Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Система воспитания в детских благотворительных учреждениях конца XIX - начала XX веков Янина Мария Александровна

Система воспитания в детских благотворительных учреждениях конца XIX - начала XX веков
<
Система воспитания в детских благотворительных учреждениях конца XIX - начала XX веков Система воспитания в детских благотворительных учреждениях конца XIX - начала XX веков Система воспитания в детских благотворительных учреждениях конца XIX - начала XX веков Система воспитания в детских благотворительных учреждениях конца XIX - начала XX веков Система воспитания в детских благотворительных учреждениях конца XIX - начала XX веков Система воспитания в детских благотворительных учреждениях конца XIX - начала XX веков Система воспитания в детских благотворительных учреждениях конца XIX - начала XX веков Система воспитания в детских благотворительных учреждениях конца XIX - начала XX веков Система воспитания в детских благотворительных учреждениях конца XIX - начала XX веков Система воспитания в детских благотворительных учреждениях конца XIX - начала XX веков Система воспитания в детских благотворительных учреждениях конца XIX - начала XX веков Система воспитания в детских благотворительных учреждениях конца XIX - начала XX веков
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Янина Мария Александровна. Система воспитания в детских благотворительных учреждениях конца XIX - начала XX веков : 13.00.01 Янина, Мария Александровна Система воспитания в детских благотворительных учреждениях конца XIX - начала XX веков (на материале Симбирской губернии) : диссертация... кандидата педагогических наук : 13.00.01 Ульяновск, 2007 224 с. РГБ ОД, 61:07-13/1838

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Проблемы становления и развития детских благотворительных учреждений в России конца XIX - начала XX вв. (на материале Симбирской губернии) 16

1.1. Роль благотворительности в развитии детских благотворительных учреждений в конце XIX - начале XX вв

1.2. Виды детских благотворительных учреждений и предпосылки их становления и развития в конце XIX - начале XX вв 36

1.3. Система и деятельность благотворительных учреждений, осуществлявших призрение детей в Симбирской губернии в конце XIX - начале XX вв 52

Глава II. Особенности системы воспитания в детских благотворительных учреждениях в Симбирской губернии конца XIX - начала XX вв 82

2.1. Теоретические основы развития системы воспитания в детских благотворительных учреждениях

2.2. Система воспитания в детских благотворительных учреждениях Министерства Внутренних Дел в Симбирской губернии в конце XIX - начале XX вв

2.3. Использование теории и опыта дореволюционной России в системе воспитания несовершеннолетних в современных условиях 148

Заключение 165

Библиография 172

Приложения 192

Введение к работе

Актуальность исследования. В истории России конец XIX - начало XX вв. характеризовались бурным социально-экономическим развитием. В результате небывалого по своим темпам промышленного подъема 90-х гг. XIX века в России завершился промышленный переворот, и страна вошла в пятерку крупнейших индустриальных держав мира. Однако развитие капитализма в России имело свои особенности, которые заключались, прежде всего, в том, что промышленный переворот предшествовал эпохе буржуазных революций, а аграрный переворот так и не был завершен. Крупное фабричное производство возникало зачастую без прохождения мануфактурной стадии. Своеобразие России проявлялось и в запаздывании формирования классовой структуры, соответствующей индустриальному обществу. Одной из устойчивых черт социальной истории России в ту эпоху был социокультурный раскол «верхов» и «низов» в обществе. Он проявлялся в огромной разнице социального положения (уровне доходов, объеме прав, степени образования и т.д.) и в разных по своей сути типах культуры, мировоззрения. В этих условиях российское общество столкнулось с разраставшейся лавиной социальных проблем. Исследуя научные труды, посвященные изучению социальных проблем, волновавших российское общество начала XX века (С.К. Гогель, А.В. Горбунов, Н.Н. Дворяншин, В. Ильинский, И.В. Поткина, Н.Г. Рындзюнский), можно прийти к выводу, что основной из них была постоянно растущая бедность, переходившая в нищету, и уже из нее произрастали такие негативные социальные явления как воровство, бродяжничество, алкоголизм, взрослая и детская проституция, беспризорность и т.д.

В настоящее время в результате изменений в экономических, политических и общественных отношениях произошла дифференциация современного общества. Возникшая резкая разница между богатыми и бедными слоями населения ставит перед обществом и государством задачи социальной защиты малообеспеченных слоев населения, куда попадают и дети. Государ-

ство на данном этапе развития не в состоянии самостоятельно решить эту задачу. Поэтому оно вынуждено для решения этого вопроса привлекать общественные учреждения и частные организации, которые способны вложить свои средства в дело оказания помощи малоимущим. Важным моментом в деле оказания помощи нуждающимся детям является вопрос о разработке основных положений системы воспитания в тех учреждениях, которые призваны решать проблемы воспитания детей и подростков. В связи с этим изучение исторического опыта деятельности различных благотворительных учреждений для детей и системы воспитания в них может быть не только интересным, но и практически полезным в плане создания новых форм оказания помощи через воспитание или модернизации ранее существующих, но забытых в наши дни. Также можно говорить и о возможности заимствования принципов организации системы воспитания, а также некоторых методов и форм воспитания, которые могут применяться и в современных условиях, исходя из реалий сегодняшнего дня.

На современном этапе развития российского общества происходит переосмысление ценностей, страна переживает кризис на социально-педагогическом уровне. Выход из сложившейся ситуации видится, прежде всего, в разработке модели социальной помощи детям, учитывающей в полной мере фактор воспитания. Причем, воспитание детей должно максимально соответствовать специфике и традициям российской культуры, истории и педагогики и совмещать в себе традиционные и инновационные для нашей культуры социально-педагогические ценности.

В этой связи важным становится изучение и анализ опыта воспитания подрастающего поколения и в России, и в провинции, в частности, в Симбирской губернии, и именно в детских благотворительных учреждениях. В качестве временных рамок берется период конца XIX - начала XX века. Именно в конце XIX начале XX вв. вопросы воспитания занимали важное место в трудах известных педагогов России, в которых система воспитания рассматривалась как часть педагогической системы. В своих поисках они

нередко обращались к педагогическому опыту Запада, к его философским и педагогическим течениям. Однако прогрессивные российские мыслители стремились избежать механического заимствования зарубежных теорий и опыта, учитывать традиции и потребности развития России.

