Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Становление и развитие среднего художественного образования в регионах России в конце XIX-XX веках (На примере Саратовского художественного училища имени А. П. Боголюбова) Манжос Наталия Николаевна

Становление и развитие среднего художественного образования в регионах России в конце XIX-XX веках (На примере Саратовского художественного училища имени А. П. Боголюбова)
<
Становление и развитие среднего художественного образования в регионах России в конце XIX-XX веках (На примере Саратовского художественного училища имени А. П. Боголюбова) Становление и развитие среднего художественного образования в регионах России в конце XIX-XX веках (На примере Саратовского художественного училища имени А. П. Боголюбова) Становление и развитие среднего художественного образования в регионах России в конце XIX-XX веках (На примере Саратовского художественного училища имени А. П. Боголюбова) Становление и развитие среднего художественного образования в регионах России в конце XIX-XX веках (На примере Саратовского художественного училища имени А. П. Боголюбова) Становление и развитие среднего художественного образования в регионах России в конце XIX-XX веках (На примере Саратовского художественного училища имени А. П. Боголюбова)
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Манжос Наталия Николаевна. Становление и развитие среднего художественного образования в регионах России в конце XIX-XX веках (На примере Саратовского художественного училища имени А. П. Боголюбова) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Саратов, 2004 242 c. РГБ ОД, 61:04-13/1864

Введение к работе

Актуальность исследования. Современное состояние общества и

изменения, происходящие в нашей стране, определяют развитие не только общего образования, но и художественного в том числе. Изучение истории художественного образования представляется важной и интересной исследовательской задачей как с позиции среднего специального художественного образования, так и в связи с необходимостью объективного воспроизведения процесса становления и исторического развития художественного образования в целом. Поэтому предлагаемая работа посвящена исследованию одного из аспектов истории образования — становлению и развитию среднего художественного образования в одном из регионов России.

Ретроспективный анализ художественно — педагогической деятельности помогает проследить механизм преемственности различных компонентов педагогического процесса и организацию учебно-воспитательного процесса в среднем художественном образовательном учреждении. Обращение к истокам отечественного среднего художественного образования и его критическое изучение поможет глубже понять и осмыслить влияние позитивных и негативных политических, социально-экономических и культурных факторов на развитие учебных заведений данного типа, на подготовку художественно-педагогических кадров в современный период.

Историографический анализ проблемы. К теме художественного образования обращались многие выдающиеся ученые педагоги и психологи: П.П. Блонский, П.Ф. Каптерев, Н.И.Пирогов, К.Д.Ушинский, В.И. Чарнолуский, П.П.Чистяков и, позже, А. Абрамова, И.А Бартенев, Э.М. Белютин, И.В. Гинзбург, Э.Д. Днепров, Л.О. Жадова, В.С.Кузин, О.В. Михайлова, Н.Н.Михайлова, Н.И.Ростовцев, М.С.Степанов, В.И. Федорова и другие авторы.

Развитию художественного образования были, в основном, посвящены

работы, касающиеся либо высшего художественного образования (И.А.

СПер*я»Г.у

Бартенев, Э.М. Белютин, Г.В.Беда, М.Д. Берштейн, Р.И. Власова и др.), либо краткосрочным курсам по подготовке художественно-педагогических кадров (В.И. Беер, Е.П. Белозерцев, И.Маца и др.), исключение, пожалуй, составляет работа В.С.Кузина о методике преподавания изобразительного искусства и монография С.П.Яркова, посвященная художественной школе Урала, вышедшая в 2002 году.

Определенному узкому периоду развития художественного образования посвящены исследования: Н.Л. Дцаскиной о пропедевтическом курсе Высших государственных художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС) в Москве 1920 - 1926 годов, а также МА.Поповой о педагогической направленности художественной подготовки учителей в педагогических училищах, особенно в столичных городах, с 1920 года до конца 30-х годов XX столетия. Более ранний период 40-50-е годы XIX столетия, но только в отдельном аспекте - в области женского художественного образования, анализирует в своей работе А.А. Покорна. Изучением развития среднего художественного образования в период с конца XIX до начала XX веков занимался СП. Ярков. Однако полностью период становления и развития среднего художественного образования в регионах России с конца XIX века по настоящее время никем не исследован.

