Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Становление и развитие системы светского образования в Азербайджане в конце XIX - нач. XX в.в. Мамедова Джейла Гюндуз кызы

Становление и развитие системы светского образования в Азербайджане в конце XIX - нач. XX в.в.
<
Становление и развитие системы светского образования в Азербайджане в конце XIX - нач. XX в.в. Становление и развитие системы светского образования в Азербайджане в конце XIX - нач. XX в.в. Становление и развитие системы светского образования в Азербайджане в конце XIX - нач. XX в.в. Становление и развитие системы светского образования в Азербайджане в конце XIX - нач. XX в.в. Становление и развитие системы светского образования в Азербайджане в конце XIX - нач. XX в.в. Становление и развитие системы светского образования в Азербайджане в конце XIX - нач. XX в.в. Становление и развитие системы светского образования в Азербайджане в конце XIX - нач. XX в.в. Становление и развитие системы светского образования в Азербайджане в конце XIX - нач. XX в.в. Становление и развитие системы светского образования в Азербайджане в конце XIX - нач. XX в.в. Становление и развитие системы светского образования в Азербайджане в конце XIX - нач. XX в.в. Становление и развитие системы светского образования в Азербайджане в конце XIX - нач. XX в.в. Становление и развитие системы светского образования в Азербайджане в конце XIX - нач. XX в.в.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мамедова Джейла Гюндуз кызы. Становление и развитие системы светского образования в Азербайджане в конце XIX - нач. XX в.в. : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Мамедова Джейла Гюндуз кызы; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т].- Москва, 2008.- 144 с.: ил. РГБ ОД, 61 08-13/41

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Исторические предпосылки становления светского школьного образования в Азербайджане

1.1 Особенности изучения истории образования в странах, ранее входивших в состав Российской империи стр.20

1.2 Система образования, сложившаяся в Азербайджане к 80-м гг. ХІХв. стр.41

1.3 Ведущие предпосылки и условия эволюции азербайджанской школы в конце XIX - начале XX вв. стр.59

Глава 2. Основные тенденции развития структуры и содержания начального и среднего образования в Азербайджане в конце XIX - начале XX вв .

2.1 Развитие азербайджанской школы в рассматриваемый исторический период как особое социально-педагогическое явление стр.72

2.2 Концепции образования в азербайджанской светской школе, выдвинутые российскими и азербайджанскими педагогами на рубеже XIX - XX вв . стр.94

2.3 Значение изучения истории образования в Азербайджане для

современной национальной педагогической науки стр. 113

Заключение стр. 125

Литература стр. 134

Введение к работе

Актуальность исследования. В последнее десятилетие, в Азербайджане, происходит строительство новой системы школьного образования, соответствующей современным потребностям социума и опирающейся как на национальные традиции, так и на новейшие достижения всемирной, педагогической науки. В этой связи, становится актуальным обращение к историческому опыту создания азербайджанской школы. Одним из ключевых этапов развития системы образования в стране стала вторая половина XIX — начало XX вв., когда происходил процесс становления светских начальных и средних учебных заведений. Появление в Азербайджане сети светских учебных заведений, действовавших по европейским образцам, сыграло заметную роль в дальнейшем экономическом, политическом и культурном развитии этого региона. Ускорилась подготовка квалифицированных кадров для1 нужд современной промьшшенности и других областей человеческой^ деятельности, заметно возросло самосознание азербайджанского народа, значительно расширилась прослойка светской национальной интеллигенции и, таким образом, были созданы начальные условия для дальнейшего развития и совершенствования всей системы образовательных учреждений.

История становления светского образования в Азербайджане, в рассматриваемый исторический период, получила достаточно широкое отображение в трудах дореволюционных авторов (Л.Н.Модзалевский (1867г.), А.ОЛерняевский (1882г), СА.Велибеков (1888г.), К.Демина (1913г.); советских авторов З.Г.Ахундова (1947г.), А.Ю.Сеидова (1947г.), Я.С.Гогебашвили (1954г.), С.С.Мамедова (1967г.), Р.Рудневой (1977г.), Т.А.Мусаевой (1981г.); исследователей постсоветского периодов Д.СГусейнова (1993г.), Э.Р.Вагабова (1999г.), Г.М.Ахмедов (2002г.), Ф.Б.Садыгов(2005г). Феномен генезиса светской

школы в Азербайджане получил неоднозначное толкование в исследованиях

4 различных лет, что зависело от господствующей официальной идеологии, доминирующих общественных настроений и личной позиции автора. В дореволюционной историографии раскрывалась роль российского правительства, азербайджанской интеллигенции и меценатов в развитии светского образования. В работах советского периода влияние России на развитие азербайджанской школы представлялось как насильственное, а религиозное и традиционное направления образования оценивались односторонне и крайне негативно. В исследованиях постсоветского периода возникло стремление к объективному анализу исторических реалий свободному, от ярко выраженных политических пристрастий, что позволило рассмотреть процесс развитие образования в Азербайджане, как сложное социально-педагогическое явление, требующее всестороннего изучения, на основе новых методологических стратегий.

Социальная востребованность научного осмысления истории образования Азербайджана требует дополнительных исследований в этой области, раскрывающих противоречивость его становления, обусловленную борьбой между национальными и общемировыми, религиозными и светскими тенденциями. Это определило выбор темы исследования - «Становление и развитие системы светского образования в Азербайджане в конце XIX нач. XX в.в.», проблему которого можно сформулировать следующим образом: каковы исторические условия и особенности процесса становления и развития средней школы в Азербайджане в конце XIX - начале XX вв.

Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования - генезис образования в Азербайджане в конце XIX - начала XX вв.

Предмет исследования - процесс становления и развития светской средней школы в Азербайджане на рубеже XIX - XX вв.

Объект, предмет и цель исследования определили его задачи:

1. Раскрыть исторические предпосылки становления светского
школьного образования в Азербайджане в конце ХГХ начала XX в.в.