Примечательно, что вопросы воспитания в конце XIX - начале XX вв. занимали ведущее место в трудах таких известных педагогов России, как П.П. Блонский, В.П.Вахтеров, К.Н. Вентцель, П.Ф. Каптерев, П.Ф. Лесгафт и др. Педагогическое наследие этих теоретиков педагогики содержит немало ценных положений, касающихся вопросов формирования личности, а также целей, задач, факторов и средств воспитания.

Многими другими педагогами (А. Баулина, А.Н. Казина, С.А. Керенский, П.И. Линицкий, К. Покровская, З.К. Столица и др.) написаны специальные работы по вопросам воспитания. В многочисленных учебных пособиях по педагогике того времени (Н.К. Грунский, М.И. Демков, К.В. Ель-ницкий, Н. Скворцов, К.Н. Смирнов, Л.А. Соколов и др.) проблемам воспитания отводились весьма обширные разделы. Ведущие педагогические журналы отзывались на актуальные вопросы воспитания потоком статей. Разрабатывались и отдельные аспекты воспитательного процесса: трудовое воспитание (М. Веревкин, А. Гардвиг, М. Гошкевич, Е. Дедюлина, И. Карелль, Н. Касаткин, А.Коршунов, С. Левитин, М. Россоломо, Е. Соломин, К. Цируль, И.Н. Ульянов, В. Фармаковский, П.И. Христианович и др.), эстетическое воспитание (В. Голубков, А. Острогорский, М.М. Рубинштейн, М. Рыбникова и др.), физическое воспитание (А. Анохин, П. Бокин, А. Вирени-ус, И. Герд, В. Гориневский, Е. Покровский и др.), гражданское воспитание (В.П. Вахтеров, М.М. Рубинштейн и др.).

Существенную роль в разработке теорий воспитания играли смежные с педагогикой науки. Проблемы воспитания стали привлекать философов, социологов, психологов, физиологов. Новые представления о человеке и факторах его воспитания побудили педагогов России на рубеже веков пересмотреть сложившиеся взгляды на развитие и воспитание детей.

Во всех образовательных учреждениях для детей того времени, в том числе и благотворительных, теоретической основой постановки и решения многих проблем воспитания, главным образом нравственных их аспектов, являлись широко распространенные в это время в России этические теории. Русская этическая мысль имела всесторонне разработанные теории нравственности с её четко выраженной философской ориентацией и развитой системой моральных понятий и категорий. Для конца XIX - начала XX вв. было характерно особенное оживление разновидностей идеализма, в которых этическая проблематика приобретала самостоятельное значение.

В поисках пути решения вопросов воспитания многие русские педагоги зачастую обращались к Западу, его философским и педагогическим теориям и школам, свидетельством чего является обилие переводной специальной литературы. В дореволюционной России были широко известны труды Г. Гаудига, Д. Дьюи, В. Лая, Э. Меймана, Г. Спенсера и многих других.

Центральным вопросом разрабатывавшихся концепций воспитания был вопрос о цели воспитания. Решение его в значительной мере предопределяло разработку конкретных педагогических аспектов системы воспитания: задач, содержания, форм и методов. Все концепции связывали цель воспитания с формированием идеального человека, но представления об идеале и, соответственно, о цели воспитания нередко оказывались весьма отличными друг от друга (от божественного начала человека, воплощающемся в его душе, до социальной личности).

В целом, характерной тенденцией педагогики того времени было стремление через воспитание, как средство социальной смены и преемственности поколений, подготовить активно действующего в жизни человека.

Обращение к традиционным духовно-нравственным ценностям русского народа может способствовать более полному и правильному пониманию и решению проблем социально-экономического и культурного развития страны в целом и региона в частности, которое нельзя сегодня представить без решения вопроса о методах и способах воспитания молодого поколения.

Кроме этого, сегодня активизируются общественные силы региона, повышается роль и ответственность муниципальных органов власти за создание эффективной системы воспитания в связи с реформированием всех сфер жизнедеятельности общества и возникновением новой социальной ситуации. Актуальность темы также определяется современной потребностью разработки принципов и методов, технологий в рамках системы воспитания детей, нуждающихся в различных видах помощи, а главным образом - педагогической.

Системе воспитания, в той или иной степени, были посвящены многие научные труды известных педагогов (о чем было сказано выше), но вопрос системы воспитания в благотворительных учреждениях для детей практически никем из исследователей того периода времени и современности системно и глубоко не раскрывался. Многие аспекты данного вопроса рассматривались разрозненно, что не позволяет сделать четких и взаимосвязанных выводов. Отсюда возникает противоречие, состоящее, прежде всего, в следующем: с одной стороны, существует многочисленный разрозненный материал по вопросу системы воспитания в детских благотворительных учреждениях, а с другой - отсутствие систематизированной информации о применении этой системы в детских благотворительных учреждениях и недостаточно активные попытки на практике апробировать и адаптировать к современным условиям существовавшие в конце XIX - начале XX вв. подходы к системе воспитания в благотворительных учреждениях для детей.

Все вышеперечисленные положения обусловили выбор темы: «Система воспитания в детских благотворительных учреждениях конца XIX - начала XX вв. (на материале Симбирской губернии)».

Научная проблема исследования заключается в выявлении особенностей системы воспитания в детских благотворительных учреждениях в Симбирской губернии в конце XIX - начале XX вв., а также возможности и целесообразности применения данной системы в современных условиях.

Решение данной проблемы является целью исследования.

Объект исследования - детские благотворительные учреждения Симбирской губернии в конце XIX - начале XX вв.

Предмет исследования - система воспитания в детских благотворительных учреждениях Симбирской губернии в конце XIX - начале XX вв.

