Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Содержание и формы организации музыкально-педагогического образования учителей начальных школ России конца XIX - начала XX века Абросимова Татьяна Николаевна

Содержание и формы организации музыкально-педагогического образования учителей начальных школ России конца XIX - начала XX века
<
Содержание и формы организации музыкально-педагогического образования учителей начальных школ России конца XIX - начала XX века Содержание и формы организации музыкально-педагогического образования учителей начальных школ России конца XIX - начала XX века Содержание и формы организации музыкально-педагогического образования учителей начальных школ России конца XIX - начала XX века Содержание и формы организации музыкально-педагогического образования учителей начальных школ России конца XIX - начала XX века Содержание и формы организации музыкально-педагогического образования учителей начальных школ России конца XIX - начала XX века Содержание и формы организации музыкально-педагогического образования учителей начальных школ России конца XIX - начала XX века Содержание и формы организации музыкально-педагогического образования учителей начальных школ России конца XIX - начала XX века Содержание и формы организации музыкально-педагогического образования учителей начальных школ России конца XIX - начала XX века Содержание и формы организации музыкально-педагогического образования учителей начальных школ России конца XIX - начала XX века
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Абросимова Татьяна Николаевна. Содержание и формы организации музыкально-педагогического образования учителей начальных школ России конца XIX - начала XX века : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Самара, 1999 282 c. РГБ ОД, 61:99-13/913-3

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Проблема музыкально-педагогического образований учителей начальной юколм России (конец XIX - начало XX века)

1. Теоретические основы формирования содержания музыкально-дедагогияеского образования

2. Реализация содержания образования на уровне учебного предмета в российской начальной школе на рубеже веков 29

3. Характеристика музыкально-педагогического образования будущих учителей в различных типах учебных заведений (анализ офиіш^^йьіх документов) 41

Глава II. Практика подготовки будущих учителей к реализации содержания образования на уровне учебного предмета «пение»

1. Теоретическая подготовка учителя в контексте музыкально-педагогического образования 70

2. Певческая подготовка будущих учителей к осуществлению музыкального образования на уровне учебного предмета «пение» 91

3. Инструментальное обучение будущих учителей 114

4. Педагогическая направленность подготовки учителей начальной школы к реализации содержания образования на уровне учебного предмета «пение» 136

Заключение 159

Библиография 166

Приложения 192

Введение к работе

Процесе демократизации в обществе, происходящий на фоне социально-политического, экономического, экологического кризиса, непосредственно затрагивает и систему образования: на смену жесткому единообразию приходят идеи гуманизации, свободы выбора содержания и форм учебной деятельности.

Существенной стороной гуманистической стратегии является стремление продуктивно, конструктивно сочетать общепедагогическую подготовку будущего учителя с включением его в художественное освоение мира как одной из форм сохранения, трансляции, выделения и осмысления культуры, ее обогащения и порождения.

Среди различных способов художественного освоения мира особая роль принадлежит художественно-творческой деятельности, системообразующим компонентом которой является искусство. Одним из составляющих многообразного мира искусства является музыка, воссоздающая музыкальные образы, которые выражают духовное движение педагога, его настроение, чувства, переживания. На фоне начинающегося преобладания прагматизма и духовного оскудения, полем формирования гуманистических ориентиров и идеалов развивающегося ребенка становится образование, которое по своей сути общечело-вечно, и этим создает условия для устранения причин дегуманизации человека, общества.

Решение проблем гуманизации образования, одним из реальных механизмов которого является художественное освоение мира, требует проведения научных исследований в контексте педагогики. Это предполагает не только изучение и обобщение опыта подготовки педагогических кадров в современных условиях, но и осмысление, анализ опыта, накопленного в истории подготовки учителей к реализации содержания образования в начальной школе дореволюционной России на уровне отдельных учебных предметов.

В этой связи большое значение приобретает обращение к прошлому педагогическому опыту, опыту музыкально-педагогического образования и подготовки учителей, которые своей деятельностью вводили детей в мир искусства,

в мир музыки, развивали у них потребность и способность к художественному освоению мира.

Объективная и критическая оценка состояния проблемы в ее историческом аспекте позволит выявить с позиции современного образования вневременные традиции в музыкально-педагогическом образовании, сохранившиеся и сохраняющиеся в настоящее время.

