Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Благотворительность как феномен историко-педагогического исследования 24
1.1. Социокультурные основы понятия «благотворительность». Возникновение и распространение благотворительности в Западной Европе 24
1.2. Основные тенденции благотворительности в западноевропейской сфере образования в XIX- начале XX вв 30
Глава 2. Специфика и основные особенности отражения благотворительности в системе отечественного образования 49
2.1. Зарождение и распространение благотворительной практики в России 49
2.2. Благотворительность в сфере образования в российском обществе в XIX- начале XX вв 66
Глава 3. Благотворительные образовательные учреждения в Нижегородской губернии 83
3.1. Деятельность земства сфере образования в Нижнем Новгороде 83
3.2. Вдовьи и воспитательные дома в системе благотворительных образовательных учреждений 105
Заключение 126
Библиографический список 133
- Социокультурные основы понятия «благотворительность». Возникновение и распространение благотворительности в Западной Европе
- Основные тенденции благотворительности в западноевропейской сфере образования в XIX- начале XX вв
- Зарождение и распространение благотворительной практики в России
- Деятельность земства сфере образования в Нижнем Новгороде
Введение к работе
Актуальность темы исследования. Оказание благотворительной помощи в России имеет давние традиции. Изучение основ благотворительности в настоящее время играет важную роль, так как сегодня происходит возрождение не только государственной благотворительной помощи, но и частных организаций, а также благотворительности отдельных юридических лиц. Все это способствует оказанию более эффективной помощи в самых разных сферах общества. История отечественного образования хранит немало так называемых «белых пятен», малоизвестных страниц, которые долгие годы для исследователей были просто недоступны. Так, например, по существу только начинает изучаться в настоящее время значение благотворительности в сфере отечественного образования, представляющей крупное общественное явление.
Благотворительная деятельность в России имеет свои исторические корни и традиции, которые восходят к Древней Руси. Историки находят корни сострадательного отношения к ближнему еще в обычаях древних славян. Поворотным пунктом в развитии благотворительности, по мнению многих исследователей, стало принятие христианства, призывавшего к любви и милосердию. На протяжении столетий содержание и формы этого явления существенно менялись. Впервые этот термин в научной литературе встречается у Н.М. Карамзина. Однако активное его использование осуществляется во второй половине XIX столетия, когда развивается теоретическая мысль в области социальной поддержки и защиты беднейшего населения. Под благотворительностью понимали проявление сострадания к ближнему, негосударственную форму помощи нуждающимся.
В XX веке до 90-х годов данное понятие интерпретируется в отечественной научной литературе как форма классового манипулирования общественным сознанием в капиталистическом обществе. Сегодня под благотворительностью понимается деятельность, направленная на оказание помощи нуждающимся.
В настоящее время в русле происходящего в нашем обществе пересмотра отношения к общечеловеческим ценностям наблюдается возрождение некогда забытых понятий, традиций, видов деятельности, среди которых, без сомнения, может быть названа и благотворительность.
Вместе с тем, актуальность темы связана и с теми изменениями, кризисными явлениями, происходящими в российском обществе и обусловленными историческим переломом, переходом от старых социальных отношений к новым. Этот процесс проходит весьма болезненно для мало - или неимущей части российских граждан, т.к. в стране недостаточно развита необходимая система социальной защиты населения и не оказывается вовремя и адресно направленная поддержка. Условия, необходимые для формирования многофункциональной социальной политики, пока еще не сложились в стране. Прогрессирующая нищета, небывалое социальное расслоение, затронувшее все социальные группы и слои российского общества, утрата многих мировоззренческих и нравственных жизненных ориентиров, размытость исторического сознания - характерные черты сегодняшнего дня.
В концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента 17 декабря 1997 г., особо подчеркивается, что еще недостаточно устойчивы позитивные тенденции во внутреннем развитии государства и общества, и увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности, расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан, усиление социальной
напряженности, как следствие кризисного состояния экономики, несет угрозу безопасности России в социальной сфере.
В условиях наступившего XXI века, потребность в изучении и научной разработке отдельных пластов и явлений истории образования в России приобретает особую значимость. Знание историко-педагогического опыта, как положительного, так и негативного, дает возможность избежать ошибок и, наряду с действием других важнейших факторов, обеспечить достойное развитие образования современной России. Таким образом, интерес исследователей в настоящее время к изучению опыта прошлого, традиций российской благотворительности, ее социально-политических аспектов, в частности, вполне закономерен.
Благотворительность, ставшая в России именно в эпоху капитализма общественным явлением, вместе с тем являлась частью политической идеологии российского государства того периода. В общественную психологию внедрялась идея тесной связи монарха со своим народом, культивировалась мысль о безграничной монаршей милости, укреплялось сознание, что «лишь бы до царя дойти, у него каждый найдет и правду, и покровительство». Именно на уровне государственной политики осуществлялась благотворительность. Властью инициировались и режиссировались всевозможные благотворительные акции, «адресные» кампании и т.п., можно сказать даже, что формировался культ благотворительности. Не случайно благотворительность в дореволюционной России была делом престижным. Сначала дворянская аристократия — крупные землевладельцы, а позднее промышленники, купцы, просто зажиточные люди, вкладывая капитал в благотворительные дела, стремились зарекомендовать себя в глазах общественности. Благотворительность считалась признаком хорошего тона. Для того, чтобы завоевать определенные позиции в тогдашней общественной и государственной иерархии, недостаточно было быть богатым, нужно было совершать
общественно полезные поступки. И они совершались в массовом масштабе. Пример подавали члены императорской семьи, учреждавшие благотворительные общества, вносившие при этом на их нужды значительные капиталы и опекавшие их. Социальный состав благотворителей менялся в соответствии с социально-экономическим развитием страны. Формы благотворительной помощи были многообразными, они отражали многоукладность тогдашнего общества. Но в каком бы виде благотворительность ни проявлялась, материальную основу ее в большинстве случаев составляли частные пожертвования.
Историко-педагогический анализ образовательно-воспитательных аспектов благотворительности в России в конце XIX - начале XX веков поможет глубже понять ее внутреннюю сущность, взаимосвязь социальных, экономических, политических, идеологических, правовых и ментальных начал ее развития.
Степень изученности проблемы. Об актуальности темы свидетельствует также анализ состояния ее разработки. В дореволюционный период вопросам общественного призрения и благотворительности уделялось достаточно большое внимание, о чем свидетельствуют библиографические издания, называющие многочисленные публикации, относящиеся ко второй половине XIX века. По подсчетам современных исследователей по вопросам благотворительности в дореволюционный период были опубликованы 323 работы (без учета периодики). Причем некоторые издания являлись многотомными, а одно из них, «состоящее под высочайшим их императорского величества и покровительством Ведомство детских приютов и его задачи», выходившее в С.-Петербурге в 1897-1911 гг. состояло из 34 частей. Общие проблемы благотворительности освещены в работах таких дореволюционных авторов как Н.Я. Воскобойников, Георгиевский, В.И. Ильинский, Н.Н. Кафтанов, А. Якоби, Н.А. Никольский и других. Они дают представление об
отдельных аспектах истории благотворительности в России, о призрении бедных и неимущих. Среди работ общего характера необходимо выделить книгу «Общественное и частное призрение в России». Она представляет собой сборник очерков о постановке дела призрения в России, выход которого был приурочен к проходившему в Милане IV Международному конгрессу по общественному и частному призрению. Из большого числа статей по разнообразной тематике можно отметить «Очерк истории развития и современного положения общественного призрения» Е.Д. Максимова. Он подчеркивал, что государственное призрение появилось в России с появлением государства, характеризовал принципы государственного призрения, считая, что государственная благотворительность берет свое начало с XVIII в., т.е. с правления Петра I.
