающегося капитализма по-прежнему ограничивали просвещение народа. Это нашло отражение в государственных документах, где были четко определены цели народной школы — формировать религиозно-нравственную личность и давать ей элементарные практические знания.

Однако все возрастающая потребность развивающейся промышленности в инженерах, техниках, педагогах и просто грамотных рабочих привела к необходимости расширения сети различного уровня образовательных учреждений, увеличения числа учащихся и совершенствования системы подготовки педагогических кадров.

Положительные результаты в деятельности по увеличению в этот период количества школ обусловливались различными факторами: эффективное управление и достаточное финансирование уездными и губернскими земствами, совершенствование учебного процесса, использование родного языка на занятиях и др. Особое место здесь принадлежало учительским кадрам. Так, учителями светских начальных школ Поволжья становились выпускники различных типов образовательных учреждений, получивших общее и специальное педагогическое образование в гг. Казани, Оренбурге, Самаре, Уфе и других центрах подготовки учительских кадров. Важнейшими среди них являлась Казанская инородческая учительская семинария, а также духовные семинарии, двухклассные, «черемисские» учительские и другие училища. И если в 70-х-80-х годах XIX в. в школах учительствовали в основном лица со средним и низшим образованием (и даже домашним), то в конце XIX — начале XX в. школы стали пополняться более квалифицированными кадрами учителей. Это стало возможным во многом благодаря деятельности уездных земств, значение которых в этом деле трудно переоценить.

Так, например, в 1863 году открывается первая учительская школа -Казанская центральная крещенотатарская школа, в которой, кроме татар, обучались и представители чувашского народа. Впоследствии, начиная с 1872 года, были созданы Казанская инородческая учительская семинария, в которой обучались лучшие представители всех народов, проживавших на территории Чувашии; Бирская инородческая учительская школа и Ишаков-ская «Братства святителя Гурия» центральная чувашская школа, готовившие учителей церковноприходских и братских школ; Шихазанская второклассная школа — для подготовки учителей школ грамоты и др. [138, 56].

Становление художественно-профессионального образования в Чувашии во второй половине XIX —начале XX в

Начало формирования системы художественно-профессионального образования в Чувашии, создания национальной школы изобразительного искусства следует искать в исторических условиях, сложившихся после добровольного ее вхождения в 1551 году в состав Русского государства. С этого времени на чувашской территории навсегда прекратились разорительные военные действия, набеги кочевых племен; ускорилось развитие производительных сил; сложились благоприятные условия для прогрессивных сдвигов во всех областях общественно-экономической жизни чувашей; открылась перспектива экономического и культурного сближения народов Поволжья с русским народом [104, 42-43].

«Под прогрессивным влиянием русского народа у чувашей повышался уровень хозяйственного и культурно-бытового развития... Города Чебоксары, Алатырь, Цивильск, Ядрин становятся центрами ремесла и торговли. Вместе с русской архитектурой здесь появилась неизвестная древним чувашам деревянная и каменная скульптура европейского типа. Широкое распространение получила монументальная живопись в земных, реалистических, понятных для всех людей формах. Серьезные изменения претерпевает бытовой и праздничный костюм. К этой сложной, целенаправленно проводимой работе по комплексному освоению Поволжья привлекались не только пришлые русские, но и местные чувашские мастера. Чувашские юноши, выказывавшие интерес к новым видам искусства, направлялись на обучение в мастерские, которые в то время были сосредоточены в основном в Киево-Печер-ской лавре, Троицке-Сергиевской лавре под Москвой, Александро-Невской лавре в Петербурге. Воспитанники этих мастерских, возвращаясь в Чувашию, налаживали здесь свои художественные центры, где воспитывались не только церковные художники, но получили напутствие в творческую жизнь мастера, ставшие основоположниками профессионального изобразительного ис -39 кусства нашей республики. В их числе известны, например, заслуженный художник Чувашской АССР Ю.А. Зайцев и один из организаторов Чувашской государственной художественной галереи Г.Д. Данилов. Из чувашских женщин первой прошла через такие мастерские О.С. Спиридонова, старшая сестра народного художника Чувашской АССР М.С. Спиридонова», — пишет А.Г. Григорьев [104, 44].