Конец ХГХ - начало XX века в России - это время, когда формировались истоки, закладывались значимые традиции в деле подготовки учителей к реализации содержания образования на уровне различных учебных предметов, в том числе и пения. В этот период усиливается внимание педагогов к постановке эстетического воспитания в школе, к повышению качества обучения детей пению как фактору художественного освоения мира не только в привилегированных учебных заведениях, но и в народных школах. Общественная активность, проявлявшаяся до этого времени как инициатива отдельных лиц, принимает форму коллективных усилий. Решение педагогической задачи по совершенствованию процесса обучения детей пению как целенаправленного взаимодействия учителя и учащихся, в результате которого у обучающихся формируется опыт художественно-творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностных отношений к миру, к людям и самим себе, было связано в ту эпоху с формированием содержания образования на уровне учебного предмета «пение», с созданием учебных программ для подготовки будущих учителей к реализации этого содержания образования в процессе обучения, с внедрением адекватных общепедагогической подготовке организационных форм и методов обучения будущих учителей.

История дореволюционной российской школы и отечественной педагогической мысли в настоящее время в значительной степени изучена. Общим вопросам организации учебно-воспитательной работы в начальных и средних учебных заведений различного типа на рубеже XIX - XX веков посвящены труды как ученых начала XX века (И-А-Алешинцев, НХВессель, М.И.Демков, НСЛихачева. А.С.Пругавин, С.В.Рождественский, Д.Д.Семенов, В.И.Фарма-

ковский, Г.А.Фальборк, В.ИЛарнолуский, Н.ВЛехов), так и ученых-педагогов второй половины XX века {Ж.ИХанелин, Э.Д.Днепров, С.Ф.Егоров, Б.К.Тебиев, Н.А.Константннов, Е.Н.Медынский, М.Ф.Шабаева, АВ.Ососков, А.И.Писку-нов, В.Я.Струминский).

В ряде работ по истории педагогического образования раскрываются вопросы подготовки учителей начальных школ в дореволюционной России (У.Т. Киреева, Н.ККузьмин, Ф.ГЛаначин, АЛ.Смятскнх). Обширные статистические сведения о педагогических кадрах России рубежа ХГХ-ХХ веков содержатся в работах В.Р.Лейкиной-Свирской. Анализ показывает, что, раскрывая различные аспекты общепедагогической подготовки будущих учителей, эти ученые не исследуют вопросы подготовки педагогических кадров к реализации содержания музыкального образования детей в начальной школе в целом и на уровне учебного предмета «пение» в частности.

Воззрения отдельных педагогов-музыкантов (А.ДХородцова, Н.М.Дани-лина, А.Д.Кастальского, М.Г.Климова, В.С.Орлова, НАРимского-Корсакова, С.В.Смоленского, СИЛанеева, Б.Л.Яворского), занимавшихся подготовкой педагогических кадров по обучению детей пению в дореволюционной России, рассматриваются в диссертационных исследованиях В.И.Адищева, Т.Н.Бату-ринской, В.Д.Булгакова, Л.ВХлухова, Л.З.Корабельниковой, С.ПМорозовой, В.ФХДевлягиной, в работах ЛАндреевой, М.Бондарь, В.С.Елисеевой, Т.М.Заце-пиной, В.А.Золотарева, Д.Л.Локшина, В.Й.Музалевского, К.Б.Птицы. В этих работах раскрыта деятельность ряда учебных заведений (Московского Синодального училища, Регентских классов Придворной певческой капеллы), которые осуществляли подготовку учителей по обучению детей пению преимущественно для среднего звена школы.

Отдельные аспекты музыкально-педагогического образования учителей начальной школы проанализированы в работах Д.Л.Локшина, О.А.Апраксиной, Ю.П.Гнутиковой, В.И.Адищева, ЛЛ.Рудэнко, ІС.Ф.Никольской-Береговской. Так, в фундаментальном исследовании ДЛ.Локшина «Хоровое пение в русской дореволюционной и советской школе», освещающем в основном передовой пе-

дагогичесісий опыт обучения хоровому пению в общеобразовательных школах России, частично исследуются вопросы практической подготовки будущих учителей в учительских семинариях и учительских школах, раскрываются некоторые принщшы подготовки педагогических кадров в российских хоровых училищах, на регентско-певческих курсах.

В работах О А. Апраксиной в контексте эстетического Боепитания проанализированы связи основных направлений общего музыкального воспитания с профессиональным музыкальным образованием, с передовыми общественно-педагогическими явлениями, рассмотрен теоретико-методические и практический опыт музыкально-педагогической подготовки воспитанников отдельных дореволюционных педагогических учебных заведений, в том числе и женских.

Проблемы организации и содержания музыкально-педагогического образования воспитанников педагогических учебных заведении МНП, Св.Синода, учениц женских институтов ВуиМ освещаются в работах В.И.Адшцева.