В статье Е.Д. Максимова «Практическая и законодательная постановка мер общественного призрения» затрагиваются вопросы реализации земствами благотворительных целей и задач. Причем автор, анализируя действовавшее российское законодательство об общественном призрении, пришел к выводу о том, что законодательство мало соответствовало требованиям жизни и не могло удовлетворить российское общество.
В статье приведен конкретный статистический материал об общественном призрении в России в середине 90-х годов XIX в., о количестве нуждавшихся в призрении из различных сословий, о взаимосвязи нищенства и преступности. Дана также характеристика общественного призрения в России в конце XIX в., его направлений, анализ духовных форм общественного призрения по губерниям. Вместе с тем, в статье впервые предпринята попытка в историческом аспекте проанализировать российское законодательство по общественному призрению.
Вопросы истории общественного призрения, развития
благотворительности в медицине и образовании в России затрагиваются и в
книге «Из истории и опыта земских учреждений в России», специально посвященной 50-летию земских учреждений. В одном из ее разделов специально рассматривается вопрос о деятельности земских учреждений в области организации «народного здравия» и общественного призрения. В ней показано на примере Курской губернии влияние крестьянского представительства в земских учреждениях на образование. Прослеживаются общие тенденции по развитию общественного призрения в земских губерниях России, выделяются типичные закономерности в его развитии в этих губерниях, включая Воронежскую, Тамбовскую и Курскую.
К этим материалам примыкает книга Е.Д. Максимова «Очерк земской деятельности в области общественного призрения», вышедшей еще в середине 90-х годов XIX в. Эта работа специально посвящена вопросам земства и благотворительности. Но работы Е.Д. Максимова, впрочем, как и многие другие дореволюционные издания по истории благотворительности и общественного призрения, давно уже стали библиографической редкостью, что делает их труднодоступными для исследователя и использования в научных целях.
В дореволюционной историографии выделяется также книга В.Ф. Дерюжинского «Заметки об общественном призрении», в которой содержится краткий обзор состояния общественного призрения в России, оценивается его законодательная база, в историческом аспекте анализируется имевшийся опыт благотворительности в Западной Европе, выделяя в нем рациональное и значимое для использования в российских условиях.
Известен также фундаментальный труд по истории благотворительности в России под редакцией П.И. Лыкошина «Благотворительная Россия». Отдельные направления благотворительной деятельности в России представлены в дореволюционной литературе неравномерно. Основное внимание уделяется государственной благотворительности и тем благотворительным обществам, которые находились под покровительством членов Императорской семьи. В
конце XIX - начале XX вв. вошли юбилейные издания о Ведомстве учреждений императрицы Марии и Императорском Человеколюбивом Обществе, в которых содержится богатый фактический материал, иллюстрирующий основные направления деятельности этих ведомств по развитию благотворительности не только в Петербурге, Москве, но и по всей России, включая губернии Центрального Черноземья.
Одним из важнейших направлений в истории российского благотворения
являлась трудовая помощь, которая особенно активизировалась в 90-е годы, что
было связано с недостаточной занятостью населения и появлением острой
безработицы. Вопросами трудовой помощи занимались теоретики и практики
социальной работы в дореволюционной России, среди которых ведущую роль
играли В.И. Герье, В.В. Гаген, К.К. Грот, Е.Д. Максимов, Г.Г. Швиттау и др.
Они обосновывали необходимость государственной системы
«трудовспоможения», предлагали свои варианты решения вопроса.
Но до революции так и не удалось развить эту систему хотя бы в начальном виде. Поэтому трудовая помощь оставалась делом многочисленных и почти не связанных друг с другом общественных организаций и негосударственных учреждений. Наиболее значительным трудом по этим вопросам является книга Г.Г. Швиттау (в двух частях) «Трудовая помощь» . Это монографическое исследование остается до сих пор самым важным и крупным по истории трудовой помощи.
Сегодня совершенно необходимо тщательно изучить находки и открытия теоретиков и практиков трудовой помощи, так как опыт предшественников может оказаться вполне полезным при борьбе с безработицей, решение вопросов профессионального обучения, профилактики бедности, трудоустройстве людей и т.п.
Одним из важнейших направлений общественного призрения является призрение детства. Этому вопросу в дореволюционной литературе уделялось
большое внимание, свидетельством чему являются многочисленные работы о благотворительных учреждениях различных типов. Существовала литература справочного характера по детской благотворительности в целом, которая содержит сведения о положении детей не только в России, но и зарубежом.
В то же время среди многочисленных книг и брошюр нет такой работы, в которой бы проблемы детской благотворительности были бы освещены на общероссийском уровне, не говоря уже о региональном аспекте темы.
Небольшое исключение составляет лишь работа о воспитательных домах, но ее содержание сводится к сотне документов о детской благотворительности, включая извлечения из законов, указов, постановлений, рескриптов, справок и сведений и т.п. за период с 1774 по 1888 гг.
Важное значение имеет монография М.Д. Путерена (главного врача Санкт-Петербургского воспитательного дома), посвященная призрению подкидышей в 17 странах (подробно дан материал о Франции), но основной акцент сделан на России. В книге анализируется эта проблема в свете ее решения приказами общественного призрения (с. 74-101), всеми губернскими земствами (с. 102-361), уездными земствами и городскими управами (с. 362-420) и другими организациями, общественными и частными лицами (с. 421-464).
К ней примыкают работы С.Э. Термена, Н. Жеденева, Г.Я. Щербинина по истории сельских приютов, которые стали возникать с 1892 г. и имели свои отличительные особенности. В них обращается внимание на создание приютов, строительство зданий, обучение детей грамоте, ремеслам, привитие навыков по домоводству, организацию выставок изделий, воспитательную работу с учащимися.
Все перечисленные работы носят обобщающий характер, но без знакомства с ними невозможно исследовать проблемы детского призрения на
региональном уровне, показать взаимосвязь протекавших процессов в провинции с общероссийскими тенденциями в сфере детского призрения.
В целом, анализируя дореволюционную литературу по данной теме, можно придти к выводу о том, что проблема благотворительности, хотя и привлекала к себе внимание, была притягательной для многочисленных авторов, но многие ее стороны не получили достаточно глубокого изучения и представлены преимущественно в практической плоскости.