  1. Осветить основные концептуальные подходы к проблеме развития светской школы в Азербайджане, выдвинутые российскими и азербайджанскими педагогами, в рассматриваемый период.

  2. Охарактеризовать особенности процесса развития азербайджанской светской средней школы.

  3. Выявить значение изучения истории светской* начальной и средней школы для решения актуальных проблем образования в Азербайджане сегодня.

Методологическую основу исследования составляют концептуальные подходы и принципы: - системный подход (Э.Г.Юдин, И.В.Блауберг, В.ПБеспалько, В.В.Краевский, В.А.Сластенин.); - социокультурный подход (А.И.Арнольдов, И.В.Дубровина, Т.С.Комарова, И.С.Кон, Е.А.Леванова, Б.Т.Лихачев.) - принцип научного историзма (З.И.Равкин, М.В.Богуславский, Г.Б.Корнетов, А.Н.Джуринский и др.); - этнопедагогический подход к образованию (К.Ш.Ахияров, Г.Н.Волков, Г.Д.Даутова, В.Г.Закирова, З.Г.Нигматов, Т.Н.Петрова, Я.И.Ханбиков, Д.СЯгофарова и др).

Для решения поставленных в работе задач применялся комплекс взаимодополняющих методов исследования, включающий в себя:

изучение официальных нормативных документов;

анализ историко-педагогической литературы;

метод сравнительно-сопоставительного анализа;

историко-ретроспективный метод;

методы обобщения и систематизации материала. Источниковая база исследования:

- труды известных российских и азербайджанских педагогов и
публицистов конца XIX - начала XX вв. по проблемам теории воспитания и
образования;

- официальные документы, регламентировавшие создание и деятельность
светских учебных заведений на территории Азербайджана в рассматриваемый
исторический период;

- научно-педагогические исследования по истории развития системы
образования в Азербайджане;

- публицистические материалы рубежа XIX - XX. вв., посвященные теме
настоящего исследования;Лв?- том числе статьи в бакинской газете «Каспий»,
выходившей в 1881 - 1919 гг.;

- архивные материалы из Государственного исторического архива;
Азербайджана.

Хронологические рамки исследования. (Конец XIX начала XX в.в:) обусловлены; тем, что, начиная с 70-х гг. XIX столетия на территории); Азербайджана сталш создаваться первые светские школы, специально; предназначенные для азербайджанцев. После революции 1917 г. содержанием светского образования в Азербайджане претерпело кардинальные изменения;, а;, многие из созданных в> дореволюционный период учебных заведений бьшиї перепрофилированы.

Организация исследования. Оно проводилось в три этапа:

Первый этап (2004 - 2005 гг.) - поисковый. На этом этапе былш исследованы: уровень разработанности проблемы, и методологические подходы ' к ее изучению, и перечень его источников для его: проведения.

Второй этап (2005 - 2006 гг.) - теоретический. На этом; этапе происходило изучение и осмысление законодательно-нормативных документов, научных, историко-публицистических и архивных источников, определялись понятийный; аппарат, логика и методология исследования. В этот же период осуществлялось накопление исходных материалов, и формировалась основная часть текста работы.

Третий этап: (2006 - 2007 гг.) - обобщающий. На этапе обобщались и

7 систематизировались результаты исследования, формировались основные теоретические выводы, завершалась работа над текстом диссертации и его оформлением.

Научнаь новизна.

1. В исследовании теоретически обосновано положение о том, что в
исторических условиях конца ХГХ начала XX в Азербайджане религиозное и
светское образование не исключали, а взаимодополняли друг друга.

Религиознее образование:

создавало единую духовную основу азербайджанского народа;

способствовало формированию коммуникативной культуры и традиций этнического поведения;

- обеспечивало обогащение азербайджанской культуры влиянием
древнейшей культуры исламского мира.

Светское образование:

- отвечало потребностям социально-экономического и социально-
политического развития в профессиональных кадрах;

укрепляло культурные связи с Россией, способствовавшее формированию национальной интеллигенции;

- помогало становлению тесных контактов с Европой, взаимодействию с
европейским образованием, что отвечало требованием развивающейся
техногенной цивилизации. Светская школа, в рассматриваемый период,
развивалась более динамично.

2. Выявлена обусловленность специфики развития светской средней
школы:

- стремительным экономическим развитием, вызванным «нефтяным
бумом», выходом региона на общероссийский и мировой рынки;

- появление меценатов и объединение их усилий, по развитию светского
образования в рггионе, с правительством России;

усилением формирования национальной светской интеллигенции;

появлелизм запроса на женское образование.

3. Раскрыты ведущие тенденции в развитии светского образования, сложившиеся в Азербайджане на протяжении рассматриваемого периода.

Теоретическая значимость исследования. Выявлен и реализован новый теоретико-методологический подход к анализу процесса становления образования в условиях национальной культуры:

развитле светского образования в исследовании рассматривается не только как следствие направленной политики российской империи на русификацию национальных окраин, но и как совместная деятельность правительства России и передовой общественности Азербайджана, в ситуации вызревших условий готовности азербайджанского народа, к скачку культурного развития;

интенсивность развития светской средней школы прослеживается не только сквозь призму влияния социо-культурной ситуации, традиционно акцентируемой советскими авторами, но как явление, имеющее многофакторную обусловленность, где место ведущего фактора занимало развитие экономики;

светское и религиозное образование в изучаемый период раскрываются не как альтернативные направления, а как взаимодополняющие, при большей динамике развития светской школы, отвечающей цивилизационному запросу;

религиозная школа в условиях национальной культуры, рассматриваемого периода, характеризуется как важный фактор сохранения национальной самобытности и традиционности.

