Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические идеи и взгляды дагестанского просветителя Али Каяева : конец XIX - начало XX века Магдилова Патимат Магомедовна

Педагогические идеи и взгляды дагестанского просветителя Али Каяева : конец XIX - начало XX века
<
Педагогические идеи и взгляды дагестанского просветителя Али Каяева : конец XIX - начало XX века Педагогические идеи и взгляды дагестанского просветителя Али Каяева : конец XIX - начало XX века Педагогические идеи и взгляды дагестанского просветителя Али Каяева : конец XIX - начало XX века Педагогические идеи и взгляды дагестанского просветителя Али Каяева : конец XIX - начало XX века Педагогические идеи и взгляды дагестанского просветителя Али Каяева : конец XIX - начало XX века Педагогические идеи и взгляды дагестанского просветителя Али Каяева : конец XIX - начало XX века Педагогические идеи и взгляды дагестанского просветителя Али Каяева : конец XIX - начало XX века Педагогические идеи и взгляды дагестанского просветителя Али Каяева : конец XIX - начало XX века Педагогические идеи и взгляды дагестанского просветителя Али Каяева : конец XIX - начало XX века Педагогические идеи и взгляды дагестанского просветителя Али Каяева : конец XIX - начало XX века Педагогические идеи и взгляды дагестанского просветителя Али Каяева : конец XIX - начало XX века Педагогические идеи и взгляды дагестанского просветителя Али Каяева : конец XIX - начало XX века
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Магдилова Патимат Магомедовна. Педагогические идеи и взгляды дагестанского просветителя Али Каяева : конец XIX - начало XX века : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Магдилова Патимат Магомедовна; [Место защиты: Дагестан. гос. пед. ун-т]. - Махачкала, 2008. - 130 с. : ил. РГБ ОД, 61:08-13/656

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Социально-исторические условия становления гуманистических и педагогических идей мусульманского просветительства во второй половине XIX-начале XX века в Дагестане 13

1.1.Социально-исторические условия становления мусульманского просветительства 13

1.1.1. Состояние и уровень духовного развития народов Дагестана в представлениях мусульманских просветителей Дагестана

1.1.2. Положение науки и ученых в Дагестане и их ответственность за судьбы подрастающего поколения ... 23

1.2. Мусульманское просветительство как составная часть народного образования в дореволюционном Дагестане

1.3. Значение мусульманского просветительства для становления светского образования в Дагестане... 59

Глава II. Сущность, основное содержание и значение педагогических взглядов мусульманского просветителя Дагестана Али Каяева

2.1. Педагогическая деятельность Али Каяева 69

2.2. Вопросы общественного и семейного воспитания в представлении дагестанского просветителя Али Каяева .

2.3. Вклад А. Каяева в историко-педагогическую теорию и практику национальной школы...

Заключение 105

Список литературы 109

Приложения

Введение к работе

Важнейшими условиями познания педагогической истины являются объективная оценка исторической реальности, неразрывная связь истории педагогики с современностью, выявление прогностического значения историко-педагогических фактов, явлений, идей.

История отечественной педагогики столь богата именами и делами людей, посвятивших свои силы мусульманскому просветительству, народному просвещению, что деятельность многих из них еще просто не стала предметом исследований, а их педагогические взгляды, практический опыт не сделались достоянием истории педагогики, педагогической теории и практики.

Во все века у каждого народа.были люди, выделяющиеся своими личными духовными качествами, которые служили образцом для подражания и которые имели право учить других, пользуясь своими способностями и заслуженным авторитетом в обществе.

Все эти социально-исторические явления характерны и культуре дагестанских народов. Издревле в Дагестане существовало своеобразное общество образованных людей, знатоков истории, мусульманского права, философии, арабской литературы и культуры, которые считали своей святой- обязанностью делиться знаниями, и просвещать свой народ. Начавшаяся в XIX веке смена формации в горах повлекла за собой,и перестройку образовательной политики, что было обусловлено потребностями наступавшей буржуазнойэры. При этом реформа образования связана с переходом на новый, качественный уровень, на основе демократизации средней и высшей школы.

В условиях углубления социально-экономических реформ, осуществляемых в современной России, образование призвано обеспечить смену менталитета общества, старых стереотипов, формировать новое общественное сознание и политическую культуру. Одновременно происходит децентрализация управлением образования и повышается роль региональной образовательной полити-

ки. В процессе реформ образования необходим учёт местных особенностей социально - экономического и этнокультурного развития народа, его исторических образовательных традиций.

Новая образовательная политика должна опираться на ретроспективный педагогический опыт, на традиционную, прогрессивную, апробированную многими годами педагогическую теорию, на богатое педагогическое наследие педагогов - просветителей прошлого, поскольку это неисчерпаемый родник теорий и идей, мыслей и взглядов.

У каждого народа есть свои подвижники на ниве просвещения и отрадно, что за последние годы появилось достаточно много исследований, посвященных изучению педагогического наследия национальных просветителей прошлого [65, 78, 79, 100, 115, 133, 138].

Так, например, Шаова И.Е. [149] изучает педагогические взгляды и идеи адыгского просветителя С.Х. Сиюхова, который впервые стал глубоко разрабатывать актуальные вопросы педагогической науки и практики < национального образовательной системы, при этом он подчеркивал первостепенную важность сохранения и изучения материнского языка.