После прихода большевиков к власти положение благотворительности как общественного явления начинает меняться. Уже в первом Советском правительстве появляется Наркомат государственного призрения, но 27 апреля 1918 г. он реорганизуется в Наркомат социального обеспечения. Это была не просто смена названия, а смена приоритетов. Благотворительность в существовавшем в течение многих веков виде по существу исчезает и вместо сети благотворительных обществ и организаций до наших дней дошло лишь Общество Красного Креста. Взамен этого постепенно вырабатывается система социального обеспечения, действие которой, в отличие от прошлого, распространяется на все население страны. Создаются общественные фонды потребления, даются социальные гарантии. В соответствии с этими изменениями в словарях и справочных изданиях появляются новые трактовки понятия благотворительность.
За период Советской власти ни историками, ни представителями других гуманитарных наук не было создано практически ни одной работы о становлении и развитии благотворительности в России, в которой анализировалась бы благотворительная деятельность как в целом, так и по отдельным направлениям, не говоря уже о работе обществ, заведений, организаций, приходов и т.п. в регионах. Единственным исключением могут быть немногочисленные работы по истории Общества Красного Креста, образовавшегося во второй половине XIX в. Но и в них дореволюционный
период их деятельности показан схематично и невыразительно, к тому же с преобладанием не анализа, а критики.
Таким образом, в силу негативного отношения к благотворительности, культивировавшееся долгое время в советском обществе, эта тема оказалась практически закрыта для изучения.
Однако, говоря о благотворительности правительства, ее истоках и содержании как составной части политической идеологии, нельзя забывать и о том, что традиции благотворительности и милосердия имели в России многовековую историю и, что проблемы нищенства на Руси, борьбы с ним восходят к глубокой древности. Поэтому, на наш взгляд, истоки и смысл благотворительности периода капитализма необходимо рассматривать комплексно, с учетом множества факторов (а не одного социально-политического), определявших рост благотворительного движения в обществе в указанный период и, в частности, активизацию деятельности в этом направлении самого правительства.
В настоящее время благотворительность как общественное явление по существу только начинает изучаться. Сегодня крайне важно воссоздать историю благотворительности, осмыслить это явление как элемент русского менталитета, выявить корни, традиции, ценностные ориентации в их становлении и развитии, как в центре, так и в российской провинции. Такой подход позволит глубже понять современность, когда общественное внимание вновь обращается к благотворительности в ее изначальном, исторически сложившемся смысле.
Интерес к истории благотворительности в России снова возник в конце 80-х - начале 90-х годов нашего столетия. Были опубликованы работы А.Н.Боханова, П.В.Власова, П.И. Нещеретного, Л.В. Бадя, Г.Г. Силласте, М.В.Фирсова, в которых дана характеристика и классификация основных этапов развития благотворительности в России. Эти труды в определенной
степени заложили также методологические основы изучения благотворительности в России. Основное внимание в них уделено проблемам частной, общественной благотворительности, меценатства, истории земства. Характерной особенностью историографии первой половины 90-х годов является также расширение диапазона методологических ориентиров исследований, их проблематики, переход от очерково-публицистического интереса к теме, к профессиональному подходу в ее изучении.
Многие работы появляются в периодических научных изданиях, в научных сборниках, например, работа Е.А. Абросимовой, посвященная истории законодательного регулирования, создания и деятельности российских благотворительных организаций. Можно отметить также работы В.Н. Егошиной и Н.В. Елфимовой, раскрывающей различные аспекты истории детского призрения, в России начиная с X в. и до 30-х годов XX в.
Авторы большое внимание уделяют специфике российской системы детского призрения на рубеже XIX-XX веков, новым формам призрения детей в России.
В середине и второй половине 90-х годов расширилась проблематика исследований по истории благотворительного движения в России. Появляются новые работы по истории христианского служения русской православной церкви, истории дореволюционного социального попечения, истории купеческой благотворительности.
Широкий спектр вопросов благотворительности в социальной истории дореволюционной России исследуется в монографии и докторской диссертации Т.Е. Покотиловой. В частности, автор рассматривает основные тенденции и этапы в законодательно-административной деятельности государства в сфере социальной помощи нуждающимся, дает анализ сущности, особенностей, преимуществ и недостатков земской благотворительной деятельности,
показывает особенности и результаты частной благотворительной деятельности в России XIX - начала XX веков и др.
Этим же проблемам посвящена также диссертация Н.А. Иванниковой «Исторический опыт земского самоуправления по развитию общественного призрения», в которой на основе широкого круга источников обобщается опыт земских органов самоуправления в сфере общественного призрения, показана органическая взаимозависимость социальных процессов и проблем нищеты и нищенства «сирых и убогих».
Заслуживает внимания сборник научных статей «Социальная работа в России: прошлое и настоящее». В него включены материалы по истории трудовой помощи в России (авторы - Л.В. Бадя, Е.А.Денисова, Н.Е.Смоленская), по истории социальной работы в губерниях России (Тамбовской, Воронежской, Ставропольской, .Ярославской, Московской и др.). Об углубленном изучении проблем благотворительности в наши дни свидетельствуют и материалы Всероссийской научно-практической конференции «Благотворительность и социально-экономическая политика России: традиции и современность», прошедшей в 1997 г. в Калуге. Многие сообщения, представленные в сборнике, затрагивают исторический аспект проблемы с выходом на современную действительность. Вопросам историографии посвящена работа петербургских исследователей В.Г.Афанасьева, А.В.Соколова, предпринявших попытку дать анализ дореволюционных изданий по истории благотворительности.
Следует также отметить работу В.П. Мельникова и Е.И. Холостовой «История социальной работы в России», в которой раскрываются этапы развития социальной помощи с древних времен, излагаются ее формы, анализируется становление системы государственного призрения, общественной и частной благотворительности в пореформенный период. Особое внимание авторы уделили социальной деятельности земских органов самоуправления, органов городского самоуправления, церковно-монастырской
благотворительности в условиях абсолютистского государства XVIII - начала XX вв., традициям и формам социальной помощи в крестьянской общине, социальной защите служащих гражданских ведомств и учреждений, а также военнослужащих. В книге рассматриваются мероприятия правительства, его законодательные меры по общественному призрению. Однако историко-педагогические аспекты благотворительности в ней не рассматриваются, как, впрочем, и во всех выше отмеченных исследованиях.
Проблемами источниковедения общественного призрения занимались В. Межов, А. Роговцева. Дело, начатое в XIX веке В. Межовым, продолжили Т. Ефремов, Н. Лучинский, А. Селиванов и другие. Сегодня систематизацией источников и библиографией по вопросам социальной помощи начинают заниматься такие отечественные ученые, как Л. Бадя, Н. Ефимова, В. Степанов.
Основы организации социальной защиты населения рассматриваются в трудах таких авторов как М.И. Лепихов, Н. Подшибякина, В. Шарин и др.
Основные направления и принципы социальной работы представлены в работах А.И. Войтенко, Е.И. Комарова, А.Н. Савинова, П.Д. Павленок и других.