Анализ научной литературы и исследований, взаимосвязанных с нашим, показывает, что российскими учеными достигнуты значительные результаты в исследовании: различных проблем развития отечественного музыкально- педагогического образования, подготовки будущего учителя к реализации содержания образования на уровне учебных предметов музыкально-эстетического цикла. Вместе с тем следует отметить, что вопросы, связанные с организацией теоретической и практической подготовки учителей к реализации содержания образования в начальной школе на уровне учебного предмета «пение», с раскрытием содержания и организационных форм обучения будущих учителей в этом направлении в учительских семинариях, учительских институтах Министерства народного просвещения, духовных семинариях, епархиальных училищах, цер-ковно-учительских школах Святейшего Синода, женских гимназиях и институтах Ведомства учреждений императрицы Марии не были предметом специального исследования. Отсутствуют и обобщающие работы, в которых был бы исследован опыт подготовки учителей в указанных выше учебных заведениях. Потребность восполнить указанный пробел в научном знании определяет акту-

яяьностъ исследования, его сониально-педагогическую значимость.

Анааиз педагогической практики показывает, что в процессе подготовки учителей к реализации музыкального образования в высших и средних специальных учебных заведениях России исторический опыт используется не в полной мере. Изучение процесса подготовки учителей массовой школы в России конца XIX - начала XX века к реатизации содержания образования на уровне отдельных предметов музыкально-эстетического никла позволит глубже осмыслить тенденции развития отечественного музыкально- педагогического образования, сможет оказать помощь в решении актуальных педагогических проблем совершенствования подготовки современного учителя.

В современном образовании со всей очевидностью выявляется противоречие между необходимостью поднять уровень эстетического развития детей до восприятия ими искусства как универсальной нравственно-эстетической ценности и возможностями отдельных учебных предметов музыкально-эстетического никла в приобщении детей к произведениям искусства. Стремление указать один из способов разрешения этого противоречия, апеллируя к опыту прошлого, определило проблему нашего исследования.

Объект исследования - процесс подготовки педагогических кадров для начальной школы России в конце XIX - начале XX века.

Предмет исследования - связь педагогической и музыкальной подготовки учителей начальной школы России конца ХГХ -начала XX века.

Цель исследования - раскрыть содержание и формы музыкально- педагогического образования в России конца XIX - начала XX века и выявить педагогические условия, соблюдение которых позволяло эффективно осуществлять подготовку учителей к реализации музыкального образования в начальной школе.

В исследовании мы исходим из следующего предположения: если процесс подготовки будущих учителей в учебно-воспитательных заведениях России конца XIX - начала XX века реализовывал домшпп>уюнгую идею о доступности и всеобщности обучения учащихся пению через их приобщение к духов-

ным и культурным ценностям, то овладение будущими учителями содержанием образования на уровне учебного предмета «пение» и его реализация в самостоятельной педагогической деятельности становились эффективными тогда, когда процесс подготовки определялся совокупностью следующих факторов:

соблюдение принципов народности, воспитывающего характера обучения, систематичности и последовательности, научности и наглядности, прочности результатов обучения, сочетания коллективных и индивидуальных форм работы учащихся как руководящей идеи для формирования содержания образования на уровне учебного предмета «пение», для его последующей реализации в учебном процессе в различных организационных формах обучения будущих учителей;

включение в учебные программы духовных, классических светских, народных произведений музыкального искусства;

обеспечение единства теоретической и практической подготовки в урочное и во внеурочное время;

- осуществление педагогического руководства овладением будущими
учителями содержанием образования на уровне учебного предмета «пение» че
рез их включение в индивидуальные, групповые и коллективные формы работы
в единстве и взаимосвязи последних;

- овладение будущими учителями методами обучения детей пению в пе
риод педагогической практики - при проведении пробных уроков и через освое
ние способов руководства детским хором.

Задачи исследования:

  1. Раскрыть требования, предъявлявшиеся Российским государством по подготовке будущих учителей к реализации содержания образования на уровне учебного предмета «пение» в начальной школе России конца XIX - начала XX века.

  2. Выявить структуру музыкально-педагогического образования учащихся в различных отечественных учебных заведениях дореволюционной России.

  3. Раскрыть логику построения учебных программ, очерчивающих содер-

жание теоретической и практической подготовки будущих учителей к реализации содержания образования на уровне учебного предмета «пение».

4. Выявить формы организации обучения будущих учителей, упорядочивающие их взаимодействие с педагогом при овладении содержанием образования.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Доминирующей идеей при подготовке будущих учителей к реализации содержания образования на уровне учебного предмета «пение» в дореволюционной начальной школе была идея всеобщности и доступности обучения детей пению. Однако существовало противоречие между требованиями, предъявлявшимися обществом к профессиональной деятельности учителя, и содержанием образования в различных учебных заведениях. Осознаваемые педагогической общественностью возможности предметов музыкально-эстетического цикла в приобщении детей к духовным и культурным ценностям должны были стать точкой отсчета при формировании содержания образования на уровне учебного предмета «пение».