Исаева Л.Н. [80] изучает деятельность и методы адыгского педагога М.И. Демкова. Взгляды М.И. Демкова отличались своеобразием: характерной особенностью его идей является антропологичность подхода к обучению и воспитанию. Он считал, что воспитание обусловлено наследственностью1 и различными биологическими задатками людей, поэтому каждый ученик требует индивидуального внимания

В работе Абаевой Ф.В. [1] изучается деятельность и взгляды карачаевского педагога У.Д. Алиева, который явился одним из создателей алфавита для бесписьменных народов СССР, в частности для карачаевского народа. Он считал, что письменность и литература нуждались в научной узаконенности и в научно-обоснованной грамматике. Основой дидактического материала "Букваря", созданного Алиевым, является карачаевский фольклор.

В работе Панеш Б.Х. [134] изучается научно-педагогическая и просветительская деятельность видного адыгского ученого Ю.К. Намитокова, который оказал большое влияние на развитие педагогической науки и развития образования в Адыгее. Педагогическое наследие и просветительская деятельность Ю.К. Намитокова свидетельствует о глубоком понимании им духовно- нравственных интересов адыгского этноса, о соотношении общечеловеческого, общероссийского и национального в его развитии. Ю. К. Намитоков положил начало новому направлению в науке - этнической педагогике, основой которой является народная педагогика о воспитании детей. Энциклопедичность знаний и разнообразие научных интересов ученого позволило ему занять достойное место в плеяде просветителей Северного Кавказа.

Тешева Ф.Р. [139] изучает педагогическую деятельность и педагогические взгляды адыгских просветителей У.Х. Берсея и П.И. Тамбиева. В исследовании раскрывается роль адыгских просветителей в создании, сохранении и развитии национальной письменности и культуры, системы общего'образования для адыгского народа, как основного условия этнической консолидации и просветительской активности народа.

Значительный интерес представляет работа Э.Ю.Кассиева, [87, с. 160] в которой имеется специальный раздел о просветительстве в Дагестане конца XIX - начала XX в. По мнению автора, существующие разногласия и неточности в истолковании просветительства как социального явления объясняются «главным образом недостаточной четкостью и определенностью в употреблении терминов, разночтением понятий «просветитель», «просвещение», «просветительство», неучетом их конкретного философского и исторического содержания». Э.Ю.Кассиев считает неправомерным отнесение к просветительству деятелей общественной мысли, живших до периода формирования капиталистических отношений. Исходя из этого положения, он называет ряд имен представителей Татарии, Северного Кавказа и Дагестана, которых, по его мнению, нельзя назвать просветителями.

6
: Итак, можно сказать, что каждый народ является творцом не только мате-

' риальных,,но и духовных памятников:культуры. Поэтому все памятники письменной культуры Дагестана, имеющие общее национальное значение,.являются' культурным достоянием его народов. Долгом каждого поколения является^ не! только бережное сохранение, но и преумножение: культурных ценностей: Поэтому научные исследования в области культуры, входят составной частью во все государственные программы, направленные на развитие Республики Дагестан.

В" рассматриваемую нами эпоху признанными деятелями просвещения, '" .интеллектуально и нравственно богатыми личностями- которые всю свою жизнь и деятельность посвятили трудному делу образования и просвещения дагестанского народа. К ним относятся относятся Касан Алкадари, Гаджи-Магомед .Кудутлинский, Гаджи-Дауд Усишинский, Єаид ШиназскиЩ Мухаммед ал-Яраги; Мирза Али ал-Ахты, Исмаил-Эффенди Шиназский, Зёйди Курк-линский, Сайд Араканский, Салман Тлохскищ Абусуфьян Акаеви другие.

0собуюроль в реформации; ислама и; в: мусульманском просветительстве сыфал просветитель Али Каяев( 1878-1943)^ один из наиболее известных ара-боязычных дагестанских ученых и мыслителей начала XX, века. Философ и^ бо-Ггослов; публицист и пропагандист наук, педагог и< языковед, поэт ш историк , Али Каяевобладал поистине энциклопедическими'познаниями в различных областях науки и: общественной мысли.

Первую попытку изучить- его идейное наследие- предпринял Ю.ВМёджидов. В 1968 г. вышла его книга о Каяеве (в соавторстве с W.A.. Аб-дуллаевым). В этой* работе подробно излагаются? философские; общественно-политические и социально-педагогические воззрени^^

Ві2000тоду Наврузовым А.Рінаписана^диссертация?f 126]^.где:впервые в

полном;объеме даётся анализ и идейно-тематическая характеристика: направле-

: ния! газеты на арабском языке «Джаридат Дагистан», редактором которой: с

1913-1918 гг. был Али Каяев. Наврузов А.Р. считает, что, «Джаридат Даги-

стан», по праву, занимала достойное место в пропаганде просветительских идей среди мусульманских народов Дагестана и Северного Кавказа.

Али Каяев был одним из самых ярких представителей мусульманского просветительства, который оставил богатое и бесценное научное, педагогическое, литературное и культурное наследие. Однако в силу ряда обстоятельств как объективных, так и субъективных, наследие Али Каяева до сих пор остается практически неисследованным.

К сожалению, до > сих пор нет статей и работ, посвященных анализу и объективной оценке его педагогического наследия, а также нет монографического исследования его педагогической деятельности, дидактических идей и методов воспитания подрастающего поколения, разработанных Али Каяевым в ходе его практической деятельности.

Поэтому изучение научного и-педагогического наследия Али Каяева, его роли в становлении мусульманского просветительства>и<значение самого мусульманского -просветительства для* становления светского образованиям Дагестане с учётом современных социально-педагогических и образовательных задач приобретает сегодня особую актуальность.

Объект исследования: - процесс становления и развития мусульманского просветительства в*конце XIX- начале XX века в Дагестане

Предмет исследования: - научная и педагогическая деятельность, идеи и взгляды Али Каяева в развитии мусульманского просветительства в Дагестане.