В целом анализ литературы по проблемам благотворительности позволяет
сделать вывод об отсутствии комплексного исследования по истории
благотворительности в российских губерниях. До сих пор нет и специального
исследования, раскрывающего социально-политические аспекты
благотворительности в России.
Источниковедческая база исследования. Самая многочисленная и важнейшая группа документов обнаружена в Центральном Государственном архиве Нижегородской области, причем некоторые из них впервые вводится в научный оборот. Источниковую базу исследования в значительной мере дополняют материалы периодической печати.
Цель исследования - историко-педагогический анализ становления и развития благотворительности в системе отечественного образования до конца
XIX - начала XX веков.
Объект исследования — этапы и основные тенденции развития благотворительности в системе отечественного образования до конца XIX -начала XX веков.
Предмет исследования - благотворительность как составляющая системы отечественного образования на примере Нижегородской губернии конца XIX - начала XX веков.
Гипотеза исследования состоит в следующих предположениях:
Существует исторически обусловленная взаимосвязь между историческим этапом развития общества и состоянием благотворительности в сфере образования.
Исследование историко-педагогических факторов, обусловивших специфику благотворительной практики в сфере образования в Нижегородской губернии, может определить основные особенности ее становления, развития и функционирования в среде образовательных учреждений.
Проблема, объект, предмет и цель исследования потребовали решения следующих задач:
выявить сущностно-содержательные характеристики понятия «благотворительность» в сфере образования как феномена историко-педагогического исследования;
проанализировать возникновение и распространение
благотворительности в Западной Европе и определить основные тенденции благотворительности в сфере западноевропейского образования в XIX- начале
XX вв;
;
- выявить специфику и основные особенности благотворительности в
системе отечественного образования;
- выявить характерные черты благотворительности в сфере образования в
Нижегородской губернии в XIX- начале XX веков и проанализировать
историко-педагогические факторы, обусловившие особенности
благотворительности в области образования и просвещения в Нижегородской
губернии, для чего требуется:
- проанализировать деятельность земства в сфере образования и
определить место вдовьих и воспитательных домов в системе
благотворительных образовательных учреждений в Нижегородской губернии в
XIX- начале XX вв;
Методологическая основа исследования. Конкретная методология исследования опирается на комплекс методов историко-педагогического исследования: изучение, анализ и систематизация педагогической литературы, периодики, исторических документов, архивных материалов; сравнительно-сопоставительный анализ практической и теоретической деятельности; системный анализ, учитывающий государственно-политические, социальные, экономические, социо- и этнокультурные факторы; обобщение и систематизация полученных результатов и выводов. Для решения поставленных задач использовался комплекс методов исследования, адекватных историко-педагогическому характеру исследования: теоретический, сравнительный и историко-типологический методы.
Сравнительно-исторический анализ проводился на основе проблемно-хронологического метода. Методологической основой исследования также стала система общенаучных принципов, среди которых ведущее место принадлежит принципам историзма, объективности, развития, системности и комплексности в процессе изучения и оценки выявляемых фактов.
Исследование опиралось на аксиологический и культурологический подходы к его осуществлению, основанные на выявлении тех ценностных ориентации, которые определили концепцию о месте и роли благотворительности как основы социальной работы в отечественном образовании рассматриваемого периода. Хронологические рамки работы определяются достаточно длительным временным периодом, (в первой главе исследования - начиная с эпохи Средних веков) но особого внимания в исследовании заслуживает ситуация с благотворительностью в России в целом и в Нижегородском крае, в частности, в период с XIX - по начало XX века.
Наше проблемное историко-педагогическое исследование охватывает столь масштабный временной период, поскольку в этом случае можно проследить генезис, выявить тенденции развития изучаемого явления.
Научная новизна исследования:
выявлены сущностно-содержательные характеристики понятия «благотворительность» в сфере образования как феномена историко-педагогического исследования;
проанализировано возникновение и распространение
благотворительности в Западной Европе и определена взаимосвязь этапов развития общества и основных тенденций благотворительности в сфере западноевропейского образования в XIX- начале XX вв;
- выявлены специфика и основные особенности благотворительности в
системе отечественного образования в России;
- рассмотрены характерные черты благотворительности в сфере
организации и функционирования образовательных учреждений и выявлены
историко-педагогические факторы, обусловившие особенности
благотворительности в области образования и просвещения в Нижегородской
губернии:
изучены и обобщены неопубликованные архивные источники, характеризующие деятельность земства сфере образования в Нижегородской губернии в XIX- начале XX вв;
- определено место вдовьих и воспитательных домов в системе
нижегородских благотворительных образовательных учреждений в рамках
указанного хронологического периода.
Основные положения, выносимые на защиту:
1.В исследовании обоснована, с точки зрения историко-педагогического
подхода, взаимосвязь этапов и основных тенденций становления
благотворительности в западноевропейских странах, позволившая выделить хронологических три периода. Преобладающую модель благотворительной деятельности в Западной Европе можно определить как общественно-конфессиональную;
2. Специфика отечественных традиций благотворительности в сфере образования определены как обусловленная всем ходом российского культурно-исторического процесса:
благотворительная деятельность осуществлялась русскими самодержцами совместно с православной церковью, что можно проследить на первом этапе становления системы - от князя Владимира до Петра Великого;
- широкое развитие благотворительности при Екатерине II (Великой),
законодательное обоснование создания в каждой губернии Приказов
общественного призрения, открытие первых в России воспитательных домов в
Москве и Санкт-Петербурге, что знаменовало собой новый этап в развитии
благотворительности в России - учреждение систематических воспитательно-
образовательных учреждений для детей, построенных на принципах сочетания
умственного и физического развития с трудовым воспитанием и обучением
ремеслу обусловлено потребностью общества в обучении и формировании
нового типа личности;
- XIX век стал переломным в развитии благотворительности, когда в
пореформенной России были изданы многочисленные законы и установлены
неписаные правила, благодаря которым социальная политика государства,
общественная и частная благотворительность приобрели очертания системы и
получили мощный импульс к развитию.
3. Изучение историко-педагогического опыта Нижегородской губернии
XIX- начале XX веков показало, что:
Земские власти сыграли решающую роль в становлении благотворительной образовательной практики в Нижегородской губернии;
- Богадельни, приюты и детские воспитательные дома в Нижнем
Новгороде и Нижегородской губернии в XIX- начале XX веков, организованные
на принципах совмещения благотворительной помощи с получением
профессиональных навыков являются ярчайшими примерами успешной
реализации основного принципа благотворительности в истории образования в
России — оказание безвозмездной помощи в сфере образования должно
базироваться на идее направленного трудового воспитания;
4. В качестве основных историко-педагогических факторов,
обусловивших специфику и основные особенности благотворительной практики
в сфере образования в Нижегородской губернии, в исследовании выделяются:
экономическое положение губернии на рубеже XIX-XX веков, обусловившее широкий спектр возможностей по созданию разветвленной сети благотворительных образовательных учреждений;
- наличие в Нижегородской губернии высокого процента старообрядцев,
как представителей особого высокообразованного конфессионально-этического
слоя, обеспечивавшего действенность благотворительности в сфере
образования.