  2. Положение о необходимости обеспечения единства теоретической и практической подготовки будущих учителей к обучению детей пению не могло основываться только на реализации принципа единства теории и практики. Требовался такой подход, при котором этот и другие принципы обучения стали нацелены на реализацию принципа воспитывающего обучения в единстве с принципом народности, раскрывающим совокупность убеждений россиян, претворенных в их нравах, обычаях, языке, их религиозно-философских и нравственных исканиях.

3. Стратегия деятельности образовательных учреждений по подготовке
будущих учителей к реализации содержания образования на уровне учебного
предмета «пение» могла стать эффективной, когда в учебном процессе, наряду с
реализацией принципов обучения, с обеспечением единства теоретической и
практической подготовки, с включением будущих учителей в разнообразные
организационные формы обучения, воплощался новый взгляд на содержание

музыкально-педагогического образования, а именно: в учебные программы, наряду с религиозными, включались классические светские и народные произведения музыкального искусства

4. Главным признаком, позволяющим судить о качестве подготовки будущих учителей к приобщению детей к системе духовных и культурных ценностей в процессе реализации освоенного ими содержания образования, должна была стать практическая деятельность в начальной школе, осуществлявшаяся в период педагогической практики (проведение пробных уроков пения, работа с детским хором). Педагогическая практика выявляла сформированную у будущих учителей систему эмоционально-ценностных отношений, характеризующих способ их приобщения к вечному и бесконечному как общечеловеческой проблеме.

Научная новизна исследования:

педагогически осмыслены требования, предъявлявшиеся государством к подготовке будущих учителей к реализации содержания образования на уровне учебного предмета «пение» (концепция музыкально-педагогического образования учащихся и подготовки педагогических кадров в России конца XIX - начала XX века к его реализации в учебно-воспитательных учреждениях основывалась на таких началах в образовании, как православие, самодержавие, народность);

раскрыта структура музыкально-педагогического образования будущего учителя (основными структурными компонентами системы образования в целом и подготовки будущего учителя к обучению детей пению в частности являлись музыкально-теоретический, вокально-хоровой и методический; системообразующим началом, обеспечивающим выбор цели обучения, отбор содержания образования, форм организации обучения будущих учителей были принципы обучения, посредством которых реализовывалась педагогическая направленность теоретической и практической подготовки учащихся к реализации содержания образования на уровне учебного предмета «пение» в начальной школе);

оценена стратегия деятельности учебно-воспитательных учреждений на

рубеже ХГХ-ХХ веков в России по подготовке будущих учителей к реализации содержания образования на уройне учебного предмета «пение» (ее сущность заключалась в том, что в учебные программы предметов музыкально- эстетического цикла, наряду с религиозными, включались классические светские и народные произведения музыкального искусства; освоение этого комплекса становилось основой для формирования адекватной государственным требованиям к образованию системы эмоционально-ценностных (религиозно-нравственных) отношений будущего учителя (его взглядов, убеждений, оценок, а также целей и мотивов его педагогической деятельности по обучению детей нению);

- выявлены педагогические условия, соблюдение которых позволяло эффективно осуществлять подготовку будущих учителей к реализации содержания образования на уровне учебного предмета «пение» (реализация единства содержательного и процессуального в ходе подготовки, реализация принципов обучения, использование разнообразных методов обучения (подвижные игры, живые беседы) и т.д.

Теоретическая значимость. Результаты исследования будут способствовать разработке вопросов содержания образования в той его части, которая относится к такому его элементу как система эмоционально-ценностных отношений учащихся к миру, к людям и самим себе, к способам ее формирования и реализации во взаимодействии с другими людьми. Раскрытие идеи всеобщности и доступности учебного предмета «пение» составит основу для научных представлений о механизмах реализации гуманизации образования в современной школе.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты направлены на совершенствование общепедагогической подготовки студентов педвузов в части освоения ими содержания учебных курсов «Философия и история образования», «История и теория музыкальной педагогики и музыкального образования»; в том, что в исследовании вскрыты резервы совершенствования содержания общепедагогической подготовки в аспекте руководства формированием системы эмоционально-ценностных отношений современного

учителя к миру, к людям и самому себе.

Методологической основой исследования явились принципы историзма, социальной обусловленности, всеобщей связи явлений и предметов действительности; теории и концепции содержания образования.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: историко-логичееккй, иеторико-ретроспективньгії, реконструктивный, метод исторической аналогии, контент-анализ научной литературы и архивных материалов.