Несмотря на все трудности и имеющиеся противоречия, царскому правительству удалось создать достаточно эффективную систему образования нерусских народов, направить ее на выполнение задач по укреплению межнационального сотрудничества, становление национально-культурных автономий. Русская культура оказала благотворное влияние на чувашскую культуру, а ее передовые деятели во многом способствовали развитию народного образования, являющегося одним из важнейших условий для успешного развития культуры, для формирования национального профессионального искусства в Среднем Поволжье. Именно национальная школа стала тем центром, вокруг которого строилась вся просветительская деятельность среди нерусских народов Российского государства.

В XIX веке, благодаря деятельности И.Н. Ульянова, И.Я. Яковлева и других ученых и просветителей, в дооктябрьский период количество чувашских школ в Поволжье составляло 1200. В этих школах, в которых работали многие русские учителя, широко было поставлено художественно-эстетическое воспитание, основанное на применении лучших достижений мирового классического искусства. В некоторых школах изобразительное искусство преподавалось как обязательный предмет, в других — как факультативный [114,46].

Известный чувашский искусствовед А.Г. Григорьев в связи с этим пишет: «Так, например, в Ишакской чувашской учительской школе, где получили образование многие видные деятели национальной культуры, М. Тимофеев для всех учеников ввел рисунок и живопись, а для наиболее одаренных детей организовал мастерскую-студию живописи. Алатырские художники давали в своих мастерских уроки живописи. Преподавали они рисование в учебных заведениях города, проводили общегородские выставки произведений молодых талантов. Примечательно, что на этих выставках экспонировались ранние произведения С.Д. Эрьзи, Н.А. Каменыцикова, Д.И. Архангельского, В.А. Пузыревского, ставших впоследствии известными художниками. Особого внимания достоин тот факт, что на выставках, составленных из рисунков, работ по живописи, лепке и выжиганию на дереве, немалое место занимали творения девушек. В женской гимназии Ядрина по воскресеньям систематически велись занятия по лепке. В Аликовской, Бичуринской, Хо-чашевской и многих других двуклассных школах рисование велось как предмет, необходимый для овладения различными ремеслами, связанными с современными направлениями в промышленном развитии. В Аликовском училище, при учебно-столярной мастерской, была налажена работа отделения резьбы по дереву, этого древнейшего вида чувашского народного творчества. В Казанской учительской семинарии, где получили образование видные представители чувашской художественной интеллигенции, преподавание изобразительного искусства велось по академической системе. Рисунок и живопись здесь вел А.И. Пиотровский, воспитанник Петербургской Академии художеств, принимавший активное участие в выставках страны» [104, 47].

Увеличение количества школ стало одной их главных причин сложившегося серьезного положения с нехваткой квалифицированных учительских кадров для системы национального образования нерусских народов. Необходимо было срочно менять положение дел, браться за подготовку новых и переподготовку имеющихся учителей, в том числе и учителей черчения и рисования.

С целью подготовки учителей рисования в 1872 году при Академии Художеств (г. Петербург) были открыты «бесплатные воскресные классы рисования», которые просуществовали 6 лет. В этих классах под наблюдением руководителей практиковались студенты Академии Художеств. В 1879 для ГОС). . ііННЛЯ — АЛ — БИоГ.ИОТЕКА подготовки учителей рисования для средних учебных заведений учреждаются Педагогические Курсы с Нормальной школой рисования при Императорской Академии Художеств. Принятый план занятий в Нормальной школе рисования при Педагогических Курсах послужил исходной нормой для разработки программ учебных заведений России. По данному плану курс рисования, прежде всего по своему содержанию, был разделен на три главные ступени: — изучение линий и плоских изображений; — перспективное рисование с моделей простейших геометрических фигур и тел; — рисование более сложных форм с гипсовых или иных моделей, при этом орнаменты, вазы и головы служат для этого наиболее пригодным учебным материалом. Первая ступень предполагала: а) рисование линий (прямых, кривых), деление линий и сочетание ли ний; б) рисование прямолинейных геометрических фигур; в) рисование криволинейных геометрических фигур и постепенный пе реход от них к плоскому орнаменту.