Достоверность и надежность полученных результатов обусловлены теоретической и методологической обоснованностью исходных параметров работы; соответствием методов исследования его задачам; репрезентативностью источниковой базы и логической непротиворечивостью выводов исследования.

9 Практическая значимость исследования определяется тем, что полученные результаты могут быть использованы в процессе преподавания истории педагопіки в России и в Азербайджане, а также при создании новых учебных пособий и спецкурсов по истории педагогики, для преподавателей и студентов педагогических вузов, и на курсах повышения квалификации педагогов. Кроме того, сделанные в работе выводы представляют определенный интерес при создании проектов реформирования средних школ Азербайджана. Основьые положения, выносимые на защиту:

V. В конце XIX - начале XX вв. в Азербайджане сложились исторические предпосылки становлениями развития светского образования, что проявилось:

в ускоренном экономическом развитии региона, связанном, прежде всего, с нефтедобычей и появлением соответствующей инфраструктуры, что вызвало резкий рост потребности в образованных и квалифицированных кадрах;

в стабильной социально-политической ситуации (до 1905 г.), что* обеспечило отсутствие принудительной, ускоренной «русификации» учебных заведений и позволило создать широкую сеть национальных школ, с изучением некоторых предметов на азербайджанском языке;

- в новых тенденциях социо-культурного развития (в поиске
организационных форм светского образования, формировании национальной
интеллигенции и возникновении меценатства);

2. В обсуждении проблем организации и содержания школьного образования в среде азербайджанской интеллигенции и российских педагогов, служивших в кавказском учебном округе, выявились следующие подходы:

признание первостепенности задач обеспечения населения элементарными знаниями на родном языке;

отстаивание важности сохранения национальной самобытности школы;

отношение к образованию, как к источнику социального благополучия;

10 понимание необходимости расширения общеобразовательной подготовки мля дальнейшего обеспечения кадрового потенциала при сохранении религиозных основ и национальных традиций воспитания (светские национальные и правительственные школы с преподаванием на русском язьпсе и изучением Корана) - группа «западников»;

- рассмотрение просветительских и этических задач, как главных, в
образовании;

отстаивание приоритетности традиционного религиозного образованиям введением светских общеобразовательных предметов (мектебы) - группа «традиционалистов»;

признание необходимости начального и среднего женского образования;

утверждение специфики подготовки учителей для национальных школ;

3. В Процессе развития светского школьного образования в Азербайджане
в конце ХЕК начала XX в.в. проявились следующие особенности:

- В 80-е і'. ХГХв. исламская религиозная школа занимала по численности
первое место, рациональная светская школа была самой малочисленной,
русская государственная почти не охватывала азербайджанцев;

- к концу XIX - началу XX в.в., благодаря совместным усилиям
российского правительства, азербайджанской интеллигенции и меценатов,
началось интенсивное развитие начальной и средней школы всех типов, в
общеобразоватшьных (гимназии, реальные училища) и средних специальных
учебных заведениях значительно увеличилось число учеников-азербайджанцев;
- во всех сезтских учебных заведениях сохранялось преподавание Корана и
воспитание традиционных норм поведения;

4. Для современного реформирования образования в Азербайджане
представляется важным учет особенностей процесса его становления и
развития:

- сохранения единства светских оснований и религиозных традиций в

образовании и воспитании;

- сочетания ориентации на национальную самобытность, традиции и мудрость восточной культуры, европейские рационалистические тенденции и культурное взаимодействие с Россией;

объединения усилий общественности (чиновников, меценатов, творческой интеллигенции) в решении организационных и содержательных задач образования.

Апробация полученных результатов осуществлялась на ежегодных отчетных сессиях МІН У(2005, 2006, 2007); на аспирантском семинаре кафедры педагогики высшей школы Mill У; на Всероссийской научно-практической конференции "Педагогическое наследие К.Д.Ушинского и современные проблемы модернизации образования" (Москва 2004), а также посредством публикаций по теме исследования.

Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

Во введении обоснована актуальность исследования, определены его проблема, цель, объект, предмет, задачи, методология, научная новизна, теоретическая и практическая значимость.

В первсй главе, «Исторические предпосылки становления светского школьного образования в Азербайджане», рассмотрены особенности изучения истории образования в странах, ранее входивших в состав Российской империи; охарактеризована система образования, сложившаяся в Азербайджане к 80-м гг. XIX в. и выявлены ведущие социально-экономические, социально-политические л социокультурные предпосылки азербайджанской школы в конце XIX - начале XX вв.

В главе раскрыта система факторов, влияющих на процесс развития образования в Азербайджане, включающих как политику Российской империи в сфере народного просвещения нерусских народов, так и социально-

12 экономические, социально- политические и социокультурные процессы, происходящие в национальном регионе.

Мощнечшим толчком к созданию в конце XIX в. светской школы в Азербайджане, как русской, так и национальной, послужило ускоренное экономическое развитие региона. Оно было связанно с нефтедобычей, появлением соответствующей экономической инфраструктуры, расширением сельскохозяйственного производства и широким выходом региона на общероссийский и мировой рынки. Подобное развитие вызвало резкий рост потребности в, относительно, образованных и квалифицированных кадрах (особенно среднего и низшего руководящего звена и техников) для различных отраслей народного хозяйства.

Социально-политическая ситуация, сложившаяся в Азербайджане в 70 -90-е гг. XIX ь., была относительно стабильной. Здесь, как и в предыдущие десятилетия, из наблюдалось сколько-нибудь заметных антиправительственных массовых выступлений, в том числе национально-освободительного или радикально-религиозного характера. Поэтому русские власти не проводили на территории Азербайджана активной насильственной русификации традиционных, национальных, религиозных учебных заведений, и относились к мектебам и медресе достаточно лояльно. Вместе с тем, в контексте общей официальной образовательной политики Российской империи, проводившейся в этот период на ее национальных окраинах, во всех вновь создаваемых светских учебных заведениях, даже чисто национальных, вводилось обязательное изучение русского языка, и общеобразовательные предметы должны были преподаваться по-русски.