Теоретическая значимость исследования:
Исследование способствует историко-педагогическому анализу роли и места благотворительности в системе российского образования. Обоснованность и достоверность исследования определяются общим методологическим подходом к изучению проблемы, достаточной надежностью выбранных методов исследования, многообразием использованных источников; построены на достаточно достоверных, проверяемых данных и фактах, обоснованы анализом фактического материала, критическим соотнесением различных литературных источников и научных исследований.
Использованные архивные документы содержат различную по полноте и степени достоверности информацию, что позволило в достаточной степени полноценно изложить особенности и научно-методические принципы.
Практическая значимость исследования:
Результаты исследования направлены на понимание и осмысление исторических корней и теоретических основ благотворительности в сфере образования, что оказывается совершенно необходимым в современных условиях, для лучшего понимания и осмысления этого масштабного явления в истории педагогики и образования;
В работе обобщены и проанализированы неопубликованные архивные источники, способствовавшие выявлению основных историко-педагогических факторов, обусловивших специфику и основные особенности благотворительной практики в сфере образования в Нижегородской губернии.
Достоверность и обоснованность научных выводов обеспечивается исходными методологическими и теоретическими положениями; применением комплекса методов, адекватных природе исследуемого объекта; привлечением широкого круга документальных и архивных источников.
Организация и этапы исследования. Исследование проводилось в несколько этапов.
Первый этап - 2005-2006 гг.: изучение философской, исторической, психолого-педагогической и другой научной литературы по проблеме исследования; выяснение актуальности и степени разработанности проблемы, определение направления исследовательского поиска.
Второй этап - 2006-2007 гг.: изучение научной периодической печати, архивных документов и т.д.; определение на основе анализа, систематизации, индукции и дедукции методологических основ и структуры исследования; разработка и обоснование основных положений исследования.
Третий этап - 2007-2008 гг.: систематизация и обобщение полученных в ходе исследования материалов; внесение уточнений и дополнений; редактирование и оформление кандидатской диссертации.
Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертации нашли отражение в 7-ми публикациях, а также на ежегодных научных конференциях и в учебно-методических пособиях.
Отдельные положения диссертации были апробированы автором при проведении практических занятий, озвучены на различных межвузовских, региональных и всероссийских конференциях.
Структура и основное содержание диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы. Общий объем диссертации 154 страницы.
Во введении обосновывается актуальность избранной темы, рассматривается степень ее изученности в научной литературе, формулируются
цель и основные задачи исследования, раскрывается научная новизна, отмечается теоретическая и практическая значимость полученных результатов.
Первая глава диссертации «Благотворительность как феномен историко-
педагогического исследования» посвящена анализу понятия
«благотворительность», рассмотрению возникновения и распространения благотворительности в Западной Европе, а также исследованию основных тенденций и основ благотворительности в зарубежной сфере образования в контексте истории педагогики.
Во второй главе исследования «Специфика и основные особенности
благотворительности в системе отечественного образования» анализируются
этапы зарождения и распространения благотворительной практики в России,
рассматривается зарубежное влияние на отечественную благотворительную
практику, выявляются специфические концептуальные основания
взаимоотношений отечественного образования и благотворительности как
общественного явления, а также подробно изучается роль
благотворительности в сфере образования в российском обществе в XIX- начале XX веков.
Третья глава «Благотворительные образовательные учреждения в
Нижегородской губернии» основана на изучении роли и места деятельности
земства сфере образования в Нижнем Новгороде, историко-педагогическом
анализе значения вдовьих и воспитательных домов в системе
благотворительных образовательных учреждений Нижегородской губернии, выявляются характерные черты нижегородской благотворительности в сфере образования, анализируются историко-педагогические факторы и причины, обусловившие особенности благотворительности в области образования и просвещения в Нижегородской губернии.
В заключении работы подводятся общие итоги исследования, формулируются выводы научного и практического характера.
Социокультурные основы понятия «благотворительность». Возникновение и распространение благотворительности в Западной Европе
В истории изучения благотворительности выделяется такой период, когда это явление соответствовало и следовало христианским принципам. Библия стала, по сути, первым «нормативным» документом, который систематизировал элементы системы социальной защиты и дал толчок к развитию ее структуры. Вся система социальной защиты этого периода носила характер социальной помощи - материальная помощь в различных ее формах от подаяния до содержания в домах призрения, богадельнях.
В.А. Гаген в своем труде «Право бедного на призрение» отмечает, что «призрение нетрудоспособных диктуется как этической основой организации призрения, так и директивами современного культурного государства...». И, поэтому, такую модель системы можно определить как общественно-христианскую. Необходимо отметить, что в этот период структура системы социальной защиты в целом не менялась, а изменялись лишь подходы к организационным формам и источникам финансирования. При таком положении дела благотворительность сама плодила нищенство, тем более что само испрашивание милостыни стало в средние века считаться богоугодным делом, и в Западной Европе появились особые «нищенствующие» монашеские ордена. [143, С. 110-111]
Государство долгое время держалось вдали от благотворительности. «Государи как частные лица, как христиане, давали богатую милостыню, держали в своем придворном штате особое почетное лицо для производства милостыни (le grand aumonier), но благотворение не было предметом их заботы как правителей государства». [143, С.111]
С XIV в. государство ведет политику преследования и карания нищенства, первоначально эти попытки носят местный и временный характер, он они постепенно усиливаются и приобретают системность. Преследуя нищих, власть оберегала тем самым интересы остального населения, обремененного тяжелыми налогами, и в то же время руководствовалась соображениями государственного порядка.
Неразборчиво подававшаяся милостыня, помогая нужде, вместе с тем и питала нищенство, развивала его в особый помысел и поддерживала бродяжничество. Бродяжничество в свою очередь порождало опасные скопления, превращалось в разбойничество. В особенности усвоила этот взгляд правительственная власть в слагавшихся тогда из средневекового дробления государствах. [143, С.111] В 1350 году французским королем Иоанном был издан указ против нищих и тунеядцев, в котором оговаривалось, что «здоровые между ними люди, мужчины и женщины должны были быть заключаемые в тюрьму на 4 дня, при вторичной поимке поставлены к позорному столбу, третий раз клеймены раскаленным железом и изгнаны». [143, С.111]
Через десять лет подобный закон издается в Англии. Германия не отставала от своих соседей в решении проблем нищенства, и с конца XIV в почти каждый год был отмечен его воспрещением в каком-нибудь из ее имперских городов.
Последующие три века для западных стран характерны еще большим ужесточением существующих законов.
Однако такая политика не давала ожидаемого результата, и правительства постепенно переходят на иной путь. Первыми шаги были предприняты вольными, т.е. самостоятельными городами, т.к. они имели средства и ограниченное пространство, внутри которого легче было бы провести цельную организацию благотворительности.