Общая характеристика состояния художественно-профессионального образования в Чувашии в 20 —60-е годы XX в

В первые же годы существования советской власти в Чувашии местные Советы развернули активную и разностороннюю деятельность по практическому осуществлению культурной революции, работу по ликвидации безграмотности, переустройству школ, открытию народных домов и клубов,но не было учебного заведения, которое осуществляло бы подготовку специалистов в области профессионально-художественного образования. Лишь единицы наиболее талантливых юношей обучались в Академии художеств гг. Санкт-Петербург, Москва, Казань и др. Одним из первых чувашей, окончивших Петербургскую академию художеств, был Алексей Афанасьевич Кокель (1880-1956), ученик великого Репина, автор известной картины «В чайной» (1912 г.), высоко оцененной большевистской «Правдой», и картины «Ликбез» (1935 г., хранится в Чувашской государственной художественной галерее в Чебоксарах), профессор Харьковского государственного художественного училища (затем — института), один из видных руководителей «Ассоциации художников революции» на Украине. Известны имена еще нескольких живописцев, получивших образование в различных художественных учебных заведениях России.

Необходимо отметить, что в первые десятилетия советской власти, как писал в свое время М.С. Спиридонов, «... художников в Чувашии, занимающихся только одним искусством, нет. Все имеющиеся незначительные силы заняты на других работах и искусством занимаются лишь в свободные от службы дни. Поэтому создать что-либо серьезное по искусству нет возможностей. Художественное воспитание молодняка отсутствует — необходима-организация ИЗО школы. Не было и специального постановления по вопросу ИЗО искусства в партийных органах, кроме общего постановления о чувашской художественной культуре. Также не было и партийной оценки об устроенных в г.Чебоксары художественных выставках.

Для дальнейшего развития изобразительного искусства считаю необходимым осуществлять:

1) постоянное партийное руководство;

2) правильную и твердую постановку ИЗО работы в школах;

3) открытие ИЗО школы в Чебоксарах;

4) бюджетное ассигнование на расходы по развитию ИЗО искусств в Республике;

5) организацию постоянной выставки или галереи предметов искусства;

6) продолжение изучения народного бытового искусства чуваш;

7) предоставление художникам длительных работ от республики;

8) улучшение материального положения художников, работающих по своей специальности;

9) единое руководство над самодеятельным искусством;

10) развитие художественных производств в Республике» [166, 152 153].

Один из известных ученых-искусствоведов, много лет посвятивший изучению истории чувашского изобразительного искусства, А.Г. Григорьев, характеризуя состояние этого искусства в 20-е годы XX в., пишет: «Только в советское время чувашское профессиональное изобразительное искусство получило возможность широкого развития. Его становление связано прежде всего с творчеством Моисея Спиридоновича Спиридонова (род. в 1890 году) и Никиты Кузьмича Сверчкова (род. в 1891 году). Оба они происходят из села Яншихово-Норваши Янтиковского района, вместе учились в 1906-1912 годах в Казанской художественной школе, затем в 1912-1918 годах — в Академии художеств в Петрограде. Возвратившись в Чувашию, художники работали учителями рисования. Через год Н.К.Сверчков ушел в армию, ера -58-жался против белогвардейцев на Южном фронте, а затем до середины 30-х годов жил и работал в Сибири, почти ежедневно присылая в Чувашию произведения о родном народе, в основном о его дореволюционном прошлом. По инициативе М.С. Спиридонова в 1927 году была организована в Чебоксарах первая выставка произведений чувашских художников. Эта выставка имела большой успех, пробудив у многих стремление к серьезной творческой работе. В течение 20-х годов создаются картины, с которых, собственно, и начинается история чувашского советского изобразительного искусства. Среди этих картин — «Пузырист» (1924 г.) и «В избе-читальне» (1927 г.) М.С. Спиридонова, «Умыкание невесты» и «Хоровод» (1927 г.) Н.К. Сверч-кова, «Церковь разбирается» Ф.Л. Лаврентьева, «Пузырист на пирушке» и «Девушка в хушпу» Ю.А. Зайцева. Однако в своей основе творчество мастеров искусства Чувашии в то время было обращено в прошлое. Картин и скульптур, отражающих красоту и богатство нового, было мало.

К началу 30-х годов в республике насчитывалось около 50 живописцев, графиков, скульпторов и мастеров декоративно-прикладного искусства. В феврале 1933 года они объединились в Союз чувашских советских художников, первый съезд которого состоялся летом 1935 года» [128, 231-232].