В 80-е гг. XIX века в Азербайджане началось формирование светской национальной интеллигенции, получившей европейское образование, в том числе и педагогическое. Особую роль в этом процессе сыграло татарское (азербайджанское>) отделение Закавказской учительской семинарии, многие

13 выпускники которого (Р.И.Эфендиев, Д-Мамедкулизаде, Ф.А.Кочарли, Н.Нариманов и др.) впоследствии стали известными азербайджанскими педагогами. Таким образом, осуществлялось обеспечение национальной азербайджанской школы учительскими кадрами. Вместе с тем, вплоть до 1917г., отсутствие достаточного количества квалифицированных педагогов, в определенной степени тормозило развитие массовой начальной и средней азербайджанской светской школы.

Заметн^то роль, в становлении системы учебных заведений1 в Азербайджане, сыграли богатые и влиятельные благотворители, щедро жертвовавшие средства на создание и функционирование различных учебных заведений. Среди них были как представители высшей русской администрации (Д.С.Старосельский и др.), так и национальной азербайджанской буржуазии (Г.З.А.Тагиев и др.).

Оцениврд предпосылки и условия эволюции азербайджанской школы, в рассматриваемый исторический период в целом, можно утверждать о совокупном воздействии рассмотренных выше факторов, применительно к условиям Азербайджана.

Во второй главе, «Основные тенденции развития структуры и содержания начального и среднего образования в Азербайджане в, конце XIX — начале XX вв.», раскрыт процесс развития азербайджанской школы в рассматриваемпй исторический период; проанализированы основные концепции образования, выдвинутые российскими и азербайджанскими педагогами на рубеже XIX - XX вв., а также определено значение изучения истории образования в Азербайджане для современной национальной педагогической науки.

В конце 70-х - начале 80-х гг. XIX века в Азербайджане существовали две основные традиции в сфере светского образования. Одна из них, уходившая своими корнями еще в средневековье, была тесно связана с исламской

14 культурой. Она, даже в резко изменившихся социальных условиях, предполагала постепенное слияние светской и религиозной школ, путем поэтапного введения в мектебах и медресе преподавания светских общеобразовательных учебных предметов. Другая традиция зародилась .только в начале XIX столетия и базировалась на европейских воззрениях на образование, принятых первыми азербайджанцами просветителями. Многие из них получили образование в русских учебных заведениях и вынесли- оттуда убеждения о необходимости заметной и скорой европеизации всей образовательной системы Азербайджана. Хотя, некоторое время, происходил поиск компромисса, в начале XX в. возобладало второе направление, основывавшееся на необходимости организации чисто светской начальной и средней общеобразовательной национальной школы, с преподаванием азербайджанского языка, Корана и сохранением национальных традиций в воспитании.

В результате значительной модернизаци системы народного образования в Азербайджане, в конце ХГХ - начале XX вв., возникли новые типы учебных заведений:

русско-татарские (русско-азербайджанские) училища;

начальные и средние профессиональные учебные заведения, в том числе педагогические;

негосударственные азербайджанские училища и курсы;

- государственные начальные и средние образовательные учреждения,
созданные по образцу общероссийских (в том числе и женская гимназия в Баку)
и предназначенные, в первую очередь, для де гей русских офицеров и
представителе? гражданской администрации. В них также обучались дети
зажиточных армян и азербайджанцев, но число последних было сравнительно
невелико;

- женские утшища для девочек-азербайджанок.

15 Таким образом, можно говорить, что в рассматриваемый исторический период существовало три, потенциально возможных, направления развития системы образования в Азербайджане, не исключавших их параллельного существования и взаимного влияния друг на друга: традиционное религиозное, светское, направляемое российским правительством и светское, национальное, создаваемое азербайджанской общественностью. При этом эти направления не только сосуществовали, но и взаимовлияли друг на друга. В религиозных школах вводили общеобразовательные предметы, в светских школах изучали Коран, усилив российского правительства соединялись с инициативой азербайджанской общественности.

В результате проведённых реформ:

резко увеличилось число светских общеобразовательных начальных и* средних учебных заведений различных типов, в том числе предназначенных специально доъ\ азербайджанских детей. В 1915 г. на территории Азербайджана существовало ужз 976 школ всех типов, включая 15 средних, где обучалось 73,6 тысяч детей, из них 23 тысячи азербайджанцев.

был создан ряд начальных и средних специальных учебных заведений, где различным специальностям обучалось около 5-ти тысяч детей и подростков, при чем, около десяти процентов из них составляли азербайджанцы.

- в Азербайджане появились первые женские общеобразовательные
учебные заведения, в том числе и национальные, что свидетельствовало об
определенной перемене отношения азербайджанского социума к
необходимости общественного женского образования.

Вместе с тем, несмотря на явную динамику в развитии светских учебных заведений, в рассматриваемый исторический период, продолжали сохраняться важнейшие к эренные проблемы образования Азербайджана:

- явно недостаточное количество начальных и средних учебных
заведений по отношению к общему числу детей школьного возраста, о чем

свидетельствовал сравнительно низкий уровень грамотности населения, - чуть более 6%;

- низкчй процент учащихся-азербайджанцев, особенно в средних учебных заведениях, где их было всего около 11%;

Необходимо отметить, что уровень грамотности в Азербайджане в начале XX в. несколько уступал аналогичным показателям у ближайших соседей: в Грузии он составлял около 20%, а в Армении, - около 12%. Что же касается ведущих мусульманских народов, то к началу 20-х гг. XX в. уровень грамотности в Турции составлял, по разным данным, от 4% до 10%, (т.е. был таким же, как и в Азербайджане), в Иране и в западной британской Индии (современный Пакистан) этот показатель был еще ниже и не превышал 5%. В начале XX в. самым передовым из всех исламских народов, по уровню' грамотности, были волжские татары: у мужчин он составлял 17%, а у женщин -8%, т.е. почти іакой же, как и у русского населения Поволжья.