Исходя из проблемы, цели исследования, его объекта, предмета, нами были поставлены следующие задачи:

  1. На основе проведенного историко-педагогического анализа конкретизировать понятие «система воспитания в детских благотворительных учреждениях».

  2. Определить теоретические основы развития системы воспитания в благотворительных учреждениях для детей в Симбирской губернии в конце XIX - начале XX вв.

  3. Раскрыть особенности системы воспитания в детских благотворительных учреждениях в Симбирской губернии в конце XIX - начале XX вв.

  4. Разработать на основе исследования с учетом современной социальной практики рекомендации, направленные на использование в современных условиях исторического опыта, накопленного по вопросу организации системы воспитания в рассматриваемый период времени в Симбирской губернии.

Методологической основой исследования являются современные подходы к изучению историко-педагогического процесса: (антропологический (педагогическая и христианская антропология), культурологический, цивилизованнный, аксиологический; философско-педагогические идеи гуманизации образования; принципы единства исторического и логического, научности, системности.

Методологическому и теоретическому анализу проблемы способствовало изучение литературы по вопросам:

- философии образования (Б.С. Гершунский, Л.А. Касьян, A.M. Коваленко, Г.Б. Корнетов, Г.Н. Филонов, Э.Г. Юдин и др.);

истории педагогики (И.С. Гессен, Л. Гурлит, А.Н. Джуринский, Ж. Жорес, И.И. Зильберфарб, С.А. Каменев, А.А. Корольков, П. Лебедев, Е.Г. Осовский и др.).

теории воспитания: идеи о трудовом воспитании (Р. Оуэн, К.Д. Ушинский, СТ. Шацкий, и др.); о нравственно-религиозном воспитании (В.П. Вахтерев, П.Ф. Каптерев, Г. Спенсер, З.К. Столица, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский); об эстетическом воспитании (В. Голубков, Э. Куприянов, А. Острогорский, М.М. Рубинштейн, И.Е. Румянцев, М. Рыбникова, М. Чистяков, П. Эвстафиев, П.Д. Юркевич); о физическом воспитании (А. Вельская, А.Н. Бернштейн, А. Вирениус, М. Вуд-Аллен, Е.Р. Дашкова, Н.А. Жаринце-ва, П.Ф. Лесгафт, М. Лишневская, В.Н. Половцева, Г В. Португалов, Е. Шеп-перд, Е. Штриль, и др.); о национальном воспитании (Л. Н. Беленчук, К.П. Победоносцев, К.Д. Ушинский, и др.); о гражданском воспитании (В.П. Вахтеров, М.М. Рубинштейн и др.).

Исследование базируется на концепциях народной школы (В.А. Волжанин СИ. Гессен, В.Ф., Динзе, П.Ф. Каптерев, И.А. Сикорский, М.М. Рубинштейн, К.Н. Ярош и др.).

Методы исследования. При выборе методов исследования были изучены работы таких ученых как: Б. Глейзер, Дж. Корбин, Л. Ньюман, Дж. Спрэдли, А. Страусе, Д.Тернер и др. В результате чего на философском уровне был использован принцип детерминизма, единства познания и деятельности. В качестве общенаучных методов применялся метод анализа и синтеза, а также метод дедукции (от общего к частному). В работе анализировались архивные и литературные источники и синтезировались педагогические исследования конца XIX - начала XX вв. Причем для анализа этих источников использовались такие специфические качественные методы обработки информации, как иллюстративный метод, метод поступательной аппроксимации, метод аналитического сравнения, метод анализа доменов. Одним из основных методов исследования можно отметить и конкретный исторический анализ.

Этапы исследования.

Исследовательская работа проводилась с 2003 по 2007 год и включала три этапа:

/ этап (2003-2004 гг.). Изучение научной литературы, прежде всего философской, педагогической и краеведческой, позволило собрать и систематизировать материал по вопросу системы воспитания в дореволюционной России, а также сформулировать объект и предмет диссертационного исследования, определить его задачи и методы, разработать план исследования.

II этап (2004-2006 гг.). Работа с архивными документами и их срав
нительный анализ с официально опубликованными источниками помогли
определить и проанализировать систему детских благотворительных учреж
дений Симбирской губернии в конце XIX - начале XX вв., скорректировать
задачи исследования. Кроме этого, сформировалось представление о суще
ствующей в исследуемых хронологических рамках системе воспитания в
детских благотворительных учреждениях Симбирской губернии.

III этап (2006-2007 гг.). Комплексное обобщение и анализ собранного
фактического материала, его апробация на конференциях и публикации ре
зультатов исследования в виде научных статей. Оформление материала в
виде кандидатской диссертации.

Научная новизна исследования определяется тем, что:

на основе анализа историко-педагогической литературы, архивных материалов, опубликованных и неопубликованных источников по проблеме деятельности детских благотворительных учреждений конкретизировано понятие «система воспитания в детских благотворительных учреждениях», которое рассматривается как совокупность основных положений (принципов), определяющих цели, содержание, формы и методы воспитания;

определены теоретические основы развития системы воспитания в благотворительных учреждениях для детей в Симбирской губернии в конце XIX - начале XX вв., базирующейся на принципах гуманизма, природосооб-разности и целесообразности;

- проведена систематизация имеющегося материала, в том числе и
архивного, по проблеме системы воспитания, в частности в детских благо
творительных учреждениях. Часть архивных источников, материалы цен
тральной и региональной прессы были введены в научный оборот впервые
(«Отчет по Симбирскому Дому трудолюбия», «Отчет о деятельности дет
ских приютов ведомства императрицы Марии за 1900 год», «Исторический
обзор Симбирского городского детского приюта за 25 лет существования с
26 февраля 1883 года по 26 февраля 1908 года», «Извлечения из отчетов по
яслям-приютам в селениях Симбирской губернии в 1901 году», брошюра о
трудовом убежище «Костер», труды по вопросам призрения детей в различ
ных учреждениях (И.Ю. Давидов, Марбо Ф., М.И. Уманец, Н. Яблоков и

др-);

выявлено основное содержание, формы и методы воспитания в детских благотворительных учреждениях с учетом особенностей различных типов данных учреждений. Основными направлениями воспитания являлись трудовое, нравственно-религиозное, умственное и физическое. Основной особенностью системы воспитания в детских благотворительных учреждениях являлась комплексность (сочетаемость физического, умственного и нравственно-религиозного воспитания), неотделимость от процесса обучения;

с учетом современной социально-педагогической практики разработаны рекомендации, направленные на использование в современных условиях исторического опыта, накопленного по вопросу организации системы воспитания в рассматриваемый период времени в Симбирской губернии.