Источники исследования. Изучение проблемы потребовало обстоятельного анализа обширного круга как опубликованных материалов, так и архивных документов. Среди них официальные документы, исходившие от государства:

1. Уставы, учебные планы, программы по музыкальным дисциплинам до
революционных учебных заведений различного типа, а также инструкции и
циркуляры правительственных органов управления образованием (Учебных ко
митетов Министерства народного просвещения, Св.Синода, канцелярии Ведом
ства учреждений императрицы Марии), в которых выражались официальные
взгляды на формы организации и содержание музьжалько-педатогического об
разования учителей начальных школ.

2, Монографии, труды, статьи педагогов конца ХГХ века и современных
авторов по вопросам отечественного педагогического, музыкального образова
ния я воспитания, а также материалы периодической печати рубежа XIX - XX
веков, содержащие конкретные факты о преподавании пения и музыки в раз
личных учебных заведениях, о проблемах и достижениях в этой области.

Осмыслению подверглись разнообразные архивные материалы из фондов Департамента народного просвещения,, Учебного комитета при Святейшем Синоде, частично - Канцелярии Ведомства по учреждениям императрицы Марин Российского государственного исторического архива в г.Санкт-Петербурге (РГИА); из фонда Канцелярии попечителя Московского учебного округа Государственного исторического архива г. Москвы (ГИАМ); из фондов Самарского женского епархиального училища. Самарского учительского института, Самар-

ской земской учительской школы, Самарской 3-ей женской гимназии княгини А.С.Хованской Государственного архива Самарской области (ГА СО). В этих архивах выявлен значительный фактологический материал о работе учебных заведений различных ведомств в области музьткально-педагогического образования учителей. Часть архивных материалов вводится в научный обиход впервые.

Этапы исследования.

I этап (1993-1994 гг.). Изучение научной литературы и исследований по проблеме содержания музьнсально-педагогаческого образования и выбора организационных форм обучения будущих учителей, по вопросам музыкального обучения и воспитания детей в дореволюционной России. Проведенный анализ научной литературы, исследований, тематически взаимосвязанных с нашим, позволил обосновать тему диссертационного исследования, выделить его объект и предмет^ сформулировать гипотезу, определить задачи., методологию и методы исследования, разработать его программу.

ІЇ этап (1995-1997 гг.). В ходе исследовательской работы, заключавшейся в изучении, сопоставлении, контент-анализе архивных и опубликованных документов, освещающих официальные требования государственных органов России к музыкально-педагогическому образованию, вопросов деятельности учеб-но-воспитательньгх учреждений России рубежа ХЇХ-ХХ века по подготовке будущих учителей к реализации содержания музыкального образования, проверялась и уточнялась гипотеза исследования, раскрывалась структура музыкально-педагогического образования учащихся, формы организации их обучения и педагогические условия, соблюдение которых позволяло осуществлять педагогическую направленность процесса подготовки будущих учителей в различных отечественных учебных заведениях дореволюционной России. Результатом этого этапа явилось установление противоречия между требованиями, предъявлявшимися обществом к профессиональной подготовке учителя и содержанием музыкально-педагогического образования в различных учебных заведениях и выявление путей и условий преодоления этого противоречия в конкретной деятельности лучших педагогических учебных заведений.

Ш этап (1998-1999 гг.). Теоретическое осмысление, анализ результатов проведенной исследовательской работы послужили основой для оценки структуры музыкально-педагогического образования учителя, осмысления стратегии и педагогических условий позитивной деятельности российских педагогических учебных заведений указанного пернода в направлении подготовки учителей к реализации содержания образования на уровне учебного предмета «пение».

Достоверность результатов исследования обеспечена обоснованностью методологии исследования, ее соответствием поставленной проблеме, применением комплекса методов, адекватных предмету анализа.

Результаты исследования нашли отражение в программе спецкурса, четырех статьях и тезисах пяти докладов, опубликованных автором. Они обсуждались и получили одобрение на научно-практических конференциях в Москве, Самаре, Перми, Екатеринбурге, Нижневартовске. Материалы исследования внедрялись в процессе проведения спецкурса «Музыкально-педагогическое образование в России» на музыкально-педагогическом факультете Ханты- Мансийского филиала Нижневартовского педагогического института, на факультете педагогики и методики начального образования педагогического института и для учащихся музыкального отделения педагогического колледжа г. Нижневартовска; в процессе проведения учебных курсов «Философия и история образования», «История и теория музыкальной педагогики и музыкального образования» в Самарском государственном педагогическом университете.