Анализ развития системы светского образования за период с 80-х гг. ХГХ в. по 1917 г. гозволяет выявить некоторые устойчивые тенденции, которыми характеризовался этот процесс:

1. Устойчивое развитие национальной светской начальной школы, как в
городах, так и в сельской местности. После 1905 г. начальная светская
азербайджанская школа, с обязательным изучением русского языка и, ряда
общеобразовательных предметов, постепенно стала вытеснять традиционную
систему религиозного начального образования, практиковавшуюся в мектебах.

  1. Расширение числа полноценных средних общеобразовательных заведений (гимназий и реальных училищ), в которых постепенно, хотя и очень медленно, увеличивалось число учеников-азербайджанцев.

  2. Развитие системы средних специальных учебных заведений по различным специальностям, включая учительскую семинарию, предназначенную для подготовки педагогических кадров для национальной

начальной школы.

4. Быстрое становление системы женских начальных учебных заведений для девочек-азербайджанок, обусловленное переломом в национальном сознании по вопросу о необходимости общественного женского образования.

При освещении педагогических концепций, созданных в Азербайджане в рассматриваемый исторический период, в работе был выделен круг проблем в обсуждении которых звучало абсолютное единство. Это вопросы грамотности населения и его обеспечения элементарной школой, с преподаванием на родном г языке и осознание важности сохранения национальной самобытности школы. Идеи народности в образовании не только вьщвигались азербайджанскими педагогами, но и пропагандировались руководителем и преподавателем азербайджанского отделения Закавказской учительской семинарии.. , А.О.Черняевским. который был учеником и последователем К.Д.Ушинского. А.О.Черняевскяй внес весьма значительный вклад в создание системы учебных, заведений в А?ербайджане, опираясь на творчески переработанную концепцию национальной школы, предложенную К.Д.Ушинским.

В связи с этими проблемами обсуждались вопросы подготовки народного учителя для сельских школ и создания учебных пособий на родном азербайджанском языке (Р.И.Эфендиев, А.Сиххат), рассматривались различные аспекты этой проблемы: замена алфавита и разработка грамматики (Н.Нариманов и др.); внедрение фонетического метода обучения (Р.И.Эфендиев и др.); издание специальной детской развивающей литературы (С.М.Ганизаде и

ДР-)-

У азербайджанских педагогов можно выделить два подхода к назначению народного образования. Магомед Таги Сидги, поэт и учитель, и ряд его единомышлеников на первое место ставили просветительно-этическую функцию образования. Другие же авторы, например известный педагог Гасан-бек Зардаби, напротив, придерживались более утилитарных воззрений на задачи

18 просвещения, как на основу социального благополучия человека. В среде азербайджанских педагогов сложилась группа, которую условно можно было назвать «западники», которые понимали среднюю образовательную школу, как старт для дальнейшей карьеры («для служб, для чинов»). Но, при этом, они не отрицали религиозных основ и национальных традиций воспитания, обязательность знания Корана. Другая группа, условно обозначенная как "традиционалисты", отстаивала приоритеты нравственно религиозного образования, хотя принимала идеи расширения списка общеобразовательных предметов, в условиях религиозной школы (А.Г.Гуссейнзаде).

Оценивая концепции образования в азербайджанской светской школе, выдвинутые российскими и азербайджанскими педагогами на рубеже XIX - XX вв., можно сделать следующие основные выводы:

  1. Объективные, социальные условия ставили перед азербайджанскими педагогами достаточно сложную задачу: в короткие исторические сроки обеспечить резкое повышение элементарной грамотности народа. Этого можно было достигнуть только путем создания массовой национальной светской школы, в первую очередь, начальной. Подобная задача и предопределила основные направления педагогической работы в Азербайджане, и содержание вновь выдвигаемых образовательных концепций в рассматриваемый исторический г гриод.

  2. Педагогические концепции обучения в национальной начальной школе различных типов, предлагавшиеся ведущими азербайджанскими педагогами в конце XIX - начале XX вв., в целом не отражали резкой конфронтации, так как все они ориентировали на обучение родному языку и литературе, приобщение детей к национальной и русской культурам, патриотическое воспитание, обучение основам религии.

  3. Огромное внимание, практически всеми вьдными азербайджанскими педагогами рассматриваемого исторического периода, уделялось

19 совершенствованию изучения родного языка, что было вполне оправдано в условиях весьма низкого уровня грамотности населения. Рассматривая значение изучения истерии генезиса светского образования в Азербайджане во второй половине Х1> - начале XX вв., необходимо отметить, что это явление многоплановое л представляет наибольший интерес в двух его аспектах: широком культурологическом и более узком, чисто педагогическом. В работе выделены ведущее направления в процессе становления и развития светского образования в Азербайджане в конце XIX начале XX века, значимые для современного ^формирования образования:

- сохранение единства светского школьного образования и учёта
религиозных национальных традиций в образовании и воспитании;

- сочетание ориентации на мировые стандарты в образовании, традиции
национальной культуры и культурное сотрудничество с Россией;

объединение усилий общественности (чиновников, меценатов, творческой интеллигенции) в решении организационных и содержательных задач образования.

В заключении диссертационного исследования сделаны обобщающие выводы и сформулированы рекомендации по использованию элементов исторического опыта азербайджанской педагогики в современной национальной ыколе.

Библиография содержит 147 источника, из которых 7 являются архивными материалами Государственного исторического архива Азербайджана.

Основное содержание диссертации нашло отражение в 5 публикациях автора, одна из которых в журнале Преподаватель XXI век.