Теоретическая значимость исследования заключается в многоуровневом анализе не только благотворительных учреждений для детей, но и системы воспитания в этих учреждениях. В работе выявлены и классифицированы детские благотворительные учреждения, существовавшие в Симбирской губернии в конце XIX - начале XX вв., определены основные принципы воспитания, составляющие системы воспитания того времени, специфика

воспитательной деятельности в различных типах детских благотворительных учреждений, как в России, так и в Симбирской губернии. Кроме того, был рассмотрен ряд архивных документов и других источников, которые ранее не использовались для исследования тем, посвященных вопросам воспитания и благотворительности. Это позволило более глубоко и разносторонне подойти к изучению особенностей системы воспитания в Симбирской губернии конца XIX - начала XX вв. Освещение некоторых аспектов государственной и частной благотворительности конца XIX - начала XX вв. позволяет сформировать представление о развитии системы социально-педагогической помощи детям, где главной проблемой оставалась проблема воспитания.

Практическая значимость исследования, прежде всего, состоит в том, что фактический материал, представленный в диссертационном исследовании, может стать основой для создания новых лекционных курсов, учебных пособий по истории благотворительности и социальной работы, а также по истории педагогики. Результаты настоящего диссертационного исследования могут быть использованы не только в сфере педагогики, но и других смежных дисциплинах таких как социальная работа, социальная педагогика, социальное управление и др. при изучении вопросов, касающихся различных сторон социально-педагогической работы. Рекомендации, изложенные в работе, могут быть взяты на вооружение различными современными благотворительными организациями и социальными учреждениями для детей с целью профилактики социального сиротства и улучшения положения детей, нуждающихся в помощи и поддержке. Региональный компонент диссертации позволит скорректировать и модернизировать принятые подходы к воспитанию подрастающего поколения с учетом исторического развития и социально-экономических особенностей Симбирской губернии того времени, сделав систему воспитания более продуманной, успешной и адаптированной к сегодняшним реалиям жизни.

Достоверность и обоснованность выводов и результатов обеспечивается четкими исходными научно-педагогическими позициями; представительной многообразной источниковой базой, основу которой составили архивные документы; использованием адекватных задачам, объекту и предмету методов исследования, а также логике построения исследования; такими критериями научного знания, как непротиворечивость, проверяемость, подтверждение, длительным характером исследования, позволившим провести тщательный историографический и сравнительно-сопоставительный анализ.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. В структуру детских благотворительных учреждений в Симбирской губернии в конце XIX - начале XX веков входили три основных типа благотворительных учреждений: государственные, общественные и частные. Ни один из типов благотворительных учреждений не существовал в Симбирской губернии в чистом виде, так как все виды благотворительности были взаимосвязаны и дополняли друг друга. Система детских благотворительных учреждений включала в себя: ясли-приюты, детские приюты, дома трудолюбия (детские приюты трудолюбия). Между различными детскими благотворительными учреждениями отсутствовала какая-либо преемственность в вопросах воспитания и обучения. Все учреждения существовали обособленно друг от друга, их деятельность ни как не была связана между собой. В Симбирской губернии особую роль в деле оказания помощи нуждающимся детям играли религиозные благотворительные общества, братства, существовавшие практически при каждом учебном заведении губернии.

  2. Система воспитания в детских благотворительных учреждениях в Симбирской губернии представляла собой совокупность основных положений (принципов), определяющих цели, содержание, формы и методы воспитания. В основе системы воспитания лежали принципы гуманизма, свободного воспитания, народности, природосообразности и целесообразности. Содержание воспитания реализовывалось в следующих видах воспитания: трудовое, нравственно-религиозное, физическое и умственное. Главным от-

личием в системе воспитания детских благотворительных учреждений было смещение акцентов в видах воспитания в зависимости от контингента призреваемых детей. Трудовое направление было представлено через профессиональную подготовку воспитанников детских благотворительных учреждений, их трудовую реабилитацию, а также формирование положительного и уважительного отношения к труду. Нравственно-религиозное воспитание - через проведение специальных бесед, которые носили систематический и воспитательный характер, через изучение Закона Божьего, регулярное посещение церкви и молитвы. Физическое воспитание реализовывалось в основном через труд и прогулки на свежем воздухе, а также через соблюдение правил гигиены. Умственное воспитание осуществлялось через образование и устройство различный чтений, в том числе, при библиотеках. Основные методы воспитания, применяемые в детских благотворительных учреждениях в Симбирской губернии в конце XIX - начале XX вв., можно классифицировать следующим образом: словесные методы, то есть те, которые воздействуют на сознание (рассказ, беседа, в том числе и профилактическая; молитва домашняя и церковная; пение церковное); социально-педагогические методы или методы средово-педагогического воздействия (режим, правила поведения, участие в совместной работе, наставничество, помощь и поддержка педагога и коллектива, следование духовно-нравственным идеалам; религиозно-нравственное воздействие); деятельно-стные методы (побуждение к нравственным поступкам, воспитывающие дела, участие в совместной деятельности, дисциплинирование, требование, приучение, поощрение и наказание, упражнения в делах благочестия). Основными формами воспитания являлись игра, праздничные мероприятия, экскурсии, вечерние занятия, чтение книг, свидания с родителями.