Цель исследования: - научное осмысление и систематизация педагогического наследия Али Каяева, определение значимости вклада учёного - педагога в педагогическую науку и развитие мусульманского просветительства Дагестана.

В соответствии с поставленной целью, проблемой, объектоми предметом исследования определены следующие задачи:

выделить и охарактеризовать основные гуманистические и педагоги
ческие идеи-мусульманского просветительства в дореволюционном Да
гестане; .
- дать характеристику роли мусульманского просветительства как со
ставной части народного образованияш Дагестане
-показать, значимость идей мусульманского просветительства в. ста-
' новлении светского образования в Дагестане

охарактеризовать основные этапы педагогической деятельности учёного, педагога и просветителя Али. Каяева, выявить его роль вьстанов-лениш и развитии мусульманского просветительства; системы образованиями просвещения в Дагестане в целом;; Методологической? основой исследования является материалистиче-1 ское учение о целостномшзучении основ светского и мусульманского, просветительства, связь исторического/ с современным; концептуальные' подходы к изучениюбиографииіАлиіКаяева как личности, принимающегошепосредствен-> ное участие в,исторических событиях, происходящих в;Дагестане в< конце:XIX и; начале* XX веков. Изучение педагогических. методов и приемов;. используемых просветителями, основано на философских и гносеологических идеях. Єистемно-историческийі подход позволил* осветить его роль и место в, плеяде дагестанских просветителей и педагогов конца XIX века; провозгласивших^ что воспитание должно; опираться- на; общечеловеческие ценности, и; на научно-культурное наследие, исторически,выработанное народамюрегионшРоссийской империи и мира; в; целом; Раскрыть значение результатов- исследования для /дальнейшегофазвития межнациональных отноіііенийш; свете современных, тео-.'.. рий и воззренийі.

Методы'исследования в целом характерны»для историко-педагогических работ: описание и объяснение, анализ и синтез, классификация/ исторического материала; сравнительно-исторический и историко-типологический методы; метод актуализации, нацеленный; на' выделение, анализ исторических явлений

и фактов, знание которых способно обогатить современную теорию и практику образования, содействовать решению их насущных проблем.

Источниковедческой базой являются труды Али Каяева, материалы и документы рукописного фонда Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра Российской Академии наук, библиотеки Дагестанского государственного университета, Дагестанского государственного педагогического университета, Центральной библиотеки имени Р.Еамзатова, материалы периодической печати и публикации учёных - педагогов, историков и « культурологов о деятельности и творчестве Али Каяева.

Этапы исследования

Первый этап (первый год обучения) - поисковый. Обоснование проблемы, анализ уровня её научной разработанности, выявление и анализ*новых и малоизученных источников, определение цели, задачи исследования.

Второй этап- (второй год обучения) - научно-исследовательскит Анализ и пополнение первоначального» круга источников, систематизация собранного материала, критический пересмотр дореволюционных и современных 4 оценок практики мусульманского просветительства в Дагестане.

Третий этап (третий год обучения) - теоретическое обобщение и оформление результатов исследования.

Научная« новизна и теоретическая? значимость исследования. Биография и общественно-просветительская деятельность Али Каяеваь достаточно полно освещены* в научной литературе в философском, общественно-политическом и историко-литературном аспекте (Ю:В. Меджидов; М.А. Аб-дуллаев, А. Р. Наврузов). А что касается педагогического наеледияп этого просветителя,, то оно до сих пор не стало предметом специального монографического исследования. В таком качестве исследование проводится впервые.

Собрана, систематизирована, проанализирована, а также дана полная библиография научно-педагогических, исторических, философских, просветительских трудов и статей, созданных Али Каяевым.

В диссертационном исследовании просветительство Али Каяева рассматривается как система теоретической и практической деятельности личности, выполнявшей поставленные перед собой задачи: просвещение и образование своего народа, развитие национальной культуры. Материалы исследования-дают возможность охарактеризовать педагогическую деятельность Али'Каяева как значительный вклад в становление и развитие национального образования в Дагестане.

Значимость нашей работы состоит и в том, что она вносит определенный вклад в дагестанскую историко-педагогическую науку, способствует углубленному и более точному пониманию педагогического процесса и развития национальных школ.

Существенно расширен круг источников изучения истории мусульманского просветительства (на основе ранее не привлекавшихся обширных данных проведен историко-статистический анализ системы мусульманского просветительства в Дагестане, раскрывающий эволюцию её структуры, динамику и географию её развития).

Практическая значимость исследования состоит в том, что его материалы могут быть использованы как в педагогической деятельности учителей и преподавателей общеобразовательной, средне-специальной и высшей школы, на лекционных и семинарских занятиях по истории Дагестана, по родной и дагестанской литературе, так и по истории педагогики. Материалы диссертации могут быть использованы при разработке лекций и спецкурсов по истории педагогики родного края, составлении учебных пособий.

Достоверность результатов подтверждается: комплексным анализом изучаемых процессов, явлений и фактов; соответствием выводов и> оценок исторической реальности и современной методологии, историко-педагогического анализа; рассмотрением этой реальности в непрерывном развитии; адекватностью исследовательских подходов, приемов и методов поставленным задачам; существенным расширением круга источников по истории образования, их

II критическим анализом; сопоставлением полученных данных с исследовательскими результатами общепризнанных научных разработок. На защиту выносятся следующие положения:

  1. Мусульманское просветительство являлось составной частью народного образования в дореволюционном Дагестане. Система арабо-мусульманского образования имела, в течение веков в целом прогрессивное культурно-образовательное значение. Социально значимым следствием ее внедрения в Дагестане было распространение грамотности, рост престижа знаний и образованности среди дагестанцев. Но её негативные стороны — схоластический характер, трудоемкость процесса обучения- при сравнительно скромных образовательных результатах, примитивность организации учебного процесса и методики'преподавания - подвергались резкой и беспощадной критике со стороны наиболее передовых деятелей мусульманского просветительства.