«Во Франкфурте на Майне, лежавшем на большом торговом пути из Южной Германии в Северную, уже в 1438 г. упоминаются попечители о бедных. В XVI в. один город за другим, по примеру Аугсбурга (1522 г.),-Нюрнберг (1522 г.), Страсбург и Бреславль (1523 г.), Регенсбург, Магдебург (1524 г.) - организуют у себя призрение бедных». [95, С.112]
Вслед за этим в Англии, Франции и Германии провозглашается основной принцип борьбы с нищенством и избирается путь систематической помощи нуждающимся.
Так в 1530 г. германским имперским сеймом был обнародован устав, обязывающий местные власти «наблюдать, чтобы каждый город и каждая община сами кормили и «содержали своих бедных»».
В 1531 г. Карлом V был оглашен такой же указ, который распространился на земли в Нидерландах.
А в 1536 г. король Франциск I издал «Ордонанс», в силу которого немощные бедные, имевшие оседлость, должны были кормиться и содержаться приходами, для чего священникам и церковным старостам приказывалось вести им списки, для раздачи им на дому «сообразной (raisonnable) милостыни» [95, с.112]. В королевском приказе прозвучала необходимость введения так называемых кружков в каждом приходе, а церковные люди каждое воскресение были обязаны приглашать к пожертвованиям всех прихожан. Через 30 лет ситуация изменилась — принцип призрения приобретает несколько иную окраску.
Карл IX ордонансом, изданным в Мулене в 1566 г., перенес обязательства кормить бедных на общины, которые состояли из жителей города, местечка или деревни, в свою очередь нищим запрещалось просить милостыню вне общины и бродяжничество. Жители обязаны были способствовать содержанию этих бедных по своему состоянию и под наблюдением мэров, советников и приходских старост; а бедные обязывались брать от названных лиц свидетельства на случай болезни и отправляться в богадельни (Hostels-Dieu) и госпиталя.
В Англии в начале XVI в. издаются указы Генрихом VIII, которые, по сути, не отличались от ордонанса Франциска І. В этих указах запрещалась частная милостыня под угрозой штрафа; здоровых людей, ведущих нищенский образ жизни, заставляли работать, немощных же должны были содержать церковные приходы за счет «добровольных» пожертвований, а на отказывающихся от уплаты пожертвований прихожан налагали пени. Эта мера была сначала дополнена указом Эдуарда VI (1551 г.) и получила большее развитие при Елизавете (1601 г.). Так мировые судьи обязаны назначать 3-4 человека в качестве попечителей над бедными, из влиятельных жителей в каждом приходе, для осуществления функций контроля по обеспечению нищих либо содержанием, либо работой. Эти указы легли в основание систематически развивавшегося и усовершенствованного в прошлом веке попечительства о бедных в Англии. [95, С.113]
Подобные меры были предприняты и во Франции Генрихом VIII, однако они не получили практического результата, из-за сохранения прежней организации католической церкви, которая верховодила благотворительностью: устраивала учреждения-госпитали, богадельни и детские приюты. Только в XVII в. государство начинает политику преследования нищих и создает работные дома (derots de mendicite) с принудительной работой.
Основные тенденции благотворительности в западноевропейской сфере образования в XIX- начале XX вв
Воспитание и обучение всех категорий беспризорных детей в Англии в XIX веке было тесно связано с именем крупнейшего и известнейшего филантропа страны — врача Томаса Джона Бернардо, «отца ничьих детей».
Бернардо основал в 1867 году в Степней-Хаусе своего рода воспитательно-образовательный комплекс для бесприютных детей, сначала только для мальчиков. Двери Степней-Хауса никогда не закрывались. Дети, нуждающиеся в приюте, могли прийти в колонию в любое время. Затем он основал колонию для девочек — Ильфорд. Открыл ее по просьбе воспитанников, которые просили Бернардо позаботиться об их сестрах и кузинах. Последним воспитательно-образовательным учреждением, основанным Т. Д. Бернардо, была Уаттская мореходная школа для подростков в Норфолке. В стране, которую называли «владычица морей», профессия матроса была очень нужна. Будущее воспитанников школы было надежно обеспечено.
Кроме колоний, основанных Т. Д. Бернардо, в Англии работали и другие воспитательные учреждения. Заслуженно хорошей репутацией пользовались приюты для сирот, организованные пастором Георгом Мюллером в Бристоле.
Первый из них открыли в 1836 году, потом были открыты еще четыре приюта. По существу, в Бристоле работал целый комплекс приютов. В них принимали только сирот. В приютах постоянно призревалось 2000 детей.
Дети получали начальное образование, религиозное воспитание и трудовую подготовку. Выпускники приюта обеспечивались работой. Существовали эти заведения на благотворительные средства. Мальчики находились в них до 14-15 лет, а девочки — до 17.
В 1880 году в Англии были основаны первые детские поселки (деревни) для покинутых детей. Они назывались «Национальными детскими домами». Там находилось от 100 до 300 детей. Их структура была такова: они были разделены на разновозрастные группы по 7-10 человек. С каждой группой занималась «сестра» (воспитательница) и ее помощница. Дети жили в отдельных коттеджах, как семьи. Английские педагоги считали такой тип детских учреждений весьма удачным. Время показало, что это действительно так. «Национальные детские дома» работают до сих пор; именно они послужили прототипом знаменитых учреждений «SOS — Киндердорф».
До конца XIX века в Англии превалировала тенденция к созданию крупных воспитательно-образовательных комплексов для бесприютных детей. Для более подробного историко-педагогического анализа ситуации воздействия благотворительности на западноевропейскую систему образования в исследовании приводятся наиболее интересные, с точки зрения концепции, примеры воспитательных систем этого хронологического этапа — во Франции -это приют Прево, организованный Полем Робеном, и в Чехии - «Дом Сирот» и «Наш дом» Януша Корчака. [74]
Франция. Поль Робен (1837- 1912), французский педагог и общественный деятель. После окончания нормальной школы (1861) преподавал в лицеях Рош-сюр-Иона и Бреста. В 1866 в Бельгии вступил в I Интернационал, для которого представил «Доклад об интегральном образовании», призывая «искать новую систему воспитания, при которой одновременно будут развиваться мыслящий ум и работающая рука». В содержание интегрального воспитания Робен включал знание научных законов, способов их исследования, общее понятие о промышленности и её современных приёмах, теоретическое и практическое изучение орудий труда, развитие художественные чувства и т. д. С 1879 был инспектором начального образования в Блуа, где через год создал Педагогическое общество своих единомышленников. С 1880 возглавлял детский приют Прево близ Семшои в Уазе, откуда в 1894 из-за травли со стороны реакционеров ушёл в отставку. [61 ]
Робен выступил с демократической педагогической программой. Подчёркивая «неоспоримое право» каждого на полное развитие всех своих творческих наклонностей, он утверждал, что в капиталистическом обществе личность лишена такого права, поскольку школа не даёт систематического и разностороннего образования. Робен стоял за соединение теоретических и практических знаний, поощрение самодеятельности детей. Универсальным средством воспитания считал физический труд. Обучение он предлагал строить в общении с природой, на конкретном практическом учебном материале. Сиротский дом, созданный Полем Робеном, был одним из лучших детских учреждений Франции того времени. Робен был новатором в области общественной деятельности и педагогической мысли. Приют Прево, просуществовавший 14 лет, стал живым воплощением пропагандируемых им принципов, среди которых многие не потеряли своей актуальности и сегодня. Вот некоторые из них:
Воспитание должно быть всесторонним, т.е. направленным на развитие всех сторон человеческой природы; - В основу воспитания долэ/сен быть положен разумно организованный физический труд; - Воспитание должно быть совместным, т.е. равным для юношей и девушек; - Нравственное воспитание должно занимать центральное место в общей системе воспитания; - Педагоги и учащиеся должны строить свои взаимоотношения на основе сотрудничества и признания свободы воспитанников. [61]
Свои педагогические идеи Робен пытался реализовать в интернате Прево, которым руководил вместе с Ш. Делоном. До прихода Робена приют напоминал казарму. Благодаря Робену дети узнали заботу и дружеское участие. Он стремился воспитывать у учеников любовь к родине, мужество, доброту, честь, волю, уважение к труду. В интернате зародились отношения взаимного уважения и помощи. У малышей появились старшие опекуны. Здесь внимательно относились к здоровью и физическому развитию детей: рациональный режим питания, сна, закаливания, спорт, занятий.