Важным этапом в развитии среднего художественного образования является открытие во второй половине XIX века рисовальных школ на периферийной России: Одесской, Виленской, Харьковской. И далее, в конце XIX века -Казанской, Пензенской. Среди них достойное место занимает Саратовское художественное училище (СХУ), которое является детищем АП.Боголюбова. В связи с этим, предметом нашего исследовательского внимания была литература, посвященная жизни и деятельности А. П. Боголюбова и открытию Радищевского музея в Саратове. Она достаточно обширна. Это публикации: М.И.Андрониковой, НА Бондаря, Г.И. Кожевникова, АЛ. Куща, Ф.Ф. Львова, Г.АМишина, Н.В.Огаревой, И.Н. Пятницыной, М.И. Смирнова, И.Н. Степнина, К.В. Шилова и др. Содержательные материалы об А.П. Боголюбове

и деятельности Радищевского музея мы находим в различных альбомах, а также в периодических изданиях «Губернские ведомости», «Саратовский дневник», «Саратовский листок» и др.

Материал же, касающийся открытия рисовальной школы (1897 г.) и дальнейшему ее развитию, очень скуден. В основном, это публикации в вышеперечисленных периодических изданиях, частично в воспоминаниях и письмах современников А.П. Боголюбова - П.Н. Боева и А.Л. Куща, а также в современных публикациях (Г.И: Кожевников, Н.Н. Манжос, К.В. Шилов идр.).

Особо ценными для исследования являлись делопроизводственные документы, хранящиеся в Государственном архиве Саратовской области (ГАСО). Среди них наибольший интерес представляет фонд № 369, который включает дореволюционный период развития Боголюбовского рисовального училища (Б РУ).

Кроме архивных материалов, дать объективную оценку личности отдельных педагогов, составить представление о состоянии дел в СХУ в различные периоды времени помогли воспоминания и публикации непосредственных участников педагогического процесса П.А Гришина, В.Ф. Гурова, Б.В. Миловидова, В.И. Перфилова, А.И. Савинова, В.Ф. Симоновой идр.

Личные беседы автора исследования о деятельности училища, об отношении властей к этой деятельности на различных этапах развития училища, о личном вкладе отдельных преподавателей и руководителей СХУ в организацию учебно-воспитательного процесса, со многими бывшими выпускниками СХУ, действующим директором С.К Таратухиным, старейшими преподавателями и обслуживающим персоналом училища, помогли восстановить живую связь прошлого с современностью.

Вопросы методики преподавания художественных дисциплин: рисунка, живописи, скульптуры, композиции, а также педагогики, психологии, основ педагогического мастерства - освещаются в работах Н.Н. Анисимова, Г.В. Беды, Н.Н. Волкова, B.C. Кузина, В.К. Лебедко, Н.Н. Ростовцева, А.Л. Унковского, Е.В. Шорохова, А.П. Яшухина и других.

История развития среднего художественного образования, в целом, и Саратовского художественного училища имени А.П. Боголюбова, в частности, начиная с конца XIX века и на протяжении всего XX века, не была предметом комплексного исследования. Поэтому стремление решить эту научную проблему привело нас к выбору темы диссертационного исследования: «Становление и развитие среднего художественного образования в регионах России в конце XIX - XX веках (на примере Саратовского художественного училища имени А.П. Боголюбова)».

Проанализированные труды вышеперечисленных авторов - историков и педагогов, дают основание для монографического исследования процесса становления и развития среднего художественного образования в одном из регионов России. По существу, обозначился ряд противоречий:

- с одной стороны, накопилось значительное число трудов, посвященных
изучению различных аспектов творческой деятельности художников-
педагогов, но, с другой стороны, не показана их роль в процессе становления
и развития художественного образования;

- имеется достаточно много публикаций, посвященных просветительной и
культурной деятельности художественных музеев в России, однако
практически не затронута их роль, как главного учебного пособия в
становлении и развитии специального образовательного учреждения;

- хотя идея о необходимости изучения, систематизации материалов но истории
Саратовского художественного училища высказывалась более полувека назад,
однако до сегодняшнего времени архивные материалы по истории училища,
деятельности Попечительного Совета Боголюбовской рисовальной школы и
Радищевского музея, первого педагогического состава Боголюбовской
рисовальной школы не только не исследовались, но даже не публиковались.