  2. Под влиянием критики мусульманских просветителей-и изменявшейся социально-экономической и социально-образовательной ситуации часть мусульманских школ медленно-эволюционировала в сторону усиления* светского элемента образования, что нашло свое отражение в джадидитском движении и создании новометодных школ. Деятельность мусульманских просветителей объективно способствовала и подготовила почву для распространения и становления светского образования в Дагестане в последующий период.

  3. Али Каяев - яркий представитель мусульманского просветительства конца XIX и начала XX века, внесший большой вклад в создание-системы образования и просвещения в Дагестане. Гуманистическая^ в,цел ом направленность педагогических идей Али Каяева, рационализм и приоритет общественных интересов» над личными и религиозными выгодно отличает его среди своих современников.

Апробация и внедрение результатов исследования последовательно осуществлялись на всех этапах его проведения. Основное содержание и выводы диссертации получили отражение: в опубликованных тезисах и статьях и публикациях на страницах печати; в сборниках научных трудов-(Педагогиче-

екая наука и образование, Москва, 2007); материалов конференций (Научно-практическая конференция, посвященная 60-летию Дагестанского научно-исследовательского института им. Тахо-Годи, Махачкала, 2004).

Промежуточные результаты исследования докладывались на заседаниях кафедры педагогики и психологии Дагестанского государственного педагогического университета, на семинарах кафедры педагогики Дагестанского государственного университета.

Результаты исследования рекомендованы кафедрой "Педагогики и психологии" ДГПУ применять на лекционных и практических занятиях со студентами исторических и педагогических факультетов, при разработке спецкурсов и спецсеминаров, во внеклассной работе учителями средних школ по курсу "История Дагестана".

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений. Объем работы 130 стр.

Состояние и уровень духовного развития народов Дагестана в представлениях мусульманских просветителей Дагестана

В различных источниках литературы наблюдается многообразие подходов к изучению понятия о просветительстве. Одним из крайних является мнение, согласно которому всякий призывающий к просвещению народа объявляется просветителем, хотя в этом случае не учитывается социально-политический характер просветительства. Вторая крайность состоит в том, что просветительство отождествляется с революционным демократизмом, просветителями признаются только те, кто строго придерживается трех положений ленинской характеристики просветительства, названных в работе «0т какого наследства мы отказываемся». Это мнение, получившее особо широкое распространение, приводит к недооценке роли и значения низших форм просветительства.

По мнению М.А.Абдуллаева. просветительство представляет собой широкую антифеодальную, буржуазную по своей социально-политической сущности идеологию периода развития капиталистических отношений, в которой существуют различные течения. Наиболее отчетливо выступают две формы — либеральная и революционно-демократическая [4, с. 115].

Для характеристики идейного «наследства» просветителей 60-х годов XIX в. В.И.Ленин берет литературно-публицистическую деятельность Скалди-на (ФіП.Еленеева) (1828-1902), буржуазного экономиста, чиновника, автора очерков «В захолустье и в столице». В.И.Ленин отмечает, что взгляды Скалди-на отражают общий просветительский характер «наследства» 60-х годов. Эти общие черты состояли в следующем: 1) враждебность к крепостному праву и всем его порождениям в экономической, социальной и юридических областях; 2) защита просвещения, самоуправления, свободы европейских форма жизни; 3) отстаивание интересов народных масс, главным образом крестьян, а также веры в то, что отмена крепостного права принесет с собой общее благосостояние [105, с. 519]. В.И.Ленин научно обосновал положение о том, что просветительство — явление общесоциологическое, свойственное всем странам, находящимся на пути перехода от феодализма к капитализму. Но в каждой стране эта закономерность выступает в специфической форме, в зависимости от условий" ее исторического развития. Просветительская идеология в Дагестане в конце XIX -начале XX в. имела свои особенности, сохраняя общую антифеодальную направленность.

Эти особенности были обусловлены следующими причинами. Во-первых, здесь был еще прочен феодализм; капиталистические отношения только развивались, по-прежнему господствовали патриархально-феодальные традиции. Во-вторых, в Дагестане не было крепостничества, крестьянство являлось в.основном лично-свободным. Некоторые категории крестьян, находившихся в личной зависимости, были уже освобождены. Стало быть, здесь не стоял вопрос о кре-постном праве, главный в просветительском движении России. Зато религия оставалась господствующей идеологией, защитницей средневековых отношений и традиций. Отсюда главной проблемой5 просветительского движения в Дагестане становилась борьба против отсталости и невежества.

В» основе дагестанской просветительско-педагогической. мысли лежало ) стремление покончить с социальным, духовным и культурным застоем иг обеспечить вступление на путь прогресса.

Говоря о дагестанском просветительстве начала , XX. века, необходимо иметь в виду особое положение-религии1 в духовной жизни.горцев. Не только по-мусульмански, но и светски образованные деятели считались с исламом. Для большинства просветителей ислам являлся основой идеологического обоснования просветительства. В работе М.А. Абдуллаева «Общественно-политическая мысль в Дагестане в начале XX века» предпринимаются попытки увязать мест ные формы просветительства с той идеологией и теми социально-культурными традициями, которые служат их обоснованию. В этой связи выделяются две формы просветительства: светская и мусульманская [4, с. 118].