Особенности изучения истории образования в странах, ранее входивших в состав Российской империи

Проблемы генезиса национальной школы в современных государствах, которые до 1917 г. входили в состав Российской империи, стали получать свое историческое обоснование в отечественной педагогической литературе еще в конце ХГХ столетия. В этой области в дореволюционной период можно выделить два с зновных направления:

- официальное, в котором доминировала концепция, согласно которой-роль России как носителя: новой «прогрессивной» культуры для большинства» «непросвещенізіх» нерусских народов рассматривалась как исключительно позитивная. В первую очередь это относилось к созданию системы учебных заведений по общероссийскому образцу, хотя эти заведения отчасти № учитывали местную специфику. Следует отметить, что многие авторы подобных работ не являлись шовинистами и русификаторами, а отчасти были-даже представителями местной национальной интеллигенции. Вместе с тем, они искренне верили в культурную миссию «передовой европейской» педагогики:и необходимость полного отказа от «отсталых азиатских» подходов к организации народного образования. Поэтому у подобных авторов необходимость изучения истории традиционной национальной» школы практически отрицалась. В отношении Кавказского региона одним из самых характерных примеров такого подхода является статья Л.Н.Модзалевского «Ход учебного дела ч бывшем Кавказском,наместничестве с 1802 по 1880?г.» (97), написанная в 1880 г. - национально-либеральное, которое подчеркивало необходимость в процессе создания системы образовательных учреждений в нерусских областях империи наряду с использованием современной российской педагогической теории и практики, учитывать и традиционный национальный опыт в этой области. Как и в первом случае, сторонниками подобного подхода были как представители национальной педагогической науки, так и некоторые русские педагоги, работавпше в этих регионах. В Азербайджане, например, наиболее ярким представителем последней группы являлся А.О.Черняевский. Национально-либеральное направление предусматривало внимательное изучения опыта старой национальной школы, что нашло отражение в работах многих азербайджанских и российских авторов рубежа XIX - XX вв.

Следует подчеркнуть, что в рассматриваемый исторический период, когда во многих национальных областях Российской империи создание новых учебных заведений происходило достаточно быстрыми темпами, борьба между рассматриваемыми историческими подходами приобрела весьма актуальный и злободневный характер. Поэтому подробнее эта борьба и различные практические подходы к созданию новой национальной школы в Азербайджане будут рассмотрены ниже.

После раслада СССР, во вновь образованных независимых государствах - бывших советских республиках, - заметно увеличился интерес к национальной истории, в том числе и к истории развития национального образования.-Процесс этот коснулся как Российской Федерации, так и других стран СНГ. Следует подчеркнуть, что в исследованиях по истории образования в СССР вышедших до 1991 г., значительное место уделялось становлению национальной системы народного просвещения в советских республиках, в том числе и в дореволюционный период. Пожалуй, последней, из подобных капитальных работ, стала книга «Очерки истории школы и педагогической мысли в СССР. Конец ХГХ - начало XX в.» под редакцией Э.Днепрова, опубликованная уже в 1991 г.(108 ). В этом издании имеются специальные разделы, посвященные школе и педагогической мысли в различных республиках СССР. В более поздних учебниках и монографиях по истории педагогики, вышедших в России в постсоветский период, например, в учебном пособии «Иотсрья педагогики и образования» под редакцией А.И.Пискунова (2001 г.) (53) и ряде других подобных изданий, отдельные разделы, специально посвященные Украине, Белоруссии, Азербайджану и другим странам СНГ отсутствуют.

Так же ч в самих республиках СССР, в том числе и в Азербайджанской ССР, в советский период проводились серьезные исследования в области истории национального образования. Примечательно, что ряд этих работ выходил на русском языке и издавался в России, например, «Антология педагогической мысли Азербайджанской ССР», вышедшая в Москве в 1989 г. (1). Впрочем, большинство подобной литературы было опубликовано в национальных республиках. Говоря об Азербайджане, необходимо подчеркнуть, что это были серьезные научные работы, в которых подробно анализировались многие аспекты истории развития педагогики и школы в республике. Вместе с тем, в связи с известными причинами, на содержание подобных исследований очень серьезнэе влияние оказывал классовый подход и официальная атеистическая идеология.

Система образования, сложившаяся в Азербайджане к 80-м гг. ХІХв.

В начале 80-х гг. ХЕХ в. на территории Азербайджана параллельно существовали три системы начальных и средних учебных заведений: - традиционная для мусульманских народов религиозная школа: мектебы (начальные) и іедресе (средние учебные заведения); - мусульманские школы - полугосударственные и частные начальные учебные заведьнкя, в том числе повышенного типа, в которых дети зажиточных азербайджанцев изучали некоторые светские общеобразовательные предметы (на азербайджанском языке), а также русский язы - и основы русского права. Слово «мусульманские» в данном контексте отображало не религиозную направленность обучения, а конфессиональную принадлежность учащихся; - государе гвенные начальные и средние образовательные учреждения, созданные по образцу общероссийских (в том числе и женская гимназия в Баку) и предназначенные, в первую очередь, для детей русских офицеров и представителей гражданской администрации. В них, также, обучались дети зажиточных армян и азербайджанцев, но число последних было сравнительно невелико.

Таким образом, можно говорить, что в рассматриваемый исторический период, существовало три потенциально возможных направления развития системы образования в Азербайджане, не исключавших их параллельного существования ь взаимного влияния друг на друга. Следует специально подчеркнуть, что подобная ситуация существовала вплоть до 1917 г. При этом, наблюдалась достаточно острая конкурентная борьба за учеников между светской и исламской религиозной школами. Рассмотрим каждый из выделенных типов учебных заведений подробнее.