Используемые сокращения:

РГИА - Российский государственный исторический архив в г.Санкт- Петербурге;

ГИАМ - Государственный исторический архив г.Москвы;

ГА СО - Государственный архив Самарской области;

МНП - Министерство народного просвещения;

ВуиМ - Ведомство учреждений императрицы Марии;

Св.Синод - Святейший Синод;

Ф.- фонд, оп. -опись, ед.хр - единица хранения.

Теоретические основы формирования содержания музыкально-дедагогияеского образования

Современное состояние общественного развития все более высвечивает роль образования. Мир стал сложным, целостным, быстро изменяющимся. В период социальных перемен полем формирования человека является культура.

Взаимодействие людей, их общение, выполнение социальных и профессиональных функций, их деятельность детерминированы культурой.

В этой связи одной из задач образования является приобщение учащейся молодежи к культуре как опыту деятельности, необходимому для воспроизводства самой деятельности. Приобщение к культуре - это и овладение знаниями, умениями, навыками, необходимыми как в воспроизводстве, трансляции, так и в развитии культуры. Это и освоение ценностей, традиций, обычаев, и сознательная, целеустремленная, творческая, активная, свободная деятельность человека, стремящегося сохранять выработанные традиции и обычаи, вносить в них изменения и противостоять тенденциям, разрушающим человеческое в человеке, дегуманизирующим и человека, и общество.

«Новая идея образования, - подчеркивает В.М.Розин, - должна исходить не только из идеи подготовки подрастающего человека к зрелости, подготовки, предполагающей усвоение знаний, сколько из идеи вовлечения человека в активный процесс открытия, освоения мира» (191, 17). Одним из способов освоения мира является его художественное освоение, происходящее в художественно-творческой деятельности, структурные компоненты которой представлены ценностно-осмысляющей стороной духовного содержания искусства, познавательной стороной духовного содержания искусства, конструктивной стороной внешней формы произведений искусства, знаково-коммуникативной стороной внешней формы произведений искусства, образностью как внутренней формой художественного освоения мира (61, 152). Системообразующим компонентом художественно-творческой деятельности является искусство как форма общественного сознания.

Мир искусства многообразен и одна из составляющих этого многогранного мира - музыка, воссоздающая музыкальные образы, которые выражают духовное движение человека (ребенка) - настроения, чувства, переживания. Особенность музыки как вида искусства заключается в аккумулировании исторического опыта общественных отношений в своеобразной эмоционально-звуковой форме. Воздействуя на чувства, музыка вызывает «настройку» психики человека на отражаемые ею эмоции и влияет на духовный мир личности, формируя убеждения, нравственные качества, эстетические и этические идеалы людей. Известный русский дирижер Ю.Темирканов говорил, что самый короткий путь к душе человека лежит через музыку.

С древних времен влияние музыки на формирование и преобразование человеческого сознания было замечено и активно использовалось в воспитании подрастающих поколений. Приобщение к музыкальному искусству происходит в процессе музыкального образования. Это требует: уяснить вначале сущность музыкального образования и, осмысливая его с позиции современного представления о содержании образования, определить его объективное место в структуре содержании образования; под этим углом зрения выяснить место музыкально-педагогического образования в России конца XIX - начала XX века, раскрыть то педагогически целесообразное в подготовке учителя начальной школы, что может быть использовано в современном образовании. В данном спещталъно-научном исследовании мы обращаемся к опыту организации музыкально-педагогического образования и подготовки учителей начальной школы России рубежа XIX - XX веков.

Что же следует понимать под музыкальным образованием? Как указывается в музыкальной энциклопедии, «музыкальное образование - это процесс усвоения знаний, умений и навыков, необходимых для музыкальной деятельности, а также совокупность знаний и связанных с ними умений и навыков, полученных в результате обучения» (117, 763). Осмысление содержания понятия «музыкальное образование» показывает, что Б его определении превалирует так называемый знаниево-ориентированный подход к толкованию содержания музыкального образования. При таком подходе знание являются абсолютной ценностью и заслоняют собой самого человека. Знаниево-ориентированный подход к определению содержания музыкального образования как компонента общего образования был долгие годы характерен для традиционной отечественной педагогики, ориентированной на реализацию преимущественно образовательных функций школы. Эта концепция содержания образования выполняла социальный заказ доперестроечного периода. Главным являлось приобщение детей к науке и производству, а не к полноценной свободной жизни в обществе. Человек в контексте такого подхода к содержанию образования не являлся самоценностью. Он становился средством достижения целей государства, а именно: фактором производства.