Отличие мусульманского просветительства состоит не только в том, что ислам служит его идеологией. Оно пытается для обоснования своих прогрессивных стремлений найти в идеализированном мусульманском прошлом прецеденты. Другая особенность просветительства в Дагестане была обусловлена остротой проблемы национального освобождения. Горцы на протяжении многих десятилетий вели борьбу против царского колониального гнета, который выступал здесь в форме военно-феодального деспотизма. В творчестве просветителей эта проблема занимала одно из центральных мест.

Поскольку просветительство — это идейно-политическое движение, которое могли представить только просвещенные, грамотные люди, в условиях Дагестана это были главным образом по-мусульмански образованные люди, в том числе — представители духовного сословия:

В последней четверти XIX - начале XX в. просветительская философия получила в Дагестане значительное-развитие. Отражая особенности духовного развития горцев, она выступала идейно-теоретическим обоснованием различных направлений и форм местного просветительского движения. Просветительская философия принимала здесь в- основном формы дуализма, теории «двойственной истины» и нашла отражение в творчестве Аликбера Гайдарова, Гасана Алкадари, Гасана Гузунова, Абусуфьяна Акаева, Али Каяеваш др. [2, с. 112].

Активное вовлечение Дагестана в орбиту российских революционных событий в начале XX столетия оказало существенное влияние как на общественное развитие республики в целом, так и на эволюцию религиознойїмысли. Процессы развития просветительства, формирования антифеодальной идеологии, пробуждения национального самосознания происходили под непосредственным воздействием ислама. Глубину этих процессов раскрывают труды дагестанских ученых, алимов и выявляют сведения из архивов. Религиозное миро воззрение активно влияло на эволюцию общественной мысли и во многом определяло специфику путей ее развития. Сохранение ислама, как господствующей среди горцев идеологии, предопределило религиозную окраску идейно-политических течений, использование теологической аргументации при оформлении отнюдь не религиозных акций. Установление советской власти в Дагестане - переломный период, отмеченный началом коренных изменений в традиционном «мусульманском» обществе.

Положение науки и ученых в Дагестане и их ответственность за судьбы подрастающего поколения

Газета "Джаридат Дагестан" не ограничиваетсяуказанием на отсталость.и слабое развитие дагестанского общества, она указывает и причины этого явления. Одна из основных причин - это отсутствие или упадок научных знаний. Но это обстоятельство усугубляется экономическими факторами - всеобщей бедностью Дагестана.

Хаджи Идрис из Костека [145, с. 4] советует почему бы дагестанцам не соревноваться в обучении своих детей тому, что расширяет их кругозор в религиозных и земных делах, "почему дагестанцы рядятся в тогу науки", а не обращают внимание на проблемы общества.

Автор подчеркивает, что состоятельные дагестанцы не заботятся1 о положении бедных людей . Более того, не хотят обучать своих детей, говоря при этом, что не видят в этом пользы, как от других ремесел, которые, по их мнению, приносят пользу.

Затем, считает Хаджи Идрис из Костека, дагестанцы находят малой опла-- ту труда имамов. В качестве примера он приводит оплату труда имама; равную в 100 рублей в с. Костек. Если разделить эту сумму на число дней в,году, то получается 28 копеек в день. Часто случается, пишет автор статьи, что, чтобы собрать даже эту небольшую сумму, население деревни много, спорит на этот счет. А между тем они хотят, чтобы имам.-посещал их больных, даже детей в колыбели, посещал их дома и могилы их покойников в конце каждого-месяца, злословят за его спиной, а в глаза заискивают перед ним, радостно сообщая ему, чтохотят видеть его имамом в будущем году! Автор считает, что ученые [здесь на должности имама,- П.М.] должны уметь защищать и ограждать себя от подлизывания и лести. Тогда люди уважали бы.ученых и повысился бы их авторитет. По мнению Абдулмеджида Эфенди [8, с. 3], кадия города Дербента, при чиной отставания ученых Дагестана от своих современников является малое изучение ими исторических наук, географии, пренебрежительное отношение к ним. В этом же ряду негативное отношение к арифметическим наукам. Он об-, разно характеризует отрицание ими значение математических наук: "Если же они нуждаются в подсчете чего-либо, то собирают камешки перед собой в руках". "А между тем - это первейшая наука, в которой нуждается человек", считает он.

В этом же духе пишет Масъуд из Чечни [110, с. 2-3], считая, что иной раз некоторые ученые, а им следуют массы, сходят с истинного пути, утверждая, что нельзя заниматься рационалистическими науками и получать знания в школах христиан. Что, мол, кто подробно изучает их, тот сходит с истинного пути и проявляет неверие по отношению к Аллаху Всевышнему.

Автор статьи считает, это утверждение ложным, вне всякого сомнения, и что он знает многих мужей Дагестана подменам,- которые досконально изучают их, даже постигают их конечных глубин, а, вместе с тем, остаются наиболее придерживающимися» религиозных дел и наиболее ревностными, по их выполнению, чем те, которые эти науки не знают и ни чем из них не занимались. А также он знает и других из них, которые занимаются науками, но не соблюдают пост, совсем не уплачивают закат, не молятся и т.д.

Это критерий, считает Масъуд из Чечни, ложности утверждений тех, которые отвергают занятия рационалистическими науками, которые являются ве- личайшим средством просвещения умов и воспитания нравов, несмотря на то, что, в принципе, они заимствованы у народов ислама и переложены из их книг.

Автор статьшутверждает, что в наше времяневозможно жить без ремесел И промышленных производств, которые зиждятся на этих науках, и совершенном овладении ими.