Зарождение и распространение благотворительной практики в России
Началом благотворительной деятельности в России принято считать 988 год - дату крещения Руси. С принятием христианства с одной из его основных заповедей - о любви к ближнему - на Руси впервые заговорили о призрении бедных, что тогда нашло свое выражение в раздаче милостыни неимущим.
Князь Владимир вводя христианство на Руси, глубоко проникся его положениями, обращенными к душе человека. Эти положения призывали людей заботиться о ближнем, быть милосердными. Проникнувшись этими положениями, князь Владимир велел раздавать еду и воду за счет княжеской казны, а для тех, кто не мог сам дойти до княжеского двора милостыню возили специальные телеги.
Великий князь Ярослав Владимирович, вступивший на престол в 1016 году, внес в Церковный и Земский уставы специальные разделы, связанные с благотворительностью. На личные средства он основал училище для сирот. При Ярославе получило распространение бесплатное оказание медицинской помощи при монастырях. Благотворительные традиции Ярослава продолжили его сыновья Изяслав и Всеволод.
Активно помогал неимущим и недужным сын Всеволода и внук Ярослава князь Владимир Мономах. Сестра Владимира Мономаха Анна Всеволодовна открыла в Киеве и содержала на собственные средства женское училище для всех сословий, сама обучала учениц грамоте и ремеслам. Сын Владимира Мономаха Мстислав, а также князь Ростислав тоже отличались любовью к бедным: так, Ростислав отдал им все имущество, полученное в наследство. [120] Эти тенденции развития общественного призрения в Киевской Руси были прерваны, как и весь ход исторического процесса формирования российской государственности, ордынским нашествием, явившимся тяжелым испытанием для ее жизнестойкости. В условиях краха единой государственной системы и иностранного владычества на первый план, с точки зрения сохранения и объединения духовных сил народа, объективно выдвигается русская православная церковь, ставшая одновременно и единственным прибежищем для нуждающихся в помощи людей убогих, престарелых и нищих.
Церковь со своей довольно распространенной к тому времени сетью монастырей фактически полностью взяла на себя благотворительные функции, пользуясь тем, что ордынские ханы, особенно в первый период господства над Русью, уважительно относились к духовенству, неоднократно давали русским Митрополитам грамоты (ярлыки), освобождали церкви и монастыри от даней и поборов, оставляли за духовенством заботу о призрении нуждающихся. [80]
Царь Иван IV (Грозный) предпринял ряд мер, направленных на узаконивание благотворительности в рамках государственной политики. В те времена расходование средств государственной казны, являвшейся одновременно и царской казной, находилось практически полностью в ведении правителя, и при отсутствии какой-либо социальной политики любые траты на помощь малоимущим слоям населения вполне могли считаться благотворительностью. Были изданы специальные законы, направленные на оказание помощи нуждающимся. В короткое время был создан ряд благотворительных учреждений, финансируемых как из государственной казны, так и за счет частных пожертвований. Милосердие и благотворительность стали основными ценностями православия: монастыри и церковные приходы содержали больницы, приюты, школы для сирот, библиотеки, организовывали бесплатные обеды. Стоглавый Собор, созванный в 1551 году по инициативе Ивана Грозного, постановил проводить перепись нуждающихся и создавать в каждом городе богадельни, а также определил перечень средств на их содержание. Однако эти решения не выполнялись: денег у разоренного войнами и опричниной государства не было. По всей стране нищие просили милостыню, но лишь немногие могли обрести кров и еду при монастырях и в частных богадельнях.
В 1601 году разразилась катастрофа: из-за неурожая в стране начался страшный голод, толпы голодающих стекались в Москву. Царь Борис Годунов запретил винокурение и пивоварение, на которые шло зерно, велел бить кнутом перекупщиков, а изъятые у них запасы хлеба продавать по низкой цене. На государственные деньги для Москвы было закуплен хлеб, который раздавали голодающим. Царь и сам раздавал деньги нищим, вдовам и сиротам.
Первый русский царь из династии Романовых, Михаил Федорович, поручил патриаршему приказу открытие сиротских домов. В 1635 году Михаил Федорович пожертвовал землю бывшего «убогого дома» (места, куда свозили тела умерших «дурной смертью», то есть без покаяния), для нового Покровского мужского монастыря. Позже, при царе Алексее Михайловиче были созданы специальные приказы, занимавшиеся призрением бедных.
Накануне Рождества и Пасхи, в ознаменование военных побед или рождения наследников, царь со свитой посещал тюрьмы и богадельни, где раздавал милостыню. Примеру царя следовали приближенные, духовенство, знатные горожане. Алексей Михайлович занимался благотворительностью не от случая к случаю: в царском дворце на полном обеспечении постоянно жили богомольцы, юродивые, странники.
Видным московским благотворителем был близкий советник царя Алексея Михайловича - Федор Ртищев. Он первым в России предпринял попытку объединить частную благотворительность с государственной. Во время войн с Речью Посполитой и Швецией (1654-1656 годы) Ртищев организовал ряд больниц для раненых солдат, причем не только русских, но и пленных польских и шведских. На личные и государственные средства он выкупал русских солдат из плена. По его инициативе на улицах Москвы подбирали калек, немощных, старых и даже пьяниц, и свозили их в специальные дома, где лечили или содержали до конца жизни. Все это Федор Ртищев организовывал в основном на собственные деньги. Значительную сумму ему передала царица Марья Ильинична. «Больницы Федора Ртищева» продолжали существовать на частные пожертвования, и после его смерти. [106]
В 1682 году, в царствование Федора Алексеевича, был издан указ об открытии домов для беспризорных детей, где обучали грамоте, ремеслу, наукам. В том же году в Москве открылись две богадельни, а к концу века их в столице стало уже 10. Отличительной чертой благотворительности в допетровской Руси было то, что она состояла главным образом в раздаче еды и одежды (деньги раздавались реже), строительстве жилья и оказании бесплатной медицинской помощи. Такая форма благотворительности, связанная с личной инициативой князей, царей была характерна для Руси вплоть до середины XVI века, когда с чередой непрекращающихся малых и больших войн число нуждающихся постоянно росло и, в конце концов, благотворительность перестала быть личным делом правителей, а превратилась в заботу государства. После Стоглавого собора 1551 года в России начался переход к системе общественного призрения с дифференцированным подходом к разным группам населения, нуждающегося в помощи.