Выявленные противоречия определили научную проблему исследования, которая может быть сформулирована следующим образом: апеллируя к опыту прошлого, необходимо выяснить ведущие факторы, характеризующие процесс становления и динамику развития среднего художественного образования в

одном из регионов России на примере Саратовского художественного училища имени А. П. Боголюбова, его историческую роль и социокультурное значение в становлении и развитии художественного образования в России с конца XIX века до настоящего времени.

Целью исследования является изучение становления и развития среднего художественного образования в регионах России в конце XIX-XX веках, организации учебного процесса и дальнейшего его совершенствования (на примере Саратовского художественного училища имени А.П.Боголюбова).

Объект исследования - история среднего художественного образования в одном из регионов России с конца XIX века и по настоящее время.

Предмет исследования - процесс становления и развития среднего художественного образования в одном из регионов России в конце XIX - XX веках (на примере Саратовского художественного училища имени А. П.Боголюбова).

Для решения проблемы и достижения цели исследования на основе объекта и предмета определены следующие задачи: 1) проанализировать процесс становления и развития среднего специального художественного образования в одном из регионов России в конце XIX века; 2) определить роль личности А. П. Боголюбова и его место в становлении теории и практики среднего художественного образования; 3) рассмотреть и проанализировать функции административной структуры Боголюбовского рисовального училища и выяснить ее значение в организации образовательной деятельности учебного заведения; 4) показать становление, развитие и особенности художественно-педагогической подготовки учащихся в условиях среднего специального художественного учебного заведения в XX веке; 5) выявить специфические формы организации учебно-воспитательного процесса в художественном училище и своеобразие методик преподавания специальных художественных предметов и предметов психолого-педагогического цикла.

Источниковую базу диссертации составляют как опубликованные, так и впервые вводимые в научный оборот материалы. В работе использованы:

1) архивные материалы фондов ГЛСО: 369, Р-315, Р-329, Р-407, Р-494, Р-574, Р-2215, Р-2864, Р-2865, Р-2866; архив СХУ имени А.П. Боголюбова, содержащие Уставы училища 1894 и 1997 гг., отчеты, приказы, распоряжения, протоколы заседаний попечительных и педагогических советов и методических объединений, наградные листы и др.; архив семьи В.Ф. Гурова; 2) делопроизводственная документация центральных и местных органов власти (циркуляры, приказы), а также органов местного самоуправления (отчеты, приказы, распоряжения); 3) документы по вопросам организации и деятельности общеобразовательных и художественных учебных заведений Саратова (уставы, отчеты, учебные программы и учебные планы, инструкции, правила, положения, условия приема, приказы, протоколы и т.п.); 4) труды отечественных и зарубежных педагогов (И.А. Бартенев, П.П. Блонский, Н.Н. Волков, Э.Д. Днепров, П.Ф. Калтерев, ЯЛ. Коменский, Н.И. Пирогов, Н.Н. Ростовцев и др.), мемуарная литература (В. Милашевский, Г. Мишин, А.И Савинов и др.) и заметки современников (В.Г. Гуров, А.Л. Кущ, С.К. Таратухин и др.), диссертационные (Н.Л. Адаскина, ЕЛ. Александрова, М.Л. Елекоев, АА. Покорна и др.) и монографические исследования (М.И. Андроникова, Г.И. Кожевников, Н.В. Огарева, СП. Ярков и др.); 5) материалы каталогов художественных выставок, документы личного происхождения, принадлежащие преподавательскому составу; 6) материалы периодической печати, содержащие богатый фактический материал по проблеме исследования («Вестник народного просвещения», «Искусство и художественная промышленность», «Культура», «Народное просвещение», «Нижнее Поволжье», «Русская старина», «Саратовский вестник», «Саратовские губернские ведомости», «Саратовский дневник», «Саратовский листок», «Саррабис», «Техническая эстетика», «Художественные известия» и др.).

Зафиксированная в этих источниках информация позволила не только проследить историю становления Боголюбовского художественного училища, но и отношения властей к существованию данного учебного заведения, их

внимание или предвзятость как к развитию рисовальной школы, так затем и художественного училища.

Теоретико-методологической основой исследования являются

современные концептуальные подходы к истории культуры и образования, социокультурный подход, рассматривающий среднее художественное образование как феномен национальной культуры, и цивилизационный подход, опирающийся на принципы научности и историзма, идеи взаимосвязи и взаимообусловленности политических, экономических, социальных, культурологических и педагогических, объективных и субъективных факторов, позволяющий объективно выявить и охарактеризовать процесс развития среднего художественного образования в регионах России с конца XIX века по настоящее время.