Реализация содержания образования на уровне учебного предмета в российской начальной школе на рубеже веков

Система образования, сложившаяся в России в конце XIX - начале XX века, была достаточно сложной. В соответствии с законодательством Российской империи все существовавшие учебные заведения разделялись на высшие, средние и низшие. Низшую образовательную ступень представляла начальная школа, которая вялоть до Октябрьской революции была многошинной. Как указывал историк российской начальной школы Н.В.Чехов (243), в стране действовало более 30-ти типов начальных учебных заведений, имевших различные уставы и программы, уровень преподавания и образовательный ценз учителей, ведомственную принадлежность.

Достаточно сложной была и внутренняя структура начального образования, в которой можно было выделить три ступени. К начальным школам 1-й ступени относились одноклассные училища различных ведомств, представлявшие, по сути, низшую элементарную школу: это была большая часть земских школ, школ городского самоуправления, приходских училищ (образованных по уставу 1828 года), а также церковно-приходские школы, школы грамоты и другие.

Срок обучения в одноклассных училищах составлял обычно три года, в церковных школах - меньше (в школах грамоты 1-2 года, одноклассных церков-но-приходских - 2 года). Одноклассные училища в большинстве своем были однокомплектньїми (не более 50-ти учеников с одним учителем).

Вторую ступень начального образования составляли двухклассные училища со сроком обучения 4-5 лет: «образцовые» училища Министерства народного просвещения, второклассные дерковно-приходские школы, часть приходских училищ (по уставу і 828 года). Они были двухкомплектными (более 50-ти учащихся и два учителя).

К 3-ей ступени начальной школы относились многоклассные училища, число которых было незначительно. В эту группу входили преимущественно уездные и городские (по «Положению» 1872 года) училища. Срок обучения в уездных училищах был 3 года, в городских - 6 лет. По типовым штатам на каждый класс в городском училище полагался один учитель, независимо от числа отделений в нем.

Из всех начальных училищ выход в среднюю школу давали только уездные училища.

Принимались в начальные народные училища дети всех сословий. Там, где не было возможности открыть отдельно начальные школы для мальчиков и для девочек, допускалось совместное обучение. По усмотрению тех ведомств, обществ и лиц, за счет которых школы содержались, обучение в них могло быть платным или бесплатным. Обычно оно было бесплатным. Преподавание велось на русском языке; в иноверческих школах преподавался кроме того родной язык.

Российские начальные школы имели различную ведомственную принадлежность и могли находиться в подчинении Министерства народного просвещения, Святейшего Синода, Ведомства учреждений императрицы Марии, Военного ведомства, Министерства Двора и уделов, Министерства финансов, Императорского человеколюбивого общества, некоторых других министерств и ведомств. Однако на рубеже XIX - XX веков концентрация значительного количества начальных школ произошла вокруг двух крупных ведомств - Министерства народного просвещения и Святейшего Синода (см. Приложение ШХ).

Рассмотрим особенности начальных школ МНП и духовного ведомства, опустив школы других ведомств, поскольку они составляли незначительный процент от общего числа народных училищ.

Начальные школы Министерства народного просвещения. В ведении МНП находилась значительная часть начальных народных училищ, и количество их неуклонно росло. Так, если в 1896 году было 32052 министерские начальные школы, в которых училось 2310637 учащихся, то в 1911 году - 59682 школы с 4186 тыс. учеников (230, 218; 243, 147). Большинство министерских начальных школ были одноклассными - 93,7%; двухклассными и многоклассными -соответственно лишь 4,6% и 1,7% (158, 95). Начальные школы МНП были сель-асие и городские.

Наиболее распространенным типом являлись сельские одноклассные и двухклассные училища с 3-х и 5-летними курсами обучения. Эти училища открывались с целью «доставить детям сельского населения возможность приобретать элементарное образование» (131, 121) и часто содержались исключительно на средства местных земств, сельских обществ или частных лиц, однако они считались министерскими, т.к. в учебно-воспитательном отношении подчинялись инспекторам народных училищ и уездным учнлищньш советам, относящимся к МНП, Вплоть до конца ЖХ века содержание обучения в сельских одноклассных и двухклассных училищах определялось законами Российской империи лишь в самых общих чертах, как и в других начальных школах МНП. Только для одного тина школ, так называемых «образцовых» министерских училищ, документы определяли содержание каждого предмета и количество часов, отводимых на его изучение. Сельские начальные училища давали своим воспитанникам элементарное образование. Б одноклассных училищах преподавались Закон Божий (для детей православного вероисповедания), русский язык с чистописанием, арифметика. В двухклассных училищах, наряду с вышеуказанными предметами, изучались сведения по истории, географии, естествоведению, азы черчения. «В меру средств и возможностей» в училищах могли вводиться дополнительные занятия по сельскохозяйственному труду, ремеслам для мальчиков, по рукоделию для девочек.