В конце статьи Масъуд из Чечни пишет, что до него дошли вести от доверенных людей, из тех, кто совершил хадж в Мекку и Медину о том, что ученые и шейхи Мекки и Медины, которые имеют полное представление о (Положении в нашей стране и в каком невежесіве, бедности, нищете, отсталости И упадке во всех делах мы находимся, вынесли фетву о необходимости заниматься рационалистическими науками и овладевать ими в русских школах с тем, чтобы было возможно нам сохранить нашу честь и престиж.

Муса из Сумбатля [120, с. 4] пишет, что ученые жалуются на плохое свое положение и отвечает им, что массы предъявляют спрос к тем наукам, в которых они нуждаются и которые являются полезными. Он считает, что люди нуждаются сверх всякой меры в науках и ученых в этот наш век, век знаний и науки таких, как арифметика, геометрия, география, новая философия, новая химия, новая астрономия, здравоохранение, история, Коран, хадисы и их составляющие, этика, жизнеописание (сира) Посланника Аллаха и его праведных халифов и др.

По мнению Мусы из Сумбатля у нас нет таких наук и ученых такого сорта не иначе, как самое малое количество [не превышает числа пальцев на руках - П.М.]. "А предел, который существует у нас из наук, представляет собой не-?" сколько правил из- синтаксиса и морфологии, вместе с известными доводами, исследованиями и пустыми спорами; которые упоминают авторы вхвоих книгах и которые, как оказывается, не имеют никакого отношения ни к синтаксису, ни к морфологии, ни к другим изучаемым наукам. Плюс к этому то, что включает "Шарх ал-Минхадж" шейха Ибн Хаджара ал-Хайсами по некоторым про-блемам фикха".

Наши ученые, говорит автор, интересуются,только написанием документов, если являются кадиями, или толкованием комментариев. по- проблемам книг, которые они читают, и написанием возражений на обратившихся к ним , таких же как они сами авторов комментариев и толкований, если являются учи- телями. И они видят в этом предел того, что необходимо им сделать .и обратить внимание и не болит голова у них о простом народе.

Муса из Сумбатля критически.относится к тем ученым, которые, "приписывают себе великие права, ожидают от людей возвеличивания и уважения", жалуются на свое тяжелое положение, на отсутствие научных и духовных обязанностей, чтобы зарабатывать на жизнь и винят во всем этом, также простой народ.

Дело обстоит, как раз наоборот тому, что они видят, считает автор статьи. Массы извиняют ученых, что они бросили народ в таком состоянии из-за уважения ко всему, в чем ученые могут принести пользу. Но они не нуждаются в том, что у них [нынешних ученых — П.М.] есть и в том, что они называют наукой.

Затем, отвечая некоторым ученым, которые утверждают, что не осталось научных функций у ученых, - автор считает, что полезные научные-функции, , проявляющиеся не только в том, чтобы судить или в функции духовного руководства, но и в написании исследований по важнейшим проблемам — есть, они сохраняются и востребованы. Большинство наших сел, пишет он, если не сказать все, но достаточное количество из них, очень сильно нуждаются в учителях, которые обучали бы детей чтению, числу и вышеперечисленным рационалистическим наукам, вопросам фикха т.д., тому, что необходимо человеку в его бытие, чтобы он следовал своему народу в жизни, культуре, нравственности.

Таким образом, на страницах "Джаридат Дагестан" выступала плеяда сторонников просветительских идей, просвещения народа на новом уровне и в новых условиях. Ничуть не отрываясь от основных принципов ислама, они в то же время видели недостатки, которые активно тормозили поступательное движение дагестанского общества.

Педагогическая деятельность Али Каяева

Каяев Али сын Абдулгамида (или как его называли в Дагестане Замир Али) родился в 1878 году в селении Казикумух Лакского округа в семье узденя - оружейных дел мастера. Отец будущего ученого - Абдулгамид был искусным мастером - оружейником, работал на отходе, преимущественно, в Закаталах. В 1884.году он трагически погиб. Как и все сверстники, Али начал учиться в примечетской школе у известного в селении арабиста Гази Сейидусейнова. Первый наставник Али был человеком широко образованным, прекрасно владел арабским, русским,, персидским и турецкими языками. Он имел личные контакты с известными учеными — арабистами своего времени.

Гази Сейидусейнов обучал своих воспитанников как религиозным, так и , светским дисциплинам: Он сыграл в судьбе будущего ученого очень важную } роль. Видя необычайную одаренность Али, он настойчиво убеждал его не пре-рывать учебу и всеми средствами содействовал занятиям своего воспитанника.

. Уже в годы учебы Али выделяется среди сверстников интересом и тягой к знаниям. После окончания примечетской школы в Кумухе Каяев совершенствует свои знания у различных дагестанских алимов. Это Халил — эфенди из селения Тлярош и Джабраил из селения Хачада , Курбан-Алил Мухаммад-эфенди из селения Шулани и Муртазали-эфенди из селения Кудали, Хантатаев Мирза -Кади-эфенди из селения Балхар, шейх Али -эфенди, Махди-Мухаммад-эфенди и Абдуразак-эфенди из селения Согратль. Известно, что Замир-Али учился

также в медресе селениях Унчукатль и Параул (к сожалению имен его учителей в этих селах определить пока не удалось).

По свидетельству известного знатока арабоязычной литературы Дагестана Нурмагомедова Нурмагомеда Гаджиевича, близко знавшего Замир-Али Кая-ева, большую роль в становлении будущего ученого сыграл Шейх-Али эфенди Согратлинский. От всей души полюбив своего воспитанника, он предоставил в его распоряжение свою богатую библиотеку, поддерживая интерес Замир-Али к научным изысканиям. В Согратле Али Каяев проучился около пяти лет.