Важным методологическим принципом настоящей диссертации стало осмысление реалии прошлого в их развитии и исторической ретроперспективе. Наиболее важное значение имели фундаментальные исследования по истории образования и педагогической мысли, методологии историко-педагогического исследования (П.И. Блонский, В.П. Вахтерев, Э.Д. Днепров, П.Ф. Каптерев, Ф.Г. Паначин, Н.И. Пирогов, СВ. Рождественский и др.), по истории художественного образования, культуре в России (Е.Я. Александрова, И.А. Бартенев, М.Д. Берштейн, М.Л. Елекоев, B.C. Кузин, Н.М. Молева, Н.Н. Ростовцев, СП. Ярков и др.) и Саратовской губернии (Э.Н. Арбитман, Е.И. Водонос, В.А. Гавриленко, И.А. Жукова, Г.И. Кожевников, АЛ. Кущ, В. Милашевский, А.Т. Симонова и др.).

Методы исследования, используемые в работе, соответствуют специфике историко-педагогической направленности исследования. При решении поставленных задач применялись сравнительно-сопоставительный, историко-ретроспективный, хронологический, а также методы анализа, систематизации и обобщения архивных и опубликованных материалов.

Хронологические рамки нашего исследования охватывают период с конца XIX века, когда появляются первые ростки среднего художественного

образования на периферии, до настоящего времени, характеризующего перемены в обществе, а значит и в учебных заведениях общего и специального образования.

Научная новизна исследования в значительной степени определяется тем, что в нем на основании широкого круга документальных источников:

впервые проведено систематическое исследование становления и развития среднего художественного образования в одном из регионов России на примере СХУ имени А.П.Боголюбова от его истоков и до сегодняшнего времени; - комплексное изучение опубликованных и неопубликованных источников позволило определить личностный вклад А.П. Боголюбова в дело организации среднего художественного образования в регионах России;

раскрыты исторические предпосылки возникновения художественных учебных заведений на периферии, практически сразу становившихся центрами культурной жизни региона;

показано значение административной структуры, взаимосвязь и взаимообусловленность каждого компонента этой структуры в обеспечении учебного процесса художественных училищ;

- определена специфика учебного процесса, заключающаяся в форме
проведения приемных экзаменов, промежуточных и итоговых просмотров,
выставок, различных видов практики и прочее;

прослежена зависимость успешной работы педагогов от их внеучебной деятельности (участие в художественном оформлении города, в выпуске книжной продукции, участие в различных выставках художественных работ);

введен в научный оборот новый фактический материал: личные дела первого директора Боголюбовского рисовального училища В.П. Рупини, его первых преподавателей и членов Попечительного Совета; письмо П.Н. Боева о состоянии дел в БРУ. Эти документы, находящиеся в ГАСО, впервые были изучены и опубликованы автором данного исследования.

Теоретическая значимость исследования. Изучение регионального материала дает возможность более широко интерпретировать историю

становления и развития как среднего художественного образования, так и начального, на основе которого формировалось среднее художественное образование. Полученные результаты, с одной стороны обогащают научные представления о становлении и развитии среднего художественного образования в регионах России с конца XIX века по настоящее время, а с другой, помогают в организации современного художественного образования. Анализ и обобщение выявленных историко-культурных и художественно-педагогических фактов показал, что роль личности в истории развития культуры, особенно на ее региональном уровне, чрезвычайно важна и огромна, так как именно инициатива этих людей заставляла властные структуры идти против своей воли и способствовать созданию новых очагов культуры и образования.

Практическая значимость исследования состоит в том, что оно содержит материал об опыте организации среднего художественного училища в одном из регионов России в конце XIX в. и становлении его в XX в. Обширные дореволюционные материалы могут послужить базой для усовершенствования организации системы художественно-педагогического образования в России, в целом, начиная с низшей школы до академии художеств, при написании соответствующих научных трудов, при чтении лекций по «Истории культуры Саратовской губернии», «Истории педагогики» и других соответствующих дисциплин.

Достоверность и обоснованность исследования обеспечивается исходными методологическими позициями, использованием комплекса научно-педагогических методов, адекватных объекту, предмету, цели и задачам исследования, целостным и системным подходом к исследованию проблемы, источниковой базой, включающей в себя ранее малоизвестные и впервые введенные в научный оборот архивные документы.