Теоретическая подготовка учителя в контексте музыкально-педагогического образования

Как свидетельствовали программные материалы, непременным элементом состава содержания музыкально-педагогического образования учителя начальной школы была музыкально-теоретическая подготовка.

В учительских семинариях МНП конца XIX века достаточное распространение получила упрощенная цифровая система обучения музыкальной грамо-те . Использование ее объяснялось, во-первых, тем, что музыкальная подготовка поступающих в учительские семинарии воспитанников зачастую ограничивалась умением петь до слуху молитвы, а изучение доступной цифровой нотописи позволяло семинаристам в достаточно короткий срок переходить к пению по цифровой записи. Во-вторых, вследствие упрощенности и доступности система цифровой нотописи широко использовалась при обучении пению детей Б начальных школах дореволюционной России.

В мариинской мужской учительской семинарий (г. Павловск) цифровой системой пользовались как на занятиях по пению, так и в обучении игре на скрипке, и лишь в 1900 г. «ноты цифирной системы...были заменены итальянскими, как общеупотребительными» (199, 51). В Московской женской учительской семинарии в 1-м классе (срок обучения в котором составлял два года) также изучали музыкальную грамоту «по цифирной методе». Освоение цифровой системы проводилось постепенно на уроках пения с использованием «Руководства к хоровому пению по цифровой методе Шеве» К.К.Альбрехта. Во втором классе (2 года) воспитанницы Московской семинарии знакомились также с итальянским нотным письмом, учились читать ноты в разных ключах в тональностях до-мажор и ля-минор, затем изучали другие мажорные и минорные гаммы. В конечном итоге ученицы должны были достигнуть «свободного исполнения различных хоров по нотам» (44, 21), что, видимо, и являлось основной задачей изучения музыкально-теоретических сведений.

Осмысление опыта музыкально-теоретической подготовки будущих учителей показывает, что изучение цифровой системы нотописи осуществлялось посредством реализации принципов доступности, наглядности обучения. Принцип научности в полной мере не реализовывался.

В Карачевской учительской семинарии освоение музыкальной грамоты велось путем одновременного изучения нескольких нотных систем: цифровой, линейной и в цефаутном ключе. Объем материала по «линейной методе» включал сведения о нотном письме, метроритме, темпе, о строении гамм, интервалов, аккордов. В качестве основного пособия при изучении теории музыки по итальянской системе использовалась «Нотная азбука для певческих хоров» А.И. Рожнова. Освоение цифровой системы проводилось по руководству К,К.Альбрехта, а изучение азбуки в цефаутном ключе - по богослужебным певческим книгам Св.Синода. Можно предположить, что такое смешение материала создавало для семинаристов определенные сложности при освоении музыкальной теории, нарушало принцип последовательности, систематичности в обучении. Кроме того, для изучения столь значительного объема теоретического учебного материала двух недельных уроков пения было недостаточно (учитывая, что на занятиях воспитанники должны были заниматься и другими видами деятельности, например, хоровым пением). При такой постановке обучения достичь глубокого освоения теоретических знаний можно было только в ущерб практическим занятиям пением. Это подтверждалось преподавателем пения Карачевской семинарии И.К.Николаевым: «Времени для практических занятий, для приобретения навыка в пении, усвоении церковных напевов и лучшей обработки голосов - не вполне достаточно». Как творчески работающий педагог, он предлагал во 2-м и 3-ем классах увеличить количество уроков пения до трех в неделю и один из них оставить для теоретических занятий (321, 98-98об.).

Преподаватель пения Поливановской учительской семинарии (Московский учебный округ) А.Остроумов в своем руководстве до пению также рекомендовал изучение трех нотных систем: цифровой, квадратной и круглой (134).

По-иному строилась музыкально-теоретическая подготовка воспитанников в Казанской учительской семинарии, где с 1872 но 1889 годы преподавал СЗ, Смоленский, ставший впоследствии известнейшим хоровым деятелем, ученым, педагогом. Свою учительскую деятельность в семинарии С.Смоленский начал с тщательной разработки программы по пению. Весь материал;, предназначенный для изучения, он распределил на три курса. Первый курс был краткий, обязательный для всех учеников семинарии. Начинался он с ознакомления с цифровой нотацией, которую СВ.Смоленский считал «предварительной слуховой ступенью для изучения нотной записи» (313, 53). Далее воспитанники осваивали традиционное нотное письмо, пели гаммы до 2-х ключевых знаков и упражнения «в самых простых размерах и делении нот».

Похожие диссертации на Содержание и формы организации музыкально-педагогического образования учителей начальных школ России конца XIX - начала XX века