3. В основе системы воспитания лежали не столько идеи оказания материальной помощи нуждающимся детям, сколько идеи о духовной помощи, исцеляющей душу. Данный подход может и должен применяться на практике в настоящее время для возрождения благотворительной деятельности го-

сударства, частных лиц, коммерческих организаций, а также для создания наиболее эффективной системы социальной помощи детям, находящимся в государственных социальных учреждениях.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования изложены в 7 научных статьях автора. Основные результаты исследования были опубликованы автором в материалах международной научно-практической конференции «Наука и культура России» (Самара, 2005), межвузовских сборниках научных статей «Развитие личности как высший приоритет образования» (Москва-Чебоксары, 2004 г.), «Актуальные вопросы совершенствования учебно-воспитательного процесса в современных условиях» (Москва-Чебоксары, 2004 г.), «Педагогические проблемы и перспективы их решения» (Москва-Чебоксары, 2005 г.), в сборниках научных статей и трудов «Актуальные проблемы профессионального образования» (Ульяновск, 2005), «Социокультурная миссия университета в современном обществе» (Ульяновск, 2006), а также в методическом пособии «Педагогические очерки по истории образования в Симбирской губернии» (Ульяновск, 2005) и монографии «Система и деятельность учреждений по призрению детей в конце 19 - начале 20 вв.: отечественный и зарубежный опыт» (Ульяновск, 2006).

Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, 2 глав, заключения, библиографического списка использованной литературы, включающего в себя 230 наименований, из них 5 на иностранном языке. Работа содержит 1 таблицу, 5 рисунков и 8 приложений. Общий объем диссертации 224 страницы, из них 191 страница основного текста и 33 страницы приложений.

Роль благотворительности в развитии детских благотворительных учреждений в конце XIX - начале XX вв

В настоящее время в условиях политической, социальной нестабильности, обострения национальных отношений, утраты духовности важной становится стабилизирующая функция благотворительности. Благотворительность как социальный феномен характеризуется особым вниманием к людям, которые не способны в силу разных причин обеспечить своими собственными силами минимальный уровень своего существования, то есть к тем, кто, говоря современным языком, оказался в трудной жизненной ситуации. Благотворительность представляет собой оказание материальной помощи нуждающимся, как отдельными лицами, так и организациями. Она может быть направлена также на поощрение и развитие каких-либо общественно значимых форм деятельности (например, защита окружающей среды, охрана памятников культуры) [82,306].

Среди дореволюционных исследований по истории благотворительности и общественного призрения особое значение имели труды П.И. Георгиевского, П.И. Лыкошина, Е.Д.Максимова, Г.Г. Швиттау, В. Ильинского, В.Ф. Дерюжинского и других. В своих работах упомянутые авторы рассматривали исторические этапы общественного призрения в России и перспективы его развития, давали оценку деятельности приказов общественного призрения, земской благотворительности и основных благотворительных ведомств и учреждений XIX - начала XX веков, выделяли разнообразные формы государственного призрения и частной благотворительности, отмечали как религиозные, так и социально-экономические корни их возникновения. В России, «с ее исторически сильным влиянием государственной и церковной власти, традиция попечительства о нуждающихся» всегда была сильна и отличалась от европейской или американской моделей [14, 7]. В большей степени, чем в католической Европе, опорой народа в трудные годы в России были монастыри. Православные обители не только спасали население от голода в неурожайные годы, но и обеспечивали крестьян при необходимости зерном для посева; в монастырях сберегали на этот случай своего рода «страховой фонд». Там находили приют немощные и осиротевшие, желающие могли приобщиться к началам грамоты и средневековой образованности, церковному искусству.

В своем историческом развитии благотворительность приобретала различные формы - «от милостыни к общественному призрению и далее к организованной государственной системе социальной защиты, сочетающейся с различными видами общественной и частной благотворительной деятельности» [151,252].

В 1775 году императрица Екатерина II создала особые приказы общественного призрения, которые она велела учредить повсеместно в каждой губернии по одному (приказы просуществовали до введения земских учреждений). На них возложены были многочисленные и довольно разнообразные задачи. В частности в разделе первом в пунктах 5-9 Устава об общественном призрении говорится следующее: 5. Предметы общественного призрения суть вообще двух родов: 1) дела по управлению благотворительными капиталами и имуществами или хозяйство, и 2) дела, собственно к призрению относящиеся. 6. Предметы по части хозяйства суть: 1) умножение капиталов принятием пожертвований, подаяний и всякого рода случайных доходов, на общественное призрение предназначенных, и 2) Управление имуществами, от правительства или от частных лиц на сей предмет предоставленными. 7. Предметы по призрению суть: 1) установление, содержание и управление богоугодных и общественных заведений, как-то: сиротских и воспитательных домов, больниц и домов для призрения умалишенных, богаделен и работных домов, для прокормления неимущих работою, и 2) заведывание подобными заведениями, от частных лиц и обществ учрежденными, поколику оные могут быть вверены надзору установлений общественного призрения. 8. Попечение о призрении бедных и прекращении нищенства в городах, равно как устройство в них благотворительных и лечебных заведений и заведывание оными на одинаковых с земскими учреждениями основаниях принадлежит к предметам ведомства подлежащих городских общественных управлений. 9. Меры общественного призрения крестьян относятся к ведению сельских и волостных общественных управлений, по принадлежности» [135,14]. Кроме этого, в данном Уставе были определены основные заведения общественного призрения. К ним относились 1) дома сиротские и воспитательные; 2) больницы и дома для умалишенных; 3) богадельни, и 4) дома работные. Согласно данному закону, а именно статье 184, сиротские дома принадлежали к разряду благотворительных заведений, состоящих в заведыва-нии «установлений общественного призрения и на счеты их содержимых» и имели своей целью: 1) призреть сирот в том возрасте, в котором они не могут еще быть никуда пристроены для обучения, долженствующего положить основание будущему их состоянию, и 2) призренных таким образом сирот впоследствии, когда они достигнут известного возраста, пристроить одних в учебные заведения, других на службу, фабрики, заводы и к частным людям для научения ремеслам, торговым и иным полевным занятиям, кои могут быть приличны полу, происхождению или состоянию сирот и содействовать к устроению их участи. Согласно статье 185 этого же законодательного акта в сиротские дома принимались: 1) сироты обоего пола из детей местных купцов, мещан, цеховых и вообще людей других состояний, оставшиеся после родителей в положении, требующем призрения, и 2) сироты чиновников и канцелярских служителей, кои, находясь в бедности, не имели способов поместить детей своих для воспитания и обучения в другие заведения. Статья 186 гласила, что в сиротских домах могли содержаться и пансионеры обоего пола всех состояний, принимаемые, смотря по удобству помещения, за счет обществ, к коим принадлежали их родители, или за счет родственников, благотворителей и проч.