Деятельность земства сфере образования в Нижнем Новгороде
Важность теоретического осмысления, а при необходимости и практического применения исторического опыта земского самоуправления, особенно его благотворительной деятельности в области образования, в России обусловлена процессом становления и развития современной системы местного самоуправления.
Изучение дореволюционного отечественного опыта земского движения не теряет своей актуальности, и после принятия в 1995 году Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» [91] составляющего, наряду с Конституцией Российской Федерации (глава 8) [63], правовую основу развития местного самоуправления на современном этапе. Наоборот, в этих базовых документах, определяющих принципы построения основ местного самоуправления в регионах, указывается на необходимость учитывать местные исторические и иные традиции в решении вопросов местного значения. [64; 10] Об этом говорится и в Уставе Нижегородской области, в разделе «Местное самоуправление в области». [68]
Нижегородская земля имеет богатый исторический опыт местного самоуправления. С введением во второй половине XIX века в Российской империи земского (1864 г.) и городского (1870 г.) самоуправления было положено начало новому этапу развития основанного на буржуазных принципах общественного самоуправления. [21 ]
За более чем пятидесятилетнюю историю своего существования (1865 -1918 годы) нижегородским земством была проделана огромная работа по заведованию местными хозяйственными делами губернии и достигнуты определенные успехи в их осуществлении. [8]
Созданные на принципах общественного всесословного управления, земские учреждения вводились не одновременно на всей территории Российской империи. Первоначально правительство предполагало ввести в течение 1865 года земства в 18 губерниях, и в это число входила и Нижегородская. [62]
Этого доверия правительства нижегородцы заслужили за более чем полуторавековую историю существования губернии (как известно, год создания Нижегородской губернии - 1708). Не просто поддержка правительственных начинаний в области реформирования, а стремление идти в авангарде самих реформ - традиция, присущая нижегородскому обществу еще со времен созыва знаменитого ополчения Минина и Пожарского, традиция, поддерживаемая как самим нижегородским обществом, так и правительственными кругами. [8]
Проведение земской реформы в Нижегородской губернии начиналось с создания временных уездных комиссий и временного губернского комитета, действующих под непосредственным наблюдением и контролем губернатора. [8]
С 1 августа 1864 года начинает действовать губернский временный комитет, а месяцем позже приступают к работе и уездные временные комиссии В течение года была проделана большая работа по составлению списков и выборам депутатов в уездные земские собрания, которые начали свою деятельность в 11 уездах губернии в сентябре 1865 года. [127]
После торжественного молебна и принятия присяги гласными 29 ноября 1865 года нижегородский губернатор генерал-лейтенант Одинцов открыл первое на нижегородской земле всесословное губернское земское собрание. «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», [212; 213] высочайше утвержденное 1 января 1864 года, определяло круг обязанностей земских учреждений. К ним относились: заведование имуществами, капиталами и денежными сборами земства; устройство и содержание принадлежащих им зданий и путей сообщения; попечение о развитии народного продовольствия, местной торговли и промышленности; заведование земскими благотворительными заведениями; участие (преимущественно в хозяйственном отношении) в попечении о народном образовании и народном здравии; способы прекращения нищенства и пр. [102]
Мероприятия первых уездных собраний, кроме выборов членов управ и губернских гласных, главным образом сводились к подаче управам инструкций относительно собирания теми сведений по составлению смет и раскладок денежных и натуральных повинностей, рекомендациям земским управам способов исполнения хозяйственных операций, обсуждению заявлений по предметам, касающимся земских дел. [1]
По мере становления земского дела расширялся и круг расходов земских учреждений. На 1867 год земскими собраниям впервые были назначены сметы, касающиеся не только обязательных для земства по законодательству расходов, но и сметы, касающиеся расходов на впоследствии принесшие славу земству дела: народное образование и земскую медицину. [107]
В 1867 году на земскую медицину расходовалось 74000 рублей (18,7% от всего бюджета земства), а на народ-нос образование - 20500 рублей (5,2%), к 1880 году расходы значительно возросли и уже составляли 257200 рублей (27,7%о) на земскую медицину и 101900 рублей (10,9%) на народное образование. [102]
Всего с 1867 по 1881 годы количество школ в губернии увеличилось в 1,8 раза - с 189 до 340, а обучающихся в них - почти в 2,8 раза (с 5674 учеников в 1867 году до 15680 учеников в 1881 году). В этом успехе народного образования была немалая заслуга и нижегородского земства. [2] Деятельность нижегородского земства в правление Александра II представляла один из сложных периодов его развития. К проблемам, перешедшим к земству по наследству вместе с хозяйством от бюрократических государственных учреждений, добавились проблемы собственные, возникшие уже в ходе работы Новое начинание требовало определенного адаптационного периода, во время которого должны были сформироваться основные направления деятельности земства, намечены пути их реализации. Этого времени у земских институтов самоуправления фактически не было. Поэтому уже в ходе практической работы приходилось корректировать свою деятельность по устройству местного хозяйства губернии. Нижегородское земство с честью вышло из этого трудного периода своего формирования, добилось успехов в деле местного хозяйствования, сумело заложить крепкий фундамент в основу земского дела на последующие периоды. [16]
В 1864 г. было утверждено «Положение о земских учреждениях», по которому в 33 губерниях России вводилось местное самоуправление. Земским органам было предоставлено право участвовать в развитии народного образования: открывать школы и обеспечивать условия их существования. Для руководства учебно-воспитательной работой начальных школ (кроме церковноприходских) учреждались уездные училищные советы, которые давали разрешение на открытие, перевод и закрытие учебных заведений, назначали и увольняли учителей. Губернские советы рассматривали главным образом жалобы на постановления уездных советов и осуществляли попечительские и надзорные функции за народным образованием. [13]
Фактически земства могли влиять через своих представителей в училищных советах на учебную жизнь, налаживать организацию школьного дела в сельской местности, строить школы и готовить для них учительские кадры. Но в реальности эти функции не выполнялись по ряду причин. Во-первых, «Положение о земских учреждениях» было проведено в жизнь не сразу: в 30 губерниях земское управление сформировалось в период 1864-1867 гг. [20]
Так, на Нижегородской земле в 1868 г., спустя три года после введения земства, на нужды школ ничего не было ассигновано в Васильевском, Семеновском, Нижегородском, Сергачском, Княгининском, Макарьевском уездных земствах. Во-вторых, начало земской работы в области образования пришлось на время, когда в стране еще сохранялись традиции крепостного права. Многие тогдашние деятели сами были еще недавно крепостниками или крепостными. [20]