В годы учебы он интересуется мусульманским законодательством, историей и этнографией, астрономией. Обладая незаурядными природными дарованиями, он почти в полсрока завершает традиционную в Дагестане 15-20 летнюю программу арабоязычного образования.

В 1899 году Али Каяев по заказу своего первого учителя Еази Сейидгу-сейнова снимает копию с известной хроники Мухаммед Тахира ал-Карахи «Блеск дагестанских шашек в некоторых битвах Шамиля» и посылает её в «дар астраханскому учёному Абд ар-Аррахману. О научной ценности труда двадцатилетнего Каяева свидетельствует тот факт, что его рукопись стала одной. из трёх копий, положенных в основу «Хроники Мухаммед Тахира ал-Карахи», изданной в 1941 году под редакцией И. Крачковского [148, с. 22].

Вскоре по приглашению астраханского ученого Абд - ар-Аррахмана Али Каяев выезжает в Астрахань, где работает в качестве преподавателя медре-се и одновременно углубляет свои знания в востоковедении. Астраханский период учения окончательно определил востоковедческую ориентацию Али Каяева. В 1905 году он приезжает в Каир с целью поступления в известный в мусульманском мире университет Ал-Азхар.

Авторы монографии, посвященной жизни и творчеству Али Каяева [114], освещая этот период ученого, пишут: «Нам не удалось подробно выяснить обстоятельства жизни ученого в Каире. По одной версии, Каяев не поступил в Ал-Азхар, так как университетская программа не удовлетворяла его запросам, но в течение двух лет самостоятельно изучал труды восточных ученых в универси тетской библиотеке и одновременно вел курс арабского языка в одном из при-университетских медресе». По другой версии, он поступил в университет и в кратчайший срок (за два года) усвоил всю программу и имел университетский диплом.

Автор первой версии-И.Х. Курбаналиев из селения.Унчукатль, а второй -уже упомянуты&выше арабист М:Г. Нурмагомедов.

М. Абдуллаев и Ю.Меджидов отдают предпочтение первой версии, основанной на воспоминаниях И.Х. Курбаналиева .

Версия М.Г. Нурмагомедова, на наш взгляд, более близка к истине. Согласно его воспоминаниям, в Ал-Азхаре в годы учебы Али Каяева обучалось около 17 тысяч студентов из разных мусульманских стран. Из этого количества студентов первым по своему прилежанию и знаниям в различных областях науки был студент - выходец из Индии. Вторым по тем же параметрами признавали самого Али.

Далее М.Т. Нурмагомедов утверждает, что Замир Алипосле двух лет обучения, экстерном сдав экзамены, получил диплом,- и ему предложили вести курс арабского языка в университете.

В Каире судьба сводит Али Каяева с известным представителем исламского реформизма Рашидом Ридой, ратовавшим за приобщение мусульманских народов к европейской цивилизации. Рашид Рида привлекает Каяева к сотрудничеству в реформитском журнале «Ал-Манар». Работа Каяева в журнале, видимо, была весьма плодотворной и в знак признательности Рашид Рида преподносит Али рукопись своего труда по вопросам реформизма.

В 1908 году Али Каяев переезжает из Каира в Стамбул, чтобы ознакомиться с трудами восточных ученых, сосредоточенных в местных научных центрах.

Вернувшись через Одессу на Кавказ, Али Каяев находит здесь широкое поле для просветительской деятельности. В селении Гунделен Терско-Кубинской области (ныне Карачаево-Черкесия) он открывает медресе, где увлеченно работает с учениками.

Вопросы общественного и семейного воспитания в представлении дагестанского просветителя Али Каяева

Среди проблем волновавших дагестанских просветителей был и женский вопрос. Это было неизбежно, потому что они мечтали о новом обществе и новом человеке, а в начале жизненного пути нового человека — мать.

Али Каяев [32, с. 4] писал, что "женщины — это начальные школы для детей и первые учительницы для своего потомства". Он считает, что рационалистические и исторические науки просвещают, очищают их умы от всяческих вымыслов и иллюзий и пробуждают их для счастливой жизни. Величайшее бедствие, с сожалением пишет он, что среди дагестанцев есть люди, которые считают, что занятие женщиной наукой является величайшим грехом, что не простительно никому. Обучение их чтению и письму они считают явным грехом, а оставление их в невежестве и незнании обо всем на свете — обязательным предписанием шариата. Упаси боже от этого, с возмущением пишет Али Каяев, чтобы божественный шариат был ниспослан, чтобы распространять невежество, глупость и заблуждение.

Высказывают мнение, рассуждает далее Али Каяев, что обучение письму, якобы развивает у женщин порочные качества. Но если это так, резонно замечает он, это относится в такой же мере и к мужчинам и почему тогда этот запрет не распространяется и на них тоже. В конце статьи Али Каяев приводит имена выдающихся женщин-поэтесс, писательниц, добившихся высот в науках и приумноживших славу рода человеческого.

В статье А. Каяева [31, с. 2], посвященной решениям, принятым на Кавказской конференции в г.Баку, говорится об обучении женщин и повышения их уровня знаний, как и мужчин, открытия для них специализированных школ и воспитания в них таких качеств, как скромность, добродетельность, нравственная чистота, формирование у них высокой культуры, чтобы соответствовать современной цивилизации, так как они большая часть человечества, ибо невозможно построить цивилизованное общество, если половина человечества будет неграмотна.