Что касается воспитательных домов, то в статье 191 говорилось о том, что они создавались для призрения незаконнорожденных младенцев и состояли в ведении установлений общественного призрения. Однако Устав больше не позволял создавать подобные заведения. В тех же местах, где такие дома уже существовали, согласно статье 192, свободный прием младенцев прекращался, а допускался только в уважительных и неизбежных случаях, как например, в случае «поднятия полициею младенца, не имеющего родственников, могущих и обязанных воспитать его». В тех случаях, когда младенца подкидывал неизвестный или младенец оставался без родственников, то изыскивались благотворители «для принятия его на воспитание без платы или же с платою, сколь можно умеренною». Об этом шла речь в статье 193. Во втором разделе, статьях 194 и 195 говорилось о том, что «воспитанники, по пришествии в возрасте, распределяются соответственно происхождению их, полу, возрасту, способностям и способам, какие имеются к устроению их участи. «Устроение участи сирот женского пола предоставляется совершенно на попечение установлений общественного призрения с непременною обязанностью наблюдать, чтобы они распределяемы были с обоюдною для них и для общества пользою и соображаясь в том с общими правилами об устроении участи сирот и с положениями об Императорских воспитательных домах, по мере того, сколько сии положения к ним применены быть могут».

Система и деятельность благотворительных учреждений, осуществлявших призрение детей в Симбирской губернии в конце XIX - начале XX вв

До конца 90-х годов XIX века в Симбирской губернии помимо воспитательных домов Ведомства учреждений Императрицы Марии Федоровны существовал только один детский приют. Об этом свидетельствуют различные рапорты полицейских управлений и отчеты Городской Управы, посылаемые в Симбирское Губернское Правление на запрос Медицинского Департамента Министерства Внутренних Дел от 1 августа 1888 года за № 7247 [224, /-75].

Но уже к концу 90-х годов XIX - началу XX века в Симбирской губернии складывается достаточно разветвленная и обширная сеть учреждений, призванных заниматься вопросами призрения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей бедных родителей (см. Приложение 2).

На территории Симбирской губернии к началу 1914 года действовали 36 благотворительных учреждений, в том числе 6 приютов для детей, 15 богаделен и приютов для престарелых, 4 дома трудолюбия, 2 попечительства о семьях, пострадавших от войны [148,139-140; 106,27-29].

В целом, если говорить о начале XX века, то он ознаменовался началом Первой мировой войны, что не могло не сказаться на деятельности благотворительных учреждений. Так, с началом войны увеличилось число государственных, муниципальных и общественных учреждений, занимавшихся благотворительностью. Появились новые сферы благотворительной деятельности: помощь раненым, беженцам, малоимущим семьям, семьям призванных на службу солдат и офицеров.

Деятельность ряда государственных и общественных благотворительных заведений носила корпоративный характер. Например, Алексеевский комитет оказывал помощь лишь детям военных, общества взаимного вспо моществования были рассчитаны на узкий круг людей, например, служащих Самарско-Златоустовской железной дороги, врачей города Самары, учащихся или учителей Самарской и Симбирской губерний или какого-либо учебного заведения, приказчиков, ремесленников города или губернии [112, 75-85;\32,3].

11 августа 1914 года указом Николая II были образованы Верховный Совет по призрению семей воинов и Комитет по призрению семей воинов с отделениями в губерниях, уездах, волостях; приходскими и участковыми комитетами Верховный Совет объединял деятельность учреждений по призрению семей воинов, а Комитет - деятельность отделений [124, 600-603].

С 14 сентября 1914 года начал работу Комитет ее императорского высочества великой княжны Татьяны Николаевны для оказания помощи пострадавшим от военных действий. В его обязанности входило оказание единовременной финансовой помощи, содействие в отправлении на родину, поиск работы, помещение в богадельни, приюты и другие благотворительные заведения нетрудоспособных, выдача пособий богадельням и приютам, создание собственных благотворительных учреждений для нетрудоспособных, сбор пожертвований. Средства Татьянинского комитета складывались из казенных субсидий и пожертвований. Комитет имел губернские и уездные отделения. В Симбирской губернии работали 14 отделений комитета, в том числе 1 губернское, 3 уездных и 10 волостных отделений этого комитета [личный состав комитета ее императорского высочества великой княжны Татьяны Николаевны для оказания временной помощи пострадавшим от военных действий и его местных отделений. (Составлен к 1 мая 1916 года). Пг., 1916, с. 25]

10 января 1915 года учреждается Комитет великой княгини Марии Павловны по снабжению одеждой нижних чинов, уволенных на родину из всех лечебных заведений империи, объединивший работу всех учреждений данного направления деятельности. Комитет состоял в подчинении Верхов ного Совета и получал средства от Военного министерства и Министерства финансов.

10 мая начало работу Всероссийское Общество здравия в память войны 1914-1915 годов под покровительством ее императорского величества государыни императрицы Александры Федоровны, целью которого являлось содействие в полном выздоровлении «участников войны 1914-1915 годов и членов их семей через лечение в здравницах» [125,129-130].

Комитет Всероссийского Союза городов должен был оказывать помощь россиянам, оказавшимся в связи с войной на оккупированных врагом территориях.

Муниципальные, уездные, общественные, частные учреждения благотворительности, занимавшиеся решением тех же вопросов, что и государственные, координировали с ними свою деятельность в связи с повышенным вниманием к новым сферам благотворительности губернских, городских, уездных властей, на плечи которых легли основные тяготы управления помощью раненым, беженцам, семьям призванных на фронт.