Апробация и внедрение. Различные аспекты содержания диссертации, выводы и научно-практические результаты представлялись на ежегодных семинарах по повышению квалификации молодых специалистов детских

художественных школ. Полученные в ходе исследования материалы используются в курсе «История искусств», «История педагогики», «Методика преподавания изобразительного искусства», «Основы педагогического мастерства» в СХУ им. А.П. Боголюбова, а также в учебном процессе Саратовского государственного Аграрного университета имени Н.И. Вавилова, МОУ «СОШ № 18» и образовательно-оздоровительном центре «Звездный». Программы психолого-педагогического цикла, составленные автором данного исследования, проходили апробацию в Саратовском художественном училище имени А.П. Боголюбова и в С.-Петербургском художественном училище имени Н. Рериха.

На защиту выносятся следующие положения:

- становление и развитие среднего художественного образования в регионах России в конце XIX века — очень сложный и многогранный процесс, которому предшествовали открытие в ХУП веке центра иконописного и резного мастерства в Москве, рисовальной школы при Петербургской типографии в 1711 г., созданной Петром 1, и, конечно, Петербургская Академия художеств, основанная в 1757 году. В дальнейшем все начальные и средние художественные учебные заведения, в отличие от общеобразовательных учебных заведений данного уровня, были открыты по инициативе «снизу», благодаря сподвижникам культуры, среди которых достойное место занимает и А.П. Боголюбов.

Кроме того, тот факт, что художественные учебные заведения подчинялись Министерству Финансов по Департаменту Торговли и Мануфактур, а не Министерству Просвещения, говорит о недопонимании государственными структурами роли этих учебных заведений для развития культуры и образования в России. Поэтому открытие рисовальной школы в конце XIX века, как и ранее художественного общедоступного музея в Саратове, явилось культурным феноменом. В неимоверно трудных условиях противостояния государственных структур, рисовальная школа не только выжила, но стала динамично развиваться. Дореволюционный период, как и

послереволюционный, оказали заметное влияние на дальнейшее формирование
организации педагогического процесса в Саратовском художественном

училище имени А.П. Боголюбова;

- значение роли личности А.П.Боголюбова в становлении художественного
образования и открытии первого провинциального художественного музея,
ставшего не только «пособием для рисовального училища», как замышлял ее
создатель, но и центром культуры целого региона и повлиявшего на развитие
населения и усовершенствование местных промышленных и ремесленных
производств. Открытие в конце XIX века в провинции общедоступного
художественного музея, когда и в столичных городах их было единицы,
является подвигом во славу культуры и просвещения российского народа;

- процесс становления и развития художественного образовательного
учреждения мог быть плодотворным только при хорошо отлаженном
механизме административной структуры данного учебного заведения. Большая
роль в ней была отведена Попечительному Совету, который, наряду с
директором и педагогическим коллективом, решал целый комплекс
неотложных задач, определяющий успешное проведение учебно-
воспитательного процесса и его совершенствование;

особенностью среднего художественного образования в XX веке является то, что начинается преподавание педагогических дисциплин. Также следует отметить, что на протяжение названного периода постоянно меняется статус учебного заведения (ВХУТЕМАС, ВХУТЕИН, техникум, училище), что сказывалось на условиях обучения: то полная свобода в выборе руководителя мастерской и художественного направления в обучении, то жесткий контроль со стороны руководящих органов вышестоящих организаций с учетом изменения политики партии и правительства;

в организации учебно-воспитательного процесса особое значение имеют его формы, которые заметно отличаются от форм в других образовательных учреждениях, в силу того, что готовиться творческая личность. Их особенность прослеживается, начиная с приемных экзаменов, затем в проверке знаний в

виде промежуточных и итоговых просмотров, в проведении различных практик, в выставочной деятельности, в форме проведения занятий в творческой мастерской и заканчивается публичной защитой диплома. Большая роль в осуществлении учебного-воспитательного процесса принадлежит творческой личности педагога, влияние которого распространяется как на изменение содержания образования, так и на воспитательный процесс, посредством характера взаимоотношений между преподавателями, педагогом и учащимися.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и используемой литературы, семи приложений.

Похожие диссертации на Становление и развитие среднего художественного образования в регионах России в конце XIX-XX веках (На примере Саратовского художественного училища имени А. П. Боголюбова)