Также говорится, что не упорядочится жизнь между супругами в семье иначе, как если они не будут одинаковыми или близкими в воспитании и в знаниях друг другу. Если один из них будет высокообразованным и высококультурным, а другой крайне низкого уровня-образования и воспитания — какое же расстояние будет между ними и как трудне будет общение, дружба и близость между ними. Это единственная причина того, что выпускники русских школ из среды мусульман отворачиваются от необразованных и беспечных мусульманок и имеют влечение к русским девушкам и др., образованным подобно им.

Затем, говорится в статье, женщины, вместе с тем домохозяйки, управительницы и учителя; и воспитательницы детей на заре их юности и , вне всякого сомнения, насколько будет воспитатель и учитель выше и способней ввоспита-нии и образовании, несомненно, и обучение будет лучше. В заключении1 статьи говорится, что в шариате нет ничего, что запрещает обучение женщин, воспитанию их культуре и приводятся высказывание Пророка, который сказал, что "поиск знаний - есть обязанность каждого мусульманина и мусульманки".

В другой статье Али Каяева [94, с. 2], посвященной также решениям Кавказской конференции в г.Баку, наряду с другими решениями, упоминаются пункты о необходимости открытия-рядом с обычными школами школ, где обучали бы девушек кройке, шитью, вязанию и ткачеству и другим женским занятиям.

В статье [17, с. 3-4] посвященной проблеме равноправия мужчины и женщины в разводе, Али Каяев пишет, что.большевики в своих официальных новостях распространяют, что право развода должно быть в руках женщины нарав- не с мужчиной. И признают только брак по закону, который заключают муж и« жена по взаимному согласию-и не обращают (т.е: большевики) внимания на брак церковный (или шариатский), который заключает священник (или.кадий) в церкви (или в мечети). Это они делают, пишет он, чтобы уменьшить влияние церкви на людей, с одной стороны, и расширить пределы свободы-и ее распространения, с другой. Они считают, что у женщин должна быть такая же свобода

в этом, как и у мужчины. И считают произволом, если женщина под подчинением мужчины, когда у нее нет путей, чтобы избавиться от его жестокости и плохого обращения с нею. Говорят, что если женщина - тоже человек и потомок Адама, то у нее должны быть такие же права, как у него, без разницы. Это коротко, суммирует Али Каяев, чго,говорят большевики, только неизвестно, касается это только христиан или мусульман.

В ответ на это и на то, что многие упрекают, что ислам — религия цивилизации и полной свободы, а также то, что исламский шариат отвечает всем потребностям человечества и берет на себя труд и ответственность в решении всех земных и потусторонних проблем, - и как же случилось, что он не решил и проявил ограниченность в таком важном вопросе и отдал его целиком в руки мужчин, Али Каяев пишет, что все дело в ограниченности понимания и кругозора женщины поспешности ее к разводу и расставанию по малейшим причинам, без учета последствий этого.

В статье он приводит последствия уравнения мужчин и женщин в правах в развитых странах, где 80% разводов происходит по вине1 женщин и только 20% - по вине мужчин. Что же говорить тогда о менее развитых странах, ре-зонноспрашивает он.

Исходя из этого, пишет Али Каяев, исламский шариат предоставил право развода мужчине, но не предоставил женщине и делегировал при этом дело развода от мужа двум третейским судьям (с его и ее стороны), вменив им в обя-занностьфазвести их, если они усматривают, что не восстановится единодушие, симпатия И любовь между ними. Али Каяев добавляет, что исламский шариат был ниспослан только для защиты от гнета и устранения его корней, притеснения и запрещает мужу причинять жестокие побоижене.

Еще 3 статьи Али Каяева [89; 90, 91, ее. 3-4, 4, 4] посвящены решениям конференции женщин собравшихся в г.Казани для обсуждения и решения некоторых своих вопросов.

Одна из выступивших говорила, что лицо и кисти рук не являются»частями тела, которые следует прикрывать, в отличие от остальных частей тела и

привела в подтверждение этого аяты Корана.

Вторая выступавшая отметила, что шариат категорически против многоженства, а позволяет многоженство только для того, чтобы приютить сирот и только. Третья выступившая добавила, что многоженство обуславливаетсямно-гими условиями, которые трудно супругам исполнять и добавила важность устранения споров и раздоров между супругами при помощи двух третейских судей. Четвертая выступившая настаивала на окончательном запрете многоженства по шариату и привела в подтверждение этого аяты из Корана: "Вьг не можете быть справедливыми по отношению к женщинам!" и "Если Вы боитесь, что будете несправедливы к ним, то женитесь на одной!" Также говорили о посещении женщинами мечетей, считая, что это их неотъемлемое право, предоставленное им по шариату. Некоторые же из них отвергали такое право. Затем после обсуждения они утвердили такие пункты: 1 .Шариат относится одинаково к мужчине и женщине; 2.Шариат не запрещает женщинам участвовать в выборах и общественно-политических движениях; З.Нет паранджи (укрывание покрывалом) в исламе; 4.Права мужчины и женщины в доме одинаковы; 5.Чтобы мужчина и женщина при вступлении в брак предоставляли свидетельство о медицинском обследовании; б.Мужчина при вступлении в брак должен взять на себя обязательство, что он не женится на другой, а если женится, то должен развестись с первой и обеспечить ее материально; 7.Надлежит записать в. книге регистрации, что у женщины есть право расторжения брака, если у нее возникнет такая необходимость; 8.Чтобы при разводе дети оставались у женщины, а отец обеспечивал их материально до достижения совершеннолетия; 9.Следует распространять среди всех женщин знания всеми возможными способами.

Похожие диссертации на Педагогические идеи и взгляды дагестанского просветителя Али Каяева : конец XIX - начало XX века