Благотворительные заведения, действовавшие в период с начала первой мировой войны и до реформ Временного правительства, в том числе и в Самарской и Симбирской губерниях, можно разделить: на находившиеся под управлением государственных светских ведомств, духовного ведомства, губернских, уездных и городских местных органов власти, общественных организаций.

Под контролем государственных учреждений в средне - волжских губерниях действовали: местные отделения Татьянинского комитета, местные комитеты Российского Общества Красного Креста, находившиеся в Самаре, Бугуруслане, Бугульме, Новоузенске, Сызрани, Сенгилее, Симбирске, местные отделения комитета ее императорского величества великой княгини Елизаветы Федоровны, заведения Ведомства учреждений Императрицы Марии Федоровны, Алексеевский губернский комитет, заведения местных от делений Ольгинското комитета, отделения Комитета Всероссийского Земского Союза помощи больным и раненым воинам [149,111-118].

В годы войны продолжалась деятельность благотворительных заведений для борьбы с беспризорностью и бродяжничеством в форме приютов и богаделен, основанных и содержащихся на средства городских управ и частных лиц. Она явилась существенным вкладом в дело поддержания и развития благотворительности в губерниях.

В Симбирской губернии из 15 богаделен в самом Симбирске размещались пять, на попечении которых находились 319 человек. Приютов в это время было: 1 - в Сенгилеевском уезде, 2 - в Сызранском, 2 - в Симбирском и 1 - в Керенском [106,27-29].

Теоретические основы развития системы воспитания в детских благотворительных учреждениях

Так, например, Г. Спенсер считал, что все теории нравственности, из какой бы позиции они не исходили, сводятся к тому, что всякий поступок, непосредственные или отделенные результаты которого благодетельны, считается хорошим, тогда как поступок, непосредственные или отдаленные результаты которого вредны, считается нехорошим. Конечные результаты, по которым люди судят о поступке, - это появляющееся в результате счастье или несчастье.

Система нравственно-религиозного воспитания - это воспитание путем естественных последствий, система, приспособленная самой природой. Она может применяться как для детей, так и для взрослых, а также к промежуточному возрасту между детством и юношеством.

К числу преимуществ системы воспитания путем естественных последствий относятся следующие.

Во-первых, она сообщает рациональное понятие о правильных и неправильных поступках, что достигается личным опытом их дурных и хороших последствий.

Во-вторых, ребенок, испытывая только тягостные последствия своих же собственных поступков, должен с большей или меньшей ясностью признать справедливость этих наказаний.

В-третьих, признавая справедливость возмездия и получая его не от личности, а через посредство окружающих предметов, он при этом не так портит свой характер. Родители же, давая ему чувствовать естественную кару, исполняя, таким образом, сравнительно пассивную обязанность, сохраняют относительное душевное спокойствие.

В-четвертых, при устранении взаимных раздражений между родителями и детьми устанавливаются более счастливые, более влиятельные отношения [146,126].

Наиболее полно в отечественной педагогике вопросы нравственно-религиозного воспитания разрабатывал В.П. Вахтеров. Он, в сущности, сводил процесс нравственно-религиозного воспитания к развитию у человека чувства долга, которое делает его, человека, высоконравственным. Вахтеров также отводил ведущую роль и умственному воспитанию, так как, по его мнению, чтобы воспитать волю и чувство, надо образовать ум [21, 75].

Каптерев П.Ф., объясняя свое видение вопроса о нравственном воспитании, исходил из того положения, что существуют всеобщие, внеисториче-ские нравственные отношения. Следовательно, успех нравственного воспитания зависит от того, в какой мере оно строится в соответствии с этими нравственно-социальными отношениями. По мнению П.Ф. Каптерева, нравственно-религиозное воспитание должно быть сведено к обучению, поскольку нравственно-религиозное воспитание выступает как момент умственного образования, «нравственное развитие и умственное образование, по существу, имеют совершенно одинаковые цели и стремления ...» [72,123].

Нравственно-религиозное воспитание - один из видов духовного воспитания, к которому относят: воспитание воли, привычек, развитие мужества, правдивости, общественности и пр. Сюда же должно быть включено воспитание нравственности или воздействие на развитие нравственного сознания. Однако, по мнению З.К. Столицы, воспитание нравственности не тождественно нравственному воспитанию. Она указывает на то, что нравственные чувства не разделяются на отдельные нравственные качества, такие как: сила воли, правдивость и т.д., а лишь подразумевают их. Тот человек, который отличается нравственностью, обладает и этими свойствами, но обладающий этими свойствами в отдельности или даже в совокупности не будет непременно нравственным, т.е. может и не переживать развитого нравственного чувства и специфического нравственного сознания. Поэтому, наряду с воспитанием отдельных нравственных качеств должно стоять умение развивать собственно нравственное сознание [150, 3].

Педагог-практик, желающий создать объективную, имеющую всеобщее значение и применение практическую систему воспитания, должен работать независимо от определенных этических направлений. Эти направления интересуются вопросами происхождения и сущности нравственного сознания. Но эти вопросы не разрешимы эмпирическим путем. При помощи опыта мы можем исследовать только проявления нравственного сознания, наблюдая их во время переживаний или вызывая их в себе при помощи памяти и воображения. Тем не менее, многообразие теоретических философских построений в области нравственности нисколько не противоречит возможности единообразной практической системы воспитания, как и не противоречит и возможности единообразия в практической нравственности. И то, и другое опирается не на догадки и философские построения, а на психологические факты - явления нравственного сознания [150,12].

Чтобы быть объективной, отмечает З.К. Столица, практическая система воспитания нравственности, опираясь исключительно на факты внутреннего опыта и совершенно не считаясь с метафизическими предпосылками, должна, следовательно, согласовываться с любым из указанных метафизических построений в области нравственности, не отдавая ни одному из них предпочтения перед другими.

Практические предписания нравственно-педагогического характера, претендующие на общеприложимость, должны вытекать из теоретической системы нравственности, построенной независимо от каких бы то ни было предвзятых точек зрения, исключительно на основании фактических данных психологического опыта [150,13].