Как известно, у большинства народов, исповедующих Ислам, еще с VII в. основным типом начальных училищ являлись мектебы — начальные религиозные образовательные учреждения, куда дети могли поступать, начиная с семилетнего возраста. Обучение, в зависимости от возможностей каждого мектеба, продолжалось от одного до трех - четырех лет. Такие же религиозные начальные школы, в большом количестве, существовали и в Азербайджане вплоть до начгла XX столетия и функционировали, как правило, при мечетях. Само слово «мектеб» (точнее «мактаб») арабского происхождения и буквально означает «месіо, где пишут». В 80-е гг. XIX в. в Азербайджане насчитывалось свыше 500 мектебов, в которых одновременно обучалось около 7000 детей. Содержались мектебы за счет взносов родителей учеников и иных лиц. Именно , они являлись, в эти годы, основными образовательными учреждениями для азербайджанского населения.

Мы полагаем, что рассмотрение традиционного исламского воспитания и обучения в особых образовательных учреждениях не потеряло своей актуальности ц в наши дни. Это связано: во-лервых, с необходимостью изучения исторического педагогического опыта различных цивилизаций и выявления возможностей использования элементов этого опыта в современных условиях. Практика показала, что даже в условиях глобализации попытки тотального внедрения современной зілігдной гуманистической педагогики по всему миру, без учета этнокультурные особенностей различных народоз, цалеко не всегда приносят положительные, результаты; - во-вторых, наблюдаемое в последние десятилетия возрождение Ислама, как ведущей идеологии, в целом ряде стран, должно вызывать особый интерес к этой религии, в том числе к формам и методам исламского воспитания.

В современной российской педагогической науке к мектебам сложилось неоднозначное отношение. В советский период их прямо называли училищами, в которых «воспитывали детвору в религиозном фанатизме. Вся учеба в этих школах заключалась в механическом зазубривании Корана на арабском языке и других малогонятных книг духовного содержания ... » (124,628). В постсоветский период высказывания о мектебах стали несколько мягче, однако и теперь один чз авторов Российской педагогическси энциклопедии пишет, что «роль мектебов в реальном распространении грамотности среди мусульманскої о населения России (точнее, - Российской империи - Д.М.) часто подвергается мнению» (110,564). Что же представтіяла собой азербайджанская религиозная начальная школа в XIX в.?

Начнем с того, что главной задачей эти?: учебных заведений было не предоставление учащимся начального образования, а их религиозное воспитание. В ряде мектебов происходило обучение грамоте и даже осуществлялось преподавание основ некоторых других предметов (например, персидского гзыка). Однако, это обучение играло вторичную роль по отношению к исламскому воспитанию. Именно этой причиной и обусловлена вся система обжалования, сложившаяся в мектебах.

Развитие азербайджанской школы в рассматриваемый исторический период как особое социально-педагогическое явление

Развитге любой школы, в каком-либо государстве или регионе, в определенный исторический период, представляет собой сложное социально педагогическое явление, обусловленное целым комплексом взаимодействуюпщх между собой факторов. Генезис азербайджанской светской школы не являзтоя исключением. В предыдущей главе были проанализированы ведущие услозия, предопределившие особенности становления светского образования в Азербайджане. В настоящем разделе будет рассмотрен процесс развития систему подобных учебных заведений на рубеже XIX — XX вв. и выявлены его основные особенности. Обратимся, сначала, к истории создания и функционировать светских образовательных учреждений в Азербайджане, в рассматриваем їй исторический период.

Выше уже отмечалось, что к 1880 г. к светским образовательным учреждениям, действовавшим на территории Азербайджана, относились: - русские государственные начальные и средние школы, созданные по общероссийским образцам, в которых число учащихся азербайджанцев не превышало 1Э - 15 %; - мусульманские школы, с преподаванием большинства предметов на национальном языке, число которых было невелико и которые, не получая правительственной финансовой помощи, находились в упадке; - незначигельное число начальных частных учебных заведений с преподаванием m русском языке. Однак э количество школ и содержание образования в них далеко не во всем отвечали объективным запросам общества. Особенно заметно это было в области професіонального обучения. Однако, уже с начала 80-х гг. XIX века в, Азербайджане начинается процесс заметного увеличения числа светских учебных заведений различных типов. Этот процесс значительно ускоряется после револкцги 1905 г. К основным типам новых образовательных учреждений следует отнести: - русски-татарские (русско-азербайджанские4 училища; - начальные и средние профессиональные учебные заведения, в том числе педагогические; - негос, дарственные азербайджанские училища и курсы; - женскче училища для девочек-азербайджанок.

Следуе также подчеркнуть, что в этот период продолжается рост числа русских общеобразовательных начальных и средних учебных заведений, причем число уіащихся-азербайджанцев в них увеличивается. Рассмотрим каждый из этих тлпов образовательных учреждений подробнее.

Русско-татарские школы

Русско-татарские школы представляли собой особый тип начальных учебных заведений повышенного типа, предназначенных, в первую очередь, для детей-азербайд анцев. Их возникновение и специфика преподавания в этих училищах были обусловлены двумя важнейшими факторами:

Во-перры , возросшей объективной необходимостью обучения азербайджанцев в светских учебных заведениях европейского типа. В середине 70-х гг. XIX в. попечитель Кавказского учебного округа -Я.М.Неверов заметил, что «... высши і учитель - жизнь, ознакомила, накгнец, туземное население с выгодами образования ...» (цит. по 95,378). И хотя это было сказано в отношении Гр зии, но в равной степени относилось и к Азербайджану.

Во-вторых, желанием Министерства народного просвещения держать азербайджанскую национальную школу под пристальным контролем и по возможности русифицировать ее. В «Правилах о применении к учебным заведениям Кавказского учебного округа общих училищных уставов МНП» (1873 г.) по; черкивалось «обязательность преподавания русского языка, русской истории и географии во всех училищах, на русском языке, в тех из них, где вообще преподаются история и география» (95,382).