Об этом свидетельствуют и материалы экспедиций по изучению художественно-археологических памятников, находящихся в г. Чебоксары. Один из активнейших ее членов М.С. Спиридонов в своем отчете написал, что в г. Чебоксары имеются «первоклассные памятники церковной монументальной и станковой живописи XVII и XVIII вв. (церкви), но нет памятников советской живописи, достойных внимания. Несмотря на это, церковная живопись не явилась источником развития в Чувашии живописи как городского искусства в виде художественных произведений — картин, а также и народной крестьянской живописи по украшению предметов быта и жилища. Поэтому и не видим мы каких-либо значительных живописных работ, оставшихся от предшествовавшего класса, а также не видим в народном искусстве расписных лубяных коробок, бураков-прялок, колыбелей и др. как у северного русского крестьянина.

На наличниках окон и карнизах домов и на предметах быта встречается роспись, но эта роспись не чувашская — предметы эти привезенные и покупались на базарах, а наличники окон расписывались Владимирскими или Нижегородскими живописцами. Отсюда приходится делать вывод, что чувашской живописи как народного искусства, так и городского, кроме церковной живописи, в дореволюционное время не было» [47,133].

И только с созданием Чувашской автономной области (24 июня 1920 г., с 21 апреля 1925 г. — ЧАССР) отдел народного образования с целью распространения художественного образования и просвещения в пределах чувашской автономной области организовал секцию ИЗО. Секция работала недолго. С объявлением НЭПа она была ликвидирована. В период своего существования (1921—1926 гг.) секция принимала участие в постановке ИЗО работы в школах Чувашии, участвовала в организации художественного отдела Чувашского Музея, художественного оформления государственного Чувашского театра, а также принимала участие в художественном оформлении всех революционных празднеств. Самой знаменательной работой за это время можно считать организацию художественного отдела Чувашского Музея. До этого момента не были в Чувашии собраны произведения пространственных искусств. Экспонатами отдела являлись произведения и художественные предметы, полученные из Государственного фонда и работы местных чувашских художников. Среди экспонатов не было особенно выдающихся произведений — больше этюдного характера с натуралистическим направлением, но несмотря на это посетители музея получали представления об изобразительном искусстве, о картинах и о скульптуре. Художественный отдел музея был в то время средством, стимулирующим творчество молодых художников из Чувашии, где первые опыты этих художников приобретались в Музей. Таким образом возник отдельный стенд с работами чувашских художников, большая часть которых была на темы этнографического характера [44, 238].

Становление и развитие высшего художественно-профессионального образования в Чувашии в 60 — 90-е годы XX в

Новый этап развития общества, в который вступил СССР в 60-е годы XX столетия, предъявил повышенные требования как к общему, так и к профессиональному образованию. Принятый в декабре 1958 г. Закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» четко обозначил основную цель, стоящую перед всей системой образования. В нем отмечалось: «Главной задачей советской школы является подготовка учащихся к жизни, общественно полезному труду» [147, 55-56].

В соответствии с этим Законом учебно-воспитательный процесс общеобразовательной школы должен быть перестроен на основе соединения обучения с производительным трудом. Срок обучения в средней школе был продлен до 11 лет, т.к. наряду с общим образованием для учащихся старших классов было организовано производственное обучение и профессиональная подготовка. Общеобразовательная школа стала иметь статус средней трудовой политехнической школы с производственным обучением (8-11 классы).

В июне 1959 г. было принято постановление Верховного Совета Чувашской АССР «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в Чувашской АССР». В нем предусматривалось: введение обязательного восьмилетнего образования для детей и подростков в возрасте от 7 до 15-16 лет; реорганизация в течение 1959-1963 годов семилетних и десятилетних школ в восьмилетние и средние трудовые политехнические с производственным обучением школы; значительное укрепление учебно-материальной базы общеобразовательных школ; совершенствование учебно-воспитательного процесса в профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведениях; увеличение выпуска специалистов с высшим и средним специальным образованием.

В ходе его реализации в Чувашии, как и в целом по стране, начался переход к всеобщему восьмилетнему образованию. В течение 1959/60 учебного года было преобразовано 45 семилетних школ в восьмилетние, а в следующем учебном году их насчитывалось в республике уже 140 [9, 8]. В этот же период шла интенсивная работа по реформированию и средних общеобразовательных школ. В течение первых двух учебных годов после принятия Закона (1958 г.) в республике уже насчитывалось 77 одиннадцатилетних школ [160,12].