Раскрывая содержание понятия нравственности, все этические системы полагают ее в различении добра и зла. Стремление к добру рассматривалось как высшая конечная цель независимо от временных целей и являлось высшим благом. Стремление это связано с сознанием принудительности, долга следовать добру и стремиться к высшей цели, переживаемым одновременно с чувством ответственности за предстоящий поступок, которое в свою очередь подразумевает свободу воли или возможность принять то или другое решение по своему усмотрению. Добродетель, высшее благо, долг, свобода воли - таковы существенные признаки понятия нравственности Добро и зло понимаются не всеми одинаково, и вследствие этого меняется содержание основной добродетели, предписываемой системами нравственности, как основного свойства, ведущего к добру. Может быть выделено несколько главных добродетелей, которые выдвигаются порознь или в известной комбинации различными философскими системами, причем добродетели эти должны согласовываться со всеми этическими системами, иначе «мы получим не объективную систему нравственности, а теоретическое построение определенного этического направления» [150,14].

Использование теории и опыта дореволюционной России в системе воспитания несовершеннолетних в современных условиях

В конце XIX - начале XX вв. в России был накоплен богатый опыт в плане системы воспитания детей, нуждающихся в помощи. При разработке системы воспитания в детских благотворительных учреждениях использовался не только зарубежный опыт, но и современные достижения отечественной педагогической науки. В то время этот опыт активно перенимался и Симбирской губернией. Изучение исторического опыта всегда является полезным для современного общества, так как можно почерпнуть много нужной и актуальной в данной момент информации. Хотя, конечно, всегда необходимо учитывать сложившуюся ситуацию в стране в целом и в отдельном регионе, в частности.

В связи с этим проведенный анализ системы воспитания в данной работе позволяют сформулировать следующие рекомендации: 1. Органы государственной власти и местного самоуправления должны оказывать всемерную помощь общественным организациям и частным лицам, занимающимся благотворительной деятельностью через разработку системы льгот и поощрений для учреждений и организаций, активно занимающихся благотворительной деятельностью. Прежде всего, эта помощь должна заключаться в предоставлении льгот в выплате местных налогов, создании благоприятной социально-экономической обстановки для расширения бизнеса, а также помощь в рекламе в средствах массовой информации с целью создания положительного имиджа предпринимателя-благотворителя. Можно также решить вопрос об отмене арендных платежей за помещение для благотворительных организаций. Для этого следует создать проект Положения о порядке предоставления помещений общественным организациям. Основой такого положения должны стать единый, неделимый банк помещений и конкурсный порядок предоставления помещений общественным организациям. В качестве мер поддержки можно предложить органам местного самоуправления более активно привлекать представителей благотворительных организаций, благотворителей и добровольцев к участию в формировании социальной региональной политики, а также законодательства, планов и программ в области благотворительности. Необходимо также разработать меры поощрения социально значимых благотворительных и добровольческих инициатив, например, присвоение звания "Почетный филантроп города"; диплома правительства региона "За активную благотворительную и добровольческую деятельность в социальной сфере"; премии правительства региона "За выдающийся пример бескорыстного и добровольного служения обществу" и т. д. 2. На конкурсной основе привлекать к реализации социальных проек тов различные благотворительные организации. Конкуренция в социальной сфере призвана помочь создать наиболее эффективные и экономичные модели социальной помощи детям и разработать и реализовать проекты создания различных учреждений для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. 3. Создание добровольческих отрядов и волонтерского движения, ко торые бы целенаправленно занимались проблемами воспитания детей, по павших в трудную жизненную ситуацию. Следует обратить внимание и на развитие волонтерского движения, подготовку людей, которые могли бы за очень умеренную плату или вообще бесплатно помогать детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Хотя в дореволюционной России и не существовало такого понятия, как волон-терство, но экономическая ситуация в стране и ситуация с финансированием детских благотворительных учреждений заставляли заведующих этими учреждениями экономить средства и привлекать людей, готовых на благотворительных началах заниматься с детьми. Вообще, добровольчество (волонтерство) - это участие людей независимо от возраста, расы, пола и вероисповеданий в мероприятиях, направленных на решение социальных, культурных, экономических, экологических проблем в обществе, не связанных с извлечением прибыли. В России первый опыт организованного добровольчества, который затем дал импульс для развития добровольческого движения по всей стране, появился в Москве и Санкт - Петербурге в начале 90-х годов. К началу 1997 года идеи добровольческой деятельности получают более широкое распространение в российском некоммерческом секторе в Сибири, Нижнем Новгороде и других регионах Российской Федерации. С 1998 года импульс развитию движения был придан в результате провозглашения ООН 2001 года Международным Годом Добровольцев и проходил под эгидой подготовки проведения МГД в координации с ведущими мировыми центрами. Добровольческая деятельность сегодня может стать хорошим трамплином для начинающих специалистов, так как волонтерство - это технология подготовки к профессиональной деятельности и развития профессиональной компетенции. Главное - сделать эту деятельность привлекательной для молодых людей, сделать ее социально-значимой. В этом случае можно привлечь достаточное количество людей в педагогическую деятельность, в первую очередь, к работе с детьми.

В настоящее время, несмотря на активизацию волонтерского движения, нужно отметить, что многие существующие добровольческие организации акцентируют свои усилия на оказание помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам. Многие организации имеют экологическую направленность (например, в Ульяновске организации «Юный эколог», «Зеленая планета»). Большое внимание волонтерским организациям уделяется проблеме СПИДа («Равный-равному» г. Ульяновск). Следовательно, сфера социальной помощи детям и, в первую очередь, воспитательного плана остается не охваченной, хотя именно здесь представители волонтерского движения были бы очень полезными. Именно расширение волонтерского движения в этой сфере поможет, хотя бы частично, решить вопрос о формировании такой системы ценностей у молодежи, которая способствовала бы активной жизненной позиции молодых людей, а также стремления к здоровому образу жизни.

Похожие диссертации на Система воспитания в детских благотворительных учреждениях конца XIX - начала XX веков