Имение на таких условиях и создавались русско-татарские школы, призванные заменить школы мусульманские, созданные еще в конце 40-х гг. XIX в.. Первое, русско-татарское училище, было открыто в Баку в 1887 г. выпускниками Тифлиского учительского института С.М.Ганиевым и М.Г.Махмуд5е.совым. Первоначально, эти школы, представляли собой начальные училища с 2-х летним сроком обучения (позднее - 3-х - 4-х летним), где преподавались русский язык, арифметика, элемеотарная география, краткая русская история, а также азербайджанский язьге и литература. Изучение русского языка начиналось со второго ro,z;a обучения, первый год посвящался занятиям по родному языку. Создавая русско-азербайджанскую школу, ее оснозатели учитывали тот факт, что местное население нередко использовало язык фарси. Кроме того, многие родители учащихся имели торговые связ і с Ираном. Поэтому и было решено включить в учебную программу язык фарси, а также основы Ислама и шариата. Плата за учебу составляла 3 р блл в год, - сумму по тем времена не очень большую, а дети из бедных семей у шлись бесплатно.

Концепции образования в азербайджанской светской школе, выдвинутые российскими и азербайджанскими педагогами на рубеже XIX - XX вв

Выше уже отмечалось, что в среде образованной части азербайджанского общества идеи о необходимости постепенного введения системы светского национального образования .зародились еще в первой половине ЖХ в.. Такие просветители, как А.К.Бакиханов и М.Ф.Ахундов, особенно посг.здний, провели значительную «подготовительную» работу по созданию нагчочальной азербайджанской светской школы. В частности, именно Ахундовым, был написан первый азербайджанский букварь. Он же внес большой вклад., в создание первого педагогического заведения для подготовки учителей, для будущей азербайджанской национальной школы. Однако, практическая деятельность национальных светских средних и начальных учебных завед,.нчй началась только с 80-х гг. XDC в., уже после их смерти. Именно в это г чериод и появились различные чедагогические концепции обучения в подобных школах, выдвинутые азербайджанскими педагогами и общественнымч деятелями.

Вместе с тем, необходимо подчеркнуть, два важных положения, характеризуюшчу период зарождения и первоначального развития азербайджанской светской школы.

Во-перьых, педагогические концепции, созданные в этот период национальнымг педагогами, не имели принципиальных противоречий. Все они, первоначально, были направлены на одну двуединую цель - внедрение современного гчеольного воспитания и повышение элементарной грамотности народа, опирающееся на определенную «европеизацию» вновь создаваемых учебных заведений. Эти концепции отличались друг от друга лишь частностями: большим или меньшим вниманием к различным аспектам воспитания и обучения, отношением к преподаванию основ религии и т.п. Объединяло все эти концепции и в целом достато ..но негативное отношение к традиционной религиозной школе. Вместе с тем, у различных азербайджанских педагогов, да» е принадлежащих одному поколении?, можно выделить два типа подходов к народному образованию. Магомед Таги Сидги, поэт и учитель, на первое место ставил просветительно-этическую функцию образования. Он писал "Школ , - посредник науки и просвещения, повод для счастья в настоящем и огустороннем мире. ... Настоящая ієна человека слагается из навыков и знаний, выученных и познанных им благодаря школе" (89,316). Другой же аі;со, также известный педагог, Гасан-бек Зардаби, напротив придерживался более утилитарных воззрений на задачи просвещения. Он писал, что "образование даже элементарное, в виде простой грамотности, значительно повышает прої звэдительность рабочего труда" (93,289).

Во-втог ых, необходимо учитывать, что азербайджанская светская школа развивалась льд заметным воздействием российской педагогики рассматриваемой- исторического периода. Поэтому, первоначально, необходимо обратиться к этой проблеме.

Значительную роль в становлении азербайджанской светской школы сыграл ряд российских педагогов, служивших в Кавказском учебном округе. Среди них, в і ервую очередь, необходимо выделить А.О.Черняевского, последователя КД.Ушинского, который внес весьма значительный вклад в создание азероайджанской начальной школы. Как известно, впервые в российской педагогике, целостная концепция национальной школы была предложена в середине ХГХ в. К.Д.Ушинским. Он полагал, что начало формирования человеческой личности лежит в семейном воспитании, а общественное образование должно быть неразрызно связано с первым и служить его продолжением. Однако и оно крайне вьжно, поскольку именно в общественных учреждениях происходит основная подготовка детей к жизни в социуме. И такое общественное образование обязательно должно носить национальный характер.

Этот принцип обосновывался К.Д.Ушиноким следующим образом. Он отмечал, что іациональная ментальность присутствует у каждого крупного народа, и она ооязательно накладывает свой отпечаток на образ мышления человека и все черты его личности. Ушинский, з своих ранних работах, даже утверждал, что такие качества наследуются биологически. Впрочем, ознакомившие z работами Ч.Дарвина, он несколько изменил свое мнение, отдав приорит /г наследованию социокультурных "радиций. В соответствии с этнической ментальностью детей и следует строить весь образовательный процесс. "Обшцаясь к народности, воспитание всегда найдет ответ и содействие в жиюм и сильном чувстве человека, которое действует гораздо сильнее убеждения, принятого одним умом, или привычки, вкорененной страхом наказі -шй", - писал Ушинский (130,283). Исходя из этого положения, автор приходитт к выводу, что невозможно создание какой-либо универсальной системы образования для всех народов, а если такс зая и будет предложена, то она окажется нежизнеспособной. Вместе с тем, К.Д.Ушинский признавал, что не следует отверіать и весь международный опыт образования в целом. Можно использовать е о элементы, но только после их адаптации к условиям каждого конкретного народа. Он подчеркивал, что не следует смешивать обучение различным HavKtM с воспитанием. Науки носят общий характер для всех народов, но выбор изучаемых дисциплин должен соответствовать потребностям каждого конкрьтього этноса.

Похожие диссертации на Становление и развитие системы светского образования в Азербайджане в конце XIX - нач. XX в.в.