В эти годы большая работа проводилась органами народного образования и по созданию соответствующей учебно-материальной базы. В течение 1959-1965 годов в Чувашии было введено в строй новых школьных помещений на 148484 ученических мест и 246 учебных мастерских. Все мастерские пополнились новым оборудованием, а число рабочих мест в них увеличилось с 8500 до 12252, количество станков — с 257 до 1409, швейных машин — с 305 до 2252. На промышленных предприятиях республики было создано 13 учебных цехов и участков на 402 рабочих места [192,102].

Все это потребовало совершенствования и системы профессионального образования, в том числе художественно-профессионального образования. Усиление политехнической и трудовой подготовки школьников, организация в условиях средней общеобразовательной школы профессиональной подготовки потребовали количественных и качественных изменений в системе подготовки будущих учителей трудового обучения. В Чувашии подготовку этих кадров в конце 50-х годов осуществляло художественное училище. Оно давало своим выпускникам среднее специальное образование.

В 1960 году на базе физико-математического факультета Чувашского государственного педагогического института было открыто художественно-графическое отделение. В октябре 1961 г. приказом по пединституту отделение «Рисование, черчение и труд» было выделено как самостоятельно управляемое отделение института с заместителем декана на общественных началах. На эту должность назначен ст. преподаватель кафедры изобразительных-искусств Кириллов Н.С. [54, 79]. В начале 1964/65 учебного года это отделение стало функционировать как самостоятельный художественно-графический факультет (ХГФ). Его первым деканом стал А.Г. Григорьев. Открытие факультета положило начало подготовке специалистов (учителей, художников, искусствоведов и дизайнеров) — высшего звена в области художественного образования.

Один из известных искусствоведов Чувашской Республики, работавший деканом ХГФ в 1977-1982 годы, Ю.В. Викторов в связи с этим пишет: «В 1960 году в Чувашском государственном педагогическом институте был организован художественно-графический факультет, призванный готовить учителей рисования (позже статус этого предмета подняли и начали называть «изобразительное искусство»), черчения и труда. Открытие уникального факультета в стенах педагогического вуза стало, как показало время, выдающимся событием как в системе просвещения и образования, так и во всей культурно-художественной жизни Чувашской Республики. Да и не только Чувашия испытала реальные плоды ХГФ, но и прилегающий к ней многонациональный Волго-Вятский регион, все автономные республики Поволжья и Приуралья, многие края и области Российской Федерации. Перед факультетом была поставлена задача готовить высококвалифицированных специалистов, владеющих теоретическими знаниями и практическими навыками по всем профилирующим предметам, любящих школу, детей, способных вести педагогическую работу по художественно-эстетическому воспитанию учащихся на высоком научно-методическом уровне» [95, 3-4].

В 1960/61 учебном году состоялся первый прием на ХГФ. Всего на очное отделение было зачислено 43 человека из 50 запланированных. Следует отметить, что в перспективном плане подготовки учителей для школ ЧАССР пединститута на 1961-1970 гг., разработанном и утвержденном ученым советом вуза, предусматривалось осуществлять ежегодный прием в институт 425 чел., в том числе на художественно-графический факультет — 50 чел. [54, 46].

В первом учебном году в пединституте была проведена большая организационно-методическая работа: корректировка учебного плана и учебных программ, подбор и разработка учебно-методической и специальной литературы по теории и истории искусств, подбор преподавательских кадров, оборудование мастерских и т.п.

В первые годы существования факультета здесь работали выпускники трех художественных школ: Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, Московского художественного института им. В.И. Сурикова и Харьковского художественного института.

Академию художеств представляли: А.Г. Григорьев, Н.В. Овчинников, А.И. Миттов, А.А. Ефейкина, В.Г. Березин, М.А. Зобина, В.П. Авраменко и скульптор В.Г. Бажинов. Они поступили на работу в течение 1960-63 годов. На художественно-графическом факультете работали выпускники Московского художественного института им. В.И. Сурикова: М.Ф. Харитонов (в 1962 году перешел из Чебоксарского художественного училища) и П.В. Павлов (начал преподавать с 1969 года). В 1964 году после окончания Харьковского института были приняты на преподавательскую работу В.М. Непомнящий, Р.Ф. Федоров, С.С. Головатый, В.Д. Чураков и Б.М. Макаров. В дружную семью педагогов факультета вошел также М.А. Алексеев — выпускник Московского государственного заочного педагогического института [185, 13].

Похожие диссертации на Становление и развитие художественно-профессионального образования в Чувашии : Вторая половина XIX-